В комментариях мне много раз приводили Деян. 5:3, 4 в качестве доказательства того, что святой дух является самостоятельной личностью и третьим лицом
Троицы. С каждым разом меня это удивляет все больше, потому что эти стихи как раз, наоборот, весьма убедительно опровергают такое понимание. Данный эпизод интересен и по другой причине – он показывает, как Библия объясняет сама себя без всяких посторонних источников. Он состоит из вопроса (стих 3) и ответа (стих 4). Прочитаем их по отдельности:
Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
Итак, Анания солгал Духу Святому (не будем забывать, что большие буквы поставил не автор текста, а синодальные переводчики). Возникает вопрос: что значит «солгать духу святому»? Кому, собственно, солгал Анания? Ответ мы находим уже в следующем стихе:
Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
Итак, выражение «солгать духу святому» означает «солгать Богу». Не отдельной от Бога личности, не третьему лицу Троицы, а просто Богу. Если бы Петр не уточнил это в следующем же стихе, тогда можно было бы строить предположения, выискивать тринитарные аспекты и т.д., но Петр прямо показал, что использовал понятие «дух Бога» как синоним слова «Бог», чем отмел всякую неопределенность. Во многих других стихах слова «дух Бога» и «Бог» тоже взаимозаменяемы без изменения смысла. Такое словоупотребление не должно удивлять, если мы помним, что слово «дух»
восходит к значению «дыхание», а дыхание тесно связано с дышащим. Есть и другие похожие места; например, в 3 Царств 13:6 пророк «умилостивил лицо Господа». Ясно, что он умилостивил самого Господа, и никто не будет утверждать, что лицо Бога – это отдельная от него личность. Библия всегда объясняет сама себя, причем ее ответы обычно просты. Если, конечно, мы хотим их видеть.
А что, нормальное объяснение. Только вот сейчас появится какой-нибудь тринитарий и скажет: "Вот вы, батенька, и привели доказательство, что Бог и Дух есть две ипостаси триединого Бога... и бла, бла, бла...". Доработать бы статью надо. Расширить, так сказать...
ОтветитьУдалитьНе понимаю, где именно я привел доказательство, что Бог и Дух две ипостаси триединого Бога. Вот смотрите, если я говорю: "Китайская кухня очень вкусная", вы понимаете, что я на самом деле имею в виду не кухню, а еду? Я использовал слово "кухня" в значении "еда". Это лингвистическое явление называется метонимия. Или может быть, для вас "кухня" и "еда" - это две ипостаси чего-то там? Если так, то это действительно очень запущенный случай.
УдалитьА случай-то действительно запущенный. Как запустили его в 3-м или 4-м веках, так и летает от одной головы к другой. Пора бы на посадку. Виталий.
УдалитьМожно также поразмышлять с другой стороны. Допустим бог троица. Не понятно ,почему Петр сказал что Анания пытался обмануть только одну третью часть бога? Получается отца и сына Анания не обманывал. Если троица есть, то логичнее было бы сказать что Анания обманул, либо бога, либо упомянуть все части троицы. Так же если троица есть не понятно, почему Петр в данном случае, упомянул далеко не самую популярную ее часть. В общем как всегда запутанное учение запутывает еще больше.
ОтветитьУдалитьМне один баптист представлял третью ипостась,как самую жескую,бескомпромиссную и непрощающую,которую бояться нужно больше Отца и Сына.
УдалитьМетонимия - это одно из возможных объяснений. Другое объяснение заклюается в том, что Святой Дух - и есть Бог, поэтому ложь святому Духу и есть ложь Богу. Святой Дух - это ипостась, отдельная не от Бога, так как имя "Бог" - наименование природы, а от Отца, то есть, от другой ипостаси той же природы (Бога)
УдалитьТо есть сложные объяснения простых вещей вас привлекают больше? Из двух объяснений, простого и сложного, вы всегда предпочтете сложное? Но все равно несостыковка, потому что непонятно, почему Анания солгал только одному лицу Троицы, а двум другим не солгал. Выходит, что он солгал не всему Богу, а только одной трети Бога. Далее, вы должны быть последовательны и признать, что лицо Бога из 3 Царств 13:6 тоже есть Бог и ипостась, и тогда умилостивить лицо Бога - это умилостивить одну из ипостасей Бога. То же самое касается рук, ног, глаз, жезла, посоха и абсолютно всего, что ассоциируется в Библии с Богом. В итоге мы получаем примерно Десятерицу.
УдалитьПросто у тринитариев образ мышления заточен под Троицу,поэтому Антон, для них это "не сложно".Надо отдать должное Анониму,он признал, что "Метонимия - это одно из возможных объяснений".Иногда тринитарии используют это место Писания, чтобы доказать, что святой дух не может быть действующей силой Бога, раз святому духу солгали, то это Личность.Твоя статья хорошо нейтрализует эту, я бы сказал примитивную логику тринитариев, показывая, что здесь под святым духом понимается сам Иегова Бог.Этот прием передачи мысли называют метонимией. Что касается остальных аргументов, то мне кажется,определенные трудности для тринитариев имеет больше Деяния 5:9, где говорится о том, что "они искусили дух Господень".Если разобрать другие места Писания,где упоминается про дух Господень, то можно увидеть, что под "духом Бога" подразумевается не сама личность Бога как таковая, а то, что присуще этой личности.
УдалитьВсе гораздо проще))) Бог есть дух ? Дух! Бог свят? Свят! Значит Бог и есть Святой Дух! Это просто сининимы, ))))
ОтветитьУдалитьВот мудрое объяснение! Роман, пять с плюсом!
УдалитьПросто анонимный, возможно, не вкурсе, что в Троицу по разному верят. Сейчас всё больше в моде версия, что дух, Отец, и Сын это не одна личность а три разные. Статья очень даже полезна таким верующим. Здесь ну просто очевидно, что солгать духу это метонимия. И наоборот, нужно быть сильно предвзятым, чтобы увидеть, что солгать духу здесь означает солгать одной из трёх личностей Бога.
ОтветитьУдалитьВообще-то учение о Троице всегда гласило, что это три разные личности. Три личности (лица), но одна природа. Это прописано во всех тринитарных символах веры. Другое дело, что многие об этом не знают.
УдалитьЯ встречал людей, которые утверждают, что понимают Троицу как-то по-другому. Например, они согласны, что Иисус меньше Отца, или, даже, что святой дух - это не личность. Но при этом говорят, что это всё равно Троица.
УдалитьНо есть конкретное учение, которому должно быть официальное определение. Например, из Библии мы ясно узнаём, что такое Царство Бога или кто такой Иисус Христос. А в большой православной книге, которая называется «Закон Божий», дается определение, что такое Троица. Если вы принимаете это учение, так как оно представлено, значит, вы верите в Троицу. Если как-то по-другому, значит, вы не можете верить в Троицу.
"Кухня" и "Еда" - две ипостаси "Кулинарии".
ОтветитьУдалитьИ они, конечно, могут разговаривать друг с другом, посылать друг друга куда-нибудь и т.д.
УдалитьЗапах (дух) еды говорит: иди на кухню.
УдалитьОднако за хулу на Святого Духа прощения не будет. Как это понять? Почему поругание Сына простится, а поругание Святого Духа нет?
ОтветитьУдалитьНадо просто подумать, что означает понятие "хула духа Бога". Например, это может быть осознанное богохульство или намеренное непослушание Богу с полным знанием его воли и заповедей. Но здесь опять-таки никак нельзя вычитать Троицу при всем желании.
УдалитьА мне еще такой аргумент приводили.Рим 8:27 "Испытующий же сердца знает,какая мысль у Духа"."Вот видишь, у Духа есть мысль"-говорит собеседник.Вывод у Духа есть разум, а значит он личность.Вот такая вот интерпретация.Так правда можно много чего на интерпретировать.
ОтветитьУдалитьА тогда и так можно сказать: "Любовь не мыслит зла" -1 Кор.13:5.
УдалитьЗначит любовь личность, раз она может "мыслить" что-то.
Но ответ прост: ЧЕЛОВЕК, имеющий любовь, не мыслит зла. Так же и здесь: "Испытующий сердца знает, какая мысль у ЧЕЛОВЕКА, обладающего духом святым"
мне всегда представлялось другое когда читал Деяние. Петр обладал даром Святого духа, ведением или особым знанием. В данном случае "дар духа" сработал как детектор лжи.. Поэтому Анания солгал и духу и в итоге Богу... Например грех против человека, своровал ты у него, автоматом грех против Бога...
ОтветитьУдалитьВыходит, что Анания солгал не только Богу, но и еще кому-то?
Удалитьпереношу свой коментарий сюда:
ОтветитьУдалить1) Как Петр узнал о том ,что Ана́ния утаил часть цены?---очень просто, благодаря святому духу который получил, и поэтому когда Ана́ния солгал,то Петр сказал:что он солгал святому духу.И чтобы это понять мы переходим к 4 стиху, и там говорится: ты солгал не людям,а Богу. и здесь кроется первая часть ответа; Петр обьяснил Ана́нии,что он не ему(или им ) солгал,и сразу же показал ясность от куда он это узнал, и тем самым он ему показал действия духа,и далее Петр просто дал ясность того что это равносильно солгать Богу.А далее в контексте ясно видно что это был дух Иеговы ,почему?смотрим:9стих Тогда Пётр сказал ей: «Что это вы сговорились испытывать дух Иеговы?
Петр не сказал зачем ты испытываешь,он сказал вы(тоесть с Ана́нией)
"Например, это может быть осознанное богохульство или намеренное непослушание Богу с полным знанием его воли и заповедей."
ОтветитьУдалитьСколько есть людей из времен Библии и сегодня, что зная точную волю Бога и его заповедей, намеренно согрешили, но потом раскаялись и были прощены. Но почему тогда в одном случае прощается а в другом нет?
Если человек раскаялся - это уже не грех против духа. Грех против духа - это злостный грех без раскаяния, когда сердце уже настолько очерствело, что раскаяние невозможно.
Удалитьэтот стих используют чуть-ли не в 99 % разговоров про троицу. Как-будто это учение на нём и основано
ОтветитьУдалитьЯ слышал таков аргумент,на вопрос почему Степан не видел святого духа рядом с Богом и Иисусом когда он видел виденье, что в это время святой дух был на земле потому что он сошел на землю в свято пятидесятницы.
ОтветитьУдалитьА интересно, ведь Анания врал вообще-то Петру, он не знал, что Богу врёт. Так почему тринитарии в таком случае Петра Богом не признают, коль в итоге написано, что Анания Богу солгал?
ОтветитьУдалитьПочему хула на сына простится, а хула на дух нет ?
ОтветитьУдалитьВот наглядный пример: Кто-то разносит плохую молву, что музыкант, которого все так любят, вобщем-то плохой музыкант , хотя сам он никогда не слышал его исполнения. Когда музыкант узнал об этом , то сказал: "я не обижаюсь на него; он просто не слыхал как я играю на скрипке..". Закончился концерт. Весь зал стоя аплодировал скрипачу. Его скрипка затронула многие сердца. Но тот человек ( уже из гордости_) продолжает оскорблять: "Я же говорил, что он плохой музыкант !" Узнав мнение этого противника, музыкант теперь по-другому расценит высказывание завистника. Он оскорбил не просто человека, а его талант, причём осознанно, слыша его безупречное исполнение !
Кто хулит сына, то есть неосознанно противится Христу - тому будет прощено. Кто ведёт осознанную борьбу против Христа, - это уже хула на дух святой.
И ещё: правильно сказать не "хула на духА..." а "хула на дух...". Поскольку дух святой не личность, то слово "дух" не может склоняться в винительном падеже. Вот пример: Есть город Орёл и есть птица орёл (г. Владимир, человек Владимир)...
ОтветитьУдалитьЕсли путники издали увидели Орёл, то это город. А если увидели орла, то значит птицу. Если хирург вырезал рак, то это опухоль, а если вырезал рака, то это значит, что человек проглотил этого (речного ) рака.
Почему Вы считаете, что Дух Святой должен быть отдельной от Бога Отца личностью? Ипостась это скорей проявление. Бога Отца никто не видел. Через свой образ Духа Святого Он говорит и действует в верующем, Через плотское воплощение Иисуса Он Бог жил среди людей. Причем тут три разные личности-то? Это Бог, Его природу нельзя сравнивать с человеком. Мы по образу сделаны, а не точной копией Бога.
ОтветитьУдалитьВы плохо знаете догмат о Троице. Три лица Троицы абсолютно независимы друг от друга как личности, могут общаться друг с другом и т.д. Например, в 109-м псалме одна ипостась Бога обращается к другой и дает ей поручение, а в Лук. 22:42 вторая ипостась молится первой, после чего первая посылает второй ангела.
УдалитьЛичность-человек-гражданин-мужчина-отец-сын-муж-брат-работник-начальник и мн.др.
ОтветитьУдалитьМножество ипостасей всего одной личности.
Даже человеку свойственно.
Мда.. Дух Святой не Личность, да вам ребята больше надо читать книгу Деяний...
ОтветитьУдалитьМда, один из самых серьезных аргументов, что я слышал за последнее время.
УдалитьПрочитал я здесь много полезных мыслей и вот захотелось и свои 5 копеек добавить.
ОтветитьУдалитьЯ в служении нашёл интересный аргумент о учении про 'троицу'.
Я спрашиваю: -У Бога есть имя - Иегова, у Сына - Иисус а если святой дух личность то какое у него имя?
Один человек ответил -Это и есть имя третьего лица троицы.
Тогда я привёл такой аргумент: -Смотрите Иегова это Отец, Иисус - сын, а каким 'родственником' для Отца и Сына приходится святой дух?
Тот мужчина задумался, а потом сказал что это тайна...
А ответ на вопрос находится в Луки 11:20 (сноска) сравнить с Матфея 12:28 - Иисус сравнил святой дух с пальцем чтоб было понятно как он действует, а палец (перст)- это орган, инструмент... им управляют а не он действует сам по себе. Если кто то будет спорить с тем что записано в Луки 11:20 и Матфея 12:28 то он будет спорить с самим Иисусом, а такому человеку я не завидую...
Зачем говорить об одном разными словами. Ведь Бог Иегова действительно управляет всем ,что есть во Вселенной.Это Его действия Святым Духом,как человек управляет своим пальцем.Во многих местах библии ясно написано,что Святой Дух-это сила Бога. Мы чувствуем силу ветра,а не можем его увидеть,так и Дух имеет силу и нет возможности его увидеть. О какой Троице может идти речь? Что касается "хулы на Духа Святого",то Иегова Бог - это Дух(Духовная личность),который имеет огромную силу,а это значит мы не можем пренебрегать Его замыслом для существования всего человечества,и поклоняться Ему нужно в Духе и истине. Поэтому мы должны прежде всего уважать и любить Его,как Творца и Создателя всей Вселенной.Иисус-это Сын Иеговы,а третьего не дано.
ОтветитьУдалить" Библия всегда объясняет сама себя, причем ее ответы обычно просты. Если, конечно, мы хотим их видеть."
ОтветитьУдалитьВот золотые слова! Так бы все мыслили!
А вот остальная статья, просто учение ОСБ совсем не библейское.
У вас как всегда блестящая аргументация. Попробую возразить так: учение ОСБ библейское. Отличный контраргумент, правда? Кстати, уже не раз говорил вам, что у ОСБ не может быть никакого учения, потому что ОСБ занимается только административными вопросами. Но похоже, вы так увлечены критикой, что вам некогда разбираться.
УдалитьСтатья вносит ясность в понимание, используя библейский контекст (это один из способов исследования Священного Писания). Понятия "Бог" и "святой дух" взаимосвязанны и в этом месте:"Пророчество никогда не появлялось по воле человека, но люди говорили от Бога, движимые святым духом."( Петра 2:21).Можно применить этот способ и к этому отрывку (речь идет об одной и той же ситуации) : "Филиппу ангел Иеговы сказал...дух сказал Филиппу..."(Деян. 8:26,29). Как видно, с Филиппом говорил ангел Иеговы, передавая Его указания с помощью силы Бога, - святого духа.
ОтветитьУдалитьИнтересно, что автор послания Евреям пишет , что "св.дух сказал" и цитирует из псалмов, где стоит имя Иеговы. Т.е. имя ипостаси св.духа--Иегова. Но стоит убрать Имя из переводов -- у читателя в воображении появляется новая, третья ипостась...
ОтветитьУдалитьУ духа нет никакой ипостаси. Ипостасей вообще не существует, сам этот термин – совершенно не библейская идея.
УдалитьАнтону Ч. ИИСУСУ ХРИСТУ И БОГУ ПОУЧИТСЯ БЫ У Антона и у с.башни.7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, (Иоан.15:26)
ОтветитьУдалить8 И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9 О грехе, что не веруют в Меня;
10 О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 О суде же, что князь мира сего осужден. (Иоан.12:31 Иоан.14:30 Кол.2:15)
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. (Мат.10:19)
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. = Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; (Мар.3:28 Лук.12:10 1 Иоан.5:16)
32 Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Антон и башня здесь не причем, давайте просто почитаем Библию. Вы привели отличные стихи, но что они доказывают? Да, дух (дыхание) Бога что-то делает, говорит и т.д. Как это следует понимать? Что этот дух – отдельная личность, единосущная с Богом, ипостась и третье лицо Троицы? В этих стихах нет ничего подобного, ни единого слова. Непонятно, к чему вы привели этот комментарий. Например, в Библии можно прочитать, что у Бога есть лицо, руки, ноги, посох и многие другие вещи, они тоже что-то делают – вы считаете их личностями, единосущными и ипостасями, и поклоняетесь им? Я писал об этом здесь.
УдалитьВ последних двух стихах, где хула не простится, Иисус сравнивает силу Бога и силу Веельзевула (Сатаны) применительно к чудесам. Если вы считаете силу Бога отдельной личностью, то должны считать таковой и силу Сатаны. Я писал об этом здесь.
Деян.19:2
ОтветитьУдалитьсказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
_____
Интересная все таки логика тринитариев, достаточно просто заглянуть в любое другое место Писания, выходит по ним, что ученики в Бога поверили, но в Бога не верили что ли или как?
Если внимательно посмотреть на слова Дух БожИЙ, слуга БожИЙ, раб БожИЙ, то ясно видно что это что-то постороннее но принадлежащие Богу. Если бы Святой Дух был частью Бога то так и было бы написано Святой Дух БоГ.
ОтветитьУдалитьНичего удивительного нет в том как пытаются притянуть за уши Троицу, недавно читал явное искажение Библии на одном православном сайте " и Дух Бог носился над водою". О чем можно говорить ещё, если так грубо искажается Библия и вместо Дух Божий, Дух Бог?
ОтветитьУдалитьКопнем глубже и внимательно прочтем контекст, ведь на деле Анания солгал апостолам, в том числе Петру, а он явно не считал себя Святым Духом и если тринитарии будут до конца последовательны, то им нужно доказывать что это апостолы были Святым Духом. Потому что именно так и разворачивается сюжет.
ОтветитьУдалить