Хилиазм (от греч. chilias - тысяча) - вера в
«тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к
раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 в., но возрождавшимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве. Некоторые мотивы хилиазма повлияли на развитие утопического мышления.
(Большой энциклопедический словарь)
Хилиазм (греч. chiliasmos, от греч. chilioi — тысяча), или милленаризм (лат. mille — тысяча и annus — год), — религиозно-мистическое учение о
тысячелетнем земном «царствовании Христа», которое должно наступить перед «концом мира». X.
основывался на Откровении Иоанна. Против X. высказывался Ориген; Августин считал, что тысячелетнее царство началось уже с рождением Христа. X. характерен для
раннего христианства, для многих еретических учений в средние века, а также для ряда
современных религиозных сект. Отголосками X. являются «тысячелетний рейх» национал-социализма и завершение истории в концепции коммунизма.
(Философская энциклопедия)
Хилиазм – мистическая вера в тысячелетнее земное «царствование Христа», которое якобы наступит после второго пришествия Христа, перед «концом мира»; хилиазм был присущ
раннему христианству до 11 в. и был связан с невыносимо тяжёлым положением бедняцких городских масс, пассивно ожидавших чудесного избавления от социального гнёта; позднее возрождался в некоторых мистических сектах, например, у анабаптистов.
(Большой словарь иностранных слов)
Хилиазм или милленаризм (от лат. mille — тысяча) – религиозное учение, согласно которому концу мира будет предшествовать
тысячелетнее «царство божье» на земле. Хилиастические идеи в своеобразной форме выражали надежды угнетённых слоев общества на прекращение социальной несправедливости, и не в «царстве небесном», а на земле. Начало Х. восходит к
иудейскому вероучению о мессии (См. Мессия). Дальнейшее развитие Х. получил
в раннем христианстве. Хилиастические мотивы ярко выражены в древнейшем памятнике раннехристианской литературы Апокалипсисе. Х. широко распространился во 2 в. в малоазийских провинциях Римской империи. После того как христианство стало государственной религией Римской империи (4 в.), сложившаяся христианская церковь, усмотрев в Х. идеологию, враждебную существовавшему миропорядку и принижающую «спасительную» роль церкви, начала жестоко
преследовать хилиастов как еретиков. Х. вновь получил широкое распространение в Европе в средние века, став частью многих еретических учений... В дальнейшем хилиастические настроения прослеживаются в сектантских воззрениях, отражающих идеологию, психологию мелкой буржуазии (Х. проповедуют, например, адвентисты,
иеговисты и др.).
(Большая советская энциклопедия)
Читайте также:
Иисус есть Христос
Заметки о патристике
Выборы
Это ты к чему?
ОтветитьУдалитьНе знаю, к настроению :).
ОтветитьУдалить"Следуя блж.Августину, католики полностью отказались от Х. и толкуют пророчество о тысячелетнем Царстве символически (в 1944 Х. был официально осужден католич. церк. властями). Правосл. богословие оставляет этот вопрос открытым. "История догмы, — пишет прот.*Булгаков, — знает отдельные частные мнения, притом различные до полной противоположности, однако не было и нет еще определения церковного"."
ОтветитьУдалитьhttp://www.krotov.info/spravki/temy/h/hiliazm.html
Большая советская энциклопедия
ОтветитьУдалитьмда...
Часто в оправдание своей теории о «земной участи» патриархов ОСБ ссылается на Деяния 2:34, где сказано, что «Давид не поднялся на небеса». Однако из этого текста вовсе не следует, что Давид не является «помазанником» и будет вечно жить на земле. Единственный вывод, который отсюда можно сделать — что на момент написания этого текста Давид еще не был воскрешен.
ОтветитьУдалитьСобственно, тот же вывод следует из учения самих же Свидетелей Иеговы — они считают, что Павел и другие апостолы были воскрешены только в 1918 году, а до тех пор, как и Давид, пребывали в некоем ожидании («Откровение – его грандиозный апогей близок!», стр. 103).
Не помню, чтобы этот стих приводился в оправдание этой теории. Естественно, из Деяния 2:34 следует только то, что Давид еще не был воскрешен. Что Давид не входит в число помазанников, обосновывается совершенно другими текстами, например Мат. 11:11. В конце концов, помазанники должны быть крещены во имя Христа и получить святой дух, а первый раз святой дух сошел только в 33-м году н.э.
УдалитьСледствием учения о 144000 «помазанников» является утверждение, что ветхозаветные верующие не имеют небесной надежды и будут вечно жить в раю на земле. И дело здесь не в тонкостях библейского толкования, а все в числе 144000 — ведь если включить в него еще и лучших людей древности, места современным «помазанникам» не останется вовсе.
ОтветитьУдалитьМежду тем, в 11-й главе Послания к евреям мы читаем, что ветхозаветные патриархи — Ной, Авраам, Исаак, Иаков — считали себя «странниками и пришельцами на земле» и стремились «к лучшему, то есть к небесному», хотя по учению Свидетелей Иеговы Бог просто не мог послать им такого желания.
Слово "небесное" может означать разные вещи, например отношения с Богом, святость, праведность. Вспомните фразу "сокровища на небесах" (Мат. 19:21). Если интерпретировать это как небесную жизнь, то как дохристианские праведники могли к ней стремиться, если они о ней ничего не знали? В Ветхом Завете еще нет этого учения. Они не могут вознестись на небо по той простой причине, что они "не родились от воды и духа" (Иоан. 3:4). Также смотрите Мат. 11:11.
УдалитьНе понял, к чему вы привели Мат. 11:11?
УдалитьК тому, что Иисус прямым текстом признает, что Иоанн Креститель - самый великий праведник из всех. И в этом же стихе он говорит, что он "меньше всех в Царстве Небесном". Видимо, в том смысле, что он в него не войдет. Причина та же: он не был крещен и не получил святой дух.
УдалитьВот именно - "видимо". Данный стих настолько пространен, что его можно толковать весьма по-разному, хотя о воскрешении/невоскрешении там вообще ничего нет. К чему же на таком обтекаемом стихе приходить к столь категоричному выводу,
УдалитьЧто касается отсутствия святого духа у ветхозаветных персонажей - это не так, вот лишь один пример из нескольких в Библии, где говорится об обратном: «Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Чис.11:17)
Как видите, у Моисея был святой дух Бога.
Как бы вы ни толковали этот стих, в нем ясно сказано, что величайший праведник, современный Христу, "меньше" всех остальных в небесном Царстве. Это о чем-то да говорит. Святой дух у Моисея, конечно, был, но он не "родился свыше" и не "крещен от воды и духа" - обязательные требования для участия в небесном Царстве. Иисус прямо говорит об этом в Иоан. 3:3, 5.
УдалитьКогда я только начал изучать библию со свидетелями, я много копался в энциклопедиях и случайно наткнулся на это слово "хилиазм", слова :"учение, присущее раннему христианству" повысили мое доверие к организации, которая отбросила традиции ради чистоты истины.
ОтветитьУдалитьно он не "родился свыше" и не "крещен от воды и духа" - обязательные требования для участия в небесном Царстве.
ОтветитьУдалить___
2Кор.1:22
Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
___
Но это пока только залог - приглашение.
1Иоан.3:2
Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.