Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Означает ли фраза «призывать имя Христа», что ему нужно поклоняться?

Сторонники Троицы могут ссылаться на места в Библии, где сказано, что первые христиане «призывали имя Христа». Например, 1 Кор. 1:2–3:

Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Это якобы нужно понимать так, что христиане поклонялись Христу как Богу.

В этом стихе используется слово ἐπικᾰλέω (эпикалео), которое здесь переведено как «призывать». В различных формах оно встречается в Новом Завете 32 раза и обычно переводится как «призывать», «взывать», «называть», «прозывать» или «требовать». Посмотрим его значение в греко-русском словаре Дворецкого:

  1. звать, взывать (к), призывать (θεόν Her.; med., θεούς Xen., Plat.; Διοσκούρους Arst.): ἐ. τὴν θεόν τινι Her. призывать милость богини на кого-л.; τάδε ἐπισκήπτω τοὺς θεοὺς ἐπικαλέων … Her. я требую именем богов того (чтобы) …;
  2. звать к себе, приглашать (γέροντας πλέονας Hom. — in tmesi): αὐτῶν τῶν χρημάτων ἐπικαλευμένων Her. поскольку деньги сами (как бы) напрашивались (ср. 7);
  3. med. звать к себе, призывать на помощь (Λακεδαιμονίους Thuc.; τοὺς Αἰακίδας συμμάχους Her.): ἐ. τινα μάρτυρα Plat. призвать кого-л. в свидетели;
  4. med. подвергать обжалованию: ἐ. τὸν δῆμον ἀπὸ τῶν δικαστῶν Plut. апеллировать на решения судей к народу; ἐ. Καισαρα NT апеллировать к императору;
  5. med. бросать вызов, вызывать на бой (τινα Her.);
  6. med.-pass. получать название, быть прозванным, именоваться (ὁ μικρὸς ἐπικαλούμενος Xen.): ἐπὶ Κέκροπος βασιλέος ἐπεκλήθησαν Κεκροπίδαι Her. при царе Кекропе (афиняне) были названы кекропидами;
  7. предъявлять обвинение, обвинять (τινί τι и τινί τινα εἶναι Thuc.): ταῦτα ἐπικαλεῖς; Arph. так ты (их) в этом винишь?; τὰ ἐπικαλεύμενα χρήματα Her. требуемые обратно (похищенные) сокровища (ср. 2); τὰ ἐπικαλούμενα Isocr. обвинения, упрёки; οἱ ἐπικαλοῦντες ἀλλήλοις Plat. имеющие взаимные претензии, тяжущиеся.

Как видим, сложно увидеть в этом слове значение религиозного поклонения единому истинному Богу. Да, оно может использоваться в таком смысле (как например в Деян. 2:21), но его значение шире. Например, в Деян. 25:11 Павел использует это же греческое слово, «взывая» к кесарю. Так же это слово стоит в конструкциях, где просто упоминается имя человека (Деян. 10:5: «Симон, называемый [эпикалео] Петром…»).

Это верно, что фразы типа «призывать» и «призывать имя» применяются и к Богу, и к Иисусу. Но если что-то применяется к двум личностям, это еще не делает их равными, единосущными или частями Троицы.

Интересно, что в Синодальном переводе НЗ слово эпикалео нигде не переводится как «молиться», кроме одного случая – Деян. 7:59, где это слово применено к Стефану, который перед своей мученической смертью увидел на небе Христа и обратился к нему вслух. И это также единственное место во всей Библии, где слово «молиться» применено к Христу. Конечно, более последовательно было написать здесь «воззвал», как во всех остальных случаях. Многие другие переводы именно так и делают. Почему синодальные переводчики решили отойти от своей же практики, сделать исключение и написать «молился», каждый может поразмышлять сам.

Из Деяний 2:21, где цитируется Иоиль 2:32, можно узнать еврейский аналог эпикалео – קרא (кара). Согласно Еврейскому лексикону Стронга, это слово означает:

  1. звать, призывать;
  2. кричать, провозглашать;
  3. читать вслух;
  4. называть, нарекать, давать имя.

В Ветхом Завете это слово стоит, например, в таких фразах:

  • фараон призвал Авраама (Быт. 12:18)
  • Авимелех призвал своих рабов (Быт. 20:8)
  • призываю небо и землю (Втор. 30:19)
  • призывать знание (Пр. 2:3)
  • Рабсак возгласил громким голосом (Ис. 36:13)
  • возвещайте Иерусалиму, что исполнилось время борьбы (Ис. 40:2)
  • глас вопиющего в пустыне (Ис. 40:3)
  • я призываю меч на всех живущих (Иер. 25:29)

Итак, христиане призывают имя Христа в том смысле, что только этим именем можно спастись (Деян. 4:12). Они призывают его в каждой молитве, ведь молитвы произносятся во имя Христа. Они призывают и прославляют имя Христа в песнях. Но невозможно доказать Троицу с помощью отсылок на слова типа эпикалео или кара, которые слишком многозначны. Сам Христос ясно учил поклоняться своему Отцу – Иегове (Мф 6:9; Лк 4:8), он поклоняется ему сам (Ин 20:17; От 3:12), и его ученики должны делать то же.


Читайте также: Учил ли апостол Петр, что имя Христа заменяет имя Иеговы?

Комментарии

  1. Сторонники троицы вызывают уважение преданностью этому учению, это-ж как нужно в это верить чтобы видеть троицу во всем! ) Спасибо Антон дорогой брат!

    ОтветитьУдалить
  2. Если забыть ненадолго о концепции Троицы, все же:
    - воскресшему Христу дана вся власть на небе и на земле (Матфея 28:18)
    - он вечно жив (Римлянам 6:9, Откровение 1:18), а значит может нас услышать
    - он вечно с нами (Иоанна 14:18-20, Матфея 28:20, 2 Коринфянам 13:5, Откровение 3:20), а значит может нас услышать
    - он сидит на Троне со своим Отцом (Откровение 3:21)
    - он принимает поклонение (Филиппийцам 2:10, Откровение 5:8-14).

    Тогда почему мы не можем попросить у него что-то? Ведь он доступен не только для Стефана, который видел Иисуса на небе, и не только для апостола Павла например, которому он являлся. Он все время с нами.
    Все равно невозможно доказать, что мы должны "эпикалео" Христа только в смысле "называть", а не "призывать".
    Я уважаю ваш выбор молиться только Иегове, просто хотела поделиться своими мыслями, что главное не называть идолопоклонниками тех, кто также молится Христу.
    Кстати, в тексте Иоанна 14:14 в некоторых переводах стоит "меня". "Чего ни попросите Меня..." И у некоторых людей нет возможности или способностей сверяться с греческим текстом и искать, какая же из рукописей достоверная, там где есть слово "меня" или там где нету. Отец любит Сына и все отдал в руки его, поэтому я считаю, что люди, которые молятся Иисусу, тоже правы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читать греческий текст необязательно, но полезно иметь разные переводы. Да, Христос может нас услышать – как и ангелы, и демоны, и другие люди вокруг нас. Это не значит, что им нужно молиться. Молитва – неразрывная часть поклонения Богу. Кому поклоняются и молятся абсолютно все праведники от Бытия до Откровения, включая самого Христа? Иегове, исключений нет. Стефан не молился Христу, он просто увидел его в видении и обратился к нему напрямую. Многие другие люди в Библии общались и с Христом, и с ангелами, но это не были молитвы. То, что Христу дана власть (кстати, дана кем?), что он сидит на троне или вечно жив, ничего не меняет в вопросе молитвы. Большая власть есть у херувимов и у сатаны, который даже назван богом века сего. На тронах сидели израильские цари, а в Откровении на престолах сидят «двадцать четыре старца» (4:4). Никому из них мы тоже не молимся.

      В Фил. 2:10 Иисус не принимает поклонение. Здесь написано «преклонилось колено», что передает мысль о подчинении. Конечно, он же царь, ему нужно подчиняться. Перед человеческими царями тоже кланялись, склоняли головы и колени (1 Цар. 24:9; 2 Цар. 1:53), но никто не поклонялся им как Богу. В Отк. 5:8-14 при внимательном чтении вы тоже не найдете религиозного поклонения, только уважение, прославление и послушание. Конечно, Иисус достоин всего этого, ведь он наш царь, учитель, спаситель и т. д. Но является ли он Единственным Истинным Богом? Давайте дадим слово самому Христу в Мф 6:9: «Отче наш, сущий на небесах». Отче – это кто? В Отк. 3:12 Иисус сам ясно показывает, кому он поклоняется, и четыре раза в одном стихе называет Иегову «моим Богом».

      Иоанна 14:14 – вы сами правильно заметили: в некоторых переводах. В других переводах нет фразы «попросите меня». В лучших переводах стоит «во имя мое». Что совершенно верно: все молитвы должны произноситься во имя Христа. Посмотрите подстрочник, это легко проверить. Такое прочтение согласуется со многими другими стихами, где Библия учит молиться Богу во имя или через Христа, в том числе здесь же у Иоанна, буквально в соседних главах (Ин 15:16; 16:23, 24; Еф. 2:18).

      Дарина, это очень простой вопрос – кому нужно молиться. Он совершенно ясно показан во всей Библии на множестве примеров. Тут нет ничего туманного, неоднозначного или подлежащего разным трактовкам. Я бы даже сказал, что это один из самых простых вопросов во всей Библии.

      Удалить
    2. Спасибо за статью. У профессора Майорова есть замечательная книга "Формирование средневековой философии. Латинская патристика". В ней он пишет, что так называемые отцы церкви и другие экзегеты постапостольской эры занимались откровенными спекуляциями. Он описывает два вида философских и богословских спекуляций. Первая — семантическая или этимологическая. Берется одно из нескольких значений еврейского или греческого слова, подходящее под официальную доктрину и в отрыве от контекста используется в качестве доказательства истинности тринитарного учения. Это справедливо с тем, что вы написали в статье или со словом "кюриос", которое тринитарии переводят как "Господь", хотя везде оно передается как "господин". Второй вид спекуляции - навязывание авторитетному источнику своей точки зрения. В данном случае Библия используется всего лишь для придания веса своим словам. Так с помощью Библии можно доказать все, что угодно. И веру в барабашку и в то, что на Землю в древности прилетали пришельцы. Все учение о Троице — одна сплошная спекуляция.

      Удалить
  3. Отличная стать и всё по полочкам, одним словом! Когда я проповедовал/просто не успел начать тему Троицы, уже не раз слышу, что собеседники НЕ отрицают тот или иной наш довод, но говорят, мол Иегова сказал, после того как Христос преподнёс жертву: -Вот теперь он Ваш бог, идите и ему поклоняйтесь... (неважно только ему, или вместе с ним, мол либо он перестал после этого быть Богом, или после этого "точно" Христос стал его эквивалентом). Я так и не нашёл в Библии хоть отдалённый намёк, или хотя бы искажённый стих и т.д.... может ты столкнулся с этим??!!
    **
    Karl J Hannsen

    ОтветитьУдалить
  4. Иоан.16:23
    И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
    _____________
    Сам Христос учил, что после его вознесение все обращались только к Богу и Отцу - призвав (произнося) его имя.

    Еф.5:20
    Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
    ___________
    Что все христиане и делали.

    ОтветитьУдалить
  5. Поклоняются, молятся, надеяться и просят призывая его имя, только у того, от которого все и зависит.

    Еф 3:14-16
    Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке

    ОтветитьУдалить
  6. Сторонники Троицы могут ссылаться на места в Библии, где сказано, что первые христиане «призывали имя Христа». Например, 1 Кор. 1:2–3:
    ___________
    Антон, только вот Троицы я здесь в упор не увидел, тогда тринитариям надо доказывать, что Бог это только Христос и они все верят в одного Бога Иисуса Христа, раз призывают имя только его.

    ОтветитьУдалить
  7. Поклоняются ли ангелы Иисусу?

    В НЕКОТОРЫХ переводах стиха Евреям 1:6 говорится: «Пусть все ангелы Божии поклоняются Ему [Иисусу]» (Благая Весть от Бога; Синодальное издание). Апостол Павел, видимо, цитировал из Септуагинты, в которой говорится в Псалом 96:7: «Поклонитесь пред Ним [Богом], все боги».

    Греческое слово проскине́о, переведенное глаголом «поклоняться» в Евреям 1:6, употребляется в Псалом 96:7 в переводе Септуагинта для еврейского выражения шаха́х, которое означает «поклониться». Это может быть приемлемым актом уважения к людям (Бытие 23:7; 1 Царств 24:8; 4 Царств 2:15). Оно может относиться или к поклонению истинному Богу, или к поклонению, ошибочно направленному к ложным богам (Исход 23:24; 24:1; 34:14; Второзаконие 8:19).

    Обычно оказанное Иисусу проскине́о соответствует почтению царей и других. (Сравни Матфея 2:2, 8; 8:2; 9:18; 15:25; 20:20; с 1 Царств 25:23, 24; 2 Царств 14:4–7; 3 Царств 1:16; 4 Царств 4:36, 37.) Часто является ясным, что Иисусу почтительно поклоняются не как Богу, но как „Сыну Божьему“ или как мессианскому „Сыну Человеческому“ (Матфея 14:32, 33; Луки 24:50–52; Иоанна 9:35, НМ, 38).

    Евреям 1:6 относится к положению Иисуса под Богом (Филиппийцам 2:9–11). Здесь некоторые переводы передают слово проскине́о следующими словами: «воздавать должное» (The New English Bible), «выражать свое почтение» (Перевод Нового Мира) или «преклоняться перед» (An American Translation). Если кто-нибудь предпочитает перевод «поклоняться», то это поклонение относительное, потому что Иисус сказал сатане: «Господу Богу твоему поклоняйся [форма слова проскине́о] и Ему одному служи» (Матфея 4:8–10).

    Несмотря на то, что в Евреям 1:6 стих Псалом 96:7, в котором говорится о поклонении Богу, был применен ко Христу, Павел показал, что воскрешенный Иисус – «сияние славы Божией, и Он – точное подобие Божие» (Евреям 1:1–3, Благая Весть от Бога). Значит, всякое «поклонение» Сыну Божьему со стороны ангелов является относительным и через Него направлено к Иегове.

    ОтветитьУдалить
  8. Павел ходил из синагоги в синагогу, чтобы арестовывать и избивать тех, кто верит в Иисуса. Что не понимал Павел? Давайте обратим внимания на Деяния 22:14 

     «Бог наших отцов избрал тебя, чтобы ты узнал Его волю, увидел Праведного и услышал голос из Его уст. 
    *********
    Как вы считаете какую волю не знал Павел? Что теперь нужно молиться Иисусу? 

    Какие действия совершает Павел согласно Деяния 22:16
    Не медли! Вставай, прими крещение и смой свои грехи, призвав Его имя». (Деяния 22:16)
    ********
    Павел не помолился Иисусу, а признал его как того, через кого Бог дает спасение.(Деяния 10:43)

    ОтветитьУдалить
  9. «... Сам Христос ясно учил поклоняться своему Отцу – Иегове (Мф 6:9; Лк 4:8), он поклоняется ему сам (Ин 20:17; От 3:12), и его ученики должны делать то же.»
    Ни в одном из переводов Библии, более авторитетных чем ПНМ, Господь Иисус не употребляет имя Иеговы. Даже в Луки 4:8.

    Даже на прямую просьбу: - Научи нас как молиться! - Иисус Христос понимая, что это будет записано как образец для всех последующих поколений христиан, даёт пример и учит обращаться к Богу - «Отец».

    Хотя я знаю и уважаю имя моего отца - я никогда не буду обращаться к нему по имени. В русской культуре - звучит как какое-то издевательство. Мой отец меня бы не понял. На западе - да, там есть такое. Холодное, полуофициальное, сразу ставящее барьер, обращение к родителю по имени. Не следует перенимать западные штучки. В принципе родителей своих они уважают не больше а во многих случаях гораздо меньше чем в странах бывшего Союза.
    Поэтому ваша цитата звучала бы лучше так: «Сам Христос ясно учил поклоняться своему Отцу – ...... и его ученики должны делать то же.»

    ОтветитьУдалить
  10. Занятно порою бывает читать этих любителей трех Богов с именем Иисус Христос, то ли они плохо знают Библию, то ли очень хорошо знают своих учителей и остается им задать вопрос ...


    Библейский словарь В.П. Вихлянцева
    аллилуия (евр. хвалите Иегову)
    ___________
    https://www.bible-center.ru/ru/dict/vpvdict
    ___________
    Сколько раз в книге Откровение написано это слово?





    ОтветитьУдалить
  11. Игорь Николаев25 мар. 2021 г., 22:24:00

    Пример в доказательство, что апостолы и ученики обращались в молитве к Богу Отцу в книге Деяния 4:23-31.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *