Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Без участия в Вечере нет спасения?

Должны ли те, кто «ест плоть и пьет кровь Христа», вкушать символы Вечери Господней, чтобы показать, что они ее едят и пьют?

В свой предпоследний день на земле Иисус раздал апостолам хлеб и вино и сказал, что это его тело и его кровь соответственно (Луки 22:17–30). А до этого он говорил нечто такое, что многих шокировало: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:53, 54). Конечно, мы понимаем, что речь здесь не идет о буквальном каннибализме.

На основании этих мест иногда звучит аргумент: если ты не пьешь вино и не ешь хлеб на Вечере Господней (Вечере воспоминания, Ужине Господа), тогда ты не ешь плоть Христа и не пьешь его кровь; следовательно, ты не имеешь вечной жизни и не спасаешься.

Верно ли это утверждение? Другими словами, говорится ли в Луки и в Иоанна об одном и том же?

Как обычно, для ответа на этот вопрос нужно разобраться с контекстом. Эти высказывания Иисуса сделаны в разное время, для разной аудитории и в разных ситуациях. Луки 22 происходит примерно через год после Иоанна 6, причем в гораздо более узком кругу лиц. Нельзя автоматически проводить между этими событиями знак равенства, не разобравшись с ситуацией и контекстом. Похожесть примеров или какие-то общие слова далеко не всегда означают одну и ту же мысль.

В Иоанна Иисус говорит о необходимости веры в него. Для усиления этой мысли он использует историческую аналогию с манной:

«Уверяю вас: уверовавший в Меня наследует Жизнь Вечную. Я – хлеб Жизни. Отцы ваши, которые ели манну в пустыне, умерли, а тот, кто будет есть хлеб, сошедший с небес, – не умрет. Я – хлеб живой, который сошел с небес; кто ест этот хлеб, тот будет жить вечно. Я дам этот хлеб; это – плоть Моя, которую Я отдам ради бытия мира» (Ин 6:47–51).

Здесь прямо сказано, кто спасается и получает жизнь, – уверовавшие в него. Не участвующие в Вечере, о которой он на тот момент еще ни разу не говорил, а уверовавшие. Именно такие люди и «едят хлеб жизни» в рамках этой иллюстрации. При этом вино, заметьте, здесь не упоминается, говорится только о хлебе (и крови). Иисус не учреждает никакой праздник и не связывает веру ни с какой реальной трапезой. Это просто иллюстрация на тему веры.

Вот что говорится в комментарии Мэтью Генри на 6-ю главу Иоанна:

«Веровать в Христа значит питаться Им (ст. 51): ядущий хлеб сей. Первое указывает на наше обращение к Христу, второе – на усвоение нами Христа, с аппетитом и наслаждением, чтобы получить жизнь, силу и утешение от Него. Веровать – значит питаться Им точно так, как питались манной израильтяне, оставившие котлы с мясом в Египте и уже не зависевшие от трудов рук своих (от которых они могли бы есть), но жившие исключительно тем хлебом, который был подаваем им с небес».

Затем проходит год, и в ночь перед своей смертью Иисус уже не говорит апостолам о вере. Они уже уверовали в него и последовали за ним. Смысл этой трапезы существенно отличается от простого проявления веры:

«Я завещаю вам Царство, как и Отец Мой (Небесный) завещал его Мне, дабы вы и ели, и пили за трапезой Моей в Царстве Моем, и воссели на престолах – судить двенадцать родов Израиля» (Луки 22:29, 30, перевод Лутковского).

Сейчас Иисус протягивает хлеб и вино – на этот раз буквальные – не просто уверовавшим, а тем, кому он завещает Царство, кто будет сидеть на престолах и судить. Он не просто хвалит их за веру или констатирует, что они обрели вечную жизнь, – он говорит им о важном задании и назначении. Как видим, есть сходства с Иоанна 6, но есть и существенные отличия.

В комментарии Джона Райла говорится:

«[В 6-й главе Иоанна] Христос не говорит о еде и питье в буквальном смысле. Не относятся эти слова и к вечере Господней. Мы можем вкушать вечерю Господню, и все же не есть плоти и не пить крови Христа. Мы можем „есть плоть и пить кровь“ Христа, даже не принимая участия в вечере Господней. Не будем забывать об этом».

Золотые слова! Человек может десятилетиями причащаться в храме, но, если его жизнь далека от учения Христа, нельзя сказать, что он ест истинный хлеб жизни. И верно обратное: если человек изо дня в день идет по стопам Христа и несет свой крест, то он уже ест хлеб жизни и имеет жизнь вечную. Нужно ли ему участвовать в Вечере так же, как это делали 11 апостолов, совершать такие же действия – вопрос другой. Это хороший вопрос, но он не относится к спасению и вечной жизни.

Читайте также: Назначение на небо

Комментарии

  1. Причем, важен контекст. В начале 6 главы Евангелия от Иоанна Иисус кормит этих людей. Им это понравилось. Они хотят ещё и поэтому ищут его. После того как они его нашли Иисус использует эту ситуацию и как бы говорит: "Ребята, для вас главное сейчас снова поесть на халяву хлеба, а ведь главная пища это Я, т.е. послушание тому что я говорю"

    ОтветитьУдалить
  2. Когда собеседники из других конфессий спрашивали меня почему во время Вечери я не ем хлеб и не пью вино я отвечал - Святой дух не открыл мне, что я буду небесным царем и соправителем Христа. А вам?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Библейские загадки

О Нагорной проповеди

Человек для вечности

Глаз Бога

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *