Регулярно приходится слышать о том, как сложно или даже невозможно понять вечное существование Бога, который существовал всегда и не имеет начала. А мне сложно понять тех, кто это говорит. Что такого непонятного в вечности или отсутствии начала? Нет начала – и нет начала. Начало – это просто абстрактная точка на столь же абстрактной прямой, которую принято называть временем. Подобные вещи изначально слишком умозрительны, чтобы можно было говорить об их понятности или непонятности.
Можно согласиться с тем, что некоторые вещи сложно представить визуально, почувствовать их на своей шкуре, так сказать. Но это не только вечность. Мы не можем представить очень многие вещи в жизни, например цвета или звуки, лежащие за спектром наших органов чувств. Скажем, инфракрасные или ультрафиолетовые частоты электромагнитного спектра. Но такие вещи нам вполне понятны, логичны и даже используются на практике. Мы используем невидимые электромагнитные волны для работы телескопов, а неслышимые радиоволны для работы сотовых телефонов, спутниковой связи и т.д. Можно поговорить о том, что сложно объять умом размеры Вселенной, всю ее энергию или колоссальную мощь Создателя, но мы вполне понимаем такие вещи на теоретическом уровне, мы не воспринимаем их как нарушение логики, как нечто парадоксальное.
Вечность – это просто абстрактное понятие, такое же, как добро, красота, тишина и т.п. Они не обозначают ничего конкретного, что можно потрогать и пощупать, и их нельзя представить в вещественных категориях. Говорить: «Я не понимаю вечность» звучит примерно так же, как «Я не понимаю красоту». Это абстрактные понятия, которые служат для обозначения каких-то категорий, их и не нужно «понимать» так, как мы понимаем стол или стул. В отличие от животных, человек обладает способностью оперировать отвлеченными понятиями, и ему вовсе не обязательно представлять их визуально. Те, кто говорит, что не понимает вечность, несколько недооценивают возможности нашего мозга.
Некоторые идут еще дальше и называют вечность и безначальность парадоксом, чем-то нарушающим здравый смысл. Это уже явная подмена понятий. В вечности нет ничего парадоксального хотя бы по той причине, что она прекрасно используется в математике и физике, участвует во множестве уравнений, помогает решать практические задачи, у нее есть свой числовой символ.
Если бы Бог имел начало, это было бы понятнее? Мне кажется, стало бы еще более непонятно, ведь тогда возникает вопрос: кто или что привело к появлению Бога? Тогда пришлось бы искать другую Первопричину, более высокого порядка, и тогда уже эта первопричина была бы безначальной. Так мы снова приходим к проблеме безначальности, от которой никуда не уйти. Можно допустить существование бесконечной цепочки причин, порождающих друг друга всю вечность, но и тут мы не уходим от безначальности, потому что безначальной становится сама эта цепочка. Но стоит просто понять, что безначальность вовсе не проблема, и все становится на свои места. И лично мне одна первопричина кажется более логичной, чем вечная цепочка причин-следствий.
В любой философской системе, в любом мировоззрении не уйти от представления о безначальной первопричине, которая не является следствием по отношению к чему бы то ни было. Поэтому она и называется «перво»-причиной. В атеизме такой первопричиной является материя. Материя существовала всегда, ее немыслимо представлять как имеющую начало. Если бы в какое-то время материи не было, тогда что-то привело к ее появлению; тогда это уже не атеизм, потому что атеизм провозглашает материализм – первичность материи. Атеизм убежден, что материя существовала всегда, и, кажется, большинство атеистов не видят в этом никакой проблемы. Но почему же столько теистов тяготятся безначальностью разума? Некоторые даже ловко перекидывают мостик на Троицу: дескать, если в Боге есть что-то парадоксальное типа вечности, то в нем могут быть и другие парадоксы.
На самом деле не безначальность, а именно начальность была бы философским парадоксом. Ведь если абсолютно все, что существует, имело начало, тогда получается, что когда-то не было абсолютно ничего. Но если ничего не было, как могло появиться хоть что-то? Чтобы что-то появилось, что-то другое уже должно было существовать. Это
что-то другое – разное в разных философских системах, но оно везде есть, потому что оно абсолютно неизбежно. А значит, и абсолютно логично.
Читайте также:
Ваше существование противоречит теории вероятности
Конфликт с реальностью
Являются ли атеисты верующими?
Антон, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьС большим интересом прочитал эту статью поскольку тема вечности очень сложна для меня, точнее сложно представить, чем был занят Иегова до сотворения людей, Иисуса и ангелов. Кажется, что само время было создано как когда-то был создан материальный мир. Чем-то заниматься до сотворения людей вечно и чем-то заниматься вечно после решения спорного вопроса - как это постараться понять? Ведь до сотворения духовных созданий была целая вечность, заполненная другими делами\творениями - сложно это даже осознать.
Чем был занят Иегова до сотворения? Как насчет: ничем? Логически этот вариант ответа ничем не проблематичен. Насколько я понимаю, сам этот вопрос возникает только потому, что человек способен испытывать скуку, когда ничем не занимается, но Бог скучать не может. У него нет такой проблемы. Но, может быть, он чем-то и занимался, о чем мы (пока) не знаем. Насчет сотворения времени – это в принципе не факт. Теорию сотворенности времени впервые высказали греческие философы, а Библия на эту тему молчит. Поэтому лучше дождаться времени, когда мы сможем спросить об этом у Бога напрямую.
УдалитьВсе очень просто. Давайте представим себе числа. Они могут быть негативными и позитивными, при этом, они могут быть бесконечными как негативно, так и позитивно. Можно представить себе линию из чисел. "0" -- это сегодня. Все позитивные числа -- это будущее, а все негативные -- прошлое.
ОтветитьУдалитьЭто-то понятно. Просто некоторые говорят, что им сложно это представить.
УдалитьСпасибо. Приблизительно так и представлял себе это.
ОтветитьУдалитьМне нравится объяснение из книги "Всё Писание": «Над Иеговой время не властно. Но жизнь его творений, согласно его воле, неразрывно связана с временем.» - Выходит, что поток времени начался с появлением первого творения - Сына. Иегова же существует вне времени.
ОтветитьУдалитьПри этом в литературе можно найти такую фразу: «Моисей описывает существование Бога, как простирающееся в двух направлениях. Во-первых, в бесконечное будущее, поскольку Иегова — «Живущий во веки веков» (Откровение 4:10). Во-вторых, в бесконечное прошлое, поскольку Бог не был создан и не имел начала». Если существование Бога тянется «в бесконечное прошлое», это несколько противоречит утверждению «поток времени начался с появлением первого творения».
УдалитьПривет. Однажды меня спросил коллега по работе:-как же ты собираешься жить вечно? Я говорю-ну хотябы не вечность,а пол вечности.-а это сколько, 500 лет? спросил он. Я говорю -нет, 500 лет это пол дня по Божьим меркам -А тогда сколько? -представь, говорю, число с нолями которым не видно конца. Представил? -да -так вот вечность это два таких числа
ОтветитьУдалитьСпасибо, Антон!
ОтветитьУдалитьМне - ты помог.
Ис 55:8,9
ОтветитьУдалить«Ваши мысли — не мои мысли, и ваши пути — не мои пути,— говорит Иегова.— Ведь как небеса выше земли, так мои пути выше ваших путей и мои мысли выше ваших мыслей.
____
Наверное самым большим заблуждением человека является, что он все начинает мерить по себе, причем эта мера имеет весьма большой разброс в силу личного понимания и предпочтения человека, наверное в этом и есть вся проблема современного христианства, что добавив еще к этому понимаю элементарный эгоизм и непомерный апломб и пришли к тому, что и есть, ведь намного престижнее, что бы человечество выкупил сам Бог, как и намного престижнее быть братом Бога, а не его сына.
Нужно отметить что ничего кроме Иеговы, ничего не существовало он первоначало всего Откр 4:11 даже времени. Время необходимо для творения это безусловный факт Бог пользуется им когда имеет дело с творением.Но вот риторический вопрос что было раньше время или Логос ведь он перворожденный а если так тогда он уникален потому что только он вне временное творение?
ОтветитьУдалитьВремя – это абстрактное понятие. Оно обозначает просто то, что сначала было одно, а потом другое. Это не стол или стул, который можно потрогать. Мы придумали слово «время», чтобы обозначать последовательность событий. Поэтому очень сложно утверждать, что кроме Иеговы ничего не существовало, даже время. Давайте возьмем другие абстрактные понятия, например добро. Мало кто из христиан будет спорить, что Богу присуще добро. Но можно ли сказать: «Ничего, кроме Иеговы, не существовало, даже добра?» Это будет очень спорное утверждение, правда? Или разум. Или сила. Все эти вещи тоже существовали всегда, стоит полагать. В чем же тогда проблема со временем? Ваш риторический вопрос (правда, не понимаю, почему вы назвали его риторическим) выглядит настолько тупиковым именно потому, что вы идете дальше Библии и пускаетесь в рассуждения на темы, по которым Библия молчит. В результате вы, естественно, загоняете себя в тупик. Не более ли мудро просто не выходить за рамки написанного и признать, что мы не знаем, было ли раньше время или Логос, возникли они одновременно, было ли время всегда или не было и т.д.?
УдалитьА по каким часам живет Иегова? Иисус? Ангелы? Неужели по земным, где время привязано к обороту Земли вокруг себя и вокруг Солнца? Сколько миллиардов "лет" Иисусу? И каких лет?
ОтветитьУдалитьИ да, есть много того, что было до Иисуса - любовь, мудрость, святой дух - то, что явяется качествами Иеговы, его сутью. Всё это было у Иеговы всегда, так же как и его, неведомое нам пока, но реально существующее, время. Наверное. Ну, мне так кажется))
Вообще-то время никак не привязано к оборотам Земли. Это просто один из способов их измерения. Есть и другие, по атомным часам, например.
УдалитьЯ, например, очень легко смогу объяснить ЛЮБОМУ человеку, что такое бесконечность. Предварительно пусть он объяснит слепому от рождения, что такое РАДУГА. Это же так просто!!!
ОтветитьУдалитьХотя слепой от рождения не может представить себе радугу, он может ее теоретически понять. Слепые знают на теоретическом уровне, что такое цвета, они умеют оперировать этими понятиями в жизни, например при выборе одежды. Так же и мы вполне способны теоретически представить бесконечность и оперировать ей в научных вопросах.
Удалить/Мое субъективное/:кажется,что представить бесконечное/вечное/будущее людям более проще,чем бесконечное/вечное,изначальное/ прошлое чего-то или кого-то. Меня впечатляет особенным образом величественный титул "Царь вечности".Объясняется этот титул в частности и как то,что Иегова способен охватить вечность своим разумом. Когда я читаю в Библии такие вещи о Творце,я внутренне осознаю,что Он должен быть именно таким.
ОтветитьУдалитьТакие вопросы у человека возникают потому что он сам(человек) имеет начало и следовательно в уме рисуется такая картина - а как Бог, имеет начало не имеет.....
ОтветитьУдалитьЧеловека которого ещё не зачали, он знает о своём существование ? Конечно нет , ведь он даже ещё не зачат. А Бог есть, несмотря на то что зачат человек или нет. А если этого человека зачать и он появится на свет, то какие вопросы он задаст ? Думаю мысль понятна.
А мне нравится определение Платона, связывающее понятия времени и вечности: "Время - это подвижный образ вечности"
ОтветитьУдалитьНаш конечный, заражённый смертью, ограниченный разум пока не в состоянии вместить в себя вечность, если только так... Вечность-это время от начала рабочего дня до его окончания! Мгновение это 23 календарных дней отпуска! :-)
ОтветитьУдалитьКак-то давно уже прочитал в одной заметке, что якобы имела место такая ситуация. Молоденькая журналистка попросила Эйнштейна объяснить разницу между временем и вечностью, на что учёный со свойственным ему остроумием ответил с помощью каламбура: "Детка, если бы у меня было время объяснить Вам это, то прошла бы целая вечность, прежде чем Вы это поняли".
ОтветитьУдалитьВообще Эйнштейн, судя по его высказываниям, был субъективистом в отношении времени (другая точка зрения - это то, что время существует объективно, т.е. независимо от нашего сознания; этого взгляда придерживался Ньютон, классическая механика которого стала частным случаем теории относительности Эйнштейна). Например, он, Эйнштейн, однажды высказался так: «Время и пространство – это категории нашего мышления, а не условия нашего существования». Что тут сказать? Существуют аргументы как в пользу той, так и в пользу другой точек зрения, а выбор какой-то конкретной из них определяется мировоззренческой установкой человека. Лично мне на данный момент ближе точка зрения, что время и пространство - это всё-таки условия нашего существования.
Согласна, несовершенным людям не просто прийти к пониманию безначальности Бога, вообще, к пониманию понятия вечности. Но вначале было не так. Иегова сам вдохновил написать царя Соломона: "Он сделал все прекрасным в свое время. И хотя он вложил ВЕЧНОСТЬ в сердца людей, они никогда не смогут постичь всех дел, которые совершает истинный Бог, от начала до конца. " ( Эккл.3÷11 ). У Адама и Евы, выходит, проблем с пониманием, что же такое вечность, не было. Им предстояло жить вечно, без ограничения во времени в будущем. И, думаю, представить что было также неограниченное время до их появления, им было совсем не сложно, как это многим сегодня.
ОтветитьУдалитьИЕГОВА И ПРОСТРАНСТВО, ВОТ ЭТО НЕ ИМЕЛО НАЧАЛО, ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ ИМЕЕТ НАЧАЛО
ОтветитьУдалитьНесколько голословно.
Удалитьhttp://www.proza.ru/2016/03/27/1431
ОтветитьУдалитьОчень не простая тема!
ОтветитьУдалитьНужно помнить, что Иегова, творец. И он сильно этим отличается от всего (включая нас, материю...)творения. В Бытие 1:1 написано, что в начале Бог сотворил... Вопрос из чего? Фраза "в начале" указывает на отсутствие материи до этого момента. Иегова создал материю и потом из этой материи ... Выходит наши знание и понимание о нём как о Творце всегда будут ограничены. Всегда будет что-то выше нашего понимания. Мы же творения, а Он Творец!
И хотя признать или оспаривать существование Вечного Творца, дело личное. Всё же есть оспаривать глупо. Представьте мыши сидят в клетке и рассуждают о природе и продолжительности жизни человека поймавшего их.
Конечно мы не мыши. Но и Бог не человек.
А что касается пространства,где находится Вселенная,оно бесконечно?
ОтветитьУдалитьЯ вот имею такую гипотезу.Если из одной точки космоса вылететь,то в конечном итоге опять прилетишь туда же.Думаю бесконечность это замкнутый круг.
Иисус Христос есть Альфа и Омега - начало и конец ,,От него всё начало быть и без него ничто не начало быть" . Ничто здесь на земле не вечно и наше пребывание на ней тоже . А вот душа живёт вечно и у кого-то душа наследует вечную жизнь с Богом ,а у кого-то с дьяволом
ОтветитьУдалитьВы читали в Библии, что душа живет вечно или бессмертна? Вы не найдете в ней таких утверждений. Напротив, прямо говорится, что душа смертна, например в Иез. 18:4. Если душа любого человека живет вечно, тогда нет смысла говорить, что вечная жизнь – это дар Бога (Иоан. 3:16). Нет смысла дарить то, что и так есть у каждого. В Библии прямо сказано, что возмездие за грех – смерть, а не вечная жизнь (Рим. 6:23). Согласно Мат. 25:46, опять-таки, только праведные получают вечную жизнь, но не грешники. И т.д. Во всей Библии мы читаем, что только праведные получают вечную жизнь как дар от Бога, а грешники истребляются. Дьявол тоже никак не относится к числу праведников и не может получить вечную жизнь, чтобы сопровождать кого-то в вечности.
УдалитьО том, что ничто не земле не вечно, давайте поразмышляем над первыми главами Бытия. Зачем Бог создал Землю и людей на ней? Чтобы через какое-то время уничтожить? В чем тогда смысл этого творения? Видим ли мы где-то в Библии, что согласно замыслу Бога человек должен был умереть или как-то иначе покинуть Землю, если бы не согрешил? Ничего подобного мы не читаем. Зато мы прямо читаем о том, что образный небесный Иерусалим спускается на землю, где Бог благословляет все человечество (Отк. 21:1-4). Согласно стиху 4, смерти больше не будет. Нет смысла говорить, что смерти больше не будет на небе, потому что ее и раньше там не было. Значит, ее больше не будет на земле. Согласно 2 Пет. 3:13, мы ждем не только нового неба, но и «новой земли» – обновленной, очищенной, снова приведенной в согласие с замыслом Творца. В этом же стихе сказано, что и на небе, и на земле будет «обитать праведность».
Конечно, у мыслящего человека возникает недоумение : если Бог существует вечно, то и в его биографии должно быть бесконечное количество страниц с событиями его жизни, бытия. Но Библия - всего тысяча страниц.
ОтветитьУдалитьСказать, что Бог начиная с определённого времени (если углубляться в прошлое ) ничего не делал и не было у него никаких событий (даже мыслей) - то тогда возникает вопрос, чем же отличается живое существо от мёртвого ? Ведь Библия описывает Бога как вечно живого. А живой всё время что - то делает или хотя бы думает или видит сны свои. Какой же напрашивается вывод ? Неужели, что Бог спал, а потом проснулся и начал творить ? Да уж...
Необязательно что-то непрерывно создавать, чтобы быть живым.
УдалитьПоставьте два зеркала друг напротив друга и вы воочию увидите бесконечность.
ОтветитьУдалитьЕвреям 1:2.
ОтветитьУдалитьВ последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. В греческом оригинале "столетия", то есть -время в нашем понимании.
В греческом оригинале стоит слово αἰῶνας. Это слово не означает буквально «сто лет». Это период времени неопределенной продолжительности, но с определенными свойствами. Лексикон Стронга:
Удалить1 . век (жизнь человека, поколение), эпоха, эра;
2 . вечность, неопределенно долгий период времени;
3 . мир, вселенная;
4 . мирская система, обычай (этого мира), сей век;
Посмотрел несколько переводов, нигде это слово не переводится как «время». Скорее всего, время – это другое греческое слово.
Люди привыкли судить по себе. И измерять вселенную своими мерками. Поэтому им трудно представить разум (личность) у которого не было начала. При этом мы способны представить (условно) жизнь без конца. То есть вечность впереди - это более менее представимо. А вечность протянутая в прошлое - нет. Мы просто привыкли жить во вселенной в которой у всего и всех есть начало. Особенно когда речь идёт о разумных существах. Но на самом деле "проблема с вечностью" действительно искусственно надумана. Нет ничего не логичного в том, что кто-то или что-то было всегда. Людям психологически легко представить что материя, время или пространство были всегда. А вот что кто-то разумный был всегда - сложно. Чисто на эмоциональном уровне. Но логической проблемы (и парадокса) в этом никакой нет.
ОтветитьУдалитьПоследние два абзаца в статье – это просто шаг и мат для атеистов, которые с насмешкой говорят «Кто создал Бога?», полагая, что это неопровержимый аргумент в том, что идея существования вечного Бога абсурдна. Как сказано в статье, любое мировоззрение предполагает существование безначальной первопричины, то есть всегда должно было быть что-то... ну или кто-то) Поэтому такой «аргумент» на самом деле не аргумент, потому что все идеи упираются в этот вопрос. И здесь у атеистов нет преимущества, здесь все в равных условиях и каждый уже сам выбирает, во что ему верить: во что-то или в кого-то, в вечную материю или в вечный Разум.
ОтветитьУдалить