Иногда я могу поговорить о футболе. Но я знаю, что не все любят о нем говорить. Кто-то в нем просто не разбирается. Человек может сказать: «Я не люблю футбол» или что-то вроде этого. Но я никогда не слышал, чтобы говорили: «Футбол – глубоко личное, интимное дело, его нельзя обсуждать». О религии же я слышал это неоднократно. Немало людей искренне считает, что можно обсуждать что угодно, кроме религии. Чем она так провинилась?
Конечно, это чисто атеистический подход. (Я считаю, что атеист
тоже верующий, но в этой статье использую слова «атеист» и «верующий» в общеупотребительном, бытовом смысле.) Ни один верующий никогда не скажет подобного, потому что для него абсолютно естественно говорить о том, что для него важно. Вообще, человек так устроен: ему свойственно говорить о том, что ему интересно, чем он живет, вокруг чего вращается его жизнь. Это природа человека, с этим ничего не поделать. Но ведь другой человек всегда может просто сказать: «Мне неинтересна эта тема». Зачем это нарочитое табуирование, эта сакрализация?
Я никогда не слышал внятной аргументации этого подхода. Когда человек говорит: «Религия – личное дело, ее нельзя обсуждать», он никогда не добавляет: «потому что…» – и далее следует набор аргументов. Нет, это всегда звучит голословно, просто бросается в воздух, как аксиома, в которую все обязаны верить. Но почему это аксиома? Кто записал это в аксиомы?
Я полностью согласен с тем, что религия – личное дело в том смысле, что человек лично решает, во что ему верить. Принуждения в религии быть не должно. Но почему это личное дело нельзя обсуждать? 90% всего того, что люди обсуждают каждый день, является личным делом. Спорт, политика, мода, еда, отдых, почти все в нашей жизни – личное дело, но эти вопросы не объявляются закрытыми для обсуждения. Откуда такие двойные стандарты?
Ни один верующий не откажется поговорить об атеизме. Я не слышал, чтобы говорили: «Вы что, атеизм – глубоко личное дело, его нельзя обсуждать».
Говорить о религии – это такой же выбор и такое же право, как и право не говорить о ней. Оба эти права защищаются конституциями большинства цивилизованных стран. Поэтому атеист занимает нелогичную и нечестную позицию: свое право он уважает, а право другого человека – нет.
Может быть, атеисты считают крамольным говорить о религии, потому что считают этот вопрос крайне субъективным, таким, где невозможно установить объективную истину, а значит, не стоит и тратить время. Эта точка зрения достойна понимания и уважения, однако не стоит забывать, что она не единственная. Многие люди считают и готовы аргументировать, что установление объективной истины возможно. Их точка зрения достойна уважения не в меньшей степени. Это значит, что позиция атеистов не универсальна, ее разделяют далеко не все. Следовательно, ее нельзя считать закрытой от обсуждения аксиомой.
Атеистам сложно понять логику христианства, которое призывает: «Идите и научите все народы». Христианин «идет и учит» потому, что искренне хочет помочь другим людям улучшить свою жизнь сейчас и спасти эту жизнь для вечности. Христианство – это религия спасения, своего рода спасательная операция. Если мой дом загорелся, я буду благодарен тому, кто постучит ко мне в дверь и сообщит об этом. Я не скажу ему, что пожар – личное дело, которое нельзя обсуждать.
Я понимаю, что для атеистов эта аргументация не работает, потому что она основана на том, во что они не верят. Но они как минимум должны понять, что верующие в разговорах о религии руководствуются исключительно
благими намерениями. В них 0% эгоизма и 100% чистого, бескорыстного альтруизма. Люди идут на жертвы, отказываются от чего-то в жизни ради того, чтобы помочь другим тем способом, в который они верят и, более того, в эффективности которого они убедились на своем опыте. Мне кажется, это заслуживает хотя бы небольшого уважения.
Читайте также:
Витамин И
Конфликт с реальностью
Теория и практика
Прекрасная статья.Я благодарю бога за такие "дары в виде людей".
ОтветитьУдалитьХристианство – это религия спасения, своего рода спасательная операция. /////////////////////////////////////////////////////////////////
ОтветитьУдалитьХристианство - не плод самообмана, глупости или невежества. Это - орудие в руках изощрённых и злобных умов, стремящихся к власти над людьми. Ветхий и Новый Заветы - словно две ступеньки лестницы, ведущей к мировому господству. Именно оно и остаётся целью тех, кто придумал и использовал христианство!
Да, есть такая теория. Она ничем не подтверждается, ни логикой, ни фактами. Сразу же непонятно: каким образом с помощью христианства можно обрести мировое господство, если оно учит держаться в стороне от дел этого мира, например политики, и мы знаем, что первые христиане даже не занимали государственные должности. Или о какой власти над людьми идет речь, если Христос говорил ровно противоположное, чтобы его ученики не властвовали над людьми (Мар. 10:42, 43). Или как совместить идею мирового господства со словами Христа о том, что путем жизни будут идти очень немногие люди, а большинство его отвергнет (Мат. 7:14)? Или что христиан должны гнать и преследовать (Мат. 24:9)?
УдалитьЛук.6:45
ОтветитьУдалитьДобрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
____
Что сердце человека переполняет, что ему интересно, о том он будет и говорить и писать и думать и совершенно не важно футбол это или еще что то, это называется - любовь к чему то, только в отличии от футбола, религия ведет разговор о самой могущественной лично во вселенной, от которой все и зависит.
Насчет 100% альтруизма и благих намерений всех верующих в разговорах о религии- не соглашусь. Некоторые конфессии отнюдь не ради альтруизма заводят свои разговоры о религии.
ОтветитьУдалитьЯ и не говорил обо ВСЕХ верующих.
УдалитьИзволю напомнить, что в России человек был присужден недавно к исправительным работам за то что оскорблял чувства верующих, обозвав писателей Библии козопасами и тд. Вот не слышал, чтобы верующие были оштрафованы за оскорбление чувств атеистов. Я кстати, не сомневаюсь что такое было, но думаю хотя бы потому что верующих по прежнему гораздо больше и по прежнему религии играют огромную роль в жизни государств, хотя не исключаю, что эта проблема - осуждение атеиста за оскорбление чувств верующих - может быть проблемой только России в данный период времени.
ОтветитьУдалитьЭта проблема связана не с количеством верующих, а с непомерным влиянием РПЦ. В России верующих гораздо меньше, чем, скажем, в Европе, но там таких вещей не происходит, потому что там отдельные церкви не имеют рычагов влияния на власть.
УдалитьКогда человек говорит: "религия это личное дело" - для меня это почти всегда означает, что он стесняется, боится выглядеть некомпетентным. И эту фразу вряд-ли кто-то говорит с её буквальным смыслом.
ОтветитьУдалитьЧистая демагогия! Я атеист и с удовольствием говорю о религии и вере! А вот многие верующие этого не любят. Начинают нервничать.
ОтветитьУдалитьРазве я писал лично о вас?
УдалитьЗдравствуйте, Антон! Спасибо за статью. Сам пару дней назад думал над этим вопросом.
ОтветитьУдалитьМне кажется, что многие люди избегают этой темы просто потому, что они в ней мало чего понимают. Человек, говорящий о том, что вера - это личное, просто пытается скрыть тот факт, что он об этом не думал и думать не хочет, потому что неудобно, не хочется, потому что он в этом слаб.
Примерно такой же эффект можно получить, если заговорить, например, о правильном питании с любителем фаст-фуда, или о ядерном синтезе с огородником. В первом случае - нежелание, во втором - неумение или неспособность. И это, в принципе, понятно.
Но тема Бога наиболее болезненна, мне кажется, потому, что все люди подспудно осознают, что она слишком важна и ее игнорирование просто непростительно для разумного человека.