Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Климент Александрийский о философии

Многие христианские мыслители уже начиная со второго века прибегали к методам и терминам греческой философии. Все они были профессиональными философами, окончившими философские академии. Потому неудивительно, что они питали слабость к философии и открыто восхваляли известных философов, например Платона. На этой основе и развивалось все православное богословие. Приведу один из примеров – труд «Строматы» Климента Александрийского (150–215 гг.), где он прямо объявляет философию боговдохновенной. Несколько цитат:

Есть множество вещей, знание которых, хотя оно и не ведет непосредственно к цели, все же украшает специалиста. Не говоря уж о том, что многознание писателя, проявляющееся в его владении основными положениями греческой философии, вызывает доверие читателя и, изумляя наставляемых, пробуждает в них дружественную расположенность к истинному учению. А доверие есть необходимое условие для дальнейшего воспитания душ. Любящие учиться получают истину в сокровенном виде. Они более не считают, что философия есть нечто ложное, злокозненное и опасное для жизни, как полагают некоторые. Напротив, они понимают, что она является ясным подобием, которое даровано эллинам Богом. В результате они не только не удаляются от веры, увлекаемые этой колдовской магией, но напротив, как говорится, ограждаются ею как неким прочным оплотом, открывая в ней своего рода союзника, помогающего утвердиться в вере. Через сопоставление различных учений истина выясняется полнее и глубже, а за ней следует истинное знание, гносис. Поэтому можно сказать, что философия привлечена нами не ради нее самой, но ради плодов, которые приносит гносис. Мы держимся за нее как за надежный причал в нашем поиске истины посредством аллегорического понимания научного знания.

Итак, до пришествия Господа философия была необходима эллинам как учение праведности. Но и ныне она полезна как средство привлечения к истинному благочестию. Она представляет собой предварительное образование для таких людей, которые к вере приходят не иначе как путем доказательств... Виновником всяких благ является Бог, но одних, например, Ветхого и Нового заветов – непосредственно, других же, например, философии, – опосредованно. Возможно философия изначально была даром Бога эллинам до того, как он обратился к ним явно. Ибо философия для эллинов – это то же что закон для иудеев, а именно: наставник, ведущий их к Христу. Итак, философия является пропедевтическим учением, пролагающим и выравнивающим путь к Христу, который приводит ученика к совершенству.

Итак, ясно, что предварительные науки, равно как и философия, происходят от Бога; однако они не являются самоцелью, но подобно некоему дождю, одинаково поливают и плодоносную почву, и навоз, и крыши домов. В результате вырастают и сорняки, и пшеница, и смоковница на кладбище, и иные деревья, еще более неприхотливые.

Я не склонен говорить [отдельно] о стоической, платонической, эпикурейской или аристотелевской философии, но применяю термин философия ко всему тому, что справедливо утверждается представителями всех этих школ относительно праведности и в соответствии со священной наукой. Все это я эклектически называю философией. Различные же подделки, внесенные человеческим разумением, называть божественными нет никаких оснований.

Философия, варварская и эллинская, содержит части вечной истины, полученные однако не из мифов о Дионисе, но благодаря богословию вечного Логоса. И если кто сумеет соединить все эти рассеянные части, тот, не подвергаясь опасности впасть в заблуждение, созерцать будет Логос, то есть истину во всей ее полноте.

Даже если эллинская философия и не содержит истины во всем ее величии и слишком слаба, чтобы в полной мере исполнить заповеди Господа, тем не менее она подготавливает путь, ведущий к истине и к усвоению учения подлинно царственного, ибо она до известной степени исправляет и улучшает нравы и готовит к принятию истины того, кто верит в провидение.

Те из эллинов, кто был достаточно упорен в изучении философии, приблизился к видению Бога, через его изображение или как бы через увеличительное стекло.

Платон философ, заимствуя свои законы из писаний Моисея, осуждает законоположения Миноса и Ликурга, заботящихся лишь о воспитании воинского мужества, и хвалит как более достойные уважения те законодательства, которые обладают некой целостностью и всегда стремятся к единственной цели.

«Отыскать Отца и создателя всего – нелегкая задача, если же мы его найдем, то о нем невозможно будет рассказать», поскольку «это невыразимо никоим образом, в отличие от других наук», – говорит правдолюбивый Платон.

Философия, таким образом, не есть ложь и выражает истину, хотя и искаженным способом. И поэтому не следует отметать по незнанию то, что сказано [философами], так же как и то, что ныне говорится пророками, но следует все сказанное рассмотреть, чтобы увидеть, не содержит ли это истину.

Вообще говоря, мы не ошибемся, если скажем, что все необходимое и важное для жизни нам дано самим Богом, а философия – это нечто преимущественно для эллинов, как некий завет, данный специально им, служащий ступенькой, ведущей к философии Христа, хотя и философствующие эллины закрывают сознательно свои уши и не слышат истины, отвергая голос варваров или боясь смертельной опасности, которой подвергаются верующие по законам их государства.

Климент Александрийский, «Строматы».

Читайте также:
Вопросы православной церкви
Парадоксальное богословие
Тринитарная библеистика в примерах

Комментарии

  1. Среди высказываний апологетов можно найти необычные утверждения. Например я часто цитирую слова Климента Римского, Кирилла Иерусалимского и Тертуллиана в ответ тем, кто насмехается над уверенностью ЧТ Рассела в пророческом значении пирамиды в Египте.

    "Взглянем на необычайное знамение, бывающее в восточных странах, то есть около Аравии. Есть там птица, которая называется Феникс. Она рождается только одна и живет по пяти сот лет. Приближаясь к своему разрушению смертному, она из ливана, смирны и других ароматов делает себе гнездо, в которое, по исполнении своего времени, входит и умирает. Из согнивающего же тела рождается червь, который, питаясь влагою умершего животного, оперяется; потом, пришедши в крепость, берет то гнездо, в котором лежат кости его предка, и с этою ношею совершает путь из Аравии в Египет, в город, называемый Илиополь, и прилетая днем, в виду всех кладет это на жертвенник солнца, и таким образом назад удаляется. Жрецы рассматривают летописи, и находят, что эта птица являлась по исполнении пятисот лет.
    Итак, почтем ли мы великим и удивительным, если Творец всего воскресит тех, которые в уповании благой веры свято служили Ему, когда Он и посредством птицы открывает нам Свое великое обещания Своего?
    (Климент Римский, 1-е послание к Коринфянам, гл. 25, 26 )
    http://christianity.shu.ru/Texts/clement/cor1_cont.html

    "Хотят они явно видеть животное совершенно сгнившее и воскресшее. предвидел Бог неверие человеков, и для сего создал птицу, фениксом [1] называемую. Она, как пишет Климент, и другие многие повествуют, будучи в своем роде одинока, чрез пятьсот лет прилетая в страну Египетскую, показывает воскресение, не в пустых местах являясь, где неизвестна была бы совершающаяся тайна; но среди города, дабы можно было осязать то, чему не верят. Сделавши себе гнездо из ливана, смирны и других благовонных веществ, И по окончании оных лет севши в оное, она явно умирает и согнивает. Потом из согнившей плоти умершего феникса рождается некий червь. Он, возросши, делается птицею. (Ты не должен не верить сему. Ибо видишь, что и пчелы таким же образом образуются из червей; видишь, что из самых жидких яиц, делаются перья и кости и составы птиц).
    ( Кирилл Иерусалимский Огласительное поучение восемнадцатое " )
    http://www.orthlib.ru/Cyril/oglas18.html

    "Если вселенная недостаточно являет образ воскресения, если творение ничем этого не подтверждает (ибо некоторые его части претерпевают не столько смерть, сколько остановку, и не возрождение, а преобразование), то вот перед тобой полнейший и достовернейший образ этой надежды, существо одушевленное, подвластное и жизни и смерти. Я разумею птицу, обитающую на Востоке, замечательную своей редкостью и удивительную способностью к жизни: умирая по своей воле, она обновляется; умирая и возвращаясь в день своего рождения, феникс является там, где уже никого не было, вновь та, которой уже не было, иная и та же самая. Что может быть яснее и убедительнее для нашего предмета? И чему еще служит это доказательство? Даже в Своем Писании Бог говорит: “Ты процветешь, как феникс” (Пс.91:13)[11], то есть после смерти и погребения, чтобы ты поверил, что даже у огня можно отнять субстанцию тела. Господь сказал, что мы “лучше многих воробьев” (Мф.10:31). Если мы не лучше многих фениксов, то не беда. Но должны ли навсегда погибать люди, если аравийские птицы спокойны за свое воскресение?"
    (Тертуллиан "О воскресении плоти" 13)
    http://www.tertullian.org/russian/de_resurrectione_carnis_rus.htm

    Все эти люди признаны церквями Святыми, Отцами Церкви. Вот, что пишет про эти рассуждения Православная энциклопедия:
    "Для свт. Климента, еп. Римского, признание В. м. это не только проявление веры в Божественное чудо, но и результат наблюдений над окружающим миром, в к-ром имеет место «воскресение, совершающееся во всякое время». "
    ( Православная энциклопедия, Т. 9, С. 423-437, Воскресение мертвых)
    http://www.pravenc.ru/text/155306.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анатолий Дудоль11 дек. 2012 г., 11:03:00

      Какое отношение имеет хронологические построения при помощи пирамиды и естественно-научное знание поздней античности? В те времена действительно считали, что такая птица существует, потому и приводили ее как наглядный пример.

      Удалить
  2. Юра יהוה הוא אלוהים19 июл. 2012 г., 18:20:00

    Кол 2:8,9
    Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
    ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно…
    _______________________
    Как Павел предупреждал, так и произошло.

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитал статью "Ставроса" о том, что апостол Павел в Кол. 2:8,9 осуждал не философию, как таковую, а некую "Колосскую ересь", а в самой философии, которая рассматривается как "служанка теологии" нет ничего плохого.

    Да вот беда - если бы теология заимствовала только "голые", логические философские конструкции...

    Но ведь сами авторы статьи утверждают, что "Бог дал крупицы Истины Эллинам", а цитаты Павла имеющие хоть малейшие признаки эллинистической философской семасиологии, просто с невероятным "скрипом" были запиханы (авторами статьи) в прокрустово ложе декларируемой ими концепции!

    Забавнейшая вещь получается - Иудеям, своему народу, Бог дал "шелуху" в виде обрядологии и первичной, "контурной" этики; а Эллинам, язычникам, дал крупицы наиважнейших онтологических представлений о себе, о своей сущности!?

    В чем же тогда "превосходство иудеев" (Рим. 3:1,2)?
    Почему о язычниках в Эф. 2:12 сказано, что они "были в этом мире без Бога?

    ОтветитьУдалить
  4. Мда. Почему Павел остерегал от философии? Потому, что философия бессмысленна. Это пустословие. Это разговоры ни о чем. Много слов - мало сути. Именно многословие и является главным проблемой для христиан. Например, есть такое выражение: "Если Бог всемогущий, то пусть он создаст камень, который не сможет поднять". Изначально бессмысленное выражение, которое забивает голову человека мусором и отводит его от истины и более важных дел.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *