Для жизни человеку нужен не только хлеб с маслом, но и ценности. Что такое ценности? Американец ответит: самая главная ценность – это свобода. Но давайте посмотрим, что провозглашает свобода: можно делать то, можно делать это, можно пятое, можно десятое. Можно жить с женщинами, а можно – с мужчинами. Можно зарабатывать деньги, а можно жить в келье. Можно быть демократом или республиканцем, капиталистом или социалистом, монархистом или анархистом, атеистом или верующим. Можно – все (почти). Свобода отвечает на вопрос, что
можно, но не что
нужно. Именно поэтому свобода – не ценность. Или же это отрицательная ценность, которая отрицает все остальные. Провозглашая, что можно быть капиталистом, она опровергает ценность социализма, и наоборот. Свобода – это игра против всех. Это право на абсолютную вседозволенность.
Ценность всегда позитивна, она отвечает на вопрос «что нужно?», и она точно знает, что именно это правильно, а другое – неправильно. Поэтому ценность весьма неполиткорректна.
Христианство – это ценность, потому что говорит: нужно следовать за Христом. Материализм – это ценность, потому что говорит: нужно зарабатывать деньги. Атеизм – это ценность, потому что говорит: Бога точно нет, нужно продвигать теорию эволюции. Даже гомосексуализм – это ценность. Но свобода ценностью не является.
Как и
демократия. Демократия тоже говорит: можно иметь такую точку зрения, и такую, и такую… Извините, а какая из них правильная? Какую точку зрения иметь
нужно? Демократия не знает. Демократия – она как ребенок, которого родители послали в магазин купить хлеба, а он, не зная, какой нужен, купил по буханке каждого вида с каждого прилавка. На всякий случай.
Свобода и демократия требуют плюрализма – уважения всех точек зрения. Нужно знать и уважать разные точки зрения, говорят нам. С какой стати? Если я верю в Бога, я не могу уважать атеизм и эволюционизм. Я не могу их поощрять, пропагандировать, давать читать о них другим, давать на них ссылки, рассказывать о них своим детям. Я уважаю только правильные точки зрения, а неправильные точки зрения я не уважаю. Пусть это неполиткорректно, но это единственная честная позиция. Я уважаю свободу воли человека, в том числе право разделять неправильную точку зрения, но я никогда не буду способствовать ее распространению, например через пропаганду плюрализма.
Отсутствие позитивных ценностей является одной из главных проблем западного общества. Провозглашая верховными ценностями свободу и демократию, это общество низвергает все ценности, известные человечеству. И неудивительно, что западный человек – продукт такого подхода – является нигилистом высшей пробы. Он уважает и принимает все точки зрения, существующие в природе, и считает их одинаково верными, даже не задумываясь, что это противоречит всему известному здравому смыслу. Ведь из двух противоположных точек зрения может быть верна только одна, а не обе сразу. Следующим шагом в этом направлении будет ликвидация понятий добра и зла. Если у нас свобода, если все точки зрения имеют право на существование, то что такое зло? Для него просто нет определения. Заметьте, как болезненно многие люди реагируют на существование в религиозных организациях различных ограничений и «
запретов». Для них это покушение на свободу, на демократию. Они не понимают, что ценность – это всегда ограничение, это отказ от какой-то модели поведения, которая противоречит данной ценности.
На мой взгляд, одним из интересных признаков последних дней является появление общественных институтов и государств, отвергающих ценности. Этого не было никогда прежде в истории. Раньше государства строились вокруг определенной системы ценностей, будь то религиозные, политические или национальные. Античные демократии имели мало общего с демократиями современными; в них была жесткая система ценностей, которая не подлежала обсуждению, а принимать участие в управлении государством могли только носители этих ценностей, часто меньшинство населения. Этого больше нет; на смену им пришли государства-хамелеоны, которые не знают, почему и зачем они существуют. Не знают этого и их подданные. Все можно, но ничего не нужно. Добро пожаловать в царство победившего нигилизма.
Читайте также:
О христианстве и демократии
Не запрет, а отличие
В поисках христианской свободы
СВОБОДА, наряду с верой, любовью и истиной, является неотъемлемой частью христианства. Там, где свобода, там вера, любовь и истина процветают. Если свобода ограничена и сдавлена, то неминуемо страдают и остальные составляющие христианства (2 Коринфянам 3:17).
ОтветитьУдалитьСвобода, которую дал нам Сын Божий, для того и предназначена, чтобы мы могли проявлять нашу веру и любовь в полной мере, без ограничений, налагаемых не Богом, а людьми. При любом сознательном лишении себя такой свободы неизбежно приносится в жертву и истина. Ибо и те, кто налагает такие ограничения, делают это не по истине, а будучи ведомы заблуждением.
Там не об этой свободе. Вы же хорошо понимаете, что христианин не свободен от Христа, от Бога, от его воли, от его пути и т.д. Он связан всем этим, он раб этого. Выражение "раб Божий" очень часто встречается в Библии. Вы привели хороший пример злоупотребления понятием свободы, я вам даже благодарен за это.
ОтветитьУдалитьДовольно интересен взгляд Эриха Фромма. Он предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идет по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путем, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою самость(или Я). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм...
ОтветитьУдалитьАнтон ИМХО ты просто мешаешь или путаешь два понятия западной культуры или системы ценностей:
ОтветитьУдалитьfreedom и liberty
одно из них - несомненно - большая ценность
Совершенно неважно, каким синонимом это назвать. Можно и новое словечко придумать. Я писал о том, что западная культура - это культура нигилизма, требующая уважения ко всем точкам зрения и отказывающая любой из них в абсолютной истинности.
ОтветитьУдалитьАнтон, к сожалению, сложно согласиться с вашей довольно однобокой характеристикой западной культуры. Необходимо смотреть на вещи здраво и всеобъемлюще. В данном случае можно говорить лишь об определённых тенденциях западной культуры, а не о культуре вообще... (См. Фп.4:5).
ОтветитьУдалитьЗнаете, мне очень сложно написать всеобъемлюще. Разве что это будет толстая книга. В формате статьи я всегда пишу только с какого-то угла зрения. Может быть и другой угол, и о нем я могу написать когда-нибудь в другой раз. У светского государства есть свои плюсы, и о них я тоже писал. Но иногда я хочу поставить вопросы, не давая готовых ответов. Если кто-то о чем-то задумается, поразмышляет о том, о чем не думал раньше, вот тогда статья и достигла результата.
ОтветитьУдалитьАнтон,я с тобой полностью согласна.Свобода и демократия это не ценности.В Эдеме Адам и Ева потеряли самую важную ценность -это взаимоотношения с Богом, променяв их как раз на "свободу".Но абсолютной свободы нет в принципе.Даже о Боге нельзя сказать ,что он свободен совершенно.Потому что он и законодатель,и исполнитель своих законов.И как мы знаем, нарушить он их не может.И променяв дружбу с Богом на свободу мы знаем ,к чему это привело.Разве свобода дала человечеству блага?Нет,наоборот.В одной из своих статей под названием "Планета неверия"ты размышлял о том,что людям мешает прийти к Богу.И пришел к выводу,что это - неверие.Я думаю,что это ещё и свобода.Люди так отчаяно борются за нее и не уступят ее даже Богу.Ведь и Адам и Ева предпочли сами стать богами и решать,что добро,а что зло.Мы их потомки и нам свойственно проявлять это же желалие:быть богом,законодателем и исполнителем своих законов.Вот почему Иисус сказал,что:"Счастливы кроткие,потому что они наследуют землю."Кротость -это счастье,а счастье это великая ценность её цена превышает многие другие ценности.Люди которые не имеют в себе кротости и не хотят её развивать видят угрозу своей свободе,когда им говорят,что хочет от них Бог и что им нужно сделать,чтобы иметь с ним добрые отношения.Они предпочитают не верить в Бога, и быть его врагом,чтобы только не покоряться под его могучую руку.Они одновременно и боги в своих глазах и несчастные люди в наших.
ОтветитьУдалитьОт Allex:
ОтветитьУдалитьНе надо спекулировать понятием "свобода", что в данном случаи сделали Вы, Антон. Первая шибка в том, что в самом деле вы подошли однобоко к делу, и другая в том, что не уточнили, не дали в данном случаи определения слову "свобода" сразу, о чем будете вести речь, тоесть, не указали направленности, стороны понятия, которое обсуждаете, через что и в комментариях по праву с вами не согласны. Простая ситуация - надели на вас кандалы, отдали в рабство - вы мечтать, видимо о свободе не будете, будете рады, что Вас кормят тем, что собаки даже не едят? Так зачем Гитлера, Сталина етк. не уважать/упрекать/критиковать (ведь сомневаюсь, что уважаете...) за плохое отношение. Получается, хорошо делали - не давали людям и шагу налево ступить...
В таком случаи, о рабстве (для националиста - это захват страны, для работника - ущемление прав и т.д.): свобода - это ценность, и всегда нею была. И коммент от Denis-а об таком говорит, потому что право выбора - это свобода, и наоборот: последняя подразумевает первое, которое есть ценностью, разве не так? Если бы Вы, Антон, сказали типа того: "Американцы и т.п понимают свободу так и так - но это не настоящая свобода" - тогда и спроса бы не было с Вас. Просто в следующий раз не надо обобщать, и смотреть так узко, как в этой статье, и не будет справедливых замечаний к Вам, Антон. (И не вздумайте оправдываться - ведь свобода, судя по мнению, Вы считаете, это чуждо для Вас, Вы этим не заморачиваетесь, игнорируете, нет у Вас тогда такого права: оправдаться.)
1Кор.6:12 - о свободе, к сведению.
Для меня чужда свобода? Что вы, я большой сторонник свободы :)
ОтветитьУдалить"любовь комментирует...: ..."
ОтветитьУдалитьЛюбовь, все в общем то правильно, но основа мнения, как на меня, не правильна, ведь не свобода мешает людям прийти к Богу, а их эгоизм, их нежелания подчиняться, игнорируя то, что они зависимы даже от своего тела. Это не одно и тоже: свобода и неподчинение. Просто людям претит то, и это естественно, что им кто-то что-то указывает делать/не_делать. А что не естественно, но что есть - это не желания отвечать за поступки. Бог не указывает, а дает выбор, и просит - но это не всем дано понять, и не все имеют желания понять; наоборот, они имеют желания, коим и подчиняются (а значит, уже не свободны), следовать своим прихотям. А свобода - это просто возможность делать одно или другое, данная нам Богом, или другим властвующим лицом. (Адама Бог не мог заставить жить, да еще и вечно, иначе у него бы не было свободы. Он ждал его выбора, как он воспользуется этой своей свободою, правом выбора). Золотое Правило Иисуса - это та свобода, те рамки, которые даны Богом, и есть естественные.
В "Википедии" такое определение: "Свобода — это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе. (см. также Степени свободы).
ОтветитьУдалитьВ определенном смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».
В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности".
Всвязи с этим весьма интересны слова из Библии:"Вы, братья, призваны к свободе; только не употребляйте эту свободу на потворство плоти, но любовью служите друг другу, как рабы. 14 Весь Закон выражен в одном высказывании, а именно: «Люби своего ближнего, как самого себя». 15 А если вы друг друга грызёте и поедаете, то смотрите, как бы вы не уничтожили друг друга.
16 Говорю вам: поступайте по духу, и вы не будете исполнять никаких плотских желаний. 17 Плоть по своим желаниям против духа, а дух против плоти. Они друг другу противятся, так что вы не делаете того, что хотели бы делать. 18 Если же вы ведомы духом, то вы не под законом".(Галатам 5 гл).
И именно поэтому написано: "Иегова — это Дух, а где дух Иеговы, там СВОБОДА". (2 Коринфянам 3:17, ПНМ).
ОтветитьУдалитьИменно поэтому, дорогой Антон, большинство людей в организованных (людьми) религиях "лишены свободы" в истинно библейском понимании (т.к. часто вынуждены поступать не по духу Отца, а по законам людей, управляющих данной конфессией). Да и в "Википедии" фраза: "Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта" не лишена смысла. Всего вам доброго...
ОтветитьУдалитьДорогой Денис, в вашей интерпретации свободы люди были лишены ее и в христианском собрании первого века, и в древнем Израиле, и абсолютно везде. Кому-то надо подчиняться, кого-то слушаться, караул! И вам тоже всех благ.
ОтветитьУдалить"Будьте как свободные, но распоряжайтесь своей свободой как рабы Бога, а не используйте её для прикрытия зла". (1 Петра 2:16)
ОтветитьУдалитьВозможно,некоторые моменты в статье спорны или недоработаны, но в целом,автор хорошо подметил особенности не только западного, но и нашего общества.На самом деле процветает отрицание каки-либо нравственных норм и вседозволенность.Причем государство,потворствует всему этому,судя по тому тлетворному потоку,который льется из СМИ.Вот он-один из ликов свободы.
ОтветитьУдалитьМожно все ,но не нужно ничего :-D хорошо подмечено. Можно все ,но не нужно ничего :-D хорошо подмечено. Vek82men
ОтветитьУдалитьА я согласен с Антоном. Действительно, абсолютной свободы просто не существует, и человеку просто необходимы рамки и ограничения. Результат их отсутствия мы видим воочию - повсеместная деградация. Я лично знаю людей, которые одни вещи (в данном случае гомосексуализм) лет 20 назад считали преступлением, а сейчас эти же люди эти же вещи считают "естественными"... Библия тоже не говорит об абсолютной свободе - она устанавливает четкие рамки для христиан в принципиальных вопросах. Ну а в непринципиальных - дело вкуса.
ОтветитьУдалитьЯ не стесняюсь назваться, просто еще не научился как это делать.Извените. На одном из конгрессов мне доверили подготовить речь о свободе. Когда готовился просто рыдал над материалом. Когда читал текст уже перед микрафоном, как ни старался всё равно прослезился, а со мной и многие в зале. Я понял ещё при подготовке материала, что несвободными нас делает эта система, САТАНА и присоединившиеся к нему мятежники. Очень жаль что руководимые САТАНОЙ мятежники поставили человечество на порог самоуничтожения.
ОтветитьУдалитьВеришь-есть,не веришь-нету.
ОтветитьУдалитьЯ немного шокирована выводами: свобода - не ценность.Если Вы ее цените, значит это для Вас ценность.Может проблема западного общества, что кроме свободы ценностей других нет? Объясните мне пожалуйста. В энциклопедии понятие "ценность" другое "Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо."
ОтветитьУдалитьСвободы больше чем отвел Бог, быть не может. Если где-то больше отхватишь, где- то автоматически убудет (Адам и Ева стали сами решать, что добро,а что зло и стали рабами греха)
Я не ценю свободу просто так, потому что я не хочу и не могу жить в вакууме. Такая свобода для меня, конечно же, не ценность. Вообще, разговоры о свободе часто беспредметны. Сначала важно прояснить: свобода от чего? Например, вы находитесь под властью закона гравитации. Для вас свобода от этого закона – ценность? Вы ее цените? Вряд ли. Для вас подчиненность гравитации – естественное состояние, для которого вы были созданы. Если говорить о моральных вопросах, то является ли ценностью свобода от Бога, от его руководства и власти? С точки зрения Библии, нет, это не ценность, и такая свобода пагубна. Христианин ценит свободу, скажем, от греха, но избегает свободы от Бога.
УдалитьБолее того, как я хотел показать в этой статье, современное западное общество продвигает не свободу от чего-то конкретного, а свободу просто так, свободу как самостоятельную ценность. Это та самая свобода в вакууме, которая не имеет смысла. В погоне за такой свободой многие давно забыли, от чего изначально они хотели освободиться. Они уже не помнят этого, но продолжают говорить о свободе. В этом смысле свобода больше похожа на вседозволенность, на стремление не иметь над собой никаких авторитетов, на стремление освободиться от ценностей и не иметь вообще никаких ценностей. Такая свобода прямо противоположна ценностям, во всяком случае, если мы говорим о позитивных ценностях. Ну или свобода – негативная ценность, ценность отрицания, иначе нигилизм.
Неправда! В современном и любом смысле, Свобода - это способность свободно действовать в рамках закона. Если мы кажем о естественной, данное богом свободу, то ее ограничивают законы физики-природы, а если речь идет о свободе человека, то она ограничена законами людей. Свобода позволяет тебе читать то, что ты хочешь, а если бы ее не было ты не читал то, что тебе дадут, свобода дает тебе возможность выбора пищи, а если бы ее не было, то ты бы ел, что дадут ли позволят. Если для тебя свобода не ценная, слушай только меня и будь моим рабом, а если ты скажешь, что сам выбираешь кого слушать и кому подчиняться, то это уже проявление Свободы выбора, и получается что ты постоянно пользуешься Свободой, но не ценишь ее. Это как в басни про свинью под дубом, где ты играешь роль свиньи, а свобода - это дуб.
ОтветитьУдалитьНичуть не возражаю тому, что вы написали. Что именно неправда? Конечно, свобода нужна и важна. Но для чего? Для того, чтобы выбрать то, что мне нужно, и жить так, как я хочу. Поэтому свобода не является целью сама по себе. Свобода – это средство достижения нужных мне целей. Как дорога. Дорога не нужна сама по себе. Она нужна только для того, чтобы прибыть в какой-то пункт назначения.
Удалить