Из архивов
Деятельность, а не воздержание
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Я уже как-то писал о том, что в некотором смысле в христианстве всего две заповеди, а не десять, как порой считают:
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа (в оригинале – Иегову) Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мат. 22:36–40).
Но интересно, как эти заповеди сформулированы. Почти все заповеди Моисея (кроме пятой) сформулированы негативно – что не надо делать. Не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай, не прелюбодействуй, не делай, не имей, не работай, не произноси. Между тем две заповеди Христа сформулированы позитивно – что надо делать. Делать всегда сложно. Гораздо легче не убить кого-то, чем любить его. И просто пассивная любовь с дивана – это явно не то, к чему призывает Христос, ведь тогда возникает вопрос: чем твоя жизнь отличается от тех, кто не любит ни Бога, ни ближнего?
Христос призывает своих учеников не к воздержанию, а к деятельности, и это принципиальное отличие его поучения. Не останавливаться на том, что ты исполнил некие запреты, но идти и что-то делать – как делал он сам. И он, и его ученики постоянно что-то делали – что не имеет смысла, если можно сидеть дома и просто не убивать. Две величайшие заповеди – призыв к действию.
Заповеди Христа не позволяют самоуспокоенность. Нередко приходится слышать: «Я не нарушаю заповеди, поэтому я уже христианин». И эту логику можно понять. Заповеди Моисея дискретны: ты либо убил, либо не убил; либо украл, либо не украл. Это всегда четкая ситуация: ноль или единица. Вполне возможно жить годами и не нарушать ни одну заповедь. Возникает ощущение, что все хорошо.
Между тем заповеди Христа не дискретны; никто не может с чистой совестью сказать: «Я уже люблю Бога и ближнего, я идеальный христианин, мне больше ничего не надо». Никто не может сказать, что он любит Бога и ближнего максимально. Но и минимально – тоже. Почти любой человек, если он хотя бы номинально верующий, в какой-то степени любит и Бога, и ближнего. У Христа нет четких нуля и единицы, как у Моисея. Все мы где-то посередине, в серой зоне. Это требует самоанализа и мешает самоуспокоенности. В этой неопределенности, недискретности как раз и таится побуждение к духовному развитию, к возрастанию в Боге, которого ожидает от нас Учитель.
У заповедей Христа нет планки достаточности. Если ты не убил, то заповедь выполнена. Но в какой степени для выполнения заповеди надо любить Бога и ближнего? В какой мере это нужно делать, чтобы было достаточно? Это невозможно жестко определить, и каждый решает это в меру собственной зрелости, у которой, в свою очередь, тоже нет никакого четкого критерия. Это снова показывает, что Христос призывает возрастать в этих качествах, все полнее проявлять их в своей жизни, что подразумевает духовное развитие, которое может (и, очевидно, должно) длиться всю жизнь.
Христос никак не поясняет, как именно надо любить Бога и ближнего. Сами по себе эти заповеди малоинформативны. Они просты и прекрасны в своей простоте. Все знают, как не убить, но как любить? Какая именно любовь нужна Богу? Что нужно ближним? Материальная помощь? Далеко не все имеют достаточно средств, чтобы раздавать их нуждающимся (сам Христос, что интересно, этого не делал). Абстрактная любовь на словах? Вряд ли. Сама заповедь не дает ответа на этот вопрос, для ее понимания нужно нечто еще.
Две заповеди – словно ребус. Они требуют исследования, напряжения. Нужно в первую очередь увидеть, как жил сам Христос, что было для него важным. Христос – это заповедь сам по себе. Он показывает своей жизнью идеальный пример, что значит любить Бога и ближнего. Идеальность этого примера в том, что для грешного человека он в полной мере недостижим, но он может к нему стремиться и постоянно приближаться. Мы можем исполнять заповеди Христа, воплощая в своей жизни его пример. Но для этого его жизнь нужно изучить, на что в наш занятой век часто нет времени.
Читая заповеди Моисея, современный читатель Библии успокаивается – христианство кажется ему набором несложных запретов. Между тем заповеди Христа взывают к совести, к деятельности, к напряжению духовных сил, к тому, что современному читателю непривычно, неудобно и непонятно. Видимо, это одна из причин, почему эти заповеди так непопулярны и малоизвестны.
Читайте также:
Мысли об Иисусе Христе в формате абзаца
Помазанник нашего Бога
Христианство в действии
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Отправить комментарий
Внимание, действует премодерация комментариев. Допускается один комментарий от одного пользователя в день (во всем блоге). Комментарии не должны переходить в нескончаемые дебаты. Пишите корректно и по теме той статьи, под которой размещаете комментарий. Автор вправе не размещать комментарии, нарушающие правила.
Популярные сообщения из этого блога
Библейские загадки
Сколько апостолов упоминается в Библии? (Ответ: 16. Луки 6:12-16; Деяния 1:26; 14:14; Евреям 3:1). Бежал‚ не убежал. Живой‚ но во гробе. Смерть возвещал‚ жить не захотел. Урок получил. Кто это был? (Из малых пророков) Библейский персонаж, имя которого не упоминается в Библии‚ но погребальные одежды можно купить в продуктовом магазине. (Бытие 19:26) Во время потопа в ковчеге было восемь человек и много животных. Каким был ковчег? (Шутка‚ мокрым) Два–с моря‚ пять–с поля‚ один–с небес натворили много чудес. (Матфея 14:19) Двое говорили об одном‚ один молвил‚ а другой подтверждал. (Исаия 53:12 — Луки 22:37 и т.д.) Его носили‚ но когда он был в силе‚ себе подобных съел‚ а сам остался невредим и цел. (Исход 7:12) Живая яма‚ живой гроб‚ живой покойник. (Из малых пророков) Жил не грешил‚ Иисуса носил. (Иоанна 12:15) Жила‚ не умерла‚ не живет. (Бытие 19:26) Имя жены‚ которая сидела на богах. (Бытие 31:34) Иным давал‚ сам не имел. (Матфея 3:1‚6) Какая земля увидела свет...
Имя Бога в русской культуре
М. Мусоргский, хор «Иисус Навин»: Веленьем Иеговы сокрушить Израиль должен Амореев нечестивых, непреклонных Откровенью. Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет, И на холмах Ханаана станет днесь Ковчег Завета. Смело, смело в бой! Вперёд! Наголо твой меч, Израиль! Смело стрелы, копья в дело! Смело, свободно взлетает орёл крылатый, В сводах голубых зорко следит добычу. Израиль, не дремли, враг твой коварен; Соблазнам не внимай жен Ханаана. Ты сильной десницей врага Иеговы И род нечестивых рассей по земле! Бог Авраама тебе в том защита во век. Бог Авраама, Бог Иакова погубит врага. Плачут жены Аммореи, стоном стонут веси Хананеи, А под Гайем тучи грозныя висят. Под стенами Гаваона рухнут царства древней Аммореи И прольются реки горьких слёз. Внемли Израиль: остановилось солнце. В славу Иеговы сокрушить Израиль должен Аммореев нечестивых, непреклонных Откровенью. Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет, И на холмах Ханаана, станет днесь Ковче...
Новости блога: рубрикатор избранных статей и новые правила комментирования
Дорогие читатели! Я вернул страницу « Избранные статьи », где собрал наиболее важные и значимые статьи этого блога с разбивкой по темам. Эта страница раньше была, потом я ее удалил, но сейчас вернул в переработанном виде. Пользуйтесь, если кому-то полезно. Также в блоге снова (впервые с 2012 года) можно комментировать в одной статье многократно, в том числе под комментариями других пользователей. Вы можете отвечать мне и другим читателям, вступать в полемику (в разумных пределах). Но одновременно вводится два новых ограничения: 1) комментатор должен был залогинен в учетной записи Google/Gmail; 2) один человек может оставить только один комментарий в день на всем блоге. Кроме того, я оставляю за собой право не пропускать никакие комментарии, если спор слишком затянулся либо нарушает общепринятые нормы приличия. Если у вас есть вопрос ко мне, не связанный напрямую с какой-либо статьей, лучше вместо комментария написать мне в личку со страницы « Обратная связь », где приводится целых три ...
Христианство – царица религий
Недавно я общался с кришнаитом, который рассказал мне массу интересного о Ведах, реинкарнации, карме, сансаре и т. п. Но он также не переставал и нахваливать Иисуса Христа. Назвал его даже воплощением Бога. Когда я общаюсь с мусульманами, я неизменно слышу, как они уважают Христа. Это особенно характерно для мусульман из арабских стран. Они словно хотят казаться бóльшими христианами, чем сами христиане. Как-то я работал в одном еврейском проекте. В разговорах о религии, которые у нас происходили, эти ребята говорили, что Христос был серьезным раввином и реформатором иудаизма, который хотел улучшить и исправить иудаизм, но ему не дали. Они не только говорили об этом, но писали целые эссе на такие темы. Мне кажется, и многие атеисты, если не большинство, вполне уважают личность и учение Христа. В бесконечном хоре критиков церквей как институтов и отдельных религиозных деятелей почти не услышать голосов тех, кто критикует непосредственно и лично Христа. Критиковать Христа не модно. Модно ...
70 вопросов о Троице
Если Христос во всех отношениях равен Богу, то почему он утверждает, что его учение – не его, а пославшего его? Как Бог может нести чужое учение? (Иоан. 7:16) Если Христос и Бог равны, то почему только Бог посылает Христа для выполнения поручений, а не наоборот? (Иоан. 17:4; 1 Иоан. 4:9). Если Иисус равен Богу или часть Троицы, почему он ни разу не сказал об этом прямо? Как Бог может что-то дать Христу, который равен ему? (Иоан. 3:35; 5:22; Деян. 2:33; Фил. 2:9; Отк. 1:1). Если одно лицо дает что-то другому, не означает ли это, что второе лицо изначально этим не обладало? Если Христос и Бог – одна и та же личность, то кому Христос молился? (Мар. 14:36). Может ли одно лицо Троицы молиться другому, пусть и в человеческой природе? Если Христос равен Богу, то почему он сам признает, что Отец «больше» него? (Иоан. 14:28). Если Христос «рожден» от Бога (Деян. 13:33; 1 Иоан. 5:1; Евр. 1:5; 5:5), как он может быть ему равным или единосущным? Если Христос равен Богу и вездесущ, то почему...
Облако тегов
Облако тегов
христианство112
православие98
Библия85
религия74
сектофобия68
история50
Бог46
троица45
Христос43
атеизм43
свидетели Иеговы41
государство40
СП34
имя Бога24
нравственность24
национализм23
Царство Бога22
русский язык21
наука20
переводы20
война18
праздники17
законы15
проповедь15
эволюция15
Перевод нового мира14
медицина14
юмор14
рай13
экстремизм12
СМИ11
блог11
католицизм11
философия11
США10
статистика10
экономика10
Украина9
греческий язык9
еврейский язык9
семья9
смерть9
суды9
патриотизм8
переливание крови8
Синодальный перевод7
любовь7
образование7
общество7
Кирилл6
Новый год6
вечность6
ислам6
святой дух6
сотворение6
ценности6
Армагеддон5
Белоруссия5
Папа Римский5
иконы5
иудаизм5
крест5
молитва5
парадоксы5
патристика5
традиции5
1440004
Blogger4
Андрей Кураев4
Интернет4
Рождество4
ад4
воскресение4
запреты4
идолопоклонство4
монастыри4
поэзия4
психология4
чудеса4
язычество4
English3
Грузия3
Кемерово3
Пасха3
душа3
каноны3
культура3
полиция3
самозарождение3
святые3
старение3
8 марта2
Pussy Riot2
Авраам2
Александр Дворкин2
Википедия2
Всеволод Чаплин2
Выборг2
Германия2
Достоевский2
Жерар Жерто2
Израиль2
Иларион2
СССР2
Священное Предание2
Толстой2
ФСБ2
баптизм2
безопасность2
время2
дело Уолша2
демократия2
животные2
инопланетяне2
искупление2
литература2
ложь2
музыка2
преемственность2
#StopJWBan1
+11
10 заповедей1
19141
23 февраля1
Android1
Copiopteryx jehovah1
Facebook1
Google1
Google+1
Lenta.ru1
Opera1
Telegram1
The Voice1
Абхазия1
Аввакум1
Адам1
Александр Калистратов1
Александр Турчинов1
Алина Милан1
Альберт Эйнштейн1
Андрей Десницкий1
Армения1
Биньямин Кидар1
ВИБР1
Валерий Отставных1
Василий Бочкарев1
Вечеря1
Виссарион1
Владимир Сорокин1
Геннадий Зюганов1
Гюнтер Дэмниг1
День России1
Джейсон Бидан1
Джон Леннон1
Джонатан Уэллс1
Дмитрий Захаркин1
Дмитрий Смирнов1
Евросуд1
Елена Григорьева1
Жанна Цареградская1
Игра престолов1
Индия1
Иоанн Шанхайский1
Иосиф Волоцкий1
Казахстан1
Климент Александрийский1
Константин1
Крещение Господне1
Латвия1
Лев Толстой1
Леонид Фролов1
Людмила Алексеева1
Магнитогорск1
Маркус Перссон1
Мартин Лютер1
Матильда1
Матрона Московская1
Михаил Назаров1
Михаил Черенков1
НТВ1
Нагорная проповедь1
Никон1
Нимрод1
ООН1
Олег Заев1
Олег Нагорный1
Олег Стеняев1
Павел Адельгейм1
Петр Мещеринов1
Питирим1
Пётр и Феврония1
Ричард Бренсон1
Ричард Лейб1
Рожана1
Рольф Фурули1
Румыния1
Свято-Боголюбский монастырь1
Сергей Журавлёв1
Сергий Круглов1
Стивен Хокинг1
Стинг1
Сторожевая башня1
Таиланд1
Тереза из Лизье1
Турция1
Уильям Баркли1
Фил Коллинз1
Франциск Скорина1
Хэллоуин1
Эрнст Колвелл1
Юрий Гагарин1
Юрий Чайка1
Яндекс1
амиши1
антихрист1
богач и Лазарь1
вакцинация1
внеконфессиональность1
выборы1
голод1
готы1
дары волхвов1
демоны1
день рождения1
индуизм1
искусство1
исцеления1
кино1
китайский язык1
книгопечатание1
князь Владимир1
коммунизм1
конец света1
космос1
крещение1
масореты1
надежда1
нигилизм1
обрезание1
отпевание1
пастафарианство1
пастырство1
перепись1
природа1
прогерия1
протестантизм1
пуритане1
пятидесятники1
реализм1
сатанизм1
спиритизм1
талант1
телевидение1
хилиазм1
цензура1
экзорцизм1
Показать больше
Показать меньше
ОтветитьУдалитьХристос поясняет, как именно надо любить Бога и ближнего. Как САМОГО СЕБЯ.
Разве это пояснение? Себя, например, мы каждый день по нескольку раз кормим, а кормить так ближнего невозможно по определению. Тем более невозможно любить «как самого себя» Бога. Я бы сказал, что это скорее усиление, чем пояснение. Это не дает конкретной информации о том, что именно нужно делать, чтобы проявлять любовь к Богу и ближнему.
Удалить"Христос – это заповедь сам по себе. Он показывает своей жизнью идеальный пример, что значит любить Бога и ближнего." - да, вот и суть. Отличная мысль, отличная статья!
ОтветитьУдалитьИнтересная статья. Спасибо. Мы будем учиться любить Бога и ближнего вечно. Это важно для приближения к Богу.
ОтветитьУдалитьЖизненные ситуации настолько разные были, есть и будут что давать какие то четкие рекомендации сложно,один нищий и больной, другой богатый и здоровый они живут в разных странах и ментальностях,как и что их может объединить.?Изучение жизни Христа! Христос -заповедь, в десятку Антон!
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалитьотличная статья!
Стало всё более понятно.
Ещё одна причина малопопулярности - через эти две заповеди нет возможности контроллировать-осуждать-властвовать над другими.
ОтветитьУдалитьСергей. Украина
Да,прям в 10,спасибо!
ОтветитьУдалитьЛюди знают как любить своих ближних, но кто эти ближние ? Это муж, жена, дети, короче, круг ближайших родственников. А дальше - уже не ближние ! Вот в этом - то и проблема и большая беда человечества. Начальник или директор фирмы сделал себе зарплату 10 000 условных единиц, своим сыновьям, которых устроил на фирму по 6 000 единиц, и о кумовьях разных и друзьях не забыл, а простые работники и служащие (не сыновья и не друзья) получают по 200 у.е. Это и есть обычное понимание этой заповеди.
ОтветитьУдалитьПонравился пример с "серой зоной"....очень глубокие размышления...спасибо
ОтветитьУдалитьЧасто можно от людей услышать: "Не делай другому того, чего себе не желаешь." А это как раз тот самый призыв к пассивному действию. Не убей, не укради - не делай и все. Иисус же еще в самом начале своего служения, в Нагорной проповеди, сказал: "Итак, во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами, потому что в этом Закон и Пророки. " А это уже призыв к активному действию. Для христианина - "золотое правило".
ОтветитьУдалитьТекущая статья для изучения также проливает свет на вопрос "как любить?"-умножать доверенные нам таланты (христианское служение),а не закапывать их в землю.
ОтветитьУдалитьДва раба принесли РАЗНУЮ прибыль хозяину,но проявили ОДИНАКОВОЕ усердие и получили от него ОДИНАКОВУЮ похвалу.Не получил награды только не исполнивший задание .
Очень не плохие мысли для размышления, однако в матф 19:16 для наследования царства небесного Христос не обходит стороной и те самые Моисеевы заповеди...
ОтветитьУдалитьНу конечно, Христос никогда не возражал Моисею. Он ведь служил еще до его отмены.
Удалить"Между тем заповеди Христа не дискретны" - не поняла что это значит. В Википедии "дискретный " - "прерывистый". Можно как-то попроще?
ОтветитьУдалитьЭто не только «прерывистый». Для тех, кто не знает это слово, я поясняю его в том же предложении, где оно впервые используется: «Заповеди Моисея дискретны: ты либо убил, либо не убил; либо украл, либо не украл. Это всегда четкая ситуация: ноль или единица».
Удалить2 больше чем 10? Интересно!
ОтветитьУдалить2 даже больше, чем 600, поскольку Иисус сказал, что на этих двух заповедях основан весь Закон и Пророки.
УдалитьАнтон, спасибо за вашу статью, в которой много правильных и красиво изложенных мыслей. Но я не совсем понял, почему вы противопоставляете деятельность и воздержание. Ведь они как два необходимых крыла, без которых невозможно взлететь к Богу. Разве можно возрастать в любви, не научившись прежде воздерживаться от зла? Разве можно не освоив начальную школу любви десяти заповедей Моисея, поступить в институт и подниматься по ступенькам девяти заповедей блаженства Христа?
ОтветитьУдалитьЯ не противопоставляю. Конечно, нужно воздерживаться от зла. Просто в двух заповедях Иисуса акцент сделан на деятельности, делании, а воздержание вообще не упоминается. Об этом стоит поразмышлять. Это говорит о том, что недостаточно просто не делать чего-то, чтобы угодить Богу.
УдалитьОтветив законнику, Иисус процитировал Второзаконие 6:5
ОтветитьУдалитьОднако незадолго до своей смерти, Иисус сказал:
"Я даю вам новую заповедь: любите друг друга" (Инонна 13:34)
В каком же смысле эта заповедь была новой, ведь она была известна Израилю уже как несколько веков?
Учитывая, что христианство в моральных требованиях выше Моисеева Закона, то христианам следует любить ближнего не как самих себя, а гораздо больше. Это подтверждается дальнейшими словами Иисуса:
"Как я люблю вас, так и вы любите друг друга." (Иоанна 13:34)
Что у нас есть по сути своего? Только наши время, энергия и жизнь. Поэтому самоотверженное служение, подобное служению Иисуса и есть то, к чему мы должны стремиться в проявлении любви.
Заповеди Христа эфимерны, они как мираж. Можно ли любить, живя в гражданском браке? Или нужно порвать с человеком, если он против регистрации. Можно ли любить человека из другой религии? Христианство запрещает любовь, движимое заповедями. Есть заповедь - не всупай в брак с неверующим, и христиане скорее так будут всю жизнь одинокими, чем осмеляться кого-то полюбить. А ведь в собрании явно не 50/50 мужчин и женщин.
ОтветитьУдалитьНе знаю, о каком собрании вы говорите. Заповеди Христа не столько эфемерны, сколько универсальны и фундаментальны. Это фундамент морали, несущая конструкция. Например, поступать с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой, – одно лишь это правило могло бы отменить множество законов и правил, если бы его умели применять. И уж конечно христианство не запрещает любовь, тут вы сказали какой-то каламбур. Но здесь важно не путать настоящую любовь и импульсивную влюбленность, основанную только на внешности. Также важно понимать, что брак – это союз мужчины и женщины, учрежденный Богом и направленный на служение Богу. Исполнение воли Бога – это главный смысл брака. Поэтому естественно, что если один из супругов не хочет исполнять эту волю, то такой брак становится серьезным искажением первоначального замысла Бога в отношении брака. А также он потенциально становится дурным сообществом, которого Библия советует избегать.
Удалить