Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Не уважение к взглядам, а любовь к людям


Есть теория, что чем больше человек узнает о вере и убеждениях других людей, тем меньше в нем ксенофобии и больше уважения и терпимости к этим людям. Например, на этом постулате основан учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который сейчас повсеместно внедряется в школах. Одна из задач этого курса гласит:

Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Что-то не так с этой теорией. Если я воспитан в духе милосердия и любви к ближнему, то я люблю его вне зависимости от того, во что он верит. Более того, мне совершенно неважно, во что он верит и как. И наоборот, если моя жизнь отравлена злобой, я найду много причин, чтобы кого-нибудь ненавидеть, включая тех, которые верят в то же, что и я.

Очень многие конфликты происходят между людьми, прекрасно осведомленными о взглядах друг друга. Черные и белые, русские и кавказцы, арабы и евреи, христиане и мусульмане знают друг о друге все, что можно знать. Футбольные болельщики конкурирующих клубов не имеют друг от друга никаких секретов. Российские антикультисты и церковные активисты прекрасно знают учения религиозных меньшинств, что не мешает им их ненавидеть. Обе мировые войны 20-го века произошли между европейскими странами с очень близкой историей, религией и культурой.

Одна моя знакомая поделилась, что над ее дочерью издеваются одноклассники за то, что она верит в Бога и отличается от других. Эти одноклассники хорошо знают о ее убеждениях. Им не хватает не информации или уважения, а совершенно других качеств. Похожая ситуация во всех школах во всех странах, даже в тех, где толерантность прививают (по крайней мере пытаются) с пеленок.

Изучение убеждений других людей никак не уменьшает количество ненависти в этом мире, поскольку изучение основано на информации, тогда как ненависть лежит в сфере нравственности. Никакая информация о чужих взглядах не может сделать человека добрее, потому что доброта не связана со взглядами. Такая информация может даже усугубить положение: скажем, если православные и мусульмане узнают друг о друге, что они не признают Мохаммеда и Христа соответственно, то могут еще больше возненавидеть друг друга.

Разговоры об уважении через информирование о чужих взглядах – это путь совершенно в другую сторону от решения проблемы. Это полное непонимание сути проблемы. Хотя бы потому, что всегда сложно уважать то, с чем не согласен. Когда человека заставляют уважать другие взгляды, он против своего желания оказывается в ситуации, когда вынужден с ними соглашаться, и естественно, это вызывает отторжение. Никто не хочет уважать то, что считает неправильным, ошибочным. Это совершенно естественно. И стоит ли удивляться, что в некоторых кругах «толерантность» является чуть ли не ругательным словом?

Обществу нужно не уважение, а совсем другой рецепт – любовь. Любовь не к взглядам, а к людям безотносительно их взглядов. Христос нигде не говорит об уважении или толерантности, но часто говорит о любви. И любовь к ближнему никак не зависит от того, во что он верит или не верит. Добрый самаритянин не стал будить несчастного, чтобы сначала осведомиться о его взглядах – он оказал ему помощь сразу, потому что был милосердным. Любовь к другому человеку вне зависимости от его убеждений – вот единственный рецепт против ненависти и любых конфликтов. Это не любовь-филиа (греческое слово, обозначающее теплые дружеские чувства), а любовь-агапе – любовь как нравственный долг по отношению к ближнему, фактически к любому человеку.

Такая любовь не требует уважать чьи-то взгляды и потому простирается даже на врагов. Такая любовь преодолевает национальные и любые другие границы, напоминая, что все мы – одна человеческая семья и Бог относится ко всем одинаково. Этой же любовью движим христианин, когда стремится рассказать другим о спасении. Да, многие поступают неправильно, многие обмануты и обманывают других, но судить будет Бог, а не мы. Мы никого не судим, у нас просто нет на это полномочий – эту важную истину диктует любовь по Христу. А раз так, то нам нет смысла ненавидеть или обижать кого-либо. Мы просто несем благую весть всем, кто готов слушать.

Если бы либералы во всем мире перестали говорить об уважении и заговорили о любви, это было бы первым действенным шагом к преодолению всех форм ненависти. Правда, его эффективность – вопрос другой. Лучший способ научиться любви – размышление над учением Христа и воплощение его в жизни. Можно ли реализовать это в школах или других государственных программах? Вряд ли.


Читайте также:
Принцип любви
Что такое хорошо?
Христианство в действии

Комментарии

  1. Согласен, спасибо за трезвый взгляд на вещи

    ОтветитьУдалить
  2. Ну ты в целом прав, ИМХО, но все же любовь агапи там или сторге с филиа была бы не полной без интереса. Да - я могу возлюбить ближнего просто так, но следующим шагом любви будет мой интерес к тому, что есть мой ближний. ИМХО это естественно.

    И если детям привинтивно объяснят что евреи не пьют кровь христианских младенцев, а мусульмане не все за джихад то уже хорошо.

    ОтветитьУдалить
  3. Информации о разных религиях и их течениях очень много, но это не мешает молодым людям швырять камни в пожилых людей и портить их имущество и получать денежное пособие за убитого мужа (во время исполнения теракта против той страны от которой он получает пособие на проживание). Тут дело в воспитании или в полном его отсутствии. На нашей лестничной площадке живёт турецкая семья, (им около 60) они вежливые, здороваются при встрече, иногда одалживают то пару яиц для выпечки, то соль.... Но когда он выбирает почту из ящика, то ненужную ему почту он тут же бросает на пол и уходит..... Думаю это просто пренебрежение к взглядам других людей, впереди своё Я, а за таким большим Я, никого не видно. В светском государстве все религии должны быть равноправными, если государство конечно светское и учить любви к согражданам и излишняя национализированость или подавление другой религии должно наказываться.

    ОтветитьУдалить
  4. Действительно, я никак не могу уважать ложные и порочащие Бога убеждения ( например то, что Бог забирает детей, потому что "Eму понадобился ещё один ангел"; утверждения типа " на всё божья воля" или учение об аде). А вот относиться ко всем людям, проявляя любовь-агапе - это то, что отличает истиных христиан. Эта любовь выше убеждений и мировоззрений. Благодаря ей свидетели Иеговы во всём мире могут проповедовать и оставаться миролюбивыми, счастливыми и радостными, независимо от реакции людей.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо большое, Антон, мне даже что то подобное в голову не приходило!
    Ещё есть мысль, что, если изучать несколько религий на выбор, то может создаться впечатление, что любая религия ведёт к Богу. Или что они вообще не имеют никакого смысла, навроде греческой философии.

    ОтветитьУдалить
  6. После очередных недавних сюжетов по новостям о гомосексуалистах, о расколе в Англиканской церкви из-за этого, о замене слов "муж" и "жена" словами "супруг 1 и 2" и т.п. тоже подумал насколько же это ложная ценость - толерантность. вроде хорошая обертка - уважение, но итог - попустительство порокам. действительно, лучшей морали, чем оставил Христос не придумешь! Он побуждал любить врагов, что подразумевает все-таки наличие таких врагов (именно идейных врагов, не признающих моей морали, моего Бога и т.п.). А толерантность это попытка быть другом всем, что невозможно.

    ОтветитьУдалить
  7. Автор неизвестен (скорее всего, Анонимус)29 мар. 2012 г., 13:36:00

    Вообще, эта самая толерантность (плавно переросшая в форму оголтелой "толерастии") и нравственный релятивизм - одного поля ягоды. Дескать, уважай ВСЕХ и ВСЁ, нет ничего неправильного... отсюда автоматически вытекает, что и правильного-то - тоже ничего нет.

    ОтветитьУдалить
  8. Антон, ты разумно написал. Но всё же, как написано в Писании "мерзость для праведника нечестивый, и праведник мерзость для нечестивого". То есть между этими двумя категориями граждан взаимная неприязнь на века. И она не лечится ни христианством и ни чем другим. Если один человек присваивает результаты труда тысяч других, например, то о каком уважении и любви к нему может идти речь ? Обрати внимание, большинство преступлений из - за этого несправедливого распределения благ происходят. И вся эта несправедливость поддерживается властями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Где такой стих? Не нашел. В любом случае, я стараюсь иметь неприязнь не к людям, а к неправильному образу действий. Поэтому мне и нечего "лечить".

      Удалить
    2. Есть такой стих - это Притчи 29:27(НМ).Мне он знаком с самого начала изучения Библии,более 20 лет тому назад.Именно его я почему-то взяла за основу проявления любви к людям:так есть пока есть,но потом такого не будет.А любовь - это главная заповедь!Значит,второстепенные-это как информация для размышления, чтобы ничто не мешало любви-агапе.

      Удалить
  9. в псалмах и притчах этот стих находится

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Одновременно в псалмах и притчах? :) Все же в следующий раз, будьте так любезны, указывайте точный стих.

      Удалить
  10. Между любовью к людям и уважением ко взглядам сязь есть. Если я, православная христианка, люблю людей, то как я должна относиться к свидетелям Иеговы? Плеваться при встрече? Навешивать на них ярлыки? Считать их самыми худшими и злобными? Воевать с ними? Нет, я должна относиться к ним как к своим ближним - по-христиански. Будучи не согласной с отдельными пунктами вероучения Свидетелей Иеговы, я никогда не позволю себе по отношению к ним злобных и агрессивных высказываний. Я буду уважать их право быть Свидетелями Иеговы. К сожалению, отношение ко мне как кправославной христианке со стороны свидетелей Иеговы не всегда бывает уважительным.

    ОтветитьУдалить
  11. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разве я сказал, что не хочу знать взгляды другого человека? Не надо выдирать одно предложение из контекста. Оно тесно связано с предыдущим предложением: "Я люблю его вне зависимости от того, во что он верит". В контексте любви к ближнему взгляды неактуальны. Добрый самаритянин из притчи Иисуса не уточнял взгляды пострадавшего, прежде чем ему помочь. Но в каком-то другом контексте, конечно, они могут быть актуальны, например в контексте проповеди или межрелигиозного диалога.

      Удалить
  12. Статья отличная, очень проницательная.Я, читая евангелие, стал тоже замечать,что Христос обращался с другими так,как учил других(это я о притче о добром самаритянине).Оказывая людям всяческую помощь,я нигде не встретил в описании, чтобы Он выдвигал какие-то предворительные условия,кроме поощрении о проявлении веры.Но здесь мне усматривается другая суть - это говорит о том,как сильно Иегова и Его Сын хотят, чтобы люди получили спасение и вечную жизнь.Ведь это зависит от проявления веры(Ин.3:16).Поэтому Иисус и поощрял всех и каждого развивать ее.

    ОтветитьУдалить
  13. Тит.1:13
    Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
    ____
    Обличение веры людей, что они верят неправильно и есть любовь к людям.


    ТаНаХ, Деварим (Второзаконие)
    4:24
    Ибо Йеhова, Элоhим твой, огонь пожирающий Он, Элоhим-ревнитель.
    ______
    http://nev-tanah.info/tora/dvarim/dr-4/
    _______
    Евр.12:29
    потому что Бог наш есть огнь поядающий.
    _____
    Потому что они игнорируют того, только от которого все зависит, а значит ничего не получат, зря теряют время.

    ОтветитьУдалить
  14. Игорь Лысенко26 июл. 2017 г., 14:42:00


    Дорогой Антон! Ты абсолютно прав в том, что мы должны любить людей независимо от их убеждений. В то же время, в твоих рассуждениях, на мой взгляд, присутствует смешение понятий. Вначале ты пишешь об уважении к людям, а в предпоследнем абзаце и др. пишешь об уважении к взглядам людей. Согласись, что это разные вещи. Я не обязан уважать взгляды людей, если они расходятся с моими убеждениями - это вполне очевидно, но, если я считаю себя христианином, я обязано уважать ПРАВО человека иметь другие взгляды. Видимо, это и подразумевается в приводимой тобой цитате в начале размышлений. Думаю, что тебе также будет интересно напомнить себе мысль из книги "'Человечество в посках Бога", где говорится, что "".
    й


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважать право людей иметь взгляды важно. Это свобода воли. Но это не требует уважать сами взгляды. Обычно, когда говорят об уважении к другим религиям, культурам и т.д., имеется в виду именно уважение к самим взглядам, а не к праву. Я так понимаю этот вопрос. Но если кто-то решит конкретизировать: только право – тогда вопрос другой.

      Удалить
  15. В уважении другой веры есть по крайней мере 2 проблемы, 1) человеку все равно, во что другой верит и 2) человек согласен с этим.

    ОтветитьУдалить
  16. Ох, мне частенько приходится доказывать людям, что войны бывают не там, где расходятся взгляды, а там, где ненавидят. И что расхождение взглядов - это норма, ибо люди все разные, а ненависть - ненормальна.

    ОтветитьУдалить
  17. Хорошие мысли. Действительно яркий пример логической ошибки.
    "Если они получше узнают мои взгляды, то сразу меня зауважают и полюбят"

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *