Христианские гностики верили в двух богов: ветхозаветного и новозаветного. Первого, Иегову, они отождествляли с Сатаной, а во втором видели отца Иисуса Христа и считали его более высшим, истинным Богом. В средние века этой точки зрения придерживались катары и ряд других групп, и вплоть до сего дня нет-нет да и услышишь что-то очень похожее. Бог Ветхого завета жестокий, нетерпимый, заставляющий убивать детей, творящий геноцид целых народов (
1 Самуила 15:3), а Бог Нового завета – это уже любовь и всепрощение. Многих это дезориентирует, а кого-то приводит к разочарованию в Библии.
Странно, что никого не возмущает, что Бог в принципе допускает смерть, а ведь смерть – это тоже наказание от Бога, и наказание для всех, а не только злодеев.
Странно и то, что те же люди, что так думают, одобряют действия, скажем, пилотов Второй мировой, которые сбрасывали бомбы на головы мирных женщин и детей в немецких городах. Предполагается, что они делали это ради важной цели, так что они молодцы. Пилотам или артиллеристам можно расстреливать вражеское население без разбора, не выясняя, кто прав и виноват, а Всемогущему Богу это заведомо запрещается, хотя Бог как раз-таки способен осуществить казнь избирательно. Те же люди, что возмущаются жестокостью Бога, голосуют за политических лидеров, которые поставляют оружие и строят атомные реакторы мусульманским странам, планирующим второй Холокост.
Странно также, что претензии высказываются по эпизодам истребления народов Ханаана, но никто не возражает против, например, Всемирного потопа или уничтожения Содома и Гоморры. Никто не возражает против того, что Иисус разделит людей на овец и козлов и отправит козлов в вечную погибель. Но ведь все это – одно и то же, это суды Бога над грешниками. Не люди, не Моисей, не израильские судьи совершают казнь нечестивых – это делает лично Иегова, а люди являются лишь орудиями его промысла, инструментами в его руках, не более того. В этом смысле нет никакой разницы между истреблением хананейских народов, Потопом, Содомом и Гоморрой, Иерихоном, Ананией и Сапфирой или Армагеддоном. Бог может осуществлять свои суды лично, а может поручать их выполнение ангелам или людям. Например, Армагеддон будет поручен Иисусу и ангелам (
2 Фессалоникийцам 1:6–10). Уничтожение сирийской армии было поручено ангелу (
Исаия 37:36). Вполне возможно, что и остальные казни начиная от Потопа тоже поручались ангелам. Ну а истребление нечестивых народов было поручено людям на земле, что ж с того? Значит, Бог решил, что люди в состоянии справиться с этой задачей. Они убивали не по своей прихоти, а по решению Всемогущего Бога, которое было обязательным и не подлежало обсуждению. Это была важная священная миссия. Именно поэтому все войны израильского народа были священными и богоугодными, в отличие от любой современной войны.
Справедливо ли со стороны Бога казнить грешников? Почему же нет? Они восстали против своего творца. Человек прекрасно знает, что, восстав на своего творца, он лишается права на жизнь – это было четко оговорено еще в Эдеме. Чтобы получить гарантию производителя, нужно соблюдать гарантийные условия. Чтобы жить во вселенной Бога, нужно соблюдать его условия и уважать его авторитет. Это абсолютно справедливо и логично. Тем более, что условия эти очень просты и естественны, они основаны на простом принципе любви к Богу и ближнему. Хананейские же народы практиковали чудовищные человеческие жертвоприношения, оскорбляя Бога и мучая ближнего. Если Иегова решил действовать безотлагательно, чтобы стереть эти народы с лица земли, то в чем здесь нарушение справедливости?
Бог не только любовь, но и «всепожирающий огонь» (Псалом 18:8). Он не только милосердный, но и справедливый. Порассуждаем от противного: что было бы, если бы Бог никогда не наказывал нечестивых? Возможно, нас бы сегодня не было, потому что нефилимы времен Ноя затерроризировали бы все человечество. Если бы Бог не разрешил израильтянам воевать с соседними агрессивными народами, возможно, сегодня у нас не было бы Библии, потому что ее некому было бы написать. Возможно, не было бы
Христа, потому что не было бы благочестивого общества, в котором он мог родиться и вырасти. Люди бы всегда бунтовали против Создателя и всегда умирали, и не осталось бы никакой надежды. Не было бы и самой религии, потому что какой смысл поклоняться Богу, который не наказывает за грех и не восстанавливает справедливость? Это уже деизм, теория о равнодушном Боге, вплотную граничащая с атеизмом.
Но разве грешниками были все амаликитяне (и другие истребляемые народы) без единого исключения? Видимо, да, насколько можно судить по диалогу Авраама с Иеговой по поводу Содома (
Бытие 18). Эта поучительная история показывает, что Иегова не допускает смерти даже одного праведного вместе с грешными. Во всем Содоме и Гоморре не было ни одного праведника, достойного жизни в глазах Иеговы. Следовательно, так же было и с амаликитянами.
Важно помнить, что древние цивилизации были монокультурны, в отличие от современного атомизированного общества, в котором сколько людей, столько и мнений. В древности было не так. У одного народа была одна культура, одна идеология и одна религия, которую соблюдал каждый его член. Инакомыслящих просто не было: их или изгоняли, или казнили. Если бы среди амаликитян каким-то образом затесался праведник, он бы быстро стал изгоем и был вынужден эмигрировать. В итоге он бы не погиб от рук израильтян. Этот принцип хорошо сформулирован в 1 Царей 15:6: «Саул сказал кенеям: „Пойдите, отделитесь и уйдите от амаликитян, чтобы я не погубил вас вместе с ними. Ведь вы проявили любящую доброту ко всем сыновьям Израиля, когда они выходили из Египта“».
Если праведник каким-то образом оказывается среди грешников, он должен как можно быстрее «отделиться» от них. Если он долго находится среди них и не отделяется, он рискует разделить их участь – что почти произошло с Лотом, если бы ангелы в экстренном порядке и чуть ли не силой не вывели его из Содома. Так же Ной отделился от остального человечества в ковчеге; так же христиане в 1 в. н. э. отделились из Иерусалима, когда он пал от меча римлян; так же христиане сегодня отделяются от этого мира в духовном отношении, чтобы не разделить его участь в Армагеддоне. Отделение праведного от грешного – универсальный принцип судов Бога во все времена.
Но как можно убивать младенцев, спрашивают многие. Теория о невинности младенцев весьма распространена и многими воспринимается как аксиома, но она не находит подтверждения в Библии. «Все согрешили и лишены славы Бога» (Римлянам 3:23). Все – значит и младенцы тоже. Не только взрослые унаследовали от Адама грех, но и младенцы тоже. Любой потомок Адама, рождаясь на свет, уже грешник и автоматически получает смертный приговор в момент рождения. А вместе с приговором он получает отсрочку на несколько десятилетий (или как повезет). Но никакой изначальной невинности младенцев не существует, иначе не было бы мертворожденных детей и врожденных заболеваний. Так уж устроено мироздание, что грешное рождает только грешное. И если все люди с рождения грешны, находятся под смертным приговором и лишь пользуются отсрочкой, то можем ли мы осуждать Иегову, если он решил отменить для кого-то эту отсрочку по какой-то причине, например чтобы полностью искоренить нечестивую культуру? Отсрочка – это проявление милости со стороны суда, а не неотъемлемое право преступника. Суд не обязан отсрочивать смертный приговор.
Более того, исходя из формальной справедливости Иегова вообще может в любой момент забрать жизнь у любого живущего сегодня человека без объяснения причины, и это не будет несправедливо. Немилосердно – возможно, но не несправедливо. Однако Бог не обязан проявлять милосердие к грешникам. Он может его проявить, а может не проявить, и не нам обсуждать его решения и тем более обижаться на них. Вообще, довольно сложный вопрос:
обязан ли что-то Бог по отношению к грешным людям или все, что он для них делает, является актом милосердия и незаслуженной доброты.
Конечно же, Иегова – Бог не ветхозаветный и не новозаветный, а единственный, и его пути неизменны во всей вечности. В Ветхом завете он навел Потоп, а в Новом осуществит Армагеддон. В Ветхом он покарал амаликитян и содомлян, а в Новом – царя Ирода, Ананию и Сапфиру (Деяния
12:23;
5:1–10). Почти все поучения Иисуса имеют параллели в Ветхом завете. Тот же «ветхозаветный бог», что велел истребить амаликитян, охотно пощадил раскаявшихся ниневитян. Он же сказал и такие слова: «Разве я нахожу хоть какое-то удовольствие в смерти нечестивого? Не в том ли я нахожу удовольствие, чтобы он оставил свои пути и жил?» (Иезекииль 18:23).
Возьмем Моисеев закон: он до сих пор является эталоном высоконравственного общественного устройства. Это идеальный баланс между любовью и справедливостью, судом и милосердием. Закон требовал любить ближнего и запрещал завидовать (
Исход 20:17). Аренда земли могла быть только временной, до юбилейного года, что защищало права землевладельцев (
Левит 27:24). Предусматривались способы защиты при непредумышленном убийстве (
Числа 35:6). Других евреев нельзя было обращать в рабство более, чем на семь лет, при этом с ними нужно было обращаться как с братьями (
Исход 21:2). Еврейское общество было единственной древней культурой, в котором практически не было института рабства. Все это беспрецедентно для древнего мира. «Омойтесь, очиститесь, удалите свои злые дела от моих глаз, перестаньте делать зло, – призывает Иегова и в прошлом, и сегодня. – Научитесь делать добро, ищите справедливость, исправляйте притеснителя, судите справедливо сироту, защищайте интересы вдовы» (Исаия 1:16–17).
Бог создал нас по своему образу и подобию, а не мы создали Бога по своему образу и подобию. Наша мораль, наша логика, наша этика никогда не превзойдут мораль, логику и этику нашего Творца. Все, что делает Творец, по определению правильно. Бог есть единственный эталон морали, логики, этики, справедливости, нравственности, мудрости и всех прочих качеств. Нельзя превзойти эталон, потому что это эталон, точка отсчета. Глубокое понимание этого продемонстрировал Авраам, согласившись убить собственного сына по требованию Бога (
Бытие 22:2–3). Сын выжил, а мы получили замечательный пример верности Богу и великий прообраз Христа.
Нелепо пытаться быть праведнее
Бога. Если что-то в его образе действий вызывает у нас несогласие, то проблема у нас, а не у него. Мы должны работать над этой проблемой, иначе плохо будет только нам.
Иегова продолжал отвечать Иoву и сказал: «Допустимо ли, чтобы критикующий спорил со Всемогущим? Пусть ответит на это упрекающий Бога». И отвечал Иoв Иегове, и сказал: «Вот, я ничтожен. Что я отвечу тебе? Кладу руку на свои уста. Я говорил однажды и не буду отвечать, Говорил дважды и ничего не добавлю».
Иегова отвечал Иoву из бури и сказал: «Подоткни под пояс свою одежду по-мужски. Я буду расспрашивать тебя, а ты рассказывай мне. Неужели ты ниспровергнешь мою справедливость? Объявишь меня виновным, чтобы самому оказаться правым? Или рука у тебя такая, как у истинного Бога? Можешь ли прогреметь голосом, как он?…
Тогда Иoв отвечал Иегове и сказал: «Теперь я знаю, что ты можешь всё и нет замысла, не осуществимого для тебя. Ты спросил: „Кто это затемняет замысел, не имея знания?“ Я говорил, но не понимал дел, столь удивительных для меня, которых я не знаю. Ты сказал: „Послушай, прошу, и я буду говорить. Я буду расспрашивать тебя, а ты рассказывай мне“. Я слышал молву о тебе, а теперь мои глаза видят тебя. И потому я отрекаюсь от своих слов и раскаиваюсь в прахе и пепле».
(Иов 40:1–9; 42:1–6)
Читайте также:
Осмысленное сотрудничество с Богом
Принцип любви
Вечная, безмерная Мысль
Спасибо, Антон. Всё по-существу и ясно изложил. Понимаю, что професссия обязывает, но, тем не менее, молодец. Как и всё опубликованное здесь ранее, впрочем, заслуживает подобного признания.
ОтветитьУдалитьАнтон, Вы, похоже, несколько недопоняли Ваших оппонентов, которые, как Вы пишете, ничего не имеют против Потопа и Содомской экстерминации, но возмущаются против того же избиения амаликитян. Насколько мне известна их аргументация, то суть состоит в том, что приказы о геноциде Ханаана и Амалика отдавались не Богом, а конкретными лицами из высшего иудейского жречества (Моисей, Самуил) и правящей иерархии (Иисус Навин, Давид) ОТ ИМЕНИ БОГА. Согласитесь, разница есть? При этом они ссылаются на исторические прецеденты, когда от имени Бога был совершён геноцид американских индейцев, которых просвещённые европейцы и за людей-то далеко не всегда считали.
ОтветитьУдалитьТаким образом в данном случае господа оппоненты апеллируют к человеческому происхождению Библии, говоря, что сообщения о подобном геноциде на самом деле были вдохновлены израильским жречеством и записаны в Библии от имени Бога. Тем самым порождается вопрос о неповреждённости Писания и о возможности его реставрации — примерно на том же основании, на котором Свидетелями была произведена реставрация Имени Бога в ВЗ и псевдореставрация в НЗ.
Поэтому вопрос: можете ли Вы допустить тот факт, что если религиозные руководители Израиля и раннего христианства ухитрились заменить 7000 слов во ВСЁМ Писании, то что им тогда могло помешать вставить несколько десятков слов якобы от лица ЙХВХ, оправдывающих, к примеру, национальную дискриминацию потомков хананеев, к примеру, после вавилонского плена и в эпоху Хасмонеев (когда иудейские цари вели локальные религиозные войны, принуждая сирийское население обрезываться и принимать гиюр)?
Прошу Вас прокомментировать данный вопрос внимательно.
Библия ясно показывает, что подобные приказы исходили непосредственно от Иеговы: «Вот что говорит Иегова воинств: „Я призову Амали́ка к ответу за то, что́ он сделал Израилю, встав у него на пути, когда тот выходил из Египта. Теперь пойди и истреби Амали́ка, уничтожь его и всё, что у него есть». Статья именно о теории «жестокого ветхозаветного Бога», весьма распространенной. Из-за этой теории весьма немало мыслящих людей не принимают Бога Библии. Они не объясняют это редакциями и правками, они действительно считают Бога жестоким.
ОтветитьУдалитьДействительно. Бог не обязан считаться с людьми. Он может с ними считаться, но не обязан этого делать. Мы обязаны считаться с Богом. Ибо не мы создали Бога, но он создал нас. В этом то и чсё различие.
ОтветитьУдалитьНо библейские критики тебя за твой пост растерзают...
Спасибо, Антон, за прекрасный разбор вопроса. Обязательно буду применять эти мысли в разговорах.
ОтветитьУдалитьВозможно, еще стоило упомянуть о возможности и вероятном намерении Иеговы возвратить жизнь тем, кто потерял ее в соответствии с судебными решениями над нечестивыми народами. Думаю, именно эта возможность позволяла Иегове применять судебные решения к целым народам.
Действительно, это достаточно сложный вопрос.
ОтветитьУдалитьК тому же есть понятие ответственности родителей за их детей, пока они сами не могут нести эту ответственность. Это применимо как тогда, так и сегодня. Иначе Бог должен был бы отнять детей у родителей и воспитывать их сам. Но дети всё равно остаются грешными, и никакое воспитание это не поменяло бы. Тогда получилось бы, что за грешных людей должен был бы отвечать ... сам Бог!!!
А какие вообще есть основания считать, что дети, которые выросли в таких условиях могут стать другими?
Интересно что даже израильтяне чуть ли не поколениями вставали на неправильный путь, хотя у них было всё, чтобы вести богоугодный образ жизни. А тут родители язычники, которые сожгли твоего брата; соседи язычники, которые могут сжечь всё твое семейство (как например с семьёй жены Самсона), город в котором процветает разврат и религия, которая всё это поощряет и к нему побуждает.
Интересно также, какой тогда был менталитет. Например, неверный Саул не уничтожил скот, имущество и вражеского царя, но уничтожил людей.
Нигде не говорится, что люди испытывали жалость.
Если такое было в народе Бога, то что говорить о других народах, которые просто прославляли свою жестокость.
Ведь если Бог может избирательно наказывать, почему ему нельзя избирательно проявлять милосердие? И какой смысл в милосердии если на момент его проявления оно не может быть соответственно оценено? Только для того, чтобы через тысячи лет, это кому-то показалось милосердным? Есть ли гарантия, что человеческое понимание милосердия не будет изменятся дальше?
спасибо за интересную статью.Прекрасные мысли, спасибо. Эдуард св. Иеговы из Тбилиси
ОтветитьУдалитьПочему должно вызывает недоумение о действиях народа Израиль в древности? Убийства младенцев врагов, а что с ними еще делать? Если они генетически не пригоды чтобы влиться в иудейскую среду. На протяжении нескольких веков проходило формирование народов окружающих народ Израиль. Мировозрение оставиляет отпечаток на физиологии каждого индивидума. Человек, рожденный в среде опеределенной общности, с самого рождения расположен к тому мировозрению что было у его предков. И выхолащивание этого мировозрения, прививая другое, путем воспитания на протяжении дальнейшей жизни этого человека будет крайне затруднено. То что прикрепилось к человеку с рождения останется с ним до конца его дней. Поэтому если бы евреи оставляли в живых младенцев других народов и брали бы себе на воспитание, то это было бы равносильно самоубийству целого народа Израиль. Да звучит жестоко, как на первый взгляд может показаться если руководствоваться только одними эмоциями, которые лишают здравой логики.
ОтветитьУдалитьИстория мамлюков противоречит вашей теории о том, что происхождение оставляет отпечаток на физиологии индивидуума
УдалитьИнтересная статья.
ОтветитьУдалитьСколько ни читаю - всё время прихожу к выводу, что недавно проходили те же стихи в брошюре для изучения.
Про "жестокость" Бога в наших публикация объясняется. Израиль был единственным народом. Ему было необходимо выжить и Иегова позволил им убивать других, обороняться. С приходом Мессиии другим была открыта возможность присоединиться к народу Бога, который потерял национальность(в смысле "нет ни иудея, ни грека..."). А раз так, то он в любом случае выживет. Взять хотя бы Павла. Многие боялись наказания, когда узнавали его происхождение.
И потом, там было недалеко от зари человечества. С чего-то было надо начинать. Постепенно изменяясь и преображаясь, народ Бога всё больше отражал его славу.
Интересно, что было бы с младенцами, если бы их оставили смотреть на смерть их родителей? Многие умерли бы от голода. Другие бы воспитали в себе ненависть к Богу. А так, кто знает... Может у них есть шансы воскреснуть?
Забрать жизнь Иегова может, только вот Дьяволу это будет наруку: мол, избавляешь его от участия в спорном вопросе?
Разве будут воскрешены те, кого по приказу Иеговы уничтожили?
УдалитьСуд уже произошел над ними.
А разве об этом говорится в Библии? Сколько не читаю, не нашел)
УдалитьВажно учесть, что хотя это действительно был суд Иеговы над народами (пусть и руками израильтян), в числе хананеев могли быть и те, кого Иегова мог бы рассмотреть как "неправедного" в будущем воскресении. Впрочем, в Писании об этом не сказано.
Но если с Потопом и уничтожением Содома и Гоморры все сейчас представляется однозначным, то даже в наших публикациях мы вряд ли найдем какую-либо догматичность насчет вопроса - воскреснут отдельные хананеи или нет.
Вообще тема милосердия Иеговы - очень широкая. Не исключено, что в новом мире нас ждет немало сюрпризов на этот счет, как например, Стефан, пожалуй, был удивлен присутствию Павла в небесном правительстве))
И факт: Иегова - эталон,
Спасибо за твою статью, Антон))
Как раз сегодня на "Сторожевой" этот вопрос проходили.
ОтветитьУдалитьВ своё время тоже беспокоил вопрос справедливости: гибель младенцев в армагеддоне
ОтветитьУдалитьКогда вышла статья w05 1.11. с. 13 "Выкуп возвеличивает Божью праведность" то многое стало на свои места. Суть Рим 1:26 - жетва Христа начала дейстовать для Иеговы со времен произнесения Быт 3:15, и соотвественно свытой бог мог называться другом грешних людей - Авраам, и при этом не запянтнать свою правденость.
Если порассуждать больше над статьёй, то я увидел и такие мысли. Вера Ноя в Быт 3:15 (или вообще в любой обещание Бога) означала вера в Семя - тоесть Искупителя - те Ноя можно авансом считать "христианином" - верующим в Мессию. Поэтому Бог мог помогать грешнику Ною избежать Потопа. Если бы не жертва Христа, то это было бы равносильно помощи милиционера при побеге заключенного. Аналогично вообще вопрос - на основании чего Бог поддерживал жихнт потомков Адама, выручал от Потопа, дал Библию и вообще сразу не прикрыл всю "лавочку". Ведь Земля подножие его ног. Земля свята. Вселенная свята. Человек гереш. Ответ - на основании будущей жертвы Христа.
Теперь самое главное. А если становиться ясно для Иеговы, что человек окончательно отвергает журтву Христа? Что означает это? Только лишь потерю надежды на вечную жизнь?
Такой человек как бы говорит Иегове: для меня нет слов Бытыя 3:15, нет Христа. Тогда Иеговы для этого человек считает жерву Христа не принесённой. Тогда этот человек умирает в Адаме.
"1 Коринфянам 15:22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут". Т.е для такого человека Исаак какбы не родился (чудом), Ной какбы не пережил потоп. У такого человека какбы вообще нет родителей. Он умер в черве Адама вместе с ним.
Это ЮРИДИЧЕСКИ не зачавшийся человек.
А что такое убить незачавшегося человека? Даже в современных законах такое не предусмотрено? Разве что у католиков - использование презерватива. А что с человечекой юридической точки зрения представляют дети незачавшихся детей - это призрак в двойне. Те с точки зрения Бога убивать неверующих в христа это не нарушение справедливости. Если это и касается чего-то - так это вопрос глубины милосердия, но она и так велико. А справедливость вообще не причем.
Пояснить это может пример с ипотекой. Деду выдали 100 летнюю ипотеку. Он начал платить. Но внуки забыли про договор с банком. И вообще не признали существование банка. Банк забирает весь дом. Как будто туда никто не вселялся. Как будто внуки и не родились в этом доме. как будто там никто и не жил. Хотя у внуков уже сформировались теплые воспоминания к дому, семейные традиция свзанные с домом. Всё возврщается в первоначальное положение. Квартира у банка и дом пустой.
Так и жертва Христа. Это юридическая ипотека при условии выплаты. Конец выплаты - совершенство. Ипотека выдана под совершество, что люди придут в семью Бога. Если становится ясно что человек не собирается её платить, то всё ДЛЯ НЕГО возвращается в исходное состояние - он труп в Адаме.
Проявление веры в Христа (для дохристианских служителей вера в Быт 3:15) - это и есть деньги оплаты.
Много выводов открываются. Например мы проповедум не только за будущее, но и за настоящее.
"Деяния 17:28: ...Поскольку мы им живём, и движемся, и существуем...". Мы дышим благодаря жертве Христа, кушаем, засыпаем, радуемся.
Сергей
Продолжение...
ОтветитьУдалитьПо поводу доброты Нового Завета.
В Новом завете гораздо чаще (частота/плоность на еденицу текста) встречается тема геены огненой, вечной смерти. Ветхом завете иногда встречается выражение "книга жизни". Но та уверенность с которой говорл и геенне Христос и апостолы непревзойденна. Почему? По тойже причине. Отвергание Христа - это окончательный приговор. А отвергание Моисея нет всегда. Тот же Соломон или Саул - "приложились" к предкам.
Поэтому на счет доброты Нового Завета или несправедливости Ветхлго Завета это взгял людей без веры в мессию. А без веры в мессию Бог уже грешник когда патался наставить Каина или помочь Ною с выжыванием. Уже грешник потому что поддерживал детей Адама.
Была така шальная мысля. Может этот агрумент использовал Сатана чтобы отватить ангелов на землю. Типа так "Сморита, Бог оступил от своей праведности, разговаривет с грешниками, даже Авель ему угоден, а за что? И я господствую над людми. Кручу или как хому. Вон только Авель и Еног какбы праведники. И Он это терпи. Значит и вам ничего не будет".
Ангелам тоже требовалась вера в Быт 3:15, что Бог не проста пустил слова на ветер.
Понятно почему у Христа пот был как кровь. Иеговы бы оказался грешником. И при том задним числом!!. Но Христос не знал свои возможности, Иегова знал. Это как мертвая петлся с пролетом под мостом. Это Иегова сделал один раз руками человека. Никогда до и после не было такого чтобы святость Иеговы была полностью в рука одного человека. Белковой формы жизни, немощной и легко манипулируемой по словам Сатаны.
...
Сергей
Подержу коммент 23:48 - проходили...А все ли читатели этой статьи? Например - первый коммент:выкладывает свою позицию за вроде как оппонентскую(кто бывал на форумах - поймет)Даже не представляю ,насколько "внимательно" по его мнению ты прокомментировал его пост.Я честно верю ,Антон,что ты не из тех ,что НЕДОПОНЯЛ.Отвечая на эти вопросы втягиваешься сам и других вовлекаешь в косвенное общение сам знаешь с кем.
ОтветитьУдалить"Бог Ветхого завета жестокий, нетерпимый, заставляющий убивать детей, творящий геноцид целых народов (1 Самуила 15:3)..... Многих это дезориентирует, а кого-то приводит к разочарованию в Библии."
ОтветитьУдалитьВ Библии можно так-же обнаружить поступки Бога, демонстрирующие его несовершенство(Быт.6:6,7 и 1Цар.15:35)где он раскаивался в своих поступках(или сожалел о своих поступках),
а так-же то, что он может пообещать, и не выполнить обещания из-за нехватки долготерпения,
как в (Чис.14:30) он отказывается от клятвы из-за того, что евреи роптали 10 раз. А Иисус рекомендовал прощать 490 раз.
Конечно эти тексты могут привести к разочарованию в Библии, но ведь это тексты самой Библии!
"Разочарование Бога" не от грешности, а от того что прощение и долготерпение Иеговы имеет цель - вечное спасение. Если цель становится недостижимой из-за выбора людей, то прекращается и терпение Бога. А то что Иегове неизвестен выбор конретных людей наперёд, так это давно известно. Аврааму сказал "вот теперь Я знаю что ты не пожелел сына своего". На Ахава произнес пророчество, но тот раскаялся, и исполенение было смягчено. И куча других моментов. Именно поэтому у Христа был пот как кровь. Тому шо будущее неопределено, его нужно делать, оно не ждет гдето нас, как в фантастических фильмах. Иегова делает глобальное будущее. А вот личное будущее остается за выбором человека
ОтветитьУдалитьИменно по-этому часто Иегова говорит "всё что Мне угодно, Я СДЕЛАЮ"
Мне лично эта истина показывает силу человеческого выбора. Иегова так сделал, чтобы благодаря выбору человека он мог спасти сам себя (через Христа). Никакого насилия. Иегова никого насильно не кормит вечной жизнью и своей любовью
В семье Иеговы только творения доброй воли
Сергей ...
Вот вот...Все мы рождаемся со свободной волей,потому что Иегова - это Бог Свободы(2 Кор.3:17)Поэтому скорее всего к комменту от 5 декабря 2010 г. 21:51 и ..."А так, кто знает... Может у них есть шансы воскреснуть? ..." Ответом будет, вероятно ,"да".Каждый человек,рождаясь,волен выбирать свою линию поведения.Принимать Бога или нет.
ОтветитьУдалитьТак поступили и первые люди,которые пошли на преступление против Бога,который им установил символическое дерево , для проверки их качеств любви к Нему.
Разве не так ,Антон?
Не очень понял вопрос. Свобода – да. Воскреснут ли – не знаю. Я думаю, нет смысла пытаться это определить.
ОтветитьУдалитьНасчет воскреснут,это перебор небольшой...Это решает только Бог.
ОтветитьУдалитьВ других нас раздражает не отсутствие совершенства, а отсутствие сходства с нами.
ОтветитьУдалитьД. Сантаяна
Человеческой натуре свойственно обвинять кого угодно, только не себя.
ОтветитьУдалитьД. Карнеги
To 5 декабря 2010 г. 23:48:
ОтветитьУдалитьЯ написал именно после того, как прошли статью из БРОШЮРЫ.
А что такое "сторожевая"?
"Все люди с рождения грешны, находятся под смертным приговором и лишь пользуются отсрочкой"- В Исаия 38:5 тоже гаварится об отстрочке, нет?
ОтветитьУдалитьПривет Антон. Это Женя из далекой Сибири. Для меня вопрос прост. Пример с раковой опухолью. Победа возможна если убить все раковые клетки.Если оставить хоть одну возможно повторное развитие рака. Можно лечить, но то что не поддается лечению и угрожает всему организму врач решает удалить. Мало кто будет против этого. Исход 15:26.
ОтветитьУдалитьевгению.этот вопрос прост,пока вы не увидили,что к раковой опухоли относятся,к примеру,ваши дети,мама,папа(они могут не принять истину)и тогда этот вопрос перестает быть простым и необходимы глубокое понимание"почему?"и какова доля вины бога во всем этом?
ОтветитьУдалитьБог не убивает невинных. Все, кого он решает наказать, виноваты, это аксиома. В Содоме и Гоморре погибло много чьих-то мам и пап. Но это Божьи суды, и не нам их оспаривать.
ОтветитьУдалитьАнтон хотел спросить тебя по поводу 2Царств 12:11,12 если виноват Давид то причем его жены. И как считаешь какова степень участия Бога в наказании?
УдалитьВидимо, речь идет о том, что Иегова все это допустит.
УдалитьАнтон как бы ты объяснил почему Бог часто говорит так как буд-то он делает это сам, а на самом деле он просто допускает?
УдалитьА что здесь непонятного? Просто метафора.
УдалитьА как определить где метафора, а где нужно понимать буквально?
УдалитьПо контексту.
УдалитьНапример Иезекииль 21:3-5 нужно понимать буквально, что он будет руководить этим, или он просто допускает?
УдалитьЗдесь Иегова в прямом смысле наказывает свой народ за непокорность, используя как исполнителей приговора вавилонян и царя Навуходоносора.
УдалитьТогда почему потом Бог наказал вавилонян если они исполняли его волю?
УдалитьОн наказал их не за исполнение его воли, а за то, что они были жестокими, алчными, идолопоклонниками, завоевывали многие народы (а не только Израиль) и т.д. Наказал он их через много лет после их завоевания Иерусалима, а именно через 70, когда они уже в полной мере проявили многие плохие качества.
УдалитьНо завоевывая народы разве они не исполняли его волю? Иезекииль 26:7; 29:19
УдалитьВоля Бога касалась только Израиля. Бог не заставлял вавилонян вести агрессивные захватнические войны, порабощать народы, расширять свою империю. Это никогда не входило в волю Бога. Но если говорить в целом, не нужно удивляться тому, что Бог использует для осуществления своих планов грешников. И Навуходоносор, и Кир, который был даже назван помазанником Бога, были языческими царями и идолопоклонниками, однако Бог их использовал. Впоследствии он мог и наказать их за что-то. Точно так же сегодня он в определенной мере использует для осуществления своей воли мирских правителей, но это никак не означает, что они праведные или что христиане должны брать с них пример.
УдалитьА не нарушает ли это свободу воли людей? Ведь Бог дал им возможность быть независимыми.
УдалитьТолько в определенных рамках и с массой исключений. В Библии много примеров, когда Бог давал своим слугам, пророкам очень жесткие указания вплоть до того, чтобы пойти и жениться, и они должны были исполнять, а не обсуждать. Он Бог, он всемогущ, он стоит над всем. Потом, если мы говорим о грешниках, нечестивых, то они не достойны даже жизни, не говоря уже о каких-то свободах. Если Бог может их физически уничтожить, то что такого в том, что он немного уменьшил их свободу?
УдалитьПолучается что Бог побуждал воевать, Вавилонян против своего народа, против Египта, против Тира, значит он инициатор этих войн?
УдалитьЧто значит инициатор войн? Это были не обычные войны. Это было наказание от Бога. Точно такое же, как Потоп или Содом и Гоморра, как Армагеддон в недалеком будущем. Армагеддон в Библии тоже назван войной, в которой ангелы будут "воевать" с демонами и нечестивыми людьми. Это тоже "инициация войны"? Мы должны хорошо понимать, что Всемогущий Бог не только любит и гладит по головке, но и наказывает, карает. Хотя он терпит наши грехи, но его терпение не безгранично, иногда оно кончается. Он не терпит зло в своей вселенной бесконечно, иногда он принимает меры. Как бы мы к этому ни относились, это решения Бога, и не нам их обсуждать.
УдалитьА что можно сказать о войнах нашего времени, это тоже наказание от Бога?
УдалитьКонечно, нет. Иначе бы в них погибали ты только грешники, а не все подряд. Бог заранее предупреждал бы о такой войне через пророков.
УдалитьМожно сказать что это исполнение признака последних дней из Луки 21:10.
УдалитьРазве Вавилоняне уничтожали избирательно людей, разве жители Египта были заранее предупреждены?
УдалитьДа. Праведники не погибали. Но их было крайне мало. В некоторых случаях не было вообще. Прочитайте разговор Авраама с Богом из Бытия 18:20-33. Очень поучительное место, в котором хорошо видно, что Бог не уничтожает грешников вместе с праведниками. Даже если их единицы (как было в случае с Лотом и его семьей в Содоме), Бог позаботится о том, чтобы они смогли спастись. Он всегда так действует. Бог абсолютно справедлив. Это эталон справедливости. Мы должны заучить это как аксиому.
Удалитьспасибо,антон.я про то,что иногда простого наглядного примера бывает недостаточно для того,чтобы эмоции не взяли верх(наши близкие могут быть среди уничтожаемых)их раковой опухолью не назовешь-мы их любим(сторге),и тогда потребуется доскональное,до мельчайших деталей,глубочайшее понимание этого самого принципа"почему",чтобы не приписать богу этой самой несправедливости в силу нашей любви к ним.извини за косноязычие и неспособность выразить мысль с первого раза.спасибо!про отсрочку понравилось.
ОтветитьУдалитьНекоторые говорят, что Бог уничтожал и детей невинных.... Но если помните, то в Содоме, Лот предложил насильникам своих двух девственниц дочерей, на что ему народ ответил: Нет! Нам подавай этих пришлых мужчин. Под стать этим насильникам были и женщины, матери детей. Бог сказал, что там нет праведных, ни одного. Теперь вопрос: Кто мог вырасти от таких родителей, если спасение заслужили только из семейства Лота несколько человек, со всего города?
ОтветитьУдалитьАнтон,статья-бомба!!!Превосходнейшая!Как впрочем и все остальные.Читаю и перечитываю с большим интересом.У тебя чистое,любящее Иегову сердце!Спасибо тебе за такую замечательную работу!Спасибо что ты есть!
ОтветитьУдалитьПо поводу вот этой части статьи "Возьмем Моисеев закон: он до сих пор является эталоном высоконравственного общественного устройства. Это идеальный баланс между любовью и справедливостью, судом и милосердием": возьмём,к примеру, заповедь этого закона "не убей". А затем представим снайпера, поймавшего в прицел лоб террориста, засевшего в детском садике и готового подорваться в любую секунду. Если он поступит по данной заповеди, то мы получим 30 трупов невинных детишек. Подумайте, будет ли это "справедливо" и с "любовью"?
ОтветитьУдалитьИли кто скажет "не укради" матери, укравшей хлеб в булочной для умирающих от голода детей в условиях голодомора?
Понимаете, то что годилось как установочные нормы взаимоотношений внутри небольшого скотоводческого племени, каким был еврейский народ, не всегда применительно, не всегда будет нравственным и моральным в сегодняшних возникающих ситуациях невероятно усложнившегося мира.
Невероятно усложнившийся мир будет невероятно упрощен Царством Бога. Оно и решит все проблемы. Пока этого не произошло, христиане не пытаются решать их самостоятельно. Это самое первое, что нужно понять. Христиане – не от мира сего. Они не вмешиваются в дела этого мира и не занимаются его проблемами, которые в любом случае носят хронический характер и в принципе не поддаются решению. Пусть террористов убивают снайперы, если им это нужно. Но христиане выкуплены из этого мира и им незачем этим заниматься. Это просто нехристианское дело, и любой христианин это понимает, чувствует. Христиане проповедуют, снайперы убивают. Вполне справедливое разделение труда, согласитесь :)
УдалитьДа при чём здесь христиане? Вы написали, что Моисеев закон до сего дня является эталоном любви и милосердия - если вкратце - т.е. идеалом поведения для всех. Я дал Вам две абсолютно конкретные и, что немаловажно, реальные ситуации, которые показывают, что это не так. Вы их проигнорировали и почему-то ударились в пространные и отвлечённые размышления о месте христиан (я о них вообще не писал) в этом мире.
УдалитьЯ тоже не понял, к чему вы это написали. Моисеев закон вполне допускает смертную казнь и убийство на войне, в том числе убийство террориста снайпером. Евреи воевали ого как, и Бог помогал им в войнах.
УдалитьВ таком случае к чему вся ваша статья "Христиане и день победы"? Если, по вашим словам, Моисеев закон, который "вполне допускает смертную казнь и убийство на войне", "до сих пор является эталоном высоконравственного общественного устройства", любви и милосердия, тогда и СИ, да и все верующие имеют полное духовное право на убийство, когда этого требуют упомянутые вами качества (например, как в приведенных мною случаях).
УдалитьНет, в христианстве этот эталон поднят еще выше. Проблема в том, что любое убийство этически спорно, даже убийство однозначно плохого человека. Можно вспомнить, что Бог не позволил Давиду построить храм, потому что он вел слишком много войн, а одним из благословений за праведность было именно отсутствие войн. Поэтому Христос прямо велел своим ученикам воздержаться от этого и заняться более важным делом - проповедью благой вести. Но с точки зрения общественного устройства, государственного устройства, Моисеев закон действительно трудно превзойти.
УдалитьАнтон, а можно получить от вас - ну просто как от человека, а не от блогера - однозначный, простой ответ на вопрос: правильно ли поступят снайпер, спустивший курок, и мать, укравшая хлеб, в конкретно-означенных ситуациях? Что было бы моральней?
УдалитьЯ не могу решать за другого человека, я могу решать только за себя. Сам я никогда не спущу курок, чтобы убить. Я не против самообороны, но приложу максимум усилий, чтобы никто не умер. Если мне будет грозить смерть от голода и воровство будет единственным способом ее избежать, я могу на это пойти, но не как воровство, а как взятие взаймы. Затем я приложу все усилия, чтобы вернуть долг.
УдалитьСпасибо.
УдалитьОтвет А.Ч. - современный вариант "Кесарево кесарю, а Божье - Богу"))
УдалитьНет, правда, молодец! А если еще посмотреть на время всех комментариев в этой линии, то похоже, что ты ответил сильно не раздумывая (вряд ли ты их вывешивал со специальной задержкой).
Впечатляет. "Талант не пропьешь"))
Антон,извините, но меня очень интересует такой вопрос. Вы говорите о том, что христианам нельзя убивать... Пофантазируем на следующую тему : 98 % населения земли обратились в христианство.Поэтому многое из того, что было разрушено - государственная система, милиция, снайпера и тому подобные силовые элементы. А теперь представьте себе, как будут чувствовать себя оставшиеся 2% нехристиан. Они будут себя чувствовать, как волк в большом стаде овец - им будет позволено убивать (потому что милиции нету), насиловать и тому подобное. Антон, как думаете, не изменят ли тогда Свидетели Иеговы своего убеждения о недопустимости убийств злодеев ?
ОтветитьУдалитьВо-первых, фантазировать - это здорово, но надо и понимать, где фантазия, а где реальность. Христианство - это непопулярная религия, Христос прямо говорил ученикам, что они будут гонимы, что путь в жизнь узкий и его находят немногие. Поэтому ваш сценарий никогда не осуществится. Во-вторых, если предположить, что все же осуществится, то в чем проблема? 98% населения просто схватят эти распоясавшиеся 2% и посадят в яму, где те будут сидеть, пока не исправятся. Их же больше, они возьмут просто числом, пусть некоторым даже и придется погибнуть. Ну и в-третьих, даже до этого не дойдет, потому что 2% не будут никого убивать. Зачем? Им выгоднее эксплуатировать остальное население, а не убивать. Ведь это идеальный шанс для них устроить себе красивую жизнь. Эти 2% станут правителями, причем весьма ответственным (ведь они не хотят оказаться в яме), а 98% станет идеально законопослушным и добросовестным населением. И вот тогда-то прекратятся войны, коррупция, преступность и многие другие проблемы, от которых страдает сегодняшнее общество. Хотя не исключено, что править им тоже не дадут, все-таки их слишком мало. Тогда картина будет еще лучше. Так что ваш сценарий очень даже ничего. Даже жаль, что он невозможен.
УдалитьВ Деяния 5:1-10 описывается случай, когда супружеская пара Ананания и Сапфира, продав своё имущество, принесли к ногам апостолов вырученные деньги, однако часть из них по каким-то своим соображениям решили оставить себе. Пётр узнаёт об этом, и супружеская пара без разбирательств умирает. Скажите, как может Бог, который "есть любовь", мгновенно умертвить людей, которые решили последовать за Христом и продали всё имущество, - лишь за часть отложенных денег?
ОтветитьУдалитьP.S. Возможно, они и сами на тот момент ещё вообще не понимали, насколько серьёзно посмотрит на это Бог, - люди-то ещё внецерковные, неверующие по-сути были, они лишь хотели стать на путь христианства, - неужели справедлив в данном случае такой суровый (самый суровый) приговор без возможности раскаяния? Просто страшно становится становиться верующим: грешить-то всё равно будем, а никогда не знаешь, когда смерть свыше за это настигнет...
Бог не только любящий, но и справедливый. Если бы они не понимали, насколько серьезно Бог посмотрит, то Бог и не наказал бы их так. Бог видит сердце, в отличие от человека. Поэтому его наказание всегда адекватно и всегда абсолютно справедливо. В данном случае они пошли на ложь, причем хотели обмануть самого Бога. Это серьезный грех. Бог не человек, чтобы ошибаться при вынесении приговора. Это нужно понимать просто как аксиому. Но не стоит думать, что нас настигнет что-то подобное. Это был исключительный случай. Наказание будет только в Армагеддоне.
УдалитьАнтон, брат, спасибо большое, эта статья очень помогла мне привести в порядок свои мысли. Правда в том, что как бы не казалось нам что-либо справедливым или несправедливым, мы в этом вопросе крайне субъективны со своими предрассудками, привязанностями и предпочтениями, как бы мы ни хотели этого, быть беспристрастными до конца всё равно не сможем, и посягать на роль эталона в вопросах мировой справедливости было бы, мягко говоря, нескромно.
ОтветитьУдалитьАнтон у меня вопрос, как ты определяешь когда Иегова целенаправленно наказывает, а когда просто допускает страдания? Пример Руфь 1:20,21
ОтветитьУдалитьЯ вообще не думаю, что в христианскую эпоху Бог кого-то "целенаправленно наказывает". По крайней мере после Анании и Сапфиры.
УдалитьЯ не имею в виду христианскую эпоху, а до христианскую.
УдалитьСкорее всего, когда в Библии прямо об этом сказано.
УдалитьНапример Руфь 1:20,21 говорится что "Иегова унизил меня и Всемогущий навёл на меня беду" В w 09.15.2. с.18 абз16 приводится этот пример и говорится "Однако о том, что Бог лишь допускает, в Библии иногда говорится как о том, что он это делает" Вот у меня и возник вопрос как определить когда Иегова наказывает, а когда допускает.
ОтветитьУдалитьТогда по контексту и по ситуации.
УдалитьА как из контекста Руфь 1:20,21 видно что Иегова допустил, а не сделал это?
УдалитьА за что ее наказывать? Что плохого она сделала?
УдалитьВ Библии не всегда говорится в подробностях за что Иегова наказывает, мы можем незнать Иегова знает.
УдалитьА как насчет субъективного отношения? Ведь и Иов думал, что Бог его наказывает, но разве это было так? Так же и в случае с Ноеминью. Она выразила свои чувства, т.к. в то время просто знать не могла, почему Бог допускает страдания, в частности в ее личном случае. Вот и высказала наболевшее - что тут такого?
УдалитьВажно не путать субъективное отношение несовершенного человека в Писании с позицией или приговором Иеговы. В противном случае, рассуждения могут завести в такие дебри...
Праведнее Бога ??? Да запросто !!!
ОтветитьУдалитьЕго Святейшество !!! Его Преосвященство !!! Его Высокопреосвященство !!
Заметили как звучат слова ??? А как к Богу ??
Пс.77:41 и снова искушали Бога и
оскорбляли Святаго Израилева,
_________________________________
А Бог Израиля, - просто Святой, что по их меркам тянет на 4, от силы на 4+.
Антон, почему Бог когда истреблял народы он не сам это делал, а побуждал делать это свой народ?
ОтветитьУдалитьСпецифика деятельности Бога такова, что он практически ничего не делает сам. Все делают его служители, либо небесные, либо земные. Все вести, все видения, которые когда-либо получали люди, на самом деле исходили от ангелов. Когда Бог лично совершал суды, это тоже делали ангелы, о чем иногда прямо говорится в Библии. Нет четкого ответа, почему так. Но на мой взгляд, ответ в том же, почему Бог вообще создал разумных существ: он хочет делиться с другими, давать что-то другим. Давать жизнь, возможность радоваться этой жизни, возможность творить, выполнять какую-то важную работу, нести ответственность за важные задачи и т.д. В этом проявляется альтруистическая природа Творца как дарителя. Возможно, в случае людей на земле есть еще элемент испытания, проверки веры.
УдалитьСпасибо, шикарный пример с ипотекой!!!!
ОтветитьУдалитьдаже если бы Адам остался верным, мы всё равно не жили бы в Раю. Миллионы живых существ и каждый со свободой воли, со своими "тараканами".
ОтветитьУдалитьВСЕ всё равно не сделали бы правильный выбор, это уже чистая математика. закон случайных чисел. Выходит, сценарий с противостоянием добра и зла был предопределён. Тут уже одно из двух: либо свобода выбора, либо отсутствие греха и страданий. Откр 20:9
Вы недооцениваете возможности настоящего человека, созданного по образу Бога. Вам сложно представить, какой может быть духовная и нравственная сила совершенного человека, его величие и святость. Ведь он венец творения. Сегодня это представить сложно, потому что мы все деградировали и испорчены грехом. Мы привыкли грешить, и нам кажется, что любой свободный человек тоже начнет грешить. Но это только потому, что наше восприятие искажено грехом. Это как больному человеку, лежащему в больничной палате, сложно представить мир здоровых людей.
УдалитьДавайте даже допустим, что кто-то согрешит. Да, есть вероятность, что при миллионах совершенных живых существ кто-то сделал бы неправильный выбор. Но что будет дальше? Такой человек сразу же будет наказан Богом, он начнет стареть и в конце концов умрет, и все окружающие сразу же увидят, что его выбор был неправильным и привел к пагубным последствиям. Представьте, один больной старик посреди здоровых и молодых людей – хороший наглядный урок, не так ли? Это будет самым мощным свидетельством того, как пагубно выступать против Бога. И затем уже никто не будет повторять его ошибку. Ведь не забывайте, что свобода выбора не освобождает от ответственности. Неправильный выбор приводит к смерти, а умирать никто не хочет.
Кстати, так и произошло среди ангелов. Один из них ослушался Бога, затем на его сторону перешло еще некоторое количество, став демонами, но затем за 4 тысячи лет ни один ангел не присоединился к Сатане. Как думаете, почему? Только потому, что все ангелы наглядно увидели, что это не ведет ни к чему хорошему. Демоны потеряли общение с Богом, духовно деградировали, их ждет неминуемая гибель. И тысячи лет ни один ангел не согрешил, а большинство ангелов не грешили вообще никогда. Если это возможно в мире ангелов, то почему вы думаете, что это невозможно в мире людей? Ведь у этих двух миров один и тот же Творец.
Спасибо большое, Антон! Я многое для себя поняла с этой статьи. Пожалуйста, напишите, пожалуйста, статью или ссылку на Вашу статью, если такова имеется, на тему "Наказывает ли Бог людей в наше время". Мне очень хочется полностью разобраться в этом вопросе. Меня интересует в этом контексте также Пл.Иер.3:1-3, 38. Спасибо большое!
ОтветитьУдалитьСегодня все довольно ясно: не наказывает, по крайней мере сверхъестественным образом. Но может наказывать косвенно, когда человек ведет неправильный образ жизни и в итоге наказывает сам себя. Правда, в истории современного народа Бога были отдельные случаи, когда враги истины, которые яростно противодействовали, теряли работу, заболевали или даже умирали. Но это не совсем наказание, это действие Бога по распространению истины. Что касается Плача Иеремии, то не будем забывать ситуацию, в которой написана эта книга. Это стенания верных израильтян о разрушении Иерусалима. Поэтому там много разных поэтических оборотов.
УдалитьИнтересная особенность во многих Библейских войнах, например: разрушение Иерихона, непонятный обход вокруг города 13 раз, трубы и крики. 300 воинов Гедеона какими-то кувшинами и факелами разбили армию.
ОтветитьУдалитьПалкой я смогу отогнать собаку, но в руках Давида она оказалась очень грозным оружием.
После этого нельзя утверждать, что это простые войны. Это войны от Бога, только Он использовал еврейский народ своего рода орудием для исполнения Своего приговора нечестивому человечеству.
Наказания от Иеговы всегда справедливы, всегда заранее озвучены, и всегда избирательны