Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Спасение души – не богословская теория для бабушек


Я уже писал о том, что некоторые библейские слова и выражения совершенно неправильно понимаются носителями современного русского языка. Например, мало кто знает, что на самом деле означает выражение «сотворить кумира». Вот еще один пример: «спасение души». В Библии эта фраза означает спасение жизни, или спасение от смерти. Спасти свою душу – это просто-напросто спастись от смерти, выжить, сохранить себе жизнь.

Например, в Быт. 19:17 ангелы объясняют Лоту, что нужно сделать, чтобы не погибнуть вместе с нечестивыми:

Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

В Иер. 51:6 израильтянам предписывается спасаться из Вавилона, чтобы не погибнуть вместе с ним:

Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа, Он воздает ему воздаяние.

Другие стихи:

И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит (1 Цар. 19:11).

Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их (Пс. 32:18, 19).

Практически везде в Библии идиома «спасение души» означает спасение от смерти, и не более того. Очень простая мысль. Об этом нередко говорил и Иисус, например: «…терпением вашим спасайте души ваши» (Лук. 21:19). Иисус «пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан. 10:10), чтобы «не погибли, но имели жизнь вечную» (Ин. 3:16). Снова эта же мысль: вопрос жизни и смерти, вопрос выживания. Конечно, у Иисуса это обычно выживание с точки зрения вечности – выживание для вечной жизни против вечной погибели. Но в любом случае это всегда выживание, спасение от смерти. Здесь нет ни философии, ни метафизики.

Но как это понимается сегодня? «Спасение души» стало церковным канцеляризмом, оно ассоциируется с чем-то сугубо церковным, таинственным, богословским и даже монастырским. Это удел бабушек и дедушек, чем занимаются на пенсии, что-то непрерывно отмаливая и замаливая путем процедур и ритуалов, в темноте, духоте, с резкими запахами. Неудивительно, что распространилась точка зрения, что молодежи этим заниматься некогда и негоже, это занятие для пенсионеров, которым заняться уже нечем. Появилась соответствующая идиома типа: пора подумать о спасении души. «Спасение души» отправилось в арсенал непонятных философско-богословских терминов, и это в лучшем случае. В худшем – в арсенал шуток. И это всегда бесконечно удалено от реальной жизни с ее проблемами.

Но насколько актуален вопрос выживания? Когда о нем нужно думать? Конечно, в любом возрасте. Жить хотят все. Когда Лот спасал свою душу от казней Бога в Содоме, а Давид – от мести Саула, они были относительно молоды (особенно Давид) и занимались очень простым и конкретным делом, далеким от богословия. В их случае, да и многих других тоже, надо было просто быстро бежать. Христиане это делают немного иначе, но цель та же.

Православная церковь не всегда помогает в понимании, а иногда и еще больше запутывает. Например, на одном сайте мы читаем:

Спасение собственной души – это не мимолетная прихоть или какая-то игра. Наша жизнь слишком скоротечна, чтобы играючи относится ко своей бессмертной душе.

Извините, если душа и так бессмертна, то зачем ее спасать? Что за парадокс? Ах да, это же сложная богословская теория.

Христианство – это вопрос выживания, вопрос жизни и смерти. Это чрезвычайно важно. Если в вашем доме начнется пожар и пожарные приставят вам к окну лестницу, чтобы вы могли спастись из огня, то перед вами встанет очень важный вопрос. Вот точно так же важно и христианство. Но большинство людей об этом не знает, хотя все слышали фразу «спасение души». Отчасти это произошло потому, что церковь так нещадно эксплуатировала эту фразу, что она стала совершенно избитой, покрылась нафталином и перестала пониматься. Теория о бессмертии души и вовсе исказила ее первоначальное библейское значение.

Благая весть (хорошая новость) сегодня погребена под тоннами стереотипов, недоразумений, избитых фраз и всяческой словесной шелухи. Нужно немало сил, чтобы ее оттуда откопать.



Читайте также:
Воскресение и воскрешение
Един и один
Почему не «церковь»?

Комментарии

  1. Разобраться в этом вопросе нужно досконально, потому что "...Кто спасёт свою душу, тот потеряет её, а кто потеряет свою душу ради меня, тот спасёт её..." (Матфея 10:39).

