Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Хилиазм


Хилиазм (от греч. chilias - тысяча) - вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 в., но возрождавшимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве. Некоторые мотивы хилиазма повлияли на развитие утопического мышления. (Большой энциклопедический словарь)

Хилиазм (греч. chiliasmos, от греч. chilioi — тысяча), или милленаризм (лат. mille — тысяча и annus — год), — религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном «царствовании Христа», которое должно наступить перед «концом мира». X. основывался на Откровении Иоанна. Против X. высказывался Ориген; Августин считал, что тысячелетнее царство началось уже с рождением Христа. X. характерен для раннего христианства, для многих еретических учений в средние века, а также для ряда современных религиозных сект. Отголосками X. являются «тысячелетний рейх» национал-социализма и завершение истории в концепции коммунизма. (Философская энциклопедия)

Хилиазм – мистическая вера в тысячелетнее земное «царствование Христа», которое якобы наступит после второго пришествия Христа, перед «концом мира»; хилиазм был присущ раннему христианству до 11 в. и был связан с невыносимо тяжёлым положением бедняцких городских масс, пассивно ожидавших чудесного избавления от социального гнёта; позднее возрождался в некоторых мистических сектах, например, у анабаптистов. (Большой словарь иностранных слов)

Хилиазм или милленаризм (от лат. mille — тысяча) – религиозное учение, согласно которому концу мира будет предшествовать тысячелетнее «царство божье» на земле. Хилиастические идеи в своеобразной форме выражали надежды угнетённых слоев общества на прекращение социальной несправедливости, и не в «царстве небесном», а на земле. Начало Х. восходит к иудейскому вероучению о мессии (См. Мессия). Дальнейшее развитие Х. получил в раннем христианстве. Хилиастические мотивы ярко выражены в древнейшем памятнике раннехристианской литературы Апокалипсисе. Х. широко распространился во 2 в. в малоазийских провинциях Римской империи. После того как христианство стало государственной религией Римской империи (4 в.), сложившаяся христианская церковь, усмотрев в Х. идеологию, враждебную существовавшему миропорядку и принижающую «спасительную» роль церкви, начала жестоко преследовать хилиастов как еретиков. Х. вновь получил широкое распространение в Европе в средние века, став частью многих еретических учений... В дальнейшем хилиастические настроения прослеживаются в сектантских воззрениях, отражающих идеологию, психологию мелкой буржуазии (Х. проповедуют, например, адвентисты, иеговисты и др.). (Большая советская энциклопедия)


Читайте также:
Иисус есть Христос
Заметки о патристике
Выборы

Комментарии

  1. "Следуя блж.Августину, католики полностью отказались от Х. и толкуют пророчество о тысячелетнем Царстве символически (в 1944 Х. был официально осужден католич. церк. властями). Правосл. богословие оставляет этот вопрос открытым. "История догмы, — пишет прот.*Булгаков, — знает отдельные частные мнения, притом различные до полной противоположности, однако не было и нет еще определения церковного"."

    http://www.krotov.info/spravki/temy/h/hiliazm.html

    ОтветитьУдалить
  2. Большая советская энциклопедия

    мда...

    ОтветитьУдалить
  3. Часто в оправдание своей теории о «земной участи» патриархов ОСБ ссылается на Деяния 2:34, где сказано, что «Давид не поднялся на небеса». Однако из этого текста вовсе не следует, что Давид не является «помазанником» и будет вечно жить на земле. Единственный вывод, который отсюда можно сделать — что на момент написания этого текста Давид еще не был воскрешен.
    Собственно, тот же вывод следует из учения самих же Свидетелей Иеговы — они считают, что Павел и другие апостолы были воскрешены только в 1918 году, а до тех пор, как и Давид, пребывали в некоем ожидании («Откровение – его грандиозный апогей близок!», стр. 103).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не помню, чтобы этот стих приводился в оправдание этой теории. Естественно, из Деяния 2:34 следует только то, что Давид еще не был воскрешен. Что Давид не входит в число помазанников, обосновывается совершенно другими текстами, например Мат. 11:11. В конце концов, помазанники должны быть крещены во имя Христа и получить святой дух, а первый раз святой дух сошел только в 33-м году н.э.

      Удалить
  4. Следствием учения о 144000 «помазанников» является утверждение, что ветхозаветные верующие не имеют небесной надежды и будут вечно жить в раю на земле. И дело здесь не в тонкостях библейского толкования, а все в числе 144000 — ведь если включить в него еще и лучших людей древности, места современным «помазанникам» не останется вовсе.
    Между тем, в 11-й главе Послания к евреям мы читаем, что ветхозаветные патриархи — Ной, Авраам, Исаак, Иаков — считали себя «странниками и пришельцами на земле» и стремились «к лучшему, то есть к небесному», хотя по учению Свидетелей Иеговы Бог просто не мог послать им такого желания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слово "небесное" может означать разные вещи, например отношения с Богом, святость, праведность. Вспомните фразу "сокровища на небесах" (Мат. 19:21). Если интерпретировать это как небесную жизнь, то как дохристианские праведники могли к ней стремиться, если они о ней ничего не знали? В Ветхом Завете еще нет этого учения. Они не могут вознестись на небо по той простой причине, что они "не родились от воды и духа" (Иоан. 3:4). Также смотрите Мат. 11:11.

      Удалить
    2. Не понял, к чему вы привели Мат. 11:11?

      Удалить
    3. К тому, что Иисус прямым текстом признает, что Иоанн Креститель - самый великий праведник из всех. И в этом же стихе он говорит, что он "меньше всех в Царстве Небесном". Видимо, в том смысле, что он в него не войдет. Причина та же: он не был крещен и не получил святой дух.

      Удалить
    4. Вот именно - "видимо". Данный стих настолько пространен, что его можно толковать весьма по-разному, хотя о воскрешении/невоскрешении там вообще ничего нет. К чему же на таком обтекаемом стихе приходить к столь категоричному выводу,

      Что касается отсутствия святого духа у ветхозаветных персонажей - это не так, вот лишь один пример из нескольких в Библии, где говорится об обратном: «Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Чис.11:17)
      Как видите, у Моисея был святой дух Бога.

      Удалить
    5. Как бы вы ни толковали этот стих, в нем ясно сказано, что величайший праведник, современный Христу, "меньше" всех остальных в небесном Царстве. Это о чем-то да говорит. Святой дух у Моисея, конечно, был, но он не "родился свыше" и не "крещен от воды и духа" - обязательные требования для участия в небесном Царстве. Иисус прямо говорит об этом в Иоан. 3:3, 5.

      Удалить
  5. Когда я только начал изучать библию со свидетелями, я много копался в энциклопедиях и случайно наткнулся на это слово "хилиазм", слова :"учение, присущее раннему христианству" повысили мое доверие к организации, которая отбросила традиции ради чистоты истины.

    ОтветитьУдалить
  6. но он не "родился свыше" и не "крещен от воды и духа" - обязательные требования для участия в небесном Царстве.
    ___
    2Кор.1:22
    Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
    ___
    Но это пока только залог - приглашение.


    1Иоан.3:2
    Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *