Войну и «защиту родины» часто обосновывают ссылками на Ветхий Завет. При внимательном его прочтении легко заметить, насколько шатко такое обоснование. Войны, которые вели древние израильтяне, имеют крайне мало общего с современными. Начать с того, что все эти войны были в первую очередь войнами Бога, который сражался за свой народ:
…Не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас (Втор. 3:22).
Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь (Втор. 9:3).
Завоевание Ханаана Иисусом Навином и последующими судьями было прямым исполнением приговора Иеговы над хананейскими народами, погрязшими в насилии и безнравственности. Это не была война в современном понимании (или геноцид, как еще говорят). Это был суд Бога над нечестивыми посредством его служителей на земле:
И сказал Господь: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев (Исх. 34:11).
…Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего (Втор. 9:5).
Победы Израиля полностью зависели от благословения Бога и только от него. Успех любого военного предприятия определяла не численность войска, не подготовка, не стратегия, но только поддержка Бога, которая, в свою очередь, всегда была следствием правильного поведения народа и его лидеров:
На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема (Суд. 3:10).
Итак пошло туда из народа около трех тысяч человек, но они обратились в бегство от жителей Гайских… И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас?… Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лице твое? Израиль согрешил (Иис. Нав. 7:4, 7, 10, 11).
Перед войной израильтяне специально заручались у Бога благословением:
И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты (Суд. 6:36, 37).
И вопрошали сыны Израилевы Господа… выходить ли мне еще на сражение с сынами Вениамина, брата моего, или нет? Господь сказал: идите; Я завтра предам его в руки ваши (Суд. 20:27, 28).
Бог всегда хотел, чтобы евреи хорошо понимали, почему они побеждают или проигрывают:
И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня» (Суд. 7:2).
Нередко Иегова вмешивался в ситуацию и уничтожал нечестивых сверхъестественным способом:
И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые (Ис. 37:36).
Израильтянам предписывалось отпустить из армии всех, кто воевать не может, в силу разных бытовых причин, или даже просто не хочет:
Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее. И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце (Втор. 20:5–8).
Наконец, Бог обещал благословить израильтян за верность отсутствием войн в принципе:
Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году (Втор. 34:24).
И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом (2 Пар. 17:10).
Это очень важный момент, который часто упускают из виду. Если бы израильтяне были послушны, то после первоначального завоевания Ханаана им не пришлось бы воевать вообще, потому что окружающие народы сковал бы «страх Господень». Что и происходило в отдельные периоды праведных судей и царей, когда мир длился десятилетиями. К сожалению, такие периоды всегда быстро заканчивались, Бог отнимал свою защиту, и евреи снова оказывались порабощенными, после чего снова приходилось воевать.
По этой же причине Бог велел своему народу «не умножать коней» – при верности Ему в них просто не было смысла. Израильтяне могли стать единственным государством вообще без армии:
Только чтоб [царь] не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней (Втор. 17:16).
А чему нас учит Библия относительно «защиты родины»? Читателя и здесь ждет сюрприз: евреи никогда не защищали родину. Во-первых, назвать Ханаан их родиной можно с большой натяжкой. Ни Авраам, ни Моисей, ни Иисус Навин не родились в этой земле. По современным меркам они были в ней оккупантами и агрессорами. Почему же они ее защищали? По исключительно религиозным причинам. Прочитаем письмо израильского судьи Иеффая аммонитскому царю, который обвинил евреев в захвате своей земли и потребовал ее обратно. Иеффай отвечает:
И предал Господь Бог Израилев Сигона и весь народ его в руки Израилю, и он побил их; и получил Израиль в наследие всю землю Аморрея, жившего в земле той; и получили они в наследие все пределы Аморрея от Арнона до Иавока и от пустыни до Иордана. Итак Господь Бог Израилев изгнал Аморрея от лица народа Своего Израиля, а ты хочешь взять его наследие? Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь Бог наш (Суд. 11:21–24).
Позже военачальник Иоав сказал:
…Будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно (2 Цар. 10:12).
Вот за что воевали израильтяне – за «наследие Бога нашего» и «города Бога нашего». Им вряд ли было известно понятие защиты родины в его современном политическом и националистическом смысле. Они получили от Бога в наследие землю, и это был важнейший религиозный вопрос. Это была священная земля, принадлежавшая, по сути, Богу, тогда как израильтяне охраняли имущество Бога. Защита этой земли имела чисто религиозное значение и велась за чисто религиозные ценности, от чего напрямую зависели их отношения с Богом (что, кстати, резко поменялось в христианскую эпоху – ни Христос, ни апостолы уже не призывали отвоевывать Иудею от захватчиков-римлян, чем нарушали ветхозаветную логику, согласно которой борьба с захватчиками всегда была в высшей мере праведным поведением).
Факт в том, что израильский народ вообще не вел войн в традиционном понимании этого слова. Если он их вел, то только когда грешил. Это было уникальное явление, не имеющее аналогов в истории ни до, ни после. Бог сражался через людей, а часто и вместо людей. И сражался Бог не за родину, независимость или территориальную целостность – ему не нужны эти игрушки людей, – а за наследие, которое он дал потомкам Авраама, потому что был связан с ним (и с ними) особыми узами и клятвой, имевшей масштабное историческое значение:
Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, – но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского (Втор. 7:7, 8).
Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22:16–18).
И здесь мы подходим к сути. Можно смело сказать, что израильтяне защищали свою землю для того, чтобы в будущем все человечество смогло получить прощение грехов благодаря Мессии, который родится на этой земле в богобоязненной семье. Защищая наследие, данное Аврааму, Бог защищал жизнь и вечное благополучие «всех народов земли», тогдашних и будущих. Он защищал его даже после того, как Израиль потерял формальную политическую независимость. Вот в чем подлинный смысл тех войн, над которыми сегодня порой смеются и называют Бога жестоким, не понимая его замысла в отношении Авраама, его «семени» и человечества в целом.
Попытки современных религиозных деятелей обосновывать войны ссылками на Библию и рядиться в тогу древних израильтян просто смехотворны, а также нескромны. Существуют ли сегодня какие-то особые отношения между Богом и людьми по признаку национальности или происхождения? Есть ли связь между военными победами и поведением народа? Дает ли Бог кому-либо прямое поручение воевать с кем-либо? Помогает ли он воюющим сторонам сверхъестественным образом, посылая своих ангелов? Просят ли воюющие стороны благословения у Бога и получают ли его явным образом? Благословляет ли Бог праведные страны длительным миром, и что это за страны? Уменьшают ли страны свои армии до минимума? Отпускают ли из армии всех, кто не хочет воевать? Дал ли Бог хоть одной стране землю в наследие? Является ли сегодня хоть какая-нибудь земля священной – в настоящем религиозном, а не пропагандистском политическом смысле этого слова? Влияет ли защита любой современной страны на судьбы всего мира?
На все вопросы: нет. Ни одна современная армия и страна, включая современный Израиль, не соответствует практически ни одному принципу тех войн, о которых мы читаем в Еврейских Писаниях, и уж тем более не отвечает их высокому предназначению.
Читайте также:
Две карты
Об отечестве и его защите
Защита чего-то
Меня всегда удивляло, как лихо представители "исторических" церквей оправдывают такие явления, как почитание икон и мощей, с помощью ветхозаветных богослужебных практик.
ОтветитьУдалитьУверен, что если бы сейчас в ПЦ практиковалось приношение в жертву животных, это тоже было бы легко легитимизированно с помощью Еврейских Писаний.
Вот и участие в военных действиях оправдывают (Совсем не обоснованно, как это показано в статье), ссылаясь на еврейский "милитаризм".
И самое печальное - все это пытаются экстраполировать на христианство.
Если учесть тот факт, что за кулисами для церкви важна власть, а не Бог, то можно понять их отговорки. А паства говорит только то, что говорят ей пастыри. Им не нужно самим думать. Им не нужно читать Библию, размышлять. Главное что сказал батюшка, а батюшка не врет. Вот так и получается, что многие религиозные люди готовы убивать братьев ради защиты интересов левых людей.
ОтветитьУдалитьСтранная это вещь - патриотизм. Любить всю землю - это плохо. Можно и нужно любить только ее кусок, обрезанный границами, которые придумали люди. Но Бог не предусматривал границ, когда создавал землю. Современные воспитатели воспитывают скинхедов, которые сами несчастны и ненавидят счастливых людей. Мне жаль этих мальчиков. Их лишили любви, красоты, доброты. Они даже не подозревают, что "большее счастье давать". Мне их очень жаль.
