Из архивов

↓ Загрузите бесплатную электронную книгу о Библии (PDF, 2 МБ)

Дай мне, Господи, престижа


Главный пиар-менеджер РПЦ Всеволод Чаплин сделал один из самых удивительных за последнее время комментариев. Объясняя богатство церкви и ее представителей, он сказал:

Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным… Когда делаются определенные подарки, это естественно: люди хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели не хуже, чем резиденции светских властителей.

Христос предупреждал, что его учеников будут гнать (Иоанна 15:20), и один из них позже подтвердил это (2 Тим. 3:12). В первом веке ученики Христа были не от мира сего и презирались этим миром. В веке двадцать первом они не только хотят быть от мира сего, но они хотят иметь в этом мире престиж и выглядеть не хуже власть имущих.

Это современное иосифлянство, но на несколько новый манер. Иосиф Волоцкий, оправдывая силу и богатство церкви, объяснял это необходимостью карать еретиков и бороться с церковной оппозицией. Сегодня же богатство церкви нужно ради некоего общественного престижа. Церковь должна быть престижной, а для этого приходится (увы, приходится!) быть богатой. Она должна выглядеть не хуже сильных мира сего. Если церковь не будет престижной, если она не будет ослеплять роскошью и богатством, то ее никто не будет слушать. Простые люди, бабушки и домохозяйки, по мнению Чаплина, будут внимать церкви только тогда, когда она будет утопать в роскоши. Простые люди слушают и уважают только богатых, а не очень богатых – то есть равных себе – они не уважают и не слушают. Удивительное понимание простого народа и его менталитета. Разве не самоочевидно, что простых людей претыкает, оскорбляет и возмущает богатство батюшек, тем более что они видят, что оно вовсе не нажито честным трудом?

Иерархи должны «выглядеть не хуже представителей светской власти». А если представители светской власти сделают пирсинг и наденут мини-юбки, церковь тоже захочет выглядеть не хуже них? Тут весь вопрос в том, что есть «хуже», а что «лучше», по какой системе координат считать и с какой точки зрения смотреть.

По словам Чаплина, люди сами хотят видеть нарядные храмы и богатых батюшек. Первая часть аргумента еще правдоподобна: в конце концов, храмы украшают города, это архитектурные памятники и важные достопримечательности, их посещают туристы. Но вторая часть аргумента – большое принятие желаемого за действительное. Вряд ли среди православных прихожан найдется много желающих пожертвовать на превращение батюшек в олигархов. Я видел в общественных местах ящики для сбора пожертвований на детские дома, но никогда не видел ящика на новый мерседес для епископа. Если такой ящик появится, что-то мне подсказывает, что он будет очень долго заполняться. Когда настоятель храма в моем городе проезжает по улицам в черном «Лексусе», я не помню, чтобы хоть кто-нибудь сказал: как здорово, что наш батюшка ездит на черном «Лексусе». Зато я не раз слышал насмешки, ухмылки и откровенную брань в этой ситуации. И вместо того чтобы извиниться за эту постоянную демонстрацию богатства посреди унылой и небогатой российской жизни, церковь – нет, даже не оправдывается, а поступает еще интереснее: утверждает, что прихожане сами этого хотят, они сами отдают кровно заработанное, чтобы их батюшки ездили на лексусах!

Если и говорить о каком-то общественном престиже церкви, то он явно не в том, чтобы щеголять лексусами, золотыми часами и швейцарскими виллами. Это неорганично, чужеродно для христианской системы ценностей. Христианство не в том, чтобы достичь процветания в этом мире. Оно об успехе не в этом мире, а в мире грядущем. Щеголять лексусами для христианского деятеля просто неприлично, и если он этого не понимает, это неизбежно понимает, чувствует его паства. И тем более это понимают и чувствуют люди со скромным достатком, из которых эта паства в значительной степени состоит. Кричащее богатство иерархов церкви отнюдь не способствует взаимопониманию между ними и паствой, какой-то миссии церкви в обществе, какой бы она ни была. В нашем обществе и без того растет пропасть между богатыми и бедными, что усиливает социальную напряженность – а иерархи церкви, вместо того чтобы снимать эту напряженность, открыто одобряют ее.

Чаплин сравнивает критиков богатства церкви с Иудой, которому не понравилось, что Мария помазала ноги Иисуса дорогим миром, хотя его можно было продать и раздать нищим (Иоанна 12:1–5). Однако Иисус не стал богаче, важнее и престижнее оттого, что его ноги смазали маслом. Масло не золотые часы и не мерседес, оно быстро выдохлось и пропало. Это был чисто символический жест, исполненный духовного смысла. Это был, наконец, жест пророческий, что Иисус подчеркнул в 7-м стихе. Христос был человеком малоимущим и, по современной терминологии, бомжом. Приводить случай с Марией и маслом для оправдания церковной роскоши просто нелепо.

Одной из главных проблем православия всегда было профессиональное духовенство. Когда храм – супермаркет, а паства – клиентура, когда священник ходит в храм, как на работу, и размышляет о карьерном росте, то в нем неизбежно разовьется дух стяжательства, который исказит его мотивацию, отношение к служению, прихожанам и вышестоящим клирикам, и в конце концов совесть. Если не остановить эту гангрену на ранней стадии, она дойдет до самых верхов, и тогда случится непоправимое: церковь перестанет осуждать дух стяжательства и начнет его оправдывать. Именно это мы и видим.

Читайте также:
Вопросы православной церкви
Карьеризму – бой
Черта бедности

Комментарии

  1. Откровение 17:4: "Женщина была одета в пурпур и багрянец и украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом."

    Откровение 18:7: "Сколько она прославляла себя и бесстыдно роскошествовала, столько воздайте ей мучениями и скорбью. Она говорит в своём сердце: „Я сижу царицей, я не вдова и скорби никогда не увижу“."

    ОтветитьУдалить
  2. Я приведу в пример моего прадеда. Это ещё до революции было. У них в деревни поп ходил и всё хлеб отнимал у жителей. Он говорил одной женщине:"Давай сюда каравай" Она говорит: "Батюшка, у меня семеро детей. Мне их кормить надо" "Всё равно давай" И мой прадед в Бога не верил поэтому.

    ОтветитьУдалить
  3. Неплохая в общем статья, с конструктивной критикой, много по сути. Зря только младшие церковные чины обидели, где они в Лексусах-то? Может где и существуют такие в природе, не знаю, не встречала. Зачем трудяг обижать? По ходу невиновные тоже попали под раздачу. В ПЦ народ своих священников конечно кормит, но отнюдь не перекармливает.

    ОтветитьУдалить
  4. Своими глазами видел в нескольких городах далеко не областного значения. Рядовые батюшки ездят на черных наглухо затонированных внедорожниках премиум-класса. Буквально в паре кварталов от моего дома есть скромная церквушка, во дворе которой припарковано сразу несколько таких авто. Осмотритесь вокруг, это уже давно реальность современного российского православия.

    ОтветитьУдалить
  5. Я с одной стороны понимаю, может быть священнику машина нужна, ведь он ещё по домам ездит. Там, исповедовать, причищать. Но ведь можно было бы и по скромнее хотя бы. Уж лучше бы наши хотя бы имели Жигули. И то хоть было бы ни так уж жирно.

    ОтветитьУдалить
  6. Буквально несколько лет назад, Антон, священник из моего прихода ездил на требы на велосипеде, сейчас у него есть машина, но совершенно не породистая, и очень-очень много детей, в том числе усыновленных. Так что есть и другие, не такие как на картинке. И за них становится обидно, их просто перестали замечать, а они есть, никуда не делись. Кстати комегс зачетный, кто автор, если не секрет?

    ОтветитьУдалить
  7. В ПЦ народ своих священников конечно кормит, но отнюдь не перекармливает.------А кто же их перекармливает, наши налоги? Быстрее всего так. Интересно, Иисус и ученики ходили пешком, а ПЦшники на авто, да чтоб ни кто не видел, потому и стекла тонированные,

    ОтветитьУдалить
  8. Притчи 30:7–8: ...О двух вещах прошу тебя, не отказывай мне в них до самой смерти: удали от меня неправду и лживое слово, не давай мне ни бедности, ни богатства, позволь мне есть необходимую мне пищу...

    Сказано явно не в духе часов за 36.000 Евро.

    ОтветитьУдалить
  9. "Зря только младшие церковные чины обидели, где они в Лексусах-то?"
    Суть проблемы в другом: если верха утопают в роскоши, забыв о том, кому они должны были подражать, то те немногие которые младшие, ничего не решают. Православие по самой своей сути построена так, чтобы собирать с народа средства, уча лжи. Например: где в Библии сказано что нужно свечки ставить за грехи (покупать их надо в том храме, где их ставишь)? Где написано что нужно отпевать покойников (причем за деньги)? Где написано что нужно крестить за деньги да еще и младенцев? Если человек здравомыслящий, и понимает что все что делают в ПЦ - делается в разрез с тем, что учил Иисус Христос, он и не пойдет служить священником.

    ОтветитьУдалить
  10. Конечно, исключения всегда есть. Кто автор, не знаю, просто нашел в интернете поиском.

    ОтветитьУдалить
  11. Добрый день. Полностью согласна со статьей. Из личного опыта: мой брат двоюродный (очень близкий человек для нашей семьи) ушел в монастырь - Донецкая область, село Никольское (монастырь находится под патронажем жены президента Украины). Для этого продал квартиру и отписал монастырю участок земли 4 Га. Он умер 2 месяца назад в монастыре (прожив там 5 лет), а в монахи его постригли только когда поняли что он безнадежный. Причем сообщили о смерти не родственникам в Донецке, а нам в Сочи, - чтобы быстро не приехали.

    ОтветитьУдалить
  12. Да,Сева последнее время сильно "жгёть".Что не высказывание,то непревзойдённый перл.
    Похоже,скоро соберут все его тезисы воедино и будет новое Евангелие от Чаплина.
    Всё это было бы смешно,если бы не было так грустно.
    Ведь это же полная духовная катастрофа!
    Вот,уж действительно - «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14).

    ОтветитьУдалить
  13. Всё уже понятно. Не РПЦ, а РПП (Псевдоправославная Партия), потому, что не о божьем думают, а о политическом.

    ОтветитьУдалить
  14. http://expert.ru/russian_reporter/2011/13/ochen-malenkaya-vera/ Вот статейка в тему...

    ОтветитьУдалить
  15. Видели,видели...И на лексусах,и на джипах,и за рулем грузовых мерсов,разговаривающих по мобильному телефону,жаль только не удалось сфотографировать...Я,будучи торговым работником,долгое время работал с магазином сельского типа(эдакий магазин-бар).Там были столы,в углу икона,однако там не курили внутри.Магазин торговал вовсю водкой,сигаретами,и причем неплохо.Все не мог понять,почему в коптерке,где обычно сидит бухгалтер,либо товаровед,в конце концов ,директор(соседняя комната с "торговым залом")очень много разных икон,какие то портреты бородатых попов,типа виньетки и прочие разности.Как то раз ,я приехал и ко мне в магазине подошел бородатый мужчина и сказал,я хозяин,Сергей.Потом оказалось,после разговора с продавщицей,что он и хозяин,и поп,и еще крестит,отпевает ,если надо...Даже магазин как то странным образом был похож на некий "храмик".Но видать торговля не удалась,закрылся в последствии.А сколько торговых точек,где настоящие хозяева такие же?Если поискать,то и рыть не надо.Стоит только поездить.

    ОтветитьУдалить
  16. Евгений г. Севск.16 апр. 2011 г., 13:24:00

    Полностью согласен с тобой, Антон. Престиж церкви должны отражать не предметы роскоши у священослужителей, а приверженность Христианским ценностям: духовная и практическая помощь пастве, прославление Бога... В РПЦ МП все наоборот: паства содержит священника, а слава Божья меркнет на фоне глянцевого блеска их дорогих иномарок и золотых часов.

    ОтветитьУдалить
  17. Я сам живу в небольшом (50 тис.) городе, в Украине. До недавного времени был вхож в круги "элиты" этого города. Работал на главного "мецената" в округе. Так вот могу уверенно сказать, что церковное руководство в таких городках - полноправные члены полууголовной "верхушки", какая есть в каждом украинском городе. Конечно, не могу сказать, что они завязаны именно в криминале, ведь и сегодняшние "меценаты", бывшие "авторитеты" тоже все имеют вполне законный бизнес. Но факт, остается фактом. Церковь сегодня не просто "часть мира", это один из ее столпов.

    ОтветитьУдалить
  18. Евгений. Харьков16 апр. 2011 г., 19:45:00

    "Чаплин сравнивает критиков богатства церкви с Иудой, которому не понравилось, что Мария помазала ноги Иисуса дорогим миром, хотя его можно было продать и раздать нищим"(Иоанна 12:1–5).
    Иоанна 12:6 "Однако он сказал это не потому, что заботился о бедных, а потому, что он был вор. При нём был ящик для денег, и он вытаскивал деньги, которые туда клали."
    Возможно лексусы и часы из того же ящика!?

    ОтветитьУдалить
  19. Евгений. Харьков16 апр. 2011 г., 19:50:00

    Анонимный комментирует...

    http://expert.ru/russian_reporter/2011/13/ochen-malenkaya-vera/ Вот статейка в тему...
    15 апреля 2011 г. 23:14
    Ссылка не отвечает. Где ещё глянуть?

    ОтветитьУдалить
  20. Вообще-то отвечает. Но если вы введете в поиске "Очень маленькая вера", получите кучу ссылок на эту статью.

    ОтветитьУдалить
  21. да вроде отвечает ссылка...

    ОтветитьУдалить
  22. Евгений. Харьков18 апр. 2011 г., 2:20:00

    Спасибо Антон.Нашел.Одна особенно понравилась,http://infoportalas.lt/ru/61107918592850/.В твоём стиле.

    ОтветитьУдалить
  23. Так это и есть моя статья.

    ОтветитьУдалить
  24. Анонимный4 июл. 2011 г., 0:24:00

    Почему свидетели Иеговы тоже имеют личные автомобили?

    ОтветитьУдалить
  25. Очевидно, чтобы ездить? :)

    ОтветитьУдалить
  26. Анонимный комментирует...

    Почему свидетели Иеговы тоже имеют личные автомобили?

    Дело не в обладании автомобилем, а за чьи деньги он куплен! Какими трудами достался?

    ОтветитьУдалить
  27. Здравствуйте! Прошу прощения. В мечетях такая же "обираловка": за молитву-дуа - энная сумма, после поста в рамадан - фитр-садака, иначе пост может быть не принят.

    ОтветитьУдалить
  28. "Чаплин сравнивает критиков богатства церкви с Иудой, которому не понравилось, что Мария помазала ноги Иисуса дорогим миром, хотя его можно было продать и раздать нищим" особенно неприятно наблюдать, как Библия превращается в сборник отмазок для одних и для отуманливания других и все это искусно делают те, на которых лежит прямая обязанность распространять благую весть

    ОтветитьУдалить
  29. не переживайте. Бог сам разберет кого куда поставить.

    ОтветитьУдалить
  30. Французская газета написала об "олигархах в рясах" и "гламурном православии" http://www.newsru.com/religy/11jan2013/allevy.html

    ОтветитьУдалить
  31. У нас в Германии частенько различные скандалы бывают по поводу богатства церквей. Например самый последний скандал, когда католический епископ себе собор строить начал за 47 миллионов евро. А в нашем городе есть большая лютеранская церковь. И как-то брат рассказал из собрания, что он время от времени посещает этого батюшку. Так батюшка ему каждый раз повторяет: "Бога нет, я не верю в Бога, а в церкви за бездельничество я получаю не плохие деньги". Как-то раз этого батюшки выскочило, что его примерная зарплата около 7000 евро, что для любого немца очень очень много.

    А что касается крутых машин и прочего у православных батюшек, то я в России редко видел, чтобы батюшки вели простой образ жизни. Обычно такое только в деревнях, где живут "10" человек. А так, в городах должна быть обязательно большая церковь, у батюшки огромная вилла и тонированный мерседес. Печально. А что больше печальней, это то, что рядовой православный на это закрывает глаза или даже защищает иногда.

    ОтветитьУдалить
  32. Да, есть множество примеров...например Дж.Рутерфорд в 1929г. живший в Бет Сарим

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Красивая байка. Всегда, когда ее озвучивают, не приводят ни одного факта в доказательство. Вот как вы сейчас.

      Удалить
  33. Богатство церкви давно известный факт, который почти никто не пытается оспорить. А нас батюшка протестантской (лютеранской) церкви напрямую заверяет, что Бога нет, мол "Это моя работа. У Вас своя работа, а у меня своя". А люди как обычно говорят: "Ну мы же не к батюшке ходим, а чтобы Богу помолиться".

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Если бы в первом веке был Интернет

2017 – год белорусской Библии

Цитаты о Cвидетелях Иеговы

Библейские загадки

Рассказ православного экзорциста, ставшего свидетелем Иеговы