Из архивов

↓ Скачайте бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Означает ли фраза «призывать имя Христа», что ему нужно поклоняться?

Сторонники Троицы могут ссылаться на места в Библии, где сказано, что первые христиане «призывали имя Христа». Например, 1 Кор. 1:2–3:

Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Это якобы нужно понимать так, что христиане поклонялись Христу как Богу.

В этом стихе используется слово ἐπικᾰλέω (эпикалео), которое здесь переведено как «призывать». В различных формах оно встречается в Новом Завете 32 раза и обычно переводится как «призывать», «взывать», «называть», «прозывать» или «требовать». Посмотрим его значение в греко-русском словаре Дворецкого:

  1. звать, взывать (к), призывать (θεόν Her.; med., θεούς Xen., Plat.; Διοσκούρους Arst.): ἐ. τὴν θεόν τινι Her. призывать милость богини на кого-л.; τάδε ἐπισκήπτω τοὺς θεοὺς ἐπικαλέων … Her. я требую именем богов того (чтобы) …;
  2. звать к себе, приглашать (γέροντας πλέονας Hom. — in tmesi): αὐτῶν τῶν χρημάτων ἐπικαλευμένων Her. поскольку деньги сами (как бы) напрашивались (ср. 7);
  3. med. звать к себе, призывать на помощь (Λακεδαιμονίους Thuc.; τοὺς Αἰακίδας συμμάχους Her.): ἐ. τινα μάρτυρα Plat. призвать кого-л. в свидетели;
  4. med. подвергать обжалованию: ἐ. τὸν δῆμον ἀπὸ τῶν δικαστῶν Plut. апеллировать на решения судей к народу; ἐ. Καισαρα NT апеллировать к императору;
  5. med. бросать вызов, вызывать на бой (τινα Her.);
  6. med.-pass. получать название, быть прозванным, именоваться (ὁ μικρὸς ἐπικαλούμενος Xen.): ἐπὶ Κέκροπος βασιλέος ἐπεκλήθησαν Κεκροπίδαι Her. при царе Кекропе (афиняне) были названы кекропидами;
  7. предъявлять обвинение, обвинять (τινί τι и τινί τινα εἶναι Thuc.): ταῦτα ἐπικαλεῖς; Arph. так ты (их) в этом винишь?; τὰ ἐπικαλεύμενα χρήματα Her. требуемые обратно (похищенные) сокровища (ср. 2); τὰ ἐπικαλούμενα Isocr. обвинения, упрёки; οἱ ἐπικαλοῦντες ἀλλήλοις Plat. имеющие взаимные претензии, тяжущиеся.

Как видим, сложно увидеть в этом слове значение религиозного поклонения единому истинному Богу. Да, оно может использоваться в таком смысле (как например в Деян. 2:21), но его значение шире. Например, в Деян. 25:11 Павел использует это же греческое слово, «взывая» к кесарю. Так же это слово стоит в конструкциях, где просто упоминается имя человека (Деян. 10:5: «Симон, называемый [эпикалео] Петром…»).

Это верно, что фразы типа «призывать» и «призывать имя» применяются и к Богу, и к Иисусу. Но если что-то применяется к двум личностям, это еще не делает их равными, единосущными или частями Троицы.

Интересно, что в Синодальном переводе НЗ слово эпикалео нигде не переводится как «молиться», кроме одного случая – Деян. 7:59, где это слово применено к Стефану, который перед своей мученической смертью увидел на небе Христа и обратился к нему вслух. И это также единственное место во всей Библии, где слово «молиться» применено к Христу. Конечно, более последовательно было написать здесь «воззвал», как во всех остальных случаях. Многие другие переводы именно так и делают. Почему синодальные переводчики решили отойти от своей же практики, сделать исключение и написать «молился», каждый может поразмышлять сам.

Из Деяний 2:21, где цитируется Иоиль 2:32, можно узнать еврейский аналог эпикалео – קרא (кара). Согласно Еврейскому лексикону Стронга, это слово означает:

  1. звать, призывать;
  2. кричать, провозглашать;
  3. читать вслух;
  4. называть, нарекать, давать имя.

В Ветхом Завете это слово стоит, например, в таких фразах:

  • фараон призвал Авраама (Быт. 12:18)
  • Авимелех призвал своих рабов (Быт. 20:8)
  • призываю небо и землю (Втор. 30:19)
  • призывать знание (Пр. 2:3)
  • Рабсак возгласил громким голосом (Ис. 36:13)
  • возвещайте Иерусалиму, что исполнилось время борьбы (Ис. 40:2)
  • глас вопиющего в пустыне (Ис. 40:3)
  • я призываю меч на всех живущих (Иер. 25:29)

Итак, христиане призывают имя Христа в том смысле, что только этим именем можно спастись (Деян. 4:12). Они призывают его в каждой молитве, ведь молитвы произносятся во имя Христа. Они призывают и прославляют имя Христа в песнях. Но невозможно доказать Троицу с помощью отсылок на слова типа эпикалео или кара, которые слишком многозначны. Сам Христос ясно учил поклоняться своему Отцу – Иегове (Мф 6:9; Лк 4:8), он поклоняется ему сам (Ин 20:17; От 3:12), и его ученики должны делать то же.


Читайте также: Учил ли апостол Петр, что имя Христа заменяет имя Иеговы?

Комментарии

  1. Сторонники троицы вызывают уважение преданностью этому учению, это-ж как нужно в это верить чтобы видеть троицу во всем! ) Спасибо Антон дорогой брат!

    ОтветитьУдалить
  2. Если забыть ненадолго о концепции Троицы, все же:
    - воскресшему Христу дана вся власть на небе и на земле (Матфея 28:18)
    - он вечно жив (Римлянам 6:9, Откровение 1:18), а значит может нас услышать
    - он вечно с нами (Иоанна 14:18-20, Матфея 28:20, 2 Коринфянам 13:5, Откровение 3:20), а значит может нас услышать
    - он сидит на Троне со своим Отцом (Откровение 3:21)
    - он принимает поклонение (Филиппийцам 2:10, Откровение 5:8-14).

    Тогда почему мы не можем попросить у него что-то? Ведь он доступен не только для Стефана, который видел Иисуса на небе, и не только для апостола Павла например, которому он являлся. Он все время с нами.
    Все равно невозможно доказать, что мы должны "эпикалео" Христа только в смысле "называть", а не "призывать".
    Я уважаю ваш выбор молиться только Иегове, просто хотела поделиться своими мыслями, что главное не называть идолопоклонниками тех, кто также молится Христу.
    Кстати, в тексте Иоанна 14:14 в некоторых переводах стоит "меня". "Чего ни попросите Меня..." И у некоторых людей нет возможности или способностей сверяться с греческим текстом и искать, какая же из рукописей достоверная, там где есть слово "меня" или там где нету. Отец любит Сына и все отдал в руки его, поэтому я считаю, что люди, которые молятся Иисусу, тоже правы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читать греческий текст необязательно, но полезно иметь разные переводы. Да, Христос может нас услышать – как и ангелы, и демоны, и другие люди вокруг нас. Это не значит, что им нужно молиться. Молитва – неразрывная часть поклонения Богу. Кому поклоняются и молятся абсолютно все праведники от Бытия до Откровения, включая самого Христа? Иегове, исключений нет. Стефан не молился Христу, он просто увидел его в видении и обратился к нему напрямую. Многие другие люди в Библии общались и с Христом, и с ангелами, но это не были молитвы. То, что Христу дана власть (кстати, дана кем?), что он сидит на троне или вечно жив, ничего не меняет в вопросе молитвы. Большая власть есть у херувимов и у сатаны, который даже назван богом века сего. На тронах сидели израильские цари, а в Откровении на престолах сидят «двадцать четыре старца» (4:4). Никому из них мы тоже не молимся.

      В Фил. 2:10 Иисус не принимает поклонение. Здесь написано «преклонилось колено», что передает мысль о подчинении. Конечно, он же царь, ему нужно подчиняться. Перед человеческими царями тоже кланялись, склоняли головы и колени (1 Цар. 24:9; 2 Цар. 1:53), но никто не поклонялся им как Богу. В Отк. 5:8-14 при внимательном чтении вы тоже не найдете религиозного поклонения, только уважение, прославление и послушание. Конечно, Иисус достоин всего этого, ведь он наш царь, учитель, спаситель и т. д. Но является ли он Единственным Истинным Богом? Давайте дадим слово самому Христу в Мф 6:9: «Отче наш, сущий на небесах». Отче – это кто? В Отк. 3:12 Иисус сам ясно показывает, кому он поклоняется, и четыре раза в одном стихе называет Иегову «моим Богом».

      Иоанна 14:14 – вы сами правильно заметили: в некоторых переводах. В других переводах нет фразы «попросите меня». В лучших переводах стоит «во имя мое». Что совершенно верно: все молитвы должны произноситься во имя Христа. Посмотрите подстрочник, это легко проверить. Такое прочтение согласуется со многими другими стихами, где Библия учит молиться Богу во имя или через Христа, в том числе здесь же у Иоанна, буквально в соседних главах (Ин 15:16; 16:23, 24; Еф. 2:18).

      Дарина, это очень простой вопрос – кому нужно молиться. Он совершенно ясно показан во всей Библии на множестве примеров. Тут нет ничего туманного, неоднозначного или подлежащего разным трактовкам. Я бы даже сказал, что это один из самых простых вопросов во всей Библии.

      Удалить
  3. Отличная стать и всё по полочкам, одним словом! Когда я проповедовал/просто не успел начать тему Троицы, уже не раз слышу, что собеседники НЕ отрицают тот или иной наш довод, но говорят, мол Иегова сказал, после того как Христос преподнёс жертву: -Вот теперь он Ваш бог, идите и ему поклоняйтесь... (неважно только ему, или вместе с ним, мол либо он перестал после этого быть Богом, или после этого "точно" Христос стал его эквивалентом). Я так и не нашёл в Библии хоть отдалённый намёк, или хотя бы искажённый стих и т.д.... может ты столкнулся с этим??!!
    **
    Karl J Hannsen

    ОтветитьУдалить
  4. Иоан.16:23
    И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
    _____________
    Сам Христос учил, что после его вознесение все обращались только к Богу и Отцу - призвав (произнося) его имя.

    Еф.5:20
    Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
    ___________
    Что все христиане и делали.

    ОтветитьУдалить
  5. Поклоняются, молятся, надеяться и просят призывая его имя, только у того, от которого все и зависит.

    Еф 3:14-16
    Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке

    ОтветитьУдалить
  6. Сторонники Троицы могут ссылаться на места в Библии, где сказано, что первые христиане «призывали имя Христа». Например, 1 Кор. 1:2–3:
    ___________
    Антон, только вот Троицы я здесь в упор не увидел, тогда тринитариям надо доказывать, что Бог это только Христос и они все верят в одного Бога Иисуса Христа, раз призывают имя только его.

    ОтветитьУдалить
  7. Поклоняются ли ангелы Иисусу?

    В НЕКОТОРЫХ переводах стиха Евреям 1:6 говорится: «Пусть все ангелы Божии поклоняются Ему [Иисусу]» (Благая Весть от Бога; Синодальное издание). Апостол Павел, видимо, цитировал из Септуагинты, в которой говорится в Псалом 96:7: «Поклонитесь пред Ним [Богом], все боги».

    Греческое слово проскине́о, переведенное глаголом «поклоняться» в Евреям 1:6, употребляется в Псалом 96:7 в переводе Септуагинта для еврейского выражения шаха́х, которое означает «поклониться». Это может быть приемлемым актом уважения к людям (Бытие 23:7; 1 Царств 24:8; 4 Царств 2:15). Оно может относиться или к поклонению истинному Богу, или к поклонению, ошибочно направленному к ложным богам (Исход 23:24; 24:1; 34:14; Второзаконие 8:19).

    Обычно оказанное Иисусу проскине́о соответствует почтению царей и других. (Сравни Матфея 2:2, 8; 8:2; 9:18; 15:25; 20:20; с 1 Царств 25:23, 24; 2 Царств 14:4–7; 3 Царств 1:16; 4 Царств 4:36, 37.) Часто является ясным, что Иисусу почтительно поклоняются не как Богу, но как „Сыну Божьему“ или как мессианскому „Сыну Человеческому“ (Матфея 14:32, 33; Луки 24:50–52; Иоанна 9:35, НМ, 38).

    Евреям 1:6 относится к положению Иисуса под Богом (Филиппийцам 2:9–11). Здесь некоторые переводы передают слово проскине́о следующими словами: «воздавать должное» (The New English Bible), «выражать свое почтение» (Перевод Нового Мира) или «преклоняться перед» (An American Translation). Если кто-нибудь предпочитает перевод «поклоняться», то это поклонение относительное, потому что Иисус сказал сатане: «Господу Богу твоему поклоняйся [форма слова проскине́о] и Ему одному служи» (Матфея 4:8–10).

    Несмотря на то, что в Евреям 1:6 стих Псалом 96:7, в котором говорится о поклонении Богу, был применен ко Христу, Павел показал, что воскрешенный Иисус – «сияние славы Божией, и Он – точное подобие Божие» (Евреям 1:1–3, Благая Весть от Бога). Значит, всякое «поклонение» Сыну Божьему со стороны ангелов является относительным и через Него направлено к Иегове.

    ОтветитьУдалить

Отправка комментария

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Виссарион

Библейские загадки

Добро и зло

Прежнее ушло

Все темы

атеизм39 Христос38 СП34 нравственность25 имя Бога23 национализм22 Царство Бога20 переводы20 наука19 русский язык19 праздники17 война16 законы16 проповедь15 Перевод нового мира14 медицина14 рай13 юмор13 эволюция12 экстремизм12 СМИ11 США11 католицизм11 философия11 блог10 статистика10 экономика10 еврейский язык9 семья9 суды9 греческий язык8 патриотизм8 переливание крови8 смерть8 Украина7 образование7 общество7 Кирилл6 Новый год6 Синодальный перевод6 ислам6 любовь6 святой дух6 ценности6 Армагеддон5 Белоруссия5 Папа Римский5 вечность5 иконы5 иудаизм5 крест5 молитва5 парадоксы5 патристика5 традиции5 1440004 Blogger4 English4 Андрей Кураев4 Интернет4 Рождество4 ад4 воскресение4 запреты4 идолопоклонство4 монастыри4 психология4 сотворение4 чудеса4 язычество4 Грузия3 Кемерово3 Пасха3 гомосексуализм3 душа3 культура3 полиция3 поэзия3 святые3 старение3 8 марта2 Pussy Riot2 Авраам2 Александр Дворкин2 Википедия2 Всеволод Чаплин2 Выборг2 Германия2 Достоевский2 Жерар Жерто2 Израиль2 Иларион2 СССР2 Священное Предание2 Толстой2 ФСБ2 баптизм2 безопасность2 дело Уолша2 демократия2 животные2 инопланетяне2 каноны2 литература2 ложь2 музыка2 преемственность2 самозарождение2 #StopJWBan1 +11 10 заповедей1 19141 23 февраля1 Android1 Copiopteryx jehovah1 Facebook1 Google1 Google+1 Lenta.ru1 Opera1 Telegram1 The Voice1 Абхазия1 Аввакум1 Адам1 Александр Калистратов1 Александр Турчинов1 Алина Милан1 Альберт Эйнштейн1 Андрей Десницкий1 Армения1 Барак Обама1 Бернард Аниям1 Биньямин Кидар1 ВИБР1 Валерий Отставных1 Василий Бочкарев1 Виссарион1 Владимир Сорокин1 Геннадий Зюганов1 Гюнтер Дэмниг1 День России1 Джейсон Бидан1 Джон Леннон1 Джонатан Уэллс1 Дмитрий Захаркин1 Дмитрий Смирнов1 Евросуд1 Елена Григорьева1 Жанна Цареградская1 Игра престолов1 Индия1 Иоанн Шанхайский1 Иосиф Волоцкий1 Казахстан1 Климент Александрийский1 Константин1 Крещение Господне1 Латвия1 Лев Толстой1 Леонид Фролов1 Людмила Алексеева1 Магнитогорск1 Маркус Перссон1 Мартин Лютер1 Матильда1 Матрона Московская1 Михаил Назаров1 Михаил Черенков1 НТВ1 Никон1 Нимрод1 ООН1 Олег Заев1 Олег Нагорный1 Олег Стеняев1 Павел Адельгейм1 Петр Мещеринов1 Питирим1 Пётр и Феврония1 Ричард Бренсон1 Ричард Лейб1 Рожана1 Рольф Фурули1 Румыния1 Свято-Боголюбский монастырь1 Сергей Журавлёв1 Сергий Круглов1 Стивен Хокинг1 Стинг1 Сторожевая башня1 Таиланд1 Тереза из Лизье1 Турция1 Уильям Баркли1 Фил Коллинз1 Франциск Скорина1 Хэллоуин1 Эрнст Колвелл1 ЮАР1 Юрий Гагарин1 Юрий Чайка1 Яндекс1 амиши1 антихрист1 богач и Лазарь1 вакцинация1 внеконфессиональность1 время1 выборы1 голод1 готы1 дары волхвов1 демоны1 день рождения1 индуизм1 искупление1 искусство1 исцеления1 кино1 китайский язык1 книгопечатание1 князь Владимир1 коммунизм1 конец света1 космос1 крещение1 масореты1 надежда1 нигилизм1 обрезание1 отпевание1 пастафарианство1 пастырство1 перепись1 природа1 прогерия1 протестантизм1 пуритане1 пятидесятники1 реализм1 сатанизм1 спиритизм1 талант1 телевидение1 хилиазм1 цензура1 экзорцизм1
Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *