Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Имя Бога в русской культуре


Мусоргский М., хор «Иисус Навин»:

Веленьем Иеговы сокрушить Израиль должен
Амореев нечестивых, непреклонных Откровенью.

Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет,
И на холмах Ханаана станет днесь Ковчег Завета.
Смело, смело в бой! Вперёд!

Наголо твой меч, Израиль! Смело стрелы, копья в дело!
Смело, свободно взлетает орёл крылатый,
В сводах голубых зорко следит добычу.

Израиль, не дремли, враг твой коварен;
Соблазнам не внимай жен Ханаана.

Ты сильной десницей врага Иеговы
И род нечестивых рассей по земле!

Бог Авраама тебе в том защита во век.
Бог Авраама, Бог Иакова погубит врага.

Плачут жены Аммореи, стоном стонут веси Хананеи,
А под Гайем тучи грозныя висят.

Под стенами Гаваона рухнут царства древней Аммореи
И прольются реки горьких слёз.

Внемли Израиль: остановилось солнце.

В славу Иеговы сокрушить Израиль должен
Аммореев нечестивых, непреклонных Откровенью.

Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет,
И на холмах Ханаана, станет днесь Ковчег Завета.
Смело, смело в бой! Вперёд!

Наголо твой меч, Израиль! Смело стрелы, копья в дело!
Плачут жены Ханаана, льют потоки горьких слёз.

Славьте Навина, Иеговы избранника!
Славьте из рода в род все колена Израиля!
Славьте, пойте героя Навина!

Сгибло племя Хананеев непреклонных Откровенью
И засиял ковчег Завет!
Слава Иегове вседержителю, Господу сил.

Пушкин А., «Из письма к Вигелю»:

Проклятый город Кишенев!
Тебя бранить язык устанет.
Когда-нибудь на грешный кров
Твоих запачканных домов
Небесный гром конечно грянет,
И — не найду твоих следов!
Падут, погибнут пламенея,
И пестрый дом Варфоломея
И лавки грязные жидов:
Так, если верить Моисею,
Погиб несчастливый Содом.
Но с этим милым городком
Я Кишенев равнять не смею,
Я слишком с библией знаком,
И к лести вовсе не привычен.
Содом, ты знаешь, был отличен
Не только вежливым грехом,
Но просвещением, пирами,
Гостеприимными домами
И красотой нестрогих дев!
Как жаль, что ранними громами
Его сразил Еговы гнев!
В блистательном разврате света,
Хранимый богом человек
И член верховного совета,
Провел бы я смиренно век
В Париже ветхого завета!
Но в Кишиневе, знаешь сам,
Нельзя найти ни милых дам,
Ни сводни, ни книгопродавца.—
Жалею о твоей судьбе!
Не знаю, придут ли к тебе
Под вечер милых три красавца;
Однако ж кое-как, мой друг,
Лишь только будет мне досуг,
Явлюся я перед тобою;
Тебе служить я буду рад —
Стихами, прозой, всей душою,
Но, Вигель — пощади мой зад!

Маяковский В., «Война и мир»:

Трясутся ангелы.
Даже жаль их.
Белее перышек личика овал.
Где они —
боги!
«Бежали,
все бежали,
и Саваоф,
и Будда,
и Аллах,
и Иегова.

Жуковский В., «Библия»:

Кто сердца не питал, кто не был восхищён
Сей книгой, от небес евреем вдохновенной!
Её Божественным огнём воспламенён,
Полночный наш Давид на лире обновлённой
Пророческую песнь псалтыри пробуждал, -
И север дивному певцу рукоплескал.
Там, там, где цвёл Эдем, на бреге Иордана,
На гордых высотах сенистого Ливана
Живёт восторг; туда, туда спеши, певец;
Там мир в младенчестве предстанет пред тобою
И мощный, мыслию сопутствуем одною,
В чудесном торжестве творения Творец...
И слова дивного прекрасное рожденье,
Се первый человек; вкусил минутный сон -
Подругу сладкое дарует пробужденье.
Уже с невинностью блаженство тратит он.
Повержен праведник - о грозный Бог! о мщенье!
Потоки хлынули... земли преступной нет;
Один, путеводим Предвечного очами,
Возносится ковчег над бурными валами,
И в нём с надеждою таится юный свет.
Вы, пастыри, вожди племён благословенных,
Иаков, Авраам, восторженный мой взгляд
Вас любит обретать, могущих и смиренных,
В родительских шатрах, среди шумящих стад;
Сколь вашей простоты величие пленяет!
Сколь на востоке нам ваш славный след сияет!..
Не ты ли, тихий гроб Рахили, предо мной?..
Но сын её зовёт меня ко брегу Нила;
Напрасно злобы сеть невинному грозила;
Жив Бог - и он спасён. О! сладкие с тобой,
Прекрасный юноша, мы слёзы проливали.
И нет тебя... увы! на чуждых берегах
Сыны Израиля в гонении, в цепях
Скорбят... Но небеса склонились к их печали:
Кто ты, спокойное дитя средь шумных волн?
Он, он, евреев щит, их плена разрушитель!
Спеши, о дочь царей, спасай чудесный чёлн;
Да не дерзнет к нему приблизиться губитель -
В сей колыбели скрыт Израиля предел.
Раздвинься, море... пой, Израиль, искупленье!
Синай, не ты ли день завета в страхе зрел?
Не на твою ль главу, дрожащую в смятенье,
Гремящим облаком Егова низлетел?
Скажу ль - и дивный столп в день мрачный,
в ночь горящий,
И изумлённую пустыню от чудес,
И солнце, ставшее незапно средь небес,
И Руфь, и от руки Самсона храм дрожащий,
И деву юную, которая в слезах,
Среди младых подруг, на отческих горах,
О жизни сетуя, два месяца бродила?..
Но что? рука судей Израиль утомила;
Неблагодарным в казнь, царей послал Творец;
Саул помазан, пал - и пастырю венец;
От племени его народов Искупитель;
И воину-царю наследник царь-мудрец.
Где вы, левиты? Ждёт божественный строитель;
Стеклись... о, торжество! храм вечный заложен.
Но что? уж десяти во граде нет колен!..
Падите, идолы! Рассыпьтесь в прах, божницы!
В блистанье Илия на небо воспарил!..
Иду под вашу сень, Товия, Рагуил...
Се мужи промысла, Предвечного зеницы;
Грядущие лета как прошлые для них -
И в час показанный народы исчезают.
Увы! Сидон, навек под пеплом ты утих!..
Какие вопли ток Ефрата возмущают?
Ты, плакавший в плену, на вражеских брегах,
Иуда, ободрись; восходит день спасенья!
Смотри: сия рука, разитель преступленья,
Тирану пишет казнь, другим тиранам в страх.
Сион, восторжествуй свиданье с племенами;
Се Эздра, Маккавей с могучими сынами;
И се Младенец-Бог Мессия в пеленах.

Державин Г., «Введение Соломона в судилище»:

Восшел Давид в сень правды,
А с ним и Соломон, —
Где казнь на злых, благим награды,
Законы, врезанны святым жезлом
В скрижаль сапфирну, вкруг златую,
Хранимы в род и род. Вошел и сел на трон!
Велел с собой воссесть и сыну одесную;
Старейшины пред ним, склонившися челом,
По манию его воссели
В молчаньи на своих местах.
Невидимо на высотах
Псалтыри струны загремели:
«Боже! дай царю Твой суд
И цареву сыну правду,
Да народу подадут
И защиту и награду.
Да на горы мир сойдет,
Правосудие в долины;
Бедных да спасет от бед,
Плачущих от злой судьбины.
Да смирит клеветников
И, как солнце ввек сияет
И луна меж облаков,
Так блистать на троне станет.
Так сойдет он в низкий дом
С высочайшего престола,
Как снисходит дождь на холм
И роса на сушу дола.
Истина во всех сердцах,
Правда в людях населится,
И в его блаженных днях
Счастие возобновится.
Падши, пыль полижут ног
Орды перед ним азийски,
И бесценности в залог
Принесут цари фарсийски.
Да помолятся уму
В нем подсолнечной владыки;
Поработают ему
Подчинившися языки,
И покажут, что он был
Щит от сильных всем бессильным,
Вдов и сирых прокормил
Током благости обильным;
Подданных жалел лить кровь,
Ограждал от лихв, неправды,
И к себе их чтил любовь
Выше всякие награды.
Долги будут дни ему,
Злато потечет рекою;
Дань легко дадут тому,
Кто любим от всех душою.
Нивы на вершинах гор,
Сад Ливанский расплодится;
Град, поля восхитят взор,
В них блаженство водворится.
Пальма, лавр увьют чело,
Славою украсят вечной,
Чтобы имя процвело
Похвалой чистосердечной».
Как луч, на верх Ерусалима
Снеслася благодать, — Израиль зрел:
«Да будет ввек», — в восторге пел,
Еговы длань благословима,
Приосеняющая нас!!» —
За сим умолк псалтыри глас.

Толстой А., «Грешница»:

Вино струится, шум и хохот,
Звон лютней и кимвалов грохот,
Куренье, солнце и цветы;
И вот к толпе, шумящей праздно
Подходит муж благообразный;
Его чудесные черты,
Осанка, поступь и движенья,
Во блеске юной красоты,
Полны огня и вдохновенья;
Его величественный вид
Неотразимой дышит властью,
К земным утехам нет участья,
И взор в грядущее глядит.
Tо Муж на смертных непохожий,
Печать избранника на Нем,
Он светел, как архангел Божий,
Когда пылающим мечом
Врага в кромешные оковы
Он гнал по манию Иеговы.
Невольно грешная жена
Его величьем смущена
И смотрит робко, взор понизив,
Но, вспомня свой недавный вызов,
Она с седалища встает
И, стан свой выпрямивши гибкий
И смело выступив вперед,
Пришельцу с дерзкою улыбкой
Фиал шипящий подает.

Фет А., «Сабина»:

Шумел лишь Рим. – В пяти шагах
Граждане в праздничной одежде,
Позабывая вещий страх,
Кричат пронзительней, чем прежде.
Всё льстит их взорам и ушам,
Всё пища для страстей мгновенных:
Там торжество и новый храм,
Здесь суд царей порабощенных.
Народ шумит. Давно привык
Он к торжеству своей гордыни,
Он всем народам шлет владык
И в Рим увозит их святыни.
Как прежде, пленные цари
Влачат по форуму оковы,
И рядом стали алтари
И Озириса и Еговы.

Цветаева М., «Даниил»:

Наездницы, развалины, псалмы,
И вереском поросшие холмы,
И наши кони смирные бок о бок,
И подбородка львиная черта,
И пасторской одежды чернота,
И синий взгляд, пронзителен и робок.

Ты к умирающему едешь в дом,
Сопровождаю я тебя верхом.
(Я девочка, - с тебя никто не спросит!)
Поет рожок меж сосенных стволов...
- Что означает, толкователь снов,
Твоих кудрей довременная проседь?

Озерная блеснула синева,
И мельница взметнула рукава,
И, отвернув куда-то взгляд горячий,
Он говорит про бедную вдову...
Что надобно любить Иегову...
И что не надо плакать мне - как плачу..

Салтыков-Щедрин М., «Господа Головлёвы»:

Но слова эти были скорее выражением тревоги за мать, нежели за себя. Выходка Арины Петровны была так внезапна, что Иудушка не догадался даже притвориться испуганным. Еще накануне маменька была к нему милостива, шутила, играла с Евпраксеюшкой в дурачки – очевидно, стало быть, что ей только что-нибудь на минуту помстилось, а преднамеренного, «настоящего» не было ничего. Действительно, он очень боялся маменькинова проклятия, но представлял его себе совершенно иначе. В праздном его уме на этот случай целая обстановка сложилась: образа, зажженные свечи, маменька стоит среди комнаты, страшная, с почерневшим лицом… и проклинает! Потом: гром, свечи потухли, завеса разодралась, тьма покрыла землю, а вверху, среди туч, виднеется разгневанный лик Иеговы, освещенный молниями. Но так как ничего подобного не случилось, то значит, что маменька просто сблажила, показалось ей что-нибудь – и больше ничего. Да и не с чего было ей «настоящим образом» проклинать, потому что в последнее время у них не было даже предлогов для столкновений. С тех пор как он заявил сомнение насчет принадлежности маменьке тарантаса (Иудушка соглашался внутренно, что тогда он был виноват и заслуживал проклятия), воды утекло много; Арина Петровна смирилась, а Порфирий Владимирыч только и думал об том, как бы успокоить доброго друга маменьку.

Куприн А., «Суламифь»:

И один из судившихся сказал, что девица более всех достойна похвалы за свою твердость в клятве. Другой удивлялся великой любви ее жениха; третий же находил самым великодушным поступок разбойника. И сказал царь последнему:
— Значит, ты и украл пояс с общим золотом, потому что по своей природе ты жаден и желаешь чужого.
Человек же этот, передав свой дорожный посох одному из товарищей, сказал, подняв руки кверху, как бы для клятвы:
— Свидетельствую перед Иеговой, что золото не у меня, а у него! Царь улыбнулся и приказал одному из своих воинов:
— Возьми жезл этого человека и разломи его пополам.

Бенедиктов В., «И ныне»:

Над нами те ж, как древле, небеса, –
И так же льют нам благ своих потоки,
И в наши дни творятся чудеса,
И в наши дни являются пророки.
Бог не устал: Бог шествует вперед;
Мир борется с враждебной силой змия;
Там – зрит слепой, там – мертвый восстает;
Исайя жив и жив Иеремия.
Не истощил Господь Своих даров,
Не оскудел духовной благодатью:
Он все творит, – и библия миров
Не замкнута последнею печатью.
Кто духом жив, в ком вера не мертва,
Кто сознает всю животворность Слова,
Тот всюду зрит наитье Божества
И слышит все, что говорит Егова. –
И, разогнав кудесничества чад,
В природе он усмотрит святость чуда,
И не распнет он Слово, как Пилат,
И не предаст он Слово, как Иуда, –
И брата он, как Канн, не убьет;
Гонимого с радушной лаской примет,
Смирением надменных низведет,
И слабого, и падшего подымет, –
Не унывай, о малодушный род!
Не падайте, о племена земные!

P.S. Гораздо больше примеров можно найти здесь.

Читайте также:
Да не слышится оно из уст твоих
Тетраграмматон в Новом Завете
О произношении имени Бога

Комментарии

  1. Я удивился, когда увидел имя Бога в советской книге посвященной партизанскому движению во время ВОВ.
    "Рядом со мной шагал разведчик Костя Стрелюк. Голова у него забинтована: из-под витков марли выглядывает один глаз, делая его похожим на древнее изображение Иеговы. Костя пытался что-то втолковать мне о новой тактике врага, о нападениях из-за угла."
    Вершигора П П "Люди с чистой совестью"
    Люди с чистой совестью

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Это ещё больше подтверждает, что Бог способен сохранить своё имя в памяти людей.
    Обязательно запомню отрывки и тогда будет, что говорить в служении.

    ОтветитьУдалить
  3. Антон, на этом станице сайта Стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/kalinin выложены произведения российских писателей упоминавших имя Бога "Иегова" или "Яхве". Пока более 60 произведений. Далее я намериваюсь продолжить пополнение этого блога и зарубежными произведениями.
    Николай Калинин, Москва

    ОтветитьУдалить
  4. Замечательная подборка, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Прошел по ссылке Стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/kalinin, а там уже ничего нет.
    Может у кого сохранился архив этих стихов?

    ОтветитьУдалить
  6. Архив сохранился и преумножился. Вместо закрытой модераторами страницы делается другой сайт на недостижимой для сектоедов территории. Вот одна из страниц сайта http://jehovahlit.blogspot.com/ , на ней более 130 произведений. И это ещё не всё. Создаются страницы по искусству, архитектуре, музеям и пр.

    ОтветитьУдалить
  7. Здорово, меня очень это интересовало, и я нашла сайт Николая, кое-что я знала, но в основном много было нового для меня, а еще в Интернете нашла картину, называется "Иегова" http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?p=136935 (надо полистать вниз). Я тоже заметила, что в 19в. имя Бога было очень естественно для людей. А еще однажды встретила женщину, которой было за 50, и она уверенно назвала имя Бога, т.к. ей о нем рассказала ее бабушка еще в детстве. Было очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  8. Юра יהוה הוא אלוהים24 июн. 2012 г., 08:48:00

    Молнии огненный ком!
    В память ударил гром,
    И в громе гремят слова:
    Микель Анжело!.. Егова!..

    Я в урагане органа
    Перелетаю моря,
    Под потолком Ватикана
    Снова блуждаю я.
    ( София Порнок)

    Где Микель Анжело - Архангел Михаил.

    ОтветитьУдалить
  9. Юра יהוה הוא אלוהים24 июн. 2012 г., 09:56:00

    ПРИЗВАНИЕ ИСАЙИ

    Иди к народу. Мой пророк!
    Вещай, труби слова Еговы!
    Срывай с лукавых душ покровы
    И громко обличай порок!
    Иди к народу, Мой пророк!
    Вещай: "Не Я ль тебя лелеял
    И на руках Моих носил?
    Тебе в пустынях жизнью веял,
    Тебя в безводии поил;
    А ты, народ неблагодарный,
    Ты ласки все забыл Отца!
    Как змеи - души в вас коварны,
    Как камни - чёрствые сердца!
    Что сделали с Моим законом?
    Где лет минувших чудеса?
    Мой слух пронзён невинных стоном,
    Их вопли движут небеса...
    А ваши сильные и князи,
    Пируя сладкие пиры,
    Вошли с грабителями в связи
    И губят правду за дары.
    Где правота, где суд народу?
    Где вы, творящие добро?
    В вино мешаете вы воду,
    Поддел и ложь - в своё сребро!
    Вы слепы, иудейски грады!
    Я поднял реки из брегов,
    И насылал к вам трус и глады,
    И двигал бури вместо слов.
    А вы, как камни, не смягчались,
    И Бог ваш, стиснув гром, терпел;
    Но лета благости скончались".
    О, страх! Егова загремел!
    Напал на сердце ужас хладный!
    Я зрю мятеж и страх в умах:
    Промчался с криком коршун жадный,
    Послышав гибель на полях.
    Увы, Израиль! Весь ты клятва!
    Ты спал под песнями льстецов;
    Но се грехов созрела жатва -
    И Бог пошлёт Своих жнецов!..
    "На что Мне созидаешь храмы?
    Мне аромат твоих кадил
    И многоценны фимиамы -
    Как смрад раскопанных могил!
    Ты знаешь сам, что Мне приятно:
    Одну люблю Я правоту.
    Зачем же судишь ты превратно?
    За что ты губишь сироту?
    Омой корыстную десницу,
    Лукавство вырви из души,
    Будь нищим друг, спасай вдовицу!
    Тогда, без жертв своих, спеши,
    Как добрый сын, ко Мне пред очи:
    Я все грехи твои стерплю;
    Будь чёрен ты, как сумрак ночи,
    Тебя, как день, Я убелю!"

    1822 Ф.Н. Глинка.

    ОтветитьУдалить
  10. спасибо я удостоверилась что раньше знали и применяли имя бога что важно и сегодня

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте, уважаемый Антон!
    Вы наверняка не разместите здесь
    стих, противоречащий доктрине Свидетелей Иеговы...
    Но мне как-то подумалось, что есть много
    прекрасных ветхозаветных (и не только) именований Господа...

    Иегова, Яхвэ, Аллах
    – не слишком ли много
    глупых споров об именах
    Единого Бога?

    Где – Саваоф, Адонай;
    Элохима почто забыли?
    Спасенье – в делах или
    за имена вам – рай?

    Творца призывай любым
    именем, споры минуя:
    помни:
    Господь –
    непостижим
    и не
    именуем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все, что вы перечислили, - это не имена. Саваоф - это еврейское слово, означающее "воинство", адонай - "господин", элохим - "Бог", аллах - тоже "господин", только на арабском. Имя у Бога всегда было только одно.

      Удалить
  12. Ув. Антон! Но, получается, мы
    имеем (возможно) десятки вариантов
    имени Иеговы -- если брать различные языки...

    Как с этим быть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Естественно, любое имя в разных языках звучит немного по-разному. В чем здесь проблема? Это касается имени Иисуса и любого другого персонажа Библии. Но я никогда не встречал, чтобы люди из-за этого отказывались использовать имя Иисуса. Вы встречали? Это один из самых странных аргументов против использования имени Бога.

      Удалить
  13. Мне не понятна логика критиков по поводу произношение имя Иегова. Раз везде произношения имя разное или раз мы не знаем правильное произношение, то не должны вообще использовать имя. Например, имя "Алёна" немцы выговаривают как "Альёна" с мягким знаком после "л". Все дело в языке. Если применять логику критиков, то имя "Алёна" лучше не выговаривать и вообще удалить навсегда, потому-что оно в разных языках по разному выговаривается. Такой подход показывает, что критики критикуют от скуки и просто ради критики.

    ОтветитьУдалить
  14. Очень приятно что имя Иеговы произносились из уст этих людей.Я не впервые встречаю это имя.Ведь я один из Свидетелей.Очень хорошие стихи!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *