Из архивов

Сектант

Деятельность, а не воздержание


Я уже как-то писал о том, что в некотором смысле в христианстве всего две заповеди, а не десять, как порой считают:

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа (в оригинале – Иегову) Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мат. 22:36–40).

Но интересно, как эти заповеди сформулированы. Почти все заповеди Моисея (кроме пятой) сформулированы негативно – что не надо делать. Не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай, не прелюбодействуй, не делай, не имей, не работай, не произноси. Между тем две заповеди Христа сформулированы позитивно – что надо делать. Делать всегда сложно. Гораздо легче не убить кого-то, чем любить его. И просто пассивная любовь с дивана – это явно не то, к чему призывает Христос, ведь тогда возникает вопрос: чем твоя жизнь отличается от тех, кто не любит ни Бога, ни ближнего?

Христос призывает своих учеников не к воздержанию, а к деятельности, и это принципиальное отличие его поучения. Не останавливаться на том, что ты исполнил некие запреты, но идти и что-то делать – как делал он сам. И он, и его ученики постоянно что-то делали – что не имеет смысла, если можно сидеть дома и просто не убивать. Две величайшие заповеди – призыв к действию.

Заповеди Христа не позволяют самоуспокоенность. Нередко приходится слышать: «Я не нарушаю заповеди, поэтому я уже христианин». И эту логику можно понять. Заповеди Моисея дискретны: ты либо убил, либо не убил; либо украл, либо не украл. Это всегда четкая ситуация: ноль или единица. Вполне возможно жить годами и не нарушать ни одну заповедь. Возникает ощущение, что все хорошо.

Между тем заповеди Христа не дискретны; никто не может с чистой совестью сказать: «Я уже люблю Бога и ближнего, я идеальный христианин, мне больше ничего не надо». Никто не может сказать, что он любит Бога и ближнего максимально. Но и минимально – тоже. Почти любой человек, если он хотя бы номинально верующий, в какой-то степени любит и Бога, и ближнего. У Христа нет четких нуля и единицы, как у Моисея. Все мы где-то посередине, в серой зоне. Это требует самоанализа и мешает самоуспокоенности. В этой неопределенности, недискретности как раз и таится побуждение к духовному развитию, к возрастанию в Боге, которого ожидает от нас Учитель.

У заповедей Христа нет планки достаточности. Если ты не убил, то заповедь выполнена. Но в какой степени для выполнения заповеди надо любить Бога и ближнего? В какой мере это нужно делать, чтобы было достаточно? Это невозможно жестко определить, и каждый решает это в меру собственной зрелости, у которой, в свою очередь, тоже нет никакого четкого критерия. Это снова показывает, что Христос призывает возрастать в этих качествах, все полнее проявлять их в своей жизни, что подразумевает духовное развитие, которое может (и, очевидно, должно) длиться всю жизнь.

Христос никак не поясняет, как именно надо любить Бога и ближнего. Сами по себе эти заповеди малоинформативны. Они просты и прекрасны в своей простоте. Все знают, как не убить, но как любить? Какая именно любовь нужна Богу? Что нужно ближним? Материальная помощь? Далеко не все имеют достаточно средств, чтобы раздавать их нуждающимся (сам Христос, что интересно, этого не делал). Абстрактная любовь на словах? Вряд ли. Сама заповедь не дает ответа на этот вопрос, для ее понимания нужно нечто еще.

Две заповеди – словно ребус. Они требуют исследования, напряжения. Нужно в первую очередь увидеть, как жил сам Христос, что было для него важным. Христос – это заповедь сам по себе. Он показывает своей жизнью идеальный пример, что значит любить Бога и ближнего. Идеальность этого примера в том, что для грешного человека он в полной мере недостижим, но он может к нему стремиться и постоянно приближаться. Мы можем исполнять заповеди Христа, воплощая в своей жизни его пример. Но для этого его жизнь нужно изучить, на что в наш занятой век часто нет времени.

Читая заповеди Моисея, современный читатель Библии успокаивается – христианство кажется ему набором несложных запретов. Между тем заповеди Христа взывают к совести, к деятельности, к напряжению духовных сил, к тому, что современному читателю непривычно, неудобно и непонятно. Видимо, это одна из причин, почему эти заповеди так непопулярны и малоизвестны.


Читайте также:
Мысли об Иисусе Христе в формате абзаца
Помазанник нашего Бога
Христианство в действии

Комментарии


  1. Христос поясняет, как именно надо любить Бога и ближнего. Как САМОГО СЕБЯ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разве это пояснение? Себя, например, мы каждый день по нескольку раз кормим, а кормить так ближнего невозможно по определению. Тем более невозможно любить «как самого себя» Бога. Я бы сказал, что это скорее усиление, чем пояснение. Это не дает конкретной информации о том, что именно нужно делать, чтобы проявлять любовь к Богу и ближнему.

      Удалить
  2. "Христос – это заповедь сам по себе. Он показывает своей жизнью идеальный пример, что значит любить Бога и ближнего." - да, вот и суть. Отличная мысль, отличная статья!

    ОтветитьУдалить
  3. Интересная статья. Спасибо. Мы будем учиться любить Бога и ближнего вечно. Это важно для приближения к Богу.

    ОтветитьУдалить
  4. Жизненные ситуации настолько разные были, есть и будут что давать какие то четкие рекомендации сложно,один нищий и больной, другой богатый и здоровый они живут в разных странах и ментальностях,как и что их может объединить.?Изучение жизни Христа! Христос -заповедь, в десятку Антон!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо
    отличная статья!
    Стало всё более понятно.

    ОтветитьУдалить
  6. Ещё одна причина малопопулярности - через эти две заповеди нет возможности контроллировать-осуждать-властвовать над другими.
    Сергей. Украина

    ОтветитьУдалить
  7. Да,прям в 10,спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Люди знают как любить своих ближних, но кто эти ближние ? Это муж, жена, дети, короче, круг ближайших родственников. А дальше - уже не ближние ! Вот в этом - то и проблема и большая беда человечества. Начальник или директор фирмы сделал себе зарплату 10 000 условных единиц, своим сыновьям, которых устроил на фирму по 6 000 единиц, и о кумовьях разных и друзьях не забыл, а простые работники и служащие (не сыновья и не друзья) получают по 200 у.е. Это и есть обычное понимание этой заповеди.

    ОтветитьУдалить
  9. Понравился пример с "серой зоной"....очень глубокие размышления...спасибо

    ОтветитьУдалить
  10. Часто можно от людей услышать: "Не делай другому того, чего себе не желаешь." А это как раз тот самый призыв к пассивному действию. Не убей, не укради - не делай и все. Иисус же еще в самом начале своего служения, в Нагорной проповеди, сказал: "Итак, во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами, потому что в этом Закон и Пророки. " А это уже призыв к активному действию. Для христианина - "золотое правило".

    ОтветитьУдалить
  11. Текущая статья для изучения также проливает свет на вопрос "как любить?"-умножать доверенные нам таланты (христианское служение),а не закапывать их в землю.
    Два раба принесли РАЗНУЮ прибыль хозяину,но проявили ОДИНАКОВОЕ усердие и получили от него ОДИНАКОВУЮ похвалу.Не получил награды только не исполнивший задание .

    ОтветитьУдалить
  12. Очень не плохие мысли для размышления, однако в матф 19:16 для наследования царства небесного Христос не обходит стороной и те самые Моисеевы заповеди...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну конечно, Христос никогда не возражал Моисею. Он ведь служил еще до его отмены.

      Удалить
  13. "Между тем заповеди Христа не дискретны" - не поняла что это значит. В Википедии "дискретный " - "прерывистый". Можно как-то попроще?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это не только «прерывистый». Для тех, кто не знает это слово, я поясняю его в том же предложении, где оно впервые используется: «Заповеди Моисея дискретны: ты либо убил, либо не убил; либо украл, либо не украл. Это всегда четкая ситуация: ноль или единица».

      Удалить
  14. 2 больше чем 10? Интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 2 даже больше, чем 600, поскольку Иисус сказал, что на этих двух заповедях основан весь Закон и Пророки.

      Удалить
  15. Антон, спасибо за вашу статью, в которой много правильных и красиво изложенных мыслей. Но я не совсем понял, почему вы противопоставляете деятельность и воздержание. Ведь они как два необходимых крыла, без которых невозможно взлететь к Богу. Разве можно возрастать в любви, не научившись прежде воздерживаться от зла? Разве можно не освоив начальную школу любви десяти заповедей Моисея, поступить в институт и подниматься по ступенькам девяти заповедей блаженства Христа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не противопоставляю. Конечно, нужно воздерживаться от зла. Просто в двух заповедях Иисуса акцент сделан на деятельности, делании, а воздержание вообще не упоминается. Об этом стоит поразмышлять. Это говорит о том, что недостаточно просто не делать чего-то, чтобы угодить Богу.

      Удалить
  16. Ответив законнику, Иисус процитировал Второзаконие 6:5
    Однако незадолго до своей смерти, Иисус сказал:
    "Я даю вам новую заповедь: любите друг друга" (Инонна 13:34)
    В каком же смысле эта заповедь была новой, ведь она была известна Израилю уже как несколько веков?
    Учитывая, что христианство в моральных требованиях выше Моисеева Закона, то христианам следует любить ближнего не как самих себя, а гораздо больше. Это подтверждается дальнейшими словами Иисуса:
    "Как я люблю вас, так и вы любите друг друга." (Иоанна 13:34)
    Что у нас есть по сути своего? Только наши время, энергия и жизнь. Поэтому самоотверженное служение, подобное служению Иисуса и есть то, к чему мы должны стремиться в проявлении любви.

    ОтветитьУдалить
  17. Заповеди Христа эфимерны, они как мираж. Можно ли любить, живя в гражданском браке? Или нужно порвать с человеком, если он против регистрации. Можно ли любить человека из другой религии? Христианство запрещает любовь, движимое заповедями. Есть заповедь - не всупай в брак с неверующим, и христиане скорее так будут всю жизнь одинокими, чем осмеляться кого-то полюбить. А ведь в собрании явно не 50/50 мужчин и женщин.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, о каком собрании вы говорите. Заповеди Христа не столько эфемерны, сколько универсальны и фундаментальны. Это фундамент морали, несущая конструкция. Например, поступать с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой, – одно лишь это правило могло бы отменить множество законов и правил, если бы его умели применять. И уж конечно христианство не запрещает любовь, тут вы сказали какой-то каламбур. Но здесь важно не путать настоящую любовь и импульсивную влюбленность, основанную только на внешности. Также важно понимать, что брак – это союз мужчины и женщины, учрежденный Богом и направленный на служение Богу. Исполнение воли Бога – это главный смысл брака. Поэтому естественно, что если один из супругов не хочет исполнять эту волю, то такой брак становится серьезным искажением первоначального замысла Бога в отношении брака. А также он потенциально становится дурным сообществом, которого Библия советует избегать.

      Удалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Библейские загадки

Вера или знание?

Эволюция и лотерея

Сектант

Имя Бога в русской культуре

Все темы блога

свидетели Иеговы41 государство40 СП34 имя Бога24 нравственность24 национализм23 Царство Бога22 наука20 переводы20 русский язык20 война18 праздники17 законы15 проповедь15 эволюция15 Перевод нового мира14 медицина14 юмор14 рай13 экстремизм12 СМИ11 католицизм11 философия11 США10 блог10 статистика10 экономика10 Украина9 греческий язык9 еврейский язык9 семья9 смерть9 суды9 патриотизм8 переливание крови8 любовь7 образование7 общество7 Кирилл6 Новый год6 Синодальный перевод6 вечность6 ислам6 святой дух6 сотворение6 ценности6 Армагеддон5 Белоруссия5 Папа Римский5 иконы5 иудаизм5 крест5 молитва5 парадоксы5 патристика5 традиции5 1440004 Blogger4 Андрей Кураев4 Интернет4 Рождество4 ад4 воскресение4 запреты4 идолопоклонство4 монастыри4 поэзия4 психология4 чудеса4 язычество4 English3 Грузия3 Кемерово3 Пасха3 душа3 каноны3 культура3 полиция3 самозарождение3 святые3 старение3 8 марта2 Pussy Riot2 Авраам2 Александр Дворкин2 Википедия2 Всеволод Чаплин2 Выборг2 Германия2 Достоевский2 Жерар Жерто2 Израиль2 Иларион2 СССР2 Священное Предание2 Толстой2 ФСБ2 баптизм2 безопасность2 время2 дело Уолша2 демократия2 животные2 инопланетяне2 искупление2 литература2 ложь2 музыка2 преемственность2 #StopJWBan1 +11 10 заповедей1 19141 23 февраля1 Android1 Copiopteryx jehovah1 Facebook1 Google1 Google+1 Lenta.ru1 Opera1 Telegram1 The Voice1 Абхазия1 Аввакум1 Адам1 Александр Калистратов1 Александр Турчинов1 Алина Милан1 Альберт Эйнштейн1 Андрей Десницкий1 Армения1 Биньямин Кидар1 ВИБР1 Валерий Отставных1 Василий Бочкарев1 Вечеря1 Виссарион1 Владимир Сорокин1 Геннадий Зюганов1 Гюнтер Дэмниг1 День России1 Джейсон Бидан1 Джон Леннон1 Джонатан Уэллс1 Дмитрий Захаркин1 Дмитрий Смирнов1 Евросуд1 Елена Григорьева1 Жанна Цареградская1 Игра престолов1 Индия1 Иоанн Шанхайский1 Иосиф Волоцкий1 Казахстан1 Климент Александрийский1 Константин1 Крещение Господне1 Латвия1 Лев Толстой1 Леонид Фролов1 Людмила Алексеева1 Магнитогорск1 Маркус Перссон1 Мартин Лютер1 Матильда1 Матрона Московская1 Михаил Назаров1 Михаил Черенков1 НТВ1 Нагорная проповедь1 Никон1 Нимрод1 ООН1 Олег Заев1 Олег Нагорный1 Олег Стеняев1 Павел Адельгейм1 Петр Мещеринов1 Питирим1 Пётр и Феврония1 Ричард Бренсон1 Ричард Лейб1 Рожана1 Рольф Фурули1 Румыния1 Свято-Боголюбский монастырь1 Сергей Журавлёв1 Сергий Круглов1 Стивен Хокинг1 Стинг1 Сторожевая башня1 Таиланд1 Тереза из Лизье1 Турция1 Уильям Баркли1 Фил Коллинз1 Франциск Скорина1 Хэллоуин1 Эрнст Колвелл1 Юрий Гагарин1 Юрий Чайка1 Яндекс1 амиши1 антихрист1 богач и Лазарь1 вакцинация1 внеконфессиональность1 выборы1 голод1 готы1 дары волхвов1 демоны1 день рождения1 индуизм1 искусство1 исцеления1 кино1 китайский язык1 книгопечатание1 князь Владимир1 коммунизм1 конец света1 космос1 крещение1 масореты1 надежда1 нигилизм1 обрезание1 отпевание1 пастафарианство1 пастырство1 перепись1 природа1 прогерия1 протестантизм1 пуритане1 пятидесятники1 реализм1 сатанизм1 спиритизм1 талант1 телевидение1 хилиазм1 цензура1 экзорцизм1
Показать больше