Из архивов

Соломинка канонов


Меня всегда удивляло, как некоторые известные критики РПЦ МП одновременно критикуют свою церковь и принципиально остаются в ней. Например, известный протодиакон Андрей Кураев пишет о «нравственной тупости людей, воспитываемых современной церковью». Но в другом месте он заявляет: «В странствие по расколам и юрисдикциям не собираюсь».

Еще один известный прихожанин МП, библеист Андрей Десницкий, на днях издал просто-таки глас вопиющего в пустыне:

Российское православие на нынешний день примерно на 9/10 состоит из:
- профессионалов, которые отстаивают интересы системы (и в нынешней России это можно сделать только в тесной связке с государством),
- эпизодических потребителей религиозных услуг, которым не нужно ничего сверх того,
- государственных мужей, которым нужна хоть какая-нибудь идеология для подпорки.
Христианство как таковое для всех них - некая декорация. С тем же успехом они могут всё это делать на фоне ислама, буддизма, шаманизма или научного коммунизма.
Оставшаяся 1/10 растеряна, подавлена и разрознена. Система ее жестко отвергает, простому народу она не интересна. Своей площадки, кроме блогов, у нее нет. Ее представления об идеале расплывчаты и нереалистичны. Попытки самоорганизации ведут лишь к тому, что два неформатных служителя создают три враждующих юрисдикции.
Надежд "донести до священноначалия необходимость перемен" примерно столько же, сколько было в 1980-м году надежд донести ее до Политбюро.

Другой пост Десницкого просто кричит раздвоением сознания. В церкви все не так, но я рад, что я в ней:

В церкви хорошо захожанам.
Я ощущаю это в маленькой сербской церквушке на ближней горке тут, в Черногории. Нам всегда рады, нам улыбаются, нас даже допускают к Чаше без вопросов. Мы оставляем некое пожертвование и нас совершенно не заботит, как оплачивать коммуналку и на что жить священнику. Мы понятия не имеем, какие страсти кипят в епархии и не задумываемся о соотношении, например, национализма и религиозности в сербском православии. От нашего имени никого здесь не сажают, никому ничего не навязывают, нам ни за что здесь не стыдно.
Хорошо в церкви захожанам. Приятно побыть в этой роли.

Люди научились причинять себе боль, охотно признавать это, но выдавливать из себя горькую улыбку и снова причинять себе боль. Люди должны приходить в церковь, чтобы «успокоиться» в ней (Мат. 11:28), а не наоборот. Парадоксальность такого подхода к христианству и экклезиологии может сравниться только с парадоксальностью тринитаризма. Невозможно понять, даже если положить годы на размышления.

Иисус Христос дал только один признак истинного христианства – его плоды, или дела (Мат. 7:16–20). Если мы христиане, мы обращаемся за ответами к Христу, а не придумываем свои собственные. Если я признаю, что в моей церкви нет добрых плодов, почему я продолжаю в ней состоять? Православные учения? Есть и другие церкви помимо МП с такими же учениями. Их очень много, на любой вкус и цвет.

Видимо, причина только в том, что МП – церковь «каноническая». В ней апостольская преемственность, святоотеческая традиция, благодать, признание поместных церквей и т.д. Зачем все это нужно без плодов, обертка канонов без содержания христианства? Христос ничего не говорил о канонах. И ведь даже каноны сегодня мало кого интересуют в РПЦ. Тот же Кураев регулярно обличает церковное руководство в несоблюдении тех или иных канонов.

Православная церковь именуется Христианской, Апостольской, Единой, Святой, Соборной, Вселенской. Если мы признаем, что в ней отсутствуют христианские плоды, значит, она перестает быть как минимум Христианской, Апостольской и Святой. В чем смысл церкви канонической, но не христианской и (или) не святой? И не означает ли это обратную ситуацию: если церковь христианская и святая, но не каноническая, то даже если сам Господь спустится в нее с сонмом ангелов, пребывать в ней нельзя, она «раскол и юрисдикция»? Нельзя, неканонично?

Значит, так и нужно именовать: Каноническая Церковь. Зачем лишние слова? Религия – канонизм, верующий – канонист. Основателем религии канонизма был кто-нибудь из самых умных святых отцов, но точно не Иисус из Назарета.

В первом веке, когда люди принимали христианство, они присоединялись к христианскому собранию (Деян. 2:41; 11:24). К реальному, не виртуальному. Куда приглашают присоединиться сегодня? К идеальной церкви, которая существует только на страницах канонов, но никак не проявляется в реальной, повседневной жизни христианина – именно той жизни, которую христианство должно преобразовывать.

Нам говорят: «Идите сюда, тут все плохо, все не так, все неправильно, но все равно идите. Терпите. Сядьте в угол, закройте глаза, зажмите нос. Вы в истинной христианской церкви. Главное не открывать глаза и не разжимать нос. Сидите в своем гетто из горстки друзей в Фейсбуке, отгородитесь от всего и вся, постройте золотой замок в своем воображении, в котором мудрые святые отцы с арфами в руках беседуют с ангелами, и довольствуйтесь этой картинкой. Если вам что-то не нравится, увеличьте картинку или нарисуйте новую. Развивайте воображение. Чем лучше у вас воображение, тем больше вам будет нравиться».

Такая форма миссионерской мысли только оттолкнет от христианства думающего человека. Ведь если в той единственной канонической церкви нет добрых христианских плодов, значит, христианство не работает. Значит, нет смысла быть христианином. Всего два шага до правильного, безупречно логичного вывода. И таких людей, умеющих считать до двух, очень много. Их никогда не привлечь теорией виртуальной или невидимой церкви, существующей на золоченых страницах канонов. Люди недостаточно богословски подкованы для понимания столь изысканных концепций. Поэтому стоит ли удивляться, что даже те крохотные однозначные проценты посещаемости Пасхи и те год от года снижаются.

Здесь есть и этическая сторона. Насколько правильно с христианской точки зрения критиковать руководство своей церкви, причем критиковать яро, задорно, скандально? Да, это правильно в мире. В мире чем лучше ты критикуешь всех и вся, начиная с государства, тем более умным человеком ты прослывешь. Этот дух быстро перенесся и в христианство, и теперь в нем точно так же: чем лучше ты критикуешь всех и вся в своей церкви, тем больше ты молодец.

Но христианство не от мира сего, у него другая логика, другая этика, все другое. Оно сшито по другим лекалам. В христианстве мы имеем заповедь:

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою (1 Фес. 5:12, 13).

Каждый христианин несет ответственность за то, какой пример он подает тем, кому благовествует, в том числе в отношении данной заповеди. Понимают ли миссионеры вроде Кураева, насколько разрушительный пример они подают своим недовольством? Нельзя привести к Христу людей с установкой недовольства. Их плохая церковь пройдет мимо них, недовольных, и не заметит, а сами они как христиане не состоялись.

Обычные люди не верят в каноны. Наверно, именно поэтому Христос о них и не учит. Зато он учит, что если Бог решит, то заговорить смогут камни – вопреки любым канонам. И обычным людям, к которым обращался Христос, нужно или показать настоящее христианство с настоящими христианскими плодами, пусть даже с говорящими камнями, если нужно, – или они пойдут зарабатывать деньги, есть и пить, ибо завтра умрем. Ничего третьего нет.

Если есть плоды, к ним можно при желании добавлять каноны, преемственность, предание и прочие умозрительные и небиблейские конструкции. Но если плодов нет, эти конструкции бессильны их заменить. И несколько умных богословов останутся жить в самых красивых воздушных замках в полном одиночестве.

Читайте также:
Виртуальное православие
Апостольская традиция: хорошая мина при плохой игре
Христианство в действии

Комментарии

  1. Да так оно и есть Антон!!!Продолжай в том же духе ибо истина только одна и ее не переделать!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Какая отличная статья! Все точно передано

    ОтветитьУдалить
  3. Мастерки написано! Очень понравилась статья!))) Спасибо, Антон!

    ОтветитьУдалить
  4. Иван Крылов - басня

    Собачья дружба

    У кухни под окном
    На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
    Хоть у ворот перед двором
    Пристойнее б стеречь им было дом,
    Но как они уж понаелись -
    И вежливые ж псы притом
    Ни на кого не лают днем -
    Так рассуждать они пустилися вдвоем
    О всякой всячине: о их собачьей службе,
    О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
    "Что может,- говорит Полкан,- приятней быть.
    Как с другом сердце к сердцу жить;
    Во всем оказывать взаимную услугу;
    Не спить без друга и не съесть,
    Стоять горой за дружню шерсть
    И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
    Чтоб только улучить счастливый час,
    Нельзя ли друга чем потешить, позабавить,
    И в дружнем счастье все свое блаженство ставить!
    Вот если б, например, с тобой у нас
    Такая дружба завелась:
    Скажу я смело,
    Мы б и не видели, как время бы летело".-
    "А что же? это дело!-
    Барбос ответствует ему.-
    Давно, Полканушка, мне больно самому,
    Что, бывши одного двора с тобой собаки,
    Мы дня не проживем без драки;
    И из чего? Спасибо господам:
    Ни голодно, ни тесно нам!
    Притом же, право, стыдно:
    Пес дружества слывет примером с давних дней.
    А дружбы между псов, как будто меж людей,
    Почти совсем не видно". -
    "Явим же в ней пример мы в наши времена!-
    Вскричал Полкан,- дай лапу!"- "Вот она!"
    И новые друзья ну обниматься,
    Ну целоваться;
    Не знают с радости, к кому и приравняться:
    "Орест мой!"- "Мой Пилад!" Прочь свары, зависть,
    злость!
    Тут повар на беду из кухни кинул кость.
    Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
    Где делся и совет и лад?
    С Пиладом мой Орест грызутся,-
    Лишь только клочья вверх летят:
    Насилу, наконец, их розлили водою.
    ____________

    Свет полон дружбою такою.
    Про нынешних друзей льзя молвить, не греша.
    Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
    Послушать, кажется, одна у них душа,-
    А только кинь им кость, так что твои собаки!

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошая статья! И в целом согласен!
    Несколько поправочек:
    1. Люди должны приходить в церковь, чтобы «успокоиться» в ней (Мат. 11:28), а не наоборот.
    Не вижу как это противоречит тому что люди приходят в церковь успокоиться. Или я чего то не понял ?
    2. по поводу критики.
    Не критиковать публично нужно для сохранения единства. Но в тоже самое время если есть какие то претензии, непонятки, то можно и нужно выяснять это в высших эшелонах организации. Например, всегда можно обратиться к районным, написать в Вефиль.
    Я говорю теоретически. На самом деле у СИ не так много поводов критиковать, потому что их позиция предельно ясна и полностью библейская, поэтому если к кому и предъявлять претензии то наверное тогда уже к Богу.

    Плоды конечно же в первую очередь! Без плодов весь этот разговор о канонах можно вести бесконечно. Скоро планирую написать статью о Sola Scriptura vs традиция преемственности чтения (в контексте эволюции взглядов на Бога (на природу Бога), на библейские учения).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Не понял вопрос. Иисус приглашает прийти к нему и «успокоиться». Когда люди в своей церкви не успокаиваются, а только мучаются от проблем, это плохо. Это противоречит самой цели существования христианской церкви (собрания), в которую нас приглашает Христос.

      2. Критика критике рознь. То, что мы видим сегодня по всему Интернету, когда люди огульно хают свою же собственную церковь, поливают ее грязью, обзывают самыми неприличными словами, – это совсем не та критика, которая уместна в христианском братстве.

      Удалить
  6. Спасибо! Очень интересная статья, как всегда! Все правильно изложено .

    ОтветитьУдалить
  7. Молодец брат сама не раз задумывалась над этим вопросом Спасибо за хорошую статью.

    ОтветитьУдалить
  8. Игорь Лысенко17 мая 2017 г., 14:43:00

    Многие, подобные А. Десницкому, остаются в РПЦ по той причине, что для них Православие - это не В.М. Гундяев (он же - патриарх Кирилл), не одиозные протоиереи Д. Смирнов и В. Чаплин, и, конечно же, не Дворкин со своей компанией, а Александр Мень, митрополит Антоний Сурожский (Блум), Александр Шмеман и др. священнослужители, которые словом и делом воплощали в жизнь заповеди Христа. Мною предпринималась попытка порассуждать с Андреем Десницким на эту тему, но он пока не проявляет заинтересованности в этом. С добрыми пожеланиями, И.Л.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, но свои Мени и Шмеманы есть и в других православных юрисдикциях, не только в РПЦ МП. Почему люди, подобные Десницкому, именно в МП? Потому что, по их мнению, только эта церковь – каноническая, все остальные – нет.

      Удалить
  9. Мф 7:13,14
    Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
    ____
    Не о какой преемственности сам Христос не учил, он просто сказал что будет его Церковь (собрание) всегда, не исчезнет никогда и не более и скорее наоборот все, так что то же Католичество и Православие никак не назовешь тесными вратами с малым количеством людей.

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный20 мая 2017 г., 0:28:00

    Получается что Кураев это типа Навальный

    ОтветитьУдалить
  11. ////Если есть плоды, к ним можно при желании добавлять каноны, преемственность, предание и прочие умозрительные и небиблейские конструкции. Но если плодов нет, эти конструкции бессильны их заменить. /// простите, а что значит нет подов? Вы их не видите в предстоятеле и некоторых епископах? Но я вижу плоды Духа Святого в многих епископах и священниках и диаконах и прихожанах. Понятно, что везде есть гнилые плоды, в любой религии, даже в Вашей. Но мы должны сравнивать не глубину падения, а вершину кторую можно достичь, т.е. лучше плоды: Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского Иоанна Крестьянкина, Серафима Вырицкого, Амвросия Оптинского, Никона Беляева, Николая Гурьянова, Порфирия Кавсокаливита, Паисия Святогорца и другие сонмы подвижников благочестия нашего времени.

    \\\Меня всегда удивляло, как некоторые известные критики РПЦ МП одновременно критикуют свою церковь и принципиально остаются в ней\\\ Так начал всё Иисус, он одновременно критиковал и законников и книжников и первосвященников и все публично и одновременно оставался именно в рамках Ветхозаветной Церкви и даже грешник Каиафа пророчествовал лишь потому, что он был на тот год первосвященником.

    \\\Если мы признаем, что в ней отсутствуют христианские плоды, значит, она перестает быть как минимум Христианской, Апостольской и Святой.\\\ апстольской она называется - потому,ч то она основана апостолами и несет апостольскую весть
    Святой она называется не благодаря святости её членов,а потому, что свята её глава - Христос и именно от главы мы получаем освящение. Церковь - это Тело, но в любм теле есть какашки)

    И как я уже сказал раньше плоды есть и это подлинно плоды Св Духа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы не заметили, видимо, что в этой статье я анализирую позицию самих православных, таких как Кураев и Десницкий. Это они пишут о плохих плодах и делах РПЦ, а не я.

      Удалить
  12. Люди хотят, чтобы их услышали, вероятно они хотят исправить всю ситуацию, улучшить положение в РПЦ

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Если бы в первом веке был Интернет

2017 – год белорусской Библии

Цитаты о Cвидетелях Иеговы

Библейские загадки

Рассказ православного экзорциста, ставшего свидетелем Иеговы

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Скачать книгу

Загрузите бесплатную электронную книгу о Библии (PDF, 2 МБ):

↓ Загрузить