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень интересная статья.
ОтветитьУдалить"Ветхозаветными войнами" действительно очень часто пытаются оправдать сегодняшние безобразия, и чуть-ли не убедить присоединиться к ним ))
Отличная статья!
ОтветитьУдалитьСпасибо. Хорошая статья. Однако израильтяне все таки любили свою родину. Но их патриотизм был в Боге Израиля. Однако сказать, что Израиль не защищался нельзя. Много примеров, где Израильтяне все таки защищались не только потому, что это земля обетованная, но и потому что в ней люди жили. И как на пример в отечественную войну было не воевать, когда не хватало людей, а вот например верующие видят, что немцы избивают, убивают, расстреливают, и, что не вмешаться? Разве это праведно будет пред Богом? Нельзя в армии служить, правда, но не доходить же до абсурда. А что касается апостолов и первых христиан, то у них ведь и не было территорий.
ОтветитьУдалитьP.S. "И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые "(((Исх. 37:36).)) Ис. 37:36. Исайя, а не Исход.
Любили ли израильтяне родину? Наверно, любили. Любой человек любит свою родину в той или иной форме. Но это никак не значит, что из-за этой любви надо кого-то убивать. Не могу понять, какая связь между любовью и убийством.
УдалитьЧто значит: израильтяне защищались, потому что в ней люди жили? Во-первых, как я здесь объяснял, на израильтян нападали только потому, что они переставали служить Богу. Именно это была главная и единственная причина, почему на них нападали. Если бы они служили Богу, им не приходилось бы ни от кого защищаться. Во-вторых, какое отношение люди имеют к территории? Защита людей и защита территории – две совершенно разные вещи. Например, для защиты людей нужно убрать их подальше от фронта, а для защиты территории, наоборот, бросать их на фронт в самое пекло. Как видите, два полностью противоположных действия. Защищать людей, безусловно, надо. Но эта защита имеет мало общего с войнами за территорию, которые ведут страны всю историю. Хорошие примеры защиты людей: поступок гаваонитян, описанный в 9-й главе Иисуса Навина, а также совет из Прит. 22:3. Лучший прием карате – быстрые ноги, как говорил Ван Дамм.
Вы хотите вмешаться, когда немцы убивают? Это красиво звучит, но что вы будете делать на практике? Броситесь врукопашную на танк? Сложно представить, что вам удастся таким образом кого-то защитить. Нет, благоразумные люди, которые действительно хотят спасти свою жизнь, всю историю поступали ровно наоборот: не бросались на танки, а скрывались от них, причем заблаговременно. А также договаривались. Любая война – это не способ защиты людей, а способ их убийства. И если вы согласны с тем, что «нельзя служить в армии», значит, вы и сами это хорошо понимаете.
Согласен - отменная статья!! И как всегда рассматривается актуальная тема, тут не ровен час, начать рассуждать так же "правильно" как Корей, к примеру.
ОтветитьУдалитьЗЫ. Может на первый взгляд не в тему, но спасибо, что добавил зеркало chivchalov.blogspot.in: ибо, когда я раньше открывал твой "привычный" блог с окончанием .com на мобильном (проверял не на одном), то дооооолго загружался, а если открывал другую ссылку на другом окне, то вылетал браузер... А сейчас летит просто.
Я ничего не добавлял. Просто Blogger так работает. Блог можно открыть с любого национального домена, будь то ru, com, de, fr или даже jp.
УдалитьХорошо подобранные библейские цитаты и вопросы в конце статьи полностью выбивают фундамент современных "аналогий".
ОтветитьУдалитьК этой мысли: "ни Христос, ни апостолы уже не призывали отвоевывать Иудею от захватчиков-римлян, чем нарушали ветхозаветную логику".
Когда политики и военные призывают к защите Родины(облагороженное название одной из разновидностей понятия "война"),это ожидаемо. Но когда это же делают авторитеты религий,называющих себя прямыми исконными последователями Христа и апостолов и эксплуатируют религиозную мотивацию, - одну из самых сильнодействующих, - это мягко говоря выглядит странно.
Вот материал из вики:
Патриотизм и раннее христианство
"Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом "народе Божьем" подрывала самые основы полисного патриотизма. Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и "варварами". Апостол Павел наставлял: "Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового , где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического "Послания к Диогнету", приписываемого Иустину Мученику, "живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные" Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: "Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня"
Антон, если Бог неоднократно говорил что он ненавидит насилия, он желает что бы люди так же ненавидели насилие, то почему он побуждал свой народ убивать других людей то есть проявлять насилие к другим?
ОтветитьУдалитьПотому что на тот исторический период это было неизбежное зло, без которого воля Бога в отношении людей не могла осуществиться. Если бы Бог не проявил насилие по отношению к нечестивым, то на земле не осталось бы ни истины, ни праведности, ни святости. Мессия тоже не родился бы.
УдалитьАнтон мне не совсем понятно гуманность Бога в этом отношении... Как мне кажется события описанные в ветхом завете, где сам Бог даёт указания , резать и убивать младенцев и детей, стариков, беременных женщин, людей другой веры и нации.. Может это не Бог давал такие указания а кто то другой? Просто мне лично не представляется, что любящий Бог , который в Псалме говорит: "любящего НАСИЛИЕ ненавидит" Бог и в то же время израильтяне по указанию Бога врывались в ханаанские семьи и протыкали своими мечами насквозь, беременных женщин и других невинных людей.. Что скажешь Антон?
ОтветитьУдалитьПочему вы считаете их невинными? Никто, кто погибает от рук Бога, не является невинным. Все пути Бога всегда абсолютно справедливы. «Он — Скала, его дела совершенны, И все его пути справедливы. Он — Бог верности, у которого нет несправедливости, Он праведен и честен» (Втор. 32:4). Хананеи творили чудовищные мерзости, например человеческие жертвоприношения. В этом участвовали все, от мала до велика. Эта была культура греха и поклонения демонам. Современные археологи, исследуя эту культуру, удивляются, почему Бог не уничтожил их раньше. Бог проявил еще немалое терпение, что терпел это сотни лет.
УдалитьИнтересно, почему вы не задаете все эти же вопросы о Потопе, Содоме и Гоморре и будущем Армагеддоне? Во всех этих случаях тоже погибали и будут погибать и младенцы, и беременные женщины. Но я никогда не слышал, чтобы кто-то спрашивал: как Бог мог убить младенцев и беременных женщин в Потопе? Мы почему-то согласны с тем, что Бог имеет право убивать людей по праву их творца. Но теперь вспомните, что в Содоме и Гоморре он убивал их не сам, а поручал это ангелам. Так же будет в Армагеддоне (2 Фес. 1:7), и весьма вероятно, что так же было в Потопе. Бог обычно действует через своих служителей. Иногда эти служители находятся на небе, иногда – на земле. Я не собираюсь судить Бога и решать, имел он право убивать или не имел, а также его методы и выбор исполнителей, потому что он Бог и творец всего, и не мне обсуждать его поступки. Я не умнее, не мудрее, не справедливее и не праведнее Бога. Я больше писал об этом здесь: http://chivchalov.blogspot.com/2010/12/blog-post_05.html
Любить насилие, конечно же, нельзя, и Бог сам говорит, что не любит насилие (Ис. 61:8). Я не думаю, что когда израильтяне участвовали в судах Бога, они любили насилие, что это доставляло им удовольствие. Это было неизбежное зло. Любое убийство – плохо, и Богу это не нравится. Неужели вы думаете, что ему причиняет удовольствие убивать собственные творения? Конечно, нет. Прочитайте Иез. 33:11. В его планы никогда не входило уничтожение собственных творений. Но часто что-то сделать необходимо, даже если это неприятно. Как родитель, наказывая ребенка, вовсе не получает от этого удовольствие, но при этом понимает, что это важно, пересиливает себя и делает. Такое же отношение к этому было и у всех праведников в истории. Я не читал, чтобы Давид или Соломон были рады возможности убить кого-то, даже врагов на войне. Более того, Бог даже не разрешил Давиду строить храм из-за того, что он слишком много воевал (1 Лет./Пар. 28:3).
Дорогой Антон хорошая аргументированная статья. Мне порвался исторический обзор. Но по моему ты немного категоричен. Вот твоя цитата:"Факт в том, что израильский народ вообще не вел войн в традиционном понимании этого слова".
ОтветитьУдалитьХотя есть не один пример когда народ Израиль всё же вёл войны, и не по воле Бога Иеговы. Пример книга Судей 9 глава.
Ты прочитал следующее предложение? «Если он их вел, то только когда грешил». Судей 9 – как раз такой пример войны не по воле Бога, а вопреки ей. Авимелех впоследствии даже погиб за свое вероломство, и в 56 стихе мы читаем, что так Бог наказал его.
УдалитьИисус много лет проповедовал принцип "не убивай", а фактически сразу по своему вознесению уничтожил (волей Иеговы и руками рямлян ) Иерусалим и иудейское государство (о чем за ранее пророчествовал своим ученикам), видимо забыв о своих новозаветных принципах, вернувшись в лихие ветхозаветные годы. Как вы Антон это объясните? Сын наговорил сентиментальных глупостей про "не убивай", а после, Отец все же решил в отместку за убийство сына вспомнить прошлое по принципу "око за око, зуб за зуб"?
ОтветитьУдалитьИ еще, а как вы думаете в войнах где не участвовали израильтяне, на чьей стороне был Иегова? Ну к примеру в битвах Александра Македонского?
Зачем же так далеко ходить? Возьмем Ветхий Завет. Моисей (именно он, а не Иисус) сказал «не убивай», но сам же (в случае с золотым тельцом) взял и приказал убить тысячи виновных в идолопоклонстве. А потом было уничтожение ханаанских народов. И т.д. Противоречие? Нет, потому что еврейский глагол «убивать», который здесь используется, означает не всякое убийство вообще, а только неправомерное убийство, убийство как преступление. Это примерно как английские глаголы murder и kill. Естественно, такое убийство не разрешено никогда, что при Моисее, что при Иисусе. Однако все суды Бога всегда совершенны, и когда убивает он сам (или поручает людям или ангелам), это не является нарушением заповеди «не убивай». Это не убийство как преступление, а убийство как справедливая кара. Вспомните, что Иисус (сентиментальный глупец, по вашей версии), хотя учил прощению, при этом сам в последние дни отправит нечестивых в «в огонь вечный», причем это будут миллионы людей, если не миллиарды (Мат. 25:41). Вспомните также принцип из Рим. 12:19: «Мне отмщение, я воздам». Мы не мстим, а Бог – мстит. Так было в прошлом и так же будет в будущем. Бог всегда один и тот же. Поэтому ни о какой глупости Иисуса речи не идет. А вот мы, небрежные исследователи Библии, иногда ей страдаем :)
УдалитьИегова не был ни на чьей стороне в войнах этого мира. Эти войны курируют демоны (Дан. 10:12–14).
В Библии есть случай, когда Бог призвал иудеев поступить крайне "не патриотично", что гарантировало им жизнь: Иеремия 21:9,38:2. А Иерусалимские горе-патриоты поплатились за свой "патриотизм": Иеремия 38:4,39:8
ОтветитьУдалитьОчень глупо полагать, что насилие Бога описанное в Библии праведно и от Бога, а насилие не описанное в Библии целиком от людей и никак не может быть от Бога. Не каждый день жизни иудейского государства вошел в писание, но это не значит что были дни когда Бога не было рядом и он не управлял своим народом. Как и каждый день нынешней жизни не означает, что Бог не управляет своим миром и своими тварениями. Как и прежде Бог всесилен и справедлив! Он карает зло и благоволит добру, Он защищает слабых и наказывает их обидчиков жуткими смертями. Бог не изменен во времени. Бог ветхого завета это и Бог нашей нынешней жизни. Но к сожалению есть глупцы,которые так не считают. Некоторые люди тщетно пытались найти список нынешних событий и войн в Писании и не найдя решили, что они не от Бога.Они оставили лавры правления сатане и тем поклоняются именно ему, а не Богу.
ОтветитьУдалитьВсякий, кто идет на любую войну убивать и грабить - есть от сатаны, а кто идет спасать и жертвовать собой ради других - есть от Бога. Выбор всегда внутри нас в нашем сердце, а не вне нас.
У вас слишком романтичное отношение к войне. Вы правда думаете, что война – это когда одни жертвуют собой ради других? Подавляющее большинство войн в истории велось только за территорию. Здесь нет разницы между атакующей и защищающейся стороной, они обе воюют за одну территорию, это полностью симметричная ситуация. Если любая из сторон просто отдаст другой свою территорию, то война сразу закончится и никто не погибнет. Но поскольку ни одна страна на это идти не хочет, но кидает в пекло своих собственных граждан, чтобы удержать территорию, потому-то и продолжаются войны. Они не имеют ничего общего с защитой людей или самопожертвованием, любая война – это чистая политика и попытка перекроить карту мира в угоду тем или иным власть имущим. А чтобы мы с вами, простые граждане, были готовы воевать за этих власть имущих, нам с детства рассказывают красивые истории о самопожертвовании, защиты родины и т.д.
УдалитьВы считаете, что Бог защищает слабых и наказывает их обидчиков? Почему же каждый день в мире страдает столько слабых и процветает столько обидчиков? На какой планете вы живете? На моей планете ситуация такая, что ни о какой защите слабых нет и речи. Поэтому миллионы людей разочаровались в Боге и религии. Конечно, они неправы, потому что в Библии есть благая весть, о которой вы наверняка слышали.
Бог, безусловно, всесилен и справедлив и обязательно в свое время защитит слабых и накажет обидчиков. Но никак не с помощью организации войн. Заметьте, что в этих войнах всегда хорошие люди гибнут вместе с плохими, но Бог так никогда не поступает. Его суды всегда избирательны. В Содоме и Гоморре единственный праведник – Лот – был под руку выведен из города ангелами. В каких современных войнах происходит подобное?
Давайте также поразмышляем о том, почему Иисус и апостолы никогда не призывали защищать якобы обиженных иудеев от их якобы обидчиков римлян, или почему христиане не участвовали в освободительной войне 70 года н.э., в чистом виде войне «за родину»? Почему ветхозаветные праведники убивали врагов направо и налево, а новозаветные не убили и даже не постарались убить ни одного, хотя римляне были теми же филистимлянами?
Антон, Вы умалчиваете о том, что и Новый Завет НЕ ЗАПРЕЩАЕТ праведные войны!
ОтветитьУдалитьПриходящим ко крещению воинам Иоанн Креститель возвещает: "никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Луки. 3:14). Не говорит им оставить свое воинское служение! А слова о жалованье говорят о том, что они и далее должны служить в войсках. Иоанн Креститель, будучи величайшим пророком по слову Христа: "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Матфея. 11:11), сказал бы о неугодности воинского служения, ведь уже пришло время Нового Завета, явления благодати.
В Книге Деяний читаем: "В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу" (Деяния. 10:1, 2). Обратите внимание на следующее:
1. Корнилий, занимая высокое положение в Римской армии (сотник), творил много милостыни и они были благоугодны Господу, как говорит Ангел, явившийся ему: "молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом" (Деяния. 10:4). Если бы воинское служение было неугодно Богу, то Он не принял бы милостыни от доходов за нечистое занятие, как не принимается милостыня блудницы: " Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим" (Второзаконие. 23:18). А если милостыни Корнилия были угодны, то значит, не было греха в его воинском служении.
2. Крестив Корнилия, святой Апостол Павел не говорит ему оставить воинскую службу. А если бы это было нечестивое занятие, то Апостол не преминул бы сказать ему об этом.
Святой Апостол Павел в пример христианам ставит воинское служение: "Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?" (1 Коринфянам. 9:7). Если возделывание винограда и пастьба скота не есть грех, то не грех и воинское служение, которое Апостол ставит в одном ряду.
Позиция свидетелей Иеговы полностью противоречит Священному Писанию.
Не запрещает? Давайте откроем Мат. 5:44; 26:52; Еф. 6:12; 1 Пет. 3:9. Я столько раз писал на эту тему, что уже устал повторяться. Иисус прямо велел своим ученикам любить врагов и не использовать оружие, апостол Павел прямо говорит, что христиане не воюют с людьми, апостол Петр прямо учит не воздавать злом за зло, но вам ничего из этого не интересно.
УдалитьИоанн Креститель был дохристианским пророком, какой смысл на него ссылаться? Ссылайтесь уж тогда на Моисея, Иисуса Навина или Гедеона.
Корнилий воевал до того, как стал христианином, но в Библии нет ни слова о том, что он воевал после своего крещения. Кроме того, он мог уже давно быть в отставке. Звание сотника было пожизненным и не означало, что он на тот момент был действующим солдатом. Потом, вы снова путаете христианское учение с иудаизмом. Даже если Корнилий порешил двадцать человек ровно в тот день, когда к нему пришел Петр, он был иудейским прозелитом и в этом качестве вполне мог воевать. Какое отношение это имеет к христианству? Сказал ему Петр оставить службу или нет, мы опять-таки не знаем. На каком основании вы додумываете? Зато мы точно знаем, что Корнилий стал христианином и потому наверняка вел такой же образ жизни, как и другие христиане первого века, а у нас нет ни одного доказательства, что в первом веке христиане воевали.
Апостол Павел просто привел наглядный пример, он не говорил, что нужно воевать и что это не грех. Вы опять домысливаете. Он привел хорошо знакомый его аудитории пример, чтобы проиллюстрировать свою мысль. В Еф. 6:12 этот же самый апостол прямо говорит, что мы не воюем с людьми, в Рим. 12:14 он призывает благословлять своих гонителей, в Рим. 12:19 говорит, что христиане не должны мстить. Вы не ссылаетесь на прямые слова Павла на эту тему, зато ссылаетесь на наглядный пример, который использовался для подчеркивания совершенно другой мысли на другую тему.
Чем приводить сомнительные библейские аналогии и домысливать, вы бы лучше ответили на прямые вопросы, которые я поднимал в этой статье. Например, почему Христос и апостолы никогда не призывали воевать с иностранными оккупантами, что делали все ветхозаветные праведники, а также почему христиане не защищали свою родину в войне с Римом 70 года, но «трусливо» бежали из Иерусалима, к чему их и призывал Христос (Лук. 21:20, 21). Вы закрываете глаза на эти факты. Вы также игнорируете поведение и учение Христа и христиан, но упорно ссылаетесь на дохристианскую позицию Корнилия и Иоанна Крестителя. Вы практически прямо признали, что вы иудей, а не христианин.
Про статью: всё так....
ОтветитьУдалить\\В.
Любая война это не только убийство военных.Фашисты бомбили наши города,русская авиация бомбила Берлин.Но в Берлине не только Гитлер с Гебельсом жили,а еще дети,старики,женщины.Когда я спросил одного православного,как бы он поступил в этой ситуации будучи военным,ведь его бомбы будут без разбора убивать и детей и стариков,ведь он,верующий человек,сделается массовым детоубийцей.Его ответ меня потряс.Он сказал,что все это делал бы просто БЕЗЗЛОБНО.И это видел самым главным своим извинением за эти жертвы.
ОтветитьУдалитьНе могу привести точных данных, т.к. они разнятся, но суть такова: Во всех войнах погибает минимум воюющих, и максимум мирных, ни в чем не повинных людей.
ОтветитьУдалитьИнтересно, вот начнется допустим конфликт России с Украиной и тогда православные Московского Патриархата Украины будут убивать православных Московского Патриархата России? Или по принципу Арно Амори - убивай всех, Бог разберется кто свой?
ОтветитьУдалитьПервые христиане действительно проповедовали отказ от службы в армии. В III в. мученик Максимилиан пострадал за отказ от военной службы в императорских войсках Рима, которую считал не совместимой с христианской заповедью любить своих врагов. «Мне непозволительно воевать, потому что я христианин», – заявил он. И был казнен.
ОтветитьУдалить«Война не совместима с христианством. Ферруций высказал это определенно и решительно и был за это казнен: "Не дозволено христианам проливать кровь, даже в справедливой войне и по приказу христианских государей". Павлин, епископ Ноланский, умерший в 431 году, еще грозил вечными муками за службу кесарю с оружием в руках. Так это было в первые четыре века христианства»
Истинные христиане не ввязываются в чужие ссоры. Как и написано в Притчи 26:17"Что хватающий собаку за уши,
ОтветитьУдалитьТо человек, который приходит в ярость из-за чужой ссоры". Сейчас идет война россии против Украины, на украинские земли напали русские православные,аллахисты ,атеисты и прочие.Свидетели Иеговы россии не участвуют в этой войне потому что это не наша война,а война православнутых,аллахистов и прочих.
Антон, а ты можешь более подробно объяснить в чем разница в английском между murder и kill?
ОтветитьУдалитьMurder - это всегда преступление, нарушение закона. Kill - необязательно. Более широкое понятие.
Удалить