Троица часто доказывается через понятие природы. Грамотные тринитарии понимают, что Отец и Сын – две разные личности, а не одна, и не пытаются это опровергать. Но они делают упор на том, что у этих двух личностей одна и та же природа, или сущность. Я уже
писал о том, что это утверждение довольно голословно. Но допустим на минуту, что это так. Что это докажет в рамках Троицы? Практически ничего.
Общая природа и равенство с Богом – понятия далеко не тождественные. Даже если доказать общую природу Отца и Сына, мы еще не доказали, что они оба в равной мере заслуживают поклонения. Почему Бог, будучи всемогущим, не может создать существо, которое будет иметь такую же природу, как и у него, Бога, но при этом будет в каких-то отношениях отличаться? Разве он не всемогущий? Разве он не волен творить любые природы, какие захочет? Но нам говорят: если у кого-то природа Бога, значит он Бог. Это голая теория и полностью вопрос веры.
Есть много примеров одинаковой природы при неодинаковых характеристиках. Например, любой согласится, что у всех людей одинаковая природа, но возьмем взрослого человека и младенца: они далеко не равны по возрасту, силе, социальному положению, авторитету, размеру, интеллекту, опыту и многим другим параметрам. Одинаковая природа у смартфона и компьютера, велосипеда и мотоцикла, журнала и книги. В каком-то смысле одинаковая природа у алмаза и графита, поскольку они оба – углерод, однако посмотрите, какие они разные. Поэтому природа – это не более чем ловкая словесная игра, которая по большому счету ничего не доказывает, зато отлично дезориентирует в споре и помогает ловко подменить понятия. Вовсе не очевидно, что природа Бога и равенство с Богом – одно и то же. Для таких утверждений должно быть серьезное библейское обоснование понятия «природа Бога», которого нет. Но тринитарии делают вид, что это настолько самоочевидно, что не нуждается в обосновании.
Здесь есть еще один момент. Тринитарная теория фактически гласит, что поклоняться нужно тому, у кого есть природа Бога. Доказывается, что у Иисуса природа Бога, и затем автоматически делается вывод, что ему нужно поклоняться как Богу. Если завтра будет доказано, что природа Бога есть у коровы, то будем поклоняться коровам, как в индуизме. Богом фактически становится природа вне зависимости от личности, тогда как в Библии Богом всегда является личность, а о его природе мы ничего не прочитаем. Здесь же природа ставится во главу угла, обожествляется, а носители этой природы, будь то Отец, Сын или кто-то еще, отодвигаются на второй план, становятся просто техническими проводниками этой природы. Они важны для нас только потому, что имеют эту заветную природу, а в противном случае не представляли бы для нас интереса. Это ведет нас к обожествлению абстрактных понятий и к полному размытию всех представлений о Боге как личности вплоть до того, что человек перестает понимать, кто такой Бог, что такое Бог.
Примеров этому немало. Один весьма подкованный тринитарий
писал мне, что молиться нужно «сознанию Троицы». Вот куда привела его увлеченность природами. Он уже не поклоняется Богу, Иегове, Господу, Яхве, Саваофу, Небесному Отцу (кому как больше нравится его называть). Он поклоняется абстрактным понятиям. И ладно бы, если бы он поклонялся библейским абстрактным понятиям, но эти понятия совершенно чужды Библии. Это уже совсем не христианство.
Чтобы не угодить в эту ловушку, нужно поклоняться непосредственно Богу, даже если он и решил разделить с кем-то свою «природу» (что, повторюсь, еще не доказано). Это не должно отвлекать нас и размывать наш библейский монотеизм. Объектом поклонения должен быть сам Бог, а не его атрибуты, даже если какие-то из этих атрибутов не эксклюзивны для него. Не надо поклоняться природе. В конце концов, мы хорошо знаем из Библии, что человек тоже имеет как минимум некоторые атрибуты Бога (Быт. 1:26; 1 Кор. 11:7), но это пока не давало нам повода поклоняться людям. Никто пока не призывает женщин поклоняться своим мужьям как Богу на том основании, что муж есть «образ и слава Божья», согласно 1 Кор. 11:7. Но ведь и «образ», и «слава» – это тоже атрибуты Бога, как и «природа».
Мы снова и снова видим, что догмат о Троице полностью основан на умозрительных философских построениях. Некий святой отец заявил, что «имеющий природу Бога есть Бог», и все в это поверили. Несколько других вариантов этого тезиса:
- Имеющий природу Бога равен Богу
- Имеющий природу Бога не может иметь начало
- Имеющий природу Бога не может быть сотворен
- Имеющий природу Бога должен быть объектом поклонения
- Бог не может создать кого-либо с собственной природой
- Природа Бога может быть только у Бога
Это все то, что я постоянно слышу от тринитариев, и для них это почему-то аксиомы. Но все это – полностью абстрактные философские тезисы, которые не подтверждаются ни логикой, ни библейскими стихами, ни фактами, ни примерами, ни наблюдениями, ни экспериментами – ничем. Подобные утверждения просто принимаются на веру под воздействием авторитета какого-нибудь святого отца или собора. Это очень плохой способ искать истину.
Читайте также:
Какая природа у Иисуса Христа?
Религия с неопределенным объектом поклонения
70 вопросов о Троице
Интересно,а Змей-Горыныч,это наверное некий тонкий,народный юмор,относительно троицы.Троица одного Бога,в трех лицах,должна для мыслящего ума так же сказочно выглядеть,как и горыныч о трех головах,в одном туловище.:))
ОтветитьУдалитьКогда говорят, раз Иисус сын Бога, то значит он тоже Бог, я спрашиваю: Адам тоже сын Бога, разве он Бог, и ангелы тоже называются сыновьями Бога, разве они Боги? Соглашаются, что нет.
ОтветитьУдалитьВы верите в сотворение Христа.
ОтветитьУдалитьХристиане верят Библии.(Кол. 1:15, От. 3:14 - Источник, причина творения)
Я считаю вера христиан более обоснована.
Вы привели два замечательных стиха. Ни в одном из них не говорится, что Иисус не был сотворен. В первом сказано, что он первенец творения, во втором, что он начало творения. Где вы здесь усматриваете его несотворенность, совершенно невозможно понять. Напротив, поскольку он является первенцем и началом творения (а стало быть, его частью), это прямо противоречит идее о его несотворенности. Вы должны вырезать эти стихи из своей Библии или хотя бы исказить их – как делает Синодальный перевод с Кол. 1:15, придумав «прежде всякой твари», чего вообще нет в греческом тексте. Кстати, вопрос вам для размышления: если греческий текст Кол. 1:15 подтверждает тринитаризм и несотворенность Христа, то зачем православным и тринитарным переводчикам потребовалось так грубо его искажать? Почему они боялись правильного перевода?
УдалитьХорошая статья, отлично.
ОтветитьУдалитьДа. Пример, "Отец и сын", понятен даже детям.От чего же столько прений, мыслей странных?
ОтветитьУдалитьРазрушает здравомыслие с расцветом демагогий ангел падший, бог обмана.
===============
Сладок Свет
Очень понравилась аргументация, железно. Спасибо.
Наглядный пример, логическое рассуждение делают статью интересной и полезной. Молодец. всегда с интересом читаю...
ОтветитьУдалитьА вода и лед это разные вещи? Природа видимо у них одна.
ОтветитьУдалитьАнтон, вы пишите, что догмат о Троице основан на умозрительных построениях святых отцов. А на чём построены ваши заключения? Разве это не логика и личное понимание библейских текстов? Разница лишь в том, кто из вас обладает святым духом "научающим нас всему" (Ин.14:28).
ОтветитьУдалитьНе очень понял, о каких именно заключениях вы спрашиваете. Конечно, логика очень важна. Объяснения Библии должны быть логичными, чего не сказать о тринитаризме. Святым духом обладают все христиане. В Ин. 14:28, кажется, совсем не то, что вы процитировали.
УдалитьМолодец Антон отличная статья ! Я иногда привожу пример с близнецами
ОтветитьУдалитьПочему Бог именно триедин, что в христианстве, что в язычестве, почему именно эти триады Богов, а не как иначе? Да потому что все эти выдумки последователей Платона о триединстве Бога исходили только из одного понимания трехмерности мира, 1) небо, 2) земля, 3)вода, где у всех народов были Боги отвечающие именно за эти три измерения и стихии, в христианстве осталось только назвать - один, чтобы не выглядеть язычниками.
ОтветитьУдалитьАнтон : <<...Синодальный перевод с Кол. 1:15, придумав «прежде всякой твари», чего вообще нет в греческом тексте...... >>
ОтветитьУдалитьВот смотрю Кол. 1:15 у Нестле/Аланда (26-я ред.) и сам вижу там ~ "рожденный прежде любого создания"
И еще, у отцов неразделенной церкви 1-го тысячелетия встречается мысль не "начало" , а скорее, "начальник" творения.
// Василий М. :-)
Вот Нестле-Аланд: "prwtotokos pashs ktisews". Дословно "первенец всего творения". Там нет ни "рожденный", ни "прежде".
УдалитьОчевидно, что на "небе" (Господи, каком небе?! Как современный человек может говорить, что Бог живёт на небе?), как и на Земле, живут существа разного положения. На небе есть херувимы, серафимы, ещё Бог знает кто, на Земле - короли, вассалы, крестьяне. Если провести параллель, то Иисус должен относиться к королевскому роду, но он не стал держаться за своё королевское положение и принял облик обычного крестьянина. Как-то так я это понимаю.
ОтветитьУдалитьВот поэтому я уверен что нашел истинную религию поскольку наши братья всегда аргументируют свои выводы относительно религиозных доктрин, если же источники выглядят размыто, то выводится ТЕОРИЯ(чего никак не хотят понять отступники и прочие недоброжелатели), и плюс ко всему нас всегда побуждают изучать и размышлять, а не принимать "на веру".
ОтветитьУдалить