После последней
статьи про карандаши комментаторы начали писать мне разные примеры, иллюстрирующие Троицу и якобы помогающие лучше ее понять. К сожалению, все такие примеры неудачны и нисколько не проясняют ситуацию. Рассмотрим четыре типичных варианта.
Яйцо
Есть желток, белок и скорлупа, но все вместе они – яйцо, говорят нам. Вот так и Бог. Во-первых, яйцо немного сложнее, чем желток, белок и скорлупа:
Но важнее другое. Желток, белок и скорлупа по отдельности не являются яйцом. Это лишь составные части яйца. Однако Отец, Сын и Святой Дух не являются составными частями Бога. Каждый из них по отдельности является Богом полностью, на все 100%. Бог не состоит из частей. Согласно Иоанну Дамаскину, одной из характеристик Бога является «несложность». На сайте
Саратовской епархии РПЦ это объясняется так:
Бог прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей. Троичность Лиц в Боге, о чем речь пойдет в следующей главе, не есть разделение единой Божественной природы на части: естество Бога остается неделимым.
Пример с яйцом мог бы служить иллюстрацией Троицы, если бы можно было сказать: желток есть яйцо, белок есть яйцо и скорлупа есть яйцо. Но разве можно так сказать? Поэтому пример с яйцом придуман людьми, которые плохо понимали догмат о Троице.
Трилистник
Этот пример приписывается святому Патрику, крестителю Ирландии. Как лист трилистника (он же клевер) состоит из трех частей, но это один лист, так же и Бог.
Но здесь ровно такая же проблема, что и с яйцом. Часть трилистника не является целым трилистником, но каждое лицо Троицы является целым Богом (и сама Троица в целом тоже является целым Богом, что еще больше запутывает ситуацию). Такой пример ничего не проясняет.
Вообще, все примеры Троицы, основанные на идее частей целого, можно сразу отметать, потому что ни в одном таком примере часть не тождественна целому, что требуется для Троицы. И символы веры, и святые отцы однозначно говорят о том, что Бог прост, неделим и не состоит из частей.
Агрегатные состояния воды
Тут немного другая идея. Вода может быть в жидком, газообразном или твердом состоянии, но это всегда вода. Вот и Бог – как вода, а лица – агрегатные состояния. Хорошо, но вода не может быть одновременно в разных состояниях. Она либо в одном, либо в другом. А Отец и Сын пребывают одновременно, поскольку общаются друг с другом. Да и Святой Дух, чтобы его куда-то послали (он обычно используется для поручений), должен пребывать одновременно с посылающим лицом. В целом ряде стихов Отец, Сын и Дух действуют одновременно (Дн 10:38). Поэтому пример с агрегатными состояниями воды тоже весьма неудачен.
Уже слышу возражение: вот озеро зимой – сверху лед, чуть ниже жидкая вода, а чуть выше в воздухе есть водяные испарения. Вот вам и вода одновременно в трех агрегатных состояниях. Пусть так, но тогда чем этот вариант отличается от яйца и трилистника? Мы снова вернулись к трем составным частям.
Карандаши и дерево
Один комментатор расширил мой собственный пример с карандашами таким образом: карандаши хоть и разные, но все сделаны из одного материала – дерева. Следовательно, по его логике, это и есть Бог как некая субстанция, пронизывающая всех троих. Но если Бог относится к лицам Троицы так, как дерево относится к карандашам, это значит, что Бог есть нечто, слегка отличное от всех трех лиц и по сути уже четвертое. Похожую мысль мне говорили пять лет назад, когда я проводил опрос,
кому нужно молиться. Один из респондентов тогда сказал, что нужно молиться «сознанию Бога» – тому самому дереву. Также приходилось читать, что ни Отец, ни Сын, ни Дух по отдельности не являются «полноценным Богом», им является только Троица. Вот к каким удивительным полетам богословской мысли приводит поиск «дерева».
Тело, душа и дух
Этот пример актуален для тех, кто верит, что человек состоит из тела, души и духа как неких субстанций. Допустим, это так. Но разве можно сказать, что тело есть человек, душа есть человек и дух есть человек? Для тех, кто верит, что человек состоит из трех частей, отдельно взятая часть не является сама по себе человеком. И разве можно сказать, что человек состоит из трех лиц? Очень неудачный пример.
Кроме того, тело, душа и дух не могут действовать независимо друг от друга. Я не могу послать свою душу в магазин за хлебом, пока тело моет посуду. А Бог посылает своего Сына с различными поручениями.
Мне никогда не встречались наглядные примеры Троицы, которые бы в точности повторяли ее формулу «A есть X, B есть X, C есть X, но имеется не три X, но один X». А все потому, что ничего подобного в реальной жизни быть и не может.
Читайте также: Что случилось с Троицей?
Как на счет того, чтобы узнать мнение самого Бога?
ОтветитьУдалить~~~~~~~~~~~~~~~~
"Так говорит Иегова, Царь Израиля и его Выкупающий, Иегова воинств: „Я первый, и я последний, и кроме меня нет Бога. [..] И вы мои свидетели. Разве существует Бог кроме меня? Нет другой Скалы, ни одной не знаю" (Исаия 44:6, 8)
"Я Иегова, и другого нет. Нет Бога, кроме меня" (Исаия 45:5)
"Не я ли, Иегова? Кроме меня нет другого Бога. Я праведный Бог и Спаситель, и кроме меня нет другого. Обратитесь ко мне, все концы земли, и будете спасены, потому что я Бог, и нет другого" (Исаия 45:21-22)
"Поэтому ты, Владыка Господь Иегова, поистине велик, и нет подобного тебе. Хотя мы и слышали о многих других богах, нет Бога, кроме тебя" (2 Самуила 7:22) //В синодальном переводе книга Царств.
"Иегова, нет подобного тебе. Хотя мы и слышали о многих других богах, нет Бога, кроме тебя" (1 Летопись 17:20)
"мы знаем, что идол в мире ничто и что нет Бога, кроме одного. Хотя и есть те, кого называют «богами», на небе или на земле, как есть много «богов» и много «господ», для нас есть только один Бог, Отец, от которого всё" (1 Коринфянам 8:4-6)
~~~~~~~~~~~~~~~~
А как считал Иисус Христос?
~~~~~~~~~~~~~~~~~
"Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге [..] Я прославил тебя на земле, завершил дело, которое ты поручил мне выполнить [..] Я открыл твоё имя людям, которых ты дал мне из мира" (Иоанна 17:3, 4, 6)
"Иисус сказал ей: [..] Я восхожу к Отцу моему и Отцу вашему и к Богу моему и Богу вашему" (Иоанна 20:17)
"Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог" (Откровение 1:1)
"Побеждающего я сделаю столпом в храме моего Бога, и он уже никогда не выйдет из него. Я напишу на нём имя моего Бога, и имя города моего Бога, нового Иерусалима, который спускается от моего Бога с неба, и моё новое имя" (Откровение 3:12) //Это слова Христа.
===================
«Вы мои свидетели,— говорит Иегова,— мой служитель, которого я избрал, чтобы вы знали меня и верили в меня и чтобы понимали, что я тот же. Прежде меня не существовало Бога, и после меня никого не было. Я, я Иегова, и нет спасителя кроме меня». (Исаия 43:10-11)
Само имя "Иисус" означает "Иегова - спасение".
Тот случай, когда нетринитарий знает о троице больше, чем тринитарии.
ОтветитьУдалитьВесело. Троица на столько нелогично, что её никто попросту не способен представить. Извините, но тут нужно, видимо, быть немного душевно больным. Шизофреником, например.
От тринитариев часто можно услышать, что троицу невозможно понять, это - вопрос веры.
ОтветитьУдалитьМаловато аналогий нарыл.
ОтветитьУдалить"Иногда, для пояснения тайны Пресвятой Троицы, Отцы Церкви прибегают к образам, заимствованным из материальной жизни. Например, огонь, порождаемый им свет и исходящее от него тепло. Пользуются они и образами душевно-телесными, как-то: мысль, выраженная словом и передаваемая звуком, при помощи дыхания."
https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/pravoslavnyj-katehizis/1_18
Не ставилась цель рассмотреть все существующие аналогии, их слишком много. Можно ли сказать, что свет есть огонь и тепло есть огонь или слово есть мысль и звук есть мысль? Нет. И могут ли огонь, тепло и свет / мысль, слово и звук взаимодействовать друг с другом или одновременно находиться в разных местах? Снова нет. Может ли звук отделиться от мысли или тепло от огня, улететь за мириады километров и три года жить на какой-нибудь планете, а потом умереть? Так что аналогии неудачны.
УдалитьСуществует тройная точка воды:
ОтветитьУдалитьhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Тройная_точка_воды
Да, интересно. Но в такой системе лед, вода и газ все равно не могут разделяться и действовать независимо друг от друга.
УдалитьВот примеры от знакомого баптиста:
ОтветитьУдалить1. Пример из астрономии: Троица подобна двойным звёздам, которые вращаются друг вокруг друга. Это одна звезда, но при приближении это две. Отдалённо что-то подобное в Боге.
2. Он един, и три личности в одной. Опять же как муж и жена.
1. То есть на удалении Бог один, а при приближении Богов уже два или три? Это прямая ересь. В тринитаризме Бог один всегда, на любом расстоянии.
Удалить2. Муж и жена – это два разных человека. А Бог один. Если кто-то пытается доказать, что Богов двое, как двух разных людей, то это опять таки ересь чистой воды.
Я вообще не пойму как верующие в Троицу представляют себе такую картину Евреям 9:24: "Ведь Христос вошёл не в святое место, сделанное руками человека, устроенное по образу истинного, но в само небо, чтобы предстать теперь за нас перед лицом Бога" (Бог-Сын предстал перед Богом-Отцом).
ОтветитьУдалитьИ еще, Иоан. 15:26 - Дух это не отдельная третья личность, дух исходит от Отца.
За статью спасибо.
Не вдаваясь в подробно ти и не ввязываясь в дискуссию, отмечу, что любой пример из мира природы - он приблизителен. Это всегда отмечается святыми отцами. /Михаил, право лавный/"
ОтветитьУдалитьДа вот есть одна проблема, такого бога нет в Библии, такого Бога не было даже через 300 лет после Христа.
ОтветитьУдалитьНикейский символ веры (325 год)
Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.
И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа.
____________
http://смсобор.рф/index.php/biblioteka/dushepoleznoe-chtenie/395-nikejskij-simvol-very
____________
Там придумали только Божественную природу Христа при термине "единосущен" (омиссиус), а Богом и Вседержителем и сотворившим все был только Отец.
А фраза "Бог от Бога" была добавлена в Никейский символ веры даже позже, на соборе в Халкидоне в 451 году.
Матф.15:9
но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
________
Так что это учение людей, которые просто сидели и выдумывали своей человеческой фантазией..
Мне больше нравится пример с бутербродом - булка, масло, колбаса ))
ОтветитьУдалитьВода (в отличии от Бога) зависима от температуры т.е. от влияния из вне. Она не сама выбирает когда, в каком состоянии и где ей находиться. Так что, пример с водой в лучшем случае подходит только к Иисусу которому Отец определяет в каком состоянии, когда и где ему находиться; на небесах, на земле или под землёй, живым или мёртвым, человеком или духовной личностью.
ОтветитьУдалитьОтличная статья. Надеюсь хоть какой-нибудь верующий тринитарий перестанет пользоваться человеческой философией и обратится к простому библейскому объяснению.
ОтветитьУдалитьА ведь Иисус Христос очень часто использовал наглядные примеры, чтобы обучать людей о Боге(Мф 13:34). И сущность Бога он расскрыл как никто другой. Почему же он не привёл ни одного подобного примера, чтобы проиллюстрировать Троицу? Богословы умнее Христа? Придумали столько примеров, а Иисус ни одного!
ОтветитьУдалитьА как насчет такой аналогии. есть три огня, например на трех спичках, если соединить три спички, то огонь станет один, а спички останется три. Здесь огонь - это аналогия Божественной природы, а сама спичка отражает ипостасные свойства.
ОтветитьУдалитьНо через пару секунд огонь спустится вниз, спички уменьшатся, и огней опять станет три. И чтобы они соединялись, нужно их постоянно двигать. Как-то слишком сложно. Уж лучше так: лица – ветви дерева, а природа – ствол, из которого они растут. Но в обоих примерах непонятно, почему ипостась выходит из природы. Подумайте, как простому человеку, не обремененному теологией, все это понять? А в вашем примере еще и получается, что огонь – природа спичек, что тоже неверно. Природа спичек скорее дерево. Огонь больше похож на святой дух (эманация).
УдалитьБоже, Антон, ну как вы ещё не поняли, что учение о Троице - это что-то из области метафизики, таинство, недоступное полному человеческому пониманию, подобно безначальности Бога, которая иррациональна для нас. Ваши занудствования с разбором невинных примеров с яйцом абсолютно бесполезны) С таким же успехом можно прицепиться к словам Павла о том, что члены церкви составляют как бы "одно тело", и говорить, что каждый христианин - это отдельная личность, живущая сама по себе, а вот палец не может жить сам по себе, и вообще почему один христианин - это глаз, а другой - ягодица? Лично я вообще считаю, использование подобных примеров в качестве объяснения редко бывает удачным. Всегда можно до чего-либо докопаться.
ОтветитьУдалитьПоложим, я это понял. Но это не понимают те, кто приводит эти примеры, ответом на которые является данная статья.
УдалитьСтатья не только ответ на примеры объясняющие Троицу, но и дает знания, например, где можно было бы узнать строение яйца? А тут подробно показано изучай кто интересуется. А объяснение формулы Троицы:"А есть Х, В есть Х..." просто и убедительно. В примере с водой понимается так: жидкое состояние это и есть вода означающая Бога в трех лицах,а ее жидкое агрегатное состояние означает еще и одну ипостась Бога. Неубедительно. А объяснять Творца сравнивая в аналогиях с Его творением это, я считаю, оскорблением Бога. В Священном Писании достаточно много написано о Боге что нам нужно и можно знать. (Римлянам 1:19,20) И при получении этих знаний мнение о Боге может быть только у всех одно и понятно:Великий, Всемогущий, Свят, Праведен ... . А у сторонниках троичности Бога мнения разные. Кто говорит Троица это тайна,некоторые говорят понимать Троицу для человеческого ума непостижимо, а некоторые пытаются объяснить на примерах творений, но неудачно.И если Троица тайна или понимание ее для человеческого ума непостижимо, то как узнали о троичности Бога? Кто же оказался мудрее Бога и разгадал эту тайну или непостижимое для человеческого ума? За утверждение, что троичность тайна или понимание непостижимо для человеческого ума можно спрятать любой придуманный абсурд. Примеров опровергающих это учение очень много в Священном Писании, но это уже другая тема.
ОтветитьУдалитьВы избрали заведомо неудачные иллюстрации. Одна из лучших и древних иллюстраций Троицы - равносторонний треугольник, где три угла полностью равны, но при этом не являются друг другом и вместе представляют одну фигуру.
ОтветитьУдалитьУгол представляет фигуру, как Отец или Христос представляет Бога? Но они не «представляют» Бога, а являются им. Соответственно, каждый угол по отдельности должен являться одновременно полным треугольником. Что не так. Тоже весьма неудачный пример.
УдалитьИнтересно, что о ипостаси и то только в Синодальном переводе говорится только о Христе, нигде в Писании нет слов что Бог Отец и Святой Дух являются ипостасями Троицы, что еще раз показывает притянутое за уши учение о Троице.
ОтветитьУдалитьКстати примечательный факт, что Иисус согласно контексту 1 главы Евреям является ипостасью Отца, а не Троицы, что уже в корне противоречит учению тринитариев, где все личности Бога являются ипостасями Троицы.
ОтветитьУдалитьПопытаемся найти решение троицы математически
ОтветитьУдалитьСистема уравнений троицы:
a = x
b = x
c = x
a + b + c = x
Тогда
x + x + x = x
3x = x
3x - x = 0
2x = 0
x = 0
Следовательно, если x = 0, то
a = 0
b = 0
c = 0
Следовательно не существует таких богов которые вместе могли дать одного бога, значит троицы нет. Ч.Т.Д.
Как то недавно на канале Союз как раз приводили пример Патрика про лист клевера, вот дескать как легко Троица понимается. Но позвольте господа, три грани листа - одного листа? Согласен, что три грани одного листа, а не три листа.
ОтветитьУдалитьА в Троице не три грани одного Бога, а три Бога и где каждый Бог сам по себе, так что явно пример не туда и рассчитан на человека который просто не будет думать, а тут же поверит на слово.
Я тоже думаю, что если бы было бы три лица Бога, не три Бога, а именно три лица и только вместе они называются Богом то это еще можно понять. Что существует один Бог, но там где есть три Бога, где каждый Бог сам по себе кроме как речь о языческом Боге больше понять нельзя.
ОтветитьУдалитьНа этом сайте Саратовской Епархии я нашел занятную мысль, которая в корне противоречит их же собственной вере.
ОтветитьУдалитьБестелесным Бог назван потому, что Он не есть материальная субстанция и не имеет тела, но по природе является духовным. "Бог есть Дух", - говорит Христос самарянке (Ин. 4:24). "Господь есть Дух, - повторяет апостол Павел, - а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3:17). Бог свободен от всякой материальности:
_________________
Но позвольте? Христос и есть Господь и Бог в теле, а не Дух, вы забыли свое же учение?
В этом и состоит весь тринитаризм, что сначала доказывать - одно, а потом это же - опровергать и доказывать обратное.
УдалитьЕщему них мимо цель стих который все тринитарии приводят в доказательство, что Христос истинный Бог. Это 1Ин 5:20, а давайте его немножко посмотрим для сути?
ОтветитьУдалить" .... Да познаем Бога истинного ( Иисуса Христа) и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе ..."
И что самое удивительное, то ли они действительного этого не видят, что Христос это Сын Христа? То ли надежда что люди этого не заметят, а потому приводят в доказательство?
Тело, душа и дух
ОтветитьУдалить----------
Кстати глупейший пример, ведь в их Боге три отдельные личности - личности со своей собственной волей, сколько личностей и волей в человеке?
Подобные примеры, когда тринитарии буквально за уши пытаются натянуть свое учение лишний раз показывает насколько оно глупо.
Если Бог не триедин, то как быть со словами Христа "кто видел меня, тот видел и Отца"? Или тот, кто видел красный карандаш автоматичесги видит зелёный, даже если он лежит в другой комнате? Не ищите логику там где её нет.
ОтветитьУдалитьЗаметьте, даже в этих словах Христа четко видно, что речь идет о двух личностях, а не одной. Поэтому их нельзя использовать для доказательства одной личности. При этом упоминаний в Библии триединства вы не найдете. Конечно, мы видели Бога в лице его сына, точно так же, как мы можем сказать о каком-то ребенке: вылитый отец. Все хорошо понимают, что имеется в виду, здесь нет никакой мистики и парадоксов. Иисус благодаря тесному общению и обучению у своего Отца смог показать нам его так, как больше никто. Мы просто не знали, какой Отец на самом деле, пока Христос не показал нам это - не только на словах, но и на деле, на собственном примере.
УдалитьКак начёт хардлинков в файловой системе? Простой и понятный пример, как чего-то может быть несколько и в то же время одно.
ОтветитьУдалитьКонечно, такие примеры придумать можно, с этим никто не спорит. Но проблема всех таких примеров в том, что их нельзя применить к Богу и Христу.
Удалить