Из архивов
Божественный – это кто?
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Как-то я общался с одним методистским пастором о Троице. Это было в 1998 году, и тогда я еще недопонимал несколько моментов. В частности, пастор активно напирал на вопрос: является ли Иисус божественным? По его мнению, положительный ответ на этот вопрос очевиден хотя бы из Иоанна 1:1. Следовательно, утверждал он, если мы признаем Иисуса божественным, из этого автоматически следует, что он единосущен Отцу, равен ему и т. д. Признаться, этот ход рассуждений меня тогда смутил. И лишь через несколько лет я понял, насколько неверен этот подход, неверен чисто лексически.
То, что божественность не тождественна единосущности и равенству Творцу, видно даже из толкового словаря. Открываем словарь Ефремова, смотрим определение прилагательного «божественный»:
1) соотносящийся по значению с существительным божество; 2) связанный с религией, церковный.
Таким образом, если что-либо «связано с религией, церковно», то оно, согласно значению 2, божественно. Именно поэтому в церковной терминологии есть такие термины, как например божественная литургия. Неужели литургия единосущна Отцу? По этой же причине Библию можно назвать божественной книгой – теория о единосущности книги Богу выглядит, как минимум, нелепо.
Это точно так же и в древнегреческом. Смотрим значение слова θεῖος (в тексте НЗ оно встречается три раза: в Деян. 17:29, 2 Пет. 1:3 и 4) по словарю Дворецкого:
- божественный (γένος, ὀμφή Hom.; αἰτίαι, νοῦς Arst.);
- ниспосланный богом (ὄνειρος Hom.; νόσος, μανία Soph.);
- вручённый богом (σκῆπτρον Soph.);
- определённый богами (τύχη Her., Plut.; νόμος Thuc.; μοῖρα Xen.);
- отмеченный вмешательством богов (πρῆγμα Her.);
- охраняемый или построенный богами, священный (πύργος, sc. Ἰλίου Hom.);
- посвящённый богам, совершаемый в честь богов (ἀγών, χορός Hom.);
- достойный богов, великолепный (δόμος, sc. Μενελάου Hom.);
- боговдохновенный (ἀοιδός Hom.);
- богоподобный (βασιλῆες Hom.; οἱ θειώτατοι τῶν ἀνδρῶν Arst.): «σεῖος ἀνήρ», φασι, … ὅταν ἀγασθῶσι σφόδρα του Arst. «богоподобный муж», говорят (лаконцы), … когда очень уважают кого-л.;
- хранимый богами или чтящий богов, т. е. благочестивый, честный (ὑφορβός Hom.): τέθνηκε θεῖον Ἰοκάστης κάρα Soph. скончалась благородная Иокаста;
- прекрасный, превосходный, замечательный (ἅλς, ποτόν Hom.);
- (в обращении) дорогой, (мой) чудесный (ὦ θεῖε! Plat.): μετὰ σοῦ, τῆς θείας κεφαλῆς Plat. вслед за тобой, мой бесценный.
Как видим, у этого греческого слова широчайшее значение. Скажем, значение 11 позволяет применить его к любому мало-мальски праведному человеку, ангелу и кому угодно еще – естественно, и Иисусу тоже.
Это далеко не лингвистическая инновация свидетелей Иеговы или иных каких-нибудь протестантов. Даже «отцы церкви» – те самые, которых признают и православные, и католики, и протестанты, – свободно применяли слово «божественный» по отношению к совершенно земным людям. Вот несколько примеров:
Василий Великий:
Мир, забывший Бога, преобладается, братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к малосильным, как и божественный Апостол говорит: якоже не искусиша Бога имети в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы, исполненных зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, нелюбовны, немилостивны (Рим. 1, 28-31.) («Беседы», «О милости и суде»).
Григорий Богослов:
Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорить, что нас - священников и начальников ожидает суд, яко пругло [3] быхом на стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии (Ос. 5, 1, 2), воткнутая ловцами душ человеческих, и угрожает пожать непотребных пророков (Ос. 5, 6), истребить огнем судей их (Ос. 7, 7), удержаться на время, еже помазати царя и князя (Ос. 8, 10), потому что они царствовали сами собою, а не Богом (Ос. 8, 4); а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы Сион созидаем был кровьми, чьими бы ни было, и Иерусалим неправдами, чтобы старейшины его на дарех судили, жерцы на мзде отвещавали, и пророцы на сребре волхвовали (Мих. 3, 10, 11) («Слово третье»).
Это знал и божественный Давид; потому быть смиряемым полагает в числе благ, приносит благодарение Смирившему, как приобретший через это видение Божиих оправданий; и говорит: прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню (Пс. 118.67) («Слово четвертое»).
Послушай же, как любомудрствует божественный Иезекииль о соединении костей и жил (Иез. 37), а за ним и божественный Павел о скинии земной и о храмине нерукотворенной, из которых одна разрушится, а другая уготована на небесах (2 Кор. 5,1) («Слово седьмое»).
Иоанн Дамаскин:
Итак, этому научают нас священные изречения, как говорил божественный Дионисий Ареопагит: что Бог - причина и начало всяческих, сущность всего существующего, жизнь - живущего, разум - разумного, ум - умного, возвращение и восстановление отпадшего от Него, обновление и преображение растленного по существу, священная твердыня для колеблемых каким-либо нечестивым сомнением, безопасность для стоящих, путь и надежное руководство для идущих к Нему («Точное изложение православной веры», книга 1, гл. 12).
Климент Александрийский:
Назовем ли мы этих духов божествами или ангелами, разница не велика («Строматы», кн. 6, 31:4).
Воинства ангелов и богов благоговейно повинуются ему, Отчему Логосу, воспринявшему на себя все домостроительство спасения через того, кто все подчинил ему («Строматы», книга 7, 5:6).
Но даже те, которые учатся у самого божественного учителя, с трудом достигают представлений о нем, благодаря благодати, которая дана им в добавление к их стремлению знать; они волю познают через волю, а Святой дух силою Святого духа, "ибо Дух исследует глубины Божие, и душевным людям недоступно то, что дано духовным" («Строматы», кн. 7, 166:3).
(Обратите внимание, какое интересное употребление слов «божества» и «боги» в первых двух абзацах.)
Таким образом, отцы церкви не разделяли современную точку зрения о тождестве понятий «божественность» и «единосущность Отцу». У отцов божественным был любой праведник, любой учитель. Если им мог быть Павел и даже Дионисий Ареопагит, то естественно, им был и Иисус, Царь царей.
Отсюда вытекает важная мысль, которую я всегда озвучиваю в любых тринитарных дебатах. Недостаточно и совершенно бесполезно доказывать божественность Иисуса, потому что она ровным счетом ничего не объясняет относительно взаимоотношений Отца и Сына. Бесполезно доказывать и то, что Иисус является богом (или Богом, неважно – у греков не было заглавных букв), потому что богом Библия называет даже Моисея (Исход 7:1), но ни один тринитарий не возьмется утверждать, что Моисей единосущен Иегове. Вот почему вполне возможно исповедовать Иисуса и божественным, и богом, но не принимать теорию единосущности и оставаться в рамках субординационизма – что мы и видим у ранних отцов и апологетов (например Иустина).
Читайте также:
70 вопросов верующим в Троицу
Иисус: сотворен или рожден?
Кто такой бог
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Отправить комментарий
Внимание, действует премодерация комментариев. Допускается один комментарий от одного пользователя в день (во всем блоге). Комментарии не должны переходить в нескончаемые дебаты. Пишите корректно и по теме той статьи, под которой размещаете комментарий. Автор вправе не размещать комментарии, нарушающие правила.
Популярные сообщения из этого блога
Библейские загадки
Сколько апостолов упоминается в Библии? (Ответ: 16. Луки 6:12-16; Деяния 1:26; 14:14; Евреям 3:1). Бежал‚ не убежал. Живой‚ но во гробе. Смерть возвещал‚ жить не захотел. Урок получил. Кто это был? (Из малых пророков) Библейский персонаж, имя которого не упоминается в Библии‚ но погребальные одежды можно купить в продуктовом магазине. (Бытие 19:26) Во время потопа в ковчеге было восемь человек и много животных. Каким был ковчег? (Шутка‚ мокрым) Два–с моря‚ пять–с поля‚ один–с небес натворили много чудес. (Матфея 14:19) Двое говорили об одном‚ один молвил‚ а другой подтверждал. (Исаия 53:12 — Луки 22:37 и т.д.) Его носили‚ но когда он был в силе‚ себе подобных съел‚ а сам остался невредим и цел. (Исход 7:12) Живая яма‚ живой гроб‚ живой покойник. (Из малых пророков) Жил не грешил‚ Иисуса носил. (Иоанна 12:15) Жила‚ не умерла‚ не живет. (Бытие 19:26) Имя жены‚ которая сидела на богах. (Бытие 31:34) Иным давал‚ сам не имел. (Матфея 3:1‚6) Какая земля увидела свет...
Имя Бога в русской культуре
М. Мусоргский, хор «Иисус Навин»: Веленьем Иеговы сокрушить Израиль должен Амореев нечестивых, непреклонных Откровенью. Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет, И на холмах Ханаана станет днесь Ковчег Завета. Смело, смело в бой! Вперёд! Наголо твой меч, Израиль! Смело стрелы, копья в дело! Смело, свободно взлетает орёл крылатый, В сводах голубых зорко следит добычу. Израиль, не дремли, враг твой коварен; Соблазнам не внимай жен Ханаана. Ты сильной десницей врага Иеговы И род нечестивых рассей по земле! Бог Авраама тебе в том защита во век. Бог Авраама, Бог Иакова погубит врага. Плачут жены Аммореи, стоном стонут веси Хананеи, А под Гайем тучи грозныя висят. Под стенами Гаваона рухнут царства древней Аммореи И прольются реки горьких слёз. Внемли Израиль: остановилось солнце. В славу Иеговы сокрушить Израиль должен Аммореев нечестивых, непреклонных Откровенью. Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет, И на холмах Ханаана, станет днесь Ковче...
Христианство – царица религий
Недавно я общался с кришнаитом, который рассказал мне массу интересного о Ведах, реинкарнации, карме, сансаре и т. п. Но он также не переставал и нахваливать Иисуса Христа. Назвал его даже воплощением Бога. Когда я общаюсь с мусульманами, я неизменно слышу, как они уважают Христа. Это особенно характерно для мусульман из арабских стран. Они словно хотят казаться бóльшими христианами, чем сами христиане. Как-то я работал в одном еврейском проекте. В разговорах о религии, которые у нас происходили, эти ребята говорили, что Христос был серьезным раввином и реформатором иудаизма, который хотел улучшить и исправить иудаизм, но ему не дали. Они не только говорили об этом, но писали целые эссе на такие темы. Мне кажется, и многие атеисты, если не большинство, вполне уважают личность и учение Христа. В бесконечном хоре критиков церквей как институтов и отдельных религиозных деятелей почти не услышать голосов тех, кто критикует непосредственно и лично Христа. Критиковать Христа не модно. Модно ...
Глаз Бога
Вы – атеист, живете «реальной жизнью» и считаете верующих недалекими людьми и чудаками (или чудиками). Но я хочу попросить вас уделить пару минут тому, чем вы пользуетесь весь день без остановки, с утра до вечера, делая перерыв только на сон. Это – ваши глаза. Вы редко о них задумываетесь, но сделайте это сейчас. У вас наверняка есть телефон с камерой или фотоаппарат. И вы можете знать, что принцип действия фотоаппарата скопирован с нашего глаза. Например, объектив фотоаппарата повторяет идею хрусталика, в котором световые лучи под определенным углом фокусируются, а затем уже внутри глаза расходятся в обратном направлении, формируя на сетчатке уменьшенное изображение в перевернутом виде (мозг затем переворачивает картинку обратно). Но хрусталик с оптической точки зрения гораздо совершеннее любого объектива. Он гораздо меньше, легче и практически не создает искажений, от которых страдают даже дорогие фотоаппараты – дисторсий, аберраций, виньетирования и т. д. Когда вы видите боковым ...
Новости блога: рубрикатор избранных статей и новые правила комментирования
Дорогие читатели! Я вернул страницу « Избранные статьи », где собрал наиболее важные и значимые статьи этого блога с разбивкой по темам. Эта страница раньше была, потом я ее удалил, но сейчас вернул в переработанном виде. Пользуйтесь, если кому-то полезно. Также в блоге снова (впервые с 2012 года) можно комментировать в одной статье многократно, в том числе под комментариями других пользователей. Вы можете отвечать мне и другим читателям, вступать в полемику (в разумных пределах). Но одновременно вводится два новых ограничения: 1) комментатор должен был залогинен в учетной записи Google/Gmail; 2) один человек может оставить только один комментарий в день на всем блоге. Кроме того, я оставляю за собой право не пропускать никакие комментарии, если спор слишком затянулся либо нарушает общепринятые нормы приличия. Если у вас есть вопрос ко мне, не связанный напрямую с какой-либо статьей, лучше вместо комментария написать мне в личку со страницы « Обратная связь », где приводится целых три ...
Облако тегов
Облако тегов
христианство112
православие98
Библия85
религия74
сектофобия68
история50
Бог46
троица45
Христос43
атеизм43
свидетели Иеговы41
государство40
СП34
имя Бога24
нравственность24
национализм23
Царство Бога22
русский язык21
наука20
переводы20
война18
праздники17
законы15
проповедь15
эволюция15
Перевод нового мира14
медицина14
юмор14
рай13
экстремизм12
СМИ11
блог11
католицизм11
философия11
США10
статистика10
экономика10
Украина9
греческий язык9
еврейский язык9
семья9
смерть9
суды9
патриотизм8
переливание крови8
Синодальный перевод7
любовь7
образование7
общество7
Кирилл6
Новый год6
вечность6
ислам6
святой дух6
сотворение6
ценности6
Армагеддон5
Белоруссия5
Папа Римский5
иконы5
иудаизм5
крест5
молитва5
парадоксы5
патристика5
традиции5
1440004
Blogger4
Андрей Кураев4
Интернет4
Рождество4
ад4
воскресение4
запреты4
идолопоклонство4
монастыри4
поэзия4
психология4
чудеса4
язычество4
English3
Грузия3
Кемерово3
Пасха3
душа3
каноны3
культура3
полиция3
самозарождение3
святые3
старение3
8 марта2
Pussy Riot2
Авраам2
Александр Дворкин2
Википедия2
Всеволод Чаплин2
Выборг2
Германия2
Достоевский2
Жерар Жерто2
Израиль2
Иларион2
СССР2
Священное Предание2
Толстой2
ФСБ2
баптизм2
безопасность2
время2
дело Уолша2
демократия2
животные2
инопланетяне2
искупление2
литература2
ложь2
музыка2
преемственность2
#StopJWBan1
+11
10 заповедей1
19141
23 февраля1
Android1
Copiopteryx jehovah1
Facebook1
Google1
Google+1
Lenta.ru1
Opera1
Telegram1
The Voice1
Абхазия1
Аввакум1
Адам1
Александр Калистратов1
Александр Турчинов1
Алина Милан1
Альберт Эйнштейн1
Андрей Десницкий1
Армения1
Биньямин Кидар1
ВИБР1
Валерий Отставных1
Василий Бочкарев1
Вечеря1
Виссарион1
Владимир Сорокин1
Геннадий Зюганов1
Гюнтер Дэмниг1
День России1
Джейсон Бидан1
Джон Леннон1
Джонатан Уэллс1
Дмитрий Захаркин1
Дмитрий Смирнов1
Евросуд1
Елена Григорьева1
Жанна Цареградская1
Игра престолов1
Индия1
Иоанн Шанхайский1
Иосиф Волоцкий1
Казахстан1
Климент Александрийский1
Константин1
Крещение Господне1
Латвия1
Лев Толстой1
Леонид Фролов1
Людмила Алексеева1
Магнитогорск1
Маркус Перссон1
Мартин Лютер1
Матильда1
Матрона Московская1
Михаил Назаров1
Михаил Черенков1
НТВ1
Нагорная проповедь1
Никон1
Нимрод1
ООН1
Олег Заев1
Олег Нагорный1
Олег Стеняев1
Павел Адельгейм1
Петр Мещеринов1
Питирим1
Пётр и Феврония1
Ричард Бренсон1
Ричард Лейб1
Рожана1
Рольф Фурули1
Румыния1
Свято-Боголюбский монастырь1
Сергей Журавлёв1
Сергий Круглов1
Стивен Хокинг1
Стинг1
Сторожевая башня1
Таиланд1
Тереза из Лизье1
Турция1
Уильям Баркли1
Фил Коллинз1
Франциск Скорина1
Хэллоуин1
Эрнст Колвелл1
Юрий Гагарин1
Юрий Чайка1
Яндекс1
амиши1
антихрист1
богач и Лазарь1
вакцинация1
внеконфессиональность1
выборы1
голод1
готы1
дары волхвов1
демоны1
день рождения1
индуизм1
искусство1
исцеления1
кино1
китайский язык1
книгопечатание1
князь Владимир1
коммунизм1
конец света1
космос1
крещение1
масореты1
надежда1
нигилизм1
обрезание1
отпевание1
пастафарианство1
пастырство1
перепись1
природа1
прогерия1
протестантизм1
пуритане1
пятидесятники1
реализм1
сатанизм1
спиритизм1
талант1
телевидение1
хилиазм1
цензура1
экзорцизм1
Показать больше
Показать меньше
Интересно, спасибо!
ОтветитьУдалитьЕще один случай в копилку.
ОтветитьУдалитьПослание Святого Игнатия Богоносца к Магнезийцам.
"Глава VIII. Удаляйтесь от ложных учений иудействующих. Не обольщайтесь чуждыми учениями, ни старыми бесполезными баснями. Ибо если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то чрез это открыто признаемся, что мы не получили благодати. И божественнейшие (θειοτατοι) пророки жили о Христе Иисусе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатью Его, они удостоверяли неверующих, что Един есть Бог, явивший себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть слово Его вечное, происшедшее не из молчания, и Который во всем благоугодил Пославшему Его."
И в самом деле люди в общем это слово употребляют в значении "восхитительно". "Божественный голос певицы", "божественно танцевала", "божественный вкус". Это бесспорно соотносится с общепризнанным суждением о том, что выдающиеся таланты у людей или другие дары - от Бога.
ОтветитьУдалить2Пет.1:3 Как от Божественной
ОтветитьУдалитьсилы Его даровано нам все
потребное для жизни и
благочестия, через познание
Призвавшего нас славою и
благостию,
________________________
Сила Бога, а не Сам Бог, - божественна, но разве сила Бог тоже ?
Антон, а как вы считаете, в Новом Завете есть понятие Божественности как онтологической категории Бога Творца?
ОтветитьУдалитьЯ не знаю, что такое онтологическая категория Бога Творца. Никогда не читал об этом в Библии. Я подозреваю, что ни один апостол Христа тоже об этом не слышал. Хотя конечно, отцы церкви были на порядок умнее апостолов, ведь они закончили философские академии, были софистами и платониками. Куда до них галилейским рыбакам с их примитивной верой в помазанника Иеговы.
УдалитьВы приводите значения слова θεῖος, которое действительно переводится, как "божественный" однако в Иоанна 1:1 стоит слово θεος, означающее "бог".
ОтветитьУдалитьЕще хотелось бы знать как это слово написано на греческом у отцов церкви, у Вас есть ссылки на греческие тексты отцов, которые Вы привели здесь?
В этом предложении такая грамматика, что слово θεος указывает на атрибут, то есть фактически играет роль прилагательного. Но даже это неважно. Например, в Иоан. 1:18 Христос явным образом назван богом, и здесь это существительное. Но что это доказывает? Моисей в Исх. 7:1 тоже назван Богом (даже с большой буквы), в Пс. 81:5 богами названы люди в целом, в Пс. 8:6 богами названы ангелы (в Синодальном переводе это слово заменено на "ангелы"). Если кто-то где-то в Библии назван богом, это еще не значит, что ему нужно поклоняться. Нужно разобраться с контекстом, со значением слов и т.д. У отцов церкви обычно θεῖος, но что из этого? Ведь в русском языке тоже есть разница между словами "бог" и "божественный", но при этом доказывается, что раз Иисус "божественный", то ему нужно поклоняться. Для людей эти два слова - абсолютные синонимы. На самом же деле ни "божественный", ни "бог" еще не делают кого-то объектом поклонения, то есть Иеговой.
УдалитьЧтобы понять в каком смысле употреблено слово «божественный» нужно прочесть контекст. Так как без контекста, опираясь исключительно на лингвистику можно притянуть то, что хочешь увидеть и отодвинуть то, что увидеть не хочешь.
ОтветитьУдалитьДавайте прочтем:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Из текста видно, что
- Иисус самым непосредственным образом участвовал в творении и по воле Отца сотворил ВСЕ
- В Иисусе есть жизнь, которую Он дает людям
- То что появилось первым, появилось не без участия Иисуса
Вот в этом контексте Иисус и является Божественным, т.е.
- Он начальник над Божьим творением по причине, что через Иисуса сотворено ВСЕ
- Наша жизнь зависит от Иисуса
- Род Его кто изъяснит?
Таким образом Божественный значит Божественный, в полном смысле этого слова.
Связанный с религией человек может смело называть себя божественным, не рискуя при этом стать мишенью для камнеметателей. А на основании "божественности" еще и заявить о своей "доле" в составе единого бога. Я правильно понял?
ОтветитьУдалитьДа, по православной логике.
Удалить