Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Нужно ли проповедовать по домам?


Многие христиане разных конфессий приходят к людям домой и разговаривают с ними на духовные темы. Почему они это делают? Рассмотрим ряд библейских мест.

Иисус Христос лично послал своих учеников проповедовать парами (все подчеркивания – мои):

После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков (Лук. 10:1–3).

Задание проповедовать было настолько важным, что это были его последние слова на земле, обращенные к ученикам:

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мат. 28:19, 20).

Вот что делал апостол Павел:

В субботний день мы вышли за ворота к реке, предполагая, что там находится место для молитвы, и, присев, заговорили с собравшимися там женщинами (Деян. 16:13).

Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися (Деян. 17:17).

Для Павла свидетельствовать незнакомым людям в общественных местах было настолько обычным делом, что Библия сообщает об этом как о чем-то само собой разумеющемся.

Апостолы были готовы даже пострадать за право проповедовать:

И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4:18–20).

В следующей главе Деяний мы читаем:

Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека (Деян. 5:27, 28).

Заметим, что первые христиане довольно быстро «наполнили Иерусалим своим учением». Вряд ли им бы это удалось, если бы они проповедовали от случая к случаю, только близким знакомым и в свободное время. Не кто-то, а ангел Бога велит апостолам проповедовать публично:

Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни (Деян. 5:20).

Ввиду всего этого вполне очевидно, что проповедь – это такая же неотъемлемая часть христианского образа жизни, как и чтение Библии, молитва и посещение христианских встреч. Повторюсь, это понимают очень многие группы, включая православие. Вот что сказал патриарх Кирилл:

Именно в миссионерской концепции, о которой мы говорим, и был введен термин «миссионерская ответственность мирян», который предполагает, что не только духовенство должно являть пример доброго пастырства и назидания, но и каждый член Тела Христова, каждый христианин действительно обязан вносить свою лепту в это святое и важное дело… Речь идет о том, чтобы в каждом приходе — конечно, в меру его возможностей, ведь некоторые приходы очень небольшие, слабые, — работали образовательные, социальные, молодежные программы. К этим направлениям я бы добавил, конечно, и миссионерскую деятельность.

Им вторят и католики:

Похоже, [церкви] слишком пренебрежительно относятся к тому, что является главнейшим занятием Свидетелей, – к посещению людей у них дома. Именно такой метод использовали апостолы ранней церкви. В отличие от церквей, которые чаще всего ограничиваются тем, что строят свои храмы, созывают людей звоном колоколов и проповедуют с кафедры, они [Свидетели] следуют тактике апостолов: они ходят по домам и пользуются любой возможностью свидетельствовать людям (El Catolicismo, 14 сент. 1975, с. 14).

Вот что говорится в книге с красноречивым названием «Каждый – служитель»:

Служение, которое Бог дал каждому верующему индивидуально, не может совершить ни один пастор. К сожалению, вековое ошибочное мышление в церкви сделало задание 500 членов общины заданием одного единственного пастора. В ранней церкви было по-другому. Верующие проповедовали Слово повсюду, куда они шли» (Oscar Feucht. Everyone a Minister).

Увы, большинству конфессий не хватает последовательности в проведении этой линии, и обычно все остается на словах. У них хорошо получается человеческое (строительство, бизнес, политика, организация мероприятий и т.д.), но когда дело доходит до Божьего, они упираются в стену. Многие конфессии слишком бюрократизированы, слишком расслаблены, слишком поглощены бизнесом или слишком боятся отпугнуть паству чем-то более сложным, чем эпизодическое посещение служб. Между тем проповедь – это самая концентрированная и активная форма выражения любви к людям и Богу, двух главных заповедей Христа (Мат. 22:36–40). Проповедуя, мы одновременно восхваляем Бога и помогаем людям спастись. Это дает невероятное чувство занятости в служении Богу – ощущение, не похожее ни на какое другое.

Но почему именно по домам?

Не достаточно ли разговаривать с людьми на улице или просто стоять со стойками литературы? Все зависит от наших мотивов и целей. Если мы действительно хотим помогать людям, мы будем искать самые эффективные способы для этого. Например, если приходить к людям домой, со временем можно поговорить со всеми жителями города, чего нельзя сделать на улице. Далее, на улице люди обычно спешат, а на работе заняты; домашняя обстановка – самая благоприятная для разговоров на духовные темы. По большому счету, здесь нет жестких правил, все диктуется логикой и здравым смыслом. Нужно просто идти туда, где есть люди, и общаться с ними в комфортных для них условиях.

И снова обратимся к Библии:

И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе (Деян. 5:42).

Чуть позже апостол Павел скажет:

…я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам (Деян. 20:20).

В этих двух стихах предлог «по» (ката) употреблятся в распределительном значении, как «от дома к дому». В таком же значении он используется в Лук. 8:1, где говорится, что Иисус проповедовал «по городам и селениям». Вот как Деян. 20:20 комментируется в библейском комментарии Рандольфа Егера:

Павел учил «как в публичных собраниях [демосúя], так и по домам (распределительное [катá] с винительным падежом). Павел провел в Ефесе три года. Он посетил каждый дом или по крайней мере проповедовал всем людям (стих 26). Налицо библейское полномочие проповедовать Евангелие как по домам, так и на всенародных собраниях.

Эта же мысль звучит в книге «Повседневная жизнь в библейские времена»:

Обычно Павел занимался своим ремеслом с рассвета до 11 часов утра (Деян. 20:34, 35), до того часа, когда заканчивал учить Тиранн; затем, с 11 часов утра до 4 часов дня, он проповедовал в зале, проводил обсуждения с помощниками... а с 4 часов дня до самого позднего вечера ходил по домам, рассказывая людям евангельскую весть (Деян. 20:20, 21, 31). Остается только удивляться, когда он находил время есть и спать (Bailey A. E. Daily Life in Bible Times. 1943. С. 308)

Еще один библейский комментарий:

Христиане первого века с самого начала отличались распространением Евангелия по домам (ср. Деяния 2:46; 5:42)… [Павел] основательно выполнил свою обязанность как в отношении иудеев, так и язычников в Ефесе, и они оставались без извинения, если погибали в своих грехах (The Wesleyan Bible Commentary, том 4, с. 642, 643).

Библеист У. Б. Райли следующим образом объяснил слова апостола Павла из Деян. 20:20:

Это просто значило: «Я ожидаю от вас, чтобы вы продолжали делать то, что начал делать я, а также обучать тому, чему обучал я, и я ожидаю от вас выстаивать, как выстаивал я; поучать как частным образом, так и всенародно, как я делал на улицах и по домам, и подобным образом свидетельствовать иудеям и грекам о покаянии перед Богом и о вере в нашего Господа Иисуса Христа, так как покаяние и вера являются основаниями!»

Еще один комментатор, Эдвин Райс:

Он не довольствовался тем, чтобы поучать и произносить речи в синагогах и на площадях. Он всегда прилежно «поучал по домам». Он боролся со злом по домам, от человека к человеку, с глазу на глаз, чтобы завоевать людей для Христа.

А библеист Джозеф Александр признает:

Церковь еще ничего не придумала, чем можно было бы заменить проповедование в церкви и по домам или что было бы равным по эффективности.

Кому-то недостаточно этих ясных библейских и исторических свидетельств, и они требуют показать им прямое место, где будет сказано что-то вроде: каждый христианин должен регулярно проповедовать по домам. Разумно ли это? При столь формалистском подходе можно отвергнуть практически все, что считается правильным и богоугодным в христианстве. Например, мы нигде не прочитаем, что нужно ежедневно читать Библию, но мало кто в христианстве отрицает необходимость это делать (вот снова патриарх Кирилл, призывающий к этому). Или, скажем, в Библии нет требования молиться перед едой, но это универсальная общехристианская традиция. Библия – это не только дословные инструкции, но и общие принципы, примеры, приоритеты и прецеденты, которые нужно учитывать в совокупности. Важно понять, каким должен быть христианский образ жизни как таковой.

В отличие от многих церковных традиций, проповедь по домам имеет прочное библейское основание. Это апостольский метод проповеди и одновременно самый эффективный метод проповеди. Когда будет изобретено что-то более эффективное, можно будет от него отказаться. Но последние две тысячи лет это по-прежнему самый лучший способ нести благую весть.


Читайте также:
Зачем они ходят
О миссионерстве
Тактика апостолов

Комментарии

  1. В маркетинге есть понятие "контакт", т.е. донесение какой-либо информации о чем-либо другому лицу. Прямой контакт, то есть лицом к лицу, считается самым эффективным.

    ОтветитьУдалить
  2. Если "...вера от слышания",то трудно переоценить важность такого рода служения,как бы не были недовольны и возмущены противники.

    ОтветитьУдалить
  3. И во всех народах прежде должна быть проповедана благая весть (Марка 13:10).
    И лучше не скажешь. Слово "прежде" побуждает задуматься над приоритетами, чем заниматься.

    ОтветитьУдалить
  4. Почему у вас проповедуют даже женщины?Из Библии можно понять, что пророчествовали и учили других всегда только мужчины. И вы же сами учите, что женщины у вас не должны учить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Речь идет об учении в собрании. Но проповедовать другим женщины могут. В Библии не говорится однозначно, что проповедовать могут только мужчины. Если мужчины упоминаются чаще, это еще не значит, что женщины не проповедовали. Просто повествование делает акцент на апостолах и подобных значимых персонажах. Но женщины иногда упоминаются, например в Деян. 18:26. Или обратите внимание на Псалом 67:12 (СП).

      Удалить
  5. Среди людей есть мнение что проповедовать должны были только апостолы, и никто больше. Правда сразу приходится немного расширять рамки, добавлять учеников апостолов.
    Некоторые добавляют что после апостолов проповедовать имеют право лишь священники. Один договорился до того, что разрешил проповедовать помазанникам, но только им :)
    А всех остальных осмелившихся, якобы ждёт страшное наказание от Бога.

    Вобщем что только люди не выдумывают, лишь бы самим ничего не делать...

    ОтветитьУдалить
  6. спасибо, Антон. Честно говоря, еще до знакомства со свидетелями я, читая Библию, воспринимал христианство как общность проповедников (несмотря на то что был атеистом).И уже потом, когда свидетели сказали мне , что было бы правильно ходить по домам и делиться узнанным, для меня это не было неожиданностью, хотя и не очень хотелось. А еще лучше я понял насколько правильно и нужно заниматься миссионерством после беседы с бывшим адвентистом переставшим верить в Троицу. Он пытался меня убедить, что кроме СИ есть немало христианских организаций не признающих Троицу и другие небиблейские учения . Я, признаться, очень удивился и спросил о том где же они, почему о них ничего не слышно? На что он мне дал ссылки на несколько сайтов этих организаций. Вот и сидят эти христиане в своих интеренет-засадах и похожи больше на партизан, а не на христиан. Они знают истину, но возможность рассказать о ней другим это дело случая, не более. Нет, не таким я вижу христианство библейское.

    ОтветитьУдалить
  7. Проповедь по домам это действительно очень важно. После прочтения мной всей Библии запомнилось только одно.....
    И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.....Ну вот, я подумала, раз будет проповедано по всему миру то и ко мне должны придти...И они пришли...

    ОтветитьУдалить
  8. Вообще "проповедано", это не значить что кто то должен прийти, если вы получили в руки Библию, то собственно проповедь уже достигла вас, вы уже имеете возможность внимать слову Божию...Проповедь очень важна, но немаловажно и то, кто занимается проповедью, ведь разные люди способны по разному понимать те или иные места Писания и соответственно своему пониманию доносить до других, а если все будут доносить так как им угодно то знаете, думаю можно получить совершенно неожиданные эффекты....Один может сделать вывод что Библия - самая жестокая книга на свете, сколько там пролито крови! Другой скажет что это самая великая история самой великой любви...Еще одно удручает в людях - почему то они все хотят чтоб христианство выглядело так, как хочется им, привлекательным скажем так, но христианство это самая НЕУДОБНАЯ для ЛЮБОГО человека конфессия, т.к. требует от человека изменения его морального облика, его внутреннего мира, ведет его к очищению. Христианство такое какое есть и не должно меняться под чьи то взгляды и мнения. Когда верования начинают изменять, пытаясь их популяризировать ничего хорошего из этого не выходит....А по поводу того, что все должны проповедовать...Помните чего хотели коммунисты? Чтоб любая домохозяйка могла управлять государством...все мы видим что из этого вышло.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы большой оптимист. В реальности, увы, все не так радужно. Библия есть у многих, но читают ее единицы, понимают еще меньше, а об исполняющих я вообще молчу. Такая же ситуация была и в первом веке: все знали пророчества о Мессии и теоретически могли сами увидеть, что они исполнились на Иисусе, но апостолам приходилось упорно это доказывать, и соглашались с ними немногие. Так же было и в древнем Израиле: все знали закон, но народ постоянно грешил. Так что нет, истина никогда не проповедовалась автоматически с бумаги. Если бы было так, Бог не посылал бы своих пророков, а Иисус - апостолов. Но конечно, "как угодно" доносить не надо. "Как угодно" вообще ничего не надо делать.

      Вы правда думаете, что говорить о своей вере и управлять государством - вещи одинаковые по сложности? Никогда не понимал этого сравнения. Мой 6-летний сын может рассказать простые вещи о Боге и Библии. Для этого не нужно никакого ума, лишь немного любви к истине. Вспомните, как дети восхваляли Христа при въезде в Иерусалим. В проповеди нет ничего сложного, мы просто делимся с ближними тем, что узнали сами, вот и все. А вот церквям, конечно же, выгодно, чтобы простые "миряне" помалкивали о своей вере и вообще как можно меньше делали, потому что тогда священники лишатся работы. Миряне должны просто потреблять обряды и ритуалы, как потребители в супермаркете, а не быть активными и ревностными христианами. Поэтому церкви и придумывают нелепые сравнения между Библией и коммунизмом. Кстати, вы хорошо закончили: "все мы видим, что из этого вышло". Церкви сначала сделали христианскую проповедь уделом элиты, а затем и вовсе свернули - и все мы хорошо видим, что из этого вышло. Сегодня и Россия, и Запад снова насквозь языческие. Сегодня нужно снова, как в первом веке, идти к людям, а не искать оправдания, чтобы этого не делать.

      Удалить
  9. Безусловно, проповедовать "по домам" надо. Но важно знать, что это не единственный способ прихода человека к Богу! Об этом говорит не только обширный опыт церкви всех времен, но и мой личный опыт. У Бога для каждого человека есть свой индивидуальный путь прихода к вере. У кого - через горе, у кого - через разум, у кого через публичную проповедь, у кого - через личный пример знакомых людей, у иного - через чьё-то личное свидетельство ему. Ну а к кому-то, скажем, позвонят в дверь двое возвещателей.....

    Я, например, уверовал от личной проповеди товарища по институту. Это было и вправду сверхестественно. Хотя я и видал публичные акции протестантов в тогдашней Москве, но оно не цепляло. Или можно годами безуспешно проповедовать Евангелие Царства своему близкому человеку, а уверует он от чего-то другого. Всему своё время...
    \\Василий

    ОтветитьУдалить
  10. Кстати, во всех приведенных цитатах, там, где ученики учили "по домам", имелось в виду не то, что они ходили парами и стучались во множество квартир. Нет, формат был другой : они собирались дома у кого нибудь из братьев или сочувствующих, куда и приходили их послушать горожане. Таков был уклад жизни и общения той поры, который безусловно отличался от методов торговых агентов современной Америки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приятно встретить человека, который жил в первом веке и видел все своими глазами. Но дело в том, что вашу версию опровергает Луки 10:1-3, где проповедники именно стучатся в квартиры и как раз-таки парами. И научил их этому не американский торговый агент, а Иисус Христос. Извините, что пришлось так уронить авторитет Христа в ваших глазах. Или наоборот, повысить авторитет торговых агентов, тут как посмотреть. А если серьезно, то как вы думаете, какой метод проповеди использовали христиане после вознесения Христа, уже имея образец, которому он научил их лично незадолго до того? Вполне очевидно, что христиане просто продолжали проповедовать так, как были научены Христом, а не придумывали что-то новое.

      Удалить
  11. Люди напуганы и воспринимают приход домой незнакомца как нечто пугающее и набирают полицию. Это печально.....

    ОтветитьУдалить
  12. Довольно часто в служении приходилось слышать, что задание проповедовать, Иисус дал только апостолам. Если это так, то со смертью последнего апостола проповедь должна была прекратиться! Чем не Деяния 5:38!!! Но она продолжается. Вывод: Деяния 5:39

    ОтветитьУдалить
  13. Антон, спасибо за статью!
    Тоже размышлял над служением по домам! У противников действительно много отговорок. Но для себя взял следующее: очевидно, что проповедовали все христиане и тогда вопрос, а где проповедовать женщинам?! В синагогах не могли, в собраниях (если даже взять слова противников, что "по домам" означает учить в собрании) не могли. По сути получается, что только своим соседям, т.е. по домам. Тем более в Деяниях описывается подробно миссионерское служение апостолов и оно естественно совершалось в общественных местах, чтобы охватить больший масштаб. Но синагог на всех не хватит, где проповедовать всему собранию?! Везде в том числе и по домам

    ОтветитьУдалить
  14. Недавно в служении одна женщина высказала нам свое мнение по поводу проповеди по домам "мол это неправильно, ходите мол по улице". Ситуация была такая из серии "лучше не перебивайте". Мы проявили вежливость, немного порассуждали о ее религиозных взглядах, но и конечно она осталась при своем мнении. Сказала что св Писание "чушь", что надо верить и все... Вообщем все понятно...попрощались и пошли... И после каждого такого диалога, я понимаю что надо заводить отдельный блокнот "пожарных ответов на горячие вопросы".

    И вот эта мысль меня очень порадовала, такую можно использовать в рассуждениях если такие будут возможны:

    "Если мы действительно хотим помогать людям, мы будем искать самые эффективные способы для этого. Например, если приходить к людям домой, со временем можно поговорить со всеми жителями города, чего нельзя сделать на улице. Далее, на улице люди обычно спешат, а на работе заняты; домашняя обстановка – самая благоприятная для разговоров на духовные темы. По большому счету, здесь нет жестких правил, все диктуется логикой и здравым смыслом. Нужно просто идти туда, где есть люди, и общаться с ними в комфортных для них условиях."

    А еще не подскажите как лучше набрать в поисковике, чтобы найти закон по правам человека посещающего других людей по домам. Хочется распечатать и носить с собой, ибо уже не раз председатели товарищества прогоняют на основании якобы закона, что мы в торгаемся на их частную территорию. Я знаю что это не так, но в целях тактичности не хочу спорить, а с другой стороны знаю что это не так, но толково объяснить не могу...потому как не компетентен в этом вопросе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть, вот это поможет. Еще, думаю, это не мы должны доказывать, что ничего не нарушаем, а они - что нарушаем. Еще можно спросить, нарушают ли их права друзья и родственники, которые приходят к ним в гости, а также почтальоны, работники социальных служб, ЖКХ и т.д.

      Удалить
  15. Распределительный смысл — это не то же самое, что последовательный. Например, христианин может ходить «по домам», посетив сначала дом в одном районе, затем дом где-нибудь еще, подобно тому, как участковый врач посещает больных на дому. Для этого вовсе не требуется последовательно «обрабатывать» один дом за другим, или приходить в одну квартиру за другой к незнакомым людям.

    Лука, описывая в 19-й главе Деяний миссионерскую деятельность Апостола Павла в Ефесе, ни словом не обмолвился о том, что тот методично обходил дома иудеев и эллинов: «Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян.19:8-10).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В 19-й главе Лука не говорит, что Павел обходил дома, а в 20-й главе уже говорит. В Деяниях много глав, не только 19-я.

      Что касается порядка посещения домов, то откуда вы знаете, как Павел их посещал? Вы тоже, как анонимный комментатор выше, побывали в прошлом? В Библии нет такой информации. Мы знаем лишь, что Павел приходил к людям домой, но как именно и в каком порядке, точно не знаем. Никто и не утверждает, что нужно посещать дома последовательно, нет такой догмы. Свидетели Иеговы тоже могут посетить сначала дом в одном районе, а затем где-нибудь еще. Порядок посещения должен отвечать целесообразности и конкретной ситуации. Важен сам факт, что Павел и другие христиане приходили к людям домой для проповеди им, что Христос лично учил своих учеников делать это. Конкретные детали реализации не так важны, важен сам принцип. Мы не знаем во всех подробностях, как это делалось в первом веке, да это и необязательно. Нам не нужно слепо копировать методы первого века, мы можем разработать свои. Конкретные методы проповеди должны диктоваться логикой, здравым смыслом и эффективностью.

      Сегодня же христиане пытаются найти массу причин, чтобы этого не делать. Они рассуждают примерно так: если мы не знаем на 100%, как апостолы проповедовали по домам, то можно вообще не проповедовать по домам. (Или что домохозяйка не может управлять страной, или что достаточно раздать людям Библию - предложения другого комментатора.) Или, что еще абсурднее: если апостолы проповедовали не так, как свидетели Иеговы, то свидетелям Иеговы вообще не надо проповедовать. Похожая логика используется и с именем Бога: если произношение на 100% неизвестно, то можно его вообще не произносить. Черно-белое мышление. Ясно, что лучше делать хоть что-то, чем вообще ничего. Свидетели Иеговы, которые хоть как-то проповедуют, поступают гораздо более по-библейски, чем те, кто не проповедует вообще никак. Кто сегодня делает хоть что-то похожее на то, чему Христос учил своих учеников, когда посылал их к людям в дома? Практически одни свидетели Иеговы. Остальные даже не стараются.

      Удалить
  16. Не проповедуют - потому что не могут. Все просто.
    И на конгрессе как-то приводились мысли, почему никто не может проповедовать так, как мы. Причин довольно много. Самое простое: для этого нужно знать, о чем проповедовать и как это делать. Так же другие не могут этого делать в силу нехватки качеств, которые дает только святой дух. И т.д.

    ОтветитьУдалить
  17. Титу 3:14 ...."и так удовлетворять свои насущные потребности,чтобы не быть бесплодными в служении", вот так коротко и так ёмко о том что есть главное в образе жизни христианина.

    ОтветитьУдалить
  18. Случай из служения. Проповедовали с сестрой и ее шестилетним сыном. Ребенок очень активный.Подходим к мужчине, мальчик спрашивает: "Вы хотите жить в Раю?"Мужчина слегка смутился, но,наверное детская непосредственность и искренность пробудили интерес и он спросил: "Допустим, да,и что мне для этого нужно делать? "Ребенок ответил: "нужно приход ить на собрания,читать Библию и всем прощать." Мужчина сказал,что обязательно над этим.подумает.Вот такая вот проповедь!

    ОтветитьУдалить
  19. Антон, скажите, а почему Вы не рассматриваете альтернативное понимание фразы "по домам"? Имеется в виду текст из Деяний: "И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя ПО ДОМАМ хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца" (Деян.2:46). Очевидно ведь, что апостолы не ходили от дома к дому, чтобы "преломлять хлеб". Речь идет о том, что они собирались в частных домах для совместных братских трапез и молитв (ср. Деян. 12:12). Этот же смысл очень даже приложим к Деян. 20 гл. Павел учил пресвитеров "по домам", в которых проводились христианские собрания.

    Так же и в словах Христа идти проповедовать в селения и города, нет мысли проповеди от двери к двери: "В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом" (Лук.10:7). Заметьте, Иисус прямо говорит не переходить из дома в дом! Но это как раз, то что они и должны были бы делать, исходя из вашей точки зрения. На самом деле все проще: ученики должны были найти дом, в котором они могли бы остановиться для ночлега. Учитывая реалии Палестины I века куда логичнее было бы идти проповедовать на рынок, площадь у ворот и в синагогу - места, в которых и происходили все социальные контакты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, когда речь идет о трапезах, ученики сидели в доме, но когда речь идет о проповеди, ситуация другая. Тут по определению нельзя сидеть в доме - кому тогда проповедовать? Нельзя сидеть и преломлять хлеб в кругу единоверцев и одновременно проповедовать неверующим, ведь их здесь нет. Кроме того, как тогда исполнить заповедь Христа донести весть до всех народов? Преломляя хлеб, это сделать трудно.

      "Не переходить из дома в дом" - конечно, здесь имеется в виду остановка на ночлег. Видимо, в одном населенном пункте нужно было остановиться только в одном доме. Заметьте, я не писал в статье, что Христос послал учеников проповедовать от дома к дому - по тексту в Луки это непонятно. Может быть, они ходили по домам, а может нет. Но гораздо важнее то, что он просто послал их проповедовать. Они в любом случае подходили к людям и заговаривали с ними, с чем даже вы согласны. Так почему же это делают одни свидетели Иеговы? При этом вполне вероятно и то, что ученики стучались в дома, поскольку люди тогда не жили за заборами и домофонами, и поговорить с человеком у двери было так же просто, как и на улице. Это можно было делать просто по пути.

      Вас не удивляет, что свидетели Иеговы - единственные во всем современном христианстве, кто делает хоть что-то похожее на то, что делали посланники Христа из Луки? Библия четко показывает, что первые христиане шли к людям. Как конкретно они это делали вопрос другой. Но это нужно делать хоть как-то, и желательно эффективно, а не неэффективно. Сегодня это делают только СИ, все остальные не делают ничего вообще, копаясь в тонкостях текста в поисках оправдания.

      Кстати, Игорь, вы же православный. Почему вы не напишете своим единоверцам из миссионерского центра им. Д. Сысоева о том, что не надо ходить по квартирам? А то они, похоже, не в курсе, что по домам нужно только преломлять еду, а не проповедовать. В результате непонятно, поддерживает РПЦ такой вид проповеди или нет.

      Удалить
  20. Интересно. К сожалению, сегодня бытует принцип - народ должен приходить в Церковь, а не Церковь к народу. А тем временем пророчество из Матфея 24:14 постепенно исполняется. Причем цель - донести благую весть до максимального количества людей. Каким образом можно достигнуть этой цели? Самый действенный от двери к двери. Еще 5 копеек в докозательство этому. Ориген. "...христиане, напротив, употребляют все зависящие от них усилия, чтобы распространить учение по всей Вселенной. Вот почему некоторые из них приняли на себя даже особую обязанность – обходить не только города, но и селения, даже местечки, чтобы приводить к Богу новых верующих." (Ориген, Против Цельса, III)

    ОтветитьУдалить
  21. Мне как то один православный семинарист доказывал,что Матф 24:14 исполняется все 2000 лет,что существует христианство,совершенно проигнорировав контекст "признаков последних дней"..

    ОтветитьУдалить
  22. СИ просят благословение чтобы проповедовать. Но может быть такое, что у человека нет благословения и он не может проповедовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы просим благословение, чтобы проповедовать? У кого? Не помню такого. Мы считаем, что говорить ближним об истине - это долг каждого христианина. И не только христианина, а вообще любого человека, который ее знает.

      Удалить
  23. 1)По поводу Деяния 20:20 "о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам" некоторые пытаются убедить, что слова "вам, вас" указывают на то, что Павел проповедовал по домам пресвитерам, с которыми он здесь разговаривает. Однако слово "всенародно" указывает на то что проповедь касалась не только пресвитеров и не только верующих, но и неверующих.

    2)В отношении понимания "по домам" некоторые пытаются убедить, что Павел учил в домах уже верующих людей и не заходил в дома к неверующим. Но такое понимание противоречит контексту. В следующем, 21 стихе говориться: "Но я основательно свидетельствовал иудеям и грекам о раскаянии и обращении к Богу и о вере в нашего Господа Иисуса." Очевидно, что верующие уже раскаялись и обратились к Богу и поверили в Господа Иисуса. Следовательно, проповедь по домам в Деяниях 20:20 была для неверующих в их домах (таким образом и эти пресвитеры сами стали верующими). Возражение "неверующих приглашали в дома к верующим послушать проповедь Павла", также нелогично. Всех к себе домой не пригласишь, а Павел проповедовал всем (Деяния 20:26). Если бы он ограничился только проповедями в домах верующих и людных местах - на площадях и рынках, то не смог с уверенностью сказать: "что чист я от крови всех". Для этого нужно было зайти во все места в Эфесе, где были люди и, естественно, обойти их дома, чтобы проповедовать тем, кого не встретил в других местах.

    ОтветитьУдалить
  24. Анализ всех новозаветных писаний не подтверждает идеи, будто в I веке все христиане были благовестниками. Поскольку дары были различны, были различны и виды служения (1 Кор. 12:4,5). Ни о какой обязательной уравниловке не могло быть и речи. Так мы читаем: «И поскольку мы по проявленной к нам незаслуженной доброте имеем различные дары, пророчество ли — будем пророчествовать сообразно вере, которой наделены, служение ли — будем пребывать в служении, кто учит — пусть занимается обучением, кто увещает — пусть продолжает увещать, кто раздаёт — пусть раздаёт с щедростью, кто управляет — пусть управляет со всем усердием, кто проявляет милосердие — пусть проявляет его с радостью» (Рим. 12:6-8, ПНМ), «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Где же здесь написано, что каким-то христианам можно не проповедовать? Во всех ваших стихах проповедь даже не упоминается. В них говорится о том, что разные христиане занимаются разными делами. Естественно, в любой церкви разные люди занимаются разным, иначе просто невозможно. Кто-то выступает перед стадионами, а кто-то моет пол, но все эти задачи важны. Павел озвучивает общий принцип о разделении труда, так сказать. Даже проповедью можно заниматься по-разному. Среди СИ кто-то проповедует от случая к случаю, а кто-то – каждый день и много, есть даже миссионеры, которых специально обучают, посылают в другие страны и освобождают от мирской работы. Видите, у всех разное служение, как и написано в этих стихах. Но согласитесь, есть базовые вещи, которые ожидаются от всех. Никто не спорит с тем, что все должны молиться, читать Библию и посещать христианские встречи. Все понимают, что это базовые религиозные обязанности, и не собираются оспаривать их на основе стихов, которые вы приводите. Почему вы не пытаетесь доказать, что одни христиане должны читать Библию, а другим это можно не делать? В конце концов, в Библии тоже нет такого прямого требования. Все, что делают СИ, это просто добавляют проповедь в список базовых христианских обязанностей. Естественно, не заставляя всех становиться миссионерами – все должно быть в меру, у всех разные обстоятельства и возможности. И анализ всех новозаветных писаний ничуть не противоречит такой позиции. Более того, только она позволяет исполниться пророчеству Христа о том, что благая весть будет проповедана «по всей вселенной» (Мат. 24:14).

      Удалить
  25. Добавлю свои 5 центов.

    Я изучал Библию аж в 1995 году (мне было тогда 15 лет) и ясно понимал что СИ действительно учат истине. Но вот волю Иеговы проповедовать Благую Весть я "переварить" никак не мог и всё откладывал это "дело" на потом пока и вовсе не перестал изучать и посещать собрания. Я считал что проповедывать людям это что то неестественное для людей и что этим я превращу свою жизнь в сплошной кошмар. Я не решался до конца выйти из этого мира.

    Теперь я понимаю что моя вера была просто слишком слаба тогда. В глубине души я всё таки сомневался что Бог действительно существует. Когда я наконец твердо осознал что всем что у нас есть мы обязаны Иегове и что только Он является источником жизни и только Он может решить все наши проблемы я твёрдо решил стать Его свидетелем. Это осознание пришло ко мне только через 16 лет после того как я "ушёл". Теперь я не стал откладывать дело проповеди Благой Вести в долгий яшик и вскоре стал возвещателем.

    Друзья, все люди читающие этот пост и сомневающиеся нужно ли проповедывать или нет. Я обращаюсь к Вам!!! Могу Вас заверить что я не знаю более приятного занятия на Земле!!! Не верьте Сатане. Возможность проповедывать это действительно величайший подарок Иеговы нам людям в этом проходящем мире.

    ОтветитьУдалить
  26. Ко всему выше сказанному хочется добавить, что так называемые христиане даже не могут ответить на вопрос 'Что такое Царство Бога?'. Как же они смогут проповедовать вообще, не важно, по домам ли, или каким-либо другим способом. Такими темпами конец придет не в результате вмешательства Бога, а естественным путем, через самоуничтожение.

    ОтветитьУдалить
  27. Нет сомнений, что проповедь по домам не противоречит Писанию. К тому же практика показывает, что человек может познакомиться с Истиной именно благодаря визиту верующего незнакомца.

    Что должно побуждать меня проповедовать: любовь к людям, или организационный порядок?
    Но вопрос: является ли проповедь по домам ОБЯЗАННОСТЬЮ каждого христианина. Я не могу молчать о том, что знаю правду. Но ОБЯЗАН ли я идти к людям домой и говорить об этом?

    Не все свидетели проповедуют по домам. К примеру, больные. Может ли человек креститься как свидетель Иеговы, если он не считает принципиальной необходимостью проповедовать по домам? Какое библейское ОСНОВАНИЕ для НЕОБХОДИМОСТИ такого свидетельствования?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Например прямое повеление Христа в Мат. 28:19, 20. Или аналогия Павла о "готовности проповедовать мир" и обувью, обязательной для каждого воина, из Эф. 6:15. Почитайте о "доспехах Бога" из этой главы (стихи 11-17). Обязательны они все для христиан или нет? Конечно, обязательны - тут прямо сказано, что только они помогут "устоять в день злый".

      Вообще, разговоры о том, что в христианстве делать обязательно, а что необязательно, утыкаются в одну проблему: в Библии (по крайней мере НЗ) нигде нет слов "обязательно" или "обязан". Поэтому формально можно утверждать, что мы вообще ничего делать не обязаны. Где написано, что мы обязаны читать Библию? Молиться? Регулярно ходить в церковь? Ничего этого нет. Однако Иаков, например, пишет, что вера без дел мертва (2:26). Что это за дела? Ясно, что не копание огорода. Поэтому во всех конфессиях более-менее понимают (по крайней мере в теории), что христианин не должен только сидеть на диване с крестом на шее, он должен еще и что-то делать - вести какой-то христианский образ жизни, участвовать в какой-то христианской деятельности. Если христианин не читает Библию, можно ли сказать, что он хороший христианин? И точно так же, если он не хочет говорить ближним благую весть, можно ли сказать, что он хороший христианин? Мы считаем, что нет (это ответ на ваш вопрос, может ли креститься). Тут не нужно искать в Библии слово "обязательно". Нужно просто проникнуться ценностями христианства, его духом. Если человек не разделяет ценности христианства, то еще рано говорить о крещении.

      Говоря о больных, у них тоже есть возможности проповедовать, например по телефону. Лежа в больнице, можно разговаривать с врачами и другими пациентами. У нас в собрании есть сестра, которой сложно выходить из дома, но она проводит несколько изучений Библии по телефону, хотя совершенно не обязана эта делать. Но она это делает и этим вдохновляет многих здоровых. Как вы правильно сказали, все зависит от любви к людям, и я еще добавлю - к Богу. Если эта любовь есть, человек будет искать возможности поделиться благой вестью с ближними, а не оправдания, чтобы этого не делать. Если вы любите, скажем, своих детей, вы же будете искать любые возможности сделать для них что-то хорошее, правда? Организационные порядки тут не причем. Нельзя заставить людей что-то делать с помощью организационных порядков. Я не знаю ни одного примера, чтобы человек не хотел проповедовать, но проповедовал, потому что его заставляют.

      Удалить
  28. Фу, Антон, я не спец.в интернете. Пыталась написать, но похоже плохо получается. Снова пишу: МЫ любим и используем библ.стихи -Матфея 28:19,20.,но мне всегда интересен и стих 18: "Дана мне всякая власть на небе и на земле"- И.Христос говорит что раз ему дана эта власть, он, ею пользуясь, дает христианам главное свое задание -проповедовать. Все очень понятно и просто, он же не дает такое задание "т.к. мне дана власть, то теперь идите и всех кормите, лечите, занимайтесь благотворительностью и т.д." И это его последние слова перед уходом! По-моему, акценты расставил И.Христос очень понятно и как можно что-то другое в этом повелении прочесть или увидеть.А это, Антон, для тебя: многие, многие твой блог с удовольствием читают и любят тебя, и благодарны тебе, и рады за тебя, хотя вот ничего и не пишем чаще,просто читаем.СПАСИБО.

    ОтветитьУдалить
  29. Понимаете в чем дело: проповедь связана с действием. Нужно обучать себя, вставать и идти к людям. А большинство людей отказываются, матерятся, оскорбляют. Поэтому нужно найти 146 причин отказаться от проповеди. Пытаться еще Библию перевернуть так, чтобы доказать, что проповедовать нельзя или не нужно. Проповедь не является удобным для них делом. А вот идти и крушить сектантов - самое то.

    ОтветитьУдалить
  30. Там, где я живу, проповедовать по домам в настоящее время весьма непросто. Конечно, встречаются и крикуны, и те, кто каким-то образом именно в нас находит чуть ли не корень всех их проблем. Но это редко. В основном - равнодушие. Достаточно часто - просто вежливые отказы. И бывает так, что за все, скажем, 2 часа кроме как с сотрудником по служению ни с кем и не поговорил. Но за всё время у меня, пожалуй, не было случая, чтобы я вернулся домой без чувства глубокого удовлетворения. Да! Сегодня я не зря прожил день. Я сделал то, о чем Он попросил меня. А ведь это Он подарил мне жизнь, и всё прекрасное, что есть вокруг. Я живу, чтобы исполнять его волю. А значит сегодня в моей жизни был Смысл.

    ОтветитьУдалить
  31. "Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? " (1 Кор. 12, 29).
    "Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак. 3, 1).
    А у вас все учителя???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет. В этом стихе речь идет не об обычных проповедниках, а именно об учителях - людях, разъясняющих учения. Фактически, они были вдохновлены Богом, потому что это был дар духа. К ним относятся все писатели Нового Завета. Таких людей было мало и в первом веке, а сегодня их вообще нет в таком же виде, потому что сегодня Бог никого не вдохновляет. Точно так же, как сегодня нет «апостолов» и «пророков».

      Удалить
  32. Как жаль что пандемия ограничила дело проповеди. Те, кто никогда не ходил в проповедь по улицам и квартирам, я вам искренне сочувствую. Я в свое время не крестился именно из-за боязни проповедовать. Но спустя очень долгое время решился... Оглядываясь назад, скажу, что лучше, интереснее и полезнее занятия в этом мире нет.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *