Из архивов

Сектант

Что значит солгать духу Бога


В комментариях мне много раз приводили Деян. 5:3, 4 в качестве доказательства того, что святой дух является самостоятельной личностью и третьим лицом Троицы. С каждым разом меня это удивляет все больше, потому что эти стихи как раз, наоборот, весьма убедительно опровергают такое понимание. Данный эпизод интересен и по другой причине – он показывает, как Библия объясняет сама себя без всяких посторонних источников. Он состоит из вопроса (стих 3) и ответа (стих 4). Прочитаем их по отдельности:

Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

Итак, Анания солгал Духу Святому (не будем забывать, что большие буквы поставил не автор текста, а синодальные переводчики). Возникает вопрос: что значит «солгать духу святому»? Кому, собственно, солгал Анания? Ответ мы находим уже в следующем стихе:

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

Итак, выражение «солгать духу святому» означает «солгать Богу». Не отдельной от Бога личности, не третьему лицу Троицы, а просто Богу. Если бы Петр не уточнил это в следующем же стихе, тогда можно было бы строить предположения, выискивать тринитарные аспекты и т.д., но Петр прямо показал, что использовал понятие «дух Бога» как синоним слова «Бог», чем отмел всякую неопределенность. Во многих других стихах слова «дух Бога» и «Бог» тоже взаимозаменяемы без изменения смысла. Такое словоупотребление не должно удивлять, если мы помним, что слово «дух» восходит к значению «дыхание», а дыхание тесно связано с дышащим. Есть и другие похожие места; например, в 3 Царств 13:6 пророк «умилостивил лицо Господа». Ясно, что он умилостивил самого Господа, и никто не будет утверждать, что лицо Бога – это отдельная от него личность. Библия всегда объясняет сама себя, причем ее ответы обычно просты. Если, конечно, мы хотим их видеть.

Комментарии

  1. А что, нормальное объяснение. Только вот сейчас появится какой-нибудь тринитарий и скажет: "Вот вы, батенька, и привели доказательство, что Бог и Дух есть две ипостаси триединого Бога... и бла, бла, бла...". Доработать бы статью надо. Расширить, так сказать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не понимаю, где именно я привел доказательство, что Бог и Дух две ипостаси триединого Бога. Вот смотрите, если я говорю: "Китайская кухня очень вкусная", вы понимаете, что я на самом деле имею в виду не кухню, а еду? Я использовал слово "кухня" в значении "еда". Это лингвистическое явление называется метонимия. Или может быть, для вас "кухня" и "еда" - это две ипостаси чего-то там? Если так, то это действительно очень запущенный случай.

      Удалить
    2. А случай-то действительно запущенный. Как запустили его в 3-м или 4-м веках, так и летает от одной головы к другой. Пора бы на посадку. Виталий.

      Удалить
  2. Александр Аркадьевич16 янв. 2013 г., 13:48:00

    Можно также поразмышлять с другой стороны. Допустим бог троица. Не понятно ,почему Петр сказал что Анания пытался обмануть только одну третью часть бога? Получается отца и сына Анания не обманывал. Если троица есть, то логичнее было бы сказать что Анания обманул, либо бога, либо упомянуть все части троицы. Так же если троица есть не понятно, почему Петр в данном случае, упомянул далеко не самую популярную ее часть. В общем как всегда запутанное учение запутывает еще больше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне один баптист представлял третью ипостась,как самую жескую,бескомпромиссную и непрощающую,которую бояться нужно больше Отца и Сына.

      Удалить
    2. Метонимия - это одно из возможных объяснений. Другое объяснение заклюается в том, что Святой Дух - и есть Бог, поэтому ложь святому Духу и есть ложь Богу. Святой Дух - это ипостась, отдельная не от Бога, так как имя "Бог" - наименование природы, а от Отца, то есть, от другой ипостаси той же природы (Бога)


      Удалить
    3. То есть сложные объяснения простых вещей вас привлекают больше? Из двух объяснений, простого и сложного, вы всегда предпочтете сложное? Но все равно несостыковка, потому что непонятно, почему Анания солгал только одному лицу Троицы, а двум другим не солгал. Выходит, что он солгал не всему Богу, а только одной трети Бога. Далее, вы должны быть последовательны и признать, что лицо Бога из 3 Царств 13:6 тоже есть Бог и ипостась, и тогда умилостивить лицо Бога - это умилостивить одну из ипостасей Бога. То же самое касается рук, ног, глаз, жезла, посоха и абсолютно всего, что ассоциируется в Библии с Богом. В итоге мы получаем примерно Десятерицу.

      Удалить
    4. Просто у тринитариев образ мышления заточен под Троицу,поэтому Антон, для них это "не сложно".Надо отдать должное Анониму,он признал, что "Метонимия - это одно из возможных объяснений".Иногда тринитарии используют это место Писания, чтобы доказать, что святой дух не может быть действующей силой Бога, раз святому духу солгали, то это Личность.Твоя статья хорошо нейтрализует эту, я бы сказал примитивную логику тринитариев, показывая, что здесь под святым духом понимается сам Иегова Бог.Этот прием передачи мысли называют метонимией. Что касается остальных аргументов, то мне кажется,определенные трудности для тринитариев имеет больше Деяния 5:9, где говорится о том, что "они искусили дух Господень".Если разобрать другие места Писания,где упоминается про дух Господень, то можно увидеть, что под "духом Бога" подразумевается не сама личность Бога как таковая, а то, что присуще этой личности.

      Удалить
  3. Все гораздо проще))) Бог есть дух ? Дух! Бог свят? Свят! Значит Бог и есть Святой Дух! Это просто сининимы, ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот мудрое объяснение! Роман, пять с плюсом!

      Удалить
  4. Просто анонимный, возможно, не вкурсе, что в Троицу по разному верят. Сейчас всё больше в моде версия, что дух, Отец, и Сын это не одна личность а три разные. Статья очень даже полезна таким верующим. Здесь ну просто очевидно, что солгать духу это метонимия. И наоборот, нужно быть сильно предвзятым, чтобы увидеть, что солгать духу здесь означает солгать одной из трёх личностей Бога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще-то учение о Троице всегда гласило, что это три разные личности. Три личности (лица), но одна природа. Это прописано во всех тринитарных символах веры. Другое дело, что многие об этом не знают.

      Удалить
    2. Я встречал людей, которые утверждают, что понимают Троицу как-то по-другому. Например, они согласны, что Иисус меньше Отца, или, даже, что святой дух - это не личность. Но при этом говорят, что это всё равно Троица.
      Но есть конкретное учение, которому должно быть официальное определение. Например, из Библии мы ясно узнаём, что такое Царство Бога или кто такой Иисус Христос. А в большой православной книге, которая называется «Закон Божий», дается определение, что такое Троица. Если вы принимаете это учение, так как оно представлено, значит, вы верите в Троицу. Если как-то по-другому, значит, вы не можете верить в Троицу.

      Удалить
  5. "Кухня" и "Еда" - две ипостаси "Кулинарии".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И они, конечно, могут разговаривать друг с другом, посылать друг друга куда-нибудь и т.д.

      Удалить
    2. Запах (дух) еды говорит: иди на кухню.

      Удалить
  6. Однако за хулу на Святого Духа прощения не будет. Как это понять? Почему поругание Сына простится, а поругание Святого Духа нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо просто подумать, что означает понятие "хула духа Бога". Например, это может быть осознанное богохульство или намеренное непослушание Богу с полным знанием его воли и заповедей. Но здесь опять-таки никак нельзя вычитать Троицу при всем желании.

      Удалить
  7. А мне еще такой аргумент приводили.Рим 8:27 "Испытующий же сердца знает,какая мысль у Духа"."Вот видишь, у Духа есть мысль"-говорит собеседник.Вывод у Духа есть разум, а значит он личность.Вот такая вот интерпретация.Так правда можно много чего на интерпретировать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А тогда и так можно сказать: "Любовь не мыслит зла" -1 Кор.13:5.
      Значит любовь личность, раз она может "мыслить" что-то.
      Но ответ прост: ЧЕЛОВЕК, имеющий любовь, не мыслит зла. Так же и здесь: "Испытующий сердца знает, какая мысль у ЧЕЛОВЕКА, обладающего духом святым"

      Удалить
  8. мне всегда представлялось другое когда читал Деяние. Петр обладал даром Святого духа, ведением или особым знанием. В данном случае "дар духа" сработал как детектор лжи.. Поэтому Анания солгал и духу и в итоге Богу... Например грех против человека, своровал ты у него, автоматом грех против Бога...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выходит, что Анания солгал не только Богу, но и еще кому-то?

      Удалить
  9. переношу свой коментарий сюда:
    1) Как Петр узнал о том ,что Ана́ния утаил часть цены?---очень просто, благодаря святому духу который получил, и поэтому когда Ана́ния солгал,то Петр сказал:что он солгал святому духу.И чтобы это понять мы переходим к 4 стиху, и там говорится: ты солгал не людям,а Богу. и здесь кроется первая часть ответа; Петр обьяснил Ана́нии,что он не ему(или им ) солгал,и сразу же показал ясность от куда он это узнал, и тем самым он ему показал действия духа,и далее Петр просто дал ясность того что это равносильно солгать Богу.А далее в контексте ясно видно что это был дух Иеговы ,почему?смотрим:9стих Тогда Пётр сказал ей: «Что это вы сговорились испытывать дух Иеговы?
    Петр не сказал зачем ты испытываешь,он сказал вы(тоесть с Ана́нией)

    ОтветитьУдалить
  10. "Например, это может быть осознанное богохульство или намеренное непослушание Богу с полным знанием его воли и заповедей."

    Сколько есть людей из времен Библии и сегодня, что зная точную волю Бога и его заповедей, намеренно согрешили, но потом раскаялись и были прощены. Но почему тогда в одном случае прощается а в другом нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если человек раскаялся - это уже не грех против духа. Грех против духа - это злостный грех без раскаяния, когда сердце уже настолько очерствело, что раскаяние невозможно.

      Удалить
  11. этот стих используют чуть-ли не в 99 % разговоров про троицу. Как-будто это учение на нём и основано

    ОтветитьУдалить
  12. Я слышал таков аргумент,на вопрос почему Степан не видел святого духа рядом с Богом и Иисусом когда он видел виденье, что в это время святой дух был на земле потому что он сошел на землю в свято пятидесятницы.

    ОтветитьУдалить
  13. А интересно, ведь Анания врал вообще-то Петру, он не знал, что Богу врёт. Так почему тринитарии в таком случае Петра Богом не признают, коль в итоге написано, что Анания Богу солгал?

    ОтветитьУдалить
  14. Почему хула на сына простится, а хула на дух нет ?
    Вот наглядный пример: Кто-то разносит плохую молву, что музыкант, которого все так любят, вобщем-то плохой музыкант , хотя сам он никогда не слышал его исполнения. Когда музыкант узнал об этом , то сказал: "я не обижаюсь на него; он просто не слыхал как я играю на скрипке..". Закончился концерт. Весь зал стоя аплодировал скрипачу. Его скрипка затронула многие сердца. Но тот человек ( уже из гордости_) продолжает оскорблять: "Я же говорил, что он плохой музыкант !" Узнав мнение этого противника, музыкант теперь по-другому расценит высказывание завистника. Он оскорбил не просто человека, а его талант, причём осознанно, слыша его безупречное исполнение !
    Кто хулит сына, то есть неосознанно противится Христу - тому будет прощено. Кто ведёт осознанную борьбу против Христа, - это уже хула на дух святой.

    ОтветитьУдалить
  15. И ещё: правильно сказать не "хула на духА..." а "хула на дух...". Поскольку дух святой не личность, то слово "дух" не может склоняться в винительном падеже. Вот пример: Есть город Орёл и есть птица орёл (г. Владимир, человек Владимир)...
    Если путники издали увидели Орёл, то это город. А если увидели орла, то значит птицу. Если хирург вырезал рак, то это опухоль, а если вырезал рака, то это значит, что человек проглотил этого (речного ) рака.

    ОтветитьУдалить
  16. Почему Вы считаете, что Дух Святой должен быть отдельной от Бога Отца личностью? Ипостась это скорей проявление. Бога Отца никто не видел. Через свой образ Духа Святого Он говорит и действует в верующем, Через плотское воплощение Иисуса Он Бог жил среди людей. Причем тут три разные личности-то? Это Бог, Его природу нельзя сравнивать с человеком. Мы по образу сделаны, а не точной копией Бога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы плохо знаете догмат о Троице. Три лица Троицы абсолютно независимы друг от друга как личности, могут общаться друг с другом и т.д. Например, в 109-м псалме одна ипостась Бога обращается к другой и дает ей поручение, а в Лук. 22:42 вторая ипостась молится первой, после чего первая посылает второй ангела.

      Удалить
  17. Личность-человек-гражданин-мужчина-отец-сын-муж-брат-работник-начальник и мн.др.
    Множество ипостасей всего одной личности.
    Даже человеку свойственно.

    ОтветитьУдалить
  18. Мда.. Дух Святой не Личность, да вам ребята больше надо читать книгу Деяний...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мда, один из самых серьезных аргументов, что я слышал за последнее время.

      Удалить
  19. Прочитал я здесь много полезных мыслей и вот захотелось и свои 5 копеек добавить.
    Я в служении нашёл интересный аргумент о учении про 'троицу'.
    Я спрашиваю: -У Бога есть имя - Иегова, у Сына - Иисус а если святой дух личность то какое у него имя?
    Один человек ответил -Это и есть имя третьего лица троицы.
    Тогда я привёл такой аргумент: -Смотрите Иегова это Отец, Иисус - сын, а каким 'родственником' для Отца и Сына приходится святой дух?
    Тот мужчина задумался, а потом сказал что это тайна...
    А ответ на вопрос находится в Луки 11:20 (сноска) сравнить с Матфея 12:28 - Иисус сравнил святой дух с пальцем чтоб было понятно как он действует, а палец (перст)- это орган, инструмент... им управляют а не он действует сам по себе. Если кто то будет спорить с тем что записано в Луки 11:20 и Матфея 12:28 то он будет спорить с самим Иисусом, а такому человеку я не завидую...

    ОтветитьУдалить
  20. Зачем говорить об одном разными словами. Ведь Бог Иегова действительно управляет всем ,что есть во Вселенной.Это Его действия Святым Духом,как человек управляет своим пальцем.Во многих местах библии ясно написано,что Святой Дух-это сила Бога. Мы чувствуем силу ветра,а не можем его увидеть,так и Дух имеет силу и нет возможности его увидеть. О какой Троице может идти речь? Что касается "хулы на Духа Святого",то Иегова Бог - это Дух(Духовная личность),который имеет огромную силу,а это значит мы не можем пренебрегать Его замыслом для существования всего человечества,и поклоняться Ему нужно в Духе и истине. Поэтому мы должны прежде всего уважать и любить Его,как Творца и Создателя всей Вселенной.Иисус-это Сын Иеговы,а третьего не дано.

    ОтветитьУдалить
  21. " Библия всегда объясняет сама себя, причем ее ответы обычно просты. Если, конечно, мы хотим их видеть."
    Вот золотые слова! Так бы все мыслили!
    А вот остальная статья, просто учение ОСБ совсем не библейское.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У вас как всегда блестящая аргументация. Попробую возразить так: учение ОСБ библейское. Отличный контраргумент, правда? Кстати, уже не раз говорил вам, что у ОСБ не может быть никакого учения, потому что ОСБ занимается только административными вопросами. Но похоже, вы так увлечены критикой, что вам некогда разбираться.

      Удалить
  22. Статья вносит ясность в понимание, используя библейский контекст (это один из способов исследования Священного Писания). Понятия "Бог" и "святой дух" взаимосвязанны и в этом месте:"Пророчество никогда не появлялось по воле человека, но люди говорили от Бога, движимые святым духом."( Петра 2:21).Можно применить этот способ и к этому отрывку (речь идет об одной и той же ситуации) : "Филиппу ангел Иеговы сказал...дух сказал Филиппу..."(Деян. 8:26,29). Как видно, с Филиппом говорил ангел Иеговы, передавая Его указания с помощью силы Бога, - святого духа.

    ОтветитьУдалить
  23. Интересно, что автор послания Евреям пишет , что "св.дух сказал" и цитирует из псалмов, где стоит имя Иеговы. Т.е. имя ипостаси св.духа--Иегова. Но стоит убрать Имя из переводов -- у читателя в воображении появляется новая, третья ипостась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У духа нет никакой ипостаси. Ипостасей вообще не существует, сам этот термин – совершенно не библейская идея.

      Удалить
  24. Антону Ч. ИИСУСУ ХРИСТУ И БОГУ ПОУЧИТСЯ БЫ У Антона и у с.башни.7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, (Иоан.15:26)
    8 И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
    9 О грехе, что не веруют в Меня;
    10 О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
    11 О суде же, что князь мира сего осужден. (Иоан.12:31 Иоан.14:30 Кол.2:15)
    12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
    13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. (Мат.10:19)
    14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
    15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. = Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
    31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; (Мар.3:28 Лук.12:10 1 Иоан.5:16)
    32 Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антон и башня здесь не причем, давайте просто почитаем Библию. Вы привели отличные стихи, но что они доказывают? Да, дух (дыхание) Бога что-то делает, говорит и т.д. Как это следует понимать? Что этот дух – отдельная личность, единосущная с Богом, ипостась и третье лицо Троицы? В этих стихах нет ничего подобного, ни единого слова. Непонятно, к чему вы привели этот комментарий. Например, в Библии можно прочитать, что у Бога есть лицо, руки, ноги, посох и многие другие вещи, они тоже что-то делают – вы считаете их личностями, единосущными и ипостасями, и поклоняетесь им? Я писал об этом здесь.

      В последних двух стихах, где хула не простится, Иисус сравнивает силу Бога и силу Веельзевула (Сатаны) применительно к чудесам. Если вы считаете силу Бога отдельной личностью, то должны считать таковой и силу Сатаны. Я писал об этом здесь.

      Удалить
  25. Деян.19:2
    сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
    _____
    Интересная все таки логика тринитариев, достаточно просто заглянуть в любое другое место Писания, выходит по ним, что ученики в Бога поверили, но в Бога не верили что ли или как?

    ОтветитьУдалить
  26. Если внимательно посмотреть на слова Дух БожИЙ, слуга БожИЙ, раб БожИЙ, то ясно видно что это что-то постороннее но принадлежащие Богу. Если бы Святой Дух был частью Бога то так и было бы написано Святой Дух БоГ.

    ОтветитьУдалить
  27. Ничего удивительного нет в том как пытаются притянуть за уши Троицу, недавно читал явное искажение Библии на одном православном сайте " и Дух Бог носился над водою". О чем можно говорить ещё, если так грубо искажается Библия и вместо Дух Божий, Дух Бог?

    ОтветитьУдалить
  28. Копнем глубже и внимательно прочтем контекст, ведь на деле Анания солгал апостолам, в том числе Петру, а он явно не считал себя Святым Духом и если тринитарии будут до конца последовательны, то им нужно доказывать что это апостолы были Святым Духом. Потому что именно так и разворачивается сюжет.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Библейские загадки

Вера или знание?

Эволюция и лотерея

Сектант

Имя Бога в русской культуре

Все темы блога

свидетели Иеговы41 государство40 СП34 имя Бога24 нравственность24 национализм23 Царство Бога22 наука20 переводы20 русский язык20 война18 праздники17 законы15 проповедь15 эволюция15 Перевод нового мира14 медицина14 юмор14 рай13 экстремизм12 СМИ11 католицизм11 философия11 США10 блог10 статистика10 экономика10 Украина9 греческий язык9 еврейский язык9 семья9 смерть9 суды9 патриотизм8 переливание крови8 любовь7 образование7 общество7 Кирилл6 Новый год6 Синодальный перевод6 вечность6 ислам6 святой дух6 сотворение6 ценности6 Армагеддон5 Белоруссия5 Папа Римский5 иконы5 иудаизм5 крест5 молитва5 парадоксы5 патристика5 традиции5 1440004 Blogger4 Андрей Кураев4 Интернет4 Рождество4 ад4 воскресение4 запреты4 идолопоклонство4 монастыри4 поэзия4 психология4 чудеса4 язычество4 English3 Грузия3 Кемерово3 Пасха3 душа3 каноны3 культура3 полиция3 самозарождение3 святые3 старение3 8 марта2 Pussy Riot2 Авраам2 Александр Дворкин2 Википедия2 Всеволод Чаплин2 Выборг2 Германия2 Достоевский2 Жерар Жерто2 Израиль2 Иларион2 СССР2 Священное Предание2 Толстой2 ФСБ2 баптизм2 безопасность2 время2 дело Уолша2 демократия2 животные2 инопланетяне2 искупление2 литература2 ложь2 музыка2 преемственность2 #StopJWBan1 +11 10 заповедей1 19141 23 февраля1 Android1 Copiopteryx jehovah1 Facebook1 Google1 Google+1 Lenta.ru1 Opera1 Telegram1 The Voice1 Абхазия1 Аввакум1 Адам1 Александр Калистратов1 Александр Турчинов1 Алина Милан1 Альберт Эйнштейн1 Андрей Десницкий1 Армения1 Биньямин Кидар1 ВИБР1 Валерий Отставных1 Василий Бочкарев1 Вечеря1 Виссарион1 Владимир Сорокин1 Геннадий Зюганов1 Гюнтер Дэмниг1 День России1 Джейсон Бидан1 Джон Леннон1 Джонатан Уэллс1 Дмитрий Захаркин1 Дмитрий Смирнов1 Евросуд1 Елена Григорьева1 Жанна Цареградская1 Игра престолов1 Индия1 Иоанн Шанхайский1 Иосиф Волоцкий1 Казахстан1 Климент Александрийский1 Константин1 Крещение Господне1 Латвия1 Лев Толстой1 Леонид Фролов1 Людмила Алексеева1 Магнитогорск1 Маркус Перссон1 Мартин Лютер1 Матильда1 Матрона Московская1 Михаил Назаров1 Михаил Черенков1 НТВ1 Нагорная проповедь1 Никон1 Нимрод1 ООН1 Олег Заев1 Олег Нагорный1 Олег Стеняев1 Павел Адельгейм1 Петр Мещеринов1 Питирим1 Пётр и Феврония1 Ричард Бренсон1 Ричард Лейб1 Рожана1 Рольф Фурули1 Румыния1 Свято-Боголюбский монастырь1 Сергей Журавлёв1 Сергий Круглов1 Стивен Хокинг1 Стинг1 Сторожевая башня1 Таиланд1 Тереза из Лизье1 Турция1 Уильям Баркли1 Фил Коллинз1 Франциск Скорина1 Хэллоуин1 Эрнст Колвелл1 Юрий Гагарин1 Юрий Чайка1 Яндекс1 амиши1 антихрист1 богач и Лазарь1 вакцинация1 внеконфессиональность1 выборы1 голод1 готы1 дары волхвов1 демоны1 день рождения1 индуизм1 искусство1 исцеления1 кино1 китайский язык1 книгопечатание1 князь Владимир1 коммунизм1 конец света1 космос1 крещение1 масореты1 надежда1 нигилизм1 обрезание1 отпевание1 пастафарианство1 пастырство1 перепись1 природа1 прогерия1 протестантизм1 пуритане1 пятидесятники1 реализм1 сатанизм1 спиритизм1 талант1 телевидение1 хилиазм1 цензура1 экзорцизм1
Показать больше