Молитва «Отче наш» (Мат. 6:9–13) – одно из моих любимейших мест в Библии. Необычайно емкая, лаконичная, при этом метко выхватывает сразу все важное. Это и символ веры, и смысл жизни, и все заповеди, и описание отношений человека с Богом – квинтэссенция всего, что есть в христианстве. Если стих Иоанна 3:16 называют Евангелием в миниатюре, то молитва «Отче наш» – это целая Библия в миниатюре.
Отче наш на небесах, да святится твое имя
Иисус начинает с главного – освящения имени Бога. Самый важный вопрос на повестке дня для человечества, Земли и всей Вселенной. Он намного важнее, чем личное спасение или благополучие отдельно взятого человека. Божье имя поносят веками, а с ним и личность, которая за ним стоит. Это оказывает колоссальное негативное влияние на все творение. Вспомним Иезекииля: «И я освящу свое великое имя, осквернявшееся среди народов, оскверненное среди них вами. И народы узнают, что я Иегова, – говорит Владыка Господь Иегова, – когда освящусь среди вас перед их глазами… Не ради вас я сделаю это, – говорит Владыка Господь Иегова, – так и знайте» (36:23, 32).
Да придет твое царство
Главное, фундаментальное учение Библии, которое пронизывает ее от Бытия до Откровения. Царство Бога – это именно то, что выполнит предыдущие слова молитвы, и потому это логичное ее продолжение. Царство окончательно освятит Его имя и покончит со всем (и всеми), кто это имя попирает. Праведники во все эпохи ждали этого царства, и Иисус правомерно призывает его в первых же строчках молитвы. Царство было основной темой его учения, как он объясняет в другом месте: «Я должен возвещать благую весть о царстве Бога и в других городах, ведь для этого я и послан» (Лук. 4:43).
Да будет воля твоя и на земле, как на небе
Воля Бога уже исполняется на небе, но с землей пока проблемы. Именно эту ситуацию изменит Царство, упомянутое в предыдущем предложении. Когда воля Бога начнет осуществляться и на земле, как на небе, то и имя Бога будет полностью освящено, и все беды человечества уйдут в прошлое. Молитва о воле Бога на земле – это универсальная молитва, архимолитва, которая включает в себя любые возможные проблемы человека. Можно не молиться ни о каких личных проблемах – достаточно помолиться об исполнении воли Бога на земле, и мы помолились о том, что нужно любому человеку еще до того, как он об этом узнал. Ведь именно дефицит воли Бога – основная проблема человечества. Более того, если мы молимся об этом, мы не можем и сами игнорировать эту волю в своей жизни, иначе такая молитва будет лицемерной. Только если воля Бога определяет нашу собственную жизнь, мы можем с чистой совестью молиться таким образом.
Дай нам хлеб насущный на этот день
Только с четвертого пункта начинаются просьбы личного характера – молитва очень неэгоистична, какой должна быть и жизнь христианина. Здесь Иисус метко показывает, как правильно молиться о материальных потребностях. Хлеб символизирует основные потребности человека, это не «хлеб с маслом». Да, нам нужен хлеб, мы так созданы, и просить об этом не зазорно. Но нам не нужно ничего больше хлеба, иначе говоря, основных потребностей. Роскошь может нас отвлечь. Так же молится и автор притчи: «Не давай мне ни бедности, ни богатства, позволь мне есть необходимую мне пищу, чтобы я не пресытился, не отрекся от тебя и не сказал: „Кто такой Иегова?“ – и чтобы не обеднел и не стал красть, позоря имя моего Бога» (Пр. 30:8, 9). При этом хлеб нам нужен только «на этот день» – мы не хотим забегать слишком далеко вперед в наших планах, потому что так мы можем начать беспокоиться о том, что вне наших обстоятельств и возможностей, о чем Христос предупреждает чуть ниже в этой же главе: «Никогда не беспокойтесь о завтрашнем дне, так как завтра будут свои беспокойства. Довольно для каждого дня своего зла» (Мат. 6:34).
Прости нам наши долги, как и мы простили наших должников
Чтобы иметь хорошие отношения с Богом, нам нужно его прощение, но Иисус выражает эту мысль очень интересно – подчеркивает, что мы и сами должны прощать других. Это подразумевается самой молитвой, иначе мы будем не вправе просить прощения Бога. Иисус очень ненавязчиво приводит прощение Бога в связь с тем, как прощаем мы сами. Это, в свою очередь, определяет наши отношения с ближними: великодушие, терпение, любовь. Если мы не любим и не прощаем ближнего, мы не сможем ждать любви и прощения Бога – так молитва становится руководством к действию.
Не введи нас в искушение, но избавь от Злого
Мы не хотим чрезмерных проблем и испытаний для своей веры и просим об этом. Иисус упоминает и Злого – Сатану, который стоит если не за всеми, то за многими проблемами человечества. Он упоминает его в самом конце, но все равно упоминает, показывая этим, что недооценивать влияние этого Злого опасно. Но мы не просто просим от него защиты – мы хотим от него «избавиться», решительно отмежеваться от всего, что с ним связано, от его влияния, его духа и его ценностей. Как и с прощением, данный пункт подразумевает действие: непоследовательно молиться об избавлении от Злого и при этом находить удовольствие в его делах.
Вот и всё, собственно. Что еще есть важного, что здесь не упомянуто? Молитва «Отче наш» – это жемчужина Библии, в ней вся простота и красота истины. Поразмышляйте о ней на досуге.
Читайте также:
Молитва как зеркало
Мысли об Иисусе Христе в формате абзаца
Не сотвори… кого?
Согласна, Антон, что молитва "Отче наш" - это целая Библия в миниатюре. В начале повествования Библии узнаем о том, что имя Иеговы Бога было осквернено ложью и клеветой. Иегова сразу же позаботился о том, чтобы его имя было освящено посредством правления Мессианского Царства. И Иисус как будущий правитель этого Царства, которое еще к тому же решит все , без исключения, проблемы послушных Богу людей, жил интересами Царства и побуждал к этому своих учеников. Но чтобы сохранить непорочность Иегове, живя в мире, которым правит его противник, последователи Христа нуждались и нуждаются в каждодневной поддержке, прощении Бога, чтобы сохранять добрые отношения с ним, и защите до того времени, когда Царство исполнит волю Иеговы - восстановит все, что было разрушено мятежом в Эдеме: райские условия, человеческое совершенство, замечательные отношения с Создателем всех его разумных созданий и единство семьи Иеговы.
ОтветитьУдалитьКоротко и ясно. Полезная информация, особенно для тех, кто произносит ее наизусть.
ОтветитьУдалить"Воля Бога уже исполняется на небе, но с землей пока проблемы" - шедеврально :)
ОтветитьУдалитьСпасибо Антон, очень очень хорошо написали. За душу берёт( и за совесть).
ОтветитьУдалитьВ Библии написано много учений напрямую, где не нужно что-то додумывать. Прямо сказано: "Вы слышали, что сказано: „Люби ближнего и ненавидь врага“. А я говорю вам: не переставайте любить своих врагов и молиться за тех, кто вас преследует, чтобы вам оказаться сыновьями вашего Отца, который на небесах, потому что он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ведь если вы любите только тех, кто любит вас, какая вам награда? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? И если вы приветствуете только своих братьев, что особенного делаете? Разве не так же поступают и люди из других народов?
ОтветитьУдалитьНо, видимо, церковь этого не читала.. Они, видимо, рады даже вырезать это из Библии. Ведь они говорят: "Своего ближнего любить нужно, а врагов можно убивать, ведь своих ближних нужно защищать". Осталось только добавить: "А кто ваши враги -- мы вам подскажем".
Видимо "Отче наш" они читают тоже вверх-дном и задом-наперед, либо читают одно, а понимают другое: "Наш Отец на небесах, избавь нас от врагов наших, дай нам престижу и власть мире сем. Укрепи нашу страну и державу, чтобы она была сильнее врагов наших. Прости нам долги наши, чтобы мы попали к тебе на небеса, и посылай к нам больше людей на крещение и очищение, чтобы мы пополняли сокровище наше. Дай нам сил бороться с сектами, которые используют имя твое. Избавь нас от Злого, который управляет врагами нашими."
Хорошая доступная и полезная статья. Интересно замечено:
ОтветитьУдалить" ...достаточно помолиться об исполнении воли Бога на земле, и мы помолились о том, что нужно любому человеку". Действительно, насколько тесно взаимосвязаны первые три просьбы. Уникальное значение имени Бога включает в себя и следующее:"Я стану тем, кем желаю"(Исход 3:14, перевод Дж. Б. Ротергама). Один специалист по древнееврейскому языку объяснил эту фразу таким образом: "Что бы ни случилось, какие бы трудности ни возникли... Бог всегда „станет“ решением любой проблемы"
P.S: хотя многие эту молитву произносят слово в слово по тексту евангелия от Матфея,Иисус не дал здесь образец некоего обязательного шаблона. В другом случае, когда он был со своими учениками, Иисус произнес ее в несколько измененном построении и формулировках: "Отец, пусть святится твоё имя. Пусть придёт твоё царство. Дай нам на этот день хлеб, сколько нужно на день. И прости нам наши грехи, потому что и мы прощаем каждому, кто нам должен. И не введи нас в искушение" (Луки 11:2 - 4).
Климент "Апостольские постановления", книга 7.
ОтветитьУдалить______
http://mstud.org/library/c/CA/7CA.htm
____
24. Когда же молитесь, не будьте, как лицемеры, но молитесь так, как постановил нам Господь в Евангелии: «Отец наш, ЯХВЕ на небесах, да святится имя Твоё; да придет царствие Твоё; да будет воля Твоя, как на небе, и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и оставь нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть царство во веки, аминь»
_____
Вот же интересная штука выходит, чудеса, те же соборы подтверждают подлинность "АП" Климента, но в поправкой, что они были исправлены еретиками, а что еще сказать, вот ПНМ тоже подтверждают, да все вроде правильно, только имя Бога СИ туда вставили, так что аналогия полная.
Спасибо, Антон! Слова, близкие к сердцу...
ОтветитьУдалитьА еще молитва "Отче наш", пожалуй наилучшее подспорье для проповеднического служения. К примеру, если человек говорит, что он верующий (а по практике это, как ни странно, процентов 90), то не надо сильно грузиться, подбирая тему для беседы. Упомянул молитву "Отче наш" и - вперёд. (Хотя из тех 90 % знают ее отнюдь не все).
ОтветитьУдалитьГоворя о молитве к святым, часто приводят следующий аргумент: «слово молитва образовано от слова "молить". Молить - это просить, говорить.
ОтветитьУдалитьМолитва - это обращение к кому угодно. А молитва Богу - это обращение к Богу. То есть молясь, мы обращаемся к святым».
Действительно ли библейское слово молитва означает просто - обращение?
Что можно ответить на сей аргумент? Спасибо.
Конечно, в общем смысле молитва – это обращение, просьба и т.д. Тем более что в еврейском и греческом языке использовались разные слова для обозначения молитвы. Но в религиозном смысле молитва обращается только к Богу. В Библии нет ни одного примера, чтобы праведник молился (обращался) к какому-то духовному существу (реальному или вымышленному) кроме Бога. Если кто-то это делал, его могла ждать за это смертная казнь (3 Царств, гл. 18).
УдалитьБог объяснил Моисею значение своего имени:
ОтветитьУдалить"13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий, Иегова послал меня к вам."
Исход3:13,14.
Вы заметили, имя Иегова имеет точный перевод на русский словом Сущий.
А Иисус открыл ученикам имя Отца (Иоанна.17:6,25,26) и ещё научил в молитве говорить в Святости имя Отца.
"9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;" Матфея 6:9.
Оказывается тринитарии в 3- 4 веке сделали лживую замену имени Иеговы на слово Сущий.
Сейчас найдены рукописи первых христиан первого века, где они цитировали и переписывали молитву "Отче Наш". Там нет лживой замены Иеговы на Сущий.
Оказывается в этих письмах первого века молитва звучит так: "9 Молитесь же так: Отче наш Иегова на небесах! да святится имя Твое;" Матфея 6:9
Посмотрите на эти цитаты.
https://ok.ru/profile/402188634299/album/888868347835/895179079611
Изучите эту информацию на сайте:
https://ok.ru/profile/167864635158/statuses/151930552914710
Когда Иисус говорил эти слова, он говорил это евреям из народа Израиля, которые с детства знали как зовут Бога и Отца, но чего так и не поняли так называемые христиане.
ОтветитьУдалитьТаНаХ, Деварим (Второзаконие)
6:4
Слушай, Исраэйл: Йеhова, Элоhим наш – Йеhова один.
_____________
https://nev-tanah.info/tora/dvarim/dr-6/
_____________
Спасибо дорогой брат! Статья просто прекрасна, вот эта мысль "Молитва о воле Бога на земле – это универсальная молитва, архимолитва, которая включает в себя любые возможные проблемы человека. Можно не молиться ни о каких личных проблемах – достаточно помолиться об исполнении воли Бога на земле, и мы помолились о том, что нужно любому человеку еще до того, как он об этом узнал. Ведь именно дефицит воли Бога – основная проблема человечества." Спасибо дорогой брат!
ОтветитьУдалить