Противники учения о небесной и земной надеждах (полностью
основанного на Библии) часто приводят аргумент такого плана: «Новый Завет написан для всех христиан во все времена, а свидетели Иеговы (многие) считают, что некоторые стихи к ним не относятся».
В строгом смысле это утверждение неверно. Конечно, Новый Завет содержит полезную и жизнеспасающую информацию, но давайте все же помнить, что его текст не адресован непосредственно современному читателю. Все евангельские поучения Христа адресованы его ученикам и тем конкретным людям, которые его слушали. Все послания апостолов написаны конкретным лицам, жившим в далеком прошлом: Тимофею, Титу, Филимону, христианам Рима, Коринфа, Эфеса и т.д. Послание Евреям написано для христиан из евреев. Второе послание Иоанна адресовано некой «госпоже» (1:1), а третье – христианину по имени Гай (1:1). Послание Иакова адресовано «двенадцати коленам» (1:1). Первое послание Петра адресовано собраниям Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1). Только в трех «соборных посланиях» адресаты не упоминаются явно – 2 Петра, 1 Иоанна и Иуды, но они тоже писались для конкретных собраний первого века. Деяния – историческое повествование, но даже оно адресовано Феофилу (1:1). Откровение – набор видений для апостола Иоанна. В нем Иисус также обращается к нескольким собраниям Малой Азии.
Чисто формально, де-юре, современный читатель не является непосредственным адресатом текста, хотя он для него и полезен. Но польза и адресация – не одно и то же. Пользу из текста может извлекать не только непосредственный адресат, но и более широкий круг людей. Есть жанр открытых писем, когда один человек пишет письмо другому, но публикует его в журнале или газете. Этим он дает понять, что письмо полезно всем, а не только адресату. Но в чем именно выражена эта польза – вопрос другой. Скажем, мало кто оспаривает полезность Ветхого Завета, хотя все понимают, что он написан евреями, евреям и про евреев, особенно в части Моисеева закона.
Лингвистика всегда предшествует богословию. Сначала я беру текст, устанавливаю его смысл, подвергаю его анализу, и лишь затем делаю какие-либо богословские выводы. Отождествление себя с апостолами и ранними христианами – это богословский вывод, а не естественный результат прочтения. Для такого вывода должны быть основания. Пока мы не нашли эти основания, мы находимся в точно такой же ситуации, как читатель открытого письма президенту, опубликованного в газете. Читатель является сторонним исследователем, а не адресатом. Он, конечно, может решить, что он тоже президент, но для этого должны быть основания. Пока они не найдены, такое отождествление как минимум нескромно.
Например, когда я читаю, что Христос обещает апостолам взять их к себе, чтобы они были там же, где он (Иоан. 14:3), у меня нет причин автоматически принимать эти слова на свой счет. Я могу угадать, а могу и ошибиться. Чтобы определить, буду ли я там, где Христос, я должен исследовать учение Библии (и не только НЗ) во всем ее контексте, после чего сделать выводы богословского характера. Я не могу просто автоматически спроецировать на себя любое высказывание Христа, обращенное к апостолам. По какому праву? Я должен найти ответы на целый ряд богословских вопросов: есть ли другие люди, помимо апостолов, с такой же надеждой? сколько их? как их найти? могу ли я оказаться среди них? как это сделать? и т.д. Пока я не нашел ответы на эти вопросы, проанализировав весь контекст Библии, я не вправе применять к себе данные слова Христа. Точно так же мы не спешим обрезываться и приносить жертвы только потому, что читаем об этом в Моисеевом законе.
Но зададим важный вопрос: говорил ли когда-нибудь Христос о своих последователях отвлеченно, не обращаясь ни к кому лично, так что мы можем включить в эту категорию и себя? Да, и что примечательно – в таких случаях он часто не упоминает небесное призвание. Он говорит о вечной жизни или каких-то других благословениях в общем, не уточняя, на небе это будет происходить или на земле. Рассмотрим несколько примеров:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16).
…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мат. 7:14).
И пойдут… праведники в жизнь вечную (Мат. 25:46).
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мат. 11:28).
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Иоан. 14:6).
Как минимум три раза Иисус говорит о земле прямо. В Лук. 23:43 он обещает разбойнику воскресение в раю, а раем евреи считали только одно – сад, где жили Адам с Евой. Никакой другой рай евреям известен не был. Еще более прямо Иисус выражается в Мат. 5:5: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Ему ничто не мешало сказать: «наследуют небо», но он прямо сказал о земле. В знаменитой молитве «Отче наш» Иисус учит молиться, чтобы воля Бога исполнялась и на небе, и на земле (Мат. 6:10).
Апостолы тоже упоминают преобразования на земле:
Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3:13).
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет (Отк. 21:1).
…в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Эф. 1:10).
…чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1:20).
… и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле (Отк. 5:10).
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (Отк. 5:13).
Как видим, никак нельзя утверждать, что Новый Завет говорит только о небе. В тех случаях, когда Иисус и апостолы говорят о небесном призвании, они обращаются к своей аудитории. Хороший учитель всегда обязан учитывать целевую аудиторию, а Христос и апостолы были хорошими учителями.
Наше восприятие
Библии сильно зависит от тех установок и предубеждений, которые мы считаем аксиомами, не подлежащими обсуждению. Такие аксиомы могут незаметно повредить нашему изучению Слова Бога, особенно если мы их не замечаем. Некоторые аксиомы можно и нужно пересматривать. Одна из них – утверждение типа «Библия – это письмо лично для меня». Так можно говорить только в переносном смысле, но не в прямом. На «низком уровне», на уровне текста, Библия – это сборник книг, написанных определенными авторами для определенной аудитории в определенной исторической ситуации. Если мы об этом забываем, мы можем прийти к неверным выводам и не заметить этого.
Читайте также:
Новый Отрез
Назначение на небо
Хилиазм
Или к примеру вот этот стих.
ОтветитьУдалитьИоан.1:13 которые ни от крови,
ни от хотения плоти, ни от хотения
мужа, но от Бога родились.
____________________
Когда мне приводят его в "доказательство", то у меня возникает невольное ощущение, что Боги они сами, которые сами себя записали в такие. Как можно родиться от Бога, не зная его, ведь они даже смутно представляют, - а ОТ какого Бога они собственно родились ??
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном…
(Послание к Ефесянам 1:3-6)
_______________________
Их избрал Бог и Отец, кто он для них ??? Никто, ЧАСТЬ Бога с именем Иисус Христос.
Послание Иакова 2:5
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
____________________________
А если не любить его и не знать, на каком основании он их избрал ?? МРАК, все повырвано из контекста и ничего не понятно.
"И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею..." А под землею это где, и кто?
ОтветитьУдалитьОбразное выражение. Означает, что все творение Бога объединено в истинном поклонении, никто не восстает против Бога, не противится ему.
Удалитьшахтеры))
УдалитьПензенские затворники
УдалитьИнтересная статья, спасибо Антон!
ОтветитьУдалитьЧасто в служении можно услышать, что еврейские писания, только для Евреев, теперь есть основания для разговора с такими людьми.
М-м, ну как бы статья совсем не про это. Про еврейские писания и евреев скорее вот здесь:
Удалитьhttp://chivchalov.blogspot.com/2011/05/blog-post_28.html
И здесь: http://chivchalov.blogspot.com/2012/03/blog-post_31.html
УдалитьЯ имел ввиду, что многие говорят еврейские писания чисто для евреев, а греческие только для христиан, особенно когда приводишь Псалом 37 главу о вечной жизни на земле.
УдалитьЕще один пример, как применяют к себе.
ОтветитьУдалитьИбо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
(Первое послание к Фессалоникийцам 4:14-17)
_____________________________________
Видим, что Павел пишет в конкретное место и хотя это относилось ко всем помазанным христианам, но все равно послание то в Фессалоники, далее Павел пишет, что те, кто умер в Иисусе ( и он в том числе) - не опередят умерших, а потом только в приход Иисуса они будут забраны к нему и там будут всегда с ним, сегодняшнее христианство применяет это стих к себе очень изощренно, во 1) у них странным образом Павел УЖЕ там, как и все те, во 2) каким то странным образом многие сегодняшние христиане попадают туда еще ДО великой скорби, хотя Иисус то приходит судить мир ПОСЛЕ ее и в 3) они там всегда будит, а у сегодняшних - они возвращаются на новую землю и заселяют ее. Все наоборот.
Антон, цель написанной Вами статьи понятна. Да, де-факто послания были написаны КОНКРЕТНЫМ людям, но ЕВАНГЕЛИЕ, благовестие, суть христианского послания людям, было адресовано "ВСЯКОМУ, верующему в (Иисуса)". Вы согласны с тем, что НЗ не несёт ДВА ЕВАНГЕЛИЕ, а ОДНО?
ОтветитьУдалитьСлово "евангелие" означает "хорошая новость". Я уже писал об этом. Это хорошая новость о царстве Бога, которое решит все проблемы людей раз и навсегда. Всех людей, где бы они ни жили. Поэтому я не знаю, о каких двух евангелиях вы говорите.
УдалитьМне тоже неведомо мышление прихожан церкви.
УдалитьЧую, что какое-то второе евангелие кроется в стихе "У вас и волосы на голове все сосчитаны". Именно такой ответ я получил от одного человека на вопрос, о чем проповедовал Иисус и апостолы, в чем суть благой вести.
Один-единственный стих. Попросил рассказать подробней, но получил пару насмешек и оказывается, что это в понимании того человека и есть вся благая весть.
«Новый Завет написан для всех христиан, для всех верующих во все времена».
УдалитьНа самом деле НЗ действительно написан для всех христиан, не зависимо от местожительства прописанного в этом Завете.
Аргумент состоит в том, что в НЗ многое написано для христиан с небесной надеждой, и получается, что это как бы не для нас.
УдалитьОтредактировал первое предложение в статье.
УдалитьEuroclyddon, вам может быть интересна эта статья:
Удалитьhttp://wol.jw.org/ru/wol/d/r2/lp-u/2012046
Она помогает лучше понять библейское учение о царском священстве и его роли в Царстве Бога.
Доводилось встречать людей, которые смеялись над моей земной надеждой.При этом аппелировали к тому, что жить вечно в Раю на Земле- это сверхплотское желание,а вот небесная надежда,это единственно духовный путь... Не знаю точно, но кажется, что только Свидетели Иеговы говорят о земной надежде. Только им было открыто это "учение" из Библии.Только они видят связь этого учения с восстановлением первоначального намерения Бога в отношении Земли и человечества.Наконец,интересно то, что именно в основном христиане с земной надеждой, сегодня проповедуют благую весть о Небесном Царстве. И для меня это еще одно подтверждение того,что они- истиная организация Бога на земле.
ОтветитьУдалитьАнтон, вы ведь как переводчик не можете не понимать, что лингвистика далеко не всегда может дать однозначный ответ. И в таком случае именно богословские взгляды будут определять прочтение текста. По большому счету, таких мест в Библии много, так как ее текст, во многом, не самоочевиден, а потому интерпретативен. Следовательно, невозможно извлечь из библейского текста объективное богословие. Оно всегда будет субъективным. Яркое подтверждение тому - огромное количество толкований библейского откровения.
ОтветитьУдалитьОчевидно ведь, что апостольское богословие предшествовало новозаветному тексту. Он стал отражением веры первых христиан. Сначала вера, а лишь потом текст, фиксирующий ее. Может быть богословие первых христиан является все же главным ключом к тексту, а не лингвистика?
Возможно, богословие и субъективно, только вот вопрос: а каким было богословие первых христиан? У нас нет других методов поиска ответа на этот вопрос, кроме текста. Текст - единственный способ узнать богословие первых христиан. Сначала мы анализируем текст, понимаем его смысл, проводим текстологический анализ, и лишь затем можем делать выводы богословского характера. Наоборот никак не получится – для богословских выводов просто нет материала. Можно, конечно, утверждать, что некая церковь сохранила в первозданной чистоте богословие первых христиан и что позиция этой церкви всегда имеет приоритет над текстом, но такая позиция открывает путь для бесконечного числа манипуляций. Так можно доказать не только троицу, но и марсиан, и что угодно. В чем и преуспели отцы с соборами, произвольно меняя значение слов везде, где им нужно.
УдалитьПозволю Антон не согласится, не может так быть, что Иисус и Апостолы одним - одно говорили, вот другим-другое.
ОтветитьУдалитьКто же это говорит?
УдалитьАнтон, верно ли я понял Вашу статью, что Иисус был учителем гуманизма 1-го века н.э. И Его миссия, хотя и несла явную пользу, но застряла где-то в том периоде. И его апостолы, создавая жизнеописания Иисуса и уча Царствию, просто породили ряд посланий конкретным персонам и общинам. И эти тексты имеют сиюминутное значение, жестко увязанное с конкретным гео-историческим контекстом. А нам они интересны(ну или даже полезны) просто как исторический памятник эпохи раннего христианства ? Так?
УдалитьНет.
УдалитьА также не могли верить, что все идут на небо, так как Бог им обещал воскресение на земле.
ОтветитьУдалитьСам являясь евреем могу сказать, что есть три основные причины не приятия Христа в соборном его представлении среди Израильского народа. 1)Бог не изменяется, не разделяется и человеком не становится, чему как раз и учили соборы, 2)воскресение мертвых и тысячелетнее царство Израиля на земле есть фундаментальное учение иудаизма, 3) отсутствие ада, как место мучений, есть лоно Авраама место где праведники пребывают до воскресения, но это учение выражено смутно и как сами равы признают, является скорее влиянием эллинизма, чем Библейским учением.
ОтветитьУдалить1. Евангелия (от Матфея, Луки, Марка, Иоанна) - для всех христиан или только современников апостолов? Думаю, ответ очевиден.
ОтветитьУдалить2. Отделять в будущем веке "землю и небо" - это пробовать разделить то, что апостол назвал: "да будет Бог всё во всём!". Можете разделить?
3. И еще: никак не пойму, почему цитируя о двух стадах (малом и овцах из другого двора - большом), свидетели обрываю цитату и не произносят слов Иисуса, которыми Он подводит итог?
Вот: ...и будет одно стадо и один Пастырь. (Иван.10:16)
А ведь Иисус говорил простым людям, рисуя картины, которые они видели неоднократно. Вот пастух пришел в одно место и забрал небольшое свое стадо, которое паслось там, аоптом пошел в другое место и забрал большое стадо овец, привел их в одно место, где и первые и... и овцы смешались, стали ОДНИМ стадом! Вот вам простая картина, понятная людям того времени.
Где тут послание об особенных небожителях в духовных телах и совершенно отличных от них землежителях в физических телах?
Я и близко не вижу такого! Даже нафантазировать такого себе не могу!
Одно стадо, одно, а не две разные группы!
А все потому, что пробуете разделить небо и землю в будущем вечном мире, который есть Божье Царство, где всё и во всём есть Бог.
Как же тогда две отары? Кто первая и кто вторая?
Избранный народ (евреи) и язычники. Все замечательно просто.
И без фантазирования.
1. Для всех. Что никак не доказывает, что все пойдут на небо.
Удалить2. Безусловно, Бог будет все во всем. Его воля будет царить и на небе, и на земле, во всей вселенной.
3. Не поймете, наверное, потому что не хотите понять. Свидетели произносят все слова Иисуса. Безусловно, все христиане - одно стадо. Свидетели Иеговы не разделяются на две церкви или два собрания. например, президентом ОСБ является христианин с земной надеждой.
Я не понимаю, о каком разделении вы здесь говорите. Есть земля, есть небо. Это Бог так придумал, а не свидетели Иеговы. И Царство Бога будет править, конечно же, над ними обеими (2 Пт. 3:13). Человечество снова вольется в единую семью детей Божиих, и Бог будет все во всем.
"Другие овцы" не могут быть язычниками по той простой причине, что Христос не мог разделить собрание по национальному признаку. В христианском собрании нет национальных разделений, что например хорошо показал Павел в Кол. 3:11. Такая националистическая трактовка "других овец" совершенно исключена. И без фантазирования.
Разве в иоанна 10:16 Иисус разделяет? Он объединяет то что раньше было разъединено евреев и язычников. Разве не так?
УдалитьОбъединяет. Только не евреев и язычников. Если вам не нравится слово "разделяет", выражусь по-другому: Иисус не может называть кого-то "другими овцами" только из-за их национальности. Это не в духе его учения.
УдалитьЗдравствуйте Антон! у меня вопросы: почему про царство небесное написано больше чем про земную надежду,причем можно сказать, что почти ничего не написано; о каких праведниках написано в Пс 36:29? есть разные праведники с разной надеждой? Откровение 21:2, куда сходит город "сходящий от Бога с неба"? буду очень признателен.
ОтветитьУдалитьЧто такое небесное царство? Царство, которое правит с неба. Вот и все. Находясь на небе, оно управляет землей, а не Марсом или другим измерением (Отк. 5:10). Где правил Давид или Соломон, на земле или в другом измерении? А Христос займет престол Давида (Лук. 1:32). Где находился "дом Иакова", на земле или где-то в другом месте? А Христос будет править над домом Иакова (Лук. 1:33). Согласно Зах. 9:10, он будет править "от моря до моря и от реки до концов земли". Здесь имеются в виду моря, реки и концы земли на какой-то другой планете? Очень важно понимать, что ученики Христа хорошо знали Еврейские Писания и все мессианские пророчества, поэтому в Новом Завете они не разжевываются в подробностях. Именно поэтому может сложиться впечатление, что "почти ничего не написано". Но это только от слишком сильного акцента на НЗ при изучении Библии. Эту книгу нужно изучать целиком.
УдалитьВ Пс. 36:29 написано просто о праведниках как таковых. Заметьте, это один из тех стихов, где говорится "о земной надежде". О небесной до Христа известно не было, поэтому в ВЗ о ней не говорится.
В Отк. 21:2 город сходит на землю (не забывайте, что это видение). Это символизирует то, что небесное царство правит над всей землей.
на самом деле весь ветхий завет пронизан одной надеждой , вечная жизнь на земле... В ветхом завете нет ни одного стиха о небесном призвании. Все потомки Адама, евреи и язычники должны были наследовать земной рай , а это сотни миллионов и 39 книг Еврейских Писаний... а в Новом Завете только 27книг и только 144тыс небесных спасенных, нетрудно увидеть разницу где больше и о чем больше написано , о небесном или земном
ОтветитьУдалитьУ нас (г. Нежин, ~1996 год) в докладе на Вечере была такая мысль: "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Иоанна 2:2). Докладчик объяснил эти слова так: стих говорит о двух группах людей - "наши грехи" и "грехи мира". Очевидно, что жертвенная смерть Иисуса не может покрыть грехи мирских людей, которые не расскаиваются и не присоединяются к народу Бога. Соответственно, послание говорит о "наших грехах", имея ввиду непосредственно помазаников и о "грехах мира", подразумевая тех, кто присоединился к группе помазаников в качестве "других овец". В итоге, он так и сказал, что Библия адресована именно помазаникам, а они, в свою очередь, открывают нам (другим овцам) ее смысл. В обратном случае, если предположить, что Библия адресована "другим овцам" (это моя личная мысль, не из доклада), мне пришлось бы отнести к своему будущему существованию в Раю на земле стихи из Матфея 22:29-30. Сомневаюсь в том, что те, кто лично относит к себе эти слова (из числа "других овец") может радоваться перспективе "ангельскому" состоянию в Раю на Земле, что предполагает не только невозможность выйти замуж и родить здоровых и счастливых детей, но и невозможность вкушать остальные материальные дары Иеговы (вкусную пищу и т.д.). Так что, лично меня радует то, что у Иеговы есть порядок и каждому в Его замысле отведена своя роль.
ОтветитьУдалитьПредлагаю поразмышлять над текстом Эфесянам 2:11-22, где в 15 стихе написано:"...чтобы в единстве с собой из двух народов сотворить одного нового человека..." Из каких двух народов?
ОтветитьУдалитьЗдесь говорится о евреях и неевреях. Не очень понятно, что вы хотели этим сказать.
УдалитьТо что этот христианский мир страдает манией величия и применяет к себе все стихи из Нового Завета известно давно, но недавно я удивился когда точно так же некоторые протестанты применяют к себе стихи из Ветхого Завета, дескать это них пророчество, к примеру что они станут Богами ссылаясь на слова Бога к Судьям Израиля - Я сказал вы Боги.
ОтветитьУдалить