Что такое христианство? Вера в Бога? Посещение богослужений? Чтение Библии? Проповедь? Но не слишком ли много людей делают что-то из этого (например первое), но ни с какой точки зрения не являются христианами? Многие даже активные члены христианских конфессий со временем оставляют религиозную практику и превращаются в атеистов (или, точнее, апатеистов). Что-то мне подсказывает, что христианин не может превратиться в атеиста просто под давлением обстоятельств. Однажды я пришел к важному для меня символу христианского исповедания: христианство – это только и исключительно ученичество. Ученичество у Иисуса Христа.
В восточных фильмах про монахов, философов, кунфуистов и бесконечных стилизациях на эту тему очень популярен образ учителя, гуру, окруженного учениками, которые смиренно, с благоговением и восхищением впитывают каждое его слово. Для них он воплощение мудрости и опыта. В современной западной культуре образ ученичества практически утрачен. Иметь учителей не модно, но модно быть self-made. Об учителях мы говорим в основном применительно к детской школе, сведя их функции к азбуке и таблице умножения.
Между тем Евангелие и Новый Завет – это прежде всего культура ученичества. Иисус предстает перед нами как Учитель, преподающий сокровеннейшую науку жизни. История его служения и учения ставит перед нами важный вопрос: воспринимаю ли я Иисуса, во-первых, как реального человека, во-вторых, как своего личного учителя? Могу ли я сказать, что прозябал бы в неведении и суете, если бы он не пришел и не объяснил мне, что делать и как жить? Он принес мне ответы на мои вопросы, и моя жизнь обрела смысл, я узнал ее причину и цель и впервые стал подлинно счастлив. Весь мир может ошибаться – а он прав, я это понимаю, чувствую, знаю. Я это чувствую подспудно, интуитивно. Никто не мог объяснить мне мою жизнь так, как он, а он объяснил и завоевал мое сердце.
Это глубокий личный контакт с Иисусом как реальным человеком, это культура личного ученичества у Иисуса и прежде всего у Иисуса, и лишь затем – у апостолов, пророков и так далее. Да, мы никогда не видели его лично, но так ли это важно? Его жизнь и учение бережно сохранены для нас другими его учениками, нашими единомышленниками. Иисус становится для нас абсолютно реальным человеком, не менее реальным, чем все, кто окружает нас в повседневной жизни. Если этот контакт произошел, тогда христианство и все, что в нем, становится органичным, естественным продолжением этого ученичества в повседневной жизни. Убери его из нашей жизни – и в ней ничего не останется. Не потому, что нас принуждает к этому наша религиозная община, старейшины или родители – а потому, что мы сами не мыслим себя иначе. И нас уже не нужно побуждать, подталкивать или мотивировать.
Это понимание того, что все в Книге опосредовано через его личность, которая центральна для Библии. Мы никогда не узнали бы о Творце, Творении, Эдеме, Сатане, грехе и искуплении и других важных истинах, если бы однажды не пришел Учитель и не послал послов, которые послали других послов, которые в итоге пришли к нам, в дремучую языческую степь, и принесли нам знания от величайшего и уникального в истории Учителя. Через Иисуса опосредована вся наша система ценностей и все наши религиозные суждения. Он послал к нам апостолов – и мы приняли апостолов, потому что они его назначенные представители. Он рассказал нам о пророках и патриархах – и мы уважаем их, потому что он многократно на них ссылался. Он поклонялся Иегове – и мы поклоняемся Иегове. Он учил о Царстве – и мы жаждем
Царства. Он отдал всего себя для других – и мы хотим поступать так же. Он не хотел быть частью этого мира – и мы не хотим ей быть. Нас привлекает его личность, учение, образ жизни. А раз так, то мы любим все, что любил он, и ненавидим все, что он ненавидел. В определенном смысле можно сказать, что мы поклоняемся Творцу потому, что ему поклоняется наш Учитель (вспомним ветхозаветную формулу «Бог моего господина»). Смогли бы мы сегодня чтить истинного Бога, если бы наш Учитель не открыл нам его так, как никто до него? Он стал для нас дверью в покои Истины, и как бы мы проникли туда иначе?
Именно в этом христианство – в принятии Иисуса из Назарета как своего учителя и желании следовать за ним. В силу этого оно глубоко личностно и во многом иррационально. Но только это есть христианство, и ничего кроме этого. Все остальное является внутренним содержанием этих отношений между учителем и учеником. Все остальное второстепенно, в том числе
конфессиональный выбор. Христианское ученичество не сводится к простому членству в религиозной организации и не тождественно ему. Христианство больше и шире, чем организационная культура конкретной общины. Человек сначала приходит к Учителю, и лишь затем – в конкретную церковь. Он сначала решает последовать за Христом, и лишь затем решает, что тот или иной коллектив верующих симпатичен ему по тем или иным причинам. Иногда это происходит одновременно, но лишь иногда.
Но часто происходит наоборот, и это самый проблемный сценарий: человек приходит в какой-то коллектив, не придя к Христу. Его может привлечь масса внешних факторов: красивые иконы и чудеса, общение, друзья, красивая литература, энергичные мероприятия – но не Иисус, не общение с теми, кто любит Иисуса. Он может развить умственные способности, духовную дисциплину, этические и какие-то иные качества, но он не проникается глубочайшим благоговением перед личностью конкретного человека – Иисуса из Назарета. Иисус не становится личным Учителем такого верующего – а он, бесспорно, верующий. Такой человек не приходит к Иисусу и через него – к Творцу. Он не приходит к Евангелию как той единственной и драгоценнейшей ниточке, которая связывает его с его учителем. И это трагедия. Ведь если он не может сказать: «Да, это мой учитель, и я хочу следовать за ним», – то что он делает в своей церкви? Вообще, в любой церкви? Ему повезет, если он задержится в ней достаточно надолго и в итоге придет к Иисусу. Если этого не произойдет, то его христианство либо надоест ему и он с ним порвет, либо он будет влачить в нем жалкое, пассивное существование. Просто потому, что он и не был христианином, радостным и убежденным учеником Христа. Он был лишь верующим, как и 90% населения.
Как сделать просто верующего человека христианином? Как убедить его последовать за Христом и полюбить все, что связано с Христом? Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы не тратил ни одной драгоценной минуты, в том числе на написание этой статьи.
Читайте также:
Иисус есть Христос
Иисус в источниках иудаизма
В поисках христианской свободы
Прекрасные мысли, спасибо.
ОтветитьУдалитьесли это ваша статья, то вы молодец
ОтветитьУдалитьглубокие и проникновенные мысли
как пригласить других людей к Христу - это действительно загадка, универсального рецепта тут нет, но можно старатся, совершенствоватся
сложную тему вы затрагиваете.Для меня например,главным было придти к Иегове,а Иисус был неким фоном.У каждого человека по своему происходит "духовный рост" в отношении влияния на него Иисуса.Но в целом вы правы,этот рост должен быть,пусть даже чуть -чуть.И думаю в этом ключевую роль играет личное изучение и помощь святого духа.В любом случае спасибо за интересные мысли.
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что прийти к Иегове можно только через Христа. Но это лишь мое мнение.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Антон,что значит "Я считаю, что к Иегове можно придти через Христа ", библия говорит об этом конкретно и однозначно.....
УдалитьНу вот раз Библия говорит, потому я так и считаю :)
Удалитьспасибо за интересную статью.взглянул по иному на многое.
ОтветитьУдалитьВопрос:"какие у тебя отношения с Иисусом?" приводит в замешательство почему то, хотя в публикациях об этом говорится прямо.
ОтветитьУдалить*** uw гл. 1 с. 7 абз. 7 Единство в поклонении — что должно оно означать для тебя? ***
"Прежде всего, что они должны иметь хорошее отношение с Иеговой и с Его Сыном."
Разве ж я против? :)
ОтветитьУдалитьУчиничество у Иисуса-это средоточие спасительной истины для всех людей на земле.Удивительно точно и глубоко! Не передаваемый восторг от статьи. Спасибо друзья!
ОтветитьУдалитьАнтон,спасибо,лучше слов подобрать сложно...Для меня лично,только когда я перечитал ХГП заново,когда я проникся простой Истиной,что только Господь Иисус есть тот и только тот Путь,который по-настоящему приводит к Отцу,начались мои настоящие отношения с Небесным Отцом.И хорошо,что мне пришлось пройти невыносимый путь восстановления.(был лишен 2001,восст.2005).И хотя я крестился еще в 1997 году,к этим простым Истинам,в том числе и об конфессии,об ученичестве,я пришел только сейчас.И хвала Творцу за этот непростой путь.Так что под этой статьей и я бы кровью собственной подписался.
ОтветитьУдалить,,я Путь" кто скал ети слава ?!
ОтветитьУдалитьХристос.
ОтветитьУдалитья так и думал, но ни все же скажеш!
ОтветитьУдалитьАнтон,я правильно поняла,ты крещенный брат?Если так, я испытываю чувство гордости,что ты мой брат.У меня есть муж,но он неверующий и самое мое заветное желание,чтобы он принял истину и мы могли бы ходить в проповедь вместе. Теперь у меня появилось второе по значимости желание-послужить с тобой.
ОтветитьУдалитьБрат :)
ОтветитьУдалитьУважаемый Антон, Вы метко написали о необходимости глубокого личного контакта с Иисусом как с реальной личностью. Однако насколько мне представляется, у Свидетелей Иеговы нет по-настоящему личных и близких взаимоотношений с Учителем, хотя бы потому, что они с ним попросту не общаются. Можно ли иметь личные взаимоотношения с Богом, не общаясь с ним, изливая сердце и душу, ища поддержки и мудрости? Как можно стать подлинно учеником Спасителя лишь по рассказам из книги, пусть и самой гениальной? Если Христос не направляет стопы человека, как он может быть его Наставником? Не хочу задевать религиозных чувств, но когда я читаю публикации Вашего Общества, у меня складывается стойкое ощущение того, что СИ рассматривают Христа как топ-менеджера в Небесном Правительстве Бога, эдаким звеном между Всемогущим, "верным рабом" и остальными человеками. Для христиан же апостольской эпохи Христос есть Центр всего, Начало, Первый и Последний.
ОтветитьУдалитьВы рассматриваете наши публикации предвзято и заблуждаетесь относительно нашего отношения к Христу. Вот и все, что я могу на это ответить.
ОтветитьУдалитьДопустим. Но вы же не станете отрицать того, что СИ не общаются с Христом, а потому не могут иметь по-настоящему личного контакта с ним?
ОтветитьУдалитьЯ был бы рад с ним пообщаться, но как же мне это сделать, если он вознесся на небо? Если вы имеете в виду молитву, то молиться следует только Богу, что Иисус сам не раз показал, когда молился своему Отцу.
ОтветитьУдалитьА,Ч,читая ваш комментарий, хочется спросить: разве возглас первых христиан "маранафа" и заключительные слова Откровения ("приди Господь Иисус!") не есть ли молитвенное обращение ко Христу?
ОтветитьУдалитьОбращение, но не молитвенное. Почему любое обращение нужно считать молитвенным? Слово "Маранафа", вероятно, возникло еще при земной жизни Иисуса и естественно, что продолжало использоваться и дальше. В Откровении Иоанн своими глазами видит Иисуса, и потому логично, что иногда к нему обращается. То же касается и Стефана, который тоже увидел Иисуса и обратился к нему. Это редкие, нетипичные ситуации, связанные с чудесами и пророчествами, их нельзя механически распространять на любую молитву.
ОтветитьУдалить5+
ОтветитьУдалитьКласс)))
ОтветитьУдалитьСпасибо Иегове
и вам за четкость мыслей!
Я горжусь что познакомилась со Свидетелями и изучаю библию вместе с ними. Всю жизнь хотела понять Бога, хорошо что встретила Свидетелей, потому что переучиваться гораздо сложнее...
Антон я очень хотел с вами поговарить на библейские темы можно? меня это заинтересовало! если ВАМ не тяжело?
ОтветитьУдалитьНе тяжело, конечно. Иначе зачем я в разделе "Обратная связь" привел столько своих координат?
ОтветитьУдалитьБрат Антон,спасибо тебе за статью.Я задумалась над твоими вопросами в конце статьи.И мне пришла мысль из Иоанна 6:44 "Никто не может прийти ко мне,если Отец,который послал меня,не привлечет его ко мне..." Меня эта мысль удовлетворяет.
ОтветитьУдалить"Любовь комментирует...
ОтветитьУдалитьТеперь у меня появилось второе по значимости желание-послужить с тобой."
Надо быть осторожными, чтобы не слишком увлекаться восхвалением наших братьев, забывая, что они всего лишь выполняют поручение нашего Создателя ;)
Антон, только ты не обижайся :)
Вчера по одному каналу ТВ, видел проповедь одного протестансткого пастыря и его слова - "СИ нельзя считать христианами, потому что они не верят в Христа как в Бога." А где это написано, что христианин - это тот, кто верит в Христа -Бога, если учесть, что Христов МНОГО было, это помазанник на царство в Израиле. ВСЕ цари Израиля из рода Давида были помазанниками( Христами на греческом), да еще Саул, как первый царь. ? Но зато написано другое.
ОтветитьУдалитьИбо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
(Первое послание Петра 2:21-23)
__________________________________
Христианин, этот тот, кто идет по стопам самого Христа, а не кто его Богом считает.
Я НЕ СИ. Но в статье о Христианстве согласна буквально с КАЖДЫМ предложением.В итоге Путь ученичества-как можно более точное следование за Иисусом,чего бы это не стоило.
ОтветитьУдалитьТолько далеко не каждый человек на это способен.
Одно дело вести порядочный образ жизши,что в наше время тоже редкость,а другое- ОТВЕРГНУТЬСЯ СЕБЯ...
Мф 10 38
ОтветитьУдалить"кто не ..... следует за Мною, тот не достоин Меня. "
ЧТО ЗНАЧИТ СЛЕДОВАТЬ ЗА ХРИСТОМ?
Это значит поклоняться тому же Богу, что и Христос.
Это значит молиться тому же Богу, что и Христос.
Это значит исполнять волю Отца, как это делал Христос.
Это значит благовествовать по городах и сёлах о Царстве Бога, как это делал Христос.
Это значит посвятить свою жизнь служению тому Богу, которому посвятил свою жизнь Христос.
Это значит до смерти быть верным тому Богу, которому был верный до смерти Христос.
А как люди до Христа приходили к Богу?
ОтветитьУдалитьТеоретически, они могли присоединиться к еврейскому народу в роли прозелитов. Но практически это мало кто делал, потому что в то время Бог еще не посылал своих служителей проповедовать по всему миру - были "времена неведения" (Деян. 17:30).
УдалитьЗдравствуйте Антон.
ОтветитьУдалитьПрекрасная статья. Часто бивает, хочеш что-то сказать а слов не хватает. Вот вы и сказали за меня :) Спасибо. Когда читал статью в нескольких местах казалось читаю псалмы. Видно что душа лилась.
ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
ОтветитьУдалитьИ что? Троица? Обратите внимание на союз «и» между Богом и Христом. По этому стиху невозможно доказать, что речь идет об одной личности, а не двух.
УдалитьМне не очень понятно, Иисус сказал, что пришел исполнить закон, а не менять, но меняет правило "око за око", "разводы", "клятвы Богом" и т.д..
ОтветитьУдалитьНеверно говорить, что Иисус изменил три правила, которые вы упомянули. Иисус не возражал против принципа «око за око», он лишь критиковал его злоупотребление, когда его использовали для мести или сведения счетов. При этом Иисус призывал любить врагов, о чем говорилось и в Ветхом Завете. Многие еврейские талмудические источники содержат похожие мысли. Объясняя точку зрения Бога на развод, Иисус объясняет, что Бог никогда его не одобрял, ни в прошлом, ни сейчас, просто развод допускался как вынужденная мера и в исключительных случаях. Опять-таки речь шла о злоупотреблениях. Призывая не клясться Богом, Иисус напоминает об ответственности, которую несет такая клятва. Это очень здравая мысль: лучше вообще не клясться таким образом, чем поклясться и не исполнить, тогда как евреи любили так клясться направо и налево. Проповедь Иисуса как раз-таки помогала лучше понять смысл Моисеева закона и лежащие в его основе принципы, она возвращала людей от формализованного поклонения к нравственным основам этого закона. Поэтому нельзя говорить, что Иисус вводит какие-то принципиально новые правила, и сам он никогда не нарушал Моисеев закон. Фарисеи именно в этом хотели его обвинить, но не могли, почему им и пришлось прибегнуть к лжесвидетелям.
УдалитьНо слова Иисуса, которые вы привели, надо понимать немного иначе. Он имеет в виду, что на нем исполнились многочисленные пророчества «Закона и Пророков». Они указывают на него и на нем же исполняются. Иисус становится логическим завершением, кульминацией Закона. А раз так, Закон достиг своей цели, и необходимости в нем больше нет (Рим. 10:4).