Из архивов

Божественный – это кто?


Как-то я общался с одним методистским пастором о Троице. Это было в 1998 году, и тогда я еще недопонимал несколько моментов. В частности, пастор активно напирал на вопрос: является ли Иисус божественным? По его мнению, положительный ответ на этот вопрос очевиден хотя бы из Иоанна 1:1. Следовательно, утверждал он, если мы признаем Иисуса божественным, из этого автоматически следует, что он единосущен Отцу, равен ему и т. д. Признаться, этот ход рассуждений меня тогда смутил. И лишь через несколько лет я понял, насколько неверен этот подход, неверен чисто лексически.

То, что божественность не тождественна единосущности и равенству Творцу, видно даже из толкового словаря. Открываем словарь Ефремова, смотрим определение прилагательного «божественный»:

1) соотносящийся по значению с существительным божество; 2) связанный с религией, церковный.

Таким образом, если что-либо «связано с религией, церковно», то оно, согласно значению 2, божественно. Именно поэтому в церковной терминологии есть такие термины, как например божественная литургия. Неужели литургия единосущна Отцу? По этой же причине Библию можно назвать божественной книгой – теория о единосущности книги Богу выглядит, как минимум, нелепо.

Это точно так же и в древнегреческом. Смотрим значение слова θεῖος (в тексте НЗ оно встречается три раза: в Деян. 17:29, 2 Пет. 1:3 и 4) по словарю Дворецкого:

  1. божественный (γένος, ὀμφή Hom.; αἰτίαι, νοῦς Arst.);
  2. ниспосланный богом (ὄνειρος Hom.; νόσος, μανία Soph.);
  3. вручённый богом (σκῆπτρον Soph.);
  4. определённый богами (τύχη Her., Plut.; νόμος Thuc.; μοῖρα Xen.);
  5. отмеченный вмешательством богов (πρῆγμα Her.);
  6. охраняемый или построенный богами, священный (πύργος, sc. Ἰλίου Hom.);
  7. посвящённый богам, совершаемый в честь богов (ἀγών, χορός Hom.);
  8. достойный богов, великолепный (δόμος, sc. Μενελάου Hom.);
  9. боговдохновенный (ἀοιδός Hom.);
  10. богоподобный (βασιλῆες Hom.; οἱ θειώτατοι τῶν ἀνδρῶν Arst.): «σεῖος ἀνήρ», φασι, … ὅταν ἀγασθῶσι σφόδρα του Arst. «богоподобный муж», говорят (лаконцы), … когда очень уважают кого-л.;
  11. хранимый богами или чтящий богов, т. е. благочестивый, честный (ὑφορβός Hom.): τέθνηκε θεῖον Ἰοκάστης κάρα Soph. скончалась благородная Иокаста;
  12. прекрасный, превосходный, замечательный (ἅλς, ποτόν Hom.);
  13. (в обращении) дорогой, (мой) чудесный (ὦ θεῖε! Plat.): μετὰ σοῦ, τῆς θείας κεφαλῆς Plat. вслед за тобой, мой бесценный.

Как видим, у этого греческого слова широчайшее значение. Скажем, значение 11 позволяет применить его к любому мало-мальски праведному человеку, ангелу и кому угодно еще – естественно, и Иисусу тоже.

Это далеко не лингвистическая инновация свидетелей Иеговы или иных каких-нибудь протестантов. Даже «отцы церкви» – те самые, которых признают и православные, и католики, и протестанты, – свободно применяли слово «божественный» по отношению к совершенно земным людям. Вот несколько примеров:

Василий Великий:

Мир, забывший Бога, преобладается, братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к малосильным, как и божественный Апостол говорит: якоже не искусиша Бога имети в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы, исполненных зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, нелюбовны, немилостивны (Рим. 1, 28-31.) («Беседы», «О милости и суде»).

Григорий Богослов:

Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорить, что нас - священников и начальников ожидает суд, яко пругло [3] быхом на стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии (Ос. 5, 1, 2), воткнутая ловцами душ человеческих, и угрожает пожать непотребных пророков (Ос. 5, 6), истребить огнем судей их (Ос. 7, 7), удержаться на время, еже помазати царя и князя (Ос. 8, 10), потому что они царствовали сами собою, а не Богом (Ос. 8, 4); а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы Сион созидаем был кровьми, чьими бы ни было, и Иерусалим неправдами, чтобы старейшины его на дарех судили, жерцы на мзде отвещавали, и пророцы на сребре волхвовали (Мих. 3, 10, 11) («Слово третье»).

Это знал и божественный Давид; потому быть смиряемым полагает в числе благ, приносит благодарение Смирившему, как приобретший через это видение Божиих оправданий; и говорит: прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню (Пс. 118.67) («Слово четвертое»).

Послушай же, как любомудрствует божественный Иезекииль о соединении костей и жил (Иез. 37), а за ним и божественный Павел о скинии земной и о храмине нерукотворенной, из которых одна разрушится, а другая уготована на небесах (2 Кор. 5,1) («Слово седьмое»).

Иоанн Дамаскин:

Итак, этому научают нас священные изречения, как говорил божественный Дионисий Ареопагит: что Бог - причина и начало всяческих, сущность всего существующего, жизнь - живущего, разум - разумного, ум - умного, возвращение и восстановление отпадшего от Него, обновление и преображение растленного по существу, священная твердыня для колеблемых каким-либо нечестивым сомнением, безопасность для стоящих, путь и надежное руководство для идущих к Нему («Точное изложение православной веры», книга 1, гл. 12).

Климент Александрийский:

Назовем ли мы этих духов божествами или ангелами, разница не велика («Строматы», кн. 6, 31:4).

Воинства ангелов и богов благоговейно повинуются ему, Отчему Логосу, воспринявшему на себя все домостроительство спасения через того, кто все подчинил ему («Строматы», книга 7, 5:6).

Но даже те, которые учатся у самого божественного учителя, с трудом достигают представлений о нем, благодаря благодати, которая дана им в добавление к их стремлению знать; они волю познают через волю, а Святой дух силою Святого духа, "ибо Дух исследует глубины Божие, и душевным людям недоступно то, что дано духовным" («Строматы», кн. 7, 166:3).

(Обратите внимание, какое интересное употребление слов «божества» и «боги» в первых двух абзацах.)

Таким образом, отцы церкви не разделяли современную точку зрения о тождестве понятий «божественность» и «единосущность Отцу». У отцов божественным был любой праведник, любой учитель. Если им мог быть Павел и даже Дионисий Ареопагит, то естественно, им был и Иисус, Царь царей.

Отсюда вытекает важная мысль, которую я всегда озвучиваю в любых тринитарных дебатах. Недостаточно и совершенно бесполезно доказывать божественность Иисуса, потому что она ровным счетом ничего не объясняет относительно взаимоотношений Отца и Сына. Бесполезно доказывать и то, что Иисус является богом (или Богом, неважно – у греков не было заглавных букв), потому что богом Библия называет даже Моисея (Исход 7:1), но ни один тринитарий не возьмется утверждать, что Моисей единосущен Иегове. Вот почему вполне возможно исповедовать Иисуса и божественным, и богом, но не принимать теорию единосущности и оставаться в рамках субординационизма – что мы и видим у ранних отцов и апологетов (например Иустина).

Читайте также:
70 вопросов верующим в Троицу
Иисус: сотворен или рожден?
Кто такой бог

Комментарии

  1. Еще один случай в копилку.

    Послание Святого Игнатия Богоносца к Магнезийцам.

    "Глава VIII. Удаляйтесь от ложных учений иудействующих. Не обольщайтесь чуждыми учениями, ни старыми бесполезными баснями. Ибо если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то чрез это открыто признаемся, что мы не получили благодати. И божественнейшие (θειοτατοι) пророки жили о Христе Иисусе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатью Его, они удостоверяли неверующих, что Един есть Бог, явивший себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть слово Его вечное, происшедшее не из молчания, и Который во всем благоугодил Пославшему Его."

    ОтветитьУдалить
  2. И в самом деле люди в общем это слово употребляют в значении "восхитительно". "Божественный голос певицы", "божественно танцевала", "божественный вкус". Это бесспорно соотносится с общепризнанным суждением о том, что выдающиеся таланты у людей или другие дары - от Бога.

    ОтветитьУдалить
  3. Юра יהוה הוא אלוהים22 июн. 2012 г., 8:27:00

    2Пет.1:3 Как от Божественной
    силы Его даровано нам все
    потребное для жизни и
    благочестия, через познание
    Призвавшего нас славою и
    благостию,
    ________________________
    Сила Бога, а не Сам Бог, - божественна, но разве сила Бог тоже ?

    ОтветитьУдалить
  4. Антон, а как вы считаете, в Новом Завете есть понятие Божественности как онтологической категории Бога Творца?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не знаю, что такое онтологическая категория Бога Творца. Никогда не читал об этом в Библии. Я подозреваю, что ни один апостол Христа тоже об этом не слышал. Хотя конечно, отцы церкви были на порядок умнее апостолов, ведь они закончили философские академии, были софистами и платониками. Куда до них галилейским рыбакам с их примитивной верой в помазанника Иеговы.

      Удалить
  5. Вы приводите значения слова θεῖος, которое действительно переводится, как "божественный" однако в Иоанна 1:1 стоит слово θεος, означающее "бог".

    Еще хотелось бы знать как это слово написано на греческом у отцов церкви, у Вас есть ссылки на греческие тексты отцов, которые Вы привели здесь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этом предложении такая грамматика, что слово θεος указывает на атрибут, то есть фактически играет роль прилагательного. Но даже это неважно. Например, в Иоан. 1:18 Христос явным образом назван богом, и здесь это существительное. Но что это доказывает? Моисей в Исх. 7:1 тоже назван Богом (даже с большой буквы), в Пс. 81:5 богами названы люди в целом, в Пс. 8:6 богами названы ангелы (в Синодальном переводе это слово заменено на "ангелы"). Если кто-то где-то в Библии назван богом, это еще не значит, что ему нужно поклоняться. Нужно разобраться с контекстом, со значением слов и т.д. У отцов церкви обычно θεῖος, но что из этого? Ведь в русском языке тоже есть разница между словами "бог" и "божественный", но при этом доказывается, что раз Иисус "божественный", то ему нужно поклоняться. Для людей эти два слова - абсолютные синонимы. На самом же деле ни "божественный", ни "бог" еще не делают кого-то объектом поклонения, то есть Иеговой.

      Удалить
  6. Чтобы понять в каком смысле употреблено слово «божественный» нужно прочесть контекст. Так как без контекста, опираясь исключительно на лингвистику можно притянуть то, что хочешь увидеть и отодвинуть то, что увидеть не хочешь.

    Давайте прочтем:
    В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

    Из текста видно, что
    - Иисус самым непосредственным образом участвовал в творении и по воле Отца сотворил ВСЕ
    - В Иисусе есть жизнь, которую Он дает людям
    - То что появилось первым, появилось не без участия Иисуса

    Вот в этом контексте Иисус и является Божественным, т.е.
    - Он начальник над Божьим творением по причине, что через Иисуса сотворено ВСЕ
    - Наша жизнь зависит от Иисуса
    - Род Его кто изъяснит?

    Таким образом Божественный значит Божественный, в полном смысле этого слова.

    ОтветитьУдалить
  7. Связанный с религией человек может смело называть себя божественным, не рискуя при этом стать мишенью для камнеметателей. А на основании "божественности" еще и заявить о своей "доле" в составе единого бога. Я правильно понял?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Самый популярный сайт, который вам запрещено видеть

Уличная миссия

Рассказ православного экзорциста, ставшего свидетелем Иеговы

Библейские загадки

Цитаты о Cвидетелях Иеговы

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Скачать книгу

Загрузите бесплатную электронную книгу о Библии (PDF, 2 МБ):

↓ Загрузить