Из архивов
Не уважение к взглядам, а любовь к людям
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Есть теория, что чем больше человек узнает о вере и убеждениях других людей, тем меньше в нем ксенофобии и больше уважения и терпимости к этим людям. Например, на этом постулате основан учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который сейчас повсеместно внедряется в школах. Одна из задач этого курса гласит:
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Что-то не так с этой теорией. Если я воспитан в духе милосердия и любви к ближнему, то я люблю его вне зависимости от того, во что он верит. Более того, мне совершенно неважно, во что он верит и как. И наоборот, если моя жизнь отравлена злобой, я найду много причин, чтобы кого-нибудь ненавидеть, включая тех, которые верят в то же, что и я.
Очень многие конфликты происходят между людьми, прекрасно осведомленными о взглядах друг друга. Черные и белые, русские и кавказцы, арабы и евреи, христиане и мусульмане знают друг о друге все, что можно знать. Футбольные болельщики конкурирующих клубов не имеют друг от друга никаких секретов. Российские антикультисты и церковные активисты прекрасно знают учения религиозных меньшинств, что не мешает им их ненавидеть. Обе мировые войны 20-го века произошли между европейскими странами с очень близкой историей, религией и культурой.
Одна моя знакомая поделилась, что над ее дочерью издеваются одноклассники за то, что она верит в Бога и отличается от других. Эти одноклассники хорошо знают о ее убеждениях. Им не хватает не информации или уважения, а совершенно других качеств. Похожая ситуация во всех школах во всех странах, даже в тех, где толерантность прививают (по крайней мере пытаются) с пеленок.
Изучение убеждений других людей никак не уменьшает количество ненависти в этом мире, поскольку изучение основано на информации, тогда как ненависть лежит в сфере нравственности. Никакая информация о чужих взглядах не может сделать человека добрее, потому что доброта не связана со взглядами. Такая информация может даже усугубить положение: скажем, если православные и мусульмане узнают друг о друге, что они не признают Мохаммеда и Христа соответственно, то могут еще больше возненавидеть друг друга.
Разговоры об уважении через информирование о чужих взглядах – это путь совершенно в другую сторону от решения проблемы. Это полное непонимание сути проблемы. Хотя бы потому, что всегда сложно уважать то, с чем не согласен. Когда человека заставляют уважать другие взгляды, он против своего желания оказывается в ситуации, когда вынужден с ними соглашаться, и естественно, это вызывает отторжение. Никто не хочет уважать то, что считает неправильным, ошибочным. Это совершенно естественно. И стоит ли удивляться, что в некоторых кругах «толерантность» является чуть ли не ругательным словом?
Обществу нужно не уважение, а совсем другой рецепт – любовь. Любовь не к взглядам, а к людям безотносительно их взглядов. Христос нигде не говорит об уважении или толерантности, но часто говорит о любви. И любовь к ближнему никак не зависит от того, во что он верит или не верит. Добрый самаритянин не стал будить несчастного, чтобы сначала осведомиться о его взглядах – он оказал ему помощь сразу, потому что был милосердным. Любовь к другому человеку вне зависимости от его убеждений – вот единственный рецепт против ненависти и любых конфликтов. Это не любовь-филиа (греческое слово, обозначающее теплые дружеские чувства), а любовь-агапе – любовь как нравственный долг по отношению к ближнему, фактически к любому человеку.
Такая любовь не требует уважать чьи-то взгляды и потому простирается даже на врагов. Такая любовь преодолевает национальные и любые другие границы, напоминая, что все мы – одна человеческая семья и Бог относится ко всем одинаково. Этой же любовью движим христианин, когда стремится рассказать другим о спасении. Да, многие поступают неправильно, многие обмануты и обманывают других, но судить будет Бог, а не мы. Мы никого не судим, у нас просто нет на это полномочий – эту важную истину диктует любовь по Христу. А раз так, то нам нет смысла ненавидеть или обижать кого-либо. Мы просто несем благую весть всем, кто готов слушать.
Если бы либералы во всем мире перестали говорить об уважении и заговорили о любви, это было бы первым действенным шагом к преодолению всех форм ненависти. Правда, его эффективность – вопрос другой. Лучший способ научиться любви – размышление над учением Христа и воплощение его в жизни. Можно ли реализовать это в школах или других государственных программах? Вряд ли.
Читайте также:
Принцип любви
Что такое хорошо?
Христианство в действии
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Отправить комментарий
Внимание, действует премодерация комментариев. Допускается один комментарий от одного пользователя в день (во всем блоге). Комментарии не должны переходить в нескончаемые дебаты. Пишите корректно и по теме той статьи, под которой размещаете комментарий. Автор вправе не размещать комментарии, нарушающие правила.
Популярные сообщения из этого блога
Библейские загадки
Сколько апостолов упоминается в Библии? (Ответ: 16. Луки 6:12-16; Деяния 1:26; 14:14; Евреям 3:1). Бежал‚ не убежал. Живой‚ но во гробе. Смерть возвещал‚ жить не захотел. Урок получил. Кто это был? (Из малых пророков) Библейский персонаж, имя которого не упоминается в Библии‚ но погребальные одежды можно купить в продуктовом магазине. (Бытие 19:26) Во время потопа в ковчеге было восемь человек и много животных. Каким был ковчег? (Шутка‚ мокрым) Два–с моря‚ пять–с поля‚ один–с небес натворили много чудес. (Матфея 14:19) Двое говорили об одном‚ один молвил‚ а другой подтверждал. (Исаия 53:12 — Луки 22:37 и т.д.) Его носили‚ но когда он был в силе‚ себе подобных съел‚ а сам остался невредим и цел. (Исход 7:12) Живая яма‚ живой гроб‚ живой покойник. (Из малых пророков) Жил не грешил‚ Иисуса носил. (Иоанна 12:15) Жила‚ не умерла‚ не живет. (Бытие 19:26) Имя жены‚ которая сидела на богах. (Бытие 31:34) Иным давал‚ сам не имел. (Матфея 3:1‚6) Какая земля увидела свет...
Имя Бога в русской культуре
М. Мусоргский, хор «Иисус Навин»: Веленьем Иеговы сокрушить Израиль должен Амореев нечестивых, непреклонных Откровенью. Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет, И на холмах Ханаана станет днесь Ковчег Завета. Смело, смело в бой! Вперёд! Наголо твой меч, Израиль! Смело стрелы, копья в дело! Смело, свободно взлетает орёл крылатый, В сводах голубых зорко следит добычу. Израиль, не дремли, враг твой коварен; Соблазнам не внимай жен Ханаана. Ты сильной десницей врага Иеговы И род нечестивых рассей по земле! Бог Авраама тебе в том защита во век. Бог Авраама, Бог Иакова погубит врага. Плачут жены Аммореи, стоном стонут веси Хананеи, А под Гайем тучи грозныя висят. Под стенами Гаваона рухнут царства древней Аммореи И прольются реки горьких слёз. Внемли Израиль: остановилось солнце. В славу Иеговы сокрушить Израиль должен Аммореев нечестивых, непреклонных Откровенью. Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет, И на холмах Ханаана, станет днесь Ковче...
Новости блога: рубрикатор избранных статей и новые правила комментирования
Дорогие читатели! Я вернул страницу « Избранные статьи », где собрал наиболее важные и значимые статьи этого блога с разбивкой по темам. Эта страница раньше была, потом я ее удалил, но сейчас вернул в переработанном виде. Пользуйтесь, если кому-то полезно. Также в блоге снова (впервые с 2012 года) можно комментировать в одной статье многократно, в том числе под комментариями других пользователей. Вы можете отвечать мне и другим читателям, вступать в полемику (в разумных пределах). Но одновременно вводится два новых ограничения: 1) комментатор должен был залогинен в учетной записи Google/Gmail; 2) один человек может оставить только один комментарий в день на всем блоге. Кроме того, я оставляю за собой право не пропускать никакие комментарии, если спор слишком затянулся либо нарушает общепринятые нормы приличия. Если у вас есть вопрос ко мне, не связанный напрямую с какой-либо статьей, лучше вместо комментария написать мне в личку со страницы « Обратная связь », где приводится целых три ...
70 вопросов о Троице
Если Христос во всех отношениях равен Богу, то почему он утверждает, что его учение – не его, а пославшего его? Как Бог может нести чужое учение? (Иоан. 7:16) Если Христос и Бог равны, то почему только Бог посылает Христа для выполнения поручений, а не наоборот? (Иоан. 17:4; 1 Иоан. 4:9). Если Иисус равен Богу или часть Троицы, почему он ни разу не сказал об этом прямо? Как Бог может что-то дать Христу, который равен ему? (Иоан. 3:35; 5:22; Деян. 2:33; Фил. 2:9; Отк. 1:1). Если одно лицо дает что-то другому, не означает ли это, что второе лицо изначально этим не обладало? Если Христос и Бог – одна и та же личность, то кому Христос молился? (Мар. 14:36). Может ли одно лицо Троицы молиться другому, пусть и в человеческой природе? Если Христос равен Богу, то почему он сам признает, что Отец «больше» него? (Иоан. 14:28). Если Христос «рожден» от Бога (Деян. 13:33; 1 Иоан. 5:1; Евр. 1:5; 5:5), как он может быть ему равным или единосущным? Если Христос равен Богу и вездесущ, то почему...
Господь – это кто?
Одно из самых странных и проблемных слов в русском Новом Завете – «Господь». Согласно современным словарям русского языка ( Ожегова и Ушакова ), Господь – то же самое, что Бог, одно из обозначений Бога. Но конкретно в Библии, а точнее, в Новом Завете, все чуть сложнее. Греческое слово «кириос», стоящее в греческом оригинале, применяется не только к Богу, но и к людям (Луки 12:37; 19:16; Мат. 13:27). Даже Синодальный перевод в таких случаях ставит «господин». В греческом языке это было стандартное уважительное обращение и не более того. Как же случилось, что в русском языке на этом месте оказалось эксклюзивное наименование Бога? Когда это произошло и кому это было нужно? Русское слово «Господь» более-менее отвечает логике не греческого, а еврейского слова – «адонай». В древнееврейском языке это слово действительно имело базовое значение «господин, хозяин, владелец», но в форме «адонай» применялось только к Иегове, Всемогущему Богу. К людям применялась другая форма этого же слова – «...
Облако тегов
Облако тегов
христианство112
православие98
Библия85
религия74
сектофобия68
история50
Бог46
троица45
Христос43
атеизм43
свидетели Иеговы41
государство40
СП34
имя Бога24
нравственность24
национализм23
Царство Бога22
русский язык21
наука20
переводы20
война18
праздники17
законы15
проповедь15
эволюция15
Перевод нового мира14
медицина14
юмор14
рай13
экстремизм12
СМИ11
блог11
католицизм11
философия11
США10
статистика10
экономика10
Украина9
греческий язык9
еврейский язык9
семья9
смерть9
суды9
патриотизм8
переливание крови8
Синодальный перевод7
любовь7
образование7
общество7
Кирилл6
Новый год6
вечность6
ислам6
святой дух6
сотворение6
ценности6
Армагеддон5
Белоруссия5
Папа Римский5
иконы5
иудаизм5
крест5
молитва5
парадоксы5
патристика5
традиции5
1440004
Blogger4
Андрей Кураев4
Интернет4
Рождество4
ад4
воскресение4
запреты4
идолопоклонство4
монастыри4
поэзия4
психология4
чудеса4
язычество4
English3
Грузия3
Кемерово3
Пасха3
душа3
каноны3
культура3
полиция3
самозарождение3
святые3
старение3
8 марта2
Pussy Riot2
Авраам2
Александр Дворкин2
Википедия2
Всеволод Чаплин2
Выборг2
Германия2
Достоевский2
Жерар Жерто2
Израиль2
Иларион2
СССР2
Священное Предание2
Толстой2
ФСБ2
баптизм2
безопасность2
время2
дело Уолша2
демократия2
животные2
инопланетяне2
искупление2
литература2
ложь2
музыка2
преемственность2
#StopJWBan1
+11
10 заповедей1
19141
23 февраля1
Android1
Copiopteryx jehovah1
Facebook1
Google1
Google+1
Lenta.ru1
Opera1
Telegram1
The Voice1
Абхазия1
Аввакум1
Адам1
Александр Калистратов1
Александр Турчинов1
Алина Милан1
Альберт Эйнштейн1
Андрей Десницкий1
Армения1
Биньямин Кидар1
ВИБР1
Валерий Отставных1
Василий Бочкарев1
Вечеря1
Виссарион1
Владимир Сорокин1
Геннадий Зюганов1
Гюнтер Дэмниг1
День России1
Джейсон Бидан1
Джон Леннон1
Джонатан Уэллс1
Дмитрий Захаркин1
Дмитрий Смирнов1
Евросуд1
Елена Григорьева1
Жанна Цареградская1
Игра престолов1
Индия1
Иоанн Шанхайский1
Иосиф Волоцкий1
Казахстан1
Климент Александрийский1
Константин1
Крещение Господне1
Латвия1
Лев Толстой1
Леонид Фролов1
Людмила Алексеева1
Магнитогорск1
Маркус Перссон1
Мартин Лютер1
Матильда1
Матрона Московская1
Михаил Назаров1
Михаил Черенков1
НТВ1
Нагорная проповедь1
Никон1
Нимрод1
ООН1
Олег Заев1
Олег Нагорный1
Олег Стеняев1
Павел Адельгейм1
Петр Мещеринов1
Питирим1
Пётр и Феврония1
Ричард Бренсон1
Ричард Лейб1
Рожана1
Рольф Фурули1
Румыния1
Свято-Боголюбский монастырь1
Сергей Журавлёв1
Сергий Круглов1
Стивен Хокинг1
Стинг1
Сторожевая башня1
Таиланд1
Тереза из Лизье1
Турция1
Уильям Баркли1
Фил Коллинз1
Франциск Скорина1
Хэллоуин1
Эрнст Колвелл1
Юрий Гагарин1
Юрий Чайка1
Яндекс1
амиши1
антихрист1
богач и Лазарь1
вакцинация1
внеконфессиональность1
выборы1
голод1
готы1
дары волхвов1
демоны1
день рождения1
индуизм1
искусство1
исцеления1
кино1
китайский язык1
книгопечатание1
князь Владимир1
коммунизм1
конец света1
космос1
крещение1
масореты1
надежда1
нигилизм1
обрезание1
отпевание1
пастафарианство1
пастырство1
перепись1
природа1
прогерия1
протестантизм1
пуритане1
пятидесятники1
реализм1
сатанизм1
спиритизм1
талант1
телевидение1
хилиазм1
цензура1
экзорцизм1
Показать больше
Показать меньше
Согласен, спасибо за трезвый взгляд на вещи
ОтветитьУдалитьНу ты в целом прав, ИМХО, но все же любовь агапи там или сторге с филиа была бы не полной без интереса. Да - я могу возлюбить ближнего просто так, но следующим шагом любви будет мой интерес к тому, что есть мой ближний. ИМХО это естественно.
ОтветитьУдалитьИ если детям привинтивно объяснят что евреи не пьют кровь христианских младенцев, а мусульмане не все за джихад то уже хорошо.
Информации о разных религиях и их течениях очень много, но это не мешает молодым людям швырять камни в пожилых людей и портить их имущество и получать денежное пособие за убитого мужа (во время исполнения теракта против той страны от которой он получает пособие на проживание). Тут дело в воспитании или в полном его отсутствии. На нашей лестничной площадке живёт турецкая семья, (им около 60) они вежливые, здороваются при встрече, иногда одалживают то пару яиц для выпечки, то соль.... Но когда он выбирает почту из ящика, то ненужную ему почту он тут же бросает на пол и уходит..... Думаю это просто пренебрежение к взглядам других людей, впереди своё Я, а за таким большим Я, никого не видно. В светском государстве все религии должны быть равноправными, если государство конечно светское и учить любви к согражданам и излишняя национализированость или подавление другой религии должно наказываться.
ОтветитьУдалитьДействительно, я никак не могу уважать ложные и порочащие Бога убеждения ( например то, что Бог забирает детей, потому что "Eму понадобился ещё один ангел"; утверждения типа " на всё божья воля" или учение об аде). А вот относиться ко всем людям, проявляя любовь-агапе - это то, что отличает истиных христиан. Эта любовь выше убеждений и мировоззрений. Благодаря ей свидетели Иеговы во всём мире могут проповедовать и оставаться миролюбивыми, счастливыми и радостными, независимо от реакции людей.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, Антон, мне даже что то подобное в голову не приходило!
ОтветитьУдалитьЕщё есть мысль, что, если изучать несколько религий на выбор, то может создаться впечатление, что любая религия ведёт к Богу. Или что они вообще не имеют никакого смысла, навроде греческой философии.
После очередных недавних сюжетов по новостям о гомосексуалистах, о расколе в Англиканской церкви из-за этого, о замене слов "муж" и "жена" словами "супруг 1 и 2" и т.п. тоже подумал насколько же это ложная ценость - толерантность. вроде хорошая обертка - уважение, но итог - попустительство порокам. действительно, лучшей морали, чем оставил Христос не придумешь! Он побуждал любить врагов, что подразумевает все-таки наличие таких врагов (именно идейных врагов, не признающих моей морали, моего Бога и т.п.). А толерантность это попытка быть другом всем, что невозможно.
ОтветитьУдалитьВообще, эта самая толерантность (плавно переросшая в форму оголтелой "толерастии") и нравственный релятивизм - одного поля ягоды. Дескать, уважай ВСЕХ и ВСЁ, нет ничего неправильного... отсюда автоматически вытекает, что и правильного-то - тоже ничего нет.
ОтветитьУдалитьАнтон, ты разумно написал. Но всё же, как написано в Писании "мерзость для праведника нечестивый, и праведник мерзость для нечестивого". То есть между этими двумя категориями граждан взаимная неприязнь на века. И она не лечится ни христианством и ни чем другим. Если один человек присваивает результаты труда тысяч других, например, то о каком уважении и любви к нему может идти речь ? Обрати внимание, большинство преступлений из - за этого несправедливого распределения благ происходят. И вся эта несправедливость поддерживается властями.
ОтветитьУдалитьГде такой стих? Не нашел. В любом случае, я стараюсь иметь неприязнь не к людям, а к неправильному образу действий. Поэтому мне и нечего "лечить".
УдалитьЕсть такой стих - это Притчи 29:27(НМ).Мне он знаком с самого начала изучения Библии,более 20 лет тому назад.Именно его я почему-то взяла за основу проявления любви к людям:так есть пока есть,но потом такого не будет.А любовь - это главная заповедь!Значит,второстепенные-это как информация для размышления, чтобы ничто не мешало любви-агапе.
Удалитьв псалмах и притчах этот стих находится
ОтветитьУдалитьОдновременно в псалмах и притчах? :) Все же в следующий раз, будьте так любезны, указывайте точный стих.
УдалитьМежду любовью к людям и уважением ко взглядам сязь есть. Если я, православная христианка, люблю людей, то как я должна относиться к свидетелям Иеговы? Плеваться при встрече? Навешивать на них ярлыки? Считать их самыми худшими и злобными? Воевать с ними? Нет, я должна относиться к ним как к своим ближним - по-христиански. Будучи не согласной с отдельными пунктами вероучения Свидетелей Иеговы, я никогда не позволю себе по отношению к ним злобных и агрессивных высказываний. Я буду уважать их право быть Свидетелями Иеговы. К сожалению, отношение ко мне как кправославной христианке со стороны свидетелей Иеговы не всегда бывает уважительным.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьРазве я сказал, что не хочу знать взгляды другого человека? Не надо выдирать одно предложение из контекста. Оно тесно связано с предыдущим предложением: "Я люблю его вне зависимости от того, во что он верит". В контексте любви к ближнему взгляды неактуальны. Добрый самаритянин из притчи Иисуса не уточнял взгляды пострадавшего, прежде чем ему помочь. Но в каком-то другом контексте, конечно, они могут быть актуальны, например в контексте проповеди или межрелигиозного диалога.
УдалитьСтатья отличная, очень проницательная.Я, читая евангелие, стал тоже замечать,что Христос обращался с другими так,как учил других(это я о притче о добром самаритянине).Оказывая людям всяческую помощь,я нигде не встретил в описании, чтобы Он выдвигал какие-то предворительные условия,кроме поощрении о проявлении веры.Но здесь мне усматривается другая суть - это говорит о том,как сильно Иегова и Его Сын хотят, чтобы люди получили спасение и вечную жизнь.Ведь это зависит от проявления веры(Ин.3:16).Поэтому Иисус и поощрял всех и каждого развивать ее.
ОтветитьУдалитьТит.1:13
ОтветитьУдалитьСвидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
____
Обличение веры людей, что они верят неправильно и есть любовь к людям.
ТаНаХ, Деварим (Второзаконие)
4:24
Ибо Йеhова, Элоhим твой, огонь пожирающий Он, Элоhим-ревнитель.
______
http://nev-tanah.info/tora/dvarim/dr-4/
_______
Евр.12:29
потому что Бог наш есть огнь поядающий.
_____
Потому что они игнорируют того, только от которого все зависит, а значит ничего не получат, зря теряют время.
ОтветитьУдалитьДорогой Антон! Ты абсолютно прав в том, что мы должны любить людей независимо от их убеждений. В то же время, в твоих рассуждениях, на мой взгляд, присутствует смешение понятий. Вначале ты пишешь об уважении к людям, а в предпоследнем абзаце и др. пишешь об уважении к взглядам людей. Согласись, что это разные вещи. Я не обязан уважать взгляды людей, если они расходятся с моими убеждениями - это вполне очевидно, но, если я считаю себя христианином, я обязано уважать ПРАВО человека иметь другие взгляды. Видимо, это и подразумевается в приводимой тобой цитате в начале размышлений. Думаю, что тебе также будет интересно напомнить себе мысль из книги "'Человечество в посках Бога", где говорится, что "".
й
Уважать право людей иметь взгляды важно. Это свобода воли. Но это не требует уважать сами взгляды. Обычно, когда говорят об уважении к другим религиям, культурам и т.д., имеется в виду именно уважение к самим взглядам, а не к праву. Я так понимаю этот вопрос. Но если кто-то решит конкретизировать: только право – тогда вопрос другой.
УдалитьВ уважении другой веры есть по крайней мере 2 проблемы, 1) человеку все равно, во что другой верит и 2) человек согласен с этим.
ОтветитьУдалитьОх, мне частенько приходится доказывать людям, что войны бывают не там, где расходятся взгляды, а там, где ненавидят. И что расхождение взглядов - это норма, ибо люди все разные, а ненависть - ненормальна.
ОтветитьУдалитьХорошие мысли. Действительно яркий пример логической ошибки.
ОтветитьУдалить"Если они получше узнают мои взгляды, то сразу меня зауважают и полюбят"