Противники использования
имени Бога часто приводят следующий стих об Иисусе Христе: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Значит ли это, что имя Иисуса выше имени его отца и каким-то образом вытесняет его? Рассмотрим стих в контексте:
На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, Да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:5–12).
Петр обращается не просто к евреям, а к «начальникам народа и старейшинам израильским». Вряд ли стоит объяснять, что эти люди уже поклонялись Иегове – единому истинному Богу, и Петр нигде не пытается переубедить их в этом и склонить к поклонению какому-то другому Богу. Он не предлагает им
поменять Бога или религию. Однако он обращает внимание этих иудеев на то, чего еще им недостает – веры в Христа. Без этой веры они не могли спастись, что бы ни делали. Было недостаточно ни просто верить в Иегову, ни исполнять Моисеев закон. Конечно же, Петр был совершенно прав, указав на то единственное, что им не хватает для спасения. Апостол пытался донести до своей аудитории, что только Христос – а не, скажем, Моисей – является ключом к спасению, причем единственным ключом. В этом смысле Христос выше Моисея и любого другого религиозного авторитета.
Это очень простое высказывание, смысл которого – подчеркнуть обязательность веры в Христа для спасения. В нем нет никакой заместительной логики и тем более никакого покушения на авторитет Отца Иисуса. Но для понимания этого высказывания мы должны понимать логику евангельского учения о спасении. Конечно, имя Христа – единственное, которым мы спасаемся, потому что до появления этого имени спасение было недоступно. Люди не могли примириться с Иеговой и восстановить нарушенные отношения с ним, сколько бы ни призывали его имя. В этом смысле можно сказать, что одним лишь именем Иеговы спастись было нельзя. Рассмотрим другие тексты на эту тему:
Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (Деян. 13:38–39).
Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа (Рим. 3:20–22).
Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2:16).
Как видим, как бы мы ни угождали Иегове, даже исполняя его закон (имеется в виду Моисеев закон) до последней буквы, без веры в Христа все это бесполезно. Спасение достигается только благодаря истинной жертве истинного Агнца – Иисуса. Это единственное имя, ведущее к спасению, к примирению с Богом, к возвращению в его духовную семью. Все эти фрагменты, включая Деян. 4:12, говорят об одном и том же, у них общая логика и общий контекст. Конечно, ни в них, ни где-то еще в Библии не говорится, что имя Иисуса должно вытеснить имя Иеговы. Хотя бы потому, что имя Христа нам дал Иегова – обратим внимание на слова «данного человекам».
Очень важно понимать, что Христос, его жертва, его искупление наших грехов, – все то, что символизирует его имя, – является даром, подарком нашего небесного Отца человечеству (Иоан. 3:16). Но разве, получив подарок, нужно забыть дарителя? Неужели подарок вытесняет дарителя? Если мы понимаем систему взаимоотношений «Бог – Христос – человечество», мы никогда не придем к таким абсурдным выводам. В этой системе у Иисуса роль, во-первых, дара (Рим. 6:23), во-вторых, посредника (1 Тим. 2:5). Понятие дара подразумевает наличие дарителя. Понятие посредника подразумевает наличие двух сторон, между которыми он посредничает.
Другой пример. Директор фирмы нанял опытного и известного бухгалтера, чтобы он решил финансовые проблемы предприятия. И вот он представляет его своим подчиненным: «Это Иван Иванович, он решит все наши проблемы. В нем вся наша надежда. Иван Иванович –
единственное имя, от которого зависит выживание нашей фирмы». Будет ли это означать, что имя самого директора можно больше не употреблять? Игнорировать его? Забыть о его существовании? Конечно, нет. В конце концов, именно директор нашел и нанял этого бухгалтера. И он продолжает оставаться директором.
Иисус тоже не появился из ниоткуда, не назначил сам себя. Он пришел по заданию своего Отца, он принес
его учение, выполнял
его волю. Он даже сказал, что его учение – не его, а пославшего его (Иоан. 7:16). Почему носитель «единственного имени» прямо признает, что несет не свое учение, а чье-то чужое? Только потому, что он исполняет волю Иеговы точно так же, как и другие праведные личности во Вселенной. И то, что именем Иисуса мы обретаем спасение, тоже является частью этой воли. На каком же основании мы забываем об Авторе нашего спасения и пренебрегаем его именем?
Вспомним также один из важнейших и ключевых стихов всей Библии. Он тоже относится к обсуждаемой теме:
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Иоан. 14:6).
Обратим внимание,
Иисус – путь, а цель этого пути – его Отец. Иисус не является целью сам по себе, но лишь средством достижения этой цели. Через него мы приходим к Иегове, примиряемся с ним, обретаем истину и в конечном итоге жизнь. Эта цель – единственный смысл этого пути. Если мы понимаем это великое высказывание Христа, у нас никогда не будет проблем с пониманием Деян. 4:12. Но когда слушаешь некоторых сторонников аргумента о вытеснении одного имени другим, складывается впечатление, что им нужен путь просто ради пути, а цель пути их не интересует. Но если мы не идем к правильной цели, значит мы или сбились с пути и заблудились, или перепутали старт с финишем, или вообще забыли, зачем и куда идем. Христианский путь потерял для нас смысл, превратился в форму без содержания, в имитацию, фарс.
Сторонники этого аргумента пытаются столкнуть имена Сына и Отца, навязать им конкуренцию, как будто может быть только или одно имя, или другое, но ни оба вместе. Но в Библии между этими именами нет никакой конкуренции. Например, в Отк. 14:1 мы читаем:
И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
Хотя эти люди стоят рядом с Иисусом, на челах (лбах) у них написано имя не Иисуса, а его Отца. И Иисус, по всему видно, не обижается.
В другом стихе имена Иеговы и Иисуса упоминаются вместе:
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое (Отк. 3:12).
Мало того, что Иисус здесь четыре раза называет Иегову «моим Богом», он еще и собственноручно «пишет» сначала имя Иеговы, а затем свое собственное. Вы видите здесь конкуренцию между этими именами? Я – нет. Но я вижу глубокое уважение Иисуса к имени своего Отца. (Кстати, это один из вариантов ответа на аргумент, что в Новом Завете якобы не упоминается имя Бога. Как видим, оно «упоминается» не один раз. Не упоминается только его произношение – это уже другой вопрос, и кстати, тоже
спорный.)
В конце концов, сторонники этого аргумента должны быть последовательны: если из-за Деян. 4:12 мы не должны использовать имя Иегова, тогда мы не должны использовать никакое другое имя в Библии, будь то Моисей, Ной или Лазарь. Ведь этими именами мы тоже не спасаемся. Но если мы можем использовать все эти имена, тогда почему не можем использовать имя отца Иисуса? Чем оно хуже других? В конце концов, неважные слова не пишут на лбах.
Читайте также:
Тетраграмматон в Новом Завете
Да не слышится оно из уст твоих
Имя Бога в русской культуре
***В конце концов, сторонники этого аргумента должны быть последовательны: если из-за Деян. 4:12 мы не должны использовать имя Иегова, тогда мы не должны использовать никакое другое имя в Библии, будь то Моисей, Ной или Лазарь.***
ОтветитьУдалитьАнтон, а Вам не кажется, что Вы в своей священной неприязни к оппонентам слишком уж перегибаете палку? По факту вы пользуетесь ровно той же логикой, что и укоряющие вас в неиспользовании икон православные - мол, если нельзя делать изображения, как повелел Бог, то откажитесь от картин, фотографий и прочее, и прочее.
Никто из Ваших оппонентов не утверждает, что Имя Отца использовать нельзя. (Во всяком случае, я такого не читал, если нетрудно, укажите, кто и где так заявляет.) Но я читал немало мыслей такого плана: к Отцу невозможно обращаться "через голову" Сына. И в контекст слов Господа в Иоанна 14:6 это вполне укладывается.
Кроме того, Христос в Писании назван ХОДАТАЕМ, то есть Заступником, особенно, если мы согрешаем перед Богом. Согласитесь, если Вы в реальной жизни желаете, чтобы кто-то за Вас заступился перед кем-то, то Вы прежде всего обратитесь именно к ЗАСТУПНИКУ. Было бы нелепо, если бы Вы, например, написали обращение в суд, указав, чтобы судья вынес решение в Вашу пользу во имя Вашего адвоката: ведь для того, чтобы пользоваться услугами адвоката, Вам надо обратиться именно к АДВОКАТУ, а не к судье.
Или моя логика хромает?
Надеюсь на понимание.
Почти все наши оппоненты не любят имя Бога, не используют его и ассоциируют исключительно с нами, вредными сектантами. Исключения встречаются очень редко. Буквально недавно в католической церкви, например, было прямо запрещено использовать его в богослужении. Однажды редактор одного пятидесятнического сайта согласился опубликовать мою статью только при условии, что я уберу из нее все имена Бога. Во многих переводах Библии имя Бога не встречается ни разу. Такие примеры можно приводить до бесконечности. Вы наверняка знаете их сами.
УдалитьВаша логика хромает. Иисус заступник, а не слушатель молитв. Мы нигде не читаем, что раз Иисус заступник, то ему нужно молиться.
По поводу имени Бога Вы не забывайте, пожалуйста, что имеете дело с тринитариями, которые почитают Христа как Иегову.
УдалитьЧто противоречит учению о Троице. Это учение гласит, что Христос - это одна личность, а Иегова - другая. Обычно я исхожу из того, что мой гипотетический собеседник об этом знает.
УдалитьУчение о Троице разделяет Отца и Сына, однако полагает, что у них Одна Сущность, суть которой и выражается в Тетраграмматоне. Впрочем, здесь это оффтоп, если что, извиняюсь.
УдалитьТо есть тетраграмматон относится не к личности, а к сущности? Это интересная мысль, но я не встречал ее в православных догматах.
УдалитьЯ встречался с подобными размышлениями в очерках "Неименумое Имя" православного богослова Юрия Вестеля. Кроме того, похожие рассуждения есть в книге "Тетраграмматон" гебраиста Игоря Тантлевского, переводившего кумранские рукописи.
УдалитьЗдорово, одно имя у двух разных личностей.
УдалитьАнтон Чивчалов 24.09.2012, 17:03:00
Удалить"Почти все наши оппоненты не любят имя Бога...Однажды редактор одного пятидесятнического сайта согласился опубликовать мою статью только при условии, что я уберу из нее все имена Бога"
-верно подмечено.ю Я это называю иегофобией.
Я бы добавил что иегофобы даже если произносят имя для обсуждения ненужности произнесения то произносят иЕгова - ударение на второй слог. Даже правильно произнести не хотят так шипят ненавистью.
Животная ненависть проявляется так же к журналу СИ. Был свидетелем такой сцены.
Один баптист взял один си-шный журнал у одной СИ чтобы что-то там опровергнуть. Так он так измял журнал, скатал его в такую тонкую плотную трубку что журнал превратился в рулон мятой туалетной бумаги.
Та женщина просила его не портить журнал, он извинялся, прекращал мять на короткое время, а потом опять автоматически начинал его мучать. Сворачивал вдоль, разворачивал, потом поперек сворачивал-разворачивал.
А потом достал из своей сумки еще несколько жутко замучанных журналов в которых он раньше понаходил какие-то неправильности.
А вся остальная баптисткая литература и Библия были в обычном нормальном состоянии.
С тем что одно имя у обоих даже я согласен. Хотя не уверен на все 100.
УдалитьКогда в ВЗ являлся ангел, который, как я понимаю, Михаил, то его называли Иеговой и говорится о нем как о Иегове.
И вообще по-моему все явления Иеговы на самом деле проявлялись в виде явления ангела. Он же "Ангел лица". Ибо "имя Мое в нем". "Славнейшее унаследовал имя" - все это о нем же.
Даже за занавеской в скинии с Моисеем разговаривал этот ангел, а не сам Бог напрямую.
Ну да, просто как посредник, говорящий от имени Бога. Ангелы часто это делали. Но утверждать, что у каждого ангела имя Иегова - это жуткая богословская инновация.
УдалитьАнтон, Имя, особенно в то время, означало не набор букв, или отличающим одну личность от другой(а тем более, Бог один от кого его отличать?), имя Иегова не просто 6 букв, это большое определение того, что Он из себя представляет,кем он является и т д, если для вас имя Бога это только название...? почитайте по внимательнее еврейские писания(ветхий завет) и посмотрите какими еще именами именуется Бог.....там не названия там определения.....
УдалитьВ том-то и дело, что слова типа "господин", "отец" и даже "бог" - это определения, или эпитеты. Еще более точно - имена нарицательные. Их можно употребить по отношению к любой личности в зависимости от контекста. А имя собственное тем и отличается, что относится только к одной-единственной личности, позволяет однозначно указать на эту личность вне зависимости от контекста. Это изучается, кажется, классе в пятом общеобразовательной школы. У того Бога, которому поклонялись древние евреи и ранние христиане, может быть бесконечное число эпитетов, но личное имя только одно. В Библии вы не найдете фразу "имена Бога" во множественном числе, но всегда только "имя Бога". Только одно имя было запрещено употреблять всуе в Десяти заповедях, а не несколько. Только одно имя евреи позже вообще перестали произносить, а не несколько. Теория о разных именах Бога очень молодая по историческим меркам, ее придумали христианские теологи совсем недавно.
Удалитьг-ну Анонимному, который писал : "... имя Иегова не просто 6 букв, это большое определение того, что..."
Удалить?? Откуда Вы взяли ШЕСТЬ букв? Что ли из русско-адаптированного слова "Иегова"? Почитайте хотя бы Антона. Даже Антон правильно говорит, что это не имя в обычном понимании, а ТЕТРАГРАММА, т.е. аббревиатура из 4-х заглавных букв еврейского языка, обозначавших у евреев ЭПИТЕТЫ, относящиеся к нашему Богу. Так что, скорее, не 6 букв("Иегова"), а 4 ("IHVH"יהוה) буквы!
Из которых в последние 2000 лет богословы пытались, вставляя для удобства гласные, сконструировать УДОБОПРОИЗНОСИМЫЕ имена. Ягвэ, Яхве, Иегова(Jehova) и т.д.
Ссылочка прям на вскидку - www.eleven.co.il/article/14096 (-электронная еврейская энциклопедия)
Это не мы,православные мракобесы, выдумали. Это сами евреи пишуть. Справедливости ради скажу, что я,православный, с абсолютным трепетом отношусь к имени Иегова(Сущий,Тот Который есть), а так же к имени Саваоф (Цеваот-Господь воинств), а еще нашего Бога есть имя Чудный.
Антон, я в чем-то ошибся?
//Василий
Разве что в том, что тетраграмматон - это эпитет. Это не эпитет, а имя собственное. Для примера: "инженер" - эпитет, "Иван Петрович" - имя собственное.
УдалитьАнтон, а фамилия - это имя собственное или эпитет?
УдалитьВасилий! Спасибо что вы хоть имя свое назвали. Легче вас отличать от других анонимов.
УдалитьРади всех святых, объясните зачем вы дали ссылку на еврейскую энциклопедию?
www.eleven.co.il/article/14096
Где там говорится о том что "Иегова" - эпитет? Или что вы хотели в этой ссылке показать?
Антон! Разве кроме эпитета Василий больше ни в чем не ошибся?
УдалитьВасилий! Как вы умудрились приравнять имя Иегова и Саваоф?
Это все равно что космонавтов приравнять с филателистами.
Саваоф - это клинически бредовая искусственная подделка. Это даже не эпитет а приставка к имени. Иегова Воинств. Саваоф всегда идет после Иегова в связке.
Петр Первый. Первый - это не то же что петр. Это приставка. А Петр - имя.
Саваоф - это не переведенное на русский имя нарицательное. А Иегова - наоборот не переводимое ни на какой язык имя собственное, которое иегофобы наоборот перевели как "Госопод".
Все части имени являются именами собственными. Хотя конечно, они могут совпадать с некоторыми именами нарицательными, что особенно часто бывает в некоторых языках (например английском). Но это уже совсем другой вопрос.
УдалитьАнтон! Если Саваоф часть имени то Первый тоже у Петра первого часть имени. Но при переводе на другие языки Петр не переводится а Первый переводится. Но уж тем более никакой обкуренной сивой кобыле не придет в голову только "Первый" - использовать как имя Петра Первого.
Удалить"Саваоф" не часть имени. Это, как вы правильно сказали, обычное существительное "воинства".
Удалитьг-ну Анонимному 19:05 - конечно по русски ИЕГОВА 6 букв(или я не прав? Антон?) в идеале 4(тетраграмма) еврейских буквы, точного произношения никто не знает до сих пор,не нужно к этому придираться, я в комментарии имел ввиду другое, что это имя не просто набор букв(хот 4, 6 или 10) , Иегова РАСКРЫВАЕТ себя в этом имени......
УдалитьПример с бухгалтером, кстати, не вполне корректен, Антон. Бухгалтер - это не винтик в системе управления предприятием. И если Вы, например, желаете решить финансовый вопрос, то обращаться будете прежде всего к БУХГАЛТЕРУ, а не к директору напрямую. Более того, если Вы попробуете, что называется, нарушать субординацию, директор вас в лучшем случае отправит к бухгалтеру же, а то и просто выставит за дверь кабинета, дабы Вы поразмыслили над корпоративным регламентом предприятия.
ОтветитьУдалитьНе существует 100-процентно точных аналогий, в любой аналогии есть нюансы, не полностью подходящие к иллюстрируемой мысли. Главное понять общую мысль, а не придираться к деталям.
УдалитьО, этот вечный аргумент о том что Бог так занят, у него так много дел, что он не может сам слушать наши молитвы, и назначает заместителей. Да разве так трудно понять, что он Всемогущий! Друзья, наш Бог - Всемогущий, Всеведущий и т.д.! Он не директор в кабинете с заместителем и секретаршей.
ОтветитьУдалитьОднако же Он, Всемогущий, использовал в качестве посредника между Собой и Аароном Моисея, а Аарона - в качестве посредника между Моисеем и народом, а также Моисеем и фараоном! К чему все эти посредники, если Он фактически не нуждается в них?
УдалитьКонечно, он часто использует посредников и разных исполнителей, хотя бы ангелов. Но мы нигде не читаем о том, что он кому-то поручает функцию слушания молитвы.
Удалить"Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю"(Иоанна 14:14, в переводе Кассиана и буквальном переводе Одинцова)
УдалитьТеперь посмотрите оригинальный текст, даже не обязательно Весткота-Хорта, можно и Стронга. Там нет слова "меня".
УдалитьЕсли мне не изменяет память, то даже у Весткотта-Хорта греческое местоимение me присутствует, хотя и взято в скобки. Видимо, часть рукописей все-таки использует это слово.
УдалитьНу и наконец есть ряд других мест в НЗ, в которых говорится о молитвенных обращениях к вознесенному на небеса Сыну со стороны Его учеников (1 Иоанна 5:13-15; Деяния 1:24; 2 Кор. 12:8, 9; и т.д.).
Зачем полагаться на память, посмотрите, например в программе "Цитата из Библии". Даже Синодальный перевод признает, что там нет "меня". Ни в одном из трех приведенных вами мест не говорится, что молились именно Иисусу. На самом деле в НЗ есть только одно место, похожее на молитву Иисусу - Деян. 1:59. Но это была нестандартная ситуация, потому что Стефан лично видел Христа. Соответственно, он прямо обращался к тому, кого видел. Это не была типичная молитва.
УдалитьЭто правда, текст Весткотта-Хорта добавляет слово в скобках, как возможное , но сомнительное. Кодекс Безы, Александрийский кодекс и Итала (старая латинская Библия) не содержат местоимение "меня". Также это находится в согласии с Иоан. 15:16 and 16:23.
УдалитьP66, Синайский, Ватиканский и Вашингтонский кодексы, Вульгата, Пешитта и Филоксенова-Гераклейская сирийские версии содержат местоимение.
Да он Всемогущий и все может сделать сам. Но он из любви к людям позволяет им быть Его глашатаями, что весьма почетно!
УдалитьОбратите внимание:
"Как только он приблизился к спуску с Масличной горы, всё множество учеников стало радоваться и громко восхвалять Бога за все могущественные дела, которые они видели, 38 говоря: «Благословен Тот, кто идёт как Царь во имя Иеговы! Мир на небе и слава тому, кто в вышине!» 39 Однако некоторые фарисеи из толпы сказали ему: «Учитель, усмири своих учеников». 40 Но он сказал в ответ: «Говорю вам: если они умолкнут, то камни закричат»." (Луки 19:37-40)
Иегова мог обойтись и без людей, он мог "вырулить" ситуацию как угодно - даже камни бы закричали. Но он таким образом оказывает честь людям, позволяя им исполнять его повеления.
HTensai, превосходно, так что же мешает из той же любви сделать Христа настоящим, а не формальным Заступником за людей? Чтобы они обращались к Нему с просьбой заступиться за них перед Богом?
УдалитьРазве не обращались, к примеру, древние евреи к священнику, чтобы тот молился за них в храме? Обычный первосвященник молился пред Богом за весь народ, то есть служил заступником. А чем хуже Христос?
Он ничем не хуже. Просто в Библии не написано, что нужно молиться Христу. Может быть, еще проще молиться местному батюшке или соседке тете Клаве, но правильно ли это с точки зрения Библии? Вот главный и единственный вопрос.
УдалитьАнтон, в Писании описаны случаи, когда согрешивший просит и умоляет служителей Бога помолиться за него, чтобы Бог грешника помиловал (например, колдун Симон, который хотел купить Святой Дух за деньги, просил апостолов об этом). Да и сами апостолы учили молиться друг за друга, разве нет?
УдалитьЕсли, например, Ваш брат по вере попросит Вас помолиться лично за него — Вы же не расцените это как посягательство на "Божье"? Почему же нельзя просить Христа о заступничестве?
То есть, для вас молитва Богу и разговор с другим человеком одно и то же. Если можно разговаривать с другими людьми, то и молиться можно кому угодно? Удивительная логика.
Удалить3:14,15 Hebrew
ОтветитьУдалитьוַיֹּאמֶר אֱלֹהִים אֶל־מֹשֶׁה אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה וַיֹּאמֶר כֹּה תֹאמַר לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל אֶהְיֶה שְׁלָחַנִי אֲלֵיכֶםוַיֹּאמֶר עֹוד אֱלֹהִים אֶל־מֹשֶׁה כֹּה־תֹאמַר אֶל־בְּנֵי יִשְׂרָאֵל יְהוָה אֱלֹהֵי אֲבֹתֵיכֶם אֱלֹהֵי אַבְרָהָם אֱלֹהֵי יִצְחָק וֵאלֹהֵי יַעֲקֹב שְׁלָחַנִי אֲלֵיכֶם זֶה־שְּׁמִי לְעֹלָם וְזֶה זִכְרִי לְדֹר דֹּר
_________________________________
Исх 3:14 Бог сказал Моисею: Я есмь Тот, Который есмь; и сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.
15 Еще сказал Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Иегова, Бог отцев ваших, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковлев послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и вот именование Мое из рода в род.
__________________________________
http://ru.wikisource.org/wiki/Библия_(Макарий)/Исход#.D0.93.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_3
___________________________
Хоть честно перевел православный Макарий.
Сущий( Я буду) - אֶהְיֶה
Иегова - יְהוָה
_______________________
И явно, что имя которое на веки, это не смена его на обыкновенное человеческое.
Мал.3:6
Ибо Я - Иегова, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.
___________________
Иак.1:17
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
______________________
Так как Бог и Отец - Иегова просто неизменен в Своих словах.
Я не изменяюсь, это не об имени речь идет. а об обещаниях Бога.
УдалитьА сам Бог изменяется. Например, делится на три части.
УдалитьА Он всегда был из Трех.
УдалитьБыт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему..... бог ясно говорит во множественном числе.
Где здесь написано, что одна часть Бога обращается к другой части? Здесь всего лишь написано, что Бог обращается к кому-то и по всем правилам грамматики использует множественное число. Заглавную букву дописали уже находчивые синодальные переводчики.
УдалитьА что Юра хотел сказать? Объясните. Кому он отвечает то?
УдалитьЮра написал, что имя - которое на веки, это не смена его на имя человеческое Иисус.
УдалитьУчил ли апостол Петр, что имя Христа заменяет имя Иеговы?
Удалить____________________________
Лев, Юра отвечает по теме, а не кому-то и что имя которое на ВЕКИ, это не смена его на имя человеческое.
Слава Иегове Богу, что Он помогает автору статьи так хорошо рассуждать и излагать мысли. 5+
ОтветитьУдалитьДа... у меня бабушка таки-уперлась в этот стих... и библию читает и имя Иеговы признает, но вот уперлась в Иисуса и дальше никак! Он для нее стал выше Иеговы! На пути к Богу уперлась в его посредника. Это как если бы на пути к дому остановиться у моста через реку, ведущую к этому дому и утверждать, что мост - это уже дом.
ОтветитьУдалитьТак и имя Иисус или Иеговашуа - теофорное, то есть содержащее укороченную тетраграмму. Это даже Православные признают - http://www.beebible.narod.ru/imya-iisusa.html
УдалитьИсх.3:14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
ОтветитьУдалить_______
Вот говорит Иегова. Я емсь - Сущий( Иегова).
Иоан.8:58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я - Я есмь.
_______
Иоан.8:25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
_______
Это же говорит и ИИсус, - Я есмь - Сущий (Иегова).
Да, если читать Синодальный завет, то троицы там нет разве что в предисловии. История с "сущим" - это вообще анекдот. Я подробнее писал об этом здесь.
УдалитьДействительно, огромная польза от Антонова блога. Этот Аноним действительно мог бы никогда и не узнать таких простых вещей. Именно простых.
УдалитьТьфу, написал Синодальный завет. Перевод :(
УдалитьСпасибо Антон. Понравились твои рассуждения об имени Бога и роли Иисуса. Доходчиво.
ОтветитьУдалитьСолидарна с Димой,спасибо Антон,очень толково рассуждаешь не только об имени Бога,об Иисусе,вообще любую тему,касающуюся Библии,умничка очень нужная и своевременная информация.
УдалитьМного я книг прочитал. Встречались и такие, где персонажи называли себя то одним именем то другим. Часть из этих персонажей-бандиты, другая-шпионы, остальные-подпольщики. Читая Священное Писание(причём в нескольких переводах, а првая библейская инциклопедия мной прочитанная-это"Полная популярная Библейская энциклопедiя, въ 4-хъ выпускахъ. Москва. 1891 г." репринтное издание1991г.)ни где не встретил сообщений, где Иисус выдаёт себя за когото другого. Вы ведь здравомыслящие люди. Для чего Творцу, САМОЙ МОГУЩЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ во всей вселенной скрывать себя под чужими личными данными. Это в сказках, добрый король(халиф, царь и т.д., в общем правитель) переодевается простолюдином и идёт в народ с личной инспекцией(ведь его сановники и ревизоры ему врут). Жизнь не сказка. Мне простому человеку важно понять зачем Иегове выдавать СЕБЯ за Иисуса или указывая на Иисуса говорить "это Я". Тринитарии напускают туману, и пытаются доказать , что Иегове есть что от меня скрывать. В Библии наоборот говорится, что любящий Творец СЕБЯ открывает. А они заладили"ТАЙНАТАЙНАТАЙНАТАЙНА".Виталий.
ОтветитьУдалитьВиталий, не сочтите за наезд, но потрудитесь выражать свои мысли более оформленно.
УдалитьУ Свидетелей Иеговы тоже есть "тайна", которая "велика есть", однако они свято веруют в нее, несмотря на то, что практически все остальные люди (не-СИ) придерживаются обратного мнения.
Виталий не об этом хотел сказать. Свидетели Иеговы отличаются тем, что любое положение веры они базируют на определенной библейской аргументации, системе доказательств (правильная она или нет - вопрос другой). Они не предлагают просто принять что-то на веру и не стараться понять, потому что это выше нашего понимания и понять невозможно, как в православии в некоторых учениях.
УдалитьНу так и православные поступают ровно так же, учение о Троице они основывают на Библии, присовокупляя к ней толкование своих религиозных лидеров. Точно так же, как и СИ присовокупляют толкование своих лидеров. Ничего странного, все религии так устроены.
УдалитьДа уж, вы совершили переворот в религиоведении :) Но если серьезно, толкование толкованию рознь. Можно толковать Библию так: "Этот стих нужно понимать так, потому что такой-то стих говорит эдак, а контекст требует того-то и того-то, следовательно, мы получаем то-то и то-то". А можно толковать Библию так: "Этот стих нужно толковать так, потому что этому учит Церковь, Священное Предание и Святые Отцы, и вообще это тайна, и если вы хотите понять ее своим умишком, то вы еретик". Чувствуете разницу?
УдалитьCпасибо Антон за статью,всё очень ясно и логично,удачи тебе и благославений от Иеговы
ОтветитьУдалитьСпасибо Виталий и за ваши здравые рассуждения, очень приятно следить за ходом ваших рассуждений... успехов и вам
УдалитьАрсен Петросян.
Антон, именно первым предложенным Вами методом и пользуется православная Церковь. И если и говорит, что "так учит Церковь", то лишь только потому, что так учили апостолы (подтверждение тому находим в Писании), их ученики, ученики их учеников и так до сегодняшнего дня - это основная аргументация "Так учит Церковь" по крайней мере Церкви православной.
ОтветитьУдалитьВ каких-то моментах да, но не во всех. В отношении Троицы прямо признается, что это тайна, парадокс, понять ее нельзя, нужно просто принять на веру и все.
УдалитьТроица и Неведомый Бог, которому стоял в Афинах жертвенник одно и то же лицо. Так как оба ТАЙНА.
ОтветитьУдалитьВот и выходит что святой апостол Павел проповедовал Троицу, ибо не подвластно простому человеческому разуму, ввиду свойственной ему греховности, кроме разума апостольского, просвещенного, понимание сей истины :)
УдалитьК вопросу о троице и несотворенности Иисуса . Тут уже много было доводов и в коментах и в статье , но читая Библию нашел еще . Откровение 3:12-14 "Я напишу на нем Имя Моего Бога и имя города Моего Бога - нового Иерусалима , который исходит с неба от Моего Бога, и мое новое Имя...... Вот что говорит Тот , чье Имя Аминь , Свидетель Верный и Истинный , НАЧАТОК ТВОРЕНИЯ БОЖЬЕГО".... Как говорится имеющий уши услышит !
ОтветитьУдалитьРоман, Там стоит слово архе с артиклем. Его нужно переводить как Начальник творения божьего. Чувствуете разницу??? Начало, источник, причина творения божьего. Вы привели еще одно место писания, где прямо говорится о Божестве Господа нашего Иисуса Христа.
УдалитьСловарь показывает, что это слово означает "начало, основание, происхождение". Артикль вряд ли меняет это значение столь круто, как вы предлагаете. Прямое и естественное прочтение - "начало творения", любой другой вариант будет сильно богословски ангажирован.
УдалитьНапомню вам что этот архи с артиклем перевели не как начальник и не как источник а как НАЧАЛО не Антоны Чивчаловы а великие православные тринитарии!
УдалитьАнтон,меня зовут Арсен Петросян.Я являюсь Свидетелем Иеговы.Хочу сказать,что я с интересом и большим удовольствием проследил за ходом этой переписки.Я очень укрепился в вере.Благодарен Иегове за то,что нашёл твой "Библейский Уголок".Спасибо и тебе за твои усилия.Благословений Иеговы тебе.
ОтветитьУдалить....в то время как ты простираешь свою руку, чтобы исцелить, и именем твоего святого служителя Иисуса совершаются знамения и предзнаменования.(Деяния 4:30)
ОтветитьУдалить********************
Какие очевидные и ясные слова для тех кто не понимает Деяния 4:12.
Именем Иисуса служителя совершаются дела , а не именем Иисуса Бога.
Если Петр хотел показать в Деяния 4:12 подчеркнув имя Иисуса как Бога , то выглядит странно как он обратился в молитве(Деяния 4:30) и подчеркнул Иисуса как служителя.
Если кто то хочет сказать , что в 4:12 не задавалось целью прояснить Бог Иисус или нет,то это в полне нормально. Но если спросить таких людей; можно ли назвать это имя (в 4:12) тем самым именем истинного Бога? Если да, то не понятно почему в 4:30 это имя оказалось служителем Бога.
«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1: 11–12).
ОтветитьУдалить/Михаил/
НАЗЫВАЛ ЛИ ПАВЕЛ ИИСУСА СВЯЩЕННЫМ ИМЕНЕМ БОГА "ЯХВЕ (יהוה)"?
ОтветитьУдалитьДавайте посмотрим, как на наш вопрос ответит Павел.
9 За это Бог вознес Его над всеми и имя даровал превыше всех имен,
10 чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось — на небе, на земле и в преисподней —
11 и всяк язык провозгласил, что Иисус Христос — Господь, во славу Бога Отца.
(К Филиппийцам 2:9-11)
Не случайно Павел в этих стихах использует три ключевых слова.
1. ὄνομα - ИМЯ.
2. γόνυ - КОЛЕНО.
3. γλῶσσα - ЯЗЫК.
Что этими словами хочет показать Павел? Этими словами он ясно отсылает читателей к книге пророка Исаии.
22 Ко Мне обратитесь, все концы земли, и будете спасены! Я — Бог, и другого нет.
23 Я поклялся Собой, уста Мои изрекли правдивое слово — оно непреложно: предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык даст клятву Мне!
(Исаия 45:22-23)
Здесь ясно видны только два слова.
1. בֶּרֶךְ - КОЛЕНО.
2. לָשׁוֹן - ЯЗЫК.
Третьего слова "ИМЯ" вы не увидите у Исаии, но оно спрятано под иными словами: "всякий язык даст клятву Мне!", в ТаНаХе клясться Богом или Богу принято такой формулой: "חַי־יְהוָ֗ה (жив Яхве)", как видите, здесь прямо используется священное имя Бога, именно об этом имени и говорит Павел, относя его к Иисусу.
Еще хотелось бы рассмотреть иной отрывок из стихов Павла, а именно:
"Бог вознес Его над всеми и имя даровал превыше всех имен".
Все-таки возможно (не обязательно) Павел этими словами ссылается на Псалмы.
13 Имя Его превыше всего, слава Его на земле и на небе.
(Псалтирь 148:13)
Как мы видим, Павел называл Иисуса священным именем Бога, это просто факт, подтвержденный и Павлом, и наукой (библеистикой).
Где же в ваших стихах Павел назвал Иисуса именем Яхве? Я так и не увидел. Или вы хотите что-то доказать, просто найдя похожие слова в двух стихах? Иисус является Яхве только потому, что вы нашли в двух местах Библии слово «колено»? Конечно, перед Богом преклоняют колени, но и перед царями – тоже. Это просто знак почтения. Или потому, что евреи говорили «жив Яхве»? Хорошо, но причем здесь Иисус? Почему Павел ссылается на Псалмы, и почему именно на данный псалом? Даже вы признали, что это «не обязательно». Вы знаете, вы просто в очередной раз показали, до какой нелепости и комичности можно дойти, когда очень хочется что-то доказать, но не получается.
УдалитьВы приводите места Писания, в которых апостолы проповедуют Христа. Это Библейская истина.
ОтветитьУдалитьНо вывод совершенно противоположный прочитанному:
Христос только путь к Отцу (Ин. 14:6)
А остальные стихи этой главы вы игнорируете! Что обещает Христос ученикам?
" И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я."
Христос на небе встретит христиан и мы будем с Ним. Он наша цель! Более того он назван женихом, а церковь - невестой.
По вашей логике жених для невесты это только доступ к его отцу (свёкру).
Я не очень понял, что вы хотите сказать этим комментарием. Что Иисус – это путь к Иисусу? Извините, если Иисус – это путь, то этот путь не может быть к нему самому, потому что нельзя быть и путем, и целью пути одновременно, это нелогично. Дорога не является целью дороги, дорога всегда ведет к чему-то. Если Иисус здесь называет себя путем, то цель этого пути – что-то другое. Это, допустим, Бог, Царство небесное или вечная жизнь. Что касается взятия учеников на небо, то никто это не оспаривает. Конечно же, Христос придет и возьмет учеников к Себе, чтобы они были с ним. Это ясная библейская истина. Только обратите внимание, что Иисус не говорит, что он возьмет к себе абсолютно всех своих учеников.
УдалитьФил 2:9-11
ОтветитьУдалитьПосему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
_______
Имя Иисус не может заменять имя Иеговы, потому что имя Христу дано для славы Отца, а не его славы.
Деяния 4:12. Обратим внимание, что одно спасительное имя только "под небом", то есть на земле, где Иисус Христос принес себя в жертву за грехи человечества. Но ведь Главный Спаситель находится на небе. В спасении человечества главная роль принадлежит Богу Отцу, а у Иисуса Христа исполнительная роль. В этом можно убедиться прочитав следующие тексты: Бытие 22:18; Иоанна 3:16,17; 1 Тимофею 4:10; Луки 3:6; Галатам 4:4,5; 1 Иоанна 4:9; Евреям 10:5,9,10-12.
ОтветитьУдалитьМожет это будет звучать и странно, но я давно убедился, что есть категория людей которым подумать своей собственной головой вызывает явный дискомфорт. Они лучше будут жить чужим умом и повторять слова, которые кто-то им сказал и даже не задуматься над их содержанием и смыслом.
ОтветитьУдалитьВы скажите почему у меня возникло такое ощущение? Да потому что я сплошь и рядом вижу это :
Происхождение и значение имени
Иисус — современная церковнославянская транслитерация греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (произносится [Йешу́а]), которое является усечением имени יהושע [Йеhошу́а], состоящего из корней слов «Йеhо́ва» —- имя Бога в Ветхом Завете и «шу́а» — спасение.
____________
http://spravoslavia.ru/iisus-xristos.html
_____________
Раз Христос назван по имени "Иеговы спасение", то он и есть Иегова! А потому так и хочется подобным задать вопрос?
Чс.27:18
И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, ...
_____________
1Цар.6:14
Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина ....
_____________
Нм.3:19
А подле него чинил Езер, сын Иисуса, начальник Мицфы ....
____________
Аг.1:14
И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, ....
____________
Все эти люди жили в разное время и носили имя ИИСУС (Иегошуа) - ИЕГОВЫ СПАСЕНИЕ, они у вас тоже все были ИЕГОВОЙ?
Матф.20:23
И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
________
Или смысл совсем в другом, что и Христа и всех людей так назвали, потому что ИЕГОВА СПАСАЕТ, Бог и Отец, а не они?
Что они только не придумают в оправдание своего учения, только недавно читал на одном сайте. Что Иисус это и есть Иегова. Просто Бог не открыл евреям, что он Троица и потому все думали, что он один Отец, а на самом деле Отец, Сын и Свввятой Дух, что подтверждает крещение данное Христом - в Троицу.
ОтветитьУдалитьЕф 3:3,4
потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
____________
И еще этот стих приводят в доказательство, что дескать иудеи не знали Бога, а открыл Бог только христианам - переворачивая весь смысл, что иудеи просто не знали, кто же будет Мессией?
Недавно на одном ресурсе, где были и православные и протестанты, один пытался доказать, что Иегова это имя всей Троицы (чего они только в этом не придумают?). И все его доказательства сводились к формуле крещения, да еще паре моментов в Новом Завете, где просто перечисляется Отец, Сын и Святой Дух.
ОтветитьУдалитьА когда я спросил, кто был Бог Ветхого Завета и отцов Израиля, согласно апостолу Петру?
Деян.3:13
Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, ...
_______
Это была Троица которой Христос Сын? Они меня сразу заблокировали, потому что поняли что вся эта красивая статья, тут же рухнет у них на глазах.
Утверждается, что ранние христиане призывали имя Господа: Иегова, как оно читается в Иоиля 2:32 и которое цитировал Павел в Римлянам 10:13). Ранняя церковь явно призывала имя Иисуса. Таким образом, Иисус есть Иегова.
ОтветитьУдалитьВторая божественная Личность Божества, «будучи по самой природе, Бог не считал равенство с Богом чем-то, что можно было бы использовать для собственной выгоды; скорее, он сделал себя ничем, приняв саму природу слуги, будучи созданным по человеческому подобию. И явившись по виду как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, даже смерти на кресте!
Поэтому Бог возвысил его [после равного Богу, который решил смирить Себя, став смертным человеком, и завершил Свою миссию] до высшего места и дал ему имя выше всякого имени, чтобы во имя Иисуса всякое колено поклонитесь на небе, и на земле, и под землей, и всякий язык признает, что Иисус Христос есть Господь, во славу Бога Отца.
Христос в Своем сущностном бытии есть и всегда был вечным Богом. Господь в Своем предвоплощенном состоянии обладал сущностной божественностью. «Сделав Себя ничем», Он скрыл Свою предвоплощенную славу, добровольное неиспользование (в некоторых случаях) некоторых Своих божественных качеств и снисходительность, связанную с принятием человеческого подобия.
Иисус никогда не отказывался от Своей божественности, когда Он воплотился. Бог не может перестать быть Богом. Ему было необходимо отказаться от внешнего облика Бога, чтобы принять на Себя образ человека. На самом деле Христос никогда не отказывался от Своей божественной славы. На горе Преображения Иисус позволил Своей внутренней славе засиять на короткое время. Тем не менее, Иисусу было необходимо скрыть Свою предвоплощенную славу, чтобы обитать среди смертных людей.
Во-вторых, когда Иисус сделал Себя «ничем» в воплощении, Он согласился добровольно не использовать некоторые из Своих божественных качеств (в некоторых случаях), чтобы достичь Своих целей. Христос никогда не мог отказаться от каких-либо Своих качеств, потому что тогда Он перестал бы быть Богом. Но Он мог (и действительно) добровольно прекратил использование некоторых из них (иногда) во время Своего пребывания на земле, чтобы жить среди людей и их ограничений. Хотя Христос иногда предпочитал не использовать Свои божественные качества, в других случаях Он использовал их. Например, в нескольких случаях Иисус проявлял божественные качества всеведения (т. сильным, о чем свидетельствуют Его многочисленные чудеса — Иоанна 11).
Продолжение следует...
Конечно, ранняя церковь призывала имя Иисуса в том смысле, что вера в Иисуса необходима для спасения. Нельзя спастись, не признавая Иисуса как Спасителя, Царя и Помазанника. Но был ли у ранней церкви новый Бог, которого не знали все предыдущие праведники? Конечно, нет, Иисус не принес людям ни нового Бога, ни новую религию. Иисус и апостолы поклонялись тому же самому Богу, которому поклонялись все праведники начиная от Авеля (Мф 22:32; Ев 11:4-40). И очень важно не путать понятия «призывать» и «поклоняться». В зависимости от ситуации я могу призвать милицию или скорую помощь, например. Но это не делает врачей и полицейских Богами. Я подробнее писал об этом здесь: http://chivchalov.blogspot.com/2020/10/name.html
УдалитьМногочисленные чудеса – это замечательно, но как они доказывают, что Иисус - Бог? Апостолы и многие другие люди в Библии тоже творят чудеса, но, кажется, никто их не считает Богом.
Я прокомментировал ваши аргументы, которые вы хотя бы постарались подкрепить библейскими стихами. В остальной части вашего комментария используются голословные аргументы и небиблейская лексика, что я не вижу смысла комментировать.