Свидетели Иеговы не объявляли войну государству


«Консультант по сектантству» из Белоруссии Олег Нагорный, возглавляющий «Центр защиты здоровья семьи и личности», в своей статье от 5 июля реставрирует штампы советской пропаганды, обвиняя Свидетелей Иеговы в разжигании ненависти, экстремизме и даже «объявлении войну государству». Он просит силовые органы проверить их деятельность и, очевидно, запретить. Для Белоруссии, в отличие от России, все это звучит довольно ново. Есть вероятность, что в этой стране решили воспользоваться опытом своего восточного соседа. Предлагаю всем непредвзятым читателям самостоятельно разобраться, насколько объективны данные обвинения.

Как хорошо известно всем, кто знает Свидетелей Иеговы не по слухам, они не проповедуют ненависть ни к кому, в том числе государству и его представителям. Во всем мире они известны как миролюбивые и законопослушные граждане. Тысячи из них в разных странах пострадали за отказ брать оружие и убивать своих ближних. В нацистской Германии многие Свидетели Иеговы были казнены за эту позицию, и сегодня в этой стране действуют музеи их имени. До сих пор во многих странах, таких как Армения, Эритрея и Южная Корея, десятки Свидетелей Иеговы заточены в тюрьмы за отказ не просто воевать, а даже учиться это делать. На фоне всего этого заявления о том, что Свидетели Иеговы призывают кого-то ненавидеть и уничтожать, выглядят в лучшем случае нелепо.

В отношении государства Свидетели Иеговы учат следующему:

Истинные христиане добросовестно придерживаются принципов, изложенных в Римлянам 13:1–7. Читая этот отрывок, можно заметить, что под «высшими властями» в нем подразумеваются государственные власти. До тех пор пока Иегова позволяет существовать этим властям, они выполняют важные функции, поддерживая в какой-то мере порядок и предоставляя необходимые услуги. Мы проявляем уважение к этим властям, если исполняем законы. Мы обязательно платим все необходимые налоги, правильно заполняем бланки и документы, которые государство может потребовать от нас, и исполняем любые законы, касающиеся нас, нашей семьи, работы или имущества («Cохраняйте себя в Божьей любви», стр. 44).

Следовательно, полностью голословным является утверждение о том, что с точки зрения Свидетелей Иеговы, «правительства государств достойны ненависти». Свидетели всей душой поддерживают учения Иисуса Христа, изложенные в Библии: «возлюби ближнего твоего» (Матфея 22:39); «будем делать добро всем» (Галатам 6:10); «будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18).

Свидетели Иеговы действительно считают, что Бог изначально не хотел, чтобы одни люди правили другими. В этом очень легко убедиться, прочитав первые главы книги Бытие. Царей не было всю допотопную историю. Интересно, что когда позже израильтяне попросили себе царя, это опечалило Бога (1 Царств, гл. 8). Затем Бог пообещал человечеству нового царя – Иисуса Христа (Луки 1:32, 33; Откровение 12:10). Кроме того, Библия ясно учит, что Сатана является «князем мира сего» (Иоанна 12:31; 14:30; 16:11). Это позволяет понять, почему он предложил Иисусу Христу «все царства мира» – нельзя предложить то, чем не владеешь (Матфея 4:8, 9). Все это хорошо известно любому внимательному исследователю Библии вне зависимости от используемого перевода.

Разумеется, ничто из этого не означает, что Свидетели Иеговы ненавидят представителей власти. Как сказано в вышеприведенной цитате, власть существует с позволения Бога и выполняет важные функции. У Свидетелей никогда и в мыслях не было уничтожать то, что существует с позволения Бога. К представителям власти они относятся так же, как к любым другим людям, что видно хотя бы из того, что они приходят к ним с проповедью благой вести. Они считают временным институт человеческой власти как таковой, но не считают «достойными ненависти» людей, которые в нем работают, не призывают к их уничтожению. Точно так же, например, они считают временной медицину, но вовсе не презирают врачей. Оба эти утверждения одинаково абсурдны и одинаково выдают неинформированность либо предвзятость их авторов.

Свидетели Иеговы узнали из Библии, что в будущем на смену всем человеческим правительствам придет Царство Божье во главе с Христом, которое установит на земле рай и вернет человечеству духовное и физическое совершенство (все подчеркивания в статье – мои):

И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Даниил 2:44).

А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу (1 Коринфянам 15:24).

И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Даниил 7:14).

Именно это, по мнению Свидетелей Иеговы, является той «благой вестью» (греч. «евангелие»), в которой сегодня нуждается человечество, потому что эта весть несет надежду и утешение всем людям. Замечу, что г-н Нагорный видит «ненависть и уничтожение» там, где Свидетели видят надежду и утешение. По сути, он осуждает своих сограждан за надежду на лучший мир, видя в этом уголовно наказуемое преступление. Подобная подмена понятий и смыслов – очень характерный шаг всех активистов, которые пытаются ограничить свободу вероисповедания, но не имеют для этого веских и правовых доказательств.

Совершенно парадоксальная ситуация: группа граждан критикуется за предпочтение правления Бога правлению человека, и на это предлагается направить внимание КГБ. Неужели КГБ должно превратиться в религиозную полицию? В конце концов, разве не в этом конечный смысл любой религии, любой религиозной идеи, пусть она и по-разному формулируется в разных религиях? Как бы это ни было неприятно атеистам, но большинство верующих всех конфессий действительно считают, что Бог – самый лучший правитель, по той очевидной причине, что он является создателем человека. Для самого человека, в том числе руководства РБ, в этом нет ничего оскорбительного.

Такая оценка человеческой власти является сугубо богословской, в силу чего не может трактоваться как политическая деятельность и тем более уголовное преступление. Каждая религия вправе иметь богословскую трактовку явлений жизни, и если эта трактовка не включает призывы к реальным противоправным действиям, в ней нет никакого состава преступления. Отождествление богословских формулировок с «разжиганием ненависти» – это очень близорукая и религиоведчески некомпетентная оценка. При ее проведении в жизнь придется запретить все религии.

Вся мировая практика правоприменения гласит, что наказываться должны действия, а не убеждения. Любая страна, которая откажется от этого принципа, очень быстро погрузится в хаос, потому что наказать за «неправильную веру» можно будет абсолютно каждого. Г-н Нагорный предлагает репрессировать отдельных граждан на основе их понимания религии. Такие меры приведут к отмене светского государства и установлению монопольной диктатуры одной конфессии во всем духовно-религиозном пространстве. За диктатуру какой конфессии выступает г-н Нагорный, догадаться несложно, учитывая, как активно он цитирует мыслителей православной церкви.

Примечательно, что в СССР в адрес Свидетелей Иеговы выдвигались точно такие же обвинения: дескать, поскольку Свидетели ждут Божьего Царства, значит они против государства, против советского строя и враги народа. Вот отрывок из статьи в газете «Красноярский рабочий» за 1960 год:

Поистине величайшие успехи советского народа в строительстве нового, самого передового и справедливого общества – коммунизма вызывают ненависть у наших идейных врагов – сектантов-иеговистов. «Свидетели Иеговы» начинают открыто проповедовать, что советский народ якобы ничего не сможет сделать без воли бога Иеговы, который, по их мнению, давно уже предусмотрел «создание теократического государства во главе с Иисусом Христом». Они пророчат уничтожение Советского государства. Руководители иеговистской организации призывают верующих не участвовать в строительстве коммунистического общества, отказываться от службы в рядах Советской Армии и вообще отречься от нашей советской действительности, мотивируя это заповедью: «кто с миром, тот против Бога».

Сравнив это со статьей г-на Нагорного, мы сразу видим, что в ход пускаются те же аргументы и обвинения. В СССР эти обвинения в итоге были сняты как беспочвенные, и хочу обратить особое внимание г-на Нагорного и представителей КГБ РБ на тот факт, что в 1991 году Свидетели Иеговы в СССР были полностью реабилитированы как жертвы политических репрессий. Тысячи миролюбивых граждан смогли вернуться к нормальной жизни. Но сегодня в отдельных частях постсоветского пространства появляются силы, которые озвучивают эти же абсурдные обвинения и хотят разыграть этот же сценарий. Они или не знают историю, или осознанно хотят повторения старых ошибок.

Является ли вера Свидетелей Иеговы в будущую смену мирового порядка чем-то необычным и уникальным? Нет, и здесь мы подходим к очень странной особенности критики г-на Нагорного. Идея о смене мирового порядка лежит в основе практически всех так называемых мировых религий, включая православие. Например, в миссионерском буклете «Вечный Бог зовет Вас к Себе» (автор – священник РПЦ МП Даниил Сысоев) говорится:

Когда Вселенная обветшает от зла, творимого в ней людьми, тогда по воле Отца Своего Христос вернется на Землю вместе со всеми святыми. Вселенная, охваченная огнем Святого Духа, сгорит, а затем Бог создаст новый мир, в котором уже не будет зла, тления и смерти.

Вот что говорят об этом авторитетные православные «святые отцы»:

Ибо все эти и другие (слова) бесспорно сказаны относительно воскресения праведных, имеющего быть после пришествия антихриста и истребления всех народов, состоящих под его властью: в то время праведные будут царствовать на земле (Ириней Лионский, «Опровержение лжеименного знания»).

А я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль, Исаия и другие пророки. Исаия так говорит об этом тысячелетии: будет новое небо и новая земля, и прежние не будут вспоминаемы и не придут на сердце, но они найдут на ней радость и веселье о том, что Я творю (Иустин Мученик, «Диалог с Трифоном иудеем»).

Как видим, православие тоже учит тому, что на смену нынешней мировой системе придет новая, установленная Богом. «Сгорание вселенной», «создание новой земли», «истребление всех народов», «воцарение праведных» – сохранятся ли после этих событий государства в их нынешнем виде? Очевидно, что нет. Г-н Нагорный демонстрирует полную неосведомленность о том факте, что исчезновение человеческих правительств входит в вероучение всех без исключения христианских конфессий, и пытается преподнести это как специфическое учение Свидетелей Иеговы. Уже одно это показывает некомпетентность и бессмысленность обвинений. Если он видит в подобных убеждениях угрозу для государства, то он должен быть последовательным и требовать запрета всех христианских конфессий, включая православие. Необходимо запретить и Библию, на которой эти верования основаны.

Как бы г-н Нагорный ни стремился доказать неправильность трактовки Свидетелями Иеговы Библии (снова красноречиво показывая, что репрессировать граждан предлагается на чисто религиозных основаниях), из религиоведения хорошо известно, что христианство – эсхатологическая религия, т.е. такая, в которой ожидается наступление нового, лучшего мира. Вот как термин «эсхатология» определяется в «Популярном словаре русского языка» (Русский язык – Медиа, 2003):

Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Этимология: От греческого eschatos ‘последний’ , ‘конечный’ и ...логия. Энциклопедический комментарий: В развитой форме эсхатология присуща иудаизму, христианству, исламу… Главное содержание христианской эсхатологии сводится к представлениям об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, Страшном суде.

Именно за эсхатологическую «идеологему», как он выражается, а также за веру во «второе пришествие Христа, конец света и Страшный суд» г-н Нагорный и предлагает ограничить конституционное право Свидетелей Иеговы на свободу вероисповедания, а на самом деле – всех христиан вообще, а также иудеев и мусульман. Более того, Свидетели, в отличие от православия, не учат о полном уничтожении земли вместе со всем, что на ней. Православие куда более радикально в своей эсхатологии. По какой-то немыслимой причине г-н Нагорный считает эсхатологические убеждения Свидетелей опасными для семьи и личности, а более радикальные убеждения православия он находит безопасными. Между тем социологические исследования не подтверждают его точку зрения. Например, вот о чем говорится в исследовании, проведенном в Москве в 1998–99 годах:

Анализ данных опроса показывает отсутствие какого-либо негативного воздействия вероучения и религиозной деятельности Свидетелей Иеговы на внутрисемейные отношения, на взаимоотношения мужей и жен, родителей и детей. Практически по всем аспектам общения в сфере брака и семьи обнаружено положительное влияние принадлежности к СИ, а также благотворное по своему нравственному и гуманистическому значению «залечивание» душевных ран тех, кто столкнулся с несчастными последствиями глобального краха института семьи.

Г-н Нагорный попеременно оперирует богословскими, юридическими и даже лингвистическими аргументами, пытаясь атаковать Свидетелей Иеговы со всех фронтов. Иногда становится сложно понять, что ему не нравится в Свидетелях больше всего. Он ссылается на словарь Дворецкого, критикуя перевод Свидетелей греческого слова «эонос» (на самом деле «айон»), и не замечает, что согласно этому же словарю, данное слово может означать «эпоха, эра» – неопределенный промежуток времени с характерными свойствами (значение 4). Именно это значение Свидетели Иеговы и вкладывают в термин «система вещей»: это эпоха, или эра, в которой на земле царит грех и беззаконие. Эта эпоха будет заменена новой, в которой Христос положит конец греху и беззаконию. «Система вещей» – оригинальный, но лингвистически корректный вариант перевода. Скорее всего, г-н Нагорный не знает, что слова необязательно переводить только теми вариантами, которые даны в словарях. Понятие «эпоха» можно передать и как «система вещей», и как «мировой порядок», и как-то еще – все это входит в лексическое значение слова «айон».

Вот что говорит о переводе этого слова лингвист Рольф Фурули в книге «Как богословие и предвзятость влияют на перевод Библии» (Москва, Библеист, 2011, стр. 42):

Помимо «неопределенного времени», какое еще слово или фраза может передать корневое значение aion? В случае, когда акцент делается на качестве указанного периода времени, многие современные переводы используют слово «век». Во многих случаях такое прочтение подойдет, но далеко не во всех. Например, в Гал. 1:4 в переводе TEV мы читаем: «Чтобы освободить нас от этого злого века, Христос отдал себя за наши грехи, в послушании нашему Богу и Отцу». Но как некто может «освободиться от этого злого века», если он все еще живет в промежуток времени, соответствующий «этому веку»? В данном случае слово «век» вряд ли подходит по причине почти полной его акцентуации на факторе времени. Если мы хотим подчеркнуть качество или характерные черты какого-то промежутка времени, нам нужно слово или словосочетание с более широким значением.

В этом и еще 33 стихах ПНМ передает aion как «система вещей»… для передачи значения aion у этой фразы есть неоспоримые преимущества: в отличие от «века», она одновременно подразумевает характерные свойства или установление и при этом отводит существенную роль фактору времени, особенно когда используется с определением (злая система вещей, настоящая система вещей, будущая система вещей).

Г-н Нагорный любит говорить о «традиционном» христианстве и толковании. Вот что мы читаем в Большом энциклопедическом словаре:

Хилиазм (от греч. chilias – тысяча) – вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 в.

Как видим, если Свидетели Иеговы и отличаются чем-то от других христианских групп, то Свидетели более «традиционны», поскольку их вера соответствует «раннехристианским учениям», существовавшим до 3-го века. Традиционным принято считать более старое, а не более новое.

Г-н Нагорный рассуждает об «экстремизме» Свидетелей Иеговы, заимствуя методы своих российских коллег (подробнее об этом ниже). Чтобы убедиться в абсурдности обвинений Свидетелей Иеговы в экстремизме, достаточно обратиться к толковому словарю русского языка (Большой современный толковый словарь русского языка под ред. Ефремовой Т.Ф., 2006):

Экстремизм: использование крайних мер – террористических актов, похищений, убийств и т.п. – при достижении своих целей.

Ни в одном суде мира еще не удалось доказать, что Свидетели Иеговы используют для достижения своих целей террористические акты, похищения, убийства и т.д. Может быть, они являются экстремистами косвенно – ведут подрывную политическую деятельность, призывают свергнуть государственный строй, организуют акты гражданского неповиновения и т.д.? И этого нет, ведь Свидетели последовательно выступают за полный политический нейтралитет. Во всем мире они хорошо известны тем, что не вмешиваются в политику и даже не участвуют в выборах.

Так что же г-н Нагорный использует для доказательства своего тезиса о том, что «Свидетели Иеговы объявили войну государству»? Исключительно их религиозную веру в будущее царство Бога, основанную на Библии. Они не свергают власть и не призывают к этому других, но просто верят, что однажды на всей земле будет править Бог по праву ее создателя, и смиренно ждут этого времени. Это исключительно предмет религиозной веры. Таким образом, объектом обвинения являются не действия, а вера. Г-н Нагорный обвиняет группу граждан Республики Беларусь в неправильной вере и требует на этом основании подвергнуть их репрессиям с использованием административного ресурса на деньги налогоплательщиков.

Мы наблюдаем подмену богословских понятий на юридические. Богословская точка зрения о том, что правление Бога заменит все человеческие правительства, представляется как некая антиправовая и антигосударственная деятельность сродни экстремистской и террористической. Если некто верит в то, что в будущем на всей земле будет установлено царство Бога, при этом любит своих ближних и не приемлет насилие, то нужно быть в высшей степени предвзятым, чтобы увидеть здесь нарушение уголовного кодекса. Подобное жонглирование юридическими понятиями удивит любого юриста, ведь любое преступление подразумевает практические и конкретные действия, а никак не религиозную веру в события будущего, тем более санкционированные божественными силами. Вера в теоретические события от имени божественных сил по определению не может быть предметом правовой оценки, поскольку лежит в сугубо богословском измерении и является сферой личного религиозного выбора гражданина. Ограничить этот выбор и предлагает г-н Нагорный.

Подобный псевдоюридический подход в отношении Свидетелей Иеговы был многократно отклонен в авторитетных международных инстанциях, таких как Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Между тем в ряде стран продолжают предприниматься попытки дискредитировать Свидетелей Иеговы с помощью именно таких обвинений, которые демонстрирует г-н Нагорный. Стоящие за этим лица утверждают, что защищают интересы личности, семьи или государства, однако при этом не могут доказать, каким образом деятельность Свидетелей нарушает эти интересы. При более пристальном рассмотрении всегда оказывается, что эти группы так или иначе связаны с влиятельными религиозными организациями, которые стремятся установить монопольное господство своей конфессии, лишить граждан права свободно выбирать религию и таким образом демонтировать принципы светского государства.

Эти процессы хорошо видны на примере России. В этой стране уже несколько лет запрещено распространение некоторых изданий Свидетелей Иеговы как экстремистских, был закрыт ряд их МРО (местных религиозных организаций). Представители православной церкви публично и безнаказанно призывают к физическому насилию по отношению к религиозным меньшинствам (например протоиерей Дмитрий Смирнов). Однако российским коллегам г-на Нагорного не удалось убедительно доказать ни одно из своих обвинений, что видно по тому, что они проиграли несколько громких дел даже внутри России, а в 2010 году Европейский суд по правам человека потребовал от России восстановить МРО Свидетелей Иеговы в г. Москве и выплатить им компенсацию. Предлагаю всем заинтересованным лицам познакомиться с решением Евросуда на русском языке по этой ссылке.

Даже Головинский суд Москвы, который в 2004 г. ликвидировал московскую МРО Свидетелей Иеговы, не нашел в их действиях ничего противозаконного. В официальном решении районного суда Северного АО г. Москвы от 26.03.2004 сказано:

Суд находит недоказанным наличие в деятельности религиозной общины в г. Москве признаков экстремистской деятельности в форме разжигания религиозной розни с призывами к насильственным действиям.

В лингвистическом исследовании литературы Свидетелей Иеговы от 15.01.2001, проведенном Институтом русского языка им. В.В. Виноградова, сказано:

В ТСИ [текстах Свидетелей Иеговы] не было обнаружено призывов к уклонению от установленных законом гражданских обязанностей. Напротив, в ТСИ содержатся призывы к законопослушанию и соблюдению обязанностей гражданина по отношению к государству.

Особенно иронично то, что в Республике Беларусь каждая публикация Свидетелей Иеговы проходит государственную экспертизу, и эксперты еще ни разу не усмотрели в них то, что усматривает г-н Нагорный. Следовательно, он фактически обвиняет государственные органы в некомпетентности.

Исчерпав религиозные и юридические аргументы, в конце своей статьи г-н Нагорный переходит уже к совершенно фантастическим, основанным на чистых гипотезах и домыслах – заявляет, что Свидетели Иеговы способны назначить некий «час Х» и организовать массовое самоубийство. Он ссылается на некую организацию «Храм народов», которая существовала всего несколько лет и привлекла к себе несколько десятков человек, тогда как Свидетели существуют больше 130 лет, включают миллионы последователей и еще ни разу не дали повода заподозрить себя в организации самоубийств. Всю свою историю Свидетели Иеговы категорически осуждают самоубийство как большой грех. Среди Свидетелей почти отсутствуют самоубийцы. Для придания достоверности он снабжает эти гипотезы подобием научного термина – «потенциал деструктивности». Каким образом вычислен этот «потенциал деструктивности» в отношении Свидетелей, кто его вычислил и по каким методикам – все это остается для читателя тайной. Но эти проблемы не смущают г-на Нагорного. Он бодро предлагает репрессировать граждан за то, чего они не совершали, но якобы потенциально могут совершить, причем оценка вероятности совершения делается полностью произвольно, без всяких научных обоснований и на основе натянутых аналогий.

Для поддержания своей аргументации он ссылается на методы некоего «аналитического сектоведения» – науки, которой нет ни в одном учебном заведении мира, кроме структур православной церкви. Это, а также обильное цитирование православных писателей, хорошо показывает, чьи интересы на самом деле защищает г-н Нагорный. Все становится на свои места, когда понимаешь, что православная церковь – единственная организация, которой невыгодно существование Свидетелей Иеговы. Общество в целом выигрывает от их существования, потому что они мирные, честные и законопослушные граждане. Но православная церковь в результате их деятельности теряет прихожан – и доходы.

Да, взгляды Свидетелей Иеговы нравятся не всем – и это абсолютно нормально в плюралистическом многоконфессиональном обществе. Точно так же не всем нравятся взгляды православных, мусульман, атеистов и самого г-на Нагорного. Однако очень опасно возвращаться в прошлое и раздувать пламя вражды, снова искать мифические преступления там, где их нет, снова делить общество на хороших и плохих, своих и чужих, на «церкви» и «секты». Обвиняя Свидетелей в разжигании ненависти, г-н Нагорный не замечает, что сам делает это же. Такой путь не ведет ни к чему, кроме возврата к самым мрачным страницам истории двадцатого века. Не лучше ли просто мирно жить и сотрудничать? Хочется верить, что власти Республики Беларусь, да и других стран, будут уважать историю, факты, достоверные религиоведческие и социологические данные, решения авторитетных международных организаций и права собственных граждан.

Читайте также:
Десять мифов о Свидетелях Иеговы
Евросуд о Свидетелях Иеговы
Цитаты о Свидетелях Иеговы

Комментарии

  1. Не сказал бы что для Белоруссии это ново. Антисектантская деятельность со стороны государства в Белоруссии копирует советские клише и достается даже баптистам и пятидесятникам, которых в России воспринимают вполне спокойно.
    Со стороны церковной антисектантской деятельности до в Белоруссии есть очень серьезный антисектансткий центр имени Иосифа Волоцкого с очень сильной школой сектоведения, которая гораздо более успешно пародирует научность, чем аналогичные школы в России и Украине.
    Поскольку антикультисткая сеть в Европе постепенно теряет свое значение, активы антикуьтистких оргнаизаций переносятся в страны СНГ. Так центр им.Иосифа Волоцкого получил библетеку покойного Огарда. О финасовых потоках можно только догадываться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пусть и не совсем ново, но в значительной степени ново. В Белоруссии нет такой оголтелой травли "сект" на всех уровнях, как в России. Там выходят резко позитивные репортажи о конгрессах. Там совершенно другая атмосфера.

      Удалить
  2. Спасибо за статью, Антон! Всё так, всё правильно.... Жаль только, что в этом никто разбираться не будет. Проще какой-нить откровенный бред послушать 2-3 минуты и "исполниться праведного гнева" на проклятых сектантофф )) Зато совершенно не замечают такую мерзость, творимую официально-традиционными религиями.....

    ОтветитьУдалить
  3. смело...молодец...как всегда очень грамотно и понятно

    ОтветитьУдалить
  4. Призывы к действию могут обосновываться как соответствующей причиной, так и подходящим поводом. И вполне очевидно, к какой категории относятся призывы данного деятеля.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо Антон! Теперь знаю о чём конкреетно молиться за белорусских братьев.

    ОтветитьУдалить
  6. Читая статью, меня не покидало чувство, что нечто подобное я уже читал только несколько в ином изложении. А потом меня осенило - это же события книги " Эсфирь". Мммдааа - история повторяется!!! Оман не дремлет и в наше время! Только жаль он не помнит историю, где он сам оказался. Что собственно и произойдёт по воле Бога.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, Антон. Очень полезная статья. Хотя господина Нагорного вряд ли можно привлечь к конструктивному диалогу, но другим гражданам разных государств, запуганным антикультистами, очень полезно было бы почитать. Впрочем, для себя нашла кое-что полезное для проповеди. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. Грамотно написано,хочется посмотреть, что на это ответил бы товарищ Нагорный...

    ОтветитьУдалить
  9. Матфея 26:59. Интересно сколько стоят его (Нагорного)слова?!
    Алик

    ОтветитьУдалить
  10. Обвинения г-на Нагорного напоминают обвинения на ап. Павла в I веке н.э. Тот же сценарий.

    ОтветитьУдалить
  11. Про музеи всё же надо убрать. Не хорошо это. Уважающий себя СИ должен говорить всегда что-то наподобие: "я - раб ни на что не годный, делаю своё дело и не хочу, чтобы о моем труде трубили на каждом углу..."
    А тут в Германии музей им открыли... В Германии многим жертвам открыли музеи. И что?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У вас странное отношение к музеям. Музей - это не труд, и в них никто ни о чем не трубит. Это прежде всего память. Свидетели были одними из первых жертв нацизма, и неудивительно, что кто-то об этом помнит. Что плохого в памяти? Тем в более в памяти, которая позволяет предотвратить новые зверства? Где в этом нарушение библейских принципов? В конце концов, память о пострадавших за веру - это одна из форм христианского свидетельства. Узнав об этом, люди могут узнать о силе этой веры и сделать какие-то правильные выводы. Далее, любую мысль надо оценивать в ее контексте. Хочу я, чтобы о моем труде трубили, или не хочу, в данном случае это неважно. Речь о другом: СИ - это не страшная секта и не подпольная криминальная организация, что они пользуются известностью и уважением во многих странах. Для иллюстрации этой мысли я и упомянул о музеях. Еще, кстати, есть улицы, названные именами свидетелей. В некоторых странах им вручали государственные награды, например в Великобритании. Такие факты помогают людям избавиться от стереотипа о мрачной подпольной секте, увидеть факты и реальность. Именно этого я старался достичь.

      Удалить
  12. Симптоматично, что религиозные противники Свидетелей Иеговы не проявляют веру в ожидании суда Бога над религиями, а спешат вершить суд над Свидетелями за их веру своими руками. В отличие от них, Свидетели, без колебаний считая свою веру истинной, терпеливо и смиренно ждут, когда Бог сам рассудит их и их религиозных оппонентов.

    ОтветитьУдалить
  13. Пытаюсь в очередной раз посмотреть глазами государства и никак не могу найти экстремизма и разжигания чего-либо со стороны Свидетелей Иеговы.
    Ну, где правоохранительные органы это всё находят в деятельности Свидетелей Иеговы?

    ОтветитьУдалить
  14. "Вся мировая практика правоприменения гласит, что наказываться должны действия, а не убеждения. Любая страна, которая откажется от этого принципа, очень быстро погрузится в хаос"
    Антон, хорошие слова, а как же борьба с инакомыслием, то есть убеждениями, в самой Организации? Не погрузится ли она в хаос?

    Виктор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Речь идет о юридической практике, об уголовном кодексе государства, причем государства светского. В светском государстве не наказывают за религиозные убеждения. Естественно, в религиозных группах ситуация иная, потому что такая группа является группой религиозных единомышленников, в отличие от государства. Человек, не являющийся единомышленником для данной группы, по определению не может быть ее членом. Что ему там делать? Ему самому там будет неинтересно. Вы никогда не задумывались о том, что светское государство и религиозная группа - это как бы разные вещи?

      Удалить
  15. БОЛЬШОЕ СПАСИБО за статью,Антон! Таким образом УКРЕПЛЯЕТСЯ наша вера в исполнение ВСЕХ БОЖЬИХ обещаний и пророчеств.

    ОтветитьУдалить
  16. Одна женщина меня спросила" А что вы будете делать, если Руководящий совет прикажет вам пойти убивать?"Я ответила: Тогда им придется идти убивать в гордом одиночестве, потому что нас они научили любить и верить ,что нам нельзя даже учиться убивать,а как делать то чему не научили.

    ОтветитьУдалить
  17. .... разжигают ненависть к другим именно обвинители. Не мы же ведем клеветническую пропаганду на всех уровнях против всех "не своих". Не мы же со злостью и лютой ненавистью смотрим на людей другой веры. Не мы запрещаем чужую литературу и не мы каждый день вместо библии говорим о "сектантах".

    "Громче всех "ЛОВИ ВОРА!" кричит сам вор". Задумайтесь над этим.

    ОтветитьУдалить
  18. Как всегда, драма об Эсфири, показанная на Областном конгрессе, была дана вОвремя. Историю со спасением целого народа, находящегося в критической ситуации, разрешил сам Бог, действующий через верных людей (Эсфирь, Мардохей). Тот, кто был возвеличен государственной властью (Аман), ею же и был уничтожен.
    В Москве начал осуществляться план постройки 200-т православных церквей, оказывается РПЦ мало уже существующих полупустых или совсем безлюдных храмов.

    ОтветитьУдалить
  19. Господа. Вот вы возмущаетесь тем что на вас катят бочку и нарушают свободу вероисповедания.
    Но не хотите взглянуть на это под другим углом.
    Я конечно же не за то что бы вас запрещали или ущемляли в чём то , но давайте включим воображение .
    Как бы повели себя свидетели если бы им дали власть , например в каком то отдельном городе, я уверен что трудности бы начались у всех кто не поддержавал бы вашу религию. И вы бы ходили и мило улыбались в глаза , но при этом считали бы всех внешних безумцами только потому что они не с вами. при этом рассуждая между собой и изучающими , как плохи дела всех других религий и как идеальны ваши.
    Давайте подумаем нормально ли это когда например сына исключают за то что он не согласен с каким то учением организации и его мать годами с ним не общается , думая что молчанием она его вернет, при этом сама мать страдает больше от нехватки общения с ним , чем сам сын. Причем сын ведет Нравственную жизнь и может быть даже более приемлемую чем некоторые братья.
    Разве это хорошо когда его матери внушили что не общаясь с ним она делает ему лучше?
    И после Этого вы говорите что не разрушаете семьи?
    Вот поэтому у вас и проблемы с государством. А вы просто списываете это на происки сатаны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы плохо информированы во всех пунктах вашего комментария. Во-первых, свидетели Иеговы никогда не примут мирскую власть. Прецеденты этого уже есть. В некоторых странах, например Германии, свидетелям дали право собирать церковный налог, но они от этого отказались. Христиане не должны иметь власть в этом мире и тем более репрессировать верующих других конфессий. Многие церкви это не понимают, но мы это понимаем хорошо.

      Во-вторых, исключение - это «нормально» по той простой причине, что об этом написано в Библии (1 Кор. 5:11; Тит. 3:10). Вам может что-то не нравиться в Библии, но тут уж ничего не поделать. В любом случае мы с вами не умнее и не нравственнее Бога. Знаете ли вы, что даже в православии было точно так же в первые века? Почитайте об этом здесь. Чтобы вам было легче воспринять эту библейскую норму, подумайте о том, что в дохристианскую эру грешников и отступников убивали физически. Как бы страдала мать из вашего примера, если бы ее сына убили? Согласитесь, куда больше. Так что мы имеем огромный шаг в сторону гуманизма, не так ли? Подумайте о том, что все люди в каком-то смысле родственники друг другу, а с точки зрения Бога фактор родства вообще не имеет значения. В Библии нет ни одного закона, который допускал бы исключение в случае родственников. Вспомните, как Моисей велел взять мечи и убивать своих собственных братьев, которые тяжело согрешили (Исх. 32:27). По Моисееву закону родственники приговоренного к смерти должны были первыми бросать в него камни (Втор. 13:6, 9). Как жестоко, правда? Какая ужасная религия! «Нормально ли это?» Но это Бог, его нормы всегда праведны и святы, даже если нам иногда что-то сложно понять. Мы никогда не должны пытаться быть праведнее Бога. У нас заведомо не получится. Бог и так сделал нам большую поблажку тем, что перестал требовать от нас убивать своих родственников. Если этой матери сложно, ей нужно помочь, поддержать, дать любящий совет, и у нее все будет хорошо. Жить по Библии не всегда просто, но нужно стараться это делать.

      Наконец, неверующий никак не может вести более нравственную жизнь, чем христианин. Здесь вы или принимаете желаемое за действительное, или просто говорите неправду. Почти 100% исключенных рано или поздно возвращаются к мирскому образу жизни. Кроме того, если ваши «некоторые братья» ведут безнравственную жизнь, это значит, что они сами тайные грешники и должны быть исключены.

      Проблемы с государством у нас далеко не из-за наших процедур, поверьте. В некоторых религиозных группах есть куда более строгие правила (у тех же старообрядцев), да и в самих православных монастырях жизнь далеко не малина. Вы правда думаете, что у СИ больше «запретов», чем в других религиях, чем в монастырях? Откройте глаза. С государством у нас вообще нет проблем, кстати. Проблемы у нас с РПЦ (точнее, у нее – с нами), которая имеет влияние на многих чиновников. Если бы мы так активно не отнимали у нее паству, этих проблем никогда бы не было. Дело в нашей активности и в критике ее учений и дел. Первое бьет по ее карману, второе – по авторитету и репутации.

      Удалить
  20. Доброго времени, Антон! Благодарю за внимание к моему заявлению. Ответ на ваш комментарий опубликован на блоге в поддержку Центра - http://j7a.blog.tut.by/archives/128.

    ОтветитьУдалить
  21. не лучше и в России:
    Решением Центрального районного суда Твери тверской сайт религиозной организации "Свидетели Иеговы" закрыт ввиду экстремистского содержания.
    Проведенная прокуратурой в апреле 2013 года проверка сайта jw.org показала, что на ресурсе находятся экстремистские материалы - литература, входящая в Федеральный список запрещенной литературы.
    В наличии на сайте оказались книги "Чему на самом деле учит Библия?", "Приближайся к Иегове" и "Приходи и следуй за мной". Данная литература представляет угрозу возбуждения социальной, расовой и религиозной розни.
    В ходе проведенной экспертизы наличие запрещенных материалов было подтверждено. Со стороны церкви споров не последовало.
    Суд рассмотрел решение прокурора и вынес свое решение: закрыть сайт jw.org. Решение пока не вступило в законную силу.

    ОтветитьУдалить
  22. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. СИ не напрягаются, когда к нам применяют ярлык "секта". Сами мы тоже не применяем его к отступникам. Вы плохо информированы.

      Удалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Северная Корея, Узбекистан, Сомали, Ливия, Марокко, Мальдивы, Россия

Выборг: прорыв российской библеистики

Умер мальчик Чарли, а вы пока нет

Библейский уголок: мы открылись!

Свидетели Иеговы и переливание крови

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *