Из архивов

Ранние христиане о крови


Климент Александрийский, «Педагог», книга третья:

Человек не вправе крови касаться, поскольку тело его самого есть не что иное, как из крови же образованная плоть. Человеческая кровь и в Логосе имеет часть и через посредство Духа Святого в благодати (Божией) участвует. И если кто Их оскорбляет, тот не укроется (от мщения), потому что кровь тела может и сама по себе к Господу вопиять (Быт. 4, 10).

Минуций Феликс, «Октавий»:

Римляне ради жертвы живыми зарывали в землю мужчину и женщину из греков и мужчину с женщиною из галлов; и теперь еще они почитают Юпитера Ляциара человекоубийством и, что вполне прилично сыну Сатурна, он насыщается кровью человека нечестивого и злодея. Я думаю, что у этого бога научился Катилина заключать кровью договор с своими сообщниками, Беллона требовал для возливания на ее жертвенник крови человеческой; другие научились врачевать падучую болезнь кровью человека, т.е. большим злом. Не менее сих виновны и те, которые употребляют в пищу животных, которые на арене обрызгались человеческою кровью или насытились человеческим мясом. Что же касается нас, нам не позволено и видеть человекоубийства, ни даже слышать о них; а пролить человеческую кровь мы так боимся, что воздерживаемся даже от крови животных, употребляемых нами в пищу.

Кирилл Иерусалимский, «Огласительное поучение третье»:

Будь тверд душой, чтобы никогда не есть брашен, принесенных идолам. Об этом не я только забочусь сейчас, но заботились уже и Апостолы, и Иаков, епископ этой церкви, Апостолы и пресвитеры писали ко всем народам соборное послание о том, чтобы воздерживались они особенно от жертв идольских, а потом от крове и удавленины (Деян. 15, 20). Ибо многие из людей, будучи зверообразны и живя подобно собакам, пьют кровь по примеру хищных зверей и с алчностью едят удавленину. А ты, раб Христов, и во время ядения соблюдай благоговение. Сего довольно о пище.

Тертуллиан, «Апология»:

Об употреблении крови в пищу и о подобных трагических блюдах читайте то, что где-то рассказывается (полагаю у Геродота), что некоторые народы при заключении договора выпускали из рук кровь и давали друг другу пить ее. Что-то подобное пили, кажется, при Катилине. Говорят, что некоторые скифы съедают каждого своего родственника после его смерти. Зачем далеко ходить? Вот тут доселе знаком посвящения. в мистерии Беллоны служит то, что из надрезанной ляжки берется кровь в ладонь и пьется. Также где находятся те, которые, желая избавиться от падучей болезни, с жадностью пьют свежую кровь зарезанных на арене преступников во время гладиаторских игр? Где же те которые едят мясо диких животных, взятых с арены, которые стараются приобрести себе вепря, оленя? Тот вепрь при борьбе вытер досуха того, кого окровавил, а этот олень лежал на крови гладиатора. Вы сильно желаете мяса таких медведей, которые еще не успели переварить в своих желудках растерзанных ими людей. Поэтому человек, севший такое мясо, рыгает человеком. Как далеко ушли от пиршеств христианских вы, которые едите это? Меньше ли делают те, которые с дикою страстью открывают рты для человеческих членов, потому что они пожирают живых. Не оскверняются ли они человеческою кровью, потому что лижут будущую кровь? То правда, что они не едят детей, но зато едят взрослых. Все это заставляет христиан краснеть, которые не вкушают крови даже животных, которые воздерживаются от всякой удавленины и мертвечины из опасения, как бы не оскверниться скрывающеюся внутри кровью. Наконец между употребляемыми вами пытками христиан находятся и ботулы, наполненные кровью. Вы прекрасно знаете, что христианам не дозволено то, чрез что вы хотите отклонить их от христианства. Как вы верите, что те, которых думаете устрашить животной кровью, открывают свои рты для крови человеческой, разве только вы узнали, что последняя приятнее первой? Вам для испытания христиан должно было бы употреблять и человеческую кровь, подобно тому, как вы употребляете жертвенник и ларчик, ибо христиане чрез вкушение крови человеческой узнавались бы точно так же, как узнаются они чрез отрицание приносить жертвы. Если бы они стали есть кровь, то это значило бы то же, как если бы они не стали приносить жертвы.

Читайте также:
Свидетели Иеговы и переливание крови
Евросуд о свидетелях Иеговы
Десять мифов о Свидетелях Иеговы

Комментарии

  1. Минуций Феликс интересную заметку сделал о .....лечении кровью, и неприемлимости такого метода для христиан!
    Я вспомнил Томаса Бартолина параллельно, что также был против лечения кровью, особенно переливания крови.

    ОтветитьУдалить
  2. Антон,вот у меня возник вопрос по поводу рыбы.В магазинах продается любимый многими продукт - селедка.Как правило ,она продается с головой,килька,мойва то же самое.Как быть?Ответа не нахожу.

    ОтветитьУдалить
  3. В чем проблема с головой?

    ОтветитьУдалить
  4. Так у рыбы то кровь надо выпускать,как ты думаешь?

    ОтветитьУдалить
  5. Рыба холоднокровное существо,кровь не так выходит как у животных,плюс ко всему в Писании ничего не сказано о рыбе в смысле крови

    ОтветитьУдалить
  6. Вы сами себе отвечаете? :) Вы правы, рыба – совсем другая песня. Мне кажется, евреи даже не знали, что у рыбы есть кровь.

    ОтветитьУдалить
  7. Возможно..,хотя в сырой рыбе кровь видно.

    ОтветитьУдалить
  8. Но ,все же, и "да " и "нет"

    ОтветитьУдалить
  9. Почему? Просто нет, из рыбы выпускать кровь не нужно. Там кровь слишком условна. При желании и в устрице, наверно, можно кровь найти, но вряд ли Бог требует такой чрезмерной щепетильности.

    ОтветитьУдалить
  10. Вроде ,нашли.
    По еврейскому закону кровь рыбы не считается кровью, ее не надо убивать и солить определенным способом.

    Философия кашрута
    Рав. Цви Пинский

    Еще из современных законов иудаизма:

    Кровь рыбы не запрещена, ее не надо специально удалять, но по постановлениям Учителей, в процессе разделки рыбы, если ее кровь видна не пятнами, а как жидкость, эту кровь по возможности надо смывать. Но это связано с не понятием «душа в крови», а с этической проблемой: это делается, чтобы у случайного наблюдателя не сложилось ошибочное впечатление, что "евреи используют кровь животных в пищу".

    ОтветитьУдалить
  11. К вопросу о количестве крови,здесь я с тобой не соглашусь.Смотря какая рыба.Когда разделываешь свежего толстолобика чуть не вся разделочная доска красная...

    ОтветитьУдалить
  12. Клементина25 апр. 2011 г., 13:32:00

    Братья, может быть, не стоит "отцеживать комара"? 1Кор.10:25 "Всё, что продаётся на мясном рынке, ешьте без расспросов, со спокойной совестью". Конечно, здесь об идоложертвенном, но кто же знает, а вдруг эти язычники кровь не выпустили из животного. Павел говорит:"...со спокойной совестью...", значит, так тому и быть. А колбаса из чего изготовлена? Не звонить же на мясокомбинат с вопросом:"Вы не забыли кровь выпустить?"Ну, если совесть слабая(бывает такое), то вымочите это мясо или эту рыбу в воде на всякий случай, и все дела. А то получится, как у фарисеев: законно или незаконно завязывать сандалии в субботу, а вдруг это работа? Истина должна освобождать, а не связывать.

    ОтветитьУдалить
  13. Стих 1 Кор. 10:25 не относится к крови. Если явно известно, что в продукте использована кровь (например кровяная колбаса) или она явно превалирует в продукте (например бифштекс с кровью), тогда его есть нельзя. В этом случае можно и на мясокомбинат позвонить, хуже не будет. Освобождение – это хорошо, но не стоит освобождаться от послушания Богу. Есть закон о крови, и его надо соблюдать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антон, у меня вопрос: какое отношение "закон о крови" имеет к переливанию крови?

      Удалить
    2. Т е, что употреблять в пищу, что переливать это одно и то же?

      Удалить
    3. Конечно, это принятие в организм. Прочитайте, например, как мусульмане относятся к пересадке свиных органов. Но если еще точнее, употребление в пищу тут не причем. В Деян. 15:29 сказано просто "воздерживаться от крови". В Моисеевом законе тоже запрещалось любое использование крови, а не только в пищу. Ее требовалось сразу же выливать на землю, т.е. утилизировать (Лев. 17:13). Если бы во времена Моисея существовало переливание крови, то еврей не мог бы им воспользоваться из-за этого закона - это факт. Позже этот закон был повторен для христиан в Деяниях. Вообще, в таких вопросах нужно не придираться к конкретному способу попадания чего-либо в организм, которых может быть миллион и все описать невозможно, а понять сам принцип, почему некий предмет является священным и какого отношения к нему ждет от нас Бог. Поняв этот принцип, мы сможем разобраться в любой ситуации, куда бы ни завел нас научный прогресс. Завтра могут появиться еще более диковинные способы употребления крови, и что, мы снова найдем лазейки в законах Бога на каких-нибудь формальных основаниях, зацепившись за нюансы текста? Это неправильное отношение.

      Удалить
  14. Клементина25 апр. 2011 г., 15:55:00

    Разве я имела ввиду освобождение от послушания? Разумеется, есть продукты с явным указанием, что в них используется кровь, не нужно никуда и звонить. Но стоит ли излишне беспокоиться, если такая информация нам недоступна? Совесть у кого-то бывает более чувствительна, чем у других, и я никого не хотела обидеть своим комментарием. Приношу свои извинения, если это произошло. А почему этот стих нельзя в наше время отнести к крови7 Сейчас идоложертвенного мяса на рынках не продаётся,а в магазинах тем более, нет даже такого понятия. Можно отнести к идоложертвенному, например, новогодние подарки. Я знаю, что у кого-то есть и такое понимание,но кровь здесь уже не причём. Что касается преткновения для кого-либо, не стану даже и возражать. Полностью и вполне искренне согласна с апостолом Павлом: "Не буду есть мяса вовек"

    ОтветитьУдалить
  15. Интересно, а когда не-Свидетели Иеговы, а люди других религий едят кровяную колбасу, то что у них - угроза жизни и ее ОБЯЗЕТЕЛЬНО нужно есть? Где здесь угроза жизни? Угроза желудку? И почему-то их религия единственно правильная и верная, а СИ - секта. По-моему несправедливо. Жизнь кровянкой не спасешь.

    ОтветитьУдалить
  16. Даже руководствуясь обыкновенной логикой и то можно прийти к разумному выводу - Бог, как наш Творец, ничего нам не запрещает, а только кровь, дескать - " могу ли я в вас, на правах Творца, иметь свое и что для меня свято, разве все уже ваше ?"

    ОтветитьУдалить
  17. Юра יהוה הוא אלוהים22 июн. 2012 г., 17:09:00

    Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
    воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
    (Деяния св. Апостолов 15:28,29)
    ___________________________
    Св. Евангелие от Марка 7:15
    ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
    ________________________
    Если сам Иисус сказал, что ничто из съедобного не может осквернить человека, тогда в чем смысл воздерживаться от крови ?

    ОтветитьУдалить
  18. Да, последний вопрос Юры интересный. Особенно в чем смысл воздерживваься в медицине если нет другого выхода для спасения жизни. (Я за бескровную медицину но не против крови если есть случаи, когда бескровная не помогает или недоступна в какой-то ситуации).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Весь вопрос в том, против ли этого Бог.

      Удалить
  19. Можно ли пользоваться косметикой на плацентарной основе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы прямо здесь хотите получить ответ "да" или "нет" и затем последовать ему без собственного исследования? Я бы не советовал вам так делать.

      Удалить
  20. Кровь -не продукт питания. Она не съедобна! Кровь исходит от человека-значит оскверняет. Её нельзя ни пить ни есть ни вливать

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Если бы в первом веке был Интернет

2017 – год белорусской Библии

Цитаты о Cвидетелях Иеговы

Библейские загадки

Рассказ православного экзорциста, ставшего свидетелем Иеговы

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Скачать книгу

Загрузите бесплатную электронную книгу о Библии (PDF, 2 МБ):

↓ Загрузить