Из архивов

Христианство как ученичество


Что такое христианство? Вера в Бога? Посещение богослужений? Чтение Библии? Проповедь? Но не слишком ли много людей делают что-то из этого (например первое), но ни с какой точки зрения не являются христианами? Многие даже активные члены христианских конфессий со временем оставляют религиозную практику и превращаются в атеистов (или, точнее, апатеистов). Что-то мне подсказывает, что христианин не может превратиться в атеиста просто под давлением обстоятельств. Однажды я пришел к важному для меня символу христианского исповедания: христианство – это только и исключительно ученичество. Ученичество у Иисуса Христа.

В восточных фильмах про монахов, философов, кунфуистов и бесконечных стилизациях на эту тему очень популярен образ учителя, гуру, окруженного учениками, которые смиренно, с благоговением и восхищением впитывают каждое его слово. Для них он воплощение мудрости и опыта. В современной западной культуре образ ученичества практически утрачен. Иметь учителей не модно, но модно быть self-made. Об учителях мы говорим в основном применительно к детской школе, сведя их функции к азбуке и таблице умножения.

Между тем Евангелие и Новый Завет – это прежде всего культура ученичества. Иисус предстает перед нами как Учитель, преподающий сокровеннейшую науку жизни. История его служения и учения ставит перед нами важный вопрос: воспринимаю ли я Иисуса, во-первых, как реального человека, во-вторых, как своего личного учителя? Могу ли я сказать, что прозябал бы в неведении и суете, если бы он не пришел и не объяснил мне, что делать и как жить? Он принес мне ответы на мои вопросы, и моя жизнь обрела смысл, я узнал ее причину и цель и впервые стал подлинно счастлив. Весь мир может ошибаться – а он прав, я это понимаю, чувствую, знаю. Я это чувствую подспудно, интуитивно. Никто не мог объяснить мне мою жизнь так, как он, а он объяснил и завоевал мое сердце.

Это глубокий личный контакт с Иисусом как реальным человеком, это культура личного ученичества у Иисуса и прежде всего у Иисуса, и лишь затем – у апостолов, пророков и так далее. Да, мы никогда не видели его лично, но так ли это важно? Его жизнь и учение бережно сохранены для нас другими его учениками, нашими единомышленниками. Иисус становится для нас абсолютно реальным человеком, не менее реальным, чем все, кто окружает нас в повседневной жизни. Если этот контакт произошел, тогда христианство и все, что в нем, становится органичным, естественным продолжением этого ученичества в повседневной жизни. Убери его из нашей жизни – и в ней ничего не останется. Не потому, что нас принуждает к этому наша религиозная община, старейшины или родители – а потому, что мы сами не мыслим себя иначе. И нас уже не нужно побуждать, подталкивать или мотивировать.

Это понимание того, что все в Книге опосредовано через его личность, которая центральна для Библии. Мы никогда не узнали бы о Творце, Творении, Эдеме, Сатане, грехе и искуплении и других важных истинах, если бы однажды не пришел Учитель и не послал послов, которые послали других послов, которые в итоге пришли к нам, в дремучую языческую степь, и принесли нам знания от величайшего и уникального в истории Учителя. Через Иисуса опосредована вся наша система ценностей и все наши религиозные суждения. Он послал к нам апостолов – и мы приняли апостолов, потому что они его назначенные представители. Он рассказал нам о пророках и патриархах – и мы уважаем их, потому что он многократно на них ссылался. Он поклонялся Иегове – и мы поклоняемся Иегове. Он учил о Царстве – и мы жаждем Царства. Он отдал всего себя для других – и мы хотим поступать так же. Он не хотел быть частью этого мира – и мы не хотим ей быть. Нас привлекает его личность, учение, образ жизни. А раз так, то мы любим все, что любил он, и ненавидим все, что он ненавидел. В определенном смысле можно сказать, что мы поклоняемся Творцу потому, что ему поклоняется наш Учитель (вспомним ветхозаветную формулу «Бог моего господина»). Смогли бы мы сегодня чтить истинного Бога, если бы наш Учитель не открыл нам его так, как никто до него? Он стал для нас дверью в покои Истины, и как бы мы проникли туда иначе?

Именно в этом христианство – в принятии Иисуса из Назарета как своего учителя и желании следовать за ним. В силу этого оно глубоко личностно и во многом иррационально. Но только это есть христианство, и ничего кроме этого. Все остальное является внутренним содержанием этих отношений между учителем и учеником. Все остальное второстепенно, в том числе конфессиональный выбор. Христианское ученичество не сводится к простому членству в религиозной организации и не тождественно ему. Христианство больше и шире, чем организационная культура конкретной общины. Человек сначала приходит к Учителю, и лишь затем – в конкретную церковь. Он сначала решает последовать за Христом, и лишь затем решает, что тот или иной коллектив верующих симпатичен ему по тем или иным причинам. Иногда это происходит одновременно, но лишь иногда.

Но часто происходит наоборот, и это самый проблемный сценарий: человек приходит в какой-то коллектив, не придя к Христу. Его может привлечь масса внешних факторов: красивые иконы и чудеса, общение, друзья, красивая литература, энергичные мероприятия – но не Иисус, не общение с теми, кто любит Иисуса. Он может развить умственные способности, духовную дисциплину, этические и какие-то иные качества, но он не проникается глубочайшим благоговением перед личностью конкретного человека – Иисуса из Назарета. Иисус не становится личным Учителем такого верующего – а он, бесспорно, верующий. Такой человек не приходит к Иисусу и через него – к Творцу. Он не приходит к Евангелию как той единственной и драгоценнейшей ниточке, которая связывает его с его учителем. И это трагедия. Ведь если он не может сказать: «Да, это мой учитель, и я хочу следовать за ним», – то что он делает в своей церкви? Вообще, в любой церкви? Ему повезет, если он задержится в ней достаточно надолго и в итоге придет к Иисусу. Если этого не произойдет, то его христианство либо надоест ему и он с ним порвет, либо он будет влачить в нем жалкое, пассивное существование. Просто потому, что он и не был христианином, радостным и убежденным учеником Христа. Он был лишь верующим, как и 90% населения.

Как сделать просто верующего человека христианином? Как убедить его последовать за Христом и полюбить все, что связано с Христом? Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы не тратил ни одной драгоценной минуты, в том числе на написание этой статьи.


Читайте также:
Иисус есть Христос
Иисус в источниках иудаизма
В поисках христианской свободы

Комментарии

  1. Прекрасные мысли, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. если это ваша статья, то вы молодец
    глубокие и проникновенные мысли
    как пригласить других людей к Христу - это действительно загадка, универсального рецепта тут нет, но можно старатся, совершенствоватся

    ОтветитьУдалить
  3. сложную тему вы затрагиваете.Для меня например,главным было придти к Иегове,а Иисус был неким фоном.У каждого человека по своему происходит "духовный рост" в отношении влияния на него Иисуса.Но в целом вы правы,этот рост должен быть,пусть даже чуть -чуть.И думаю в этом ключевую роль играет личное изучение и помощь святого духа.В любом случае спасибо за интересные мысли.

    ОтветитьУдалить
  4. Я считаю, что прийти к Иегове можно только через Христа. Но это лишь мое мнение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте Антон,что значит "Я считаю, что к Иегове можно придти через Христа ", библия говорит об этом конкретно и однозначно.....

      Удалить
    2. Ну вот раз Библия говорит, потому я так и считаю :)

      Удалить
  5. спасибо за интересную статью.взглянул по иному на многое.

    ОтветитьУдалить
  6. Вопрос:"какие у тебя отношения с Иисусом?" приводит в замешательство почему то, хотя в публикациях об этом говорится прямо.
    *** uw гл. 1 с. 7 абз. 7 Единство в поклонении — что должно оно означать для тебя? ***
    "Прежде всего, что они должны иметь хорошее отношение с Иеговой и с Его Сыном."

    ОтветитьУдалить
  7. Учиничество у Иисуса-это средоточие спасительной истины для всех людей на земле.Удивительно точно и глубоко! Не передаваемый восторг от статьи. Спасибо друзья!

    ОтветитьУдалить
  8. Антон,спасибо,лучше слов подобрать сложно...Для меня лично,только когда я перечитал ХГП заново,когда я проникся простой Истиной,что только Господь Иисус есть тот и только тот Путь,который по-настоящему приводит к Отцу,начались мои настоящие отношения с Небесным Отцом.И хорошо,что мне пришлось пройти невыносимый путь восстановления.(был лишен 2001,восст.2005).И хотя я крестился еще в 1997 году,к этим простым Истинам,в том числе и об конфессии,об ученичестве,я пришел только сейчас.И хвала Творцу за этот непростой путь.Так что под этой статьей и я бы кровью собственной подписался.

    ОтветитьУдалить
  9. ,,я Путь" кто скал ети слава ?!

    ОтветитьУдалить
  10. я так и думал, но ни все же скажеш!

    ОтветитьУдалить
  11. Антон,я правильно поняла,ты крещенный брат?Если так, я испытываю чувство гордости,что ты мой брат.У меня есть муж,но он неверующий и самое мое заветное желание,чтобы он принял истину и мы могли бы ходить в проповедь вместе. Теперь у меня появилось второе по значимости желание-послужить с тобой.

    ОтветитьУдалить
  12. Уважаемый Антон, Вы метко написали о необходимости глубокого личного контакта с Иисусом как с реальной личностью. Однако насколько мне представляется, у Свидетелей Иеговы нет по-настоящему личных и близких взаимоотношений с Учителем, хотя бы потому, что они с ним попросту не общаются. Можно ли иметь личные взаимоотношения с Богом, не общаясь с ним, изливая сердце и душу, ища поддержки и мудрости? Как можно стать подлинно учеником Спасителя лишь по рассказам из книги, пусть и самой гениальной? Если Христос не направляет стопы человека, как он может быть его Наставником? Не хочу задевать религиозных чувств, но когда я читаю публикации Вашего Общества, у меня складывается стойкое ощущение того, что СИ рассматривают Христа как топ-менеджера в Небесном Правительстве Бога, эдаким звеном между Всемогущим, "верным рабом" и остальными человеками. Для христиан же апостольской эпохи Христос есть Центр всего, Начало, Первый и Последний.

    ОтветитьУдалить
  13. Вы рассматриваете наши публикации предвзято и заблуждаетесь относительно нашего отношения к Христу. Вот и все, что я могу на это ответить.

    ОтветитьУдалить
  14. Допустим. Но вы же не станете отрицать того, что СИ не общаются с Христом, а потому не могут иметь по-настоящему личного контакта с ним?

    ОтветитьУдалить
  15. Я был бы рад с ним пообщаться, но как же мне это сделать, если он вознесся на небо? Если вы имеете в виду молитву, то молиться следует только Богу, что Иисус сам не раз показал, когда молился своему Отцу.

    ОтветитьУдалить
  16. А,Ч,читая ваш комментарий, хочется спросить: разве возглас первых христиан "маранафа" и заключительные слова Откровения ("приди Господь Иисус!") не есть ли молитвенное обращение ко Христу?

    ОтветитьУдалить
  17. Обращение, но не молитвенное. Почему любое обращение нужно считать молитвенным? Слово "Маранафа", вероятно, возникло еще при земной жизни Иисуса и естественно, что продолжало использоваться и дальше. В Откровении Иоанн своими глазами видит Иисуса, и потому логично, что иногда к нему обращается. То же касается и Стефана, который тоже увидел Иисуса и обратился к нему. Это редкие, нетипичные ситуации, связанные с чудесами и пророчествами, их нельзя механически распространять на любую молитву.

    ОтветитьУдалить
  18. Класс)))
    Спасибо Иегове
    и вам за четкость мыслей!
    Я горжусь что познакомилась со Свидетелями и изучаю библию вместе с ними. Всю жизнь хотела понять Бога, хорошо что встретила Свидетелей, потому что переучиваться гораздо сложнее...

    ОтветитьУдалить
  19. Антон я очень хотел с вами поговарить на библейские темы можно? меня это заинтересовало! если ВАМ не тяжело?

    ОтветитьУдалить
  20. Не тяжело, конечно. Иначе зачем я в разделе "Обратная связь" привел столько своих координат?

    ОтветитьУдалить
  21. Брат Антон,спасибо тебе за статью.Я задумалась над твоими вопросами в конце статьи.И мне пришла мысль из Иоанна 6:44 "Никто не может прийти ко мне,если Отец,который послал меня,не привлечет его ко мне..." Меня эта мысль удовлетворяет.

    ОтветитьУдалить
  22. "Любовь комментирует...
    Теперь у меня появилось второе по значимости желание-послужить с тобой."
    Надо быть осторожными, чтобы не слишком увлекаться восхвалением наших братьев, забывая, что они всего лишь выполняют поручение нашего Создателя ;)
    Антон, только ты не обижайся :)

    ОтветитьУдалить
  23. Вчера по одному каналу ТВ, видел проповедь одного протестансткого пастыря и его слова - "СИ нельзя считать христианами, потому что они не верят в Христа как в Бога." А где это написано, что христианин - это тот, кто верит в Христа -Бога, если учесть, что Христов МНОГО было, это помазанник на царство в Израиле. ВСЕ цари Израиля из рода Давида были помазанниками( Христами на греческом), да еще Саул, как первый царь. ? Но зато написано другое.

    Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
    Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
    Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
    (Первое послание Петра 2:21-23)
    __________________________________
    Христианин, этот тот, кто идет по стопам самого Христа, а не кто его Богом считает.

    ОтветитьУдалить
  24. Я НЕ СИ. Но в статье о Христианстве согласна буквально с КАЖДЫМ предложением.В итоге Путь ученичества-как можно более точное следование за Иисусом,чего бы это не стоило.
    Только далеко не каждый человек на это способен.
    Одно дело вести порядочный образ жизши,что в наше время тоже редкость,а другое- ОТВЕРГНУТЬСЯ СЕБЯ...

    ОтветитьУдалить
  25. Мф 10 38
    "кто не ..... следует за Мною, тот не достоин Меня. "

    ЧТО ЗНАЧИТ СЛЕДОВАТЬ ЗА ХРИСТОМ?

    Это значит поклоняться тому же Богу, что и Христос.

    Это значит молиться тому же Богу, что и Христос.

    Это значит исполнять волю Отца, как это делал Христос.

    Это значит благовествовать по городах и сёлах о Царстве Бога, как это делал Христос.

    Это значит посвятить свою жизнь служению тому Богу, которому посвятил свою жизнь Христос.

    Это значит до смерти быть верным тому Богу, которому был верный до смерти Христос.

    ОтветитьУдалить
  26. А как люди до Христа приходили к Богу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Теоретически, они могли присоединиться к еврейскому народу в роли прозелитов. Но практически это мало кто делал, потому что в то время Бог еще не посылал своих служителей проповедовать по всему миру - были "времена неведения" (Деян. 17:30).

      Удалить
  27. Здравствуйте Антон.

    Прекрасная статья. Часто бивает, хочеш что-то сказать а слов не хватает. Вот вы и сказали за меня :) Спасибо. Когда читал статью в нескольких местах казалось читаю псалмы. Видно что душа лилась.

    ОтветитьУдалить
  28. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И что? Троица? Обратите внимание на союз «и» между Богом и Христом. По этому стиху невозможно доказать, что речь идет об одной личности, а не двух.

      Удалить
  29. Мне не очень понятно, Иисус сказал, что пришел исполнить закон, а не менять, но меняет правило "око за око", "разводы", "клятвы Богом" и т.д..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Неверно говорить, что Иисус изменил три правила, которые вы упомянули. Иисус не возражал против принципа «око за око», он лишь критиковал его злоупотребление, когда его использовали для мести или сведения счетов. При этом Иисус призывал любить врагов, о чем говорилось и в Ветхом Завете. Многие еврейские талмудические источники содержат похожие мысли. Объясняя точку зрения Бога на развод, Иисус объясняет, что Бог никогда его не одобрял, ни в прошлом, ни сейчас, просто развод допускался как вынужденная мера и в исключительных случаях. Опять-таки речь шла о злоупотреблениях. Призывая не клясться Богом, Иисус напоминает об ответственности, которую несет такая клятва. Это очень здравая мысль: лучше вообще не клясться таким образом, чем поклясться и не исполнить, тогда как евреи любили так клясться направо и налево. Проповедь Иисуса как раз-таки помогала лучше понять смысл Моисеева закона и лежащие в его основе принципы, она возвращала людей от формализованного поклонения к нравственным основам этого закона. Поэтому нельзя говорить, что Иисус вводит какие-то принципиально новые правила, и сам он никогда не нарушал Моисеев закон. Фарисеи именно в этом хотели его обвинить, но не могли, почему им и пришлось прибегнуть к лжесвидетелям.

      Но слова Иисуса, которые вы привели, надо понимать немного иначе. Он имеет в виду, что на нем исполнились многочисленные пророчества «Закона и Пророков». Они указывают на него и на нем же исполняются. Иисус становится логическим завершением, кульминацией Закона. А раз так, Закон достиг своей цели, и необходимости в нем больше нет (Рим. 10:4).

      Удалить

Отправить комментарий

Внимание, действует премодерация комментариев. Допускается один комментарий от одного пользователя в день (во всем блоге). Комментарии не должны переходить в нескончаемые дебаты. Пишите корректно и по теме той статьи, под которой размещаете комментарий. Автор вправе не размещать комментарии, нарушающие правила.

Популярные сообщения из этого блога

Библейские загадки

Имя Бога в русской культуре

Христианство – царица религий

Новости блога: рубрикатор избранных статей и новые правила комментирования

70 вопросов о Троице

Облако тегов

свидетели Иеговы41 государство40 СП34 имя Бога24 нравственность24 национализм23 Царство Бога22 русский язык21 наука20 переводы20 война18 праздники17 законы15 проповедь15 эволюция15 Перевод нового мира14 медицина14 юмор14 рай13 экстремизм12 СМИ11 блог11 католицизм11 философия11 США10 статистика10 экономика10 Украина9 греческий язык9 еврейский язык9 семья9 смерть9 суды9 патриотизм8 переливание крови8 Синодальный перевод7 любовь7 образование7 общество7 Кирилл6 Новый год6 вечность6 ислам6 святой дух6 сотворение6 ценности6 Армагеддон5 Белоруссия5 Папа Римский5 иконы5 иудаизм5 крест5 молитва5 парадоксы5 патристика5 традиции5 1440004 Blogger4 Андрей Кураев4 Интернет4 Рождество4 ад4 воскресение4 запреты4 идолопоклонство4 монастыри4 поэзия4 психология4 чудеса4 язычество4 English3 Грузия3 Кемерово3 Пасха3 душа3 каноны3 культура3 полиция3 самозарождение3 святые3 старение3 8 марта2 Pussy Riot2 Авраам2 Александр Дворкин2 Википедия2 Всеволод Чаплин2 Выборг2 Германия2 Достоевский2 Жерар Жерто2 Израиль2 Иларион2 СССР2 Священное Предание2 Толстой2 ФСБ2 баптизм2 безопасность2 время2 дело Уолша2 демократия2 животные2 инопланетяне2 искупление2 литература2 ложь2 музыка2 преемственность2 #StopJWBan1 +11 10 заповедей1 19141 23 февраля1 Android1 Copiopteryx jehovah1 Facebook1 Google1 Google+1 Lenta.ru1 Opera1 Telegram1 The Voice1 Абхазия1 Аввакум1 Адам1 Александр Калистратов1 Александр Турчинов1 Алина Милан1 Альберт Эйнштейн1 Андрей Десницкий1 Армения1 Биньямин Кидар1 ВИБР1 Валерий Отставных1 Василий Бочкарев1 Вечеря1 Виссарион1 Владимир Сорокин1 Геннадий Зюганов1 Гюнтер Дэмниг1 День России1 Джейсон Бидан1 Джон Леннон1 Джонатан Уэллс1 Дмитрий Захаркин1 Дмитрий Смирнов1 Евросуд1 Елена Григорьева1 Жанна Цареградская1 Игра престолов1 Индия1 Иоанн Шанхайский1 Иосиф Волоцкий1 Казахстан1 Климент Александрийский1 Константин1 Крещение Господне1 Латвия1 Лев Толстой1 Леонид Фролов1 Людмила Алексеева1 Магнитогорск1 Маркус Перссон1 Мартин Лютер1 Матильда1 Матрона Московская1 Михаил Назаров1 Михаил Черенков1 НТВ1 Нагорная проповедь1 Никон1 Нимрод1 ООН1 Олег Заев1 Олег Нагорный1 Олег Стеняев1 Павел Адельгейм1 Петр Мещеринов1 Питирим1 Пётр и Феврония1 Ричард Бренсон1 Ричард Лейб1 Рожана1 Рольф Фурули1 Румыния1 Свято-Боголюбский монастырь1 Сергей Журавлёв1 Сергий Круглов1 Стивен Хокинг1 Стинг1 Сторожевая башня1 Таиланд1 Тереза из Лизье1 Турция1 Уильям Баркли1 Фил Коллинз1 Франциск Скорина1 Хэллоуин1 Эрнст Колвелл1 Юрий Гагарин1 Юрий Чайка1 Яндекс1 амиши1 антихрист1 богач и Лазарь1 вакцинация1 внеконфессиональность1 выборы1 голод1 готы1 дары волхвов1 демоны1 день рождения1 индуизм1 искусство1 исцеления1 кино1 китайский язык1 книгопечатание1 князь Владимир1 коммунизм1 конец света1 космос1 крещение1 масореты1 надежда1 нигилизм1 обрезание1 отпевание1 пастафарианство1 пастырство1 перепись1 природа1 прогерия1 протестантизм1 пуритане1 пятидесятники1 реализм1 сатанизм1 спиритизм1 талант1 телевидение1 хилиазм1 цензура1 экзорцизм1
Показать больше