Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Христос и рейтинг имен


Недавно я рассматривал стих, который используют для доказательства «взаимозаменяемости» Иисуса и Иеговы, – Деяния 4:12. Сегодня хочу обсудить еще одно похожее место:

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:9–11).

Можно ли утверждать исходя из этих стихов, что раз имя Иисуса «выше всякого имени», значит, его имя выше имени Иеговы и он сам тоже выше своего Отца (или единосущен ему)? Да, если игнорировать контекст и лингвистические факторы. Во-первых, русское слово «всякое» (а также «все», «всё» и родственные им) почти никогда не используется в абсолютном смысле. Например, если ребенок хочет скрыть какой-то проступок, а отец говорит ему: «Я все знаю», это никак не означает, что отец знает абсолютно все, например сколько атомов во Вселенной. Но он знает то, что относится к данному вопросу, что имеет значение в данном контексте.

Это же верно и для греческого слова «пас» (все, всё, весь, всякий). Рассмотрим несколько примеров:

  • Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мат. 6:33): очевидно, что приложится не абсолютно все, а только то, о чем идет речь в предыдущих двух стихах, а именно «что есть, что пить и во что одеться».
  • Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватым (Мат. 8:33): ясно, что пастухи рассказали не обо всем на свете, а только о данной ситуации.
  • И ходил Иисус по всем городам и селениям (Мат. 9:35): поскольку Иисус по определению не мог ходить по всем городам и селениям мира, понятно, что подразумевается только территория Иудеи.
  • …корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:10): думаю, все понимают, что хотя сребролюбие – корень зол многих, но явно не всех без исключения.
  • …потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все (1 Кор. 15:27): очень интересный пример, апостол прямым текстом оговаривается, что в слове «все» есть исключение.

Как видим, и в русском, и в древнегреческом языках слово «все» и родственные ему совершенно необязательно означают «абсолютно все на свете». Для понимания смысла нужно учитывать контекст. О чем говорит контекст Фил. 2:9? Обратим внимание на две мысли: «Бог превознес Христа» и «дал ему имя». Если одно лицо «превозносит» другое и «дает» ему что-то, то первое по определению выше второго и имеет больше власти. Если два лица полностью равны друг другу (и тем более тождественны), то одно не может возвысить второе и дать ему что-то, чего тот не имеет.

Следовательно, Павел имеет в виду, что Иисус получил самое высокое имя среди религиозных авторитетов – пророков, учителей, вождей, и никак не сталкивает Иисуса с Богом, тем более что Иисус сам признавал, что его отец больше него (Иоан. 14:28). Имя Иисуса выше имени Моисея, Мохаммеда, Будды и любых других религиозных мыслителей в истории, за которыми следуют люди в поисках религиозной истины. Евреи веками следовали за Моисеем, имя которого считали самым великим, но теперь Павел пишет, что ситуация поменялась. Пришел некто более великий, чем Моисей. И обратим внимание, что согласно стиху 11, мы прославляем за это того, кто дал Христу такое великое имя, – Бога. Иисус сам прославляет своего Отца и его имя (Отк. 3:12; 14:1).

Сам Павел в вышеприведенном стихе 1 Кор. 15:27 явно сказал, что хотя Бог покорил Иисусу «все», сам он ему не покорился. Но мы должны считать, что в другой своей книге Павел думает иначе?

Кстати, один факт того, что Иисус чего-то не имел, а затем получил, уже говорит о том, что он не может быть Всемогущим Богом. Всемогущий Бог не может не иметь чего-то, а затем получить это от кого-то, кто это имеет. Он не может быть «превознесен» кем-то. Согласно стиху 8, все это происходило уже после его воскресения, то есть на небе. Если даже не сам Бог, а какая-то его ипостась, лицо или воплощение может получить что-то, чего раньше не имело, или занять положение, которое раньше на занимало, – это уже не позволяет говорить о его равенстве Богу или общей природе с ним. Вот почему тринитариям не стоит вспоминать Фил. 2:9 в тринитарных дискуссиях, ох не стоит.

Читайте также:
Учил ли апостол Петр, что имя Христа заменяет имя Иеговы?
70 вопросов верующим в Троицу
Божественный – это кто?

Комментарии

  1. Всё ясно и понятно. Так и в Деяния 4:12. ПОД небом нет другого имени ДАННОГО (кем?) людям.
    А на небе есть Имя Иеговы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но это не дает ответа на вопрос, ЧЬИМ же именем надобно спасаться: Христа или Иеговы? Ведь мы-то находимся все-таки под небом, а не на небе.

      Удалить
    2. "Каждый кто призывает имя ИЕГОВЫ, спасется" (Римлянам 10:13; Деяния 2:21; Иоиль 2:32).

      Через Иисуса надо приходить к его Отцу, а не к самому Иисусу. Он словно мост на пути к дому, а не сам дом. Почему на пути к Богу надо упираться в его посредника?

      Удалить
    3. Честно говоря по этому тексту "Каждый кто призывает имя ИЕГОВЫ, спасется",так и не понятно,каким именем мы должны спасаться.С одной стороны Павел цитирует Иоиль и понятно,что там стояло имя Бога,а с другой стороны,вроде по контексту,Павел имел ввиду Иисуса.Так чьим же именем мы должны спасаться,обеими или это вообще не имеет ни какого значения?:))

      Удалить
    4. Чтобы спастись от дождя, нужно зайти в дом, пройти сквозь дверь этого дома, или и то и другое одновременно? Логично, что третье. Теперь примените эту логику к стиху Иоан. 14:6.

      Удалить
  2. В стихе говорится о том, чтобы перед Иисусом преклонилось всякое колено. Значит Библия учит что поклоняться надо Иисусу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы не видите разницу между словами "преклониться" и "поклоняться"? Конечно, нужно преклонить колени перед Иисусом, хотя бы потому, что он - царь. Перед царями нужно вставать на колени. Но мы нигде не читаем, что Иисусу нужно поклоняться как Всемогущему Богу. Кстати, если вам интересна эта тема, в древнегреческом языке вообще не было слова вроде русского "поклоняться". Там был глагол "кланяться", который использовался в самых разных случаях, от простого выражения почтения до религиозного поклонения. Только контекст позволял разделять эти понятия.

      Удалить
    2. Добавлю, что если в данном месте воспринимать слово "преклониться" в смысле религиозного поклонения, а обсуждаемое в статье греческое слово "всякий" в абсолютном значении, то Бог Отец также должен поклониться Христу. Ведь сказано, что "пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных". Но это входит в противоречие со словами Иисуса "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мат.4:10). Нигде в Библии мы не найдём упоминаний и даже предпосылок к поклонению Всемогущего Бога своему Сыну. Ситуация прямо противоположная: Иисус сам поклоняется Отцу и призывает к этому других, при этом называясь лишь "путём" и "посредником" между человеком и его Создателем.

      Удалить
  3. В 1 Коринфянам 15:27 как будто специально для тех, кто через 2000 лет будет выдвигать такой безумный аргумент, написано: "Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все" .

    ОтветитьУдалить
  4. Юра יהוה הוא אלוהים20 окт. 2012 г., 16:09:00

    В этом отношении очень помогает обыкновенная ЕВРЕЙСКАЯ Библия - в которой имена - Иегова и Иисус написаны по разному, и что самое интересное, что мессианские евреи, будучи ЕВРЕЯМИ по ЯЗЫКУ, не хотят пользоваться этой Библией, вот не хотят и все, а пользуются или синодальным или Библией Короля Якова, но оба этих "перевода", еще позволю ТАК их назвать, сделаны с придуманного текста, именно придуманного - Текстус Рецептус, так как ИСТИНА - подтверждаться должа и при чем, МНОГОКРАТНО.

    ОтветитьУдалить
  5. Странно както получается, в математике 1+1+1=3,а вот в религиозном понимании для большенства людей 1+1+1=1-в школу бы надо,и то первый класс желательно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. между прочим, в булевой алгебре 1+1+1 = 1 и ничего, вся компьютерная техника работает на принципах означенной алгебры :)

      Удалить
    2. один священник вообще на это возразил: а кто вам сказал что Бога надо складывать? его нужно ПРЕУМНОЖАТЬ - 1х1х1=1))) вот логика философска-священическая)

      Удалить
  6. Не так уж и странно. Когда тебе с самого детства внушают различные сказки, притом с совершенно убеждённым лицом, то начинаешь в них с той же убеждённостью верить.
    Так можно даже в старика, который подарки дарит всем детям на Земле раз в год, поверить. А потом с болью расставаться со сказкой.
    Для того де, чтобы расстаться со сказкой, нужно о ней поразмышлять. А на это всё меньше времени в нашем набирающем темп мире.

    ОтветитьУдалить
  7. В добавление хотелось бы привести еще несколько стихов, на которые в доказательство опираются тринитарии и другие Христиане.

    (Колоссянам 2:6) «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» - Как уже упомяналось, Иисус - царь, в уважении и почитании Его как господина нет ничего неправильного. К тому же, Христос сам говорил, что "никто не приходит к Отцу как только через меня". То есть конечная цель/личность к которой приходит человек это Отец, Всемогущий Бог.
    (Колоссянам 2:9) - "В [Христе] воплотилась и обитает вся полнота Божьей сущности." - Дети очень часто начинают подражать и копировать своих родителей (качества, манеры и даже мышление). Поэтому можно сказать что они "отражают" своих родителей. Однако если у несовершенных людей это получается не так хорошо, то Иисусу, совершенному человеку, подражание Богу не составляло особых проблем. Поэтому, он даже сказал "кто видел меня, видел и Отца".

    (Откровение 19:12) - "[Иисус] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого." - В Библии Христос называется такими именами, как Иисус, Слово, Эммануил и Михаил. Все эти имена давал ему Бог. В данном случае это неназванное имя, по-видимому, означает положение и почетные обязанности, которыми наделен Иисус в день Господа. Эти обязанности он также получил от Бога отца, что следует из контекста. Поэтому также как и слово "все", слово упоминаемое здесь "никто" также не имеет абсолютного характера. Иисус и так знает, что Отец больше и могущественней него, и он признавал это сотни раз.

    ОтветитьУдалить
  8. Есть еще одно место которое приводят тринитарии с Иоанна 12:40,41 они говорят что этот стих исполнился на Иисусе и евр народе, хотя в начале Исаия отнес это к Иегове и евр. народу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно. Если само значение имени ЙХВХ - "Я буду тем, кем я буду", — то есть ли какие-либо объективные причины, по которым ЙХВХ не может воплотиться в Христе?

      Удалить
    2. ЙХВХ может воплотиться в Христе. Если бы Христос или какой-нибудь другой авторитетный пророк об этом сказал, в это следовало бы верить. Но поскольку никто об этом не сказал, верить в это не следует.

      Удалить
    3. Интересные мысли по смыслу с Иоанна 12:40,41 можно найти здесь http://www.bibleist.ru/faq.php?q=001&p=004.html

      Удалить
  9. "Я и Отец - одно" - разве это не слова Христа? И кстати, иудеи совершенно правильно поняли эти слова с т.з. тринитарного учения о Боге, так как схватились за камни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Павел и Аполлос тоже одно (1 Кор. 3:8), они троица? Ученики Христа и сам Христос тоже одно (Иоан. 17:21, тут использовано то же самое греческое слово) - они тоже троица? Все христианское собрание - "одно во Христе" (Гал. 3:28), оно большая мегатроица? Муж и жена - одна плоть, они тоже троица? У христиан "одно сердце и одна душа" (Деян. 4:32), это тоже указывает на троицу? Или мы все-таки понимаем, что во всех этих случаях речь просто идет о тесном союзе, единстве, солидарности?
      Чтобы евреям схватиться за камни, совершенно необязательно объявлять себя Богом. Для этого были разные причины, включая простое богохульство или нарушение Моисеева закона. Евреи побили камнями Стефана (Деян. 7), который ни разу не называл себя Богом.
      Наконец, прочитайте ответ самого Иисуса людям, которые обвиняли его в богохульстве - Иоан. 10:34-38. Он прямым текстом заявляет, что является сыном Бога, а не самим Богом.

      Удалить
    2. Юра יהוה הוא אלוהים22 окт. 2012 г., 17:57:00

      Они говорили, что в Иисусе бес, вы тоже с этим согласны или согласие у вас однобокое ?

      Удалить
    3. Кстати, почему Иисус тогда не сказал: "Я и Отец и Дух Святой - одно", расставив тем самым все точки на "i"? Просто наверное не тринитарное учение имелось ввиду, а просто его тесная связь с Отцом. :)

      Удалить
  10. Согласен. Просто, думаю, на на человека сильно влияет предустановленное мнение. Если бы ему никогда не говорили, что Бог - Троица, то ему бы и в голову это никогда бы не пришло при самостоятельном чтении Библии. Там даже слова такого нет - Троица. Но так как это учение стало дорого сердцу по предустановке, то и будет лукавое сердце цепляться хоть за что то в Библии. Я и Отец одно! Вот нашёл! Здесь! Или крестить во имя Отца, Сына, Духа! Здесь! Ура!

    Эх сердце наше сердце! "Коварно сердце более всего и отчаянно. Кто может знать его?" Иеримия 17:9.

    ОтветитьУдалить
  11. Юра יהוה הוא אלוהים23 окт. 2012 г., 11:29:00

    Это как мне один баптисткий Пастырь доказывал, что если за нас умер не Бог, то мы не спасены !! С таким же успехом я могу доказывать, что если я не питаюсь со стола арабских Шейхов, то обязательно умру с голода.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Небольшой момент.

      1 Коринфянам 11:3: Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава — Христос, женщине глава — мужчина, а Христу глава — Бог.

      1. Я и Отцец одно - но кто-то главнее. :)

      2. Согласно баптистскому пастырю - Есть два Бога, из которых один почему-то главнее. :)

      Ведь все так просто. Иногда удивляет отказ людей видеть очевидные вещи.


      Удалить
  12. Захаров Сергей25 окт. 2012 г., 04:49:00

    Важно искать ответ,не тот который мы уже готовы получить(льстит слуху,воображению),а тот ,который согласуется со Священным Писанием.И если искренне жаждем,получим. Поможет в этом молитва.

    ОтветитьУдалить
  13. Во-первых, русское слово «всякое» (а также «все», «всё» и родственные им) почти никогда не используется в абсолютном смысле. Например, если ребенок хочет скрыть какой-то проступок, а отец говорит ему: «Я все знаю», это никак не означает, что отец знает абсолютно все, например сколько атомов во Вселенной. Но он знает то, что относится к данному вопросу, что имеет значение в данном контексте.
    __________________________________________________________________
    только, вот, в данном то контексте прекрасно всё понятно, о чём тут говорится, так что ваше это "во-первых" ну ооочень тут неубедительно. если написано, что Его имя выше "всякого" имени, то это значит именно то, что оно выше "всякого" имени. тут не нужно ерунду всякую придумывать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваш аргумент тоже очень неубедителен. Придумали какую-то ерунду.

      Удалить
  14. "Например, если ребенок хочет скрыть какой-то проступок, а отец говорит ему: «Я все знаю», это никак не означает, что отец знает абсолютно все, например сколько атомов во Вселенной. Но он знает то, что относится к данному вопросу, что имеет значение в данном контексте." Интересно а Когда Отец небесный, говорит про Иисуса Христа, что получается Он тоже не все знает? - Мф.11:27 "И ни кто не знает Сына, кроме ОТца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть" Тем более, что это за творение такое, которое знает Все об Отце?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не понимаю, где вы здесь увидели, что Отец чего-то не знает. Насчет "что это за творение", смотрите, какой метод доказательств вы применяете: "1) Отца не знает никто, кроме Сына; 2) творение не может знать Отца. Следовательно, Сын не творение". Заметьте, что первый пункт - это библейское учение, а второй - это уже ваше собственное предположение. Вы интерпретируете библейское учение через призму собственного предположения, которое вы преподносите как факт, в надежде, что аудитория этого не заметит. Такой метод доказательства называется спекуляцией. Тем более что в этом же стихе добавляется, что даже люди (творения) могут знать Отца, если им откроет Сын. Итого получаем, что ваш второй пункт ошибочен. При этом вы еще и добавляете от себя слово "всё". А еще обратите внимание, что никто не знает Сына, кроме Отца. Здесь не упомянуто третье лицо троицы - Святой дух. Оно тоже не знает Сына. Получается, третье лицо имеет меньше информации, чем первые два, и не равно им, что противоречит догмату о Троице.

      Удалить
  15. Уважаемые, а к чему в итоге должно привести всё то, что описано в Фил. 2:9-11? К прославлению Бога, Отца!

    Всё, что делал и чему учил И. Х. содействовало прославлению именно его Отца. И новой ролью, которая описывается в обсуждаемом тексте, И. Х. продолжит прославлять единого, кто этого достоин в полной мере - Иегову!

    ОтветитьУдалить
  16. Я всегда задавался вопросом, ведь считается, что троица -- Отец, Сын, Святой Дух. Они все равны. Почему тогда в большинстве случаев пытаются показать, что Иисус равен Богу, а про Святой Дух ни единого слова? Получается уже не троица, а двоица. Это только лишний раз доказывает, что учение троицы чисто философская тема. Защищать троицу без философии и пустословия невозможно. Одни противоречия, которые не объясняются, а наоборот порождают сотни вопросов. И иной раз кажется, что сторонники троицы защищают ее только потому-что в церкви сказали, что это так и все.

    ОтветитьУдалить
  17. Проассоциировалось с Бт 41:39, 40: "После этого фараон сказал Иосифу: «Если Бог открыл всё это тебе, значит, нет никого, кто был бы так же благоразумен и мудр, как ты. Ты сам будешь над моим домом, и весь мой народ будет беспрекословно повиноваться тебе. Только престолом я буду выше тебя»".
    Иосифу, конечно, была дарована огромная власть, но, как не крути, он никак не смог бы стать полностью идентичным фараону. И тем более слиться с ним в одно существо)))

    ОтветитьУдалить
  18. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:9–11).


    Даже здесь понятно, что имя дано Богом и для славы Бога и Отца, а не для славы Христа.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *