Говоря о святом духе, мы часто забываем очень простую вещь: у евреев, которые использовали это слово задолго до начала христианской эры, не было отдельного богословского термина «дух», как в русском языке. Еврейское слово «руах» означает просто дыхание или дуновение воздуха. Это то, что выходит изо рта человека при выдохе. Это же слово может обозначать ветер. Слово «дух» в русском языке появилось искусственно, теоретически его можно вообще не говорить и не использовать при переводе Библии, заменив на привычное «дыхание».
Дыхание/дух логичным образом символизирует жизнь, потому что когда человек умирает, он перестает дышать. Это один из основных случаев употребления этого слова в Библии:
Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни (Быт. 6:17).
Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло (Бытие 7:22).
Но возникает вопрос: почему слово дыхание/дух употребляется к
Богу? Ведь ясно, что у него нет буквального рта и легких и он не дышит воздухом. Дело в том, что на страницах Библии Бог подвергается антропоморфизму. Этот литературный прием определяется в словаре Ефремовой Т.Ф. так:
Антропоморфизм: перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы, мифические существа; олицетворение.
Другими словами, в Библии мы читаем, что у Бога есть то, что мы привыкли видеть у человека. Так нам проще понимать:
Очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло (1 Петра 3:12).
Горы таяли от лица Господа, и даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева (Судьи 5:5).
Умилостиви лицо Господа Бога твоего и помолись обо мне, чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. И умилостивил человек Божий лицо Господа, и рука царя поворотилась к нему и стала, как прежде (3 Царств 13:6).
И помолился Иохаз лицу Господню, и услышал его Господь (4 Царств 13:4).
Я прославлю подножие ног Моих (Исаия 60:13).
Ты дунул дыханием/духом твоим, и покрыло их море (Исход 15:10).
Десница (правая рука) Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага (Исход 15:6).
У Бога есть и подручные средства:
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня (Псалом 22:4).
Как видим, некоторые «части тела» и «подручные средства» Бога действуют независимо от него, как исполнители его воли. Его десница сражает врагов, его жезл и посох успокаивают праведных, его лицо обладает такой мощью, что от него тают горы. Лицо Бога надо умилостивить и даже молиться ему. Все это напоминает известный стих про «утешителя» из Иоанна 14:16, 17.
Кому нужно доказывать, что у Бога нет буквального лица, глаз, ушей, рук, ног, дыхания, жезла и посоха и это лишь образные выражения? Кто этого не понимает? Если жезл и посох Бога могут быть успокоителями, то почему его дыхание не может быть утешителем? Все это – литературные обороты, делающие библейский язык более емким и красочным, а Бога – более близким и понятным читателю. Вряд ли кому-то надо объяснять, что, скажем, Божья правая рука или его жезл – это не отдельные лица, единосущные ему по природе. Но в случае дыхания это почему-то порой приходится объяснять. Воистину загадочна психология читателей Библии.
Спасибо Антон за интересные мысли найденные в Исход 15:6 и Псалом 22:4.Они очень убедительные!
ОтветитьУдалитьПочему к духу Бога такое отношение?... Возможно потому, что в Библии бух Бога являлся людям в виде голубя (живого существа).
ОтветитьУдалитьТак ведь оно живое, но не разумное. Святой дух нигде в Библии не предстает в виде разумного существа, как ангелы. Это само по себе очень важно. Тут все проще. В определенный момент очень нужно было внедрить в христианство триадологию Платона. С первым и вторым лицом проблем не возникло, а на третье были разные кандидаты: Божий дух, Божья мудрость, даже Мария. В итоге остановились на духе.
ОтветитьУдалитьКак понять выражение "Бог есть Дух"? Иоана 4:24
УдалитьТак, что Бог – духовное существо, а не плотское, видимое.
УдалитьПолучается если переводить буквально то Бог есть дыхание или дуновение воздуха?
УдалитьДа, дыхание или ветер. Ведь это метафора, поэтический оборот. В другом месте сказано, что Бог есть любовь (1 Иоан. 4:8). Библейский язык бывает возвышенным. Какие есть альтернативные толкования? Троица? Извините, это еще менее убедительно.
УдалитьИзвини, Антон, но ты здорово упростил... В отношении святого духа в Писании часто используется прием олицетворения. К примеру говорится, что святой дух "учит", "говорит", "свидетельствует", "слышит", "запрещает". Святому духу можно солгать, как в случае с Ананией и Сапфирой. Все это в некоторой степени вводит в заблуждение читателя, особенно, когда ему предварительно сообщили, что святой дух это лицо Троицы наравне с Богом Отцом и Иисусом Христом. Так что по мне все это не так просто.
ОтветитьУдалитьДесница Бога тоже сразила врага, а посох Бога успокаивает Давида. Духу Бога можно солгать? А деснице Бога можно противиться (Пс. 16:7). При желании можно найти много других примеров персонификации. Но никто почему-то не считает их ипостасями троицы. Поэтому все гораздо проще, чем мы привыкли думать. Вы правильно отметили, что читатель в это верит только потому, что ему это заранее сказали. Если бы ему это не сказали, он никогда не пришел бы к этому выводу сам.
ОтветитьУдалитьИсх.15:6 Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага
УдалитьПс.20:9 Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя.
Пс.44:5 и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
Пс.117:15 Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!
Пс.136:5 Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя;
-Десница может помнить!
Пс.137:7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.
-Десница может спасать!
Ис.48:13 Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе.
- Десница - Творец!
...верно,Антон.мне нравится,как ты рассматриваешь такие вещи с учетом истории древнего Израиля и времени написания Библии,что часто упускается из виду(в частности мной) и обедняет понятия.спасибо за твои статьи-они хорошее подспорье...и действительно святой дух нигде не предстает в виде разумного существа...отличный аргумент...
ОтветитьУдалитьСпосибо Антон,очен просто и понятно обьяснил
ОтветитьУдалить"Поэтому Божья мудрость и сказала: „Пошлю к ним пророков и апостолов. Некоторых из них убьют, а некоторых будут преследовать"...(Луки 11:49), Мудрость, конечно же, не личность.
ОтветитьУдалитьМне кажется самая большая нелепость, что нужно доказывать что нет Троицы, а не наоборот. Кто давным давно на сомнительном сборе это постулировал - и всё. Хорошо я если бы было пять или семь все 144 тысячи.
ОтветитьУдалитьВедь люди никогда не смогут до конца понять природу Бога. В таком случае логично держаться строго того что он сам открыл о себе. Гораздо хуже приписать Богу что-то ему чуждое, чем быть в неведении относительно чего-то присущего Богу.
Тем более, троица искажает всё что Бог описывает от себе. Десница - а которая? Отворачивает лицо - только одно? Отдал в жертву сына - кого-кого?
Какая логика в искушениях Сатаны в пустыне? Кого бы искушал Иисус, если бы бросился с храма? Что доказал Иисус своей жизнью? Что одна ипостась может быть верна другой ипостаси когда поддерживает третья ипостась. Ну так и я верен себе!
Это не психология читателей загадочна, это враг хитер и коварен...
ОтветитьУдалить> Говоря о святом духе, мы часто забываем очень простую вещь
ОтветитьУдалитьЯ ничего часто не забываю. Некрасиво говорить за других, Антон.
Я не имел вас в виду. Слово "мы" в публицистике имеет широкое значение.
ОтветитьУдалить10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
ОтветитьУдалить(Лук.12:10)
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
(Мар.3:29)
Что это означает - хулить "дыхание"? И сразу в вечное осуждение?
А что означает хулить "имя Бога и жилище Бога" (Откр. 13:6)? Видимо, то же самое – хулить самого Бога.
ОтветитьУдалитьантон но ведь к примеру деяние 13 где Дух Святой сказал отделите Мне варнаву И.Т.Д. ведь апостолы сделали те дейсствия и именно так как сказал Дух Святой ведь если бы Дух Святой не говорил анибы инепошли антон вы можете мне показать к примеру где смерть или грех говорит камуто чтото и он пошол бы и сделал так как сказала ему смерть или грех и.т.д. ну вобшем ДЕЙСТВИЕ?
ОтветитьУдалитьПожалуйста: Пс. 48:15 и Рим. 7:17, 20. В Иов 28:22 смерть вообще разговаривает. В Ис. 28:15 со смертью заключают союз. В Быт. 4:10 кровь Авеля "вопиет от земли". Только я не вижу, причем здесь смерть и грех, мы же говорим о Боге. А дух, или лицо, или рука, или посох, или жезл Бога могут действовать независимо от него, как символы, образы его присутствия, влияния, мощи и т.д. Неужели не ясно, что это просто художественные образы?
ОтветитьУдалитьАнтон вы превели "художэственные обраы или симваличесские" это я знаю изнал.Антон меня интересует са савсем другое? мне нужно конкретый стих где на пример смерть или преисподня неважно говорили камуто или посылали на дело как Дух Свтой варнаву ведь я превёл пример и буквальный где варнава паступил так как сказал Д.С. я прошу Антон приведите мне такой жэ пример буквалыедействие?
ОтветитьУдалитьПеречитайте еще раз стихи, которые я привел в статье. Не только дух, но и другие "части тела" Бога действуют независимо от него, например десница. В Библии можно найти очень много стихов, где Божья десница делает то-то и то-то. Но вы при этом не верите, что десница – это еще один элемент троицы. Если вы хотите со мной дебатов по этой теме, пишите мне лично, будьте так любезны.
ОтветитьУдалитьВаши аргументы наивны, Антоний, потому что нет ничего нового под Солнцем.
Удалить"Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается" (Пс.48:17).
"а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим.7:17).Иов 28:22, Ис. 28:15, Быт. 4:10 и др. - это образы.
В книге Деяний речь идет об очевидном. Где здесь антропоморфизм? "Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян.13:2).
"Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя" (Деян. 10:19). Кто сказал?
Дух Святый. Не нужно лукавить.
"Десница Твоя, Господи, сразила врага" (Исход 15:6). Где здесь антропоморфизм? Речь идет об очевидном. "Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня" (Псалом 22:4). Кто успокаивает? Жезл и посох. Не нужно лукавить.
УдалитьКстати перевод НМ: Затем я услышал голос Иеговы: «Кого мне послать и кто пойдёт для нас?» Тогда я ответил: «Вот я! Пошли меня».9 Он сказал: «Пойди и скажи этому народу: „Слушайте снова и снова, но не понимайте. Смотрите снова и снова, но не получайте знаний“.10 Сделай сердце этого народа огрубелым и их уши невосприимчивыми. Заклей им глаза, чтобы они не видели глазами и не слышали ушами, чтобы их сердце не понимало и чтобы они не возвратились и не получили исцеления».
Удалитьsir.vereyskiy@yandex.ru
УдалитьАнтон,а есть уверенность,что в стихе
Удалить"Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" Речь в оригинале идет именно о Святом Духе,третьей части троицы,а не просто об ангеле(духе),ведь они,праведные ангелы,тоже избранные для определенной цели,а значит и святые.Святой Дух сказал,сказал просто посланный ангел от имени Бога,вот и все,разве не может так быть или я ошибаюсь?Ведь перевести могли и из учета предубежденности.Переводчики то тринатарны были однако:)
Вроде бы правильно переведено. Нет никакой проблемы с этим стихом. Фраза "дух Бога сделал то-то" означает просто "Бог сделал то-то". Точно так же как десница, лицо или жезл - какая-то символическая часть Бога обозначает самого Бога.
Удалитьакак вам напесать ? я ищё несавсем асвоился в интернете
ОтветитьУдалитьМного вариантов: http://chivchalov.blogspot.com/p/blog-page_11.html
ОтветитьУдалитьК сожалению, страница, которую вы искали в этом блоге, не существует.
УдалитьСегодня день глюков :) Это была страница обратной связи, я ее позже удалил. Есть почта, она указана в самом низу.
Удалитьантон, спасибо за глубокие, интересные мысли, я всегда с интересом читаю ваши статьи,многим пользуюсь в служении, спасибо
ОтветитьУдалитьЗмея говорила Бытие 3:1,личность? Осёл говорил Числа 22:28 опять личность? Иисус сказал "если они(ученики)умолкнут, то камни закричат"(Он не "блефовал"(извините за жаргон)) камни превратились бы в личности?
ОтветитьУдалитьВ самом начале статьи Вы допустили грубую ошибку когда перечислили (Быт. 6:17,7:22, 25:29),так как в этих стихах говориться о духе человеческом. Ветхий завет не очень нам раскрывает природу человека а в новом мы видим более ясно.
ОтветитьУдалитьЧитайте (1Фес 5:23) и (Евр 4:12).
Более того, утверждения про "руку" "глаз" "десницу" не согласуется с этим стихом: "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти."(Иов 12:10)Но зато согласуются с (1Фес 5:23)
Вы не поняли смысл статьи. Любой дух (дыхание) - человеческое, другого нет. Как и ноги, руки, лицо и т.д. У Бога нет всего этого. Он не держит ничего в своей руке, потому что у него нет рук. Духа/дыхания у него тоже нет, потому что он не дышит, у него нет легких, вокруг него нет воздуха и т.д. Но Библия наделяет Бога этими человеческими атрибутами в переносном смысле, чтобы нам было проще понять. Это образные выражения, антропоморфизмы.
ОтветитьУдалитьАнтон, дух жизни и Дух Святой это абсолютно разные понятия.
ОтветитьУдалитьГде я утверждаю обратное?
ОтветитьУдалитьАнтон а какая разница между духом жизни и Духом Святым?
УдалитьНадо смотреть по контексту.
УдалитьАнтон в Деянии 17:28 говорится что "мы им живем и движемся.." Впопрос кем движемся, Богом, святым духом, жизненой силой?
УдалитьВ данном случае речь о Боге, как видно из предыдущего стиха 27.
УдалитьАнтон а каким образом мы им движемся?
УдалитьВо-первых, это вопрос к Павлу, ведь это он придумал эту метафору, а не я. Еще точнее – к греческим мыслителям, которых он процитировал. Но что именно в ней непонятно? Разве мы не "живем, движемся и существуем" только благодаря Богу? Все, что у нас есть, что мы умеем – от него.
УдалитьВопрос в том, на что мы больше похожи, на автономные батарейки или на тех что питаются от основного источника жизни?
УдалитьАвтор, судя по-вашим, прошу заметить, личным рассуждениям, Бог - это какая-то совершенно непонятная субстанция, у которой ничего нет. Однако Слово гласит:
ОтветитьУдалить"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..." (Бытие 1:26)
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его..." (Бытие 1:27)
Скажите, автор, почему Господь создал человека таким, каким мы его сегодня знаем (руки, ноги, лицо, уста, глаза и т.д.), если Сам Он, по вашему глубокому мнению, некая непонятная субстанция, у которой к тому же нет Духа.
Второй момент! Как можно верить тому, чего не в Библии? Найдите мне, пожалуйста, хотя бы одно место в Слове, где встречается понятие "Антропоморфизм"?! Вам не кажется, что Библию вы начали трактовать с научной точки зрения, что делать просто глупо. Иначе всё, что есть в Слове, в конечном счёте сведётся на нет.
У Бога много чего есть, но проблема в том, что мы его визуально не видим и не знаем, что именно у него есть. Когда Библия говорит о сотворенности "по образу и подобию", речь идет о нравственной, духовной, этической, интеллектуальной составляющей, а не о том, что у нас столько же ушей и глаз, сколько у Бога. А сколько у него ушей, я не знаю. Если вы знаете, сообщите.
ОтветитьУдалитьЕсли вам не нравится слово "антропорфизм", не используйте его, это необязательно. Я просто использовал его для пояснения. Но с каких пор стало проблемой, если в Библии нет какого-то слова? В Библии, например, нет слова "Библия". Вы сами использовали в своем комментарии слова "субстанция" (два раза) и "трактовать", которых тоже нет в Библии. Я не трактую Библию с научной точки зрения, потому что "антропоморфизм" - не богословский термин, а лингвистический, как "метафора" или "числительное". Или вы скажете, что если в Библии есть слово "восемь", то это нельзя назвать числительным? Я думаю, вы перегибаете палку.
Антон, вопрос. .
ОтветитьУдалитьПредставьте, что Дух Святой это личность, то есть Бог. И на основании божественности Святого Духа, являлось ли богохульством то, что Он унижается до "действующей силы" ?
Заранее благодарю за ответ.
Если бы "дух святой" был личностью, то есть Богом, то наверно. Но еще большим богохульством является то, когда верят в трех Богов вместо одного.
ОтветитьУдалитьАнтон, откуда такая информация , что христиане верят в трех Богов, Бог один, но раскрывает он себя как Отец, Сын и Дух Святой......
УдалитьТо есть, когда Иисус говорит, что его учение не его, а пославшего его (Иоан. 7:16), мы должны понимать это так, что Бог раскрылся в двух частях, но учение принадлежит только одной части, а не второй? Когда Иисус (уже находясь на небе, заметьте) в одном предложении четыре раза называет Иегову "моим Богом" (Отк. 3:12), мы должны понимать, что Бог раскрылся в двух частях, из которых одна часть поклоняется второй части? Когда говорится, что "Христу глава - Бог" (1 Кор. 11:3), это значит, что Бог раскрылся в двух частях, из которых одна - главная, а вторая - подчиненная? И в конце концов, неужели на небе две части Бога разговаривают друг с другом (Деян. 2:34)? Скажите, вы действительно, искренне верите в то, что христианство означает веру в такие парадоксы?
УдалитьТак что же такой Святой Дух? Прочитав статью, ничего не становится явным или ясным, или понятным. Автор предположил, что это дуновение, дыхание. Дыхание кого, чего?
ОтветитьУдалитьЧеловека. Прочитайте еще раз. У человека есть легкие и дыхание, у Бога, естественно, нет. Слово используется только в образном значении, как "рука" или "нога" Бога, которых у него тоже нет.
ОтветитьУдалить"Если бы "дух святой" был личностью, то есть Богом, то наверно." Ну не наверное а точно, ибо сказано "но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению." (Мк 3:29)
ОтветитьУдалитьСкажите Антон, а какое имя у Отца, какое у Сына и какое у Духа Святого? Ибо сказано "Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф 28:19)
Прочитайте контекст 3-й главы Марка. Фарисеи приписали Сатане (Вельзевулу) то, что сделал Бог. Это Иисус и назвал хулением святого духа. То есть они поставили знак равенства между духом Бога и духом Вельзевула. Конечно, это оскорбление для Бога.
ОтветитьУдалитьХороший вопрос об имени задали. Очень примечательно, что у всех есть имена: Бога, его сына, ангелов, но только у святого духа имени почему-то нет. Кстати, только святой дух может почить на людях (Чис. 11:25, 26), воплощаться в животных (Мат. 3:16) и разделяться на части (Деян. 2:3), что тоже никогда не делает ни Бог, ни Христос, ни ангелы.
В Библии говорится что демоны могут входить и выходить в людей,Лука 11:14, марка 7:29, они так же могут входить в животных луки 8:29, но не у кого не возникает сомнения что демоны это личности.
УдалитьДемоны - это демоны. Дух - это дух.
УдалитьРазве демоны не духи?
УдалитьАнтон ты говоришь что дух это не личность, и приводишь доказательства что дух может почить на людях (Чис. 11:25, 26)но и демоны могут входить в людей, ты говоришь что дух воплощаться в животных, но и демоны могут луки 8:29. Являются ли это аргументом что святой дух это не личность?
УдалитьПервому анонимному: Демон - это только одно из значений греческого слова "пневма". Но есть и другие значения. Например, ветер. Или жизнь. Или дыхание. Или дыхание Бога (в переносном смысле). И т.д. Откройте словарь, убедитесь сами.
УдалитьВторому анонимному: синонимичность значений "дух" и "демон" никак не связана с доказательством или опровержением духа как личности. Не вижу здесь связи.
Значит под словом пневма может подразумеваться личность?
УдалитьЕстественно, в НЗ масса таких примеров.
УдалитьТогда почему нельзя сказать это о святом духе?
УдалитьПочему нельзя? Естественно, можно. Дух (дыхание) Бога обозначает самого Бога, различные способы его проявления или действия в нашем мире. Фраза "дух Бога сделал то-то" означает "Бог сделал то-то". Сам Бог, а не какая-то его дополнительная половина, треть, ипостась или лицо.
УдалитьТак почему Библия прямо так не говорит "Бог сделал то-то" а говорит что это сделал дух, или дух сказал?
УдалитьПо той же причине, почему Библия говорит рука Бога, лицо Бога, глаза Бога, уши Бога, подножие ног Бога, жезл Бога, посох Бога. Почему все эти объекты что-то делают и говорят? Почему бы не сказать просто Бог? Когда вы читаете подобные стихи, я думаю, у вас не возникает никаких проблем с пониманием. Вы понимаете, что это метафоры, образные выражения, поэтизмы, символизирующие Бога. Но когда в этот ряд добавляется дыхание Бога, то вдруг становится непонятно? Но попробуйте на минуту поразмышлять об этом так, как будто вы никогда раньше не слышали учения о Троице. И вы тут же увидите, что все непонятности исчезают и все становится на свои места.
УдалитьБог есть дух и Он единственная высшая личность в мире. Сын Божий И.Х. и только он, вторая личность по рангу в мире. Св.Дух - действующая сила Бога, которую Он посылает, что бы производить всякую нужную Богу деятельность. Почему не проститься не уважение к Св.Духу? Пример: И.Х. ходатайствовал перед Богом о сошествии Св.Духа на апостолов, Бог согласился послать Свою действующую силу с определёнными возможностями на них. Но кто то из тех, кто должен был получить частичку Божьей силы, вдруг отказался от неё и не принял дар. Это есть оскорбление И.Х. как не исполнителя Его надежд и ходатая перед Богом. Это есть оскорбление самого Бога и Его величия, так как Его вынудили совершить напрасное действо и человек может считать, что можно Его действие игнорировать . Но человечество, лишь пыль в ногах у Бога и этой пыли дали возможность слушать и служить Богу. Побольше почтения к личностям Бога, И.Х. и Его действующей силе.
ОтветитьУдалитьСпасибо тебе, Антон, за исследование этого вопроса.Недавно позабавили меня "аргументами",примерно подобными в комментариях под статьей.Пытались продавить идею о том,что в 13-ой главе Деяний,где СД сказал, выделено указание даже знаками прямой речи:)(типо,не будь он личностью, так бы не выделяли!) Спасибо за стих Иов 28:22,после которого особо ни чего и доказывать по этому "аргументу" не приходится,там тоже смерть говорит и тоже выделено в прямую речь...
ОтветитьУдалитьЗабавляют тринитарно настроенные люди,которые пишут про буквальное понимание- "по образу Своему, по образу Божию сотворил его..."сами того не понимая,что если природа Бога троична,то тогда и природа человека должна иметь тоже три ипостаси.
Она и имеет: тело, душа и дух (по их версии).
ОтветитьУдалитьАнтон,хотелось бы у тебя еще спросить,ты пишешь:"С первым и вторым лицом проблем не возникло, а на третье были разные кандидаты: Божий дух, Божья мудрость, даже Мария. В итоге остановились на духе."Инфа для меня новая и интересная,просто хочется знать источник?
ОтветитьУдалитьИ еще.Ты пишешь,что слово "Библия" нет в Библии.В русском переводе то понятно.Но ведь само слово это греческое и означает,по моему,книга или собрание книг,что то такое.Разве не встречается такое в оригинальном тексте?Просто часто не очень опытные и фанатичные тринитаристы,с авторитета кого то,сами, видимо, не продумывали этот вопрос:), парируют так:"слово "троица" в Библии отсутствует,но и слово "Библия" тоже отсутствует в Библии.
Про дух,душу и тело не раз приходилось выслушивать сей "аргумент" от тринитаристов,но опять же не опытных,неофитов.Опытные вряд ли приведут такую несуразицу,зная досконально Афанасьевский символ веры и проведя его параллель с этим "аргументом".Вопрос то интересный получается:что же в троице представлено душей,что телом,что духом?:)и наоборот.
ОтветитьУдалитьНадо перерыть кучу книг, это долго. Про мудрость (Софию) как второе лицо Троицы легко найти в интернете, например здесь (пункт 5) и здесь (абзац 2). Слово «библиа» - это греческое слово, означающее «книги». Формально оно в Библии есть, но в другом значении (просто «книги»). В Библии много чего нет, что ж теперь? Но одно дело, когда такими словами описываются какие-то технические термины, и другое - важнейшие и центральные положения веры. Во втором случае, мне кажется, очень важно не выходить за рамки библейской терминологии.
ОтветитьУдалитьА что такое святая вода у православных? Не освященная ли этим самым духом?
ОтветитьУдалитьПочитатели троицы часто любят задавать новичкам СИ "каверзный",как им кажется, вопрос:"Покажите мне место в Библии,где святой дух назван "действующей силой"?А как бы ты ответил,Антон, на такой?
ОтветитьУдалитьЛуки 1:35.
УдалитьНо в луки 1:35 не говорится прямо что святой дух - это сила Бога. Там говорится Дух Святой найдет на тебя И сила Всевышнего осенит тебя.
УдалитьНу, можете еще посмотреть Деян. 1:8, 10:38, Рим. 15:19, 1 Кор. 2:4, 1 Фес. 1:5. Если этих мест тоже недостаточно, то можете поискать в Библии места, где прямо сказано, что святой дух - третье лицо троицы.
УдалитьПочему в стихах между силой и святым духом стоит буква И? Такое впечатление что идет перечисление. Трудно поставить знак равенства святой дух это сила.
УдалитьВам нужно, чтобы было сказано прямо? Тогда вы нигде в Библии не найдете, что это такое. Библия не учебник математики, там не всегда есть прямые определения. Иногда нужно рассматривать контекст высказывания, его цель, коммуникативную ситуацию. Если рассмотреть контекст всех высказываний, где говорится о духе Бога, то ясно видно, что речь идет о воздействии или влиянии Бога на людей в той или иной форме. Это может быть вдохновение, прямое обращение, видение, наделение силой, получение каких-то способностей и т.д. Это очевидно. И совершенно неочевидно, что дух Бога - это "одно из лиц триединого божества, единосущных по природе с двумя другими лицами".
УдалитьАнтон, возникает вопрос,можно ли просто назвать святой дух силой если он имеет такой спектр действия?На мой взгляд это не просто сила, это тогда универсальная энергия или что то тому подобное.
УдалитьДа, и энергия тоже. Воздействие. Влияние. Иногда даже присутствие. Это очень широкое значение. И весь спектр этого широкого значения обозначается одним словом "дух".
УдалитьАнтон, а какие стихи показывают что действиями святого духа руководит непосредственно Бог?
УдалитьЛук. 11:13, Иоан. 14:26, 1 Фес. 4:8 и многие другие стихи показывают, что Бог посылает свой дух. Что логично, поскольку это дух не чей-то, а Бога. Если еще точнее, это не "дух", а "дыхание". Ваше дыхание кому принадлежит и кто им руководит?
УдалитьСпасибо за ответ и за преведенные стихи, убедили.
УдалитьАнтон если святой дух это действующая сила Бога, то является ли она частью Бога?
УдалитьА ваша сила является частью вас?
УдалитьНо как я могу дать свою силу другому, что бы другой пользовался ей?
УдалитьДа
УдалитьПочему нет? Мы можем пускать "силу" - электричество - по проводам и сохранять в батарейках для последующего использования. Важно правильно понимать слово сила применительно к духу Бога. Это не сила как физическая сила, а сила как энергия. Если применить к его силе метафору электричества, то все можно очень легко представить. Но конечно, важно помнить, что все это лишь метафоры. Сама еврейская идиома "дыхание Бога" тоже метафора. Важно понимать, что она обозначает в каждом конкретном контексте. Обычно это воздействие или влияние Бога на людей для осуществления его воли.
УдалитьНо если святой дух это часть Бога, то получается что Бог дал часть себя Иисусу, так же дает себя своим служителям, так?
УдалитьЭто не часть Бога. Никакого духа вообще нет. Поймите, это просто метафора. Бог не дышит, у него нет легких. Это метафора для обозначения влияния Бога на людей.
УдалитьЕсли духа вообще нет то как Бог влияет на людей? С помощью чего?
УдалитьНу да,спасибо.То,что он "действующий", это и так понятно,другой и быть не может:))В таком вопросе все признаки неопытности.Насчет силы и это тоже подойдет:«Оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь СИЛОЮ свыше» (Лк. 24:49).
ОтветитьУдалитьВот стихи которые прямо и конкретно говорят что святой дух Это сила,а не таинственная часть троицы Лк 24:49;Деян 1:4,8.
ОтветитьУдалитьОтличная статья!!!Просто замечательная!!!Антон,спасибо тебе за так хорошо раскрытую тему!!!
ОтветитьУдалитьЛюди, которые верят в троицу в основном ссылаются на Мат. 28:19 Поэтому идите и во всех народах подготавливайте учеников, крестя их во имя Отца, Сына и святого духа. (Причем некоторые при этом крестятся). Скажи, как правильно понимать этот стих?
ОтветитьУдалитьДа вот так, как написано. Мы признаем отца (как всемогущего Творца, поклоняемся ему), признаем сына (посланного от него, Мессию, царя, искупителя и т.д.), признаем святой дух (что Бог воздействует на нас, руководит нами, присутствует среди нас и т.д.). Заметьте, здесь ни слова не говорится о том, что эти три объекта мистическим образом являются одним и тем же или что у них одинаковая природа. Простое перечисление, как "Иван, Петр, Сергей".
УдалитьНо ведь любой может и возразить: "Почему перечислять, как пример, три личности "Иван, Петр, Сергей", а не "Иван, Петр и (например что-то, что принадлежит Ивану)" - две личности, а одна не личность?
УдалитьЧто-то я не могу понять вашу мысль.
УдалитьНе знаю,может ананимного смущает,что перечисляются с двумя личностями третья не личность?Как такое может быть?
Удалить"Во имя Ивана,Петра и правды" или "во имя отца, матери и победы".
Антон говорит о том, что в данном стихе речь идет о перечислении( надо крестить во имя...1.,2.,3.), а не о какой-то связи. Кажется, с точки зрения русского языка не будет неправильным сказать, что мы зашли к Сергею, Ивану и в магазин. Упоминаются две личности на ряду с неличностью. Вряд ли у кого-либо возникнет вопрос кто такой этот " магазин", только потому что до этого идет перечисление 2-х личностей.
УдалитьАнтон, не могу согласиться, что слово "дух" в Библии означает лишь дыхание.
ОтветитьУдалить"Как в еврейском, так и в греческом у слова «дух» есть разные значения: 1) Божья действенная сила, 2) жизненная сила человека или животного, 3) проявляемая человеком сила разума и 4) духовная личность, или ангел. Первое из них — Божья действенная сила — то значение, которое мы находим в Галатам 6:8." (Ст. Б. 95.15.06, "Вопросы читателей")
Безусловно, только всё перечисленное вами – это переносные значения этого слова, а я говорю об основном значении. Например, у слова «рука» основное значение – верхняя конечность человека или животных. Но переносных значений может быть сколько угодно. Например, в предложении «рука Божья на мне» речь идет о влиянии или силе Бога (похоже на «дух»), в предложении «у него связаны руки» говорится об ограниченных возможностях, а предложение «это моя правая рука» означает помощника. Все это – переносные значения, которые развились из одного-единственного основного посредством фразеологии. Так и перечисленные вами переносные значения слова «руах» развились из одного основного – «дыхание».
УдалитьКто говорит, что Дух Святой есть Бог, тогда вопрос ?
ОтветитьУдалитьДеян.19:2 сказал им: приняли ли
вы Святаго Духа, уверовав? Они
же сказали ему: мы даже и не
слыхали, есть ли Дух Святый.
_________________________
Эти ученики уже поверили в Бога, а о Духе и не слышали. в какого Бога тогда они поверили ?
И испустил Исаак дух и умер (Бытие 35:29)
ОтветитьУдалить-Этот пример вообще не годится. Оказывается там на иврите ничего подобного не сказано. "Испсустил дух" - перевели синодальщики один ивритский глагол который означает просто смерть и переводится в других местах чаще всего "умер" или "скончался" http://biblezoom.ru/#-1-35-29-exp-w-1-13994
Сам глагол грамматически не имеет ни чего общего со словом "Руах", "нешама" или "нефеш"
В ПНМ правильно перевели
ОтветитьУдалить29 Потом Исаак скончался. Он умер и присоединился к своему народу...- никаких духов!
Хорошо, уговорили :)
Удалитьа ангелы духи -это природа или форма или действие дуновения производимое ангелами? Бог есть дух- это форма или естество Бога, но не сам Бог да? а как бы тело Бога да? как и Человек есть физический, тоесть физическое тело не есть личность, а просто СОСТАВ или форма так?
ОтветитьУдалитьВ данном случае слово "дух" означает просто "духовная личность". Ангел - дух, и Иегова - дух. Если вам что-то непонятно, то рискну предположить, вы сами создаете проблемы там, где их нет.
Удалить1 Кор 15:40 Есть тела небесные и тела земные, но у небесных тел слава одна, а у земных — другая.
Удалить____________________________________________
Это такая форма жизни, которая отличная от нашей, даже Апостолы задавались этой мыслью, что же это такое ?
1 Ин 3:2 Дорогие, мы теперь дети Бога, но ещё не стало явным, какими мы будем. Мы знаем только, что, когда он явится, станем подобными ему, потому что увидим его таким, какой он есть.
Антон вы написали некоторые тексты ветхого завета, но почему вы пропустили другие места,вы хотите вести людей в заблуждение. В Новом завете чотко и ясно говорится что Дух Святой это Бог.Святой Дух Филипа отправил к евнуху,Анания и Сапфира решили обмануть Духа Святого и что с ними стало думаю все известно.многие места в новом завете говорит о том что Святой Дух это Бог. и не надо выдумывать то чего нету. внимательно читайте новый завет.
ОтветитьУдалитьВы можете привести эти места Нового Завета, где сказано, что Дух Святой – это Бог? В эпизодах про Филиппа, Ананию и Сапфиру это не сказано.
Удалить1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
ОтветитьУдалить2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
(Деян.5:1-4) четко сказано ты солгал Святому Духу, солгал Богу
Почему же? В стихе 3 сказано, что Анания солгал Святому Духу, а в 4 - что он солгал Богу. Он солгал не одной личности, а двум: Духу и Богу. Здесь нигде не говорится, что Дух и Бог – это одно и то же.
УдалитьЕсли святой дух это действующая сила Бога то разве она не должна быть его частью?
УдалитьА правая рука Бога, его лицо, глаза, ноги, жезл и посох - это его части или нет?
УдалитьЯ думаю что рука лицо, глаза, ноги это часть одной личности, они не могут существовать отдельно, хотя Бог не имеет рук и глаз как у человека. Но тем не менее он видит и творит. Чем?
УдалитьЧем именно творит Бог в прямом, а не образно-аллегорическом смысле - это нерешаемый вопрос из области философии и метафизики. Мы просто не знаем. Может быть, когда-нибудь мы сможем у него об этом спросить, но не факт, что ответ будет нам понятен.
УдалитьНо Библия по моему ясно говорит Бытие 1:2, Исаия 40:26.
УдалитьДа, дыхание Бога делает то-то и то-то. Образное выражение. Все же понимают, что на самом деле у Бога нет никакого дыхания.
УдалитьЯсно то что мы не можем понять что из себя представляют духовное тело, и поэтому нам все объясняется в образах, как слово пнеума (дыхание или ветер), но тем не менее понятно то что Бог хотел нам сказать, что дух, который, подобно ветру, невидим, бесплотен но обладает силой. Дух так же назван перстом Бога. И на мой взгляд сказать что дух это что-то отдельное от Бога, это не совсем так.28.05.2012, 8:59:00
УдалитьНе спорю, не совсем так. Но еще важнее понять, что дух (дыхание) Бога – это метафора. На самом деле никакого духа вообще нет, как нет рук, лица, ног, жезла, посоха и т.д. Это все образные выражения для обозначения каких-то понятий или действий, но на самом деле этих объектов не существует. Только понимая это, можно вести дискуссии о том, что все эти термины означают или не означают.
Удалить\\\Почему же? В стихе 3 сказано, что Анания солгал Святому Духу, а в 4 - что он солгал Богу. Он солгал не одной личности, а двум: Духу и Богу. Здесь нигде не говорится, что Дух и Бог – это одно и то же.\\\
УдалитьИз этого следует что Св. Дух и Бог это две личности????
В данном контексте это не проясняется. Сначала человек солгал Духу, затем он солгал Богу. Солгал он одной личности или двум, не уточняется, поэтому это невозможно точно установить. Следовательно, этот стих нельзя использовать для доказательства (как и опровержения) Троицы.
УдалитьЕсли в данном контексте это не проясняется, почему же вы пишите так?: "Он солгал не одной личности, а двум: Духу и Богу."
Удалить\\\Сначала человек солгал Духу, затем он солгал Богу.\\\ Хорошо, кто такой Св. Дух, и когда он Ему солгал.
А когда солгал Богу?
Я пишу так только потому, что так был поставлен вопрос. Если вам интересно мое мнение о том, кто такой Св. Дух, то я лишь еще раз повторю главную мысль этой статьи: правильно переводить не "дух", а "дыхание". Это "дыхание Бога" - образное понятие, символизирующее самого Бога либо его воздействие или присутствие.
УдалитьДУХ СВЯТОЙ — в иудаизме — одна из самых распространенных в текстах Танаха, или Ветхого Завета, теофаний, через которые Бог открывается человеку, а также непосредственно сила Божественного вдохновения, часто сравнивается с фразой "Рука Бога" ( Десница), которая может проявляться многообразно; Руах ѓа-Кодеш олицетворяется у иудаизме, как нечто неодушевленное.
ОтветитьУдалить__________________________
Веру то надо сравнивать и отталкиваться, от чего то, а получилось, что Церковь подсознательно мстя евреям за смерть Христа, придумала альтернативу совершенно забыв, что все Апостолы - ЕВРЕИ были из этого самого же народа, да и первые христиане почти все тоже и они просто не могли верить с потолка, бах и верить в Бога Духа, это абсурд.
Та же ситуация, ехал фарисей Савл в Дамаск и ему явился Христос, тот кого ЕГО Бог и Отец Израиля обещал послать, как вечного царя на троне Давида и после этой встречи Фарисей Савл в ОДНО мгновение поверил, - в Триединого Бога, в Бога Духа, в Ад и еще и еще и еще, это не просто странно, но и абсолютная глупость.
ОтветитьУдалитьДа ,конечно, Бог НЕ троица.Но ,простите,говорить,что Дух-просто сила НЕ правильно.Сила-всего лишь одно из множества проявлений действия Святого Духа.
ОтветитьУдалить"Дух дышит где хочет"-для Бога Нет ничего невозможного и недоступного.
Поймите, сила – это не слово-эквивалент "духа", а попытка объяснить в максимально простых терминах, что обозначает эта еврейская идиома. Евреи не говорили "дух", у них вообще не было такого слова. Евреи говорили "дыхание". Дыхание Бога. Как это понять современному читателю? Ведь Бог не дышит в прямом смысле слова. Это воздействие, влияние, побуждение, вдохновение, присутствие, наделение, оснащение – слов может быть много. Но если свести их все к чему-то простому и одному, то "сила" - не самый плохой вариант.
УдалитьЕще возможно, вы неправильно понимаете слово "сила". Это не та сила, которая в мышцах, чтобы штангу понимать. Это сила, которая что-то выполняет, действует, сила как энергия. Если брать английский, то это не power, а force. И Библия действительно часто использует слово "сила" в таком смысле. Посмотрите такие стихи, как Лук. 1:35; Деян. 1:8, 10:38; Рим. 15:19; 1 Кор. 2:4; 1 Фес. 1:5. Во всех этих случаях люди получали силу от Бога.
УдалитьМатф.10 гл.:
Удалить18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
В 20 стихе прочтешь ну и НИКАК не скажешь "просто сила".Я это к тому,что не надо думать,что все так просто,НЕ личность конечно Божий Дух,но это не значит,что люди могут вместить Небесные понятия в рамки своих земных,даже самых научных представлений.
Почему не скажешь-то? Человек получает силу от Бога, чтобы смело свидетельствовать. Предельно логично. Иногда не нужно упрощать, но часто не нужно усложнять без необходимости. Вы видите проблему и сложность там, где их совсем нет.
УдалитьСилу,чтобы СМЕЛО свидетельствовать? НЕ только!Иисус говорит НЕ "не бойтесь" ,а "НЕ заботьтесь, ЧТО сказать"
УдалитьКонечно, силу, чтобы смело свидетельствовать. Ну и напоминание тоже. Сила - это ведь общая категория. Это как электричество. Оно может преобразоваться в любую форму, в какую нужно, сделать любую функцию: скипятить воду, осветить помещение, поиграть музыку и т.д. Также и сила Бога дает людям те качества, которые им нужны в каждом конкретном случае. Кому-то это смелость, кому-то напоминание, кому-то чудеса и исцеления, кому-то физическую силу (Самсон), кому-то возможность написать Библию, но во всех случаях это сила от Бога.
УдалитьИов.32:8 Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему
Удалитьразумение.
________________________
Вот точно перевели - дыхание Бога и заметим что дает, - разум или понимание.
Антон, поясните, пожалуйста: как так случилось, что рассуждая о Духе Святом в Библии, вы совершенно упустили важнейшую информацию из слов Иисуса и апостолов?
ОтветитьУдалитьО том, что Дух Святой придет вместо Иисуса и будет Утешителем (Параклетос), Наставником, Учителем для христиан?
Более того, он есть Строитель Церкви, Он уделяет каждому дары духовные, как Ему угодно.
Что нам важно знать какие мысли у Духа, чтобы жить по Духу, поступать по Его ведению.
Не заметили всего этого? Или как?
Все это правильно. Ничто из этого не доказывает, что дух (дыхание) Бога является отдельной личностью. Точно так же как отдельной личностью не является Божья правая рука, о которой тоже в Библии говорится, что она совершает какие-то действия.
УдалитьА как вам это?
УдалитьСлово "общение" [греч. койнониа] подразумевает
"тесную связь", "близкие отношения,
характеризующиеся наличием взаимных прав и
обязательств", в к-рых одна из сторон может иметь
нек-рые преимущества; в разговорном греч.
языке слово койнониа ("общность") означало
"участие в общем деле" или "отношения между
людьми"; в ВЗ слово "О." указывает лишь на
межчеловеческие отношения в
НЗ, напротив, слово "О." означает разностороннее
и сознат. О. с Богом: в 1Ин 1:3 говорится об
"общении с Отцом и Сыном".
А теперь главное:
2Кор.13:13
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и
любовь Бога Отца, и общение(койнониа) Святаго Духа со
всеми вами. Аминь.
По словарю Брокгауза,слово "общение" [греч. койнониа] -подразумевает исключительно межличностные отношения.Хотите сами проверьте. Выходит Св.Дух - личность.
С какой стати? "Общение святого духа" означает общение с Богом, и всего-то.
УдалитьКстати правильно с греческого не С, а В духе.
УдалитьРБО. Радостная весть
2Кор 13:13
Милость Господа Иисуса Христа, любовь Бога и общение в Святом Духе да будут со всеми вами!
____________________
Кузнецова вот правильно перевела. Духом Святым исполнялись, а не общались с ним.
Антон в чем разница между святым духом и просто духом?
ОтветитьУдалитьВ том же, как и между рукой Бога и просто рукой.
Удалитьв древнегреческом тексте в отношении святого духа используется местоимение
ОтветитьУдалитьсреднего рода, что исключает возможность трактовать его как личность, так как в
греческом языке (как и в русском) личность не может быть среднего рода.
это я взял со слов Виктора Кабанова! по мне это сильный аргумент!
хочу попробывать обьяснить Деяние 5:3 как это вижу я лично:
ОтветитьУдалить1) Как Петр узнал о том ,что Ана́ния утаил часть цены?---очень просто, благодаря святому духу который получил, и поэтому когда Ана́ния солгал,то Петр сказал:что он солгал святому духу.И чтобы это понять мы переходим к 4 стиху, и там говорится: ты солгал не людям,а Богу. и здесь кроется первая часть ответа; Петр обьяснил Ана́нии,что он не ему(или им ) солгал,и сразу же показал ясность от куда он это узнал, и тем самым он ему показал действия духа,и далее Петр просто дал ясность того что это равносильно солгать Богу.А далее в контексте ясно видно что это был дух Иеговы ,почему?смотрим:9стих Тогда Пётр сказал ей: «Что это вы сговорились испытывать дух Иеговы?
Петр не сказал зачем ты испытываешь,он сказал вы(тоесть с Ана́нией)
Ну конечно, солгать духу Бога значит солгать самому Богу. Странно, что это кому-то непонятно. Точно так же как фраза "предстать перед лицом Бога" (часто встречается в Библии) означает предстать перед самим Богом. Ясно, что лицо Бога не является личностью или частью Троицы.
Удалитьметафоры- святой дух сказал "отделите мне Варнаву и Павла" просто означает, что исполнившийся не с того не с сего стал говорить не свои мысли а от Бога. Сам святой дух, языка и голоса не имеет, но может влиять на своих служителей так, мощно, что они говорят божьи мысли. Сравни как это технически может быть -деяние 28:25 " Павел сказал верно "ГОВОРИЛ дух ЧЕРЕЗ (или устами) пророка Иссаи. Буквально говорил Иссаия но под ВЛИЯНИЕМ духа, как бы Бог вдохнул в него, что говорить
ОтветитьУдалитьИ, начав в Иерусалиме, 48 вы будете свидетелями всего этого. 49 Я посылаю вам то, что обещано моим Отцом. Оставайтесь в городе , пока не получите силу свыше». лук 24:47-49............. И вот эта сила!....... В день, когда проходил праздник Пятидесятницы, все они собрались в одном месте, 2 и внезапно с неба донёсся шум, как от сильного порывистого ветра, и наполнил весь дом, в котором они сидели. 3 И они увидели языки, как бы огненные, которые разделились, и на каждого из них опустился один, 4 и все они исполнились святого духа и стали говорить на разных языках, как дух давал им способность говорить. деян 2:1-4------------ Христос Иеговы Бога недвусмысленно сказал ,что это сила. А ему необходимо верить.
ОтветитьУдалитьАнтон, а по-вашему же получается, что Святой Дух принадлежит Богу. Почему тогда о нем пишется как о Духе Христа? Например в 1 Петра 1:11, Римлянам 8:9, Галатам 4:6. Значит Иисус источник Святого Духа и является Всемогущим Богом.
ОтветитьУдалитьГде в этих местах вы прочитали, что "о Святом Духе пишется как о Духе Христа"? Почему вы проводите знак равенства между понятием "дух Христа" и "дух Бога", причем никак это не аргументируя? Здесь упоминается дух Христа, а не Бога, например, в контексте того, что нужно ему подражать, идти по его стопам. Например, в 4 Цар. 2:15 на Елисее "опочил дух Илии". Елисей и Илия - это одно и то же лицо, или же автор хочет сказать, что Елисей стал продолжателем дела Илии? В Лук. 1:17 про Иоанна Крестителя говорится, что он придет "в духе Илии". Иоанн и Илия - одно и то же лицо, или Иоанн выполняет ту же функцию, что Илия, подражает ему? Конечно, в обоих случаях - второе. И столь же естественно, что у каждого христианина должен быть дух Христа, потому что мы идем по его стопам.
УдалитьАнтон мне иногда задают вопросы:крестились ли мы в имя Отца,Сына и святого духа.Правильно ли будет отвечать на этот вопрос "да"?
ОтветитьУдалитьЕстественно, во имя чего же еще мы крестились? Упреждая следующие вопросы, мы и получили святой дух, и очистились кровью Христа, и вкушаем его плоть и кровь, и наследуем царство Бога, и становимся детьми Божиими (только в разное время). Еще можно задать встречный вопрос: какой смысл креститься "во имя отца и сына", если отец и сын - это одно и то же?
УдалитьАнтон, скажите, каким образом безликая сила может любить? А. Павел: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим. 15:30). В НЗ говорится о любви Отца (2 Кор. 13:13) и о любви Сына (Эф. 3:19, Фил. 1:8). Здесь же апостол говорит о любви Духа, которой он, как и Господом Христом, умоляет подвизаться в молитве. Как действующая сила может обладать любовью???
ОтветитьУдалитьБезликая сила не может любить. Точно так же как не может любить рука или нога Бога. Просто потому, что у Бога нет руки и ноги. Это просто образные выражения, которые обычно означают самого Бога, его действия или влияние. Если говорится о любви духа Бога, то ясно, что речь идет о любви самого Бога. Это так просто, что я не понимаю, как это можно не понимать и зачем это нужно так сильно усложнять, что видеть в этом какие-то растроения. Среди христиан царит дух Бога, он влияет на них, он растит в них христианские качества и "плоды", он побуждает их любить друг друга и т.д. Это Бог так действует, и никто другой. Причем тут троица? Бессмысленное и беспричинное усложнение простых библейских истин - вот одна из причин, Игорь, по которым я и многие другие люди никогда не примут вашу религию.
УдалитьАнтон, скажи пожалуйста: Дух/Дыхание ("Пневма") в Библии среднего рода. По правилам греческого языка, существительное среднего рода действительно не может быть одушевленным или есть исключения?
ОтветитьУдалитьЯ слышал эту теорию. Думаю, она верна, хотя мне не приходилось читать об этом у авторитетных специалистов, а сам я греческим не владею.
УдалитьАнтон а как ты понимаешь стих иоанна 4:23, что значит поклоняться в духе?
ОтветитьУдалитьЗначит в согласии с духом Бога. Также Иисус подчеркивает духовную сторону поклонения в противоположность материальной (выше он говорит, что скоро будут поклоняться без храмов и других культовых сооружений).
УдалитьАнтон, Вы допускаете типичную ошибку фундаменталистов: явно поэтические образы песнопений и псалмов нельзя механически переносить на повествовательные и богословские отрывки других библейских книг. При таком подходе не учитывается особый литературный язык ветхозаветной поэзии.
ОтветитьУдалитьКрасноречивый аргумент. Но он никак не доказывает, что дух Бога - это отдельная личность. Хорошо, это поэтический образ. Но с какой стати это личность, да еще и отдельная от Бога, да еще и часть триады? Если на богословские отрывки нельзя переносить поэтические образы песнопений, то тем более на них нельзя переносить тринитарные спекуляции греческих философов. Почему-то некоторые не любят первое, но с удовольствием делают второе.
УдалитьНесколько мыслей о Луки 1:35...
ОтветитьУдалитьФразы "Дух Святый найдет на Тебя" и "сила Всевышнего осенит Тебя", представляют собой пример, так называемого, синонимического параллелизма (Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий. – М.: Фонд имени Александра Меня. Общедоступный православный университет, 2004. – с.37-38.).
Относительно синонимического параллелизма библеист Генри А. Верклер пишет: "Еврейская поэзия характеризуется не звуковой рифмой, а смысловой - параллелизмом… Еврейский параллелизм может быть разделен на три вида: синонимический, антитетический и синтетический. При синонимическом параллелизме вторая строфа стиха повторяет содержание первой строфы, но другими словами. Например, Пс. 102,10: "Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам" (Генри А. Верклер. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии, c.67-68.).
Нужно отметить, что точно такая же конструкция (синонимический параллелизм) в связи с Божьим Духом используется в Иов 33:4, где в Синодальном переводе Библии записано: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь», т.е. Божий Дух или Святой Дух есть не что иное, как «дыхание Вседержителя», но никак не личность, а действующая сила Бога. Также в этой связи стоит заметить, что в комментарии к Луки 1:35 в Смысловом переводе Библии говорится об Иисусе, что «Он был рождён силою Всевышнего, от Духа Его», что также свидетельствует в пользу сделанного вывода.
Антон , в ВЗ неоднократно упоминается о Святом Духе . Вы не пробовали задать своим оппонентам простой вопрос : почему все праведники ,упомянутые в ВЗ , не чтили Святой Дух как личность , какие же они тогда праведники и почему Бог не исправил или не наказал их ?
ОтветитьУдалитьОни и Христа не чтили, а он тоже часть Троицы.
Удалитьесли дух святой не личность то почему я читаю в ПНМ: Он может быть
ОтветитьУдалитьоскорблен (Еф. 4:30), Ему можно противиться (Деян. 7:51) и Ему можно солгать (Деян.
5:3). Более того, Святой Дух может говорить (Деян. 21:11), думать (Деян. 5:3) и учить (Лк.
12:12). Итак, Святой Дух личностен. Более того, в Библии о Святом Духе говорится как о
божественной личности. Святой Дух обладает атрибутами Бога, ведь Он всемогущ (Лк.
1:35-37), вечен (Евр. 9:14) и всеведущ (1 Кор. 2:10, 11). Писание учит, что ложь Святому
Духу - это ложь Богу (Деян. 5:3, 4). Святой Дух был вовлечен в божественные дела,
включая творение (Быт. 1:2, Иов. 33:4), новое рождение (Ин. 3:5), воскресение Христа
{Рим. 8:11), богодухновенность Библии (2 Пет. 1:20, 21). И, наконец, оскорбление Святого
Духа - это непростительный грех (Мтф. 12:31, 32).
и это не отдельные стихи это в контексте всей Библии.
особенно в пересечении В и Н завета: Это видно
из послания к Евреям 3:7-9, где приводится цитата, приписываемая Святому Духу. Если
мы поищем эту цитату в Ветхом Завете, то найдем ее в Псалме 94:7-11. В Ветхом Завете
это слова Иеговы, в Новом Завете слова Святого Духа. Святой Дух говорит от лица
Иеговы. Схожим образом в Евреям 10:15, 16 цитата из Ветхого Завета приписывается
Святому Духу. Если же мы посмотрим на нее в Ветхом Завете (Иеремия 31:33, 34), то
увидим, что здесь она принадлежит не кому иному, как Иегове. В Новом Завете Святой
Дух провозглашается автором слов, что представляет Иегову и Святого Духа как единое
Существо. Подобный пример находим в Деяниях 28:25: "Хорошо Дух Святый сказал
отцам нашим чрез пророка Исаию". Это цитата из Исаии 6:8-10, где эти слова
принадлежат Иегове. Павел мог приписать эти слова Святому Духу, только если верил,
что Святой Дух равен Иегове так же, как и Отец и Сын.
почему там не написано "ветер" или "дыхание" ведь все точно переводили мне так сказали. и еще по поводу древних текстов и переводов посмотрите это видео: https://www.youtube.com/watch?v=aO7W8u45op0
вы обязаны его посмотреть ведь в Сторожевой Башне написано: Мы должны изучить не только то, во что лично мы
верим, но и то, чему учит религиозная организация, в которой мы состоим. Гармонирует
ли ее учение со Словом Бога или оно базируется на традициях человека? И если мы
любим Истину, то нам нечего бояться такой проверки" (The "Truth That Leads to Eternal
Life", 1968, с.13).
Перефразирую ваш вопрос: если руки, ноги, лицо, уста Бога не личности, почему они делают все то, что делают? А они делают в Библии очень многое. Ну выражения такие. Образные. Если Божье дыхание – это личность, тогда руки, ноги, лицо, уста Бога тоже личности, их тоже нужно объявить лицами Троицы и поклоняться им. Извините, это крайне неубедительно. Это же дыхание, как оно может быть личностью? Гораздо убедительнее то, что дыхание просто представляет своего носителя. Поэтому, естественно, оно обладает и всеми его атрибутами. Не понимаю, почему нужно все усложнять так, как вы предлагаете. Вообще, вы тут почти полностью повторили другого комментатора недавно, которому я отвечал здесь.
УдалитьНа счет того что человек не похож внешне на Бога:
ОтветитьУдалить25 И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.
26 А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.
27 И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.
28 В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.
(Иез 1:25-28)
Теперь на счет рук,ног и прочего!
Да,их нельзя называть личностями,но нигде не написано что руке,посоху и т.д можно солгать и т.д
Дух Святой явно отлечается и выдиляется чем остальные части тела!И дух жизни и Дух Святой это две разные вещи(точнее одна из этого Дух Святой),если надо я тебе скину ссылки и ты поймешь разницу!
Руке и посоху нельзя солгать, зато лицо Бога можно умилостивить (3 Царств 13:6) и помолиться ему (4 Царств 13:4). В чем разница с ложью? И то, и другое обозначает действия, которые обычно совершаются в отношении одушевленных лиц. Молиться вообще можно только одушевленным лицам, иначе мы имеем идолопоклонство. Доказывает ли это, что лицо Бога – отдельная личность? Аргументация насчет «солгать» полностью тупиковая, ведь в любом случае ясно, что дух (по-еврейски дыхание) – это не личность. Если мы «солгали дыханию», это никак не делает дыхание личностью. Это просто образное выражение, характерное для любого языка.
УдалитьКстати, полагаю, вы имеете в виду ситуацию из Деяний 5:3, где Анания солгал святому духу. Обратите теперь внимание на следующий, 4-й стих. В нем прямо говорится, кому все-таки солгал Анания. Не части Бога, не лицу Бога, не ипостаси Бога, а просто самому Богу. Фраза «солгать духу Бога» обозначает «солгать Богу». Непонятно, как в свете этого стиха можно доказывать что-то другое.
Зачем вы привели Иез. 1:25–28, я не понял. Чтобы доказать, что человек не похож на Бога внешне? Ну конечно. У Бога же нет такого физического тела, как у нас. Однако при этом в Библии есть много образных описаний Бога, где ему приписываются человеческие свойства. Но мы же понимаем, что это не буквально.
Объясните стих Иоанна 16:13ПНМ(так как будет говорить не от себя, но что слышит, то и будет говорить...)
ОтветитьУдалитьСо временем Бог даст христианам больше понимания. Им предстояло учиться. Например, в Пятидесятницу 33 года, когда произошло излитие святого духа на 120 учеников, Пётр произнес мощную речь, и крестилось 3000 человек. Дух Бога направлял христиан к истинам, которые они не усвоили при земном служении Иисуса: установление Царства Бога на небе, крещение язычников и т.д. То, что дух «говорит» или «слышит», просто литературные обороты. В этой статье я привел много примеров, как и другие неодушевленные объекты говорят, слышат и т.д.
УдалитьИн 16:13 не доказывает Троицу еще и по той причине, что дух – якобы Всемогущий Бог – «ничего не говорит от себя, но что слышит». Можно ли представить, чтобы Всемогущий Бог ничего не говорил от себя, но только передавал информацию из третьих рук? Нет, ведь он же источник всей истины, правда? Но здесь мы видим, что этот дух полностью зависим, подчиняется Богу, выполняет его волю. Никакого равенства между ними, как требует догмат Троицы, нет даже близко.
Быт.7:22 "все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло." Получается - масло масляное , дыхание дыхания?
ОтветитьУдалитьБыт.41:8 "Утром смутился дух его..." - смутилось дыхание?
Быт. 45:27 "..., тогда ожил дух Иакова..." - ожило дыхание Иакова ? но он и до этого - дышал .
Не очень понял, что вы здесь аргументируете. Бессмертие души? Но в Быт. 7:22, который вы сами привели, речь идет о животных, у которой нет бессмертной души согласно догматике всех церквей. В чем проблема в смущении или оживлении духа? Это просто идиомы, обозначающие те или иные эмоции. Такие идиомы существовали в древнееврейском и продолжают существовать практически во всех современных языках. Вспомните русские фразы: воспрянул духом, перевел дух, сильный духом и многие другие. Вы наверняка сами хорошо понимаете, что речь идет не о бессмертии.
УдалитьВ таком случае, что тогда означает "помазать Святым Духом" или "Бог помазал Святым Духом"?
ОтветитьУдалитьЭто означает, что Бог дал свой дух – свое благословение, поддержку и т.д. Допустим, вам не нравится такое толкование. Но любое тринитарное толкование будет абсурдно. Как можно помазать личностью или помазать ипостасью Троицы? Как одно лицо Троицы помазывает другим лицом Троицы? Это будет самое нелепое объяснение из всех возможных. Оно также будет нарушать принцип равенства всех лиц Троицы, поскольку святой дух никого и никогда не помазывает Отцом или Сыном. А в Троице все лица должны быть строго равны.
УдалитьЕсли уж говорить о происхождении слова, то это слово еврейское "Руах-ха-Кодешь" и буквально можно перевести как "Ветер святости" или "Дыхание святости", причем это сочетание двух слов на иврите - женского рода, так что верующим в Бога или в личность, придется верить в женщину.
ОтветитьУдалитьАнтон хорошо объяснил происхождение слова "дух" (Бытие 2:7 "...вдохнул в его ноздри дыхание жизни..." - современный русский перевод).
ОтветитьУдалитьЧеловек видит и воспринимает внешнюю сторону действия Бога через имеющееся только у Бога "средство", нам до глубины не познаваемо и названное "Святым духом", который исходит только от Бога Отца (Исаия 42:1; Иоиль 2:28, 29) и через него Бог исполняет свои замыслы и делает всякие дела без ограничения (Матфея 19:26 "...Богу же все возможно.")
В Иоиль 2:28 Бог говорит: "...излию от Духа Моего на всякую плоть...", получается излию третью ипостась. Он может дать "дар Святого духа" (Деяния 2:38) и отнять за грехи Святой дух (1 Царств 16:13,14; Псалом 50:11-13). Разве так можно обращаться с "равным Богом". И как третья ипостась может быть в таком положении? (4 Царств 2:9; Иов 27:3). А в Исаия 63:10 написано: "...огорчили Святой Дух ЕГО...", а не третью ипостась, и Бог Отец сам стал действовать в ответ. Бог через Святой дух передавал свои мысли, повеления своим служителям и получающие всякую информацию через Святой дух говорили: "дух сказал", "дух не допустил" и т.д, но фактически говорил-то Сам Бог через Святой дух. (Деяния 10:19; 16:7).
Для доказательства сравним как говорили пророки в дохристианских Писаниях Исаия 6:8-10 "И услышал я голос Господа говорящего..." и как говорили в Новом завете апостолы, например, апостол Павел цитировал этот же текст в Деяния 28:25-27 "...хорошо дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию..." (Евреям 1:1,2; Иоанна 5:30).
В 1 Петра 1:11 написано, что пророкам "на какое время указывал сущий в них дух Христов" (Даниила 9:24,25), "когда он предвещал Христово страдания" (Исаия 53 гл.). Пророчество писались за 700 и 500 лет до прихода Христа, и не могло быть тогда духа Христова. Там указывал дух Божий. Этот вариант перевода опровергается текстами 2 Петра 1:21; Исаия 61:1; Даниила 5:11)
Римлянам 15:30 "любовью Духа".
В этой же главе в стихах 13, 16, 19 конкретно упоминается Святой дух и дух Божий, а в 30-м почему-то только "Дух". Доказательств, что это Божий дух нет. И если Святой дух любящая личность, то любовь должна проявляться в делах, например, любовь Бога 1 Иоанна 4:8-10; любовь Сына Бога Иоанна 15:12-14; Луки 22:20. А про проявление любви Святым духом в Слове Бога нигде не написано. И ещё. Кроме посланий Евреям во всех остальных посланиях апостола Павла в 1-й главе, как например, в Римлянам 1:7 написано: "...благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа". Если Святой дух - любящая личность, то почему от него не написано ни благодати, ни мира? А потому что Святой дух является сам главной частью благодати. (Деяния 2:38 "...получите дар Святого духа"; Римлянам 1:5)
Логика конечно у тринитариев просто зубодробительная, зубы сводит от такой логики в этих притягивающих за уши якобы "доказательствах" Троицы.
ОтветитьУдалитьПростой пример тому, заменяем любой фразой, любой, что приходит на ум, фразу "Дух Божий носился над водою"
"Орел Божий носился над водою", "Глас Божий носился над водою" и тд и тп и что, от этого и Орел и Глас стали тут же частью Бога и одним из лиц Троицы?
Тринитариям не плохо было внимательно вчитываться в стихи, что тот же Дух хотя и назван Утешителем - но не говорит от себя, а лишь передает слова.
ОтветитьУдалитьИоан.16:13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
_________
2Коринф.1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения.
_________
Значит он передает слова Бога и Отца, который через этот Дух и утешает, потому что назван - всякого утешения.
Но тринитарии не смотрят часто в контекст, они просто вырывают из него стихи которые можно подогнать.
«Дух Святый был прежде всего для христиан той эпохи действующей силой» (Архимандрит Киприан (Керн) «Патрология)».
ОтветитьУдалитьСвятой Дух в иудаизме - Википедия
ОтветитьУдалитьВ иудаизме Святой Дух (иврит: יוח הקודש, руах ха-кодеш) относится к божественной силе, качеству и влиянию Бога на вселенную или на Божьи создания в определенных контекстах.
_____________
И неплохо бы задаться вопросом для себя - как те же апостолы воспитанные с детства именно в такой вере, как евреи из народа Израиля, могли верить как то иначе?