История одного памятника


У нас в Саранске в самом центре города, почти на центральной площади перед зданием правительства, в окружении парков, торговых центров и самых фешенебельных строений стоит памятник патриарху Никону. У его подножия – любовно посаженные живые цветы. Выше фотография, сделанная мной вчера. Это очень интересная ситуация, о которой нельзя не рассказать. Вот что говорится об этом человеке в нескольких источниках:

Никон, – писал в своем послании расколоучитель Аввакум, – епископа Павла Коломенского мучил и сжег в новгородских пределах; протопопа костромского Даниила уморил в земляной тюрьме в Астрахани; священнику Гавриилу в Нижнем приказал отрубить голову; старца Иону Казанца в Кольском остроге на пять частей рассекли; в Холмогорах сожгли Ивана Юродивого, в Боровске – священника Полиевкта и с ним 14 человек. В Нижнем сожгли народу много, в Казани 30 человек, а живущих на Волге в городах и селах и не хотевших принять антихристовой печати клали под меч тысячами. А со мной, – продолжал далее Аввакум, – сидело 60 человек и всех нас мучил и бил и проклинал и в тюрьме держал (С. Максимов, «Рассказы из истории старообрядчества по раскольническим рукописям», СПб., 1887, стр. 89).

Патриарх обрушил на ослушников жестокие репрессии. В ответ со всех сторон к царю пошли жалобы на своеволие и лютость патриарха, его гордыню и своекорыстие. Он мог, например, дать приказ собрать со всех церквей Московского государства 500 голов лошадей и преспокойно разослать их по своим вотчинам; он ввел новый оклад патриаршей пошлины, повысив ее до таких пределов, что, по свидетельству одного челобитчика, «татарским абызам жить гораздо лучше», помимо этого Никон требовал экстренных взносов на затеянную им постройку Нового Иерусалима и других монастырей. О его гордом и жестоком обращении с клириками, приезжавшими в Москву, ходили негодующие рассказы — для него ничего не стоило посадить священника на цепь за какую-нибудь незначительную небрежность в исполнении своих обязанностей, мучить его в тюрьме или сослать куда-нибудь на нищенскую жизнь (К.В. Рыжов, «100 великих россиян», Вече, 2012).

Почти сразу все противники никоновых «новин» подверглись репрессиям. Пожалуй, только протопоп Аввакум пострадал в этот период меньше других, поскольку был близок к царице, его знали представители старомосковского боярства. Он был отправлен в ссылку, правда, чрезвычайно тяжелую, но ему не отрезали язык и не отрубили правую руку, как другим. Аввакум сначала оказался в Тобольске, затем отправился с воеводой Пашковым в Даурию, в Забайкалье. Здесь Аввакум потерял нескольких своих детей. После отставки Никона, когда сторонников старых обрядов на время оставили в покое, протопоп вместе с семьей возвратился в Москву. Однако период спокойствия длился недолго. Вскоре царь и вселенские патриархи на Соборе 1666 года подтвердили взятый Никоном курс, хотя и осудили русского Патриарха за гордыню. В Соборе приняли участие Патриархи всех православных церквей – Антиохийской, Александрийской, Константинопольской и Иерусалимской. В том же 1666 году начинается последний этап жизни огнепального протопопа – его многолетняя ссылка в северорусский городок Пустозерск. Здесь он сидел в земляной тюрьме (А. Гриненко, «Триста лет гонений. Краткий очерк истории старообрядчества в России»).

Аввакума, священника Лазаря, диакона Феодора, инока Епифания сослали в северный Пустозерск и бросили в яму. Их, за исключением Аввакума, подвергли казни: отрезали языки, отсекли правые руки. Но заточение не смирило Аввакума, а раскрыло его талант страстного публициста. За 14 лет он написал десятки произведений, включая «Житие» – первую русскую автобиографию и шедевр мировой литературы. В 1682 году «за великия на царский дом хулы» Аввакума приговорили к сожжению. Он взошел на костер, подняв сложенное в двуперстие руку (Е. Щигленко, «Патриарх Никон»).

Также стоит помнить, что именно при Никоне действовало самое жестокое церковное законодательство в истории России, согласно которому «еретики» (т.е. любые несогласные) сжигались на кострах без лишних разговоров.

Представьте, что некий злодей одних ваших знакомых убил, других – посадил в тюрьму, третьих – отправил в ссылку, и вот он говорит вам: «Я слышал, что вы, голубчик, семьи разрушаете. Ай-яй-яй, нехорошо!» Вам станет смешно или грустно? Религиозная организация, которая пролила реки крови и затем не только не извинилась, но воздвигла убийцам освященные памятники на центральных площадях, сегодня критикует людей, которые не делали ничего подобного. И строит памятники за их счет.

В стране, которая называет себя христианской и рассуждает о терпимости, строят памятники подобному человеку – ярчайшему символу религиозного насилия. Церковь, которая называет себя христианской, освящает их (памятник в Саранске был освящен патриархом Алексием II в 2006 году). Вокруг этого памятника гуляют дети и молодожены, с ним фотографируются жители и гости города. Большинству из них невдомек, кто и что перед ними. Они даже не подозревают, какой безнадежный и фатальный тупик символизирует этот памятник – тупик религиозный, духовный и нравственный. Выбраться из него хотят немногие, могут – единицы.

Читайте также:
Все радостнее жить
Традиция или Сибирь – ваш выбор?
Разрешает ли православная церковь убивать еретиков?

Комментарии

  1. Кто властитель этого мира? В этом мире ставятся памятники "лучшим" его сыновьям!

    ОтветитьУдалить
  2. Странно, ноя не слышал что, были памятники Торквемаде. Еще страннее, то представители РПЦ. официально заявляют, что признают вину церкви перед старообрядцами и что их преследования были слишком жестоки и неправомерны. Но на деле все по другому. Наверняка данный памятник оскорбляет чувства старообрядцев, традиционной религии для России, но очевидно, что всем на это наплевать.

    ОтветитьУдалить
  3. Точно -тупик.А главная причина состоит в том , что большинство людей НЕ ХОТЯТ ДУМАТЬ. Живут по принципу -"будем есть и пить ,ибо завтра умрем".Хочется еще больше свидетельствовать,чтобы найти всех тех,кто хочет "вырваться " из этого тупика.Мф.24:14

    ОтветитьУдалить
  4. Антон,спасибо,что сделал экскурс в историю.Такая информация не будет лишней.Представил себе происходящее в прошлом-жуть.

    ОтветитьУдалить
  5. Когда ставят памятник не задумываются о несостоявшейся жизни людей, горе и безумии, которые принесли такие репрессии. За каждым действием этого человека стояли человеческие жизни, семьи, дети. А если бы поставить памятники всем этим людям, которых замучил и убил этот человек, верно, места бы на площади не осталось бы. Представляете, каждый спрашивал бы кто эти люди..., почему они здесь стоят. А у каждого надпись что с ним произошло и из-за кого - ужас поразил бы многих.

    ОтветитьУдалить
  6. На самом деле, он просто таким образом отвечал на экстремизм старообрядцев, которые возбуждали вражду по религиозному признаку, а лошади-подарки которые приносили богатые благодарные прихожане.

    ОтветитьУдалить
  7. я ЭТИМ не интересуюсь. знакомая фраза?Там,где Бог всего лишь безликое ЭТО возможно все...

    ОтветитьУдалить
  8. Победители ставят свои памятники. Они как и все в этом мире временны.И придут новые победители и поставят свои памятники. Пока Иегова не уберет этот мир с его победителями и памятниками.

    ОтветитьУдалить
  9. Интересно, о чем житель Саранска должен думать, созерцая сей памятник? О патриархе-реформаторе, внесшим вклад в православную религию? Или же это некий посыл - помните Никона все те, кто несогласен с правлением РПЦ? Ни то и ни другое. Никон сыграл важную роль в христианизации Мордвы и в Саранске его считают сыном мордовского народа. Вроде национального героя. Знаковая фигура. Так-то. Извольте возложить цветочки и не ворошить былое. Лично я так понимаю правительство Мордовии и то, чем они руководствовались, устанавливая этот монумент.

    ОтветитьУдалить
  10. Надо было по сторонам основания памятника пустить барельеф со Сталиным, Лениным, Берией, Гитлером и другими историческими "благодетелями", которые тоже "просто таким образом отвечали на что-то там, показавшееся им экстремизмом" и ухлопали сотни миллионов... Видимо, постеснялись. Хотя в честь многих из этих чудовищ стоят отдельные памятники по всему миру...(

    ОтветитьУдалить
  11. Конечно, Никон был жестоким партриархом, но как говорят умные люди: Господь посылает нам такого пастыря, которого мы заслужили...А за замучаных людей можно только порадоваться, ведь они за веру погибли, за Христа, а значить будут со Христом и им утешены.Надо заметить что у всех правителей были подчиненные, которые не знали меры в наказании и всегда исполняли волю хозяина с чрезмерным старанием, вспомните Грозного и Малюту...Да много примеров в истории, сказать можно только одно - среди всего ужаса описанного в статье были и такие введения, которые внесли огромный вклад в развитие веры на Руси. А вообще фильм есть интересный про Никона - Раскол, рекомендую, очень познавательно...Кстати и само Житие Аввакума полезно прочитать, думаю многим обвинениям подтверждения там не найдете...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То есть это Бог виноват в массовых убийствах невинных людей. Понятно. Да и как удобно – творим что хотим, любой произвол, убийства, а затем говорим: во-первых, меня послал Бог, во-вторых, вы виноваты сами (заслужили), в-третьих, вы будете утешены Христом, и потому не расстраивайтесь и терпите. Получаем утонченную систему религиозного оправдания любых действий вплоть до массового геноцида. И вот такому Богу кто-то хочет поклоняться? Вот такую религию исповедовать? И вот такая религия считает, что имеет моральное право хоть кого-то критиковать и поучать?

      Удалить
  12. А что тут удивляться? Если у нас до сих пор не только стоят в изобилии памятники Сталину, но и в 2013 году открывают новые, то что тут говорить-то?

    ОтветитьУдалить
  13. Что самое страшное для меня лично,так это то,что в служении и в дискуссиях,когда эти злодеяния приводишь,ни в инете,ни в живую я ни разу не слышал,что бы хоть один православный осудил это,мало того,есть даже какой то процент,особенно среди именно священнослужителей,кто даже одобряет это и называет Никона "хранителем веры".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, хранитель. Убил всех несогласных - сохранил веру.

      Удалить
  14. Автор неизвестен (скорее всего, Анонимус)3 июн. 2013 г., 10:53:00

    Для РПЦ Никон - это некий символ, образец утраченного ныне могущества. Чьи-то там отрубленные руки или головы никого в этот аспекте не волнуют - жалеют лишь о том, что более не могут по своему произволу казнить и миловать.

    ОтветитьУдалить
  15. Это - фрагмент памятника "1000-летие России" в Новгороде, изображающий Никона:
    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:1000_Nikon.jpg?uselang=ru
    Просто у вас в Саранске сделали отдельный монумент.

    ОтветитьУдалить
  16. Анонимный4 июн. 2013 г., 0:23:00

    А почему вы, Антон, не вспоминаете резню в Иерихоне?! Или законы евреев по которым девушки брались в жены убийцами её родных?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То есть вы не видите разницы между войнами, которые велись по приказу Бога, и всеми остальными войнами и убийствами в истории? Для вас это одно и то же? Те войны были судами Бога над нечестивыми, а все суды Бога праведны и справедливы. В них не гибнут невиновные (вспомните Раав и ее семью, которые спаслись). Что из этого относится к расправам православной церкви над своими оппонентами? Или вы всерьез хотите сказать, что это Бог велел православной церкви убивать кого-либо и она, таким образом, вела священную войну с грешниками от лица Бога? Может быть, с неба спустился ангел и чудом истребил тысячи старообрядцев? Давайте все-таки понимать огромную разницу между убийством в исполнение воли Бога и убийством в ее нарушение. Евреи тоже не могли убивать кого хотят и где хотят. И тем более это касается христиан, которым заповедано любить своих врагов.

      Удалить
  17. А кто такие эти старообрядцы?
    И с чем(Что такого Никон в водил или требовал)что они были так с этим не согласны,и готовы были ради этого умирать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Попробуйте задать эти вопросы поиску.

      Удалить
  18. Видимо на Руси, которая под покровом Богородицы находится до сих пор, творились не очень хорошие дела, отчего требовалось царю Алексею Михайловичу издать Законодательный свод
    "Соборное Уложение" 1649 г. В нём много чего интересного есть и можно представить, что творилось в христианизированной Руси Великой.

    Только один пример из "Уложения":
    Глава I. О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ

    " 1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь." - Это только один пункт.

    Видимо Никон этим и руководствовался.

    ОтветитьУдалить
  19. Разве это удивительно, для православия это нормально. Ведь "сам" отец русской православной инквизиции Иосиф Волоцкий, РПЦ введен в лик святых. И теперь каждый может еще прикоснуться к его мощам в Успенском монастыре в Волоколамске. Какие плоды такое и дерево:"Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые" (Матфея 7:17).

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо Антон, смелая статья. Возможно побудишь некоторых поразмышлять, в какой они религии и какому богу служат.

    ОтветитьУдалить
  21. А можно ли доверять записям Аввакума???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То есть Аввакум в течение десятков лет осознанно и без всякой причины клеветал на Никона и церковь? Зачем? Какая мотивация? И что делать со многими другими записями других людей? Гонения на старообрядцев слишком хорошо задокументированы, чтобы просто брать и не верить им.

      Удалить
  22. Да, видимо подобные моменты в жизни православной Церкви и привели в конечном результате к тому, что в 1917 году крещенные в РПЦ верующие сжигали храмы и даже убивали епископов и других представителей духовенства.

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный9 июн. 2013 г., 0:03:00

    Ну, может он, того... как ап. Павел - не ведал,что творил? Я о Никоне.

    ОтветитьУдалить
  24. Дмитрий Усанов9 июн. 2013 г., 3:26:00

    Признаться, я и не знал,что у нас в России была своего рода инквизиция. Удивительно, что наши орут на каждом углу - "инквизиция в Европе!", а про инквизицию в своей стране предпочитают не вспоминать. Интересно, кто ещё в России, кроме Никона так прославился?

    ОтветитьУдалить
  25. А если бы СИ были гос.религией, и министерством про делам религий, как РПЦ, не было бы репрессий?
    Да ещё как были бы! Может даже ещё хуже было бы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, нет. Насилие в христианстве неприемлемо ни в каких формах. Бог хочет, чтобы каждый человек сделал свободный выбор. Согласитесь, если даже Бог не заставляет никого верить в него силой, то тем более это не должны делать люди. Кроме того, ваш вопрос включает заведомо невозможную предпосылку: СИ - госрелигия. СИ никогда принципиально не станут госрелигией. Чтобы стать госрелигией, нужно пойти на огромное количество компромиссов и уступок власти, несовместимых с христианством.

      Удалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Боже, не мешай мне быть хорошим человеком

Памятка по Матильде

Библейские загадки

«Перевод нового мира» плохой, потому что…

Проблема теории о «лжепророчествах»

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *