Един и один

Очень часто встречается недопонимание того факта, что слова «един» и «единый» в Синодальном переводе являются просто синонимами слова «один». Вот что говорится об этом слове в толковом словаре под редакцией Ушакова:

ЕДИНЫЙ. 1. То же, что один (церк.-книжн., ритор., поэт.). Все для мечтательницы нежной в е. образ облеклись, в одном Онегине слились. Пушкин. 2. Один, общий. Е. план действия. Е. фронт. Из воли миллионов и сотен миллионов... создать единую волю. Ленин. 3. Только один; единственный. Просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою. Пушкин. Ни единой он обиды с тех пор, как жив, не забывал. Пушкин. Все до единого (разг.) — все без исключения. Всё едино (простореч. фам.) – все равно. Выпить по единой (разг. фам. шутл.) – выпить по одной рюмке.

Школьный этимологический словарь русского языка (М, «Дрофа», 2004):

ЕДИНЫЙ. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является местоименной формой общеслав. *jedinъ, сложения ограничительной частицы jedъ (см. едва) и числит. inъ «один» (см. иной). Единый буквально — «один-единственный».

Иными словами, «единый» – это более старый вариант русского слова «один». Вот почему у нас есть такие слова, как «единица» и «единственный», фразы «все до единого» и «без единого выстрела». Слово «единорог» означает просто «один рог», и если бы название этому животному придумывали сегодня, то весьма вероятно, это был бы «однорог».

Так же это слово используется и в Синодальном переводе. Например, фраза «Господь един есть» (Втор. 6:4) гласит, что Бог только один, а не много. Она предостерегает от многобожия, а не описывает какое-то мистическое внутреннее свойство божества. Известная фраза «не хлебом единым жив человек», восходящая к церковнославянскому переводу, вряд ли подразумевает внутреннее онтологическое единство хлеба, но просто имеет в виду «не хлебом одним». Именно поэтому в Синодальном переводе она уже исправлена на «не одним хлебом» (Втор. 8:3).

В Синодальном переводе Греческих Писаний слова «един» и «один» обычно используются для перевода одного и того же греческого слова «эйс» (либо его варианта в среднем роде «хен»). Например, в Иоанна 10:30 Иисус использует это слово по отношению к себе и своему Отцу, в 17:21 – по отношению к себе и своим ученикам, а в 1 Кор. 3:8 оно использовано в отношении Павла и Аполлоса. При этом Синодальный перевод в первом случае дает «одно», во втором – «едино», в третьем – снова «одно». Такую непоследовательность сложно объяснить, тем более что современный неподготовленный читатель уже с трудом понимает фразы типа «Бог един есть». Возможно, имеет смысл полностью отказаться в переводе Библии от слов «един/единый» и использовать только «один».

Современное русское слово «единство» выработало ряд собственных оттенков, отличающих его от простой единичности (появляется коннотация цельности, неделимости), но если присмотреться, существенной лексической разницы все равно нет. Единство – это свойство того, что неделимо, не имеет частей, а неделимо и не имеет частей только то, что одно, в единственном экземпляре. Значение единства развилось из значения единичности, между ними прямая этимологическая связь. Единство – это, так сказать, одинство. Это то, что в существенных свойствах и атрибутах является одним, а не многим.

Читайте также:
Примеры искажений Синодального перевода
«Как богословие и предвзятость влияют на перевод Библии»
Своя Библия?

Комментарии

  1. Всё правильно, Бог есть один и Он един. А о других измышлениях и исказителях Св.писания, очень хорошо сказано в Син.переводе в Иуды 1.4: "Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к этому осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся ЕДИНОГО владыки Бога и господа нашего Иисуса Христа". Этот стих и другие говорят только о двух личностях, что ещё надо троицелюбам..... Читайте Св.писание каждый день.

    ОтветитьУдалить
  2. Догмат о Троице, на мой взгляд, один из самых фантастичных. Мало того, что он не основан на Библии, так еще и здравому смыслу и элементарной логике противоречит. 3 в 1, это только кофе в пакетиках такой бывает. И мы с вами знаем какого качества эта смесь и как она влияет на здоровье =)
    Интересно, что например в технике объединение нескольких функций в одном устройстве понижает способности отдельной функции (например фотокамера в телефоне не является полноценной камерой), а в психиатрии раздвоение личности является отклонением от нормы. Мы созданы по образу и подобию Бога, так зачем Ему приписывать такие дикие вещи как Троица?

    ОтветитьУдалить
  3. Сейчас придут тринитарии и заявят тебе, что человек тоже состоит из трех компонентов: тела, души и духа :) А вообще этот пост не имеет отношения к тринитаризму, если кто-то не заметил.

    ОтветитьУдалить
  4. Прямо не имеет, а косвенно очень даже имеет. Иначе зачем подчеркивание значений слов "един" и "один" Библии.

    ОтветитьУдалить
  5. Кто-нибудь встречал вразумительное объяснение от верующих в единого-триединого на вопрос: "Кому молился Иисус?" Помните, хотя бы: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Марка 15:34).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну как же, одно лицо троицы обращается к другому :) Важно понимать, что догмат о троицы не учит тому, что сын и отец - одна и та же личность. Это разные личности (лица), но у них одна сущность, и сущность эта - Бог. А личности внутри этой сущности вполне могут общаться друг с другом.

      Удалить
    2. Они объясняют, что Бог желая показать пример поклонения себе сошел во плоти и смиренно служил себе будучи и человеком и Богом одновременно. а затем добавляют -" без Духа Святого вам этого не онять."

      Удалить
  6. Не учит, да. Но учит, что кроме единосущности, они еще и равновластны, Бог от Бога (Никейский символ веры), а в Флп. 2:6 (Синодальный перевод)продолжается тема равновластности, а это уже противоречит тому, что Бог един, т.к. это уже два Бога. И вот, тут и начинает "ум за разум заходить".

    ОтветитьУдалить
  7. Мой совет и не только мой:"Читайте Библию каждый день" и тогда ум не будет за разум заходить. Вот вам и ответы: Кому молился И.Х.- Богу, потому что Он как всемогущий, мог помочь. И.Х. говорит, что Отец более меня. А в Флп.2-6. говориться, что И.Х. даже не помышлял быть равным Богу. Есть ХОЗЯИН всего - Бог! Есть Сын И.Х. - директор всего. Есть Св.Дух - сила приказа ХОЗЯИНА, Его энергия.

    ОтветитьУдалить
  8. УзревшийСвет15 янв. 2012 г., 17:34:00

    Вот так однажды я и сказал одному христианину-баптисту: "Как же это может быть, что Сын - это Бог, Отец - тоже Бог, и все равно Бог один? Извините, но у меня в голове не укладывается." А он мне так же ответил: "Если не укладывается, то помолитесь и перечитайте с пониманием приведенные вами места писания. И сразу все уложится". :)

    ОтветитьУдалить
  9. Автор неизвестен (скорее всего, Анонимус)15 янв. 2012 г., 18:56:00

    Да, было дело, встретили в в служении молодую парочку - баптисты-ортодоксы.Разговор зашел за триединство, само собой. Те нам и говорят: "Мы в курсе, что имя Бога - Иегова". Нашему пастырю, мол, открылось". Так и хотелось им сказать, что неплохо бы ему Писание почаще открывать. Глядишь, еще что-нибудь "откроется" )))

    ОтветитьУдалить
  10. Непостижимая троица делает Бога недосягаемым пониманию обычного человека. Поэтому часто слышно: Бога невозможно познать! А значит не стоит и пробовать! Но вот хотел ли такого мнения о себе сам Бог?!

    ОтветитьУдалить
  11. Троица - это уже какое-то растроение личности... Сафсем страшно.

    ОтветитьУдалить
  12. Евгений г.Севск20 янв. 2012 г., 14:07:00

    Благодарю за интересное и полезное исследование!
    Очень позабавила мысль о том, что фраза «не хлебом единым жив человек», подразумевает внутреннее онтологическое единство хлеба!
    Если следовать ИХ логике - то так и получается :)))

    ОтветитьУдалить
  13. Раз уж тут про баптистов немного затронули,тоже поделюсь:)На мой вопрос,почему святой дух и Сын зависят от Отца,Отец ими руководит и буквально посылает их куда либо и к кому либо,но никогда не происходит наоборот,а ведь ипостаси равны.Один баптист ответил мне "шедеврически",меня аж покоробило после его ответа:"Бог-Отец без Сына НИЧТО и не Бог вовсе".Интересно, согласуется ли это баптиское "превращение" вечного Бога в "НИЧТО" с официальной,традиционной догмой или это шедевр сугубо личного понимания?

    ОтветитьУдалить
  14. Интересно что Адвентисты разных направлений так ратуют на заповеди и притом верят в Тройцу....Уж это полный маразм...Ведь первая заповедь начинается так:...слушай,Израиль!Господь Бог наш есть Господь единый;(марка 12:29)

    ОтветитьУдалить
  15. «единый» – это более старый вариант русского слова «один».

    Ну тады объясните, Антон, значение фразы "«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» Иоан.17:21.".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То же самое, как "насаждающий и поливающий суть одно" в 1 Кор. 3:8. В каком смысле Павел и Аполлос были "одно"? В смысле единства целей, мотивов, общего дела. Точно так же как "одно во Христе" в Гал. 3:28 - речь просто о единстве.

      Удалить
    2. также как " прилепится жена к мужу и будут двое одной плотью"

      Удалить
    3. Может быть, кому-то понравится такое объяснение Троичности и "Да будет Бог все во всем" (1 Кор.15:28) Бог есть любовь.Святой Дух есть принцип соединения Бога и творения. Из апофатичности (таинственности) Бога всё равно до конца не понять, но каждый раз, когда вы испытываете истинное чувство дружбы или любви к кому-то, вы переживаете тринитарный опыт (муж-жена, Христос-Церковь). Всегда, когда есть единство и различие, есть тайна Бога как Троицы, как причастности, общинности. Люди не спасаются по одиночке, но целиком.Спасение в Ветхом Завете еврейского народа, теперь богочеловечества, единого, неделимого, пусть и неверующего, зато любящего и честного, совестливого.

      Удалить
  16. "Сия же есть жизнь вечная,да знают Тебя, ЕДИНОГО истинного Бога,и посланного Тобою Иисуса Христа".(Иоан.17:3)-это говорит Библия,причем вся от Бытия до Откровения."триединого","единого но в трех лицах"-это говорит весь христианский мир(католики и адвентисты,православные и баптисты,разные деноминации пятидесятников,харизматов,и т.д и т.п Разве трудно понять?ИЕГОВА-это Бог.Иисус-его Сын.Святой дух-действующая сила Бога.Ну что?Трудно ето принять к сердцу?К чему вся ета абракадабра о триединстве богов.....

    ОтветитьУдалить
  17. Адвентисты,насколько я знаю,есть и антитринитарные.Антон поправит,если знает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вряд ли, разве что какие-то отщепенцы.

      Удалить
  18. Ну вот в отношении Троицы речь и идет о единстве трех Ипостасей. ТОлько это единство настолько более тесное, в сравнении с возможным единством между людьми, (так как это единство не трех индивидуумов, а трех личностей одного, если можно так сказать, божественного индивидуума;)) что можно применять и значение "один" . Речь не о людях, а о Боге - не стоит упрощать Его до уровня людей. Все-таки Бог, а не лягушка, которую Базаров резал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поймите, опять-таки, что этот пост не о троице. Он о том, что некоторые утверждают, будто библейские слова "один" и "един" означают что-то разное, хотя это одно и то же, и греческое слово в оригинале тоже обычно одно и то же. Вы правы, если бы Бог был Троицей, то значение "один" полностью допустимо. Более того, оно допустимо и без Троицы, если мы просто хотим подчеркнуть единство Христа и его Отца, что Библия и делает.

      Удалить
  19. Вы пишете: "Единство – это свойство того, что неделимо, не имеет частей, а неделимо и не имеет частей только то, что одно, в единственном экземпляре. Значение единства развилось из значения единичности, между ними прямая этимологическая связь. Единство – это, так сказать, одинство. Это то, что в существенных свойствах и атрибутах является одним, а не многим."
    Как тогда понимать слово "едино" в данном стихе: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоанна 17:11). Ведь ясно, что учеников было не "один".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чтобы они были одним целым. В другом месте ведь написано, что христиане "одно во Христе", а муж и жена вообще "одно тело". Ясно, что это переносные выражения, означающие просто единство.

      Удалить
  20. А почему же СИ считают, что тринитарии не могут подразумевать определённое (но не физическое) единство, говоря, что Бог, Иисус и Св. Дух едины? Церковь ведь и не учит, что Бог и Иисус - одно и то же.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Церковь учит, что они во всех отношениях равны: в могуществе, вечности, знании и т.д. Почитайте Афанасьевский символ. Между тем в Библии есть прямые стихи, показывающие, что они не равны ни в могуществе, ни в вечности, ни в знании и т.д. Церковь также учит поклоняться Христу, хотя сам Христос учит поклоняться только своему Отцу. Это крайне важный вопрос.

      Удалить
  21. Сказать мы одна нация и мы единая нация по-моему не одно и то же? А Вы говорите, что это одно и тоже слово.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Где именно в статье вы прочитали, что это одно и то же слово?

      Удалить
  22. Не хочу никого обижать,но по моему вера в троицу больше похожа на веру в трёхголового змея горыныча( прошу прощения если кого-то обидел).

    ОтветитьУдалить
  23. Быт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека
    по образу Нашему по подобию Нашему,
    Быт.1:27 И сотворил Бог человека по
    образу Своему, по образу Божию сотворил
    его; мужчину и женщину сотворил их.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цитирование Библии - это хорошо. Но при этом не мешает уточнить, к чему вы приводите цитату. Здесь нет слова "один", о котором статья. Я мог бы даже не опубликовать ваш комментарий как не относящийся к теме.

      Удалить
  24. http://levhudoi.blogspot.co.il/2013/04/blog-post_29.html

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

«Перевод нового мира» плохой, потому что…

Памятка по Матильде

Однажды в Америке

Поразительное дело

Северная Корея, Узбекистан, Сомали, Ливия, Марокко, Мальдивы, Россия

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *