Из архивов

Глаз Бога

↓ Скачать бесплатную электронную книгу о Библии и сотворении (PDF, 2,5 МБ)

Поклонились святыне


13 мая в Киеве произошло важное событие. По сообщению официального сайта Украинской православной церкви (подчиняющейся РПЦ), «в Киев прибыла наибольшая святыня Русской Православной Церкви заграницей - Курско-Коренная икона Божией Матери „Знамение“. …Ей молитвенно поклонился Митрополит Владимир вместе с сослужащими архиереями».

Одним из главных православных аргументов в пользу икон является следующий: поклоняются не иконе, а изображенному на ней святому. Это один из основных аргументов, которые приводит и Андрей Кураев в книге «Протестантам о православии». Здесь интересно, что древние защитники политеизма использовали точно такой же аргумент. Так, в одном из главных памятников антихристианской античной литературы «Правдивое слово» Цельса говорится:

Они (христиане) не выносят вида храмов, жертвенников и изображений, так же как скифы, номады, ливийцы, не знающие бога и другие преступные и беззаконные народы, что и персы такого мнения, об этом рассказывает Геродот в следующих выражениях: „О персах мне известны следующие обычаи: воздвигать статуи, а жертвенники и храмы у них не дозволяется; поступающих так они обзывают глупцами. Мне кажется, что это оттого, что они не считали богов человекоподобными, как считают греки“. Да и Гераклит как-то высказался следующим образом: „И они поклоняются статуям этим, как если б кто беседовал с домами, не зная, что такое боги и герои“. Итак, они учат нас чему-нибудь более мудрому, чем Гераклит? Он, во всяком случае, очень туманно указывает, что глупо молиться статуям, если не знаешь, что такое боги и герои. Таково мнение Гераклита. Эти же решительно поносят статуи. Если они так думают, на том основании, что камень, дерево, бронза или золото, которое обработал такой-то мастер, не бог, то это смехотворная мудрость. Ведь кто, если не круглый дурак, стал бы считать их богами, а не подношениями богам и их изображениями?

Как видим, апологеты язычества никогда не признавали, что поклоняются самим изображениям, и считали такую точку зрения вульгарной. Они утверждали, что поклоняются тому, что изображение символизируют. Современные православные используют точно такую же аргументацию, однако при этом крайне непоследовательно: во всех православных источниках постоянно используется оборот «поклониться иконе» (а также мощам и т. д.). Он употребляется, как видим, даже на официальных православных сайтах.

Возникает и другой интересный вопрос: что такого особенного в данной иконе, если она является «наибольшей святыней»? Ведь если поклоняются не иконе, а изображенному на ней, то почему из разных икон одного и того же святого одни более почитаемы, а другие – менее, а некоторые являются чуть ли не национальным достоянием (типа казанской иконы Божьей Матери)? Чем обусловлена разная значимость изображений одного и того же святого? Только тем, что изображение имеет самостоятельную ценность, не зависящую от того, что оно изображает.

Мне интересно: если бы православные богословы нашли силу и честность признать, что они все-таки поклоняются предметам (что они и так де-факто признают), то осталось бы тогда хоть одно отличие от античного идолопоклонства, которое исповедовали Гераклит и Цельс, кроме названий изображений?

Читайте также:
От святыни к идолу
Не сотвори… кого?
Вопросы православной церкви

Комментарии

  1. Метко подмечено!

    ОтветитьУдалить
  2. Апостол Пётр и один из Ангелов(книга Откровение) предостерегали, чтобы им даже не думали поклоняться. Неужели какой-то святой выше их?
    Более того говорилось прямо: "Богу поклонись"

    ОтветитьУдалить
  3. мысль очень интересная. если Бог один, и Он свят, а через иконы они якобы Ему поклоняются, то как иконы могут быть "святее" или менее "святы"? такими критериями, они делают Бога лицеприятным, что конкретно противоречит написанному в Библии. Деяния 10:34. это несмотря на точку зрения Писаний об идолах.

    ОтветитьУдалить
  4. Меня до сих пор поражает насколько это разные, не пресекающиеся области - слова и поступки. Де-факто жрецы кадят своим идолам, а де-юре... как-же все это виртуозно преподносится... Они подобны марионетке что послушно движется по воле своего хозяина, но при этом считает все свои поступки своими. Выражением своей воли и замысла. Задним числом объясняющая их и доказывающая, что иначе было бы не правильно...

    ОтветитьУдалить
  5. мне всегда было интересно:они хоть чуточку боятся Бога???

    ОтветитьУдалить
  6. Антон, проблема со словом "поклониться" сугубо терминологическая. В русском языке это слово имеет двоякое значение: поклониться можно в буквальном смысле в знак почтения и уважения, а можно поклониться Богу в исключительном смысле священного служения. Для обозначения первого понятия в греческом языке есть слово "проскинео", для второго - "латрейя". Вот определение из догмата иконопочитания: "Ибо, чем чаще чрез изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (гр. проскинео), не тем истинным по нашей вере служением (гр. латрейя), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними". Поэтому когда речь заходит о поклонении иконе, нужно понимать это в смысле уважительного почитания.

    ОтветитьУдалить
  7. И вы считаете, что это решение проблемы? Поклоняться иконам нельзя, а уважительно почитать их можно? Пожалуй, это самое оригинальное обоснование идолопоклонства, что я слышал. Любой идолопоклонник в истории может сказать то же самое. И израильтяне, плясавшие у золотого тельца, и древние греки с египтянами, и современные индусы, кормящие своих божков кашкой - все они просто "уважительно почитают".

    ОтветитьУдалить
  8. Антон, ну наверняка же вам известно, что из второго и третьего столетий до нас дошли во 1-х в довольном числе сами священные изображения, чтобы ясно свидетельствовать о почитании св. икон древними христианами. Некоторые же изображения, например в крипте Люцины и в усыпальнице Домитиллы - в катакомбах Рима, учеными исследователями древностей и самими протестантами относятся даже к первому столетию. Во 2-х дошли до нас свидетельства в сочинениях св. отцов и христианских писателей об употреблении священных изображений во II и III столетиях. В подземных пещерах христиане, удаляясь от преследования язычников, совершали свое Богослужение и приносили бескровную жертву; как на стенах, так на гробницах и других предметах этих катакомб, сохранились из II-го и III-го века и другие, ясные, не символические изображения Спасителя, Пречистой Матери Его, апостолов и событий из земной жизни Спасителя и из ветхозаветной истории. Эти факты ныне безмолвно свидетельствуют в пользу иконопочитания.

    ОтветитьУдалить
  9. Нет ничего плохого в том, чтобы изображать Спасителя или его мать, в нашей литературе таких изображений тысячи. Но им нельзя поклоняться. И доказательств, что им поклонялись первые христиане, нет, кроме церковных легенд, конечно.

    ОтветитьУдалить
  10. Кхм.. им стоит напомнить, что Египтяне например, поклонялись (опять же например) не самой статуе Анубиса, а тому, кого эта статуя символизирует ))))

    ОтветитьУдалить
  11. Юрий Николаевич12 окт. 2011 г., 13:15:00

    Во-первых, изображения напоминают о Боге и тем самым побуждают к молитве. Вспомните - херувимы находились прямо перед глазами молящихся израильтян во время их поклонения Богу, т. к. были также вышиты на завесе скинии (Исх. 26:1). VII Вселенский собор определил, что изображения должны быть везде - дабы чаще человек молитвенно вспоминал о Спасителе. Чем больше будет поводов к таким молитвам - тем лучше. Хоть и можно молиться всюду - но для того, чтобы пробудить молитвенное чувство - Господь дал Израилю храм и святой город Иерусалим. Хоть и можно молиться всегда - но как время особой молитвы были выделены праздники и субботы. Иерусалим, Храм, Закон побуждали к молитве и к поклонению Богу - ту же функцию выполняют иконы. Разве это не ясно?
    Во-вторых, “молиться в присутствии” или даже “молиться, обратившись” к изображению все же не значит религиозно почитать изображение. Перед изображениями херувимов совершались точно ТЕ ЖЕ культовые действия, что и в православных храмах перед ликами икон: возжигались светильники и лампады (Исх. 27:20-21); совершалось каждение (“Сделай жертвенник <...> пред завесою, которая пред ковчегом откровения <...> где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением” - Исх. 30:1,6-7). Исайя говорит: “И на закон Его будут уповать” (Ис. 42:4). Не язычник ли Исайя, раз уповает на Закон Божий, а не на Бога? Нет, т.к. вы понимаете, что уповая на закон, он уповает на Бога - но в случае с иконами вы не признаёте такой логики. Почему? Перед рукотворными святынями, равно как и перед людьми Библии (которые также не есть Творец, но тварь) совершались поклоны: “Поклонюсь святому храму Твоему” (Пс. 5:8). “Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего” (Евр. 11:21). Соломон кланялся своим гостям (3 Цар. 1:47), и царю кланялись (53). Авраам поклонился перед народом (Быт. 23:12). Если каждый поклон понимать как проявление религиозного поклонения, подобающего лишь Творцу, то все эти люди Писания тяжко согрешили. И СИ, кивком головы приветствующий своего собрата, также совершает греховное “поклонение”. Надо различать поклонение как всецелое посвящение жизни и поклонение как знак почитания, уважения, благоговения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется более логичной параллелью с изображениями херувимов в скинии и позже в храме построенном Соломоном,являются различные рисунки на стенах в православных храмах. Но при чем здесь иконы? Кажется, у израильтян не было практики рисования тех же херувимов на папирусе или пергаменте и хранения их дома. Равно как и не припоминается чтобы евреи поклонялись Богу через рисунки херувимов.

      Удалить
  12. Израильтяне не поклонялись ни херувимам, ни ковчегу, ни храму. Я тоже могу повесить картинку с херувимом или Христом на стене для красоты, но я не поклоняюсь ей, не приписываю ей чудодейственную силу, не считаю ее волшебной, не организую ее гастроли по городам России (а то и за границу), не беру деньги за право подойти и поцеловать ее, не обещаю, что она исцелит от болезней, не посвящаю ей храмы, не объявляю ее заступницей и покровительницей (именно картинку, а не изображенное на ней) - и т.д., и т.п. Это очень большая разница. Если вы ее не видите, хорошо, значит у нас разное зрение, мы видим вещи по-разному, и тогда просто нет основы для спора.

    Кланяться людям в знак уважения, действительно, можно. Мне часто приходится доказывать это тринитариям, которые считают, что кланяться можно только Богу. Пожалуй, вы первый тринитарий, который в этом со мной согласился.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антон, вы говорите, что израильтяне не поклонялись ковчегу, как же тогда быть с этим местом: "Тогда Иисус разорвал свою накидку, пал ниц перед ковчегом Иеговы и лежал на земле до вечера, он и с ним старейшины Израиля, и они посыпа́ли свои головы пылью" (И. Нав. 7:6, ПНМ)? Далее говорится, что он стал молиться Иегове в таком положении. Православные поступают также.
      В Чис. 10:33-36 вообще о ковчеге завета говорится как об образе самого Иеговы. Так что ваш ригоризм не к месту.

      Удалить
    2. Где же в этом стихе вы видите поклонение ковчегу? Иисус пал "перед" ковчегом. Что логично, поскольку Бог особым образом присутствовал в скинии, в отличие от любого современного храма. Да и сам ковчег действительно был святым предметом, ведь там были скрижали, данные лично Богом. Ничего подобного сегодня нет. Когда сегодня кто-то пытается поставить знак равенства между ковчегом и какой-нибудь иконой, это выглядит, мягко говоря, нескромно. Далее, ковчег существовал в единственном экземпляре, как и скиния (и позже храм), а икон сегодня великое множество, в том числе одно и того же святого. Иегова лично благословил и освятил ковчег или храм, иконы же он не освящал и не благословлял. Так что эти сравнения совершенно неуместны. Я подробнее писал об этом здесь.

      Удалить
  13. Антон, а почему бы вам не отнестись к православным как к детям. Дети нуждаются в картинках? Ну, вот и православные тоже чувствуют себя теплее, спокойнее в окружении священных картин. Если Свидетелям Иеговы угодно, пусть они считают православных детьми, “немощными в вере”, привычки которых, по завету ап. Павла, надо принимать “без споров о мнениях” (Рим. 14, 1). СИ, обличающий православную старушку в том, что она “кланяется идолам”, выглядит не умнее того, кто вырывал бы из рук ребенка книжку с картинками.

    ОтветитьУдалить
  14. А если проще воровать, чем работать, значит можно воровать? А если проще материться, чем подбирать литературные выражения, то можно материться? Простота важнее угождения Богу? Угождение Богу так сложно, что лучше ради простоты грешить? Интересная постановка вопроса.

    ОтветитьУдалить
  15. "И когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему" (3Цар.8:48). Зачем нужно при молитве обращаться к Иерусалиму и храму?, - можно было бы задать вопрос древним евреям, так же как СИ задают подобные вопросы сегодняшим православным (“Зачем молиться, повернувшись к иконам?”). Но древним евреям можно, а православным нельзя - не по Библии. Так что ли, Антон?

    ОтветитьУдалить
  16. Вы думаете, что "обратиться" - это значит встать перед каким-то предметом и не сводить с него глаз, а еще считать его волшебным, исцеляющим от всех болезней и т.д.? Обратиться к земле и храму в данном контексте – это значит вернуться к Богу, раскаяться и снова служить ему. Удивляюсь, что для кого-то это не очевидно.

    ОтветитьУдалить
  17. В заповеди не сотвори себе кумира речь идет не об образах Бога, ангелов и святых, не просто вообще о любых образах, как таковых. А только лишь об образах языческих богов, которые израильский народ, имел перед своими глазами, будучи в Египте. Поэтому, и слова в этой заповеди "не поклоняйся им" относятся только лишь к языческим идолам, т.е. к обожествляемым творениям Божиим и стихиям. Но нигде нет в Св.Писании заповеди о том, чтобы не поклоняться изображениям Бога, ангелов, херувимов и т.п. Это уже ложное толкование заповеди о непоклонении языческим кумирам и придание ей того смысла, которого она не имеет. Если Сам Бог повелел Моисею сделать херувимов, то явно, что в заповеди о не сотворении кумиров речь шла ни о том, чтобы вообще не делать никаких образов. А только лишь об образах языческих богов. И соответственно, повеление в этой заповеди о том, чтобы не поклоняться им, относились не вообще как к таковым образам, а только лишь к образам языческих богов. Следовательно, и не было запрета на поклонение образам Бога, херувимов и ангелов.

    "Всюду ставим чувственно выраженный образ Его, освящая [чрез это] первое [из наших чувств]; ибо первое из наших чувств – зрение; подобно тому, как словами освящаем слух; ведь изображение есть напоминание: и чем является книга для тех, которые помнят чтение и письмо, тем же для неграмотных служит изображение; и что для слуха – слово, это же для зрения – изображение; при помощи же ума мы вступаем в единение с ним. По этой причине Бог повелел, чтобы кивот Завета был сделан из негниющих деревьев, чтобы он был изнутри и извне позлащен и были вложены скрижали и жезл, и стамна златая, имеющая манну, для напоминания о случившемся и – предъизображения будущаго. И кто не скажет, что это [были] образы и громкие провозвестники? И находились эти предметы не с боков скинии, но пред лицом всего народа, на что взирая, воздавали поклонение и служение Богу, действовавшему при их посредстве. Ясно, что служили им, не как им, но, посредством их приводимые к припоминанию чудес – Богу. Ибо образы были положены для напоминания. Не как боги, но как приводившие к воспоминанию о божественной деятельности" (преп.Иоанн Дамаскин, «Первое защитительное слово…», гл.17).

    ОтветитьУдалить
  18. Естественно, делать изображения можно. Кто сказал, что нельзя? Но нельзя им поклоняться. Нигде в Библии мы не читаем, чтобы евреи поклонялись изображениям Бога или ангелов. И я еще готов понять аргумент о том, что в Библии нет запрета поклоняться изображению Бога (хотя это тема для отдельного разговора, который нужно начинать с того, что изображение Бога сделать нельзя в силу его невидимости). Но извините, к чему вообще этот аргумент? Когда вы последний раз видели икону Бога? 99% всех икон в православии изображают не Бога, а творение, смертных и грешных людей, и перед иконами люди поклоняются не Богу, а другим людям, таким же, как они сами. Что может быть хуже? Это именно то, о чем написано в Рим. 1:25 - "поклонение твари вместо творца". И в данном случае оно еще и усугубляется идолопоклонством. Или вы видите разницу между поклонением языческому богу и грешному человеку? И то, и другое - творение, и то, и другое не может быть объектом поклонения по определению. Когда Павлу хотели поклоняться, он разодрал на себе одежды и закричал, чтобы этого не делали. Таким образом, мы точно знаем мнение Павла на этот счет, включая и создание его икон. Когда мы поклоняемся тому, что не Всемогущий Бог – неважно, что или кто это, – тогда мы и становимся идолопоклонниками. Другого определения идолопоклонства не может быть.

    ОтветитьУдалить
  19. Антон, если изображениям поклоняться нельзя, то почему псалмопевец Давид поклонялся святому Храму: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5:8)?

    ОтветитьУдалить
  20. Он не поклонялся храму, а кланялся. Разница существенная. Нет ничего плохого в том, чтобы поклониться кому-то в знак уважения, таких примеров в Библии миллион с хвостиком. А поскольку в храме практически буквально обитал Бог (например в виде дыма и огня), то поклониться храму было вполне логичным. Давид фактически кланялся не храму, а Богу. Но храм был единственным в своем роде, аналогов ему не было и нет. Если вы скажете, что любая икона сегодня - это то же самое, что храм, то я совсем недавно писал на эту тему здесь.

    ОтветитьУдалить
  21. А Вы считаете, что православные кланяются иконам именно в качестве религиозного поклонения?.. И ещё - можно ли, согласно Вашим словам, поклониться в знак уважения изображению с Христом?

    ОтветитьУдалить
  22. Я понимаю, что православные (некоторые) утверждают, что они только лишь кланяются в знак уважения, но любой непредвзятый наблюдатель видит, что дело тут далеко не ограничивается простым уважением. Посмотрите на последнюю истерию с поясом "богородицы", из-за которого люди часами мерзли на улице, простужались и даже умирали (были и такие случаи), когда доходили до него, то впадали в истерику, а когда отходили, то их бросало или в экстаз, или в слезы, или еще в какое-то нездоровое состояние. Разве это просто уважение? Сам факт гастролей икон и других предметов по стране - разве это просто уважение? Освящение икон с повышением их стоимости, использование в машине от аварий, использование при болезнях - это просто уважение? Или почему разные иконы одного и того же святого почитаются по-разному? Почему есть известные и знаменитые иконы той же "богородицы", а есть никому неизвестные и незнаменитые? Если "кланяются в знак уважения" не иконе, а изображенному на ней, то почему перед одними иконками кланяются чаще и больше, чем перед другими? Нет, извините, когда вы говорите мне, что просто кланяетесь из уважения, я вам не верю, потому что слова расходятся с делами.

    Если бы Христос физически присутствовал в изображении, как Бог присутствовал в храме, и это изображение было бы им официально благословлено, как храм, если бы это был эдакий всемирный центр общения с Христом, то возможно, ему можно было бы кланяться. Но такого изображения нигде нет, и довольно нелепы попытки создать такие изображения самостоятельно, да еще и во множественном числе, и ставить их по святости на один уровень с храмом. А когда такие картинки еще и "освящают" и продают за деньги, то, извините, просто становится противно.

    ОтветитьУдалить
  23. Как народ думает, а что будет с иконой, на которой изображён тов.Сталин..... http://www.mk.ru/politics/russia/article/2011/05/16/589260-kazhdenie-stalinu-prodolzhaetsya.html Любящие его товарищи начнут это освящать, тиражировать, продавать и применять.... От сглаза, для защиты дома, от порчи и т.д. Но на этой иконе изображён человеко убийца (упырь. словарь Даля), у которого не только руки в крови, а который плавал в этой крови! И по воле этих товарищей, этого упыря в знак уважения теперь к лику святых апостолов??? Хотя ни апостолам, ни людям поклоняться нельзя. Только Богу поклоняйся и ему одному служи.

    ОтветитьУдалить
  24. В пс 5:7, пс 137:7, исх 20:5, евр 11:21 используется слово, означающее 'поклоняться'. Но в пс 138:2 видно, что Давид этим поступком восхвалял имя Бога, уважая место Его присутствия. В 3цар 8:29 Бог лично указал на свое присутствие в храме. Со смертью Христа Бог ни в каком строении (предмете)
    больше не присутствует.

    ОтветитьУдалить
  25. В евр 11:21 Иаков поклонился верху посоха, но почему не всему посоху? Моисей не поклонялся своей руке, своему посоху, медному змею. Почему в Храме Бога не поклонялись никому, кроме Бога? Почему в храме не было изображений Бога, ведь так было бы удобнее ему поклоняться?

    ОтветитьУдалить
  26. СИ считают, что молиться святым о заступничестве неправильно, так как Сын Божий «есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий». Но как тогда вы истолкуете следующие стихи: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лук. 12, 8-9). Смысл этих слов более чем очевиден. Ангелы принимают активное участие в деле нашего спасения, и даже Сам Сын Божий придает этому определенное значение. Они ходатайствуют за нас пред лицом Божиим, защищая нас и даже мстя за нас. Сказано: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).
    С другой стороны, если говорить о ходатайстве святых и Ангелов, учитывая текст из первого Послания Тимофея 2, 5 — «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус», — то здесь возникает необходимость более внимательно рассмотреть данный стих. Да, Христос — един посредник между Богом и человеками. Потому что между Сыном Божиим и Его Отцом присутствует только Дух Святой. И эти взаимоотношения не нуждаются в других посредниках. Но между нами и Христом Иисусом — огромное духовное пространство. И здесь были и есть ходатаи и посредники.
    Если вас, например, попросят помолиться за другого человека, разве вы откажетесь выступить в роли ходатая? Ваша молитва будет совершаться во имя Христово. И здесь вы будете предполагать, что Сам Христос вознесет ваше прошение к престолу Отца Своего Небесного. Разве я не прав? Сказано: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас» (1 Фес. 5, 12).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С трудом понимаю хитросплетение вашей мысли. Конечно, я всегда готов помолиться за другого. Но это не значит, что молиться надо МНЕ. Библия ясно показывает на множестве примеров, что все молитвы всегда обращены к Богу, вне зависимости от роли других духовных лиц, какими бы важными они ни были.

      Удалить
    2. "Дети Храните себя от идолов" 1 Ин 5:19 фактически это одни из последних слов Иоана которыми заканчивается Библия и они были написаны 96 году н.э. Что имел в виду Иоан когда говорил "Храните себя"? Отделил ли он эти идолы на приемлемые и нет? Нет он сказал обобщенно. Мальчик идет на двор гулять мама ему говорит "Берегись собак" значит ли это что он одних собак может беречься, а других нет? Он должен избегать всех собак. Мальчику не нужно объяснять что такое собака. Так же христиане понимают в нормальном понимании что такое идол.

      Удалить
  27. Цитата: "... как Бог присутствовал в храме, ..."

    Приведу слова Соломона, сказанные при освящении храма:
    3Цар.8:27 Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил.

    3Цар.8:43 услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил.
    3Цар.8:44 Когда выйдет народ Твой на войну против врага своего путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему,

    Да и Апостол Павел говорит:
    Деян.7:48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк

    А Вы, Антон, говорите что Бог обитал в храме, и поэтому Давид высказал желание поклониться не храму, а Богу в нём обитающему.

    Это явное противоречие как словам Соломона, так и словам Павла. Да и сам Давид говорил именно о храме, а не что-то иное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обратите внимание на стих 3 Царств 9:3: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». Или Иоиль 3:17: "Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей". Конечно, Бог, его имя или его "сердце" не обитает в каком-то месте буквально. Естественно, это образные выражения. Однако они показывают, что Бог особым образом присутствовал в храме (мистическим, как сказали бы православные). Например, он создавал там облачный столб. Когда Соломон принес первые жертвы, Бог чудесным образом послал огонь. Именно этим и объясняется такое трепетное отношение Давида и других к храму. И ничего из этого нет в случае современных икон, которые пытаются сравнивать с храмом.

      Удалить
  28. Все эти разговоры о храме и поклонение или отдавание уважение англелам на ковчеге свидельства это лишь пустые разговоры и размышления. Не нужно вкладывать смысл там где его нет. Нужно только подумать почему Езекия уничтожил змея которого сделал Моисей и через которого Бог творил чудеса? Потому что израильтяне начали буквально поклоняться змею и отдавать ему уважение, а не своему Богу. 2 Цар. 18:4. Если человек искренний он сделает выводы из этого случая, а если нет то и дальше будет упорно совершать грех идолопоклонства.

    ОтветитьУдалить
  29. В основной своей массе язычники не рассматривали поклонение идолам как восхождение от образа к первообразу. Такой точки зрения придерживались лишь маленькая горстка интеллектуалов поздней античности типа Цельса.Как правило, язычники обожествляли идолов, либо считали что боги обитают в них (см. Деян.19:26).

    Однако, вы правы в том, что аргументация Цельса аналогична православной. Причина в том, что в основе логики лежит один и тот же принцип - образ восходит к первообразу. И язычники это прекрсано понимали. Если бы образы языческих божеств действительно не восходили бы к демонам, которые за ними стоят, то тогда идолослужение не делало бы людей соучастниками демонов, как учит об этом ап. Павел (1 Кор. 10:20). Но между идолами богов и демонами есть реальна и прямая связь. Как есть чаша Господня, так есть и чаша бесовская. Как есть образ бесовской (идол), так есть и образ Спасителя (икона). Если через почитание идола человек поклоняется бесам, то почему через почитание образа Христа, человек не может поклоняться Богу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Потому что надо почитать не образ, а самого Бога. Мы нигде в Библии не читаем, что праведники почитают образы. Не знаю, куда еще проще. Если бы вы не знали ничего о православии и просто непредвзято прочитали Библию, вы бы никогда не догадались нарисовать картинку и молиться ей. Вы это делаете только в силу того, что так учит определенная религиозная традиция.

      Удалить
  30. религиозный смысл почитания (в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к его источнику - невидимому Первообразу); икона становится при этом видимым символом невидимого мира, его «печатью», «вратами» в него.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И где мы читаем в Библии, что для поклонения Богу нам нужен видимый символ, печать и врата?

      Удалить
  31. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
    5 не поклоняйся им и не служи им,... (Исход 20:4,5)
    Вообще не понимаю, как можно по-другому толковать эти слова, кроме того, как они написаны.Ясно сказано - не делать никаких изображений и не поклоняться! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну как, они просто говорят, что не поклоняются, а почитают, и не изображения, а тех, кто на них нарисован.

      Удалить
  32. Ага. Хитрый способ обойти закон Бога играя на невежестве народа и получая прибыль в свой же карман.

    ОтветитьУдалить
  33. А лично мне кажется, что весь этот театр вокруг икон сложился ради собственного кошелька. Вспомнить католиков, которые продавали свидетельство о получении индульгенции, за что были так сильно нелюбимы самим Лютером. А сегодня разве ситуация поменялась? Все тоже самое. Только продаются всякие статуэтки и картинки. Большинство атеистов даже понимают, что тут явное идолопоклонство, поэтому над религиями и смеются. Не удивительно, что принимались в разных соборах повеления повсюду пихать иконы. Я только недавно перечитал тему о христианстве и ВОВ и последний комментатор написал, что одна из целей пропаганды сделать так, чтобы люди были уверены, что это не пропаганда. Так и тут. Вижу цель у многих достигнута – очевидное идолопоклонство защищают, да еще и стихи из Библию приводят.

    А мощи, которые катаются по России. РДЖ на всяких поездках зарабатывает, а потом «жертвует» церкви. Рука руку моет, как говорится. Обидно только за тех, кто с пеной у рта доказывает, что это все угодно Богу и правильно. Мой друг, православный, взял Библию, почитал и сам мне потом пишет, что оказывается христианам нельзя почитать и молится всяких иконам и крестам. Человек сделал сам на основании того, что прочитал, выводы, и без моего ведома. Вот так, господа.

    Все очень просто: Израильтяне создали себе тельца и ему поклонялись, за что разгневали Бога, это во-первых. Во-вторых, вспомним змея, которого сам Бог повелел сделать. Его тоже пришлось Езекии уничтожить, потому-что ему стали буквально поклонятся. Ясно видно, что поклонятся предметам нельзя, ибо это неугодно Богу, даже, если этот предмет в начале был сделан по самому повелению Бога, для определенной цели. В-третьих, храм был тоже благословлен самим Богом лично. Ничего подобного в нашем мире нет. Библия ясно и точно дает ответ на эту тему. Но нет, многие приводят какие-то непонятные стихи и пытаются по ним что-то доказать. Кто не может понять элементарных вещей, тому, как говорится, не дано.

    ОтветитьУдалить
  34. точно такой же аргумент мой муж приводил священнику тут в Греции, где мы живем: "Если икона всего лишь звено, а не сам предмет поклонения, то почему, например, икона божьей матери на о.патмос считается намного важнее иконы той же божьей матери в любой соседней церкви? и туда толпами едут паломники..." значит, сам предмет-икона почитается и является объектом поклонения... а у меня еще вопрос возникает: почему тогда, несмотря на то, что и греция и россия страны православные, но праздники по-разному празднуют, много обычаев разнятся... потому что религии в этих странах - это просто социальный феномен, знак принадлежности к определенной стране, не более.

    ОтветитьУдалить
  35. Библия показывает какие указания были в отношения каких-либо святынь, настолько точно нужно было все сделать и из чего ( ковчег, херувимы, посуда и т.д.) (Исход 25,26,27 главы и тд)

    Но с чего и какое изображения Бога делать, мы не встречаем.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Человек для вечности

Без участия в Вечере нет спасения?

Библейские загадки

Кому нужно 8 марта?

Примеры искажений Синодального перевода

Все темы блога

Показать больше

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *