Я уже как-то
писал о том, что в некотором смысле в христианстве всего две заповеди, а не десять, как порой считают:
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа (в оригинале – Иегову) Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мат. 22:36–40).
Но интересно, как эти заповеди сформулированы. Почти все заповеди Моисея (кроме пятой) сформулированы негативно – что
не надо делать. Не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай, не прелюбодействуй, не делай, не имей, не работай, не произноси. Между тем две заповеди Христа сформулированы позитивно – что
надо делать. Делать всегда сложно. Гораздо легче не убить кого-то, чем любить его. И просто пассивная любовь с дивана – это явно не то, к чему призывает Христос, ведь тогда возникает вопрос: чем твоя жизнь отличается от тех, кто не любит ни Бога, ни ближнего?
Христос призывает своих учеников не к воздержанию, а к деятельности, и это принципиальное отличие его поучения. Не останавливаться на том, что ты исполнил некие запреты, но идти и что-то делать – как делал он сам. И он, и его ученики постоянно что-то делали – что не имеет смысла, если можно сидеть дома и просто не убивать. Две величайшие заповеди – призыв к действию.
Заповеди Христа не позволяют самоуспокоенность. Нередко приходится слышать: «Я не нарушаю заповеди, поэтому я уже христианин». И эту логику можно понять. Заповеди Моисея дискретны: ты либо убил, либо не убил; либо украл, либо не украл. Это всегда четкая ситуация: ноль или единица. Вполне возможно жить годами и не нарушать ни одну заповедь. Возникает ощущение, что все хорошо.
Между тем заповеди Христа не дискретны; никто не может с чистой совестью сказать: «Я
уже люблю Бога и ближнего, я идеальный христианин, мне больше ничего не надо». Никто не может сказать, что он любит Бога и ближнего максимально. Но и минимально – тоже. Почти любой человек, если он хотя бы номинально верующий, в какой-то степени любит и Бога, и ближнего. У Христа нет четких нуля и единицы, как у Моисея. Все мы где-то посередине, в серой зоне. Это требует самоанализа и мешает самоуспокоенности. В этой неопределенности, недискретности как раз и таится побуждение к духовному развитию, к возрастанию в Боге, которого ожидает от нас Учитель.
У заповедей Христа нет планки достаточности. Если ты не убил, то заповедь выполнена. Но в какой степени для выполнения заповеди надо любить Бога и ближнего? В какой мере это нужно делать, чтобы было достаточно? Это невозможно жестко определить, и каждый решает это в меру собственной зрелости, у которой, в свою очередь, тоже нет никакого четкого критерия. Это снова показывает, что Христос призывает возрастать в этих качествах, все полнее проявлять их в своей жизни, что подразумевает духовное развитие, которое может (и, очевидно, должно) длиться всю жизнь.
Христос никак не поясняет, как именно надо любить Бога и ближнего. Сами по себе эти заповеди малоинформативны. Они просты и прекрасны в своей простоте. Все знают, как не убить, но как любить? Какая именно любовь нужна Богу? Что нужно ближним? Материальная помощь? Далеко не все имеют достаточно средств, чтобы раздавать их нуждающимся (сам Христос, что интересно, этого не делал). Абстрактная любовь на словах? Вряд ли. Сама заповедь не дает ответа на этот вопрос, для ее понимания нужно нечто еще.
Две заповеди – словно ребус. Они требуют исследования, напряжения. Нужно в первую очередь увидеть, как жил сам Христос, что было для него важным. Христос – это заповедь сам по себе. Он показывает своей жизнью идеальный пример, что значит любить Бога и ближнего. Идеальность этого примера в том, что для грешного человека он в полной мере недостижим, но он может к нему стремиться и постоянно приближаться. Мы можем исполнять заповеди Христа, воплощая в своей жизни его пример. Но для этого его жизнь нужно изучить, на что в наш занятой век часто нет времени.
Читая заповеди Моисея, современный читатель Библии успокаивается – христианство кажется ему набором несложных запретов. Между тем заповеди Христа взывают к совести, к деятельности, к напряжению духовных сил, к тому, что современному читателю непривычно, неудобно и непонятно. Видимо, это одна из причин, почему эти заповеди так непопулярны и малоизвестны.
Читайте также:
Мысли об Иисусе Христе в формате абзаца
Помазанник нашего Бога
Христианство в действии
ОтветитьУдалитьХристос поясняет, как именно надо любить Бога и ближнего. Как САМОГО СЕБЯ.
Разве это пояснение? Себя, например, мы каждый день по нескольку раз кормим, а кормить так ближнего невозможно по определению. Тем более невозможно любить «как самого себя» Бога. Я бы сказал, что это скорее усиление, чем пояснение. Это не дает конкретной информации о том, что именно нужно делать, чтобы проявлять любовь к Богу и ближнему.
Удалить"Христос – это заповедь сам по себе. Он показывает своей жизнью идеальный пример, что значит любить Бога и ближнего." - да, вот и суть. Отличная мысль, отличная статья!
ОтветитьУдалитьИнтересная статья. Спасибо. Мы будем учиться любить Бога и ближнего вечно. Это важно для приближения к Богу.
ОтветитьУдалитьЖизненные ситуации настолько разные были, есть и будут что давать какие то четкие рекомендации сложно,один нищий и больной, другой богатый и здоровый они живут в разных странах и ментальностях,как и что их может объединить.?Изучение жизни Христа! Христос -заповедь, в десятку Антон!
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалитьотличная статья!
Стало всё более понятно.
Ещё одна причина малопопулярности - через эти две заповеди нет возможности контроллировать-осуждать-властвовать над другими.
ОтветитьУдалитьСергей. Украина
Да,прям в 10,спасибо!
ОтветитьУдалитьЛюди знают как любить своих ближних, но кто эти ближние ? Это муж, жена, дети, короче, круг ближайших родственников. А дальше - уже не ближние ! Вот в этом - то и проблема и большая беда человечества. Начальник или директор фирмы сделал себе зарплату 10 000 условных единиц, своим сыновьям, которых устроил на фирму по 6 000 единиц, и о кумовьях разных и друзьях не забыл, а простые работники и служащие (не сыновья и не друзья) получают по 200 у.е. Это и есть обычное понимание этой заповеди.
ОтветитьУдалитьПонравился пример с "серой зоной"....очень глубокие размышления...спасибо
ОтветитьУдалитьЧасто можно от людей услышать: "Не делай другому того, чего себе не желаешь." А это как раз тот самый призыв к пассивному действию. Не убей, не укради - не делай и все. Иисус же еще в самом начале своего служения, в Нагорной проповеди, сказал: "Итак, во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами, потому что в этом Закон и Пророки. " А это уже призыв к активному действию. Для христианина - "золотое правило".
ОтветитьУдалитьТекущая статья для изучения также проливает свет на вопрос "как любить?"-умножать доверенные нам таланты (христианское служение),а не закапывать их в землю.
ОтветитьУдалитьДва раба принесли РАЗНУЮ прибыль хозяину,но проявили ОДИНАКОВОЕ усердие и получили от него ОДИНАКОВУЮ похвалу.Не получил награды только не исполнивший задание .
Очень не плохие мысли для размышления, однако в матф 19:16 для наследования царства небесного Христос не обходит стороной и те самые Моисеевы заповеди...
ОтветитьУдалитьНу конечно, Христос никогда не возражал Моисею. Он ведь служил еще до его отмены.
Удалить"Между тем заповеди Христа не дискретны" - не поняла что это значит. В Википедии "дискретный " - "прерывистый". Можно как-то попроще?
ОтветитьУдалитьЭто не только «прерывистый». Для тех, кто не знает это слово, я поясняю его в том же предложении, где оно впервые используется: «Заповеди Моисея дискретны: ты либо убил, либо не убил; либо украл, либо не украл. Это всегда четкая ситуация: ноль или единица».
Удалить2 больше чем 10? Интересно!
ОтветитьУдалить2 даже больше, чем 600, поскольку Иисус сказал, что на этих двух заповедях основан весь Закон и Пророки.
УдалитьАнтон, спасибо за вашу статью, в которой много правильных и красиво изложенных мыслей. Но я не совсем понял, почему вы противопоставляете деятельность и воздержание. Ведь они как два необходимых крыла, без которых невозможно взлететь к Богу. Разве можно возрастать в любви, не научившись прежде воздерживаться от зла? Разве можно не освоив начальную школу любви десяти заповедей Моисея, поступить в институт и подниматься по ступенькам девяти заповедей блаженства Христа?
ОтветитьУдалитьЯ не противопоставляю. Конечно, нужно воздерживаться от зла. Просто в двух заповедях Иисуса акцент сделан на деятельности, делании, а воздержание вообще не упоминается. Об этом стоит поразмышлять. Это говорит о том, что недостаточно просто не делать чего-то, чтобы угодить Богу.
УдалитьОтветив законнику, Иисус процитировал Второзаконие 6:5
ОтветитьУдалитьОднако незадолго до своей смерти, Иисус сказал:
"Я даю вам новую заповедь: любите друг друга" (Инонна 13:34)
В каком же смысле эта заповедь была новой, ведь она была известна Израилю уже как несколько веков?
Учитывая, что христианство в моральных требованиях выше Моисеева Закона, то христианам следует любить ближнего не как самих себя, а гораздо больше. Это подтверждается дальнейшими словами Иисуса:
"Как я люблю вас, так и вы любите друг друга." (Иоанна 13:34)
Что у нас есть по сути своего? Только наши время, энергия и жизнь. Поэтому самоотверженное служение, подобное служению Иисуса и есть то, к чему мы должны стремиться в проявлении любви.
Заповеди Христа эфимерны, они как мираж. Можно ли любить, живя в гражданском браке? Или нужно порвать с человеком, если он против регистрации. Можно ли любить человека из другой религии? Христианство запрещает любовь, движимое заповедями. Есть заповедь - не всупай в брак с неверующим, и христиане скорее так будут всю жизнь одинокими, чем осмеляться кого-то полюбить. А ведь в собрании явно не 50/50 мужчин и женщин.
ОтветитьУдалитьНе знаю, о каком собрании вы говорите. Заповеди Христа не столько эфемерны, сколько универсальны и фундаментальны. Это фундамент морали, несущая конструкция. Например, поступать с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой, – одно лишь это правило могло бы отменить множество законов и правил, если бы его умели применять. И уж конечно христианство не запрещает любовь, тут вы сказали какой-то каламбур. Но здесь важно не путать настоящую любовь и импульсивную влюбленность, основанную только на внешности. Также важно понимать, что брак – это союз мужчины и женщины, учрежденный Богом и направленный на служение Богу. Исполнение воли Бога – это главный смысл брака. Поэтому естественно, что если один из супругов не хочет исполнять эту волю, то такой брак становится серьезным искажением первоначального замысла Бога в отношении брака. А также он потенциально становится дурным сообществом, которого Библия советует избегать.
Удалить