«В теории нет разницы между теорией и практикой. Но на практике она есть» (Ян ван де Снепшойт).
Многие воспринимают религию как музей. Нужно принадлежать к религии X, потому что это история и традиции народа Y. Праздники, архитектура, картины, песни, костюмы, рецепты. Но живем мы так, как хотим. Какой смысл в такой религии? Никакого, понимают многие сметливые люди и прощаются с религией. И они по-своему правы. Религия-музей – самый короткий путь к атеизму.
Мало что имеет такую важность в религии, как практика, изменение жизни людей на индивидуальном и групповом уровне. Христианство, оторванное от реальной жизни, существующее только на бумаге или в архитектурных формах, с людьми, которые называют себя христианами, но ничего не делают и ничего не ожидают от своей религии,– это ницшеанская религия мертвого бога. Она может представлять интерес только для ученых-теоретиков: религиоведов, историков, культурологов. Но подавляющее большинство людей не являются учеными-теоретиками.
Только религия, которая меняет к лучшему жизнь большого числа людей, причем делает это систематически, ожидаемо, масштабируемо, на любом уровне, вне зависимости от культуры, воспитания, образования, уровня дохода, психологического типа и любых других индивидуальных отличий,– только такая религия может, во-первых, вызывать интерес для изучения, во-вторых, претендовать на божественное происхождение, потому что только в этом случае можно верить в то, что Бог действительно интересуется людьми и хоть как-то проявляет себя в мире. В противном случае можно говорить максимум о том, что Бог дал людям информационную подачку в виде какого-то набора текстов и затем навсегда спрятался от них, сбежал, как нерадивый отец, бросивший семью. Мы получаем деизм в чистом виде: Бог существует, но никак не проявляется. Только практическая и преобразующая религия позволяет представить себе Бога как личность любящую, действующую и спасающую.
Если бы такой религии не существовало, я был бы деистом в теоретическом плане и атеистом в практическом (апатеистом?). Если бы я нашел религию, с которой я полностью согласен в толкованиях и мнениях, но в которой нет мощного преобразующего действия, я бы никогда к ней не присоединился и продолжил оставаться атеистом. И напротив, я с радостью присоединюсь к религии, в которой я могу что-то не понимать и даже с чем-то не соглашаться, но в которой я увижу мощное преобразующее действие, наполняющее смыслом, пользой и благом жизнь ее членов. Потому что это на много порядков важнее. Это единственный эмпирический подход к религии, единственный способ ее оценки.
Преобразующая религия – это всегда община единомышленников с мощной мотивирующей атмосферой. В ней поощряются различные активные формы деятельности. Человек вне такой общины чувствует себя бессильным что-то делать (или не делать), выполнять то или иное служение, нести свой крест, как еще говорят. В результате он неизбежно считает христианство голой теорией, абстракцией, чем-то, удаленным от реальности (на практике это обычно выражено в утверждениях типа «все грешники», «жить по Библии невозможно» и т.п.). Но погружаясь в особую атмосферу христианской общины, вовлекаясь в ее деятельность, он сразу же видит, что перейти от слов к делу не так-то сложно. Для этого нужно лишь желание и некоторые усилия – ощутимые, но вовсе не титанические. Чем больше человек получает и передает энергетику группы, тем больше он может делать. Когда человек покидает эту группу по какой угодно причине, он снова становится бессилен применять христианство на практике.
Можно объяснять это психологией, но христианин видит в этом более важные вещи – благословение и действие Бога. Впрочем, психологический ответ тоже правилен, ведь Бог – самый лучший психолог. Он лучше нас знает нашу природу и, следовательно, как нам помочь. Вот почему в христианстве так важно понимать, что христианская община с ее атмосферой, энергетикой и совместной деятельностью – это ценнейшая помощь, которую Бог хочет оказать человеку. Это прямое следствие действия его духа.
Большинство современных христианских конфессий не могут, а часто и не хотят создавать христианскую мотивирующую атмосферу и вовлекать в нее всех прихожан так, чтобы они из прихожан превращались в служителей и носителей высоких христианских ценностей. Посмотрите на их прихожан. Их жизнь ничем не отличается от жизни атеистов, и, что важнее, их пастырей это совершенно не волнует. Что это за религия? Зачем она нужна? Это можно считать бесспорным доказательством отсутствия благословения Бога даже при наличии «чего-то хорошего». Хорошее – это здорово, но недостаточно. Апостольская преемственность, каноны, историчность – это тоже здорово и тоже недостаточно. Если религия фундаментально не способна создавать мощную атмосферу святости внутри самой себя, это говорит о ее несостоятельности как религии. Она не может претендовать на то, что имеет Бога. Это лишь музей.
Мой личный опыт говорит о том, что подлинно преобразующая религия
существует, и для меня это радостный опыт. Ведь это мощное доказательство разумного и доброго начала во Вселенной – доказательство Бога, если хотите. Крайне важно провести идею Бога так, чтобы она перестала быть просто идеей, обросла формой и наполнилась содержанием. А это можно наблюдать только на уровне практики. Идея Бога не имеет смысла, если этот Бог просто существует – и больше ничего. Нам нужен Бог, который не только существует, но так мощно проявлен в мире, что у нас не остается никаких сомнений в его доброте и активной заботе о нас. Только так можно осознанно и рационально сделать его центром своей жизни – то, что принято называть религией.
Читайте также:
Витамин И
Большая идея
Христианство в действии
Так оно. В точку. И собрал роящиеся мысли в статью.:-)
ОтветитьУдалитьИли короче: нет смысла доверять жизнь вечную тому, кто не способен обустроить временную.
ОтветитьУдалитьАбсолютно согласен, что обращение к Богу меняет человека. Но это внешнее проявление внутреннего состояния.
ОтветитьУдалитьНапример я знаю людей, которые закадировались и их трезвая жизнь противоположна прошлой, пьяной. Это их радостный опыт.
Люди освободились от явных грехов, но не стали святыми. Как кодировка, так и Сторожевая башня не даёт спасения от ада. Следовательно эти религии не от Бога! ИМХО
Разумеется, Сторожевая башня не дает спасения от ада. А кто-то говорит, что дает? Не встречал таких.
УдалитьОтличные мысли!
ОтветитьУдалитьИногда от некоторых людей приходится слышать фразу - "зачем принадлежать к общине и практиковать религию - нужно верить самому, в душе." Меня эта фраза всегда поражает своей нелогичностью и отсутствием элементарного здравого смысла. Ну это все равно, что подойти к спортсмену и сказать - "слушай, парень, я тебя не понимаю... Зачем тебе все эти постоянные совместные тренировки, соревнования и все прочее? Просто будь спортсменом в душе и живи проще."
Для многих людей сегодня вера и религия не имеет никакого практического выражения. Ну извините, я тогда с таким же успехом могу считать себя спортсменом, космонавтом и вообще кем угодно, просто в душе.
Я еще писал на эту тему здесь.
УдалитьПо истине Иегова- единственный истинный живой Бог, который ведет свой народ по тому пути, по которому должно идти.
ОтветитьУдалитьЛично знаю случай, когда жизнь человека ни капельки не изменилась после 5 прочтений Библии от корки до корки. Для того, чтобы измениться, надо этого хотеть. Как тут не вспомнить слова о широкой дороге в погибель и узкой в жизнь (Матфея 7:13).
ОтветитьУдалитьЦерковь борется. Патриарх Кирилл требует положить конец грубости "разбушевавшихся тетушек" в приходах .Москва. 17 июня. ИНТЕРФАКС - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обеспокоен атмосферой грубости и невежества, которая царит в некоторых приходах.
ОтветитьУдалить"Для многих наших невоцерковленных соотечественников приход - это зеркало Церкви в целом. От того, в какую атмосферу человек попадает на приходе, найдет ли он на приходе радость, активность или, напротив, встретит хаос, недружелюбие, отчужденность, во многом зависит и его восприятие Церкви, и даже более того - его религиозность", - сказал патриарх во вторник на заседании Высшего церковного совета в Москве. -Как считает патриарх, вина в подобных случаях лежит не только "на самих приходских тетушках, но и на настоятеле, у которого не находится времени на заботу об атмосфере, царящей среди его паствы".
"В больших приходах, особенно на праздники, среди народа, там, где и возникают эти конфликтные ситуации, рядом с церковными требными ящиками должны находиться приходские миссионеры, о чем я говорил много раз уже. Они должны разруливать эти конфликты немедленно, останавливать разбушевавшихся этих тетушек", - добавил он.
Патриарх Кирилл убежден, что миссионер должен быть человеком, который бы нес ответственность за миссию в приходе, "а это означает, что ни один человек не должен быть изгнан из прихода невежеством или грубостью кого-то из прихожан или невниманием церковных служителей".
>Преобразующая религия – это всегда община единомышленников с мощной мотивирующей атмосферой.
ОтветитьУдалитьЭта мысль мне понравилась. Бывают есть люди, которые признают, что их религия не выполняет в общем какие-то повеления из Библии или даже нарушает в жесткой форме заповеди. Но при этом они ее не покидают надеясь, что найдутся в этой религии и "хорошие" люди. Но так, как религия эта община единомышленников, то рано или поздно эти люди, которые так думаю, сами станут поступать плохо. Нельзя остаться сухим, если стоишь по колено в воде и на тебя идут волны.
Поэтому о религии важно судить в общем, если вообще судить, нежели судить по отдельным "хорошим" людям. Есть везде и хорошие и плохие, но играет только общий процент важную роль! Если всего 5% хороших, а остальные поступают как хотят, то мы же не будем говорить, что там все хорошо, только потому-что там 5% хороших людей. Мы скажем, что там все ужасно, за исключением некоторых. Так-же не стоит судить, что религия ужасна, если в ней 95% хороших, а остальные 5% плохих. Просто я часто встречал людей, которые считали, что их религия хорошая, только потому-что там несколько человек хотябы маломальски что-то делали правильно.
Знакомая рассказала случай. У ее сына есть друг, священник. Она как-то пришла к сыну в гости, и как раз там был этот священник. Знакомая будучи духовным, верующим человеком, конечно не могла упустить случая поговорить с духовным человеком о духовном. Но священник ее попытки тут же пресек фразой которая мою знакомую потряс, он ей сказал, что о Боге он говорит только на работе.
ОтветитьУдалитьБыл случай. По звонку дверь открыл слегка выпивший мужчина. На вопрос верит ли он в Бога он ответил утвердительно:" Да. В церковь ходим, свечки ставим." А на вопрос читает ли он Библию он ответил:"Не-е. Мы в эти дебри не лезем". По его ответу видно, что он даже не знает, что получая знания из Священного Писания можно и нужно улучшаться. ( Колоссянам 3:10-14)
ОтветитьУдалитьПрагматизм в чистом виде...
ОтветитьУдалитьСама церковь создаёт подобную религию, когда в храм ходят как на зрелище,чтобы посмотреть обрядоверие. Это ее и есть плоды.
ОтветитьУдалить