Учил ли апостол Петр, что имя Христа заменяет имя Иеговы?


Противники использования имени Бога часто приводят следующий стих об Иисусе Христе: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Значит ли это, что имя Иисуса выше имени его отца и каким-то образом вытесняет его? Рассмотрим стих в контексте:

На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, Да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:5–12).

Петр обращается не просто к евреям, а к «начальникам народа и старейшинам израильским». Вряд ли стоит объяснять, что эти люди уже поклонялись Иегове – единому истинному Богу, и Петр нигде не пытается переубедить их в этом и склонить к поклонению какому-то другому Богу. Он не предлагает им поменять Бога или религию. Однако он обращает внимание этих иудеев на то, чего еще им недостает – веры в Христа. Без этой веры они не могли спастись, что бы ни делали. Было недостаточно ни просто верить в Иегову, ни исполнять Моисеев закон. Конечно же, Петр был совершенно прав, указав на то единственное, что им не хватает для спасения. Апостол пытался донести до своей аудитории, что только Христос – а не, скажем, Моисей – является ключом к спасению, причем единственным ключом. В этом смысле Христос выше Моисея и любого другого религиозного авторитета.

Это очень простое высказывание, смысл которого – подчеркнуть обязательность веры в Христа для спасения. В нем нет никакой заместительной логики и тем более никакого покушения на авторитет Отца Иисуса. Но для понимания этого высказывания мы должны понимать логику евангельского учения о спасении. Конечно, имя Христа – единственное, которым мы спасаемся, потому что до появления этого имени спасение было недоступно. Люди не могли примириться с Иеговой и восстановить нарушенные отношения с ним, сколько бы ни призывали его имя. В этом смысле можно сказать, что одним лишь именем Иеговы спастись было нельзя. Рассмотрим другие тексты на эту тему:

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (Деян. 13:38–39).

Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа (Рим. 3:20–22).

Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2:16).

Как видим, как бы мы ни угождали Иегове, даже исполняя его закон (имеется в виду Моисеев закон) до последней буквы, без веры в Христа все это бесполезно. Спасение достигается только благодаря истинной жертве истинного Агнца – Иисуса. Это единственное имя, ведущее к спасению, к примирению с Богом, к возвращению в его духовную семью. Все эти фрагменты, включая Деян. 4:12, говорят об одном и том же, у них общая логика и общий контекст. Конечно, ни в них, ни где-то еще в Библии не говорится, что имя Иисуса должно вытеснить имя Иеговы. Хотя бы потому, что имя Христа нам дал Иегова – обратим внимание на слова «данного человекам».

Очень важно понимать, что Христос, его жертва, его искупление наших грехов, – все то, что символизирует его имя, – является даром, подарком нашего небесного Отца человечеству (Иоан. 3:16). Но разве, получив подарок, нужно забыть дарителя? Неужели подарок вытесняет дарителя? Если мы понимаем систему взаимоотношений «Бог – Христос – человечество», мы никогда не придем к таким абсурдным выводам. В этой системе у Иисуса роль, во-первых, дара (Рим. 6:23), во-вторых, посредника (1 Тим. 2:5). Понятие дара подразумевает наличие дарителя. Понятие посредника подразумевает наличие двух сторон, между которыми он посредничает.

Другой пример. Директор фирмы нанял опытного и известного бухгалтера, чтобы он решил финансовые проблемы предприятия. И вот он представляет его своим подчиненным: «Это Иван Иванович, он решит все наши проблемы. В нем вся наша надежда. Иван Иванович – единственное имя, от которого зависит выживание нашей фирмы». Будет ли это означать, что имя самого директора можно больше не употреблять? Игнорировать его? Забыть о его существовании? Конечно, нет. В конце концов, именно директор нашел и нанял этого бухгалтера. И он продолжает оставаться директором.

Иисус тоже не появился из ниоткуда, не назначил сам себя. Он пришел по заданию своего Отца, он принес его учение, выполнял его волю. Он даже сказал, что его учение – не его, а пославшего его (Иоан. 7:16). Почему носитель «единственного имени» прямо признает, что несет не свое учение, а чье-то чужое? Только потому, что он исполняет волю Иеговы точно так же, как и другие праведные личности во Вселенной. И то, что именем Иисуса мы обретаем спасение, тоже является частью этой воли. На каком же основании мы забываем об Авторе нашего спасения и пренебрегаем его именем?

Вспомним также один из важнейших и ключевых стихов всей Библии. Он тоже относится к обсуждаемой теме:

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Иоан. 14:6).

Обратим внимание, Иисус – путь, а цель этого пути – его Отец. Иисус не является целью сам по себе, но лишь средством достижения этой цели. Через него мы приходим к Иегове, примиряемся с ним, обретаем истину и в конечном итоге жизнь. Эта цель – единственный смысл этого пути. Если мы понимаем это великое высказывание Христа, у нас никогда не будет проблем с пониманием Деян. 4:12. Но когда слушаешь некоторых сторонников аргумента о вытеснении одного имени другим, складывается впечатление, что им нужен путь просто ради пути, а цель пути их не интересует. Но если мы не идем к правильной цели, значит мы или сбились с пути и заблудились, или перепутали старт с финишем, или вообще забыли, зачем и куда идем. Христианский путь потерял для нас смысл, превратился в форму без содержания, в имитацию, фарс.

Сторонники этого аргумента пытаются столкнуть имена Сына и Отца, навязать им конкуренцию, как будто может быть только или одно имя, или другое, но ни оба вместе. Но в Библии между этими именами нет никакой конкуренции. Например, в Отк. 14:1 мы читаем:

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.

Хотя эти люди стоят рядом с Иисусом, на челах (лбах) у них написано имя не Иисуса, а его Отца. И Иисус, по всему видно, не обижается.

В другом стихе имена Иеговы и Иисуса упоминаются вместе:

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое (Отк. 3:12).

Мало того, что Иисус здесь четыре раза называет Иегову «моим Богом», он еще и собственноручно «пишет» сначала имя Иеговы, а затем свое собственное. Вы видите здесь конкуренцию между этими именами? Я – нет. Но я вижу глубокое уважение Иисуса к имени своего Отца. (Кстати, это один из вариантов ответа на аргумент, что в Новом Завете якобы не упоминается имя Бога. Как видим, оно «упоминается» не один раз. Не упоминается только его произношение – это уже другой вопрос, и кстати, тоже спорный.)

В конце концов, сторонники этого аргумента должны быть последовательны: если из-за Деян. 4:12 мы не должны использовать имя Иегова, тогда мы не должны использовать никакое другое имя в Библии, будь то Моисей, Ной или Лазарь. Ведь этими именами мы тоже не спасаемся. Но если мы можем использовать все эти имена, тогда почему не можем использовать имя отца Иисуса? Чем оно хуже других? В конце концов, неважные слова не пишут на лбах.

Читайте также:
Тетраграмматон в Новом Завете
Да не слышится оно из уст твоих
Имя Бога в русской культуре

Комментарии

  1. ***В конце концов, сторонники этого аргумента должны быть последовательны: если из-за Деян. 4:12 мы не должны использовать имя Иегова, тогда мы не должны использовать никакое другое имя в Библии, будь то Моисей, Ной или Лазарь.***
    Антон, а Вам не кажется, что Вы в своей священной неприязни к оппонентам слишком уж перегибаете палку? По факту вы пользуетесь ровно той же логикой, что и укоряющие вас в неиспользовании икон православные - мол, если нельзя делать изображения, как повелел Бог, то откажитесь от картин, фотографий и прочее, и прочее.

    Никто из Ваших оппонентов не утверждает, что Имя Отца использовать нельзя. (Во всяком случае, я такого не читал, если нетрудно, укажите, кто и где так заявляет.) Но я читал немало мыслей такого плана: к Отцу невозможно обращаться "через голову" Сына. И в контекст слов Господа в Иоанна 14:6 это вполне укладывается.

    Кроме того, Христос в Писании назван ХОДАТАЕМ, то есть Заступником, особенно, если мы согрешаем перед Богом. Согласитесь, если Вы в реальной жизни желаете, чтобы кто-то за Вас заступился перед кем-то, то Вы прежде всего обратитесь именно к ЗАСТУПНИКУ. Было бы нелепо, если бы Вы, например, написали обращение в суд, указав, чтобы судья вынес решение в Вашу пользу во имя Вашего адвоката: ведь для того, чтобы пользоваться услугами адвоката, Вам надо обратиться именно к АДВОКАТУ, а не к судье.

    Или моя логика хромает?

    Надеюсь на понимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почти все наши оппоненты не любят имя Бога, не используют его и ассоциируют исключительно с нами, вредными сектантами. Исключения встречаются очень редко. Буквально недавно в католической церкви, например, было прямо запрещено использовать его в богослужении. Однажды редактор одного пятидесятнического сайта согласился опубликовать мою статью только при условии, что я уберу из нее все имена Бога. Во многих переводах Библии имя Бога не встречается ни разу. Такие примеры можно приводить до бесконечности. Вы наверняка знаете их сами.
      Ваша логика хромает. Иисус заступник, а не слушатель молитв. Мы нигде не читаем, что раз Иисус заступник, то ему нужно молиться.

      Удалить
    2. По поводу имени Бога Вы не забывайте, пожалуйста, что имеете дело с тринитариями, которые почитают Христа как Иегову.

      Удалить
    3. Что противоречит учению о Троице. Это учение гласит, что Христос - это одна личность, а Иегова - другая. Обычно я исхожу из того, что мой гипотетический собеседник об этом знает.

      Удалить
    4. Учение о Троице разделяет Отца и Сына, однако полагает, что у них Одна Сущность, суть которой и выражается в Тетраграмматоне. Впрочем, здесь это оффтоп, если что, извиняюсь.

      Удалить
    5. То есть тетраграмматон относится не к личности, а к сущности? Это интересная мысль, но я не встречал ее в православных догматах.

      Удалить
    6. Я встречался с подобными размышлениями в очерках "Неименумое Имя" православного богослова Юрия Вестеля. Кроме того, похожие рассуждения есть в книге "Тетраграмматон" гебраиста Игоря Тантлевского, переводившего кумранские рукописи.

      Удалить
    7. Здорово, одно имя у двух разных личностей.

      Удалить
    8. Антон Чивчалов 24.09.2012, 17:03:00
      "Почти все наши оппоненты не любят имя Бога...Однажды редактор одного пятидесятнического сайта согласился опубликовать мою статью только при условии, что я уберу из нее все имена Бога"

      -верно подмечено.ю Я это называю иегофобией.
      Я бы добавил что иегофобы даже если произносят имя для обсуждения ненужности произнесения то произносят иЕгова - ударение на второй слог. Даже правильно произнести не хотят так шипят ненавистью.

      Животная ненависть проявляется так же к журналу СИ. Был свидетелем такой сцены.

      Один баптист взял один си-шный журнал у одной СИ чтобы что-то там опровергнуть. Так он так измял журнал, скатал его в такую тонкую плотную трубку что журнал превратился в рулон мятой туалетной бумаги.

      Та женщина просила его не портить журнал, он извинялся, прекращал мять на короткое время, а потом опять автоматически начинал его мучать. Сворачивал вдоль, разворачивал, потом поперек сворачивал-разворачивал.

      А потом достал из своей сумки еще несколько жутко замучанных журналов в которых он раньше понаходил какие-то неправильности.

      А вся остальная баптисткая литература и Библия были в обычном нормальном состоянии.

      Удалить
    9. С тем что одно имя у обоих даже я согласен. Хотя не уверен на все 100.

      Когда в ВЗ являлся ангел, который, как я понимаю, Михаил, то его называли Иеговой и говорится о нем как о Иегове.

      И вообще по-моему все явления Иеговы на самом деле проявлялись в виде явления ангела. Он же "Ангел лица". Ибо "имя Мое в нем". "Славнейшее унаследовал имя" - все это о нем же.

      Даже за занавеской в скинии с Моисеем разговаривал этот ангел, а не сам Бог напрямую.

      Удалить
    10. Ну да, просто как посредник, говорящий от имени Бога. Ангелы часто это делали. Но утверждать, что у каждого ангела имя Иегова - это жуткая богословская инновация.

      Удалить
    11. Антон, Имя, особенно в то время, означало не набор букв, или отличающим одну личность от другой(а тем более, Бог один от кого его отличать?), имя Иегова не просто 6 букв, это большое определение того, что Он из себя представляет,кем он является и т д, если для вас имя Бога это только название...? почитайте по внимательнее еврейские писания(ветхий завет) и посмотрите какими еще именами именуется Бог.....там не названия там определения.....

      Удалить
    12. В том-то и дело, что слова типа "господин", "отец" и даже "бог" - это определения, или эпитеты. Еще более точно - имена нарицательные. Их можно употребить по отношению к любой личности в зависимости от контекста. А имя собственное тем и отличается, что относится только к одной-единственной личности, позволяет однозначно указать на эту личность вне зависимости от контекста. Это изучается, кажется, классе в пятом общеобразовательной школы. У того Бога, которому поклонялись древние евреи и ранние христиане, может быть бесконечное число эпитетов, но личное имя только одно. В Библии вы не найдете фразу "имена Бога" во множественном числе, но всегда только "имя Бога". Только одно имя было запрещено употреблять всуе в Десяти заповедях, а не несколько. Только одно имя евреи позже вообще перестали произносить, а не несколько. Теория о разных именах Бога очень молодая по историческим меркам, ее придумали христианские теологи совсем недавно.

      Удалить
    13. г-ну Анонимному, который писал : "... имя Иегова не просто 6 букв, это большое определение того, что..."

      ?? Откуда Вы взяли ШЕСТЬ букв? Что ли из русско-адаптированного слова "Иегова"? Почитайте хотя бы Антона. Даже Антон правильно говорит, что это не имя в обычном понимании, а ТЕТРАГРАММА, т.е. аббревиатура из 4-х заглавных букв еврейского языка, обозначавших у евреев ЭПИТЕТЫ, относящиеся к нашему Богу. Так что, скорее, не 6 букв("Иегова"), а 4 ("IHVH"יהוה) буквы!
      Из которых в последние 2000 лет богословы пытались, вставляя для удобства гласные, сконструировать УДОБОПРОИЗНОСИМЫЕ имена. Ягвэ, Яхве, Иегова(Jehova) и т.д.
      Ссылочка прям на вскидку - www.eleven.co.il/article/14096 (-электронная еврейская энциклопедия)
      Это не мы,православные мракобесы, выдумали. Это сами евреи пишуть. Справедливости ради скажу, что я,православный, с абсолютным трепетом отношусь к имени Иегова(Сущий,Тот Который есть), а так же к имени Саваоф (Цеваот-Господь воинств), а еще нашего Бога есть имя Чудный.

      Антон, я в чем-то ошибся?
      //Василий

      Удалить
    14. Разве что в том, что тетраграмматон - это эпитет. Это не эпитет, а имя собственное. Для примера: "инженер" - эпитет, "Иван Петрович" - имя собственное.

      Удалить
    15. Антон, а фамилия - это имя собственное или эпитет?

      Удалить
    16. Василий! Спасибо что вы хоть имя свое назвали. Легче вас отличать от других анонимов.

      Ради всех святых, объясните зачем вы дали ссылку на еврейскую энциклопедию?

      www.eleven.co.il/article/14096

      Где там говорится о том что "Иегова" - эпитет? Или что вы хотели в этой ссылке показать?

      Удалить
    17. Антон! Разве кроме эпитета Василий больше ни в чем не ошибся?

      Василий! Как вы умудрились приравнять имя Иегова и Саваоф?
      Это все равно что космонавтов приравнять с филателистами.

      Саваоф - это клинически бредовая искусственная подделка. Это даже не эпитет а приставка к имени. Иегова Воинств. Саваоф всегда идет после Иегова в связке.

      Петр Первый. Первый - это не то же что петр. Это приставка. А Петр - имя.

      Саваоф - это не переведенное на русский имя нарицательное. А Иегова - наоборот не переводимое ни на какой язык имя собственное, которое иегофобы наоборот перевели как "Госопод".

      Удалить
    18. Все части имени являются именами собственными. Хотя конечно, они могут совпадать с некоторыми именами нарицательными, что особенно часто бывает в некоторых языках (например английском). Но это уже совсем другой вопрос.

      Удалить
    19. Антон! Если Саваоф часть имени то Первый тоже у Петра первого часть имени. Но при переводе на другие языки Петр не переводится а Первый переводится. Но уж тем более никакой обкуренной сивой кобыле не придет в голову только "Первый" - использовать как имя Петра Первого.

      Удалить
    20. "Саваоф" не часть имени. Это, как вы правильно сказали, обычное существительное "воинства".

      Удалить
    21. г-ну Анонимному 19:05 - конечно по русски ИЕГОВА 6 букв(или я не прав? Антон?) в идеале 4(тетраграмма) еврейских буквы, точного произношения никто не знает до сих пор,не нужно к этому придираться, я в комментарии имел ввиду другое, что это имя не просто набор букв(хот 4, 6 или 10) , Иегова РАСКРЫВАЕТ себя в этом имени......

      Удалить
  2. Пример с бухгалтером, кстати, не вполне корректен, Антон. Бухгалтер - это не винтик в системе управления предприятием. И если Вы, например, желаете решить финансовый вопрос, то обращаться будете прежде всего к БУХГАЛТЕРУ, а не к директору напрямую. Более того, если Вы попробуете, что называется, нарушать субординацию, директор вас в лучшем случае отправит к бухгалтеру же, а то и просто выставит за дверь кабинета, дабы Вы поразмыслили над корпоративным регламентом предприятия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не существует 100-процентно точных аналогий, в любой аналогии есть нюансы, не полностью подходящие к иллюстрируемой мысли. Главное понять общую мысль, а не придираться к деталям.

      Удалить
  3. О, этот вечный аргумент о том что Бог так занят, у него так много дел, что он не может сам слушать наши молитвы, и назначает заместителей. Да разве так трудно понять, что он Всемогущий! Друзья, наш Бог - Всемогущий, Всеведущий и т.д.! Он не директор в кабинете с заместителем и секретаршей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Однако же Он, Всемогущий, использовал в качестве посредника между Собой и Аароном Моисея, а Аарона - в качестве посредника между Моисеем и народом, а также Моисеем и фараоном! К чему все эти посредники, если Он фактически не нуждается в них?

      Удалить
    2. Конечно, он часто использует посредников и разных исполнителей, хотя бы ангелов. Но мы нигде не читаем о том, что он кому-то поручает функцию слушания молитвы.

      Удалить
    3. "Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю"(Иоанна 14:14, в переводе Кассиана и буквальном переводе Одинцова)

      Удалить
    4. Теперь посмотрите оригинальный текст, даже не обязательно Весткота-Хорта, можно и Стронга. Там нет слова "меня".

      Удалить
    5. Если мне не изменяет память, то даже у Весткотта-Хорта греческое местоимение me присутствует, хотя и взято в скобки. Видимо, часть рукописей все-таки использует это слово.

      Ну и наконец есть ряд других мест в НЗ, в которых говорится о молитвенных обращениях к вознесенному на небеса Сыну со стороны Его учеников (1 Иоанна 5:13-15; Деяния 1:24; 2 Кор. 12:8, 9; и т.д.).

      Удалить
    6. Зачем полагаться на память, посмотрите, например в программе "Цитата из Библии". Даже Синодальный перевод признает, что там нет "меня". Ни в одном из трех приведенных вами мест не говорится, что молились именно Иисусу. На самом деле в НЗ есть только одно место, похожее на молитву Иисусу - Деян. 1:59. Но это была нестандартная ситуация, потому что Стефан лично видел Христа. Соответственно, он прямо обращался к тому, кого видел. Это не была типичная молитва.

      Удалить
    7. Это правда, текст Весткотта-Хорта добавляет слово в скобках, как возможное , но сомнительное. Кодекс Безы, Александрийский кодекс и Итала (старая латинская Библия) не содержат местоимение "меня". Также это находится в согласии с Иоан. 15:16 and 16:23.

      P66, Синайский, Ватиканский и Вашингтонский кодексы, Вульгата, Пешитта и Филоксенова-Гераклейская сирийские версии содержат местоимение.

      Удалить
    8. Да он Всемогущий и все может сделать сам. Но он из любви к людям позволяет им быть Его глашатаями, что весьма почетно!
      Обратите внимание:

      "Как только он приблизился к спуску с Масличной горы, всё множество учеников стало радоваться и громко восхвалять Бога за все могущественные дела, которые они видели, 38 говоря: «Благословен Тот, кто идёт как Царь во имя Иеговы! Мир на небе и слава тому, кто в вышине!» 39 Однако некоторые фарисеи из толпы сказали ему: «Учитель, усмири своих учеников». 40 Но он сказал в ответ: «Говорю вам: если они умолкнут, то камни закричат»." (Луки 19:37-40)

      Иегова мог обойтись и без людей, он мог "вырулить" ситуацию как угодно - даже камни бы закричали. Но он таким образом оказывает честь людям, позволяя им исполнять его повеления.

      Удалить
    9. HTensai, превосходно, так что же мешает из той же любви сделать Христа настоящим, а не формальным Заступником за людей? Чтобы они обращались к Нему с просьбой заступиться за них перед Богом?

      Разве не обращались, к примеру, древние евреи к священнику, чтобы тот молился за них в храме? Обычный первосвященник молился пред Богом за весь народ, то есть служил заступником. А чем хуже Христос?

      Удалить
    10. Он ничем не хуже. Просто в Библии не написано, что нужно молиться Христу. Может быть, еще проще молиться местному батюшке или соседке тете Клаве, но правильно ли это с точки зрения Библии? Вот главный и единственный вопрос.

      Удалить
    11. Антон, в Писании описаны случаи, когда согрешивший просит и умоляет служителей Бога помолиться за него, чтобы Бог грешника помиловал (например, колдун Симон, который хотел купить Святой Дух за деньги, просил апостолов об этом). Да и сами апостолы учили молиться друг за друга, разве нет?

      Если, например, Ваш брат по вере попросит Вас помолиться лично за него — Вы же не расцените это как посягательство на "Божье"? Почему же нельзя просить Христа о заступничестве?

      Удалить
    12. То есть, для вас молитва Богу и разговор с другим человеком одно и то же. Если можно разговаривать с другими людьми, то и молиться можно кому угодно? Удивительная логика.

      Удалить
  4. Юра יהוה הוא אלוהים24 сент. 2012 г., 18:31:00

    3:14,15 Hebrew

    וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים אֶל־מֹשֶׁה אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה וַיֹּאמֶר כֹּה תֹאמַר לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל אֶהְיֶה שְׁלָחַנִי אֲלֵיכֶםוַיֹּאמֶר עֹוד אֱלֹהִים אֶל־מֹשֶׁה כֹּה־תֹאמַר אֶל־בְּנֵי יִשְׂרָאֵל יְהוָה אֱלֹהֵי אֲבֹתֵיכֶם אֱלֹהֵי אַבְרָהָם אֱלֹהֵי יִצְחָק וֵאלֹהֵי יַעֲקֹב שְׁלָחַנִי אֲלֵיכֶם זֶה־שְּׁמִי לְעֹלָם וְזֶה זִכְרִי לְדֹר דֹּר
    _________________________________

    Исх 3:14 Бог сказал Моисею: Я есмь Тот, Который есмь; и сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.

    15 Еще сказал Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Иегова, Бог отцев ваших, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковлев послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и вот именование Мое из рода в род.
    __________________________________
    http://ru.wikisource.org/wiki/Библия_(Макарий)/Исход#.D0.93.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_3
    ___________________________
    Хоть честно перевел православный Макарий.

    Сущий( Я буду) - אֶהְיֶה


    Иегова - יְהוָה

    _______________________
    И явно, что имя которое на веки, это не смена его на обыкновенное человеческое.

    Мал.3:6
    Ибо Я - Иегова, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.
    ___________________
    Иак.1:17
    Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
    ______________________
    Так как Бог и Отец - Иегова просто неизменен в Своих словах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не изменяюсь, это не об имени речь идет. а об обещаниях Бога.

      Удалить
    2. А сам Бог изменяется. Например, делится на три части.

      Удалить
    3. А Он всегда был из Трех.

      Быт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему..... бог ясно говорит во множественном числе.

      Удалить
    4. Где здесь написано, что одна часть Бога обращается к другой части? Здесь всего лишь написано, что Бог обращается к кому-то и по всем правилам грамматики использует множественное число. Заглавную букву дописали уже находчивые синодальные переводчики.

      Удалить
    5. А что Юра хотел сказать? Объясните. Кому он отвечает то?

      Удалить
    6. Юра יהוה הוא אלוהים25 сент. 2012 г., 8:40:00

      Юра написал, что имя - которое на веки, это не смена его на имя человеческое Иисус.

      Удалить
    7. Юра יהוה הוא אלוהים25 сент. 2012 г., 9:08:00

      Учил ли апостол Петр, что имя Христа заменяет имя Иеговы?
      ____________________________
      Лев, Юра отвечает по теме, а не кому-то и что имя которое на ВЕКИ, это не смена его на имя человеческое.

      Удалить
  5. Слава Иегове Богу, что Он помогает автору статьи так хорошо рассуждать и излагать мысли. 5+

    ОтветитьУдалить
  6. Да... у меня бабушка таки-уперлась в этот стих... и библию читает и имя Иеговы признает, но вот уперлась в Иисуса и дальше никак! Он для нее стал выше Иеговы! На пути к Богу уперлась в его посредника. Это как если бы на пути к дому остановиться у моста через реку, ведущую к этому дому и утверждать, что мост - это уже дом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так и имя Иисус или Иеговашуа - теофорное, то есть содержащее укороченную тетраграмму. Это даже Православные признают - http://www.beebible.narod.ru/imya-iisusa.html

      Удалить
  7. Исх.3:14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
    _______
    Вот говорит Иегова. Я емсь - Сущий( Иегова).

    Иоан.8:58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я - Я есмь.
    _______
    Иоан.8:25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
    _______
    Это же говорит и ИИсус, - Я есмь - Сущий (Иегова).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, если читать Синодальный завет, то троицы там нет разве что в предисловии. История с "сущим" - это вообще анекдот. Я подробнее писал об этом здесь.

      Удалить
    2. Действительно, огромная польза от Антонова блога. Этот Аноним действительно мог бы никогда и не узнать таких простых вещей. Именно простых.

      Удалить
    3. Тьфу, написал Синодальный завет. Перевод :(

      Удалить
  8. Спасибо Антон. Понравились твои рассуждения об имени Бога и роли Иисуса. Доходчиво.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Солидарна с Димой,спасибо Антон,очень толково рассуждаешь не только об имени Бога,об Иисусе,вообще любую тему,касающуюся Библии,умничка очень нужная и своевременная информация.

      Удалить
  9. Много я книг прочитал. Встречались и такие, где персонажи называли себя то одним именем то другим. Часть из этих персонажей-бандиты, другая-шпионы, остальные-подпольщики. Читая Священное Писание(причём в нескольких переводах, а првая библейская инциклопедия мной прочитанная-это"Полная популярная Библейская энциклопедiя, въ 4-хъ выпускахъ. Москва. 1891 г." репринтное издание1991г.)ни где не встретил сообщений, где Иисус выдаёт себя за когото другого. Вы ведь здравомыслящие люди. Для чего Творцу, САМОЙ МОГУЩЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ во всей вселенной скрывать себя под чужими личными данными. Это в сказках, добрый король(халиф, царь и т.д., в общем правитель) переодевается простолюдином и идёт в народ с личной инспекцией(ведь его сановники и ревизоры ему врут). Жизнь не сказка. Мне простому человеку важно понять зачем Иегове выдавать СЕБЯ за Иисуса или указывая на Иисуса говорить "это Я". Тринитарии напускают туману, и пытаются доказать , что Иегове есть что от меня скрывать. В Библии наоборот говорится, что любящий Творец СЕБЯ открывает. А они заладили"ТАЙНАТАЙНАТАЙНАТАЙНА".Виталий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виталий, не сочтите за наезд, но потрудитесь выражать свои мысли более оформленно.

      У Свидетелей Иеговы тоже есть "тайна", которая "велика есть", однако они свято веруют в нее, несмотря на то, что практически все остальные люди (не-СИ) придерживаются обратного мнения.

      Удалить
    2. Виталий не об этом хотел сказать. Свидетели Иеговы отличаются тем, что любое положение веры они базируют на определенной библейской аргументации, системе доказательств (правильная она или нет - вопрос другой). Они не предлагают просто принять что-то на веру и не стараться понять, потому что это выше нашего понимания и понять невозможно, как в православии в некоторых учениях.

      Удалить
    3. Ну так и православные поступают ровно так же, учение о Троице они основывают на Библии, присовокупляя к ней толкование своих религиозных лидеров. Точно так же, как и СИ присовокупляют толкование своих лидеров. Ничего странного, все религии так устроены.

      Удалить
    4. Да уж, вы совершили переворот в религиоведении :) Но если серьезно, толкование толкованию рознь. Можно толковать Библию так: "Этот стих нужно понимать так, потому что такой-то стих говорит эдак, а контекст требует того-то и того-то, следовательно, мы получаем то-то и то-то". А можно толковать Библию так: "Этот стих нужно толковать так, потому что этому учит Церковь, Священное Предание и Святые Отцы, и вообще это тайна, и если вы хотите понять ее своим умишком, то вы еретик". Чувствуете разницу?

      Удалить
  10. Cпасибо Антон за статью,всё очень ясно и логично,удачи тебе и благославений от Иеговы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный4 дек. 2012 г., 1:26:00

      Спасибо Виталий и за ваши здравые рассуждения, очень приятно следить за ходом ваших рассуждений... успехов и вам
      Арсен Петросян.

      Удалить
  11. Антон, именно первым предложенным Вами методом и пользуется православная Церковь. И если и говорит, что "так учит Церковь", то лишь только потому, что так учили апостолы (подтверждение тому находим в Писании), их ученики, ученики их учеников и так до сегодняшнего дня - это основная аргументация "Так учит Церковь" по крайней мере Церкви православной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В каких-то моментах да, но не во всех. В отношении Троицы прямо признается, что это тайна, парадокс, понять ее нельзя, нужно просто принять на веру и все.

      Удалить
  12. Троица и Неведомый Бог, которому стоял в Афинах жертвенник одно и то же лицо. Так как оба ТАЙНА.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и выходит что святой апостол Павел проповедовал Троицу, ибо не подвластно простому человеческому разуму, ввиду свойственной ему греховности, кроме разума апостольского, просвещенного, понимание сей истины :)

      Удалить
  13. К вопросу о троице и несотворенности Иисуса . Тут уже много было доводов и в коментах и в статье , но читая Библию нашел еще . Откровение 3:12-14 "Я напишу на нем Имя Моего Бога и имя города Моего Бога - нового Иерусалима , который исходит с неба от Моего Бога, и мое новое Имя...... Вот что говорит Тот , чье Имя Аминь , Свидетель Верный и Истинный , НАЧАТОК ТВОРЕНИЯ БОЖЬЕГО".... Как говорится имеющий уши услышит !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роман, Там стоит слово архе с артиклем. Его нужно переводить как Начальник творения божьего. Чувствуете разницу??? Начало, источник, причина творения божьего. Вы привели еще одно место писания, где прямо говорится о Божестве Господа нашего Иисуса Христа.

      Удалить
    2. Словарь показывает, что это слово означает "начало, основание, происхождение". Артикль вряд ли меняет это значение столь круто, как вы предлагаете. Прямое и естественное прочтение - "начало творения", любой другой вариант будет сильно богословски ангажирован.

      Удалить
    3. Напомню вам что этот архи с артиклем перевели не как начальник и не как источник а как НАЧАЛО не Антоны Чивчаловы а великие православные тринитарии!

      Удалить
  14. Анонимный4 дек. 2012 г., 1:37:00

    Антон,меня зовут Арсен Петросян.Я являюсь Свидетелем Иеговы.Хочу сказать,что я с интересом и большим удовольствием проследил за ходом этой переписки.Я очень укрепился в вере.Благодарен Иегове за то,что нашёл твой "Библейский Уголок".Спасибо и тебе за твои усилия.Благословений Иеговы тебе.

    ОтветитьУдалить
  15. ....в то время как ты простираешь свою руку, чтобы исцелить, и именем твоего святого служителя Иисуса совершаются знамения и предзнаменования.(Деяния 4:30)
    ********************
    Какие очевидные и ясные слова для тех кто не понимает Деяния 4:12.
    Именем Иисуса служителя совершаются дела , а не именем Иисуса Бога.
    Если Петр хотел показать в Деяния 4:12 подчеркнув имя Иисуса как Бога , то выглядит странно как он обратился в молитве(Деяния 4:30) и подчеркнул Иисуса как служителя.
    Если кто то хочет сказать , что в 4:12 не задавалось целью прояснить Бог Иисус или нет,то это в полне нормально. Но если спросить таких людей; можно ли назвать это имя (в 4:12) тем самым именем истинного Бога? Если да, то не понятно почему в 4:30 это имя оказалось служителем Бога.

    ОтветитьУдалить
  16. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1: 11–12).
    /Михаил/

    ОтветитьУдалить
  17. Анонимный5 мая 2015 г., 2:40:00

    НАЗЫВАЛ ЛИ ПАВЕЛ ИИСУСА СВЯЩЕННЫМ ИМЕНЕМ БОГА "ЯХВЕ (יהוה)"?

    Давайте посмотрим, как на наш вопрос ответит Павел.

    9 За это Бог вознес Его над всеми и имя даровал превыше всех имен,
    10 чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось — на небе, на земле и в преисподней —
    11 и всяк язык провозгласил, что Иисус Христос — Господь, во славу Бога Отца.

    (К Филиппийцам 2:9-11)

    Не случайно Павел в этих стихах использует три ключевых слова.

    1. ὄνομα - ИМЯ.

    2. γόνυ - КОЛЕНО.

    3. γλῶσσα - ЯЗЫК.

    Что этими словами хочет показать Павел? Этими словами он ясно отсылает читателей к книге пророка Исаии.

    22 Ко Мне обратитесь, все концы земли, и будете спасены! Я — Бог, и другого нет.
    23 Я поклялся Собой, уста Мои изрекли правдивое слово — оно непреложно: предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык даст клятву Мне!

    (Исаия 45:22-23)

    Здесь ясно видны только два слова.

    1. בֶּרֶךְ - КОЛЕНО.

    2. לָשׁוֹן - ЯЗЫК.

    Третьего слова "ИМЯ" вы не увидите у Исаии, но оно спрятано под иными словами: "всякий язык даст клятву Мне!", в ТаНаХе клясться Богом или Богу принято такой формулой: "חַי־יְהוָ֗ה (жив Яхве)", как видите, здесь прямо используется священное имя Бога, именно об этом имени и говорит Павел, относя его к Иисусу.

    Еще хотелось бы рассмотреть иной отрывок из стихов Павла, а именно:

    "Бог вознес Его над всеми и имя даровал превыше всех имен".

    Все-таки возможно (не обязательно) Павел этими словами ссылается на Псалмы.

    13 Имя Его превыше всего, слава Его на земле и на небе.

    (Псалтирь 148:13)

    Как мы видим, Павел называл Иисуса священным именем Бога, это просто факт, подтвержденный и Павлом, и наукой (библеистикой).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Где же в ваших стихах Павел назвал Иисуса именем Яхве? Я так и не увидел. Или вы хотите что-то доказать, просто найдя похожие слова в двух стихах? Иисус является Яхве только потому, что вы нашли в двух местах Библии слово «колено»? Конечно, перед Богом преклоняют колени, но и перед царями – тоже. Это просто знак почтения. Или потому, что евреи говорили «жив Яхве»? Хорошо, но причем здесь Иисус? Почему Павел ссылается на Псалмы, и почему именно на данный псалом? Даже вы признали, что это «не обязательно». Вы знаете, вы просто в очередной раз показали, до какой нелепости и комичности можно дойти, когда очень хочется что-то доказать, но не получается.

      Удалить
  18. Вы приводите места Писания, в которых апостолы проповедуют Христа. Это Библейская истина.
    Но вывод совершенно противоположный прочитанному:
    Христос только путь к Отцу (Ин. 14:6)
    А остальные стихи этой главы вы игнорируете! Что обещает Христос ученикам?
    " И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я."
    Христос на небе встретит христиан и мы будем с Ним. Он наша цель! Более того он назван женихом, а церковь - невестой.
    По вашей логике жених для невесты это только доступ к его отцу (свёкру).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не очень понял, что вы хотите сказать этим комментарием. Что Иисус – это путь к Иисусу? Извините, если Иисус – это путь, то этот путь не может быть к нему самому, потому что нельзя быть и путем, и целью пути одновременно, это нелогично. Дорога не является целью дороги, дорога всегда ведет к чему-то. Если Иисус здесь называет себя путем, то цель этого пути – что-то другое. Это, допустим, Бог, Царство небесное или вечная жизнь. Что касается взятия учеников на небо, то никто это не оспаривает. Конечно же, Христос придет и возьмет учеников к Себе, чтобы они были с ним. Это ясная библейская истина. Только обратите внимание, что Иисус не говорит, что он возьмет к себе абсолютно всех своих учеников.

      Удалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

«Перевод нового мира» плохой, потому что…

Памятка по Матильде

Однажды в Америке

Поразительное дело

Северная Корея, Узбекистан, Сомали, Ливия, Марокко, Мальдивы, Россия

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *