Главный пиар-менеджер РПЦ Всеволод Чаплин сделал один из самых удивительных за последнее время комментариев. Объясняя богатство церкви и ее представителей, он
сказал:
Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным… Когда делаются определенные подарки, это естественно: люди хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели не хуже, чем резиденции светских властителей.
Христос предупреждал, что его учеников будут гнать (
Иоанна 15:20), и один из них позже подтвердил это (
2 Тим. 3:12). В первом веке ученики Христа были не от мира сего и презирались этим миром. В веке двадцать первом они не только хотят быть от мира сего, но они хотят иметь в этом мире
престиж и выглядеть не хуже власть имущих.
Это современное иосифлянство, но на несколько новый манер. Иосиф Волоцкий, оправдывая силу и богатство церкви, объяснял это необходимостью
карать еретиков и бороться с церковной оппозицией. Сегодня же богатство церкви нужно ради некоего общественного престижа. Церковь должна быть престижной, а для этого приходится (увы, приходится!) быть богатой. Она должна выглядеть не хуже сильных мира сего. Если церковь не будет престижной, если она не будет ослеплять роскошью и богатством, то ее никто не будет слушать. Простые люди, бабушки и домохозяйки, по мнению Чаплина, будут внимать церкви только тогда, когда она будет утопать в роскоши. Простые люди слушают и уважают только богатых, а не очень богатых – то есть равных себе – они не уважают и не слушают. Удивительное понимание простого народа и его менталитета. Разве не самоочевидно, что простых людей претыкает, оскорбляет и возмущает богатство батюшек, тем более что они видят, что оно вовсе не нажито честным трудом?
Иерархи должны «выглядеть не хуже представителей светской власти». А если представители светской власти сделают пирсинг и наденут мини-юбки, церковь тоже захочет выглядеть не хуже них? Тут весь вопрос в том, что есть «хуже», а что «лучше», по какой системе координат считать и с какой точки зрения смотреть.
По словам Чаплина, люди сами хотят видеть нарядные храмы и богатых батюшек. Первая часть аргумента еще правдоподобна: в конце концов, храмы украшают города, это архитектурные памятники и важные достопримечательности, их посещают туристы. Но вторая часть аргумента – большое принятие желаемого за действительное. Вряд ли среди православных прихожан найдется много желающих пожертвовать на превращение батюшек в олигархов. Я видел в общественных местах ящики для сбора пожертвований на детские дома, но никогда не видел ящика на новый мерседес для епископа. Если такой ящик появится, что-то мне подсказывает, что он будет очень долго заполняться. Когда настоятель храма в моем городе проезжает по улицам в черном «Лексусе», я не помню, чтобы хоть кто-нибудь сказал: как здорово, что наш батюшка ездит на черном «Лексусе». Зато я не раз слышал насмешки, ухмылки и откровенную брань в этой ситуации. И вместо того чтобы извиниться за эту постоянную демонстрацию богатства посреди унылой и небогатой российской жизни, церковь – нет, даже не оправдывается, а поступает еще интереснее: утверждает, что прихожане сами этого хотят, они сами отдают кровно заработанное, чтобы их батюшки ездили на лексусах!
Если и говорить о каком-то общественном престиже церкви, то он явно не в том, чтобы щеголять лексусами, золотыми часами и швейцарскими виллами. Это неорганично, чужеродно для христианской системы ценностей. Христианство не в том, чтобы достичь процветания в
этом мире. Оно об успехе не в этом мире, а в мире грядущем. Щеголять лексусами для христианского деятеля просто неприлично, и если он этого не понимает, это неизбежно понимает, чувствует его паства. И тем более это понимают и чувствуют люди со скромным достатком, из которых эта паства в значительной степени состоит. Кричащее богатство иерархов церкви отнюдь не способствует взаимопониманию между ними и паствой, какой-то миссии церкви в обществе, какой бы она ни была. В нашем обществе и без того растет пропасть между богатыми и бедными, что усиливает социальную напряженность – а иерархи церкви, вместо того чтобы снимать эту напряженность, открыто одобряют ее.
Чаплин сравнивает критиков богатства церкви с Иудой, которому не понравилось, что Мария помазала ноги Иисуса дорогим миром, хотя его можно было продать и раздать нищим (
Иоанна 12:1–5). Однако Иисус не стал богаче, важнее и престижнее оттого, что его ноги смазали маслом. Масло не золотые часы и не мерседес, оно быстро выдохлось и пропало. Это был чисто символический жест, исполненный духовного смысла. Это был, наконец, жест пророческий, что Иисус подчеркнул в 7-м стихе. Христос был человеком малоимущим и, по современной терминологии, бомжом. Приводить случай с Марией и маслом для оправдания церковной роскоши просто нелепо.
Одной из главных проблем православия всегда было профессиональное духовенство. Когда храм – супермаркет, а паства – клиентура, когда священник ходит в храм, как на работу, и размышляет о
карьерном росте, то в нем неизбежно разовьется дух стяжательства, который исказит его мотивацию, отношение к служению, прихожанам и вышестоящим клирикам, и в конце концов совесть. Если не остановить эту гангрену на ранней стадии, она дойдет до самых верхов, и тогда случится непоправимое: церковь перестанет осуждать дух стяжательства и начнет его оправдывать. Именно это мы и видим.
Читайте также:
Вопросы православной церкви
Карьеризму – бой
Черта бедности
Откровение 17:4: "Женщина была одета в пурпур и багрянец и украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом."
ОтветитьУдалитьОткровение 18:7: "Сколько она прославляла себя и бесстыдно роскошествовала, столько воздайте ей мучениями и скорбью. Она говорит в своём сердце: „Я сижу царицей, я не вдова и скорби никогда не увижу“."
Я приведу в пример моего прадеда. Это ещё до революции было. У них в деревни поп ходил и всё хлеб отнимал у жителей. Он говорил одной женщине:"Давай сюда каравай" Она говорит: "Батюшка, у меня семеро детей. Мне их кормить надо" "Всё равно давай" И мой прадед в Бога не верил поэтому.
ОтветитьУдалитьНеплохая в общем статья, с конструктивной критикой, много по сути. Зря только младшие церковные чины обидели, где они в Лексусах-то? Может где и существуют такие в природе, не знаю, не встречала. Зачем трудяг обижать? По ходу невиновные тоже попали под раздачу. В ПЦ народ своих священников конечно кормит, но отнюдь не перекармливает.
ОтветитьУдалитьСвоими глазами видел в нескольких городах далеко не областного значения. Рядовые батюшки ездят на черных наглухо затонированных внедорожниках премиум-класса. Буквально в паре кварталов от моего дома есть скромная церквушка, во дворе которой припарковано сразу несколько таких авто. Осмотритесь вокруг, это уже давно реальность современного российского православия.
ОтветитьУдалитьЯ с одной стороны понимаю, может быть священнику машина нужна, ведь он ещё по домам ездит. Там, исповедовать, причищать. Но ведь можно было бы и по скромнее хотя бы. Уж лучше бы наши хотя бы имели Жигули. И то хоть было бы ни так уж жирно.
ОтветитьУдалитьБуквально несколько лет назад, Антон, священник из моего прихода ездил на требы на велосипеде, сейчас у него есть машина, но совершенно не породистая, и очень-очень много детей, в том числе усыновленных. Так что есть и другие, не такие как на картинке. И за них становится обидно, их просто перестали замечать, а они есть, никуда не делись. Кстати комегс зачетный, кто автор, если не секрет?
ОтветитьУдалитьВ ПЦ народ своих священников конечно кормит, но отнюдь не перекармливает.------А кто же их перекармливает, наши налоги? Быстрее всего так. Интересно, Иисус и ученики ходили пешком, а ПЦшники на авто, да чтоб ни кто не видел, потому и стекла тонированные,
ОтветитьУдалитьПритчи 30:7–8: ...О двух вещах прошу тебя, не отказывай мне в них до самой смерти: удали от меня неправду и лживое слово, не давай мне ни бедности, ни богатства, позволь мне есть необходимую мне пищу...
ОтветитьУдалитьСказано явно не в духе часов за 36.000 Евро.
"Зря только младшие церковные чины обидели, где они в Лексусах-то?"
ОтветитьУдалитьСуть проблемы в другом: если верха утопают в роскоши, забыв о том, кому они должны были подражать, то те немногие которые младшие, ничего не решают. Православие по самой своей сути построена так, чтобы собирать с народа средства, уча лжи. Например: где в Библии сказано что нужно свечки ставить за грехи (покупать их надо в том храме, где их ставишь)? Где написано что нужно отпевать покойников (причем за деньги)? Где написано что нужно крестить за деньги да еще и младенцев? Если человек здравомыслящий, и понимает что все что делают в ПЦ - делается в разрез с тем, что учил Иисус Христос, он и не пойдет служить священником.
Конечно, исключения всегда есть. Кто автор, не знаю, просто нашел в интернете поиском.
ОтветитьУдалитьДобрый день. Полностью согласна со статьей. Из личного опыта: мой брат двоюродный (очень близкий человек для нашей семьи) ушел в монастырь - Донецкая область, село Никольское (монастырь находится под патронажем жены президента Украины). Для этого продал квартиру и отписал монастырю участок земли 4 Га. Он умер 2 месяца назад в монастыре (прожив там 5 лет), а в монахи его постригли только когда поняли что он безнадежный. Причем сообщили о смерти не родственникам в Донецке, а нам в Сочи, - чтобы быстро не приехали.
ОтветитьУдалитьДа,Сева последнее время сильно "жгёть".Что не высказывание,то непревзойдённый перл.
ОтветитьУдалитьПохоже,скоро соберут все его тезисы воедино и будет новое Евангелие от Чаплина.
Всё это было бы смешно,если бы не было так грустно.
Ведь это же полная духовная катастрофа!
Вот,уж действительно - «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14).
Всё уже понятно. Не РПЦ, а РПП (Псевдоправославная Партия), потому, что не о божьем думают, а о политическом.
ОтветитьУдалитьhttp://expert.ru/russian_reporter/2011/13/ochen-malenkaya-vera/ Вот статейка в тему...
ОтветитьУдалитьВидели,видели...И на лексусах,и на джипах,и за рулем грузовых мерсов,разговаривающих по мобильному телефону,жаль только не удалось сфотографировать...Я,будучи торговым работником,долгое время работал с магазином сельского типа(эдакий магазин-бар).Там были столы,в углу икона,однако там не курили внутри.Магазин торговал вовсю водкой,сигаретами,и причем неплохо.Все не мог понять,почему в коптерке,где обычно сидит бухгалтер,либо товаровед,в конце концов ,директор(соседняя комната с "торговым залом")очень много разных икон,какие то портреты бородатых попов,типа виньетки и прочие разности.Как то раз ,я приехал и ко мне в магазине подошел бородатый мужчина и сказал,я хозяин,Сергей.Потом оказалось,после разговора с продавщицей,что он и хозяин,и поп,и еще крестит,отпевает ,если надо...Даже магазин как то странным образом был похож на некий "храмик".Но видать торговля не удалась,закрылся в последствии.А сколько торговых точек,где настоящие хозяева такие же?Если поискать,то и рыть не надо.Стоит только поездить.
ОтветитьУдалитьПолностью согласен с тобой, Антон. Престиж церкви должны отражать не предметы роскоши у священослужителей, а приверженность Христианским ценностям: духовная и практическая помощь пастве, прославление Бога... В РПЦ МП все наоборот: паства содержит священника, а слава Божья меркнет на фоне глянцевого блеска их дорогих иномарок и золотых часов.
ОтветитьУдалитьЯ сам живу в небольшом (50 тис.) городе, в Украине. До недавного времени был вхож в круги "элиты" этого города. Работал на главного "мецената" в округе. Так вот могу уверенно сказать, что церковное руководство в таких городках - полноправные члены полууголовной "верхушки", какая есть в каждом украинском городе. Конечно, не могу сказать, что они завязаны именно в криминале, ведь и сегодняшние "меценаты", бывшие "авторитеты" тоже все имеют вполне законный бизнес. Но факт, остается фактом. Церковь сегодня не просто "часть мира", это один из ее столпов.
ОтветитьУдалить"Чаплин сравнивает критиков богатства церкви с Иудой, которому не понравилось, что Мария помазала ноги Иисуса дорогим миром, хотя его можно было продать и раздать нищим"(Иоанна 12:1–5).
ОтветитьУдалитьИоанна 12:6 "Однако он сказал это не потому, что заботился о бедных, а потому, что он был вор. При нём был ящик для денег, и он вытаскивал деньги, которые туда клали."
Возможно лексусы и часы из того же ящика!?
Анонимный комментирует...
ОтветитьУдалитьhttp://expert.ru/russian_reporter/2011/13/ochen-malenkaya-vera/ Вот статейка в тему...
15 апреля 2011 г. 23:14
Ссылка не отвечает. Где ещё глянуть?
Вообще-то отвечает. Но если вы введете в поиске "Очень маленькая вера", получите кучу ссылок на эту статью.
ОтветитьУдалитьда вроде отвечает ссылка...
ОтветитьУдалитьСпасибо Антон.Нашел.Одна особенно понравилась,http://infoportalas.lt/ru/61107918592850/.В твоём стиле.
ОтветитьУдалитьТак это и есть моя статья.
ОтветитьУдалитьПочему свидетели Иеговы тоже имеют личные автомобили?
ОтветитьУдалитьОчевидно, чтобы ездить? :)
ОтветитьУдалитьАнонимный комментирует...
ОтветитьУдалитьПочему свидетели Иеговы тоже имеют личные автомобили?
Дело не в обладании автомобилем, а за чьи деньги он куплен! Какими трудами достался?
Здравствуйте! Прошу прощения. В мечетях такая же "обираловка": за молитву-дуа - энная сумма, после поста в рамадан - фитр-садака, иначе пост может быть не принят.
ОтветитьУдалить"Чаплин сравнивает критиков богатства церкви с Иудой, которому не понравилось, что Мария помазала ноги Иисуса дорогим миром, хотя его можно было продать и раздать нищим" особенно неприятно наблюдать, как Библия превращается в сборник отмазок для одних и для отуманливания других и все это искусно делают те, на которых лежит прямая обязанность распространять благую весть
ОтветитьУдалитьне переживайте. Бог сам разберет кого куда поставить.
ОтветитьУдалитьФранцузская газета написала об "олигархах в рясах" и "гламурном православии" http://www.newsru.com/religy/11jan2013/allevy.html
ОтветитьУдалитьУ нас в Германии частенько различные скандалы бывают по поводу богатства церквей. Например самый последний скандал, когда католический епископ себе собор строить начал за 47 миллионов евро. А в нашем городе есть большая лютеранская церковь. И как-то брат рассказал из собрания, что он время от времени посещает этого батюшку. Так батюшка ему каждый раз повторяет: "Бога нет, я не верю в Бога, а в церкви за бездельничество я получаю не плохие деньги". Как-то раз этого батюшки выскочило, что его примерная зарплата около 7000 евро, что для любого немца очень очень много.
ОтветитьУдалитьА что касается крутых машин и прочего у православных батюшек, то я в России редко видел, чтобы батюшки вели простой образ жизни. Обычно такое только в деревнях, где живут "10" человек. А так, в городах должна быть обязательно большая церковь, у батюшки огромная вилла и тонированный мерседес. Печально. А что больше печальней, это то, что рядовой православный на это закрывает глаза или даже защищает иногда.
Да, есть множество примеров...например Дж.Рутерфорд в 1929г. живший в Бет Сарим
ОтветитьУдалитьКрасивая байка. Всегда, когда ее озвучивают, не приводят ни одного факта в доказательство. Вот как вы сейчас.
УдалитьБогатство церкви давно известный факт, который почти никто не пытается оспорить. А нас батюшка протестантской (лютеранской) церкви напрямую заверяет, что Бога нет, мол "Это моя работа. У Вас своя работа, а у меня своя". А люди как обычно говорят: "Ну мы же не к батюшке ходим, а чтобы Богу помолиться".
ОтветитьУдалить