Из архивов
↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)
Деятельность, а не воздержание
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Я уже как-то писал о том, что в некотором смысле в христианстве всего две заповеди, а не десять, как порой считают:
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа (в оригинале – Иегову) Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мат. 22:36–40).
Но интересно, как эти заповеди сформулированы. Почти все заповеди Моисея (кроме пятой) сформулированы негативно – что не надо делать. Не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай, не прелюбодействуй, не делай, не имей, не работай, не произноси. Между тем две заповеди Христа сформулированы позитивно – что надо делать. Делать всегда сложно. Гораздо легче не убить кого-то, чем любить его. И просто пассивная любовь с дивана – это явно не то, к чему призывает Христос, ведь тогда возникает вопрос: чем твоя жизнь отличается от тех, кто не любит ни Бога, ни ближнего?
Христос призывает своих учеников не к воздержанию, а к деятельности, и это принципиальное отличие его поучения. Не останавливаться на том, что ты исполнил некие запреты, но идти и что-то делать – как делал он сам. И он, и его ученики постоянно что-то делали – что не имеет смысла, если можно сидеть дома и просто не убивать. Две величайшие заповеди – призыв к действию.
Заповеди Христа не позволяют самоуспокоенность. Нередко приходится слышать: «Я не нарушаю заповеди, поэтому я уже христианин». И эту логику можно понять. Заповеди Моисея дискретны: ты либо убил, либо не убил; либо украл, либо не украл. Это всегда четкая ситуация: ноль или единица. Вполне возможно жить годами и не нарушать ни одну заповедь. Возникает ощущение, что все хорошо.
Между тем заповеди Христа не дискретны; никто не может с чистой совестью сказать: «Я уже люблю Бога и ближнего, я идеальный христианин, мне больше ничего не надо». Никто не может сказать, что он любит Бога и ближнего максимально. Но и минимально – тоже. Почти любой человек, если он хотя бы номинально верующий, в какой-то степени любит и Бога, и ближнего. У Христа нет четких нуля и единицы, как у Моисея. Все мы где-то посередине, в серой зоне. Это требует самоанализа и мешает самоуспокоенности. В этой неопределенности, недискретности как раз и таится побуждение к духовному развитию, к возрастанию в Боге, которого ожидает от нас Учитель.
У заповедей Христа нет планки достаточности. Если ты не убил, то заповедь выполнена. Но в какой степени для выполнения заповеди надо любить Бога и ближнего? В какой мере это нужно делать, чтобы было достаточно? Это невозможно жестко определить, и каждый решает это в меру собственной зрелости, у которой, в свою очередь, тоже нет никакого четкого критерия. Это снова показывает, что Христос призывает возрастать в этих качествах, все полнее проявлять их в своей жизни, что подразумевает духовное развитие, которое может (и, очевидно, должно) длиться всю жизнь.
Христос никак не поясняет, как именно надо любить Бога и ближнего. Сами по себе эти заповеди малоинформативны. Они просты и прекрасны в своей простоте. Все знают, как не убить, но как любить? Какая именно любовь нужна Богу? Что нужно ближним? Материальная помощь? Далеко не все имеют достаточно средств, чтобы раздавать их нуждающимся (сам Христос, что интересно, этого не делал). Абстрактная любовь на словах? Вряд ли. Сама заповедь не дает ответа на этот вопрос, для ее понимания нужно нечто еще.
Две заповеди – словно ребус. Они требуют исследования, напряжения. Нужно в первую очередь увидеть, как жил сам Христос, что было для него важным. Христос – это заповедь сам по себе. Он показывает своей жизнью идеальный пример, что значит любить Бога и ближнего. Идеальность этого примера в том, что для грешного человека он в полной мере недостижим, но он может к нему стремиться и постоянно приближаться. Мы можем исполнять заповеди Христа, воплощая в своей жизни его пример. Но для этого его жизнь нужно изучить, на что в наш занятой век часто нет времени.
Читая заповеди Моисея, современный читатель Библии успокаивается – христианство кажется ему набором несложных запретов. Между тем заповеди Христа взывают к совести, к деятельности, к напряжению духовных сил, к тому, что современному читателю непривычно, неудобно и непонятно. Видимо, это одна из причин, почему эти заповеди так непопулярны и малоизвестны.
Читайте также:
Мысли об Иисусе Христе в формате абзаца
Помазанник нашего Бога
Христианство в действии
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Отправить комментарий
Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.
Популярные сообщения из этого блога
О Нагорной проповеди
У всех свои любимые места в Библии, а лично мне нравится величайшая проповедь в истории – конечно же, Нагорная. Тут все просто: смысловым центром Библии является Новый Завет. Смысловым центром Нового Завета является Евангелие. Смысловым центром Евангелия является Нагорная проповедь – законченный литературный шедевр внутри Евангелия, в самом его сердце. Внутри Нагорной проповеди трудно что-то выделить. В ней одинаково прекрасно все: и девять «заповедей блаженства» – заповеди действия, а не воздержания, как у Моисея; и молитва « Отче наш » – сумма основных принципов христианства, и в этом смысле она – микро-Евангелие (тогда как Иоанна 3:16, если хотите, нано-Евангелие); и знаменитые библеизмы – целый культурный пласт, вошедший во множество языков и в словарь каждого образованного человека (соль земли, бревно в глазу, вторая миля, раб двух господ, жемчуг перед свиньями и т. д.); и великое универсальное Золотое правило. И все это идеально композиционно упорядочено, каждый штрих на своем м
Библейские загадки
Сколько апостолов упоминается в Библии? (Ответ: 16. Луки 6:12-16; Деяния 1:26; 14:14; Евреям 3:1). Бежал‚ не убежал. Живой‚ но во гробе. Смерть возвещал‚ жить не захотел. Урок получил. Кто это был? (Из малых пророков) Библейский персонаж, имя которого не упоминается в Библии‚ но погребальные одежды можно купить в продуктовом магазине. (Бытие 19:26) Во время потопа в ковчеге было восемь человек и много животных. Каким был ковчег? (Шутка‚ мокрым) Два–с моря‚ пять–с поля‚ один–с небес натворили много чудес. (Матфея 14:19) Двое говорили об одном‚ один молвил‚ а другой подтверждал. (Исаия 53:12 — Луки 22:37 и т.д.) Его носили‚ но когда он был в силе‚ себе подобных съел‚ а сам остался невредим и цел. (Исход 7:12) Живая яма‚ живой гроб‚ живой покойник. (Из малых пророков) Жил не грешил‚ Иисуса носил. (Иоанна 12:15) Жила‚ не умерла‚ не живет. (Бытие 19:26) Имя жены‚ которая сидела на богах. (Бытие 31:34) Иным давал‚ сам не имел. (Матфея 3:1‚6) Какая земля увидела свет
Человек для вечности
Вы замечали, как бежит время? В 20–25 лет нам кажется, что перед нами вся жизнь. Но не успеваешь моргнуть глазом, как понимаешь, что этой жизни осталась уже половина. Только ты примирился с этой мыслью, как нет уже и половины. Время – а с ним и жизнь – утекает сквозь пальцы, как песок. И вот ты уже занимаешься только своим здоровьем и живешь в основном вчерашним днем. И что это было? Это была жизнь? Можно, конечно, понянчиться с детьми-внуками, теша себя мыслью, что мы живем ради них, что мы должны им что-то там передать, чтобы они жили лучше нас и т. д. Но ведь с детьми-внуками все будет ровно точно так же. Бесконечный цикл воспроизведения одной и той же бессмысленной схемы. Если вы верите в разумного Творца, вам легко поверить, что он вас любит и желает вам самого лучшего? Или вам скорее кажется, что он над вами жестоко подшутил? А если вы не верите в разумного Творца, вы готовы принять эти правила игры, которые предлагает вам холодная и равнодушная Вселенная? Нет, остановите земл
Глаз Бога
Вы – атеист, живете «реальной жизнью» и считаете верующих недалекими людьми и чудаками (или чудиками). Но я хочу попросить вас уделить пару минут тому, чем вы пользуетесь весь день без остановки, с утра до вечера, делая перерыв только на сон. Это – ваши глаза. Вы редко о них задумываетесь, но сделайте это сейчас. У вас наверняка есть телефон с камерой или фотоаппарат. И вы можете знать, что принцип действия фотоаппарата скопирован с нашего глаза. Например, объектив фотоаппарата повторяет идею хрусталика, в котором световые лучи под определенным углом фокусируются, а затем уже внутри глаза расходятся в обратном направлении, формируя на сетчатке уменьшенное изображение в перевернутом виде (мозг затем переворачивает картинку обратно). Но хрусталик с оптической точки зрения гораздо совершеннее любого объектива. Он гораздо меньше, легче и практически не создает искажений, от которых страдают даже дорогие фотоаппараты – дисторсий, аберраций, виньетирования и т. д. Когда вы видите боковым
Без участия в Вечере нет спасения?
Должны ли те, кто «ест плоть и пьет кровь Христа», вкушать символы Вечери Господней, чтобы показать, что они ее едят и пьют? В свой предпоследний день на земле Иисус раздал апостолам хлеб и вино и сказал, что это его тело и его кровь соответственно (Луки 22:17–30). А до этого он говорил нечто такое, что многих шокировало: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:53, 54). Конечно, мы понимаем, что речь здесь не идет о буквальном каннибализме. На основании этих мест иногда звучит аргумент: если ты не пьешь вино и не ешь хлеб на Вечере Господней (Вечере воспоминания, Ужине Господа), тогда ты не ешь плоть Христа и не пьешь его кровь; следовательно, ты не имеешь вечной жизни и не спасаешься. Верно ли это утверждение? Другими словами, говорится ли в Луки и в Иоанна об одном и том же? Как обычно, для ответа на этот вопрос нужно разобр
Все темы блога
Все темы блога
- свидетели Иеговы41
- государство40
- СП34
- имя Бога24
- нравственность24
- национализм23
- Царство Бога22
- наука20
- переводы20
- русский язык19
- война18
- праздники17
- законы15
- проповедь15
- Перевод нового мира14
- медицина14
- эволюция14
- юмор14
- рай13
- экстремизм12
- СМИ11
- католицизм11
- философия11
- США10
- блог10
- статистика10
- экономика10
- Украина9
- еврейский язык9
- семья9
- смерть9
- суды9
- греческий язык8
- патриотизм8
- переливание крови8
- любовь7
- образование7
- общество7
- Кирилл6
- Новый год6
- Синодальный перевод6
- вечность6
- ислам6
- святой дух6
- сотворение6
- ценности6
- Армагеддон5
- Белоруссия5
- Папа Римский5
- иконы5
- иудаизм5
- крест5
- молитва5
- парадоксы5
- патристика5
- традиции5
- 1440004
- Blogger4
- Андрей Кураев4
- Интернет4
- Рождество4
- ад4
- воскресение4
- запреты4
- идолопоклонство4
- монастыри4
- поэзия4
- психология4
- чудеса4
- язычество4
- English3
- Грузия3
- Кемерово3
- Пасха3
- душа3
- каноны3
- культура3
- полиция3
- самозарождение3
- святые3
- старение3
- 8 марта2
- Pussy Riot2
- Авраам2
- Александр Дворкин2
- Википедия2
- Всеволод Чаплин2
- Выборг2
- Германия2
- Достоевский2
- Жерар Жерто2
- Израиль2
- Иларион2
- СССР2
- Священное Предание2
- Толстой2
- ФСБ2
- баптизм2
- безопасность2
- время2
- дело Уолша2
- демократия2
- животные2
- инопланетяне2
- искупление2
- литература2
- ложь2
- музыка2
- преемственность2
- #StopJWBan1
- +11
- 10 заповедей1
- 19141
- 23 февраля1
- Android1
- Copiopteryx jehovah1
- Facebook1
- Google1
- Google+1
- Lenta.ru1
- Opera1
- Telegram1
- The Voice1
- Абхазия1
- Аввакум1
- Адам1
- Александр Калистратов1
- Александр Турчинов1
- Алина Милан1
- Альберт Эйнштейн1
- Андрей Десницкий1
- Армения1
- Биньямин Кидар1
- ВИБР1
- Валерий Отставных1
- Василий Бочкарев1
- Вечеря1
- Виссарион1
- Владимир Сорокин1
- Геннадий Зюганов1
- Гюнтер Дэмниг1
- День России1
- Джейсон Бидан1
- Джон Леннон1
- Джонатан Уэллс1
- Дмитрий Захаркин1
- Дмитрий Смирнов1
- Евросуд1
- Елена Григорьева1
- Жанна Цареградская1
- Игра престолов1
- Индия1
- Иоанн Шанхайский1
- Иосиф Волоцкий1
- Казахстан1
- Климент Александрийский1
- Константин1
- Крещение Господне1
- Латвия1
- Лев Толстой1
- Леонид Фролов1
- Людмила Алексеева1
- Магнитогорск1
- Маркус Перссон1
- Мартин Лютер1
- Матильда1
- Матрона Московская1
- Михаил Назаров1
- Михаил Черенков1
- НТВ1
- Нагорная проповедь1
- Никон1
- Нимрод1
- ООН1
- Олег Заев1
- Олег Нагорный1
- Олег Стеняев1
- Павел Адельгейм1
- Петр Мещеринов1
- Питирим1
- Пётр и Феврония1
- Ричард Бренсон1
- Ричард Лейб1
- Рожана1
- Рольф Фурули1
- Румыния1
- Свято-Боголюбский монастырь1
- Сергей Журавлёв1
- Сергий Круглов1
- Стивен Хокинг1
- Стинг1
- Сторожевая башня1
- Таиланд1
- Тереза из Лизье1
- Турция1
- Уильям Баркли1
- Фил Коллинз1
- Франциск Скорина1
- Хэллоуин1
- Эрнст Колвелл1
- Юрий Гагарин1
- Юрий Чайка1
- Яндекс1
- амиши1
- антихрист1
- богач и Лазарь1
- вакцинация1
- внеконфессиональность1
- выборы1
- голод1
- готы1
- дары волхвов1
- демоны1
- день рождения1
- индуизм1
- искусство1
- исцеления1
- кино1
- китайский язык1
- книгопечатание1
- князь Владимир1
- коммунизм1
- конец света1
- космос1
- крещение1
- масореты1
- надежда1
- нигилизм1
- обрезание1
- отпевание1
- пастафарианство1
- пастырство1
- перепись1
- природа1
- прогерия1
- протестантизм1
- пуритане1
- пятидесятники1
- реализм1
- сатанизм1
- спиритизм1
- талант1
- телевидение1
- хилиазм1
- цензура1
- экзорцизм1
ОтветитьУдалитьХристос поясняет, как именно надо любить Бога и ближнего. Как САМОГО СЕБЯ.
Разве это пояснение? Себя, например, мы каждый день по нескольку раз кормим, а кормить так ближнего невозможно по определению. Тем более невозможно любить «как самого себя» Бога. Я бы сказал, что это скорее усиление, чем пояснение. Это не дает конкретной информации о том, что именно нужно делать, чтобы проявлять любовь к Богу и ближнему.
Удалить"Христос – это заповедь сам по себе. Он показывает своей жизнью идеальный пример, что значит любить Бога и ближнего." - да, вот и суть. Отличная мысль, отличная статья!
ОтветитьУдалитьИнтересная статья. Спасибо. Мы будем учиться любить Бога и ближнего вечно. Это важно для приближения к Богу.
ОтветитьУдалитьЖизненные ситуации настолько разные были, есть и будут что давать какие то четкие рекомендации сложно,один нищий и больной, другой богатый и здоровый они живут в разных странах и ментальностях,как и что их может объединить.?Изучение жизни Христа! Христос -заповедь, в десятку Антон!
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалитьотличная статья!
Стало всё более понятно.
Ещё одна причина малопопулярности - через эти две заповеди нет возможности контроллировать-осуждать-властвовать над другими.
ОтветитьУдалитьСергей. Украина
Да,прям в 10,спасибо!
ОтветитьУдалитьЛюди знают как любить своих ближних, но кто эти ближние ? Это муж, жена, дети, короче, круг ближайших родственников. А дальше - уже не ближние ! Вот в этом - то и проблема и большая беда человечества. Начальник или директор фирмы сделал себе зарплату 10 000 условных единиц, своим сыновьям, которых устроил на фирму по 6 000 единиц, и о кумовьях разных и друзьях не забыл, а простые работники и служащие (не сыновья и не друзья) получают по 200 у.е. Это и есть обычное понимание этой заповеди.
ОтветитьУдалитьПонравился пример с "серой зоной"....очень глубокие размышления...спасибо
ОтветитьУдалитьЧасто можно от людей услышать: "Не делай другому того, чего себе не желаешь." А это как раз тот самый призыв к пассивному действию. Не убей, не укради - не делай и все. Иисус же еще в самом начале своего служения, в Нагорной проповеди, сказал: "Итак, во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами, потому что в этом Закон и Пророки. " А это уже призыв к активному действию. Для христианина - "золотое правило".
ОтветитьУдалитьТекущая статья для изучения также проливает свет на вопрос "как любить?"-умножать доверенные нам таланты (христианское служение),а не закапывать их в землю.
ОтветитьУдалитьДва раба принесли РАЗНУЮ прибыль хозяину,но проявили ОДИНАКОВОЕ усердие и получили от него ОДИНАКОВУЮ похвалу.Не получил награды только не исполнивший задание .
Очень не плохие мысли для размышления, однако в матф 19:16 для наследования царства небесного Христос не обходит стороной и те самые Моисеевы заповеди...
ОтветитьУдалитьНу конечно, Христос никогда не возражал Моисею. Он ведь служил еще до его отмены.
Удалить"Между тем заповеди Христа не дискретны" - не поняла что это значит. В Википедии "дискретный " - "прерывистый". Можно как-то попроще?
ОтветитьУдалитьЭто не только «прерывистый». Для тех, кто не знает это слово, я поясняю его в том же предложении, где оно впервые используется: «Заповеди Моисея дискретны: ты либо убил, либо не убил; либо украл, либо не украл. Это всегда четкая ситуация: ноль или единица».
Удалить2 больше чем 10? Интересно!
ОтветитьУдалить2 даже больше, чем 600, поскольку Иисус сказал, что на этих двух заповедях основан весь Закон и Пророки.
УдалитьАнтон, спасибо за вашу статью, в которой много правильных и красиво изложенных мыслей. Но я не совсем понял, почему вы противопоставляете деятельность и воздержание. Ведь они как два необходимых крыла, без которых невозможно взлететь к Богу. Разве можно возрастать в любви, не научившись прежде воздерживаться от зла? Разве можно не освоив начальную школу любви десяти заповедей Моисея, поступить в институт и подниматься по ступенькам девяти заповедей блаженства Христа?
ОтветитьУдалитьЯ не противопоставляю. Конечно, нужно воздерживаться от зла. Просто в двух заповедях Иисуса акцент сделан на деятельности, делании, а воздержание вообще не упоминается. Об этом стоит поразмышлять. Это говорит о том, что недостаточно просто не делать чего-то, чтобы угодить Богу.
УдалитьОтветив законнику, Иисус процитировал Второзаконие 6:5
ОтветитьУдалитьОднако незадолго до своей смерти, Иисус сказал:
"Я даю вам новую заповедь: любите друг друга" (Инонна 13:34)
В каком же смысле эта заповедь была новой, ведь она была известна Израилю уже как несколько веков?
Учитывая, что христианство в моральных требованиях выше Моисеева Закона, то христианам следует любить ближнего не как самих себя, а гораздо больше. Это подтверждается дальнейшими словами Иисуса:
"Как я люблю вас, так и вы любите друг друга." (Иоанна 13:34)
Что у нас есть по сути своего? Только наши время, энергия и жизнь. Поэтому самоотверженное служение, подобное служению Иисуса и есть то, к чему мы должны стремиться в проявлении любви.