13 мая в Киеве произошло важное
событие. По сообщению официального сайта Украинской православной церкви (подчиняющейся РПЦ), «в Киев прибыла наибольшая святыня Русской Православной Церкви заграницей - Курско-Коренная икона Божией Матери „Знамение“. …Ей молитвенно поклонился Митрополит Владимир вместе с сослужащими архиереями».
Одним из главных православных аргументов в пользу икон является следующий: поклоняются не иконе, а изображенному на ней святому. Это один из основных аргументов, которые приводит и Андрей Кураев в книге «Протестантам о православии». Здесь интересно, что древние защитники политеизма использовали точно такой же аргумент. Так, в одном из главных памятников антихристианской античной литературы «Правдивое слово» Цельса говорится:
Они (христиане) не выносят вида храмов, жертвенников и изображений, так же как скифы, номады, ливийцы, не знающие бога и другие преступные и беззаконные народы, что и персы такого мнения, об этом рассказывает Геродот в следующих выражениях: „О персах мне известны следующие обычаи: воздвигать статуи, а жертвенники и храмы у них не дозволяется; поступающих так они обзывают глупцами. Мне кажется, что это оттого, что они не считали богов человекоподобными, как считают греки“. Да и Гераклит как-то высказался следующим образом: „И они поклоняются статуям этим, как если б кто беседовал с домами, не зная, что такое боги и герои“. Итак, они учат нас чему-нибудь более мудрому, чем Гераклит? Он, во всяком случае, очень туманно указывает, что глупо молиться статуям, если не знаешь, что такое боги и герои. Таково мнение Гераклита. Эти же решительно поносят статуи. Если они так думают, на том основании, что камень, дерево, бронза или золото, которое обработал такой-то мастер, не бог, то это смехотворная мудрость. Ведь кто, если не круглый дурак, стал бы считать их богами, а не подношениями богам и их изображениями?
Как видим, апологеты язычества никогда не признавали, что поклоняются самим изображениям, и считали такую точку зрения вульгарной. Они утверждали, что поклоняются тому, что изображение символизируют. Современные православные используют точно такую же аргументацию, однако при этом крайне непоследовательно: во всех православных источниках постоянно используется оборот «поклониться иконе» (а также мощам и т. д.). Он употребляется, как видим, даже на официальных православных сайтах.
Возникает и другой интересный вопрос: что такого особенного в данной иконе, если она является «наибольшей святыней»? Ведь если поклоняются не иконе, а изображенному на ней, то почему из разных икон
одного и того же святого одни более почитаемы, а другие – менее, а некоторые являются чуть ли не национальным достоянием (типа казанской иконы Божьей Матери)? Чем обусловлена разная значимость изображений одного и того же святого? Только тем, что изображение имеет самостоятельную ценность, не зависящую от того, что оно изображает.
Мне интересно: если бы
православные богословы нашли силу и честность признать, что они все-таки поклоняются предметам (что они и так де-факто признают), то осталось бы тогда хоть одно отличие от античного идолопоклонства, которое исповедовали Гераклит и Цельс, кроме названий изображений?
Читайте также:
От святыни к идолу
Не сотвори… кого?
Вопросы православной церкви
Метко подмечено!
ОтветитьУдалитьАпостол Пётр и один из Ангелов(книга Откровение) предостерегали, чтобы им даже не думали поклоняться. Неужели какой-то святой выше их?
ОтветитьУдалитьБолее того говорилось прямо: "Богу поклонись"
мысль очень интересная. если Бог один, и Он свят, а через иконы они якобы Ему поклоняются, то как иконы могут быть "святее" или менее "святы"? такими критериями, они делают Бога лицеприятным, что конкретно противоречит написанному в Библии. Деяния 10:34. это несмотря на точку зрения Писаний об идолах.
ОтветитьУдалитьМеня до сих пор поражает насколько это разные, не пресекающиеся области - слова и поступки. Де-факто жрецы кадят своим идолам, а де-юре... как-же все это виртуозно преподносится... Они подобны марионетке что послушно движется по воле своего хозяина, но при этом считает все свои поступки своими. Выражением своей воли и замысла. Задним числом объясняющая их и доказывающая, что иначе было бы не правильно...
ОтветитьУдалитьмне всегда было интересно:они хоть чуточку боятся Бога???
ОтветитьУдалитьАнтон, проблема со словом "поклониться" сугубо терминологическая. В русском языке это слово имеет двоякое значение: поклониться можно в буквальном смысле в знак почтения и уважения, а можно поклониться Богу в исключительном смысле священного служения. Для обозначения первого понятия в греческом языке есть слово "проскинео", для второго - "латрейя". Вот определение из догмата иконопочитания: "Ибо, чем чаще чрез изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (гр. проскинео), не тем истинным по нашей вере служением (гр. латрейя), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними". Поэтому когда речь заходит о поклонении иконе, нужно понимать это в смысле уважительного почитания.
ОтветитьУдалитьИ вы считаете, что это решение проблемы? Поклоняться иконам нельзя, а уважительно почитать их можно? Пожалуй, это самое оригинальное обоснование идолопоклонства, что я слышал. Любой идолопоклонник в истории может сказать то же самое. И израильтяне, плясавшие у золотого тельца, и древние греки с египтянами, и современные индусы, кормящие своих божков кашкой - все они просто "уважительно почитают".
ОтветитьУдалитьАнтон, ну наверняка же вам известно, что из второго и третьего столетий до нас дошли во 1-х в довольном числе сами священные изображения, чтобы ясно свидетельствовать о почитании св. икон древними христианами. Некоторые же изображения, например в крипте Люцины и в усыпальнице Домитиллы - в катакомбах Рима, учеными исследователями древностей и самими протестантами относятся даже к первому столетию. Во 2-х дошли до нас свидетельства в сочинениях св. отцов и христианских писателей об употреблении священных изображений во II и III столетиях. В подземных пещерах христиане, удаляясь от преследования язычников, совершали свое Богослужение и приносили бескровную жертву; как на стенах, так на гробницах и других предметах этих катакомб, сохранились из II-го и III-го века и другие, ясные, не символические изображения Спасителя, Пречистой Матери Его, апостолов и событий из земной жизни Спасителя и из ветхозаветной истории. Эти факты ныне безмолвно свидетельствуют в пользу иконопочитания.
ОтветитьУдалитьНет ничего плохого в том, чтобы изображать Спасителя или его мать, в нашей литературе таких изображений тысячи. Но им нельзя поклоняться. И доказательств, что им поклонялись первые христиане, нет, кроме церковных легенд, конечно.
ОтветитьУдалитьКхм.. им стоит напомнить, что Египтяне например, поклонялись (опять же например) не самой статуе Анубиса, а тому, кого эта статуя символизирует ))))
ОтветитьУдалитьВо-первых, изображения напоминают о Боге и тем самым побуждают к молитве. Вспомните - херувимы находились прямо перед глазами молящихся израильтян во время их поклонения Богу, т. к. были также вышиты на завесе скинии (Исх. 26:1). VII Вселенский собор определил, что изображения должны быть везде - дабы чаще человек молитвенно вспоминал о Спасителе. Чем больше будет поводов к таким молитвам - тем лучше. Хоть и можно молиться всюду - но для того, чтобы пробудить молитвенное чувство - Господь дал Израилю храм и святой город Иерусалим. Хоть и можно молиться всегда - но как время особой молитвы были выделены праздники и субботы. Иерусалим, Храм, Закон побуждали к молитве и к поклонению Богу - ту же функцию выполняют иконы. Разве это не ясно?
ОтветитьУдалитьВо-вторых, “молиться в присутствии” или даже “молиться, обратившись” к изображению все же не значит религиозно почитать изображение. Перед изображениями херувимов совершались точно ТЕ ЖЕ культовые действия, что и в православных храмах перед ликами икон: возжигались светильники и лампады (Исх. 27:20-21); совершалось каждение (“Сделай жертвенник <...> пред завесою, которая пред ковчегом откровения <...> где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением” - Исх. 30:1,6-7). Исайя говорит: “И на закон Его будут уповать” (Ис. 42:4). Не язычник ли Исайя, раз уповает на Закон Божий, а не на Бога? Нет, т.к. вы понимаете, что уповая на закон, он уповает на Бога - но в случае с иконами вы не признаёте такой логики. Почему? Перед рукотворными святынями, равно как и перед людьми Библии (которые также не есть Творец, но тварь) совершались поклоны: “Поклонюсь святому храму Твоему” (Пс. 5:8). “Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего” (Евр. 11:21). Соломон кланялся своим гостям (3 Цар. 1:47), и царю кланялись (53). Авраам поклонился перед народом (Быт. 23:12). Если каждый поклон понимать как проявление религиозного поклонения, подобающего лишь Творцу, то все эти люди Писания тяжко согрешили. И СИ, кивком головы приветствующий своего собрата, также совершает греховное “поклонение”. Надо различать поклонение как всецелое посвящение жизни и поклонение как знак почитания, уважения, благоговения.
Мне кажется более логичной параллелью с изображениями херувимов в скинии и позже в храме построенном Соломоном,являются различные рисунки на стенах в православных храмах. Но при чем здесь иконы? Кажется, у израильтян не было практики рисования тех же херувимов на папирусе или пергаменте и хранения их дома. Равно как и не припоминается чтобы евреи поклонялись Богу через рисунки херувимов.
УдалитьИзраильтяне не поклонялись ни херувимам, ни ковчегу, ни храму. Я тоже могу повесить картинку с херувимом или Христом на стене для красоты, но я не поклоняюсь ей, не приписываю ей чудодейственную силу, не считаю ее волшебной, не организую ее гастроли по городам России (а то и за границу), не беру деньги за право подойти и поцеловать ее, не обещаю, что она исцелит от болезней, не посвящаю ей храмы, не объявляю ее заступницей и покровительницей (именно картинку, а не изображенное на ней) - и т.д., и т.п. Это очень большая разница. Если вы ее не видите, хорошо, значит у нас разное зрение, мы видим вещи по-разному, и тогда просто нет основы для спора.
ОтветитьУдалитьКланяться людям в знак уважения, действительно, можно. Мне часто приходится доказывать это тринитариям, которые считают, что кланяться можно только Богу. Пожалуй, вы первый тринитарий, который в этом со мной согласился.
Антон, вы говорите, что израильтяне не поклонялись ковчегу, как же тогда быть с этим местом: "Тогда Иисус разорвал свою накидку, пал ниц перед ковчегом Иеговы и лежал на земле до вечера, он и с ним старейшины Израиля, и они посыпа́ли свои головы пылью" (И. Нав. 7:6, ПНМ)? Далее говорится, что он стал молиться Иегове в таком положении. Православные поступают также.
УдалитьВ Чис. 10:33-36 вообще о ковчеге завета говорится как об образе самого Иеговы. Так что ваш ригоризм не к месту.
Где же в этом стихе вы видите поклонение ковчегу? Иисус пал "перед" ковчегом. Что логично, поскольку Бог особым образом присутствовал в скинии, в отличие от любого современного храма. Да и сам ковчег действительно был святым предметом, ведь там были скрижали, данные лично Богом. Ничего подобного сегодня нет. Когда сегодня кто-то пытается поставить знак равенства между ковчегом и какой-нибудь иконой, это выглядит, мягко говоря, нескромно. Далее, ковчег существовал в единственном экземпляре, как и скиния (и позже храм), а икон сегодня великое множество, в том числе одно и того же святого. Иегова лично благословил и освятил ковчег или храм, иконы же он не освящал и не благословлял. Так что эти сравнения совершенно неуместны. Я подробнее писал об этом здесь.
УдалитьАнтон, а почему бы вам не отнестись к православным как к детям. Дети нуждаются в картинках? Ну, вот и православные тоже чувствуют себя теплее, спокойнее в окружении священных картин. Если Свидетелям Иеговы угодно, пусть они считают православных детьми, “немощными в вере”, привычки которых, по завету ап. Павла, надо принимать “без споров о мнениях” (Рим. 14, 1). СИ, обличающий православную старушку в том, что она “кланяется идолам”, выглядит не умнее того, кто вырывал бы из рук ребенка книжку с картинками.
ОтветитьУдалитьА если проще воровать, чем работать, значит можно воровать? А если проще материться, чем подбирать литературные выражения, то можно материться? Простота важнее угождения Богу? Угождение Богу так сложно, что лучше ради простоты грешить? Интересная постановка вопроса.
ОтветитьУдалить"И когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему" (3Цар.8:48). Зачем нужно при молитве обращаться к Иерусалиму и храму?, - можно было бы задать вопрос древним евреям, так же как СИ задают подобные вопросы сегодняшим православным (“Зачем молиться, повернувшись к иконам?”). Но древним евреям можно, а православным нельзя - не по Библии. Так что ли, Антон?
ОтветитьУдалитьВы думаете, что "обратиться" - это значит встать перед каким-то предметом и не сводить с него глаз, а еще считать его волшебным, исцеляющим от всех болезней и т.д.? Обратиться к земле и храму в данном контексте – это значит вернуться к Богу, раскаяться и снова служить ему. Удивляюсь, что для кого-то это не очевидно.
ОтветитьУдалитьВ заповеди не сотвори себе кумира речь идет не об образах Бога, ангелов и святых, не просто вообще о любых образах, как таковых. А только лишь об образах языческих богов, которые израильский народ, имел перед своими глазами, будучи в Египте. Поэтому, и слова в этой заповеди "не поклоняйся им" относятся только лишь к языческим идолам, т.е. к обожествляемым творениям Божиим и стихиям. Но нигде нет в Св.Писании заповеди о том, чтобы не поклоняться изображениям Бога, ангелов, херувимов и т.п. Это уже ложное толкование заповеди о непоклонении языческим кумирам и придание ей того смысла, которого она не имеет. Если Сам Бог повелел Моисею сделать херувимов, то явно, что в заповеди о не сотворении кумиров речь шла ни о том, чтобы вообще не делать никаких образов. А только лишь об образах языческих богов. И соответственно, повеление в этой заповеди о том, чтобы не поклоняться им, относились не вообще как к таковым образам, а только лишь к образам языческих богов. Следовательно, и не было запрета на поклонение образам Бога, херувимов и ангелов.
ОтветитьУдалить"Всюду ставим чувственно выраженный образ Его, освящая [чрез это] первое [из наших чувств]; ибо первое из наших чувств – зрение; подобно тому, как словами освящаем слух; ведь изображение есть напоминание: и чем является книга для тех, которые помнят чтение и письмо, тем же для неграмотных служит изображение; и что для слуха – слово, это же для зрения – изображение; при помощи же ума мы вступаем в единение с ним. По этой причине Бог повелел, чтобы кивот Завета был сделан из негниющих деревьев, чтобы он был изнутри и извне позлащен и были вложены скрижали и жезл, и стамна златая, имеющая манну, для напоминания о случившемся и – предъизображения будущаго. И кто не скажет, что это [были] образы и громкие провозвестники? И находились эти предметы не с боков скинии, но пред лицом всего народа, на что взирая, воздавали поклонение и служение Богу, действовавшему при их посредстве. Ясно, что служили им, не как им, но, посредством их приводимые к припоминанию чудес – Богу. Ибо образы были положены для напоминания. Не как боги, но как приводившие к воспоминанию о божественной деятельности" (преп.Иоанн Дамаскин, «Первое защитительное слово…», гл.17).
Естественно, делать изображения можно. Кто сказал, что нельзя? Но нельзя им поклоняться. Нигде в Библии мы не читаем, чтобы евреи поклонялись изображениям Бога или ангелов. И я еще готов понять аргумент о том, что в Библии нет запрета поклоняться изображению Бога (хотя это тема для отдельного разговора, который нужно начинать с того, что изображение Бога сделать нельзя в силу его невидимости). Но извините, к чему вообще этот аргумент? Когда вы последний раз видели икону Бога? 99% всех икон в православии изображают не Бога, а творение, смертных и грешных людей, и перед иконами люди поклоняются не Богу, а другим людям, таким же, как они сами. Что может быть хуже? Это именно то, о чем написано в Рим. 1:25 - "поклонение твари вместо творца". И в данном случае оно еще и усугубляется идолопоклонством. Или вы видите разницу между поклонением языческому богу и грешному человеку? И то, и другое - творение, и то, и другое не может быть объектом поклонения по определению. Когда Павлу хотели поклоняться, он разодрал на себе одежды и закричал, чтобы этого не делали. Таким образом, мы точно знаем мнение Павла на этот счет, включая и создание его икон. Когда мы поклоняемся тому, что не Всемогущий Бог – неважно, что или кто это, – тогда мы и становимся идолопоклонниками. Другого определения идолопоклонства не может быть.
ОтветитьУдалитьАнтон, если изображениям поклоняться нельзя, то почему псалмопевец Давид поклонялся святому Храму: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5:8)?
ОтветитьУдалитьОн не поклонялся храму, а кланялся. Разница существенная. Нет ничего плохого в том, чтобы поклониться кому-то в знак уважения, таких примеров в Библии миллион с хвостиком. А поскольку в храме практически буквально обитал Бог (например в виде дыма и огня), то поклониться храму было вполне логичным. Давид фактически кланялся не храму, а Богу. Но храм был единственным в своем роде, аналогов ему не было и нет. Если вы скажете, что любая икона сегодня - это то же самое, что храм, то я совсем недавно писал на эту тему здесь.
ОтветитьУдалитьА Вы считаете, что православные кланяются иконам именно в качестве религиозного поклонения?.. И ещё - можно ли, согласно Вашим словам, поклониться в знак уважения изображению с Христом?
ОтветитьУдалитьЯ понимаю, что православные (некоторые) утверждают, что они только лишь кланяются в знак уважения, но любой непредвзятый наблюдатель видит, что дело тут далеко не ограничивается простым уважением. Посмотрите на последнюю истерию с поясом "богородицы", из-за которого люди часами мерзли на улице, простужались и даже умирали (были и такие случаи), когда доходили до него, то впадали в истерику, а когда отходили, то их бросало или в экстаз, или в слезы, или еще в какое-то нездоровое состояние. Разве это просто уважение? Сам факт гастролей икон и других предметов по стране - разве это просто уважение? Освящение икон с повышением их стоимости, использование в машине от аварий, использование при болезнях - это просто уважение? Или почему разные иконы одного и того же святого почитаются по-разному? Почему есть известные и знаменитые иконы той же "богородицы", а есть никому неизвестные и незнаменитые? Если "кланяются в знак уважения" не иконе, а изображенному на ней, то почему перед одними иконками кланяются чаще и больше, чем перед другими? Нет, извините, когда вы говорите мне, что просто кланяетесь из уважения, я вам не верю, потому что слова расходятся с делами.
ОтветитьУдалитьЕсли бы Христос физически присутствовал в изображении, как Бог присутствовал в храме, и это изображение было бы им официально благословлено, как храм, если бы это был эдакий всемирный центр общения с Христом, то возможно, ему можно было бы кланяться. Но такого изображения нигде нет, и довольно нелепы попытки создать такие изображения самостоятельно, да еще и во множественном числе, и ставить их по святости на один уровень с храмом. А когда такие картинки еще и "освящают" и продают за деньги, то, извините, просто становится противно.
Как народ думает, а что будет с иконой, на которой изображён тов.Сталин..... http://www.mk.ru/politics/russia/article/2011/05/16/589260-kazhdenie-stalinu-prodolzhaetsya.html Любящие его товарищи начнут это освящать, тиражировать, продавать и применять.... От сглаза, для защиты дома, от порчи и т.д. Но на этой иконе изображён человеко убийца (упырь. словарь Даля), у которого не только руки в крови, а который плавал в этой крови! И по воле этих товарищей, этого упыря в знак уважения теперь к лику святых апостолов??? Хотя ни апостолам, ни людям поклоняться нельзя. Только Богу поклоняйся и ему одному служи.
ОтветитьУдалитьВ пс 5:7, пс 137:7, исх 20:5, евр 11:21 используется слово, означающее 'поклоняться'. Но в пс 138:2 видно, что Давид этим поступком восхвалял имя Бога, уважая место Его присутствия. В 3цар 8:29 Бог лично указал на свое присутствие в храме. Со смертью Христа Бог ни в каком строении (предмете)
ОтветитьУдалитьбольше не присутствует.
В евр 11:21 Иаков поклонился верху посоха, но почему не всему посоху? Моисей не поклонялся своей руке, своему посоху, медному змею. Почему в Храме Бога не поклонялись никому, кроме Бога? Почему в храме не было изображений Бога, ведь так было бы удобнее ему поклоняться?
ОтветитьУдалитьСИ считают, что молиться святым о заступничестве неправильно, так как Сын Божий «есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий». Но как тогда вы истолкуете следующие стихи: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лук. 12, 8-9). Смысл этих слов более чем очевиден. Ангелы принимают активное участие в деле нашего спасения, и даже Сам Сын Божий придает этому определенное значение. Они ходатайствуют за нас пред лицом Божиим, защищая нас и даже мстя за нас. Сказано: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).
ОтветитьУдалитьС другой стороны, если говорить о ходатайстве святых и Ангелов, учитывая текст из первого Послания Тимофея 2, 5 — «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус», — то здесь возникает необходимость более внимательно рассмотреть данный стих. Да, Христос — един посредник между Богом и человеками. Потому что между Сыном Божиим и Его Отцом присутствует только Дух Святой. И эти взаимоотношения не нуждаются в других посредниках. Но между нами и Христом Иисусом — огромное духовное пространство. И здесь были и есть ходатаи и посредники.
Если вас, например, попросят помолиться за другого человека, разве вы откажетесь выступить в роли ходатая? Ваша молитва будет совершаться во имя Христово. И здесь вы будете предполагать, что Сам Христос вознесет ваше прошение к престолу Отца Своего Небесного. Разве я не прав? Сказано: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас» (1 Фес. 5, 12).
С трудом понимаю хитросплетение вашей мысли. Конечно, я всегда готов помолиться за другого. Но это не значит, что молиться надо МНЕ. Библия ясно показывает на множестве примеров, что все молитвы всегда обращены к Богу, вне зависимости от роли других духовных лиц, какими бы важными они ни были.
Удалить"Дети Храните себя от идолов" 1 Ин 5:19 фактически это одни из последних слов Иоана которыми заканчивается Библия и они были написаны 96 году н.э. Что имел в виду Иоан когда говорил "Храните себя"? Отделил ли он эти идолы на приемлемые и нет? Нет он сказал обобщенно. Мальчик идет на двор гулять мама ему говорит "Берегись собак" значит ли это что он одних собак может беречься, а других нет? Он должен избегать всех собак. Мальчику не нужно объяснять что такое собака. Так же христиане понимают в нормальном понимании что такое идол.
УдалитьЦитата: "... как Бог присутствовал в храме, ..."
ОтветитьУдалитьПриведу слова Соломона, сказанные при освящении храма:
3Цар.8:27 Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил.
3Цар.8:43 услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил.
3Цар.8:44 Когда выйдет народ Твой на войну против врага своего путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему,
Да и Апостол Павел говорит:
Деян.7:48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк
А Вы, Антон, говорите что Бог обитал в храме, и поэтому Давид высказал желание поклониться не храму, а Богу в нём обитающему.
Это явное противоречие как словам Соломона, так и словам Павла. Да и сам Давид говорил именно о храме, а не что-то иное.
Обратите внимание на стих 3 Царств 9:3: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». Или Иоиль 3:17: "Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей". Конечно, Бог, его имя или его "сердце" не обитает в каком-то месте буквально. Естественно, это образные выражения. Однако они показывают, что Бог особым образом присутствовал в храме (мистическим, как сказали бы православные). Например, он создавал там облачный столб. Когда Соломон принес первые жертвы, Бог чудесным образом послал огонь. Именно этим и объясняется такое трепетное отношение Давида и других к храму. И ничего из этого нет в случае современных икон, которые пытаются сравнивать с храмом.
УдалитьВсе эти разговоры о храме и поклонение или отдавание уважение англелам на ковчеге свидельства это лишь пустые разговоры и размышления. Не нужно вкладывать смысл там где его нет. Нужно только подумать почему Езекия уничтожил змея которого сделал Моисей и через которого Бог творил чудеса? Потому что израильтяне начали буквально поклоняться змею и отдавать ему уважение, а не своему Богу. 2 Цар. 18:4. Если человек искренний он сделает выводы из этого случая, а если нет то и дальше будет упорно совершать грех идолопоклонства.
ОтветитьУдалитьВ основной своей массе язычники не рассматривали поклонение идолам как восхождение от образа к первообразу. Такой точки зрения придерживались лишь маленькая горстка интеллектуалов поздней античности типа Цельса.Как правило, язычники обожествляли идолов, либо считали что боги обитают в них (см. Деян.19:26).
ОтветитьУдалитьОднако, вы правы в том, что аргументация Цельса аналогична православной. Причина в том, что в основе логики лежит один и тот же принцип - образ восходит к первообразу. И язычники это прекрсано понимали. Если бы образы языческих божеств действительно не восходили бы к демонам, которые за ними стоят, то тогда идолослужение не делало бы людей соучастниками демонов, как учит об этом ап. Павел (1 Кор. 10:20). Но между идолами богов и демонами есть реальна и прямая связь. Как есть чаша Господня, так есть и чаша бесовская. Как есть образ бесовской (идол), так есть и образ Спасителя (икона). Если через почитание идола человек поклоняется бесам, то почему через почитание образа Христа, человек не может поклоняться Богу?
Потому что надо почитать не образ, а самого Бога. Мы нигде в Библии не читаем, что праведники почитают образы. Не знаю, куда еще проще. Если бы вы не знали ничего о православии и просто непредвзято прочитали Библию, вы бы никогда не догадались нарисовать картинку и молиться ей. Вы это делаете только в силу того, что так учит определенная религиозная традиция.
Удалитьрелигиозный смысл почитания (в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к его источнику - невидимому Первообразу); икона становится при этом видимым символом невидимого мира, его «печатью», «вратами» в него.
ОтветитьУдалитьИ где мы читаем в Библии, что для поклонения Богу нам нужен видимый символ, печать и врата?
Удалить4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
ОтветитьУдалить5 не поклоняйся им и не служи им,... (Исход 20:4,5)
Вообще не понимаю, как можно по-другому толковать эти слова, кроме того, как они написаны.Ясно сказано - не делать никаких изображений и не поклоняться! :)
Ну как, они просто говорят, что не поклоняются, а почитают, и не изображения, а тех, кто на них нарисован.
УдалитьАга. Хитрый способ обойти закон Бога играя на невежестве народа и получая прибыль в свой же карман.
ОтветитьУдалитьА лично мне кажется, что весь этот театр вокруг икон сложился ради собственного кошелька. Вспомнить католиков, которые продавали свидетельство о получении индульгенции, за что были так сильно нелюбимы самим Лютером. А сегодня разве ситуация поменялась? Все тоже самое. Только продаются всякие статуэтки и картинки. Большинство атеистов даже понимают, что тут явное идолопоклонство, поэтому над религиями и смеются. Не удивительно, что принимались в разных соборах повеления повсюду пихать иконы. Я только недавно перечитал тему о христианстве и ВОВ и последний комментатор написал, что одна из целей пропаганды сделать так, чтобы люди были уверены, что это не пропаганда. Так и тут. Вижу цель у многих достигнута – очевидное идолопоклонство защищают, да еще и стихи из Библию приводят.
ОтветитьУдалитьА мощи, которые катаются по России. РДЖ на всяких поездках зарабатывает, а потом «жертвует» церкви. Рука руку моет, как говорится. Обидно только за тех, кто с пеной у рта доказывает, что это все угодно Богу и правильно. Мой друг, православный, взял Библию, почитал и сам мне потом пишет, что оказывается христианам нельзя почитать и молится всяких иконам и крестам. Человек сделал сам на основании того, что прочитал, выводы, и без моего ведома. Вот так, господа.
Все очень просто: Израильтяне создали себе тельца и ему поклонялись, за что разгневали Бога, это во-первых. Во-вторых, вспомним змея, которого сам Бог повелел сделать. Его тоже пришлось Езекии уничтожить, потому-что ему стали буквально поклонятся. Ясно видно, что поклонятся предметам нельзя, ибо это неугодно Богу, даже, если этот предмет в начале был сделан по самому повелению Бога, для определенной цели. В-третьих, храм был тоже благословлен самим Богом лично. Ничего подобного в нашем мире нет. Библия ясно и точно дает ответ на эту тему. Но нет, многие приводят какие-то непонятные стихи и пытаются по ним что-то доказать. Кто не может понять элементарных вещей, тому, как говорится, не дано.
точно такой же аргумент мой муж приводил священнику тут в Греции, где мы живем: "Если икона всего лишь звено, а не сам предмет поклонения, то почему, например, икона божьей матери на о.патмос считается намного важнее иконы той же божьей матери в любой соседней церкви? и туда толпами едут паломники..." значит, сам предмет-икона почитается и является объектом поклонения... а у меня еще вопрос возникает: почему тогда, несмотря на то, что и греция и россия страны православные, но праздники по-разному празднуют, много обычаев разнятся... потому что религии в этих странах - это просто социальный феномен, знак принадлежности к определенной стране, не более.
ОтветитьУдалитьБиблия показывает какие указания были в отношения каких-либо святынь, настолько точно нужно было все сделать и из чего ( ковчег, херувимы, посуда и т.д.) (Исход 25,26,27 главы и тд)
ОтветитьУдалитьНо с чего и какое изображения Бога делать, мы не встречаем.