Кто является православным христианином? Оказывается, не тот, кто крещен и носит крестик. Правило номер 80 константинопольского собора 691-692 гг.
гласит:
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения.
Как видим, три пропуска церковного собрания без уважительной причины – и отлучение. Документ этот никто не отменял, он по-прежнему признается во всех православных церквях. Если применить его к массе этноправославных россиян, то мы получим тот же один процент населения, что и в случае с протестантами.
Правильно ли данное правило? Весьма. Задумаемся на минутку: нужно ли Богу, чтобы мы ходили в церковь? Что ему это даст? Это нужно в первую очередь нам. Без постоянного общения с единоверцами, без христианского круга общения, без психологической подпитки мы быстро падем духом и не сможем вести ту «брань против духов злобы поднебесной» (Эф. 6:12), которую ведет каждый христианин. Мир оказывает огромное давление на христианина, и в одиночку ему очень сложно устоять. К счастью, Бог и не требует от него спасаться в одиночку.
Человек так устроен, что он формируется средой. Если посадить обычного человека в тюрьму с опасными рецидивистами, то велика вероятность, что он тоже станет преступником. Если отдать ребенка в школу, где все ругаются матом, то он тоже может начать это делать. Человек – социальное создание, он существует в социуме и сильно связан с ним. Таким его создал Бог. Сегодня, когда «мир лежит во власти зла» (1 Иоан. 5:19), эта черта человека может сыграть с ним злую шутку. Бог понимает эту проблему и дал решение – христианское братство. Человек не может изменить социум, но он может поменять один социум на другой. Это два лучших подарка от Бога человеку: Библия и братство. Если мы не ценим любой из них, мы показываем этим, что не ценим и Дарителя.
Жизнь в христианском
братстве, активная вовлеченность в деятельность христианского собрания необходимы христианину, как воздух. В противном случае ему будет крайне сложно оставаться христианином. Он может быть «мирянином», «прихожанином», «невоцерковленным прихожанином», «этноправославным», «генетическим православным» или каким-нибудь другим умным словом, но христианином он будет вряд ли.
Как видим, это понимание сохранялось даже в 7-м веке, но сегодня утрачено почти во всех конфессиях. Если и говорится о необходимоси регулярного присутствия на богослужениях, то это делается редко и робко, чтобы никого не обидеть. В конце концов, все занятые, у всех работа, дела, туда-сюда. Церкви больше не хотят быть общиной единомышленников, духовной семьей, духовным домом человека. Не хотят и не могут. И ничего с этим не поделать, поезд ушел. Потому и 80-е правило лучше предать забвению.
Читайте также:
Внеконфессиональность
Христианство в действии
Собрание-крепость
Спасибо вам за карикатуру.
ОтветитьУдалитьОчень она напоминает мне моё служение, особенно на рождество.
Когда подходишь к людям в этот день чтобы заговорить с ними о Иисусе, они говорят, что идут из церкви. Или что им уже рассказали всё.
Но неужели если ты идёшь из церкви, тебе не поговорить ещё раз о духовном, или поделиться, что прекрасного они узнали.
Сразу вспоминается не старая публикации СИ, в которой была мысль, что многие выходят из церкви и не хотят говорить о духовном.
Как часто СИ слышат "Мы православные"- карикатура этому подтверждает суть: крест, сигарета, что хотим, то и творим, ни кто за это не осудит, даже Бог.
ОтветитьУдалитьНеделю назад, мы обсуждали статью в СБ"Пусть на вас влияет дух Бога,а не дух мира",эта статья в очередной раз показала,насколько распространен дух мира.Ведь дух Сатаны подобен воздуху,который пронизывает все сферы жизни и оказывает влияние на людей.Все мы знаем,что существует атмосферное давление,которое очень велико и могло бы с легкостью разплющить нас,если бы не наше внутренее сопротивление,благодаря которому мы движемся и сохраняем форму.Точно также мы должны иметь в себе Дух Бога,чтобы сопративляться духу мира.И если у нас его нет,то дух Сатаны нас просто раздавит и сломит.Поэтому христианину необходимо получать Дух Бога и как раз,посещение церкви или иными словами собрания однин из способов,чтобы его получить.А с этим духом у него будут силы,чтобы бороться с искушениями и с разного рода трудностями.Конечно же сил ему придаст еще и общение с соверующими.А многие люди этого не понимают и считают это не значительным,и пытаются в одиночку бороться с трудностями,отдавая все силы и время этой борьбе,неудивительно,что для Бога у них ничего не остается.
ОтветитьУдалитьЗамечательная статья,и особенно её название -заставляет задуматься,от куда и куда!!!Я всегда стараюсь прочитывать твои меткие статьи Антон,а некоторые обзацы посылаю по почте как ободрение соверующим! Спасибо!
ОтветитьУдалить...Психологическая подпитка говоришь? Интересно. Когда к тебе в собрании и подходят, то разговор чаще идет не дальше дежурных фраз наподобие "Как твои дела?", а после с тобой быстро прощаются, поставив мысленно себе галочку "Пообщался" ... Так вот, это не слишком психологически приятно быть чьей-то галочкой! Очень напоминает лицемерие!
ОтветитьУдалитьВо-первых, вы сильно преувеличиваете. Даже абсолютно новый человек, зайдя к свидетелям Иеговы, услышит гораздо больше, чем "как твои дела". Во-вторых, кроме встреч собрания есть и много других мест, где христиане общаются друг с другом. Во-третьих, психологическая подпитка состоит не только и даже не столько в неформальном общении до и после встречи, сколько в содержании самой встречи. Я тоже часто мало общаюсь с людьми до и после собрания, иногда и вообще не общаюсь, если есть какие-то дела или проблемы. Но невозможно переоценить роль самих встреч, на которых мы восхваляем Бога, читаем Библию, делимся мыслями, молимся и т.д. Это самое главное, ради чего существуют встречи и что составляет их ценность.
ОтветитьУдалитьСогласна с Антоном.Иногда даже на "как дела?"времени нет- всё внимание на программе обучения и всё что успеваешь: увидеть выражения лиц.Обычно тревога, расстройство и заботы до встречи очень видны, а после уже совсем другое состояние.Проблемы остались, но отношение к ним изменилось.А лично я за 20 лет не припомню случая чтобы (если позволяет время)не поговорили о "делах".
УдалитьПомнится мне, лет эдак 15 назад, когда я искал истину и обошёл с этой целью все религии, какие только возможно, но ни в одной из них ко мне НИКТО не подошёл ни разу, и не сказал даже этого дежурного "Как дела?". Ни в одной - за исключением Свидетелей Иеговы.
ОтветитьУдалитьСамо собой разумеется, я тогда искал прежде всего Истину, а не круг общения, но когда находишь сразу "два в одном" - это очень и очень даже впечатляет... )))
"Как дела?" "Нормально" Вроде бы дежурный вопрос. И такой же дежурный ответ. Казалось бы, на этом и закончен разговор. Но это в том случае, если тот, к кому обращен этот вопрос, не хочет продолжения. Если он хочет поделиться своей трудностью, бедой, а может быть радостью, даже это простое проявление внимания может открыть "плотину" и слова польются. Часто ведь нам нужно просто выговориться, поделиться, снять "груз"... И наш собеседник поймет, что происходит и может быть найдет необходимые слова, чтобы поддержать. Так что может нужно быть более готовым откликнуться на этот, козалось бы дежурный вопрос: "Как дела?"
ОтветитьУдалитьВосемнадцать лет назад, когда у меня были искания, я зашёл в РПЦ и ничего не понял из служения и никто ничего не объяснил, а в конце нужно было стоять в очереди, на целование руки священника. Были походы и в другие конфессии и только у С.И. я нашёл дружелюбие, участие и понимание. У меня было множество вопросов и на все я получил ответы. Очень хорошо сказано:Два в одном". Истина и круг общения, которое зависит от тебя. Как хочешь, что бы с тобой поступали, так и ты поступай....
ОтветитьУдалитьПроблема ещё в том, что вывеску "Свидетели Иеговы" уже изрядно забросали грязью и поэтому люди основываясь на слухах и выдумках сразу шарахаются от СИ в страхе, что их сейчас начнут зомбировать, отнимут квартиру и тд и тп, тут уж , как говорится, у кого на что хватает фантазии... Другое дело, что человек ищет чистую опрятную вывеску, или чистую и опрятную суть?
ОтветитьУдалитьЧто ж поделать, так было бы с любой вывеской, как бы мы ни назывались. Церкви неважно, как мы называемся, ей просто нужно нас опорочить.
УдалитьАнтон, да я к тому и говорю в принципе, что вывеска, назовем ее просто "Христианин" и должна быть закидана грязью по определению, это и есть уже часть сути самого христианства.
УдалитьГонения - один из главных признаков настоящего христианства, наряду с интернационализмом и пацифизмом
ОтветитьУдалитьВот какие я бы назвал основные признаки:
Удалить1. Гонения
2. Интернационализм
3. Пацифизм
4. Унитаризм (антитринитаризм)
5. Учение о воскресении
6. Праведный образ жизни
7. Активное проповедование
Анонимный, самое главное забыли — любовь к ближнему...
ОтветитьУдалитьНа последней строчке:
ОтветитьУдалить"...а мирянин да будет отлучен от общения."
Что же получается у православных как бы это сказать также есть лишение общения. Правда многие из них сами того не знают!
В Украине на телевидении есть реклама:фольфарка (на украинском -ведьма) предупреждает зрителей, что бы они "не ходили в секты". Вот глашатаи Православия, вот их "христиане"-прихожане. Мысль - кто бог этой церкви?
ОтветитьУдалитьДа это все ясно, что боязнь потерять паству. Ведь если то же РПЦ будет соблюдать свой же устав, то 90% паствы надо отлучить от Церкви, так как они не соответствуют своим же нормам.
ОтветитьУдалить