    ОтветитьУдалить
  2. Может не совсем в тему статьи, но еще одно важное учение,понятие (к-стати,напрямую связанное со спасением жизни - главным образом вечной жизни), затуманенное таким же образом для понимания - "Царство небесное". Многие знают, в связи с чем оно ассоциируется у людей, имеющих отношение к православию, к сожалению, таким образом запутывается и отуманивается, в конце концов связывается с чем-то призрачным, грустным и неприятным это главное и несущее надежду библейское учение. И как тогда понимать просьбу:"Да придет царствие Твое"? Очень актуальная статья. От ясного правильного понимания Библейской терминологии зависит и отношение людей к Божьему Слову и их спасение. Спасибо, что у Иеговы есть сегодня Свой народ,где очень часто даже та самая "бабушка" или юная сестричка может быть просвещенней в Библии, чем,к сожалению, местный приходской богослов.

    ОтветитьУдалить
  3. В православии просто под спасением души понимается спасение ее от адских мук. а не от погибели . Поэтому "бессмертие" у них не вызывает диссонанс.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, то есть совсем не то, что понимается в Библии.

      Удалить
  4. Спасибо за статью.

    Как в данном контексте объяснить Матфея 10:28 -
    "И не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу, а лучше бойтесь того, кто может погубить в геенне и душу и тело"

    Тут, мне кажется идет противопоставление человеческого тела (жизни) и души.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите параллельное место в Лук. 12:4, 5. Здесь эта же мысль, но душа уже не упоминается. Почему второй евангелист не упоминает слово "душа"? Только потому, что оно не принципиально. Это слово обозначает просто жизнь. Одну и ту же мысль можно передать разными способами. В данном поучении Иисуса мысль состоит в следующем. Не нужно бояться смерти от рук врагов, потому что они не могут отнять жизнь в том смысле, что затем ты воскреснешь. Но надо бояться отпасть от Бога, потому что это лишит надежды на воскресение (попадешь в "геенну" - символ вечной смерти).

      Удалить
  5. Ещё интереснее в сознании большинства православных воспринимается фраза: "Спаси и сохрани". Не как воззвание к Богу о спасении от врожденного греха и, даже, не о спасении бессмертной души от адских мук. Нет, оно воспринимается как заклинание, как оберег в ситуации, когда человек рискует или находится в критической ситуации. Никакой возвышенной "небесной" семантики - это сакральное кодовая фраза, некая аффирмации, с апеллированием к "высшим силам". Чистой воды язычество. Или, если точнее, религиозный синкретизм.

    ОтветитьУдалить
  6. Иванна 17:3 если хотите иметь шанс на вечную жизнь

    ОтветитьУдалить
  7. Тогда получается, что душа это просто живой человек а смерть сравнивается со сном и полным бездействием, как понять Откр 6:9-11?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На ваш вопрос я отвечал здесь. Но замечу, что душа не всегда просто человек. Иногда это жизнь человека, а иногда его внутреннее «я»: чувства, переживания и т.д.

      Удалить
  8. Это большая проблема, часто разговаривая с людьми, понимаешь, что говорим о совершенно разных понятиях. Просто на разных языках. Спасибо Антон, нужная тема.

    ОтветитьУдалить
  9. Православная церковь не всегда помогает в понимании, а иногда и еще больше запутывает...
    Антон! Чем же вам ,так православная церковь насолила,что вы с ней постоянно воюете? Миллионы разных людей тысячелетиями верит,что их вера единственная и правильная.Что такого,особенного в вашей вере?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Православная церковь мне ничем не насолила, и я с ней не воюю. Если люди верят, что их вера единственная и правильная, это хорошо. Христиане именно так и должны верить. В моей вере ничего такого особенного нет. Правда, на этот вопрос ответить сложно, поскольку не очень ясно, что вы понимаете под «таким особенным».

      Удалить
  10. Антон, вы рассматриваете тексты из текстов, которые составлялись задолго до времен, когда появилось христианство. Во времена же Иисуса среди евреев были распространены несколько школ, каждая из которых по своему трактовала будущее души. При этом ни одна из них не отрицала того что человек имеет и тело и душу. Вот вам цитата из "Иудейской войны" Флавия:

    Они (есси, кумранская община) именно твердо веруют, что, хотя тело тленно и материя не вечна, душа же всегда остается бессмертной; что, происходя из тончайшего эфира и вовлеченная какой-то природной пленительной силой в тело, душа находится в нем как бы в заключении; но как только телесные узы спадают, она, как освобожденная от долгого рабства, весело уносится в вышину. Подобно эллинам они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана—в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив того, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук. Эта самая мысль, как мне кажется, высказывается также эллинами, которые своим богатырям, называемым ими героями и полубогами, предоставляют острова блаженных, а душам злых людей—место в преисподней, жилище людей, безбожных, где предание знает даже по имени некоторых таких наказанных, как Сизифа и Тантала, Иксиона и Тития. Бессмертие души, прежде всего, само по себе составляет у ессеев весьма важное учение, а затем они считают его средством для поощрения к добродетели и предостережения от порока. Они думают, что добрые, в надежде на славную посмертную жизнь, сделаются еще лучшими; злые же будут ста­раться обуздать себя из страха пред тем, что если даже их грехи останутся скрытыми при жизни, то, по уходе в другой мир, они должны будут терпеть вечные муки. Этим своим учением о душе, ессеи неотразимым образом привлекают к себе всех, которые только раз вкусили их мудрость.

    14) Из двух первенствующих сект фарисеи слывут точнейшими толкователями закона и считаются основателями первой секты. Они ставят все в зависимость от Бога и судьбы и учат, что хотя человеку представлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но что и в этом участвует предопределение судьбы. Души, по их мнению, все бессмертны; но только души добрых переселяются по их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки[40].

    Саддукеи—вторая секта—совершенно отрицают судьбу и утверждают, что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния, ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне сво­бодной воле человека, и каждый по своему собственному усмотрению пе­реходит на ту или другую сторону. Точно также они отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние. Фарисеи сильно преданы друг другу и, действуя соединенными силами, стремятся к общему благу. Отношения же саддукеев между собою суровее и грубее; и даже со своими единомышленниками они обращаются как с чужими. Этим я закончу описание иудейских философских школ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никто не спорит, что Иосиф Флавий и другие фарисеи верили в бессмертие души. Они были эллинизированными евреями. А индусы верили в реинкарнацию. Что нам из этого? Если мы христиане, нас должно интересовать, чему учит Библия, а не Иосиф Флавий. Библия же нигде не учит бессмертию души. Если вам не нравится Ветхий Завет, возьмите Новый. Там фраза «спасение души» тоже означает спасение жизни. Например: Мар. 3:4; Лук. 9:56; Иак. 5:20; 1 Пет. 3:20. Заметьте, что в Мар. 3:4, Лук. 9:56 и Иак. 5:20 прямо сказано, что душа может погибнуть или умереть, т.е. ни о каком ее бессмертии нет и речи.

      Удалить
  11. <>

    Да нет же!Все предельно просто. Душа (т.е. человеческая личность, ясно осознающая себя, и имеющая тело как подчиненную себе систему) действительно бессмертна. И в этом состоянии после гибели тела она может пребывать как с Богом, так и во "тьме внешней", где будет "плач и скрежет зубов" и где "огонь не угасает" и "червь не умирает"(Библия, извините :-)) и т.д.

    Так вот от этого последнего сценария её(т.е. нас с вами) и надо спасать!

    А в вероучении С.И. "провинившиеся" люди из гуманности просто не будут Богом воссозданы. С позиций такой теории, свидетелям действительно не понятно от чего душу спасать.
    //Василий

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, все предельно просто, если не пытаться доказывать по Библии. А стоит попытаться это сделать, и начинаются проблемы. Например, «личность, осознающая себя», может осознавать что-либо только при жизни, а после смерти уже неспособна на это, о чем ясно говорится в Еккл. 9:10 и Пс. 145:4. В цитатах, которые привели вы, душа не упоминается. На каком основании вы используете их для доказательства чего-либо относительно души? Вы находите места в Библии, где говорится о том, что люди скрежещут зубами, или их едят черви, или горит какой-то огонь, и затем без всяких объяснений подводите их под душу. Совершенно непонятная логика. Я уже молчу о том, что бессмертная душа по определению не может скрежетать зубами и быть пищей для червей.

      От чего спасать душу? Я уже процитировал в этой статье несколько стихов, согласно которых душа, согласно Библии, спасается от смерти. Непонятно, куда еще проще. Прямые тексты, прямые фразы. Или вам нужно, чтобы было как можно запутаннее?

      Удалить
  12. Отличная статья!Всё просто и логично.К сожалению некоторых простота не устраивает,им бы" повитиеватее",тяжело разговаривать с такими людьми.Очень понравилась статья!Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Полностью согласен с этой статьёй только для православных нужны аргументы так вот они:Еккл.9:5,6
    т.е чувства и мысли связаны с работой мозга ,когда человек умирает мозг перестаёт работать
    следовательно душа не бессмертна.А Иезикииль 18:4 ?А Бытие 3:19 ? А Левит 21:11 где есть выражение
    "мертвая душа".?

    ОтветитьУдалить
  14. Вот последние два предложения статьи это точно. Такой "культурный слой", что "мертвые хоронят мертвых" даже не замечая, что они мертвые.

    Кстати, вчерашний "праздник" тоже из разряда этой, я бы сказал, шелухи. Еду вчера в общественном транспорте, и вижу двух мам с двумя детьми , которые облачены в "чтобы напугать". И самое главное, мамы не могут нарадоваться, что угодили чадам, нарядив их в костюмы привидений.

    И это хоть бы ладно-сегодня, думаю, прошло уже коолективное помешательство, ан нет))Включаю ТВ, а там новости о том, что 1 ноября отмечается церковью день всех святых, то есть мертвых, то есть на кладбищах повтор весенних посиделок на могилах, но не с тем, правда, размахом.И показывают священника церкви, который освящает какую то еду...
    И возникает вопрос: связан ли вчерашний праздник мертвецов с сегодняшним праздником мертвецов. Очень странно, почему дата на один день сместилась...

    Некто Филипп Гелюк очень хорошо сказал:
    "Когда ты мертв, ты не знаешь, что мертв. Тяжело только другим. То же самое и когда ты глуп"

    ОтветитьУдалить
  15. Вот еще несколько мест:
    1. "Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу..." (Псалом 113:25, СП)
    2. "Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?" (Псалом 87:11-13, СП).

    ОтветитьУдалить
  16. В вашей интерпретации Откровение 6 следует понимать так:

    9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником кровь убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
    10 И возопила она (кровь) громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
    11 И даны были каждому из них одежды белые (каждой крови своя одежда) , и сказано им (ей, крови), чтобы они (она, кровь) успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

    Как говорит моя средняя дочка: "Глуповато!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сразу видно, что вы не читаете своей дочке Библию. Иначе бы она знала, что в Библии даже кровь может говорить (Быт. 4:10).

      Удалить
  17. Наверное несовсем правильно упоминать "бабушек" и "дедушек", так как надо еще стать дедушкой или бабушкой, что бы судить о том, что им нечем занятся или заниматся...
    некоректно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не сужу о том, что им нечем заняться. Я просто ссылаюсь на распространенную точку зрения о том, что спасением души нужно заниматься только в пожилом возрасте. Ссылаться на разные точки зрения и обсуждать их, мне кажется, можно в любом возрасте. Вы знаете, сколько людей так считает? Когда мы предлагаем людям изучать Библию, мы часто слышим: «Мне пока рано об этом думать, приходите, когда я выйду на пенсию». В обществе существует устойчивый стереотип, что о душе, Боге и т.д. должны думать только пожилые, а молодым это «рано». Вот этот стереотип я и обсуждаю.

      Удалить
  18. то, что зашорены многие понятия, то это да, но касательно текстологии, то на еврейском не меньше десяти понятий, которые на наш язык переводится одним словом "душа".
    Чтоб как то говорить об объективности, то
    надо брать в расчет тонкости В.З. домасоретских текстов еврита и Н,З. греческих,
    а так же иметь понятие об текстологии и истории экзегетики и герменевтики, учитывать филологию пропедевтики, и т.п.

    Да, полезная статья, но если уж выражаетес, что "ОНИ" учат тому то, а "Я" учу тому... - то давайте ссылочки на источники, на, заслуживающих доверия, научные труды,
    а то, статья теряет вес, ведь вы не филолог и не спец по древним языкам, чтоб противовечить себя "ИМ"....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Противовечить? Ваш комментарий несколько сумбурен. Ссылки на источники о чем? Я здесь написал о простых и очевидных вещах, которые не требуют никаких источников. По любому переводу, даже Синодальному, любой человек, даже не филолог, может легко увидеть, что везде, где говорится о «потере души», говорится о смерти. Вы создаете проблему на ровном месте, где ее не было и нет. Ну раз вам так нужны цитаты, вот парочка:

      «Учение о том, что душа продолжает существовать после смерти тела, скорее имеет отношение к философским и богословским измышлениям, чем к истинной вере, и, соответственно, о нем нигде ясно не упоминается в Священном Писании» (The Jewish Encyclopedia).

      «Так как человек в целом является грешным, если он умирает, то умирает полностью, умирает и его тело, и душа» (лютеранский катехизис Evangelischer Erwachsenenkatechismus).

      «В древней церкви не существовало подтверждения доктрины о бессмертии души» (Папа Римский Бенедикт XVI).

      Удалить
  19. разве вы не знайте такой стих :«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне” (Матф.10:28). И еще хотите учить других .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаю, и что дальше? Заметьте, в этом стихе сказано, что душа может погибнуть. Это прямое противоречие теории о ее бессмертии. Также заметьте, что в «геенну» попадает не только душа, как принято считать, но и тело. То есть, этот стих противоречит всему, чему учат в православной церкви.

      Удалить
  20. Антон, в православном учении, понятие «душа человека», включает в себя не только психическую реальность, но и телесно-физиологическую, а также мистическую. В зависимости от методологического подхода, человек имеет бессмертную душу как разумную личность с одной стороны (Отк.6:9), и является душою живою, с другой (Бт.2:7).
    Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога (Иез.18:20).
    Поэтому в православии под «спасением души» понимается прежде всего исцеление от греха, того что отделяет нас от Бога. Спасение это не просто переход из нынешних жизненных условий жизни в лучший «новый мир». Это прежде всего, приобретение правильного духовного состояния (Кол.3:9,10), которое позволяет духу человеческому соединиться с Духом Божьим (1Кор.6:17). Спасение это не просто прощение греха, а исцеление души, преображение человека по благодати и соединение с Богом по его свойствам (Ин.14:23, 2Кор.5:17, Ин.15:4, Ин.6:56, Гал.2:20 и т.д.). С более подробной информацией можете ознакомиться на сайте azbyka.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Было бы неплохо, если бы вы обосновали на Библии вашу идею о неуничтожимости души. Сейчас же вы просто предлагаете верить вам на слово. Если душа создана дыханием Бога, это не значит, что она неуничтожима. Бог сам сказал людям, что они прах и в прах возвратятся, что и произошло. Сегодня Адама нет. Никакая его неуничтожимость нигде не прослеживается. Или обратим внимание на Пс. 32:6. Все «воинство небес» тоже создано духом Бога, но наука точно знает, что, например, звезды могут прекращать существование. Таким образом, нет никакой связи между дыханием Бога и неуничтожимостью. Вы приводите Иез. 18:20 для доказательства смерти как «неведения Бога», но где здесь об этом? Нет ни слова ни о каком неведении. Зато просто и ясно говорится о том, что душа может умереть. Так почему бы не принять этот стих так, как он написан, вместо того чтобы настаивать на прямо противоположной идее о неуничтожимости души, да еще и какой-то ее «мистической реальности»?

      Для спасения, конечно, важно приобрести правильное духовное состояние и исцелиться от греха. Но все это не гарантирует спасение. От Бога всегда можно отпасть. Правильное духовное состояние всегда может снова стать неправильным, а исцеление от греха может смениться очередным заболеванием (2 Пет. 2:20–22; 1 Тим. 1:20; Отк. 2:5). Поэтому все это важно, но это еще не спасение. Преображение, благодать, соединение – все это тоже очень хорошо и верно, но и это не тождественно спасению. Никакое преображение и соединение не дает христианину права считать, что он уже спасен, иначе мы бы не читали в Библии такие советы, как например в 1 Кор. 10:12.

      Удалить
  21. То есть по Вашему мнению, Христос говорил об элементарном выживании? Он как бы давал уроки по "Основам безопасности жизнедеятельности?" А что за православную статью Вы цитируете?
    К сожалению, статья и ответы автора на комментарии показывают именно стереотипы (о которых так негативно говорится в статье) - стандартные стереотипы учения Свидетелей Иеговы при изучении Библии. Если душа смертна, то, скажите, кто беседовал в качестве Моисея со Христом на горе Фавор (Мк.9:4)? Ведь если Илия живым был взят на небо, то Моисей точно умер.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иисус давал уроки о спасении души. Откройте Ин. 3:16. О чем здесь говорится? О том, как не погибнуть, но обрести вечную жизнь. Вы можете называть это основами безопасности или еще каким-нибудь остроумным способом, сути это не меняет. Аргумент голословен, если только вашей целью не является впечатлить кого-то своим остроумием. Если это ваш любимый способ полемики, то вам будет сложно. Стереотипы свидетелей Иеговы? Еще один голословный аргумент – вы так и не объяснили, в чем именно состоят стереотипы и почему они ошибочны.

      Вы задаете конкретный вопрос о Моисее, я конкретно отвечаю. Вопрос хороший и правильный, но думаю, вы согласны с тем, что Библию нужно исследовать во всем ее контексте, а не вырезать один стих и сразу спешить с выводами. Да, апостолы увидели Моисея и Илью. Но почему они их увидели? Потому что они воскресли или перенеслись на землю из постустороннего мира? Нет, об этом в Библии ничего не говорится, и если вы так считаете, то вы домысливаете. Обратите внимание на слово «явились» в 4-м стихе. Точно таким же способом Бог «является» людям в видениях. Также обратите внимание, что явилось облако (7), а одежды Иисуса светились (3). Это было на самом деле? Нет, потому что в стихе 8 все это внезапно исчезло. О чем все это говорит? О том, что все эти элементы были видением. Нет никаких доказательств, что Иисус беседовал с настоящими умершими людьми, которые, как вы правильно заметили, давно умерли.

      Обратите внимание, что в Мат. 17:9 сам Иисус называет то, что произошло, «видением». Нелогично утверждать, что одни элементы – видение, а другие – реальность. Это или целиком видение, или целиком реальность, и во втором случае вам будет нелегко объяснить, откуда взялось облако и почему светились одежды Иисуса. А почему Моисей и Илья вдруг исчезли? Куда они делись? Лазарь, которого воскресил Иисус, никуда не исчезал. Они вернулись в духовный мир? Но Библия не учит тому, что умершие праведники древности живут в невидимом духовном мире, как привидение Каспер или как Оби-Ван – это я аргументирую в вашем стиле про ОБЖ :)

      Чтобы нам с вами лучше понять, что произошло в тот день, мы должны понимать, зачем Бог дал это видение. За века до того было предсказано, что Бог даст пророка, подобного Моисею, и это пророчество исполнилось на Христе (Втор. 18:15–10). Служение Ильи напоминало служение Иоанна Крестителя, который подготовил путь для Иисуса. Кроме того, и Иисус, и Илья восстановили отношения Бога с его народом. Это видение укрепило веру апостолов и позволило им лучше понять славу Иисуса и его роль в обетованиях Бога. Бог хотел показать, что Иисус неразрывно связан с предыдущими библейскими пророчествами и они исполняются на нем. Но если мы этого не понимаем, если мы сами не видим связи между Иисусом, Моисеем и Ильей, тогда нам действительно сложно понять произошедшее.

      Удалить
  22. Есть произведение Гоголя Н.В."Мертвые души" появившееся в 19 веке н.э. Ранее было включено в школьную программу образования. Почему то все понимали, что под этой фразой подразумевались умершие люди и ни у кого не вызывало вопросов, как это душа может быть мертвой.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *