Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Един и один

Очень часто встречается недопонимание того факта, что слова «един» и «единый» в Синодальном переводе являются просто синонимами слова «один». Вот что говорится об этом слове в толковом словаре под редакцией Ушакова:

ЕДИНЫЙ. 1. То же, что один (церк.-книжн., ритор., поэт.). Все для мечтательницы нежной в е. образ облеклись, в одном Онегине слились. Пушкин. 2. Один, общий. Е. план действия. Е. фронт. Из воли миллионов и сотен миллионов... создать единую волю. Ленин. 3. Только один; единственный. Просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою. Пушкин. Ни единой он обиды с тех пор, как жив, не забывал. Пушкин. Все до единого (разг.) — все без исключения. Всё едино (простореч. фам.) – все равно. Выпить по единой (разг. фам. шутл.) – выпить по одной рюмке.

Школьный этимологический словарь русского языка (М, «Дрофа», 2004):

ЕДИНЫЙ. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является местоименной формой общеслав. *jedinъ, сложения ограничительной частицы jedъ (см. едва) и числит. inъ «один» (см. иной). Единый буквально — «один-единственный».

Иными словами, «единый» – это более старый вариант русского слова «один». Вот почему у нас есть такие слова, как «единица» и «единственный», фразы «все до единого» и «без единого выстрела». Слово «единорог» означает просто «один рог», и если бы название этому животному придумывали сегодня, то весьма вероятно, это был бы «однорог».

Так же это слово используется и в Синодальном переводе. Например, фраза «Господь един есть» (Втор. 6:4) гласит, что Бог только один, а не много. Она предостерегает от многобожия, а не описывает какое-то мистическое внутреннее свойство божества. Известная фраза «не хлебом единым жив человек», восходящая к церковнославянскому переводу, вряд ли подразумевает внутреннее онтологическое единство хлеба, но просто имеет в виду «не хлебом одним». Именно поэтому в Синодальном переводе она уже исправлена на «не одним хлебом» (Втор. 8:3).

В Синодальном переводе Греческих Писаний слова «един» и «один» обычно используются для перевода одного и того же греческого слова «эйс» (либо его варианта в среднем роде «хен»). Например, в Иоанна 10:30 Иисус использует это слово по отношению к себе и своему Отцу, в 17:21 – по отношению к себе и своим ученикам, а в 1 Кор. 3:8 оно использовано в отношении Павла и Аполлоса. При этом Синодальный перевод в первом случае дает «одно», во втором – «едино», в третьем – снова «одно». Такую непоследовательность сложно объяснить, тем более что современный неподготовленный читатель уже с трудом понимает фразы типа «Бог един есть». Возможно, имеет смысл полностью отказаться в переводе Библии от слов «един/единый» и использовать только «один».

Современное русское слово «единство» выработало ряд собственных оттенков, отличающих его от простой единичности (появляется коннотация цельности, неделимости), но если присмотреться, существенной лексической разницы все равно нет. Единство – это свойство того, что неделимо, не имеет частей, а неделимо и не имеет частей только то, что одно, в единственном экземпляре. Значение единства развилось из значения единичности, между ними прямая этимологическая связь. Единство – это, так сказать, одинство. Это то, что в существенных свойствах и атрибутах является одним, а не многим.

Читайте также:
Примеры искажений Синодального перевода
«Как богословие и предвзятость влияют на перевод Библии»
Своя Библия?

Комментарии

  1. Всё правильно, Бог есть один и Он един. А о других измышлениях и исказителях Св.писания, очень хорошо сказано в Син.переводе в Иуды 1.4: "Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к этому осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся ЕДИНОГО владыки Бога и господа нашего Иисуса Христа". Этот стих и другие говорят только о двух личностях, что ещё надо троицелюбам..... Читайте Св.писание каждый день.

    ОтветитьУдалить
  2. Сейчас придут тринитарии и заявят тебе, что человек тоже состоит из трех компонентов: тела, души и духа :) А вообще этот пост не имеет отношения к тринитаризму, если кто-то не заметил.

    ОтветитьУдалить
  3. Кто-нибудь встречал вразумительное объяснение от верующих в единого-триединого на вопрос: "Кому молился Иисус?" Помните, хотя бы: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Марка 15:34).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну как же, одно лицо троицы обращается к другому :) Важно понимать, что догмат о троицы не учит тому, что сын и отец - одна и та же личность. Это разные личности (лица), но у них одна сущность, и сущность эта - Бог. А личности внутри этой сущности вполне могут общаться друг с другом.

      Удалить
    2. Они объясняют, что Бог желая показать пример поклонения себе сошел во плоти и смиренно служил себе будучи и человеком и Богом одновременно. а затем добавляют -" без Духа Святого вам этого не онять."

      Удалить
  4. Не учит, да. Но учит, что кроме единосущности, они еще и равновластны, Бог от Бога (Никейский символ веры), а в Флп. 2:6 (Синодальный перевод)продолжается тема равновластности, а это уже противоречит тому, что Бог един, т.к. это уже два Бога. И вот, тут и начинает "ум за разум заходить".

    ОтветитьУдалить
  5. Мой совет и не только мой:"Читайте Библию каждый день" и тогда ум не будет за разум заходить. Вот вам и ответы: Кому молился И.Х.- Богу, потому что Он как всемогущий, мог помочь. И.Х. говорит, что Отец более меня. А в Флп.2-6. говориться, что И.Х. даже не помышлял быть равным Богу. Есть ХОЗЯИН всего - Бог! Есть Сын И.Х. - директор всего. Есть Св.Дух - сила приказа ХОЗЯИНА, Его энергия.

    ОтветитьУдалить
  6. УзревшийСвет15 янв. 2012 г., 17:34:00

    Вот так однажды я и сказал одному христианину-баптисту: "Как же это может быть, что Сын - это Бог, Отец - тоже Бог, и все равно Бог один? Извините, но у меня в голове не укладывается." А он мне так же ответил: "Если не укладывается, то помолитесь и перечитайте с пониманием приведенные вами места писания. И сразу все уложится". :)

    ОтветитьУдалить
  7. Автор неизвестен (скорее всего, Анонимус)15 янв. 2012 г., 18:56:00

    Да, было дело, встретили в в служении молодую парочку - баптисты-ортодоксы.Разговор зашел за триединство, само собой. Те нам и говорят: "Мы в курсе, что имя Бога - Иегова". Нашему пастырю, мол, открылось". Так и хотелось им сказать, что неплохо бы ему Писание почаще открывать. Глядишь, еще что-нибудь "откроется" )))

    ОтветитьУдалить
  8. Непостижимая троица делает Бога недосягаемым пониманию обычного человека. Поэтому часто слышно: Бога невозможно познать! А значит не стоит и пробовать! Но вот хотел ли такого мнения о себе сам Бог?!

    ОтветитьУдалить
  9. Троица - это уже какое-то растроение личности... Сафсем страшно.

    ОтветитьУдалить
  10. Евгений г.Севск20 янв. 2012 г., 14:07:00

    Благодарю за интересное и полезное исследование!
    Очень позабавила мысль о том, что фраза «не хлебом единым жив человек», подразумевает внутреннее онтологическое единство хлеба!
    Если следовать ИХ логике - то так и получается :)))

    ОтветитьУдалить
  11. Раз уж тут про баптистов немного затронули,тоже поделюсь:)На мой вопрос,почему святой дух и Сын зависят от Отца,Отец ими руководит и буквально посылает их куда либо и к кому либо,но никогда не происходит наоборот,а ведь ипостаси равны.Один баптист ответил мне "шедеврически",меня аж покоробило после его ответа:"Бог-Отец без Сына НИЧТО и не Бог вовсе".Интересно, согласуется ли это баптиское "превращение" вечного Бога в "НИЧТО" с официальной,традиционной догмой или это шедевр сугубо личного понимания?

    ОтветитьУдалить
  12. Интересно что Адвентисты разных направлений так ратуют на заповеди и притом верят в Тройцу....Уж это полный маразм...Ведь первая заповедь начинается так:...слушай,Израиль!Господь Бог наш есть Господь единый;(марка 12:29)

    ОтветитьУдалить
  13. «единый» – это более старый вариант русского слова «один».

    Ну тады объясните, Антон, значение фразы "«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» Иоан.17:21.".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То же самое, как "насаждающий и поливающий суть одно" в 1 Кор. 3:8. В каком смысле Павел и Аполлос были "одно"? В смысле единства целей, мотивов, общего дела. Точно так же как "одно во Христе" в Гал. 3:28 - речь просто о единстве.

      Удалить
    2. также как " прилепится жена к мужу и будут двое одной плотью"

      Удалить
    3. Может быть, кому-то понравится такое объяснение Троичности и "Да будет Бог все во всем" (1 Кор.15:28) Бог есть любовь.Святой Дух есть принцип соединения Бога и творения. Из апофатичности (таинственности) Бога всё равно до конца не понять, но каждый раз, когда вы испытываете истинное чувство дружбы или любви к кому-то, вы переживаете тринитарный опыт (муж-жена, Христос-Церковь). Всегда, когда есть единство и различие, есть тайна Бога как Троицы, как причастности, общинности. Люди не спасаются по одиночке, но целиком.Спасение в Ветхом Завете еврейского народа, теперь богочеловечества, единого, неделимого, пусть и неверующего, зато любящего и честного, совестливого.

      Удалить
  14. "Сия же есть жизнь вечная,да знают Тебя, ЕДИНОГО истинного Бога,и посланного Тобою Иисуса Христа".(Иоан.17:3)-это говорит Библия,причем вся от Бытия до Откровения."триединого","единого но в трех лицах"-это говорит весь христианский мир(католики и адвентисты,православные и баптисты,разные деноминации пятидесятников,харизматов,и т.д и т.п Разве трудно понять?ИЕГОВА-это Бог.Иисус-его Сын.Святой дух-действующая сила Бога.Ну что?Трудно ето принять к сердцу?К чему вся ета абракадабра о триединстве богов.....

    ОтветитьУдалить
  15. Адвентисты,насколько я знаю,есть и антитринитарные.Антон поправит,если знает.

    ОтветитьУдалить
  16. Ну вот в отношении Троицы речь и идет о единстве трех Ипостасей. ТОлько это единство настолько более тесное, в сравнении с возможным единством между людьми, (так как это единство не трех индивидуумов, а трех личностей одного, если можно так сказать, божественного индивидуума;)) что можно применять и значение "один" . Речь не о людях, а о Боге - не стоит упрощать Его до уровня людей. Все-таки Бог, а не лягушка, которую Базаров резал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поймите, опять-таки, что этот пост не о троице. Он о том, что некоторые утверждают, будто библейские слова "один" и "един" означают что-то разное, хотя это одно и то же, и греческое слово в оригинале тоже обычно одно и то же. Вы правы, если бы Бог был Троицей, то значение "один" полностью допустимо. Более того, оно допустимо и без Троицы, если мы просто хотим подчеркнуть единство Христа и его Отца, что Библия и делает.

      Удалить
  17. Вы пишете: "Единство – это свойство того, что неделимо, не имеет частей, а неделимо и не имеет частей только то, что одно, в единственном экземпляре. Значение единства развилось из значения единичности, между ними прямая этимологическая связь. Единство – это, так сказать, одинство. Это то, что в существенных свойствах и атрибутах является одним, а не многим."
    Как тогда понимать слово "едино" в данном стихе: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоанна 17:11). Ведь ясно, что учеников было не "один".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чтобы они были одним целым. В другом месте ведь написано, что христиане "одно во Христе", а муж и жена вообще "одно тело". Ясно, что это переносные выражения, означающие просто единство.

      Удалить
  18. А почему же СИ считают, что тринитарии не могут подразумевать определённое (но не физическое) единство, говоря, что Бог, Иисус и Св. Дух едины? Церковь ведь и не учит, что Бог и Иисус - одно и то же.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Церковь учит, что они во всех отношениях равны: в могуществе, вечности, знании и т.д. Почитайте Афанасьевский символ. Между тем в Библии есть прямые стихи, показывающие, что они не равны ни в могуществе, ни в вечности, ни в знании и т.д. Церковь также учит поклоняться Христу, хотя сам Христос учит поклоняться только своему Отцу. Это крайне важный вопрос.

      Удалить
  19. Сказать мы одна нация и мы единая нация по-моему не одно и то же? А Вы говорите, что это одно и тоже слово.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Где именно в статье вы прочитали, что это одно и то же слово?

      Удалить
  20. Не хочу никого обижать,но по моему вера в троицу больше похожа на веру в трёхголового змея горыныча( прошу прощения если кого-то обидел).

    ОтветитьУдалить
  21. Быт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека
    по образу Нашему по подобию Нашему,
    Быт.1:27 И сотворил Бог человека по
    образу Своему, по образу Божию сотворил
    его; мужчину и женщину сотворил их.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цитирование Библии - это хорошо. Но при этом не мешает уточнить, к чему вы приводите цитату. Здесь нет слова "один", о котором статья. Я мог бы даже не опубликовать ваш комментарий как не относящийся к теме.

      Удалить
  22. http://levhudoi.blogspot.co.il/2013/04/blog-post_29.html

    ОтветитьУдалить
  23. Мир вам! По поводу триединства -автор говорит что един от русского один,а при чём тут русский если вся Библия изначально написана на иврите,греческом языках-именно един употребляется для обьединения нескольких а один он и в Африке один. А как понимать вот это местописания...Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...обьясните. А кто хочет понять Бога логически-у вас ничего не получиться, во первых Сам Бог не логичен своим существованием-Его можно познать только верой а не логикой,потому что в Библии очень много нелогичного...например ...кто хочет быть большим стань меньшим...обьясни мне логически это..А Любовь кто может логически или логично обьяснить? Если бы у Бога было всё логично то уже дано отпали бы все вопросы ,но план Божий открывается только познавающего Его и следующему за Ним. А Бог всё равно един Отец Сын и Дух святой.Аминь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В еврейском и греческом языках тоже стоит самое обычное, самое просто слово «один», без всякого мистицизма и тринитаризма. Вы правы, один и в Африке один. Как понимать крещение во имя Отца, Сына и духа? Очень просто: мы признаем их и подчиняемся им. В этом опять таки нет никакого тринитаризма. Почему вы считаете, что Бог не логичен в своем существовании? Нигде в Библии не написано такого. Библия предельно логична. Если бы она была нелогична, мы не могли бы понимать ее и руководствоваться ей в своей жизни. Она была бы неприменима. Большему стать меньшим – это не нарушение логики, а просто художественный прием для подчеркивания мысли. В данном случае это мысль о том, что Бог любит и вознаградит смиренных людей. Очень логичная мысль, разве нет?

      Я могу согласиться, что в Боге может быть что-то нелогичное или непонятное людям. Но такие вещи Бог просто не открыл нам. Какой смысл Богу мучить людей ребусами? Это было бы жестоко с его стороны. Во всем его слове, от Бытия до Откровения, все очень ясно и логично. Мне жаль, если вы так не считаете, если для вас Библия – книга парадоксов. Это значит просто, что вы ее плохо исследовали.

      Конечно, Бога нужно познавать верой. Но почему вера исключает логику? С каких пор вера и логика стали взаимоисключающими понятиями? Подумайте вот о чем: какой смысл было Богу давать нам логику, если она нам не нужна и даже вредна? Зачем он так с нами поступил? И если мы созданы по образу и подобию Бога, то не говорит ли это о том, что логика тоже присуща Богу хотя бы в какой-то степени? А в какой именно? Это уже не нам решать, правда? Мы принимаем Бога таким, каким он сам открывает себя в своем слове, и не додумываем ничего сверх этого.

      Удалить
  24. Я хочу привести такой пример. Вот человек у которого есть родитель и есть дитя. Этот человек по отношению к своему родителю является дитем и соответственно подчинённость, а по отношению к своему детю, он является родителем. Но мы же не говорим, что у человека две головы. Дух, даёт нам жизнь, ибо без духа мы мертвы. Вот вам и понимание триединства.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не очень понял, вы доказываете Троицу или опровергаете. Если вы ее доказываете, но при этом верите в подчиненность Сына Отцу, то это ересь. Согласно символам веры, они полностью равны. Если дух дает нам жизнь – это замечательно, но разве это делает его отдельной от Бога личностью, при этом равной ему?

      Удалить
  25. Антон, совсем недавно один из лидеров партии "Единая Россия" именно акцентировал, что слово "единая" это дескать союз всех субъектов России. Так что как видим как хотим - так и трактуем.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *