Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Дилемма культа святых


Когда Павлу и Варнаве хотели воздать почести как богам, те вознегодовали, воскликнув: «Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки» (Деян. 14:15). Даже ангел не принял почестей от Иоанна, сказав: «Смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе… Богу поклонись» (Отк. 22:9). А вот какие почести воздаются православным и католическим «святым». Например, одна из молитв Николаю Чудотворцу начинается такими словами: «О всехвальный, великий чудотворец, святитель Христов, отец Николай!» (здесь и далее я немного осовременил язык для понятности).

Это одна из самых коротких молитв. В более длинной молитве (см. там же) восхвалению Николая посвящено уже три абзаца. Приведу лишь первый:

О всехвальный и всечестивый архиерей, великий Чудотворец, Святитель Христов, отец Николай, человек Божий и верный раб, муж желаний, сосуд избранный, крепкий столп церковный, светильник пресветлый, звезда сияющая и освещающая всю вселенную: ты есть праведник, как финик зацветший, насажденный во дворах Господа своего, живой в Мирах, миром благоухающий, и миро приснотекущее благодати Божьи источающий.

Если вы скромный человек, понравится ли вам, что вам воздаются такие пышные почести, такое высокопарное восхваление, как не каждому мирскому царю (мало кто «освещает всю вселенную»)? А если вы не просто скромный человек, но еще и христианин? Если Николай был хорошим человеком и добрым христианином, нравилось ли ему слышать такое в свой адрес? Или его характер изменился после перенесения на небо, и из скромного христианина он превратился в чванливого честолюбца? И если на небе христиан ждет такое перерождение, не означает ли это, что земные грешные люди нравственнее небесных? И к чему тогда стремиться на небо, раз нас там ждет подобная деградация?

Но допустим, кто-то откажется воздавать такие неуемные почести «святым». Он отредактирует свои молитвы и уберет из них все славословия. И здесь его ожидает другая ловушка: его молитвы будут на 100% состоять из личных просьб. Дай, дай, дай – вот и все, что он будет говорить. Он не прославляет и не благодарит Бога (поскольку молитва обращена не к Богу); святого он тоже не прославляет; о чем тогда остается молиться? Только о себе, любимом. Такие молитвы потакают собственному эгоизму, делают религию эгоцентричной, направленной только на себя. Но если рассмотреть молитву «Отче наш», легко увидеть, что в ней просьбы личного характера начинаются только примерно в середине и составляют меньше половины молитвы по объему (Мат. 6:9–13). Это неудивительно, ведь молитва – это далеко не только просьба. Это прежде всего акт поклонения. В любой монотеистической религии (в том числе христианстве) это акт поклонения Богу.

Молитвы святым не просто уводят внимание от Бога, отучают развивать с Богом отношения и вообще задумываться о нем. Они ставят человека перед сложным выбором: либо восхвалять людей вместо Бога и просить о себе, либо… только просить о себе. Других вариантов нет. Незавидная дилемма.

Может быть, авторы этих молитв потому и вписали в них такие восхваления, что понимали, что молитва должна состоять не только из личных просьб? Но так как молитва изначально адресована не Богу, а человеку, добавлением восхвалений они не исправили ситуацию, а еще больше испортили. Это как тушить пожар бензином.

Культ святых – это одна из трех основных вещей, из-за которых я никогда не смогу стать православным (две другие: Троица и вечные муки). Молиться людям, восхвалять людей, ходить в посвященные людям храмы, где присутствовать на «бого»-служениях в честь людей, праздновать посвященные людям праздники, ставить свечки людям, рисовать иконы людей, покупать иконы людей… без конца и края, почти все время. Извините, но это фундаментально неправильно. Неправильность этого, если хотите, самоочевидна (мне порой пишут о самоочевидности и несамоочевидности Библии). На этом примере хорошо видно, что самоочевидность какого-либо факта вовсе не мешает миллионам людей его отрицать. А значит, дело уже не в факте и не в Библии.


Читайте также:
Святая Матрена против философского парадокса
Святой равноапостольный жрец Юпитера
Есть только две религии

Комментарии

  1. Да, Антон, хотя ПЦ формально и не приравнивает почитание святых поклонению людям,но в литургической практике это из разряда "найди 10 отличий". Поклонение твари вместо Творца уводит людей от Отца, который обещает усыновление всем по вере в Христа. Он, Христос, есть стержень христианства, но даже Он не является "слушателем молитв". А люди... Ими можно только восхищаться. В лучшем случае.

    ОтветитьУдалить
  2. Православное обоснование молитвы святым. такое что святых просят молится Богу за человека. Но Бог ведь также слышит эту молитву, и зачем такое посредничество? Бог в таком случае делается неприступным, далеким, которого нужно упрашивать. По сути святые заменили языческих богов и перенял их функции, некотрых святых вообще никогда не существовало, их образы списаны с языческих мифов и легенд(например братья Диоскуры превартильс в Козьму и Демьяна)(возможно ошибаюсь).

    ОтветитьУдалить
  3. Полностью согласен с этой статьёй! Спасибо.
    И ещё: Я думаю, тебе не за что извиняться. ( ИМХО ).

    ОтветитьУдалить
  4. "Культ святых – это одна из трех основных вещей, из-за которых я никогда не смогу стать православным (две другие: Троица и вечные муки)"

    -А почему у Вас на первом месте не стоит культ поклонения МОЩАМ святых то есть ТРУПАМ, включая физический контакт с ними в том числе питие трупного яда под названием "священное мирро"?

    Ваши три причины по сравнению с этим сущие пустяки. Почему то культ мертвячины все игнорируют. Слона то и не замечают.

    ОтветитьУдалить
  5. Так просто можно рассредоточить внимание, вместо единственного истинного Бога и посланного им Христа, стадо посредников, один после другого. Немногие захотят приложить усилия, чтобы найти правильный путь.

    ОтветитьУдалить
  6. Похоже сам Николай не догадывался о стольких своих "достоинствах", которые ему приписали, щедрые на похвалу и скромные служители из Православной Церкви.

    ОтветитьУдалить
  7. Великая богословская задача - сделать из политеизма монотеизм. Чтобы не было споров кто более достоин почитания, пришлось объединить Отца с Сыном в троицу, добавив Святой дух. А поклонение святым достаточно назвать почитанием (правда немногие понимают разницу между почитанием святого и поклонением ему). И вуаля! Имеем формально монотеистическую религию. Ловкость рук и никакого мошенства. Но Бога не возможно провести такими фокусами. Ведь фактически поддержание культа святых привело к тому, что большая часть молитв направлена к святым, а не к Отцу. Даже если кто и захочет помолится Богу, Троица тоже вносит путаницу кому лучше - Отцу, Сыну или Святому духу?
    В результате молятся тому, кто ближе и кому проще - т.е. святым, которые вроде как свои люди. Это как приходишь с просьбой в огромное министерство, где много коридоров и тысячи дверей. На самых больших написано: Отец, Сын, Св.Дух, а на остальных - святой такой-то. И тут вы в одном из кабинетов замечаете своего знакомого. К кому вы пойдете за советом и помощью, к нему или к его начальнику? Конечно к знакомому, уж он подскажет, направит, заступится, если надо. На этом стоит и держится идея заступничества святых. Однако по Писанию может быть только "один посредник между Богом и людьми - человек Иисус Христос" (1 Тимофею 2:5). Даже один этот стих уже рушит идею заступничества и посредничества святых.

    ОтветитьУдалить
  8. \\\Культ святых – это одна из трех основных вещей, из-за которых я никогда не смогу стать православным (две другие...вечные муки\\\

    Интересно, а что учат СИ о невечных муках? Не видел у вас статьи на данную тему? А как вы толкуете слова Спасителя:
    И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
    (Св. Евангелие от Матфея 25:46)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этих словах не "мука", а "наказание". Посмотрите значение этого греческого слова в любом словаре. Если вы не пользуетесь словарями, читайте разные переводы, а не только Синодальный. Безусловно, грешники получат вечное наказание. Но смертью, а не жизнью в муках. "Возмездие за грех - смерть", предельно ясно сказано в Рим. 6:23, Иез. 18:4 и во многих других местах. Для вечных мук нужна вечная жизнь, а вечная жизнь - это награда для праведников, а не грешников. Снова Рим. 6:23; Иоан. 3:16, 36; 1 Иоан. 5:12 и т.п.

      Удалить
  9. День святого Исидора, покровтеля интернета!!!!http://www.calend.ru/holidays/0/0/534/ Интересно, как он воспринимает молитвы продвинутых пользователей?)))

    ОтветитьУдалить
  10. Может "святые" нужны для спец. назначений? ))
    ( Покровительница Ракетных войск стратегического назначения - святая великомученица Варвара
    Источник: http://www.pobeda.ru/content/view/973/192/ )

    ОтветитьУдалить
  11. Антон, если бы все, кто поклоняется "святым" задумывались над теми вопросами, которыми ты задаешься в 4-м абзаце! Возможно, они перестали бы возносить свои молитвы "святым". Но, легче поступать так, как поступают многие, не задумываясь. А Иисус сказал ученикам, как поступать лучше всего (Мф.7:13,14), т.е. прилагать усилия, чтобы найти правильный путь и следовать им до конца. Так же, он сказал о себе: "Я - путь, истина и жизнь." (Ин.14:6). А если придерживаться этого пути или учения Иисуса, тогда никаких вопросов может и не быть. Сын Бога учил своих учеников, что молиться следует только Отцу и только во имя Иисуса (Мф.6:9-13; Ин.15:16; 16:23-24,26-27). Что интересно, в 26 стихе Иисус подчеркивает: "Я не говорю вам, что Я буду просить за вас." и дальше заверяет, что Отец дорожит его учениками, потому что они дорожат его Сыном. Значит, всем христианам, нужно следовать учениям Христа, чтобы Бог дорожил ими, слушал их молитвы во имя Иисуса и отвечал на них своими благословениями.

    ОтветитьУдалить
  12. Что сказать, Антон, статья интересная и мне даже показалось(в последнем абзаце), что ты очень добр к православию! Особенно по сравнению со Львом Николаевичем.)

    Интересно, что там в самом начале православной молитвы серьезная ошибка:
    О всехвальный и всечестивый АРХИЕРЕЙ, великий Чудотворец...

    Как известно, архиерей(первосвященник) у христиан должен быть один - Иисус Христос.(Евреям 8:1,2,6)
    Ладно здесь, на земле первосвященниками назначают всех, кому не лень, так получается, что и на небе уже конкуренция за первосвященство. Причем ни с кем нибудь, а с Иисусом Христом!
    Который согласно Евреям 7:25 уже сам является ходатаем:

    Евреям 7:25
    25 посему и может всегда спасать ПРИХОДЯЩИХ ЧЕРЕЗ НЕГО к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

    ОтветитьУдалить
  13. Вот пример скромного человека...
    --------
    *** w08 15/2 с. 30 Примечательные мысли из Евангелия от Марка ***
    Ответы на библейские вопросы:
    10:17, 18 — Почему Иисус поправил человека, который назвал его «Добрым Учителем»? Отказавшись принять этот лестный титул, Иисус всю славу воздал Иегове и показал, что источник всего доброго — истинный Бог. Более того, Иисус обратил внимание на непреложную истину: только Творец всего, Иегова Бог, имеет право устанавливать нормы добра и зла (Матф. 19:16, 17; Луки 18:18, 19).

    ОтветитьУдалить
  14. Александр Аркадьевич30 апр. 2013 г., 19:58:00

    Скромность так далека от православия как Сатана от Бога. Меня просто шокирует факт того, что те, кто якобы с кротостью и смирением пасут стадо, позволяют лобызать свои руки, и не просто позволяют, но и без лишней скромности протягивают свою нежную не натруженную ручку для поцелуя. Что ж они делают? Эти старушки им в матеря годиться они живут за счет этих бабушек , а эти «пастыри» им ручку под нос. Как представлю что бы ко мне кто то кинулся руку целовать, просто выворачивает от такой перспективы. Ты прав Антон, там такая очевидность ,что просто удивляешься насколько Сатана хитер до такого довести разумного человека.

    ОтветитьУдалить
  15. Статья очень понравилась... Интересно, я, возможно, одна из немногих СИ здесь, которая пришла из РПЦ, будучи ЯРОСТНЫМ ПОКЛОННИКОМ православия. И помню отлично, что когда ходила в церковь и молилась иконам "святых", я НИКОГДА не обращалась этим "святым", а закрыв глаза обращалась к Богу - единственному. Даже троицу воспринимала не как Бога, а как трех ангелов.
    Думаю поэтому, что статья очень полезна для тех, кто искренне верит в Бога, но не размышлял пока - никто ведь ничего не объясняет в церкви. Надеюсь, кому-то поможет, как мне в свое время, выйти из тьмы к свету Истины!!

    ОтветитьУдалить
  16. Как же замечательно, что мы поклоняемся единственному, истинному Богу, создателю вселенной, Иегове!

    ОтветитьУдалить
  17. Молитва 3-я святителю Николаю Чудотворцу

    О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.

    Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.

    О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

    Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

    Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворихом ни сохранихом повелений Его.

    Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

    Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

    ОтветитьУдалить
  18. Еще поклонение "святым" изничтожает учение о выкупе (искуплении). Жертва за грехи была раз и навсегда принесена Христом. Для тех, кто принял и поверил в эту жертву руководящими принципами становятся Евреям 10:26, 27 и 1 Иоанна 2:1, 2. Изобилие "святых", которым молятся о заступничестве, на корню обесценивает всё это.
    На днях проповедовал неформально женщине. Речь зашла о вечной жизни. О зачитанном мной Иоанна 3:16, она сказала, что это аллегория. Она не верит в вечную жизнь. Для неё такая вера - такой же абсурд, как если бы у клея-карандаша (этот предмет как раз лежал на столе, за которым мы сидели) вдруг выросли ножки, и он начал бегать. Она верит в эволюцию. НО при этом эта женщина ходит в православную церковь, обращается с духовными вопросами к священнику и каким-то образом-таки верит в Бога.
    "Святые" заменили Христа. Пожалуй, это похоже на то, как культ Ваала вытеснил поклонение Иегове в дни пророка Ильи.

    ОтветитьУдалить
  19. Интересно а как сами православные оценивают фразу того же Кирилла сказанную на рождество Христа - "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом".
    ---------
    1) Эта фраза говорит - о скромности и смирении?
    2) Эта фраза говорит - о гордыни и мании величия?

    ОтветитьУдалить
  20. А тоже как то задумывался над этим вопросом, почему молится и целой и всем лицам Троицы по отдельности, ангелам и множеству святых? И пришел к такому выводу или 1) от безысходности, но может хоть кто нибудь из этого множества поможет? Или же 2) а вдруг все откликнутся и тогда будет много всего?

    ОтветитьУдалить
  21. Особенно интересна молитва Ветхозаветным праведникам, как к примеру пророку Илье, которые с благословения РПЦ почему то стал покровителем ВДВ России. Что весьма занятно, а почему не ВДВ Израиля, причем здесь вообще Россия, ведь он был еврей из народа Израиля, который даже не был христианином?

    ОтветитьУдалить
  22. Культ святых и их посредничество между Богом и людьми может говорить только об одном, что сам Бог - глухой, он не слышит молитвы людей, а потому ему нужно это орать непосредственно в ухо - там на небе. Больше это смысла не имеет.

    ОтветитьУдалить
  23. Молиться людям, восхвалять людей, ходить в посвященные людям храмы, где присутствовать на «бого»-служениях в честь людей, праздновать посвященные людям праздники, ставить свечки людям, рисовать иконы людей, покупать иконы людей… без конца и края, почти все время.
    _____________
    Действительно и где логика, если все люди вместе с самим Христом получают награду от Бога? Зачем молится им и для чего, в чем смысл, если все они вместе с самим Христом зависят от Бога, точно как и мы живущие, как они на что то могут повлиять?

    Рим 8:32,33
    Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, КАК С НИМ не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, логики нет, но здесь срабатывает языческий фактор - а вдруг они начнут вредить их бессмертные души, если им не оказать почтения?

      Удалить
  24. Как сам Иисус и предупреждал, вот что такое культ святых.

    Иоан.12:43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

    ОтветитьУдалить
  25. Хорошая статья на эту тему самого же православного!

    http://religiopolis.org/16-glavniyrazdel/15867-pravilo-konyunktury.html

    ОтветитьУдалить
  26. Недавно передача была по каналу Культура, Библейский сюжет кажется называется. Правда там Библии не было, а речь шла о Николае Чудотворце и сколько он разных чудес натворил. Причем творил он их всегда исключительно сам. О том что это делал Бог через него или с помощью Бога - ни слова.

    ОтветитьУдалить
  27. Мне тоже всегда было удивительно, что не Бог в Библии сказал, а Чудотворец сказал, Великий сказал, Сирин сказал, Дамаскин сказал ....

    Люди главные авторитеты, к вовсе не Бог.

    2Фесс 2:4
    противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
    2-е послание Фессалоникийцам 2 глава — Библия: https://bible.by/syn/60/2/#4

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Библейские загадки

Без участия в Вечере нет спасения?

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *