Покаяться перед кем-нибудь
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Агностицизм вызывает у меня чуть большее уважение, чем атеизм, потому что агностик хотя бы не утверждает однозначно, что разумного Творца не существует. Агностик признает, что он этого просто не знает, потому что не может это установить.
Но у агностицизма есть другая проблема – слишком высокая планка доказательности. Ведь почему бедняга агностик никак не может установить существование Творца? Потому что он убежден, что ему нужно подлететь к Богу на ракете, сфотографировать его, снять на видео, измерить линейкой, термометром, спектрометром и еще десятком приборов, – и только тогда он будет считать, что получил необходимые доказательства. Все, что меньше этого, он не будет считать должным доказательством.
Так искусственно устанавливается крайне высокая, практически недостижимая планка доказательности, которая делает любое доказательство заведомо невозможным. И такой максималистской планке не соответствует очень многое в современных науках, что обычно считается вполне достоверным. Это по сути абсурдизация доказательства.
Более того, согласно такой высокой планке, самозарождение жизни из неживой материи тоже не может считаться доказанным. Никто его не наблюдал, не фотографировал, не воспроизводил экспериментально. Но практически все атеисты и многие агностики при этом принимают самозарождение как факт. Это вопиющие двойные стандарты, которые разоблачают многих ревнителей «научного подхода».
Когда я слышу что-то вроде «я не уверен на все 100, что есть Бог», у меня возникает чисто практический, житейский вопрос: почему нужно требовать от всего 100 процентов? Почему недостаточно 99 или 95? Вы и в других областях жизни готовы что-то отбросить и отвергнуть только потому, что не достигли желанных ста процентов? Но ведь жизнь редко состоит из строго черного и строго белого. Почти все, что мы выбираем, что ценим и к чему стремимся, находится где-то посередине.
Не бойтесь понизить планку доказательности до разумного уровня. Этим вы не нарушите никакие научные принципы. Один из таких принципов гласит, что непосредственное наблюдение является одной из лучших форм доказательства. Второй известный научный принцип – закон причины и следствия.
Соединив эти два принципа, мы получаем, что наблюдение следствия всегда указывает на причину. Если я вижу дом (следствие), можно считать доказанным существование его причины (строителей). По этой же логике, наблюдение разумного следствия (человека) указывает на наличие столь же разумной его причины. Этот ход рассуждения, который в Библии упоминается в Римлянам 1:19, 20, вполне можно считать доказательством. Не нужно чрезмерно и искусственно усложнять этот вопрос.
Читайте также: Доказательство доказательства
Внимание, действует премодерация комментариев. Допускается один комментарий от одного пользователя в день (во всем блоге). Комментарии не должны переходить в нескончаемые дебаты. Пишите корректно и по теме той статьи, под которой размещаете комментарий. Автор вправе не размещать комментарии, нарушающие правила.
Хорошая тема для честных людей. В моём случае "стопроцентность" пришла через количество доказательств (в основном, математически обоснованных теорией вероятности), подытоженных простым выводом: Вселенная -> не или имела начало -> без или по причине -> под действием чего-то или кого-то вечного
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью. Как всегда этот блог помогает мне (и наверное многим) привести в порядок свои мысли. Вернее найти для них правильные слова. Как всегда - короткие, ясные фразы и вопросы, ставящие всё на свои места.
ОтветитьУдалитьОсобенно понравилось: "недостижимая планка доказательности, которая делает любое доказательство заведомо невозможным", "абсурдизация доказательства", "двойные стандарты, которые разоблачают многих ревнителей «научного подхода»"
Вертелось в голове но не мог сформулировать ))
Поистине апостол Павел был прав (Римлянам 1:19, 20)
Вернее прав тот кто его вдохновил.
Антон, объясни пожалуйста, вот есть утверждение что миром сейчас правит сатана и что Иегова не вмешивается. Но как тогда объяснить потоп? Иегова не вмешивается но утопил всех людей на земле кроме нескольких человек которые были на стороне Иеговы? Это входит в рамки "не вмешивается" ?
ОтветитьУдалитьКонечно, иногда вмешивается. Никто не говорит, что никогда не вмешивается.
УдалитьИзвестный атеист Энтони Флю пришел к выводу , что Бог есть и написал книгу под названием " Бог есть". Что для не го послужило доказательством существования Творца? Строение ДНК. Жаль только , что он пришел к выводу что Бог это Иисус Христос.
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное за прекрасную статью!
ОтветитьУдалитьПолагаю, что рассуждения в стиле "есть бог / нету бога" - это, как говорится, ложная дихотомия, сведение множества вариантов к выбору одного из двух. Не напрягаясь могу выдать с десяток вариантов. Вот только всё это - оторванная от повседневной реальности демагогия, цель которой - поработить человека и в обмен на "красивые слова" тянуть из него время, силы, деньги.
ОтветитьУдалитьПо моему вы не правы - именно здесь нет ложной дихотомии. Дихотомия то есть но не ложная ))
УдалитьВсё зависит от определения слова "БОГ"
Если мы говорим о разумной первопричине всего (Создателе) то по сути варианта только два - либо есть, либо нет. И любой из десятка вариантов, который мы выдадим "не напрягаясь" неизбежно будут лишь пересказом одного из этих двух вариантов. Если говорить о красивых словах оторванных от реальности, цель которых тянуть время, силы и деньги - так ведь это тоже демагогия. Вообще любые рассуждения идеи и мысли можно при желании объявить демагогией. Современники Ноя тоже наверное думали, что он говорит ерунду оторванную от "реальности" хочет демагог этакий наши силы время и средства из нас вытянуть ))
А потом вдруг слова "оторванные от реальности" оказались реальностью жизни. Реальнее не придумаешь.
Ну вот представь, иду я по дороге и без особого умысла пнул камень. Он полетел, стукнулся о другой и в момент столкновения высек искру. Жизнь этой искры - миллисекунды. Но в субатомном масштабе - это целая вечность. Там рулят фемтосекунды. Кто знает, может для кого-то это стало "Большим взрывом" и миллиардами лет существования их Вселенной? Являюсь ли я их Создателем? Богом? Почему вы думаете, что "разумная причина" - это обязательно "всеблагой отец на небе"? Может наша Вселенная - это домашняя работа какого-то ученика? Или развлечение садиста? Наличие создателя в той или иной роли и качестве не делает автоматически "истинной" хоть какую-нибудь религию.
Удалить"Вообще любые рассуждения идеи и мысли можно при желании объявить демагогией." - это что за аргумент? По сути вы говорите: "Мой довод плох, но так же плохи и другие доводы." Не защищаете свои взгляды, а очерняете все остальные.
Ну и вишенка на торте - отсылка к литературному персонажу - Ною. С тем же успехом я могу сослаться на Фродо из "Властелина колец".
Разумная причина — это не всеблагой отец на небе, зачем такая архаичная лексика? Сегодня так никто не выражается. Но существование разумной причины разумного следствия (человека) самоочевидно и не требует доказательств. Но затем идет дополнительная цепочка доказательств, которая уже убедительно показывает, что разумная причина также испытывает любовь по отношению к своему творению. Доказательств этого множество, я писал об этом бесчисленное количество раз и не буду здесь повторяться.
УдалитьПрекрасный пример риторического приема "Подмена тезиса"
УдалитьОн основан на искажении одного из аргументов оппонента и последующем его опровержении. Преувеличивая, искажая или просто ПОДМЕНЯЯ аргументы оппонента, гораздо легче представить свою собственную позицию как разумную.
Довольно подлый (прошу прощение) прием.
Где я говорил о Всеблагом отце? Где я говорил, что все аргументы одинаково плохи? Я говорил, что любой аргумент при желании МОЖНО ОБЪЯВИТЬ плохим (демагогией, бредом)
Ну и наконец вишенка на торте - я пнул камень и это могло стать на субатомном уровне большим взрывом и новой вселенной с разумными существами для которых я бог...
Моисей и Толкиен отдыхают ))