Из архивов

↓ Скачайте бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Не надо бояться мнений


Многих атеистов и начинающих интересоваться христианством отталкивает обилие в нем разных мнений. Нередко приходится слышать: у вас столько разных точек зрения, столько споров, что не хочется в это вникать, проще махнуть на все рукой и плыть по течению. Да, обилие мнений поощряет нигилизм – этот психологический феномен достоин отдельного исследования. Чем больше разных точек зрения, тем больше это нас дезориентирует и тем больше мы хотим дистанцироваться от них всех, закрыться в скорлупу и жить только радостями живота. Тут я мог бы возразить, что в вопросе мировоззрения лучше иметь хоть какую-то точку зрения, чем не иметь никакой. Однако в случае с христианством все даже проще, чем кажется.

Вот лишь один свежий пример. Женщины-священники (священницы?) Епископальной церкви Шотландии искренне недоумевают, почему Бога до сих пор называют в мужском роде. Они возмущены тем, что слова «Бог» и «Господь» – мужского рода, что Бог называется Отцом, а не Матерью, а в английском слове «человечество» (mankind) есть частица со значением «мужчина». Они добились от руководства своей церкви создания нового богослужебного чина, в котором слова типа «Господь» и «Отец» будут заменены на неопределенные «Творец» и «Искупитель» (вот беда, во многих языках они тоже мужского рода), не будет употребляться местоимение «он», а слово «человечество» (то, которое Иисус спас своей смертью) будет заменено на «мир». И нет сомнений, что они в этом совершенно искренни. Следующим шагом, видимо, будет корректировка библейского текста.

Как вы думаете, насколько это честный подход к изучению Библии? Кажется ли вам эта точка зрения серьезной и подлинно христианской? Или вам смешно и вы понимаете, что здесь имеет место столкновение христианства с сиюминутной модой современного западного феминизма? Конечно, не надо быть религиоведом, чтобы понимать: именно второе. Но представьте теперь, что прошла тысяча, а лучше две тысячи лет, феминизм триумфально прошествовал по мировой истории и все христианские церкви стали поклоняться бесполому Богу-Оно, пославшему на землю бесполого гермафродита (то ли сына, то ли дочь, тайна сия велика есть), Библия соответствующим образом переписана, а те немногие, кто призывает вернуться к традиционному «мужскому» прочтению, объявлены еретиками и сектантами. И картина получается совсем другая, и уже нужно иметь недюжинную смелость, чтобы усомниться в таком феминистском христианстве, ведь оно стало повсеместным и общепринятым. Традиционным!

Этот пример показывает, что многие точки зрения в христианстве возникли не в результате серьезного и честного исследования, не в результате стремления приблизиться к Истине и Богу, а просто под воздействием момента, моды, конъюнктуры, но со временем закрепились и приобрели иммунитет традиционности. Мы легко распознаем этот фактор моды сегодня, когда видим диссонанс между известным нам христианством и чем-то радикально новым, резко с ним контрастирующим, например феминизмом. Но нам бывает трудно понять, что и многие точки зрения, уже давно принятые в христианстве, могли иметь точно такое же происхождение. В какой-то момент христианство могло соприкоснуться с очередным писком моды, с чем-то, что повелевало умами многих людей на тот момент времени, и христианские мыслители поддались давлению момента и соблазнились обновить, освежить, осовременить учение. Или ими могло овладеть ослепление, умопомрачение, сумасшествие, если хотите. В любом случае это не было серьезное, честное и ответственное исследование.

Часто ли это происходило? Очень часто! Потому что решительно невозможно понять, каким образом можно прочесть библейский текст так, чтобы прийти к выводу, что у Бога три лица, или что одни христиане должны молиться другим, или что Бог намерен всю вечность мучить свои творения, и так далее. Эти и многие подобные вещи не могли стать результатом простого изучения библейского текста; ясно, что у них другое происхождение. Если говорить о той же Троице, я не вижу другого объяснения, кроме моды на Платона и его триадологию (а я честно читал историю христианства и пытался увидеть в этом учении рациональное зерно). В других случаях это была мода на восточные философии, римское право, византийские обычаи, народные суеверия и так далее, и тому подобное. У христианства такая долгая история, оно владело умами стольких людей, что успело соприкоснуться с огромным количеством всевозможных идей и мнений.

Должно ли это дезориентировать нас сегодня, должно ли отпугивать от изучения христианства? Конечно, нет, потому что многие устоявшиеся точки зрения точно так же нелепы и так же неорганичны для христианства, как и шотландский феминизм. Но сегодня мы охотно смеемся над феминистками в рясах, мы охотно готовы признать их чудачками и отмахнуться от них, как от нелепого анекдота – но не можем точно так же посмеяться над никейскими тринитариями и византийскими иконопочитателями. Почему не можем? Только потому, что на нас давит многовековая история этих традиций. Но если мы не побоимся «отмотать» историю назад и проследить происхождение многих точек зрения, мы легко увидим, что на самом деле в христианстве гораздо меньше двусмысленности, чем принято думать, а картина в целом гораздо яснее и понятнее. Мы легко увидим, что все основные положения веры вполне однозначны, а те двусмысленности, что есть, ограничены очень второстепенными, очень техническими моментами, не затрагивающими ничего важного. Мы увидим, насколько ясной, цельной, прекрасной и убедительной картиной мира является учение Христа, а несколько не совсем четких штришков где-нибудь в углу или на периферии ничего не меняют в этой картине.

Вовсе не Бог и не Библия виноваты в том, что христианский мир сегодня представляет собой какофонию мнений. Вовсе не Библия виновата в том, что в какой-то момент в христианство надуло, как сквозняком, миллион идей и мнений, и многие из таких мнений проделали эволюцию от сиюминутных и комичных до традиционных и почтенных. Вовсе не Библия виновата в том, что христианство превратилось в проходной двор и в него нахлынуло множество людей, которые принялись решать свои идеологические, политические и прочие далекие от Христа задачи. Причины тут совсем в другом. И слава Богу за то, что любой честный исследователь вполне в состоянии в них разобраться.


Читайте также:
Евангелие: три версии
Заметки о патристике
Вопросы православной церкви

Комментарии

  1. Красивая и очень логичная статья.

    ОтветитьУдалить
  2. Здорово! Сначало просто интересно читать, а потом когда понимаеш куда ты (автор) ведёш, становится всё на свои места. Особенно почему сейчас столко различных течений и как этот "безобидный" процесс зарождается.
    Спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить
  3. Еще в XIX веке православная церковь боролась с языческим днем рождения и ввела т.н. именины. А сейчас они, вроде как, сосуществуют.

    ОтветитьУдалить
  4. "Вовсе не Библия виновата в том, что в какой-то момент в христианство надуло, как сквозняком, миллион идей и мнений" - прямо в точку. Очень точное выражение мыслей. Очень понравилось. Спасибо :)

    ОтветитьУдалить
  5. Антон, Вы пишите, что решительно невозможно понять, каким образом можно прочесть библейский текст так, чтобы прийти к выводу, что у Бога три лица. А очень просто: возьмите хотя бы Ин. 10:30 и Мат. 28:19.

    ОтветитьУдалить
  6. Взял. В Иоанна 17:21 говорится, что Иисус "одно" со своими учениками. В Синодальном переводе там стоит слово "едино", но это то же самое греческое слово, что и в Иоанна 10:30. В 1 Кор. 3:8 сказано, что "насаждающий и поливающий суть одно". В Рим 12:5, 1 Кор. 10:17, 12:13, Еф. 3:6 сказано, что христиане "одно тело". Все эти места вы тоже интерпретируете в парадоксально-метафизическом смысле, или вы понимаете, что речь идет просто о близости, единстве и солидарности?

    Что тринитарного вы увидели в Мат. 28:19? Иисус - назначенный Богом царь. Это означает и слово "Христос", о чем я писал недавно. Безусловно, ему дана вся власть. Кстати, обратите внимание на слово "дана". Кто-то "дал" ему эту власть. Кто это? Об этом можно узнать, например, в Деян. 5:31. Всемогущему Богу не нужно давать власть, она есть у него изначально. Однако он может поделиться ей с кем-то, кого сочтет достойным.

    ОтветитьУдалить
  7. Отличительной чертой учения Иисуса от учений Фарисеев и книжников была простота и доступность.Все:просто,лаконично и доступно. Спасибо за статью

    ОтветитьУдалить
  8. Отличный стиль, ободряющие мысли. Нечто похожее в статье "Не паникуйте, это всего лишь критика" http://dukhovnyjrost.vsemblog.ru/?p=116

    ОтветитьУдалить
  9. Хорошая статья. И красивая девушка на фотке.

    ОтветитьУдалить
  10. Да, отличная статья. всё ясно и понятно любому, даже не особо знакомому с христианством человеку

    ОтветитьУдалить
  11. У меня эти мысли проассоциировались с современной музыкой. Длительно существующие музыканты (Пол Маккартни, Мадонна, Борис Гребенщиков, к примеру) вынуждены подстраиваться под музыкальную моду и, так сказать, конъюнктуру

    ОтветитьУдалить
  12. Игорь Николаев21 апр. 2021 г., 23:25:00

    Ободряющая и вселяющая уверенность статья. Кого-то может отпугивает
    и отталкивает обилие мнений, а меня наоборот, только стимулирует тща-
    тельно изучать, исследовать Писания по темам и записывать тексты опровергающие ложные утверждения или подтверждающие чье-либо
    мнение согласно Священному Писанию. Я так стал поступать с самого
    начала изучения Библии. Советую всем поступать также.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Библейские загадки

История без истории

Какой перевод самый лучший?

Чьей кровью Бог приобрел церковь?

Жизнь человека

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *