Царь = Бог?
Конечно, потенциал таких стихов для доказательства Троицы или «единосущества» нулевой – по той простой причине, что в Библии много и других царей, которые при этом не являются богами. В Иисусе из Назарета воплотились многовековые ожидания иудеев о приходе нового царя из рода Давида, который «восстановит скинию Давидову падшую» (Ам 9:11). Этот царь должен стать самым славным и успешным из всех. Но многие сегодня читают один только Новый Завет или, еще хуже, одно Евангелие. Иисус для них появляется из ниоткуда и в отрыве от всего исторического контекста.
Ни один еврей в первом веке никогда бы не подумал, что Иисус – это Бог только потому, что царь. Цари Иуды и Израиля назначались и благословлялись Богом (если были верны ему), но сами при этом Богом не являлись. Также любой еврей (даже не принимавший Иисуса) хорошо знал, что хотя династия Давида была прервана вавилонской ссылкой, должен был прийти новый законный наследник этой династии – Машиах, или Мессия (на арамейский манер). По-русски это означает «помазанник», что опять же указывает на его царскую функцию (царей помазывали специальным маслом). Это изучалось в школах и усваивалось евреями с детства, поэтому даже дети восклицали при виде Иисуса: «Осанна [спасение] Сыну Давидову!» (Мф 21:15).
Еще Моисей предсказывал:
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Бт 49:10).
Все «большие пророки» иудаизма имели развернутые пророчества о восстановлении династии Давида:
И произойдет отрасль от корня Иессеева [отца Давида], и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава (Ис 11:1–10).
Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!» (Иер 23:5, 6).
И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его положен будет конец! так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет; униженное возвысится и высокое унизится. Низложу, низложу, низложу и его не будет, доколе не придет Тот, Кому [принадлежит] он, и Я дам Ему (Иез 21:25–27).
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13, 14).
Захария, один из последних ветхозаветных пророков, живший уже после смерти последнего царя независимой Иудеи, тем не менее пишет:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли (Зх 9:9, 10).
Мессианские ожидания постоянно росли и достигли пика к первому веку нашей эры. Именно так апостолы восприняли Иисуса. Именно поэтому они его спросили:
Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Дн 1:6).
Позже апостол Пётр, получив больше понимания этого вопроса, сам объясняет царские полномочия Иисуса как наследника Давида:
Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Дн 2:29–31).
Об этом же дальше в Деяниях:
После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее (Дн 15:13–16).
Оба земных родителя Иисуса, и Мария, и Иосиф, были прямыми потомками Давида, что делало Иисуса полностью законным наследником царского престола. Именно поэтому ангел возвестил Марии, что она родит не Бога, не пророка, а в первую очередь царя:
Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк 1:31–33).
В этих трех стихах – вся суть евангельской вести, и эта суть – в восстановлении «престола Давида». Но заметим, что новый царь правит уже в новом масштабе: его царству «не будет конца», а согласно вышеприведенному тексту из Захарии, оно будет править «от моря до моря и от реки до концов земли» (и здесь сам Захария ссылается на Пс 71:8). Таким образом, сфера правления этого царя становится неограниченной во времени и пространстве.
Христианство – это очень простая и понятная религия, лишенная всякого мистицизма, всякой эзотерики, всякой таинственности и тем более парадоксальности. Она не требует замены Иеговы на какого-то нового Бога, переопределения или переосмысления его личности, сущности или природы. Кто-то назовет такую религию иудеохристианством. На самом деле это единственное христианство, о котором мы прочитаем в Библии любого издания и перевода. Но только в целой Библии, а не в отдельных ее кусках.
Читайте также: Религия царя и царства
Корона все решит.
ОтветитьУдалитьЗанятно было видеть объяснение некого Протоиерея Отстровского на этот стих:
ОтветитьУдалитьЛук 1:32,33
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
_______________
Что это сам Христос как Бог (Господь Бог) даст себе как человеку и 1) опять один Христос, Троица исчезла вновь и 2) неужели так трудно было все это написать или Ангелу сказать, что это Христос как Бог даст себе как человеку? Что же мешало?
Царь не означает Бог. Но почему-то свое евангелие Иоанн начинает именно с того, что Иисус - Бог.
ОтветитьУдалитьБытие, 1 глава: Бог СКАЗАЛ: "Да будет свет"...
Иоанна, 1 глава: В начале было СЛОВО, [...] Все, что существует, было сотворено через Него.
Если Иисус и есть то слово, которым Бог создал всё, значит, у Слова этого та же божественная сущность, что и у самого Бога (Колоссянам 2:9, Евреям 1:3). А еще оно существовало до начала, до того, как появилось время. Ведь время тоже творение, а все сотворенное появилось через Иисуса.
Свидетели говорят, что Иисус учился у Отца миллиарды лет и поэтому стал совершенным подобием Бога, поэтому можно сказать, что кто видел Его, тот видел и Отца. Однако если Иисус - Слово, выходящее из уст Божиих, то оно - самая сущность Бога, а не какое-то отдельное творение, которому еще нужно было много времени учиться. К тому же времени тогда и вовсе не было.
> Царь не означает Бог. Но почему-то свое евангелие Иоанн начинает именно с того, что Иисус - Бог.
УдалитьЭта фраза зависит от перевода. Есть переводы, в которых здесь написано «божественный» или «могущественный». Также в греческом языке не было заглавных букв. Библия называет богом/Богом сатану, Моисея (Исх. 7:1) и израильских судей (Пс. 81:6). И в греческом, и в еврейском языке слово «бог/Бог» многозначно и означает разное в зависимости от контекста. Поэтому недостаточно доказать, что Иисус – Бог. Это еще не делает его равным Иегове. Также обратите внимание на следующие слова из Иоанна 1:1: «Слово было у Бога». Если одно лицо находится у другого, то ясно, что это не одно и то же лицо, а два разных. Следовательно, Иоанн вкладывал разный смысл в слово «Бог», когда применял его по отношению к Иисусу и его Отцу.
> Бытие, 1 глава: Бог СКАЗАЛ: "Да будет свет"...
И что этим доказывается?
> Иоанна, 1 глава: В начале было СЛОВО, [...] Все, что существует, было сотворено через Него.
Да, обратите внимание на слово «через». Если бы Иисус был всемогущим, единственным и истинным Богом, то разве можно было бы сказать, что что-то сотворено «через» него? О верховном Творце так сказать нельзя. Но так вполне можно сказать о том, кто был посредником или помощником в творении.
> Если Иисус и есть то слово, которым Бог создал всё, значит, у Слова этого та же божественная сущность, что и у самого Бога (Колоссянам 2:9, Евреям 1:3).
Почему вы делаете такие выводы? Где в этих стихах слово «сущность» или указания на то, какая сущность у Бога или Иисуса? Вы читаете то, чего нет. В Библии вообще нет рассуждений на тему сущностей и природ Бога. Это более поздние философские спекуляции. Если подходить к этому вопросу с позиций обычной логики, то у Бога должна быть духовная природа, а у человека – физическая. Конечно, у Иисуса тоже духовная природа. Но она же у ангелов и демонов. Что не делает всех их равными.
> А еще оно существовало до начала, до того, как появилось время.
Опять-таки, где об этом сказано в Библии?
> Свидетели говорят, что Иисус учился у Отца миллиарды лет и поэтому стал совершенным подобием Бога, поэтому можно сказать, что кто видел Его, тот видел и Отца. Однако если Иисус - Слово, выходящее из уст Божиих, то оно - самая сущность Бога, а не какое-то отдельное творение, которому еще нужно было много времени учиться.
Библия называет Иисус «Словом» потому, что он несет людям слово Бога и учит истине, то есть выступает как представитель или глашатай Иеговы. Как этим доказать Троицу? Это один из его многочисленных титулов и эпитетов. Здесь нет никакой связи с сущностями и природами. О том, почему Библия ясно учит сотворенности Иисуса, я писал здесь: http://chivchalov.blogspot.com/2014/08/blog-post.html
> К тому же времени тогда и вовсе не было.
Рассуждения о том, что когда-то не было времени, сильно связаны с платонизмом, а Библия на эту тему молчит. Почему христианам лучше не спекулировать на эту тему, я писал здесь: http://chivchalov.blogspot.com/2016/06/blog-post_25.html.
Мне понравилось на блоге, кто-то писал цитату: "Сначала - учение, а только потом - Писание и поиски в нем только тех мест, что это учение и поддерживают, беря стихи из контекста. Все другое в Библии? Написано - просто так, для Красного Словца, а потому не нужно и не важно".
ОтветитьУдалитьА ведь это именно так и есть у любителей трех Богов.
Когда я порою читаю тринитариев, то у меня постоянно возникает ощущение, что Бог что то забыл в Библии изъяснить, не вдохновил пророков и писателей Нового Завета. Видно Стар был, много живет и Ветхий днями, а потому и хронический склероз. А потому они решили за Бога все и восполнить и дополнить, то что он забыл.
ОтветитьУдалитьКак то на канале ТВЦ в передаче "Православная энциклопедия" выступал один богослов из РПЦ, так он прямым текстом говорил, что все доникейские отцы не допонимали Пресвятую Троицу, но для того и существует Святой Дух, чтобы все это исправлять и в дальнейшем он исправил понимание - вот так не больше и не меньше, что хочешь выдумывай - Дух открыл и исправил.
ОтветитьУдалитьАнтон вы уже где то писали, как вера подгоняется на игре слов, раз Бог спаситель и Христос тоже, то значит Христос и есть Бог, раз Бог Первый и Последний и Христос тоже, то значит это об одном и тд и тп. Как недавно мне один подобное доказывал, что раз Бог судья и Христос тоже, то значит Христос и есть Бог. Да еще в пример стих привел, что Отец не судит никого, а суд отдал Сыну.
ОтветитьУдалитьНо им не в дамек даже, что Отец вообще никогда не судил и раньше, судили - судьи Израиля, Цари и Первосвященники, теперь Сын, но это не делает их всех Богами.
А у тринитариев все так и есть, когда им выгодно они отцов церкви приводят, вот дескать мы верим как и они, а потому и приемники их веры, а когда невыгодно они уже обратное утверждают, они не допонимали многое.
ОтветитьУдалитьКак выгодно в данный момент то и истина, точно так они делают и с Библией.
Спасибо дорогой брат Антон!
ОтветитьУдалитьНа этом основании в игре слов мне один пятидесятник-единственник пытался доказать, что Христос и есть Бог Отец. Причем всего на паре стихов, один он выдернул из еврейских писания "Наречется Отцом вечности", другой из нового, не помню точно какого. Вот так они все и строят веру на парее, тройке стихов которые просто выдернули из контекста.
ОтветитьУдалитьДа Иисус царь, но вопрос в том что Свидетели Иеговы учат что Христос стал царем в 1914 году. Эта дата просто высосана из пальца, об этой дате Библия ничего не говорит. Иисус сам сказал что "дана мне вся власть на небе и на земле" Матвея 28:18 . Вся власть уже была у него после его воскресения. Я представляю как апостол Павел проповедует в первом веке когда его спрашивали так "Иисус царь", а Павел отвечает "да нет он как бы еще не царь а только станет им в 1914 году".... В 1 Тимофея 6:18 Павел называет Иисуса "царь царей" и это было уже в первом веке.
ОтветитьУдалить> Эта дата просто высосана из пальца, об этой дате Библия ничего не говорит.
УдалитьВы в этом уверены? Библия ясно говорит об этом в Даниила и Откровении. Иначе как объяснить, что еще до прихода этой даты библейские исследователи указывали на нее, еще ничего не зная о Первой мировой войне и прочих эпохальных событиях, которые за ней последовали?
> Я представляю как апостол Павел проповедует в первом веке когда его спрашивали так "Иисус царь", а Павел отвечает "да нет он как бы еще не царь а только станет им в 1914 году"
И что же Павел отвечал на этот вопрос, по вашему? Что Иисус уже начал править в небесном Царстве? Нет, нигде Павел такого не говорит. Во всем Новом Завете вы не прочитаете, что Царство уже началось в первом веке. Во 2 Фес. 1:7 Павел ясно говорит, что «явление Господа Иисуса с неба» произойдет в будущем. Другой апостол, Пётр, четко говорит в Деян. 2:35, что Иисус пока сидит по правую руку от Отца и ОЖИДАЕТ, когда его враги будут повержены в подножие его ног. Во 2 Пет. 3:4 он обсуждает вопрос «где же его [Христа] обещанное присутствие?» – из чего видим, что люди все еще ждут этого события. В 1 Ин 2:28 о приходе Христа снова говорится в будущем времени. Известнейший христианский призыв «маранафа» (1 Кор. 16:22), что на арамейском означает «Господь, приди», опять указывает на будущее время как на нечто ожидаемое. По отношению ко всем книгам Нового Завета, кроме Откровения начиная со второй половины, Царство – это всегда событие будущего.
> В 1 Тимофея 6:18 Павел называет Иисуса "царь царей" и это было уже в первом веке.
Царь царей, но в какое время? В этом стихе нет фактора времени. Иисус, безусловно, царь царей, но это просто указание на его мессианскую роль. Иисуса называли царем еще при земной жизни, у него даже на столбе была надпись «Царь иудейский», но тогда он никак не правил, надеюсь, вы это признаете. В 98 году н. э. последний из оставшихся апостолов, Иоанн, впервые получает более конкретное пророчество (т. е. информацию о будущем) об установлении Царства Бога, что описано в 12-й главе Откровения. Заметьте, и Павел, и все остальные писатели Библии умерли, так и не дождавшись этого момента, и даже Иоанн узнает об этом только как отсылку на далекое будущее, до чего должны были исполниться еще ряд пророчеств из Откровения.
Он и есть Бог, Который сошел на Землю...родился в теле человека чтобы принеся Самого Себя в жертву за грехи всех людей, дать людям шанс получить прощение и второе рождение от Бога
ОтветитьУдалить30 Я и Отец - одно
От Иоанна, глава 10
"Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, БОГ КРЕПКИЙ, ОТЕЦ ВЕЧНОСТИ, Князь мира" (Ис 9:6)
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1:18)
"Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" (Ин 8:25)
"И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах,принят верою в мире, вознесся во славе" (1Тим 3:16)
> Он и есть Бог, Который сошел на Землю...родился в теле человека чтобы принеся Самого Себя в жертву за грехи всех людей, дать людям шанс получить прощение и второе рождение от Бога
УдалитьВы считаете, что Бог лично умер за людей? Известная точка зрения, но давайте посмотрим, что по этому поводу говорится в Библии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
> 30 Я и Отец - одно От Иоанна, глава 10
«Насаждающий же и поливающий суть одно» (1 Кр 3:8). «Один хлеб, и мы многие одно тело» (1 Кр. 10:17). Муж и жена – «одна плоть» (Мф 19:6). В Библии есть много стихов, которые примерно в таких выражениях подчеркивают единство между кем-то. Разве мы будем заключать, что речь идет о троицах?
> "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, БОГ КРЕПКИЙ, ОТЕЦ ВЕЧНОСТИ, Князь мира" (Ис 9:6)
«Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя БОГОМ фараону» (Исх 7:1). «Я сказал: вы - БОГИ, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс 81:6). В Библии слово «бог» (или «Бог» – в древних языках не было заглавных букв, поэтому это решают современные переводчики) может использоваться по отношению к людям, ангелам и даже сатане. Естественно, этот эпитет иногда применяется и к Иисусу. Но поклоняетесь ли вы людям, ангелам и сатане? Если кто-то назван «богом», это еще не значит, что это Иегова или кто-то ему равный. Иегова только один.
> "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1:18)
Заметьте: никто никогда не видел Бога.
> "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" (Ин 8:25)
Вы смотрели другие переводы этого стиха? Там написано совсем другое.
> "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах,принят верою в мире, вознесся во славе" (1Тим 3:16)
Аналогично: удавалось посмотреть другие переводы? В большинстве современных переводов вместо «Бог явился» написано «Он явился». Причина – в опечатке в одной из греческих рукописей.
Когда тринитарии пытаются доказать, что пришел сам Бог приводя 1Тим 3:16, они в этом стихе не видят самое главное "оправдал себя в духе". Может ли Всевышний Бог перед кем то оправдываться? Конечно не может, он и есть мерило всего и оправдываться ему ни перед кем не нужно, а Христу нужно доказывать свою состоятельность перед Богом как раз.
ОтветитьУдалитьИнтересно. Когда нужно обосновать троицу, русскоязычные протестанты вдруг начинают верить, что синодальный перевод православной церкви - самый лучший и правильный. При этом переводы протестантов на других языках (впрочем и на русском) решительно выбрасываются за борт. Интересно.
ОтветитьУдалитьИбо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, БОГ КРЕПКИЙ, ОТЕЦ ВЕЧНОСТИ, Князь мира" (Ис 9:6)
ОтветитьУдалить_______
Когда люди приводят этот стих в доказательство якобы Бога Христа, то они упускают некоторые важные подробности, во 1) назовут таким, а если только назовут, значит до этого он таким не был, во 2) назовут мальчика, ребенка, человека, ни о какой божественной и духовной сущности тут нет речи и близко.