Из архивов

Соломинка канонов


Меня всегда удивляло, как некоторые известные критики РПЦ МП одновременно критикуют свою церковь и принципиально остаются в ней. Например, известный протодиакон Андрей Кураев пишет о «нравственной тупости людей, воспитываемых современной церковью». Но в другом месте он заявляет: «В странствие по расколам и юрисдикциям не собираюсь».

Еще один известный прихожанин МП, библеист Андрей Десницкий, на днях издал просто-таки глас вопиющего в пустыне:

Российское православие на нынешний день примерно на 9/10 состоит из:
- профессионалов, которые отстаивают интересы системы (и в нынешней России это можно сделать только в тесной связке с государством),
- эпизодических потребителей религиозных услуг, которым не нужно ничего сверх того,
- государственных мужей, которым нужна хоть какая-нибудь идеология для подпорки.
Христианство как таковое для всех них - некая декорация. С тем же успехом они могут всё это делать на фоне ислама, буддизма, шаманизма или научного коммунизма.
Оставшаяся 1/10 растеряна, подавлена и разрознена. Система ее жестко отвергает, простому народу она не интересна. Своей площадки, кроме блогов, у нее нет. Ее представления об идеале расплывчаты и нереалистичны. Попытки самоорганизации ведут лишь к тому, что два неформатных служителя создают три враждующих юрисдикции.
Надежд "донести до священноначалия необходимость перемен" примерно столько же, сколько было в 1980-м году надежд донести ее до Политбюро.

Другой пост Десницкого просто кричит раздвоением сознания. В церкви все не так, но я рад, что я в ней:

В церкви хорошо захожанам.
Я ощущаю это в маленькой сербской церквушке на ближней горке тут, в Черногории. Нам всегда рады, нам улыбаются, нас даже допускают к Чаше без вопросов. Мы оставляем некое пожертвование и нас совершенно не заботит, как оплачивать коммуналку и на что жить священнику. Мы понятия не имеем, какие страсти кипят в епархии и не задумываемся о соотношении, например, национализма и религиозности в сербском православии. От нашего имени никого здесь не сажают, никому ничего не навязывают, нам ни за что здесь не стыдно.
Хорошо в церкви захожанам. Приятно побыть в этой роли.

Люди научились причинять себе боль, охотно признавать это, но выдавливать из себя горькую улыбку и снова причинять себе боль. Люди должны приходить в церковь, чтобы «успокоиться» в ней (Мат. 11:28), а не наоборот. Парадоксальность такого подхода к христианству и экклезиологии может сравниться только с парадоксальностью тринитаризма. Невозможно понять, даже если положить годы на размышления.

Иисус Христос дал только один признак истинного христианства – его плоды, или дела (Мат. 7:16–20). Если мы христиане, мы обращаемся за ответами к Христу, а не придумываем свои собственные. Если я признаю, что в моей церкви нет добрых плодов, почему я продолжаю в ней состоять? Православные учения? Есть и другие церкви помимо МП с такими же учениями. Их очень много, на любой вкус и цвет.

Видимо, причина только в том, что МП – церковь «каноническая». В ней апостольская преемственность, святоотеческая традиция, благодать, признание поместных церквей и т.д. Зачем все это нужно без плодов, обертка канонов без содержания христианства? Христос ничего не говорил о канонах. И ведь даже каноны сегодня мало кого интересуют в РПЦ. Тот же Кураев регулярно обличает церковное руководство в несоблюдении тех или иных канонов.

Православная церковь именуется Христианской, Апостольской, Единой, Святой, Соборной, Вселенской. Если мы признаем, что в ней отсутствуют христианские плоды, значит, она перестает быть как минимум Христианской, Апостольской и Святой. В чем смысл церкви канонической, но не христианской и (или) не святой? И не означает ли это обратную ситуацию: если церковь христианская и святая, но не каноническая, то даже если сам Господь спустится в нее с сонмом ангелов, пребывать в ней нельзя, она «раскол и юрисдикция»? Нельзя, неканонично?

Значит, так и нужно именовать: Каноническая Церковь. Зачем лишние слова? Религия – канонизм, верующий – канонист. Основателем религии канонизма был кто-нибудь из самых умных святых отцов, но точно не Иисус из Назарета.

В первом веке, когда люди принимали христианство, они присоединялись к христианскому собранию (Деян. 2:41; 11:24). К реальному, не виртуальному. Куда приглашают присоединиться сегодня? К идеальной церкви, которая существует только на страницах канонов, но никак не проявляется в реальной, повседневной жизни христианина – именно той жизни, которую христианство должно преобразовывать.

Нам говорят: «Идите сюда, тут все плохо, все не так, все неправильно, но все равно идите. Терпите. Сядьте в угол, закройте глаза, зажмите нос. Вы в истинной христианской церкви. Главное не открывать глаза и не разжимать нос. Сидите в своем гетто из горстки друзей в Фейсбуке, отгородитесь от всего и вся, постройте золотой замок в своем воображении, в котором мудрые святые отцы с арфами в руках беседуют с ангелами, и довольствуйтесь этой картинкой. Если вам что-то не нравится, увеличьте картинку или нарисуйте новую. Развивайте воображение. Чем лучше у вас воображение, тем больше вам будет нравиться».

Такая форма миссионерской мысли только оттолкнет от христианства думающего человека. Ведь если в той единственной канонической церкви нет добрых христианских плодов, значит, христианство не работает. Значит, нет смысла быть христианином. Всего два шага до правильного, безупречно логичного вывода. И таких людей, умеющих считать до двух, очень много. Их никогда не привлечь теорией виртуальной или невидимой церкви, существующей на золоченых страницах канонов. Люди недостаточно богословски подкованы для понимания столь изысканных концепций. Поэтому стоит ли удивляться, что даже те крохотные однозначные проценты посещаемости Пасхи и те год от года снижаются.

Здесь есть и этическая сторона. Насколько правильно с христианской точки зрения критиковать руководство своей церкви, причем критиковать яро, задорно, скандально? Да, это правильно в мире. В мире чем лучше ты критикуешь всех и вся, начиная с государства, тем более умным человеком ты прослывешь. Этот дух быстро перенесся и в христианство, и теперь в нем точно так же: чем лучше ты критикуешь всех и вся в своей церкви, тем больше ты молодец.

Но христианство не от мира сего, у него другая логика, другая этика, все другое. Оно сшито по другим лекалам. В христианстве мы имеем заповедь:

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою (1 Фес. 5:12, 13).

Каждый христианин несет ответственность за то, какой пример он подает тем, кому благовествует, в том числе в отношении данной заповеди. Понимают ли миссионеры вроде Кураева, насколько разрушительный пример они подают своим недовольством? Нельзя привести к Христу людей с установкой недовольства. Их плохая церковь пройдет мимо них, недовольных, и не заметит, а сами они как христиане не состоялись.

Обычные люди не верят в каноны. Наверно, именно поэтому Христос о них и не учит. Зато он учит, что если Бог решит, то заговорить смогут камни – вопреки любым канонам. И обычным людям, к которым обращался Христос, нужно или показать настоящее христианство с настоящими христианскими плодами, пусть даже с говорящими камнями, если нужно, – или они пойдут зарабатывать деньги, есть и пить, ибо завтра умрем. Ничего третьего нет.

Если есть плоды, к ним можно при желании добавлять каноны, преемственность, предание и прочие умозрительные и небиблейские конструкции. Но если плодов нет, эти конструкции бессильны их заменить. И несколько умных богословов останутся жить в самых красивых воздушных замках в полном одиночестве.

Читайте также:
Виртуальное православие
Апостольская традиция: хорошая мина при плохой игре
Христианство в действии

Комментарии

  1. Да так оно и есть Антон!!!Продолжай в том же духе ибо истина только одна и ее не переделать!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Какая отличная статья! Все точно передано

    ОтветитьУдалить
  3. Мастерки написано! Очень понравилась статья!))) Спасибо, Антон!

    ОтветитьУдалить
  4. Иван Крылов - басня

    Собачья дружба

    У кухни под окном
    На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
    Хоть у ворот перед двором
    Пристойнее б стеречь им было дом,
    Но как они уж понаелись -
    И вежливые ж псы притом
    Ни на кого не лают днем -
    Так рассуждать они пустилися вдвоем
    О всякой всячине: о их собачьей службе,
    О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
    "Что может,- говорит Полкан,- приятней быть.
    Как с другом сердце к сердцу жить;
    Во всем оказывать взаимную услугу;
    Не спить без друга и не съесть,
    Стоять горой за дружню шерсть
    И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
    Чтоб только улучить счастливый час,
    Нельзя ли друга чем потешить, позабавить,
    И в дружнем счастье все свое блаженство ставить!
    Вот если б, например, с тобой у нас
    Такая дружба завелась:
    Скажу я смело,
    Мы б и не видели, как время бы летело".-
    "А что же? это дело!-
    Барбос ответствует ему.-
    Давно, Полканушка, мне больно самому,
    Что, бывши одного двора с тобой собаки,
    Мы дня не проживем без драки;
    И из чего? Спасибо господам:
    Ни голодно, ни тесно нам!
    Притом же, право, стыдно:
    Пес дружества слывет примером с давних дней.
    А дружбы между псов, как будто меж людей,
    Почти совсем не видно". -
    "Явим же в ней пример мы в наши времена!-
    Вскричал Полкан,- дай лапу!"- "Вот она!"
    И новые друзья ну обниматься,
    Ну целоваться;
    Не знают с радости, к кому и приравняться:
    "Орест мой!"- "Мой Пилад!" Прочь свары, зависть,
    злость!
    Тут повар на беду из кухни кинул кость.
    Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
    Где делся и совет и лад?
    С Пиладом мой Орест грызутся,-
    Лишь только клочья вверх летят:
    Насилу, наконец, их розлили водою.
    ____________

    Свет полон дружбою такою.
    Про нынешних друзей льзя молвить, не греша.
    Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
    Послушать, кажется, одна у них душа,-
    А только кинь им кость, так что твои собаки!

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошая статья! И в целом согласен!
    Несколько поправочек:
    1. Люди должны приходить в церковь, чтобы «успокоиться» в ней (Мат. 11:28), а не наоборот.
    Не вижу как это противоречит тому что люди приходят в церковь успокоиться. Или я чего то не понял ?
    2. по поводу критики.
    Не критиковать публично нужно для сохранения единства. Но в тоже самое время если есть какие то претензии, непонятки, то можно и нужно выяснять это в высших эшелонах организации. Например, всегда можно обратиться к районным, написать в Вефиль.
    Я говорю теоретически. На самом деле у СИ не так много поводов критиковать, потому что их позиция предельно ясна и полностью библейская, поэтому если к кому и предъявлять претензии то наверное тогда уже к Богу.

    Плоды конечно же в первую очередь! Без плодов весь этот разговор о канонах можно вести бесконечно. Скоро планирую написать статью о Sola Scriptura vs традиция преемственности чтения (в контексте эволюции взглядов на Бога (на природу Бога), на библейские учения).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Не понял вопрос. Иисус приглашает прийти к нему и «успокоиться». Когда люди в своей церкви не успокаиваются, а только мучаются от проблем, это плохо. Это противоречит самой цели существования христианской церкви (собрания), в которую нас приглашает Христос.

      2. Критика критике рознь. То, что мы видим сегодня по всему Интернету, когда люди огульно хают свою же собственную церковь, поливают ее грязью, обзывают самыми неприличными словами, – это совсем не та критика, которая уместна в христианском братстве.

      Удалить
  6. Спасибо! Очень интересная статья, как всегда! Все правильно изложено .

    ОтветитьУдалить
  7. Молодец брат сама не раз задумывалась над этим вопросом Спасибо за хорошую статью.

    ОтветитьУдалить
  8. Игорь Лысенко17 мая 2017 г., 14:43:00

    Многие, подобные А. Десницкому, остаются в РПЦ по той причине, что для них Православие - это не В.М. Гундяев (он же - патриарх Кирилл), не одиозные протоиереи Д. Смирнов и В. Чаплин, и, конечно же, не Дворкин со своей компанией, а Александр Мень, митрополит Антоний Сурожский (Блум), Александр Шмеман и др. священнослужители, которые словом и делом воплощали в жизнь заповеди Христа. Мною предпринималась попытка порассуждать с Андреем Десницким на эту тему, но он пока не проявляет заинтересованности в этом. С добрыми пожеланиями, И.Л.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, но свои Мени и Шмеманы есть и в других православных юрисдикциях, не только в РПЦ МП. Почему люди, подобные Десницкому, именно в МП? Потому что, по их мнению, только эта церковь – каноническая, все остальные – нет.

      Удалить
  9. Мф 7:13,14
    Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
    ____
    Не о какой преемственности сам Христос не учил, он просто сказал что будет его Церковь (собрание) всегда, не исчезнет никогда и не более и скорее наоборот все, так что то же Католичество и Православие никак не назовешь тесными вратами с малым количеством людей.

    ОтветитьУдалить
  10. Получается что Кураев это типа Навальный

    ОтветитьУдалить
  11. ////Если есть плоды, к ним можно при желании добавлять каноны, преемственность, предание и прочие умозрительные и небиблейские конструкции. Но если плодов нет, эти конструкции бессильны их заменить. /// простите, а что значит нет подов? Вы их не видите в предстоятеле и некоторых епископах? Но я вижу плоды Духа Святого в многих епископах и священниках и диаконах и прихожанах. Понятно, что везде есть гнилые плоды, в любой религии, даже в Вашей. Но мы должны сравнивать не глубину падения, а вершину кторую можно достичь, т.е. лучше плоды: Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского Иоанна Крестьянкина, Серафима Вырицкого, Амвросия Оптинского, Никона Беляева, Николая Гурьянова, Порфирия Кавсокаливита, Паисия Святогорца и другие сонмы подвижников благочестия нашего времени.

    \\\Меня всегда удивляло, как некоторые известные критики РПЦ МП одновременно критикуют свою церковь и принципиально остаются в ней\\\ Так начал всё Иисус, он одновременно критиковал и законников и книжников и первосвященников и все публично и одновременно оставался именно в рамках Ветхозаветной Церкви и даже грешник Каиафа пророчествовал лишь потому, что он был на тот год первосвященником.

    \\\Если мы признаем, что в ней отсутствуют христианские плоды, значит, она перестает быть как минимум Христианской, Апостольской и Святой.\\\ апстольской она называется - потому,ч то она основана апостолами и несет апостольскую весть
    Святой она называется не благодаря святости её членов,а потому, что свята её глава - Христос и именно от главы мы получаем освящение. Церковь - это Тело, но в любм теле есть какашки)

    И как я уже сказал раньше плоды есть и это подлинно плоды Св Духа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы не заметили, видимо, что в этой статье я анализирую позицию самих православных, таких как Кураев и Десницкий. Это они пишут о плохих плодах и делах РПЦ, а не я.

      Удалить
  12. Люди хотят, чтобы их услышали, вероятно они хотят исправить всю ситуацию, улучшить положение в РПЦ

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Внимание, действует премодерация комментариев. Допускается один комментарий от одного пользователя в день (во всем блоге). Комментарии не должны переходить в нескончаемые дебаты. Пишите корректно и по теме той статьи, под которой размещаете комментарий. Автор вправе не размещать комментарии, нарушающие правила.

Популярные сообщения из этого блога

Библейские загадки

Имя Бога в русской культуре

Христианство – царица религий

Глаз Бога

Новости блога: рубрикатор избранных статей и новые правила комментирования

Облако тегов

свидетели Иеговы41 государство40 СП34 имя Бога24 нравственность24 национализм23 Царство Бога22 русский язык21 наука20 переводы20 война18 праздники17 законы15 проповедь15 эволюция15 Перевод нового мира14 медицина14 юмор14 рай13 экстремизм12 СМИ11 блог11 католицизм11 философия11 США10 статистика10 экономика10 Украина9 греческий язык9 еврейский язык9 семья9 смерть9 суды9 патриотизм8 переливание крови8 Синодальный перевод7 любовь7 образование7 общество7 Кирилл6 Новый год6 вечность6 ислам6 святой дух6 сотворение6 ценности6 Армагеддон5 Белоруссия5 Папа Римский5 иконы5 иудаизм5 крест5 молитва5 парадоксы5 патристика5 традиции5 1440004 Blogger4 Андрей Кураев4 Интернет4 Рождество4 ад4 воскресение4 запреты4 идолопоклонство4 монастыри4 поэзия4 психология4 чудеса4 язычество4 English3 Грузия3 Кемерово3 Пасха3 душа3 каноны3 культура3 полиция3 самозарождение3 святые3 старение3 8 марта2 Pussy Riot2 Авраам2 Александр Дворкин2 Википедия2 Всеволод Чаплин2 Выборг2 Германия2 Достоевский2 Жерар Жерто2 Израиль2 Иларион2 СССР2 Священное Предание2 Толстой2 ФСБ2 баптизм2 безопасность2 время2 дело Уолша2 демократия2 животные2 инопланетяне2 искупление2 литература2 ложь2 музыка2 преемственность2 #StopJWBan1 +11 10 заповедей1 19141 23 февраля1 Android1 Copiopteryx jehovah1 Facebook1 Google1 Google+1 Lenta.ru1 Opera1 Telegram1 The Voice1 Абхазия1 Аввакум1 Адам1 Александр Калистратов1 Александр Турчинов1 Алина Милан1 Альберт Эйнштейн1 Андрей Десницкий1 Армения1 Биньямин Кидар1 ВИБР1 Валерий Отставных1 Василий Бочкарев1 Вечеря1 Виссарион1 Владимир Сорокин1 Геннадий Зюганов1 Гюнтер Дэмниг1 День России1 Джейсон Бидан1 Джон Леннон1 Джонатан Уэллс1 Дмитрий Захаркин1 Дмитрий Смирнов1 Евросуд1 Елена Григорьева1 Жанна Цареградская1 Игра престолов1 Индия1 Иоанн Шанхайский1 Иосиф Волоцкий1 Казахстан1 Климент Александрийский1 Константин1 Крещение Господне1 Латвия1 Лев Толстой1 Леонид Фролов1 Людмила Алексеева1 Магнитогорск1 Маркус Перссон1 Мартин Лютер1 Матильда1 Матрона Московская1 Михаил Назаров1 Михаил Черенков1 НТВ1 Нагорная проповедь1 Никон1 Нимрод1 ООН1 Олег Заев1 Олег Нагорный1 Олег Стеняев1 Павел Адельгейм1 Петр Мещеринов1 Питирим1 Пётр и Феврония1 Ричард Бренсон1 Ричард Лейб1 Рожана1 Рольф Фурули1 Румыния1 Свято-Боголюбский монастырь1 Сергей Журавлёв1 Сергий Круглов1 Стивен Хокинг1 Стинг1 Сторожевая башня1 Таиланд1 Тереза из Лизье1 Турция1 Уильям Баркли1 Фил Коллинз1 Франциск Скорина1 Хэллоуин1 Эрнст Колвелл1 Юрий Гагарин1 Юрий Чайка1 Яндекс1 амиши1 антихрист1 богач и Лазарь1 вакцинация1 внеконфессиональность1 выборы1 голод1 готы1 дары волхвов1 демоны1 день рождения1 индуизм1 искусство1 исцеления1 кино1 китайский язык1 книгопечатание1 князь Владимир1 коммунизм1 конец света1 космос1 крещение1 масореты1 надежда1 нигилизм1 обрезание1 отпевание1 пастафарианство1 пастырство1 перепись1 природа1 прогерия1 протестантизм1 пуритане1 пятидесятники1 реализм1 сатанизм1 спиритизм1 талант1 телевидение1 хилиазм1 цензура1 экзорцизм1
Показать